Рабочая программа по искусству по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (8 класс)
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
искусство +1
8 кл
17.03.2019
Цели и задачи программы:
- развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством.
8 кл.doc
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска
Тамбовской обл.
Рассмотрена на
заседании МО
протокол № ___
от ___________
Согласовано
заместитель директора
по УВР
______ М.В.Люманова
Утвержден
приказом директора
от _________ № ____
__________Е.С.Парамонова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ИСКУССТВО
по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской
в 8 классе
35 часов (1 час в неделю)
Учитель: И.В. Мокшанова 20__20__ учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе
авторской программы «Искусство 89 классы», авторы программы Г.П. Сергеева, И.Э.
Кашекова, Е.Д. Критская, предназначена для основной школы общеобразовательных
учреждений и рассчитана на 2 года обучения. Сборник: Программы для
общеобразовательных учреждений; Музыка 17 классы. Искусство 89 классы. – Москва:
Просвещение, 2011 год.
Программа разработана в соответствии с учебным планом образовательного
учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 89 классов».
Подача учебного материала предоставляется учителю музыки и изобразительного
искусства по темам согласно тематическому плану. В соответствии с учебным планом в 89
классах на учебный предмет «Искусство» отводится 69 часов (из расчета 1 час в неделю):
35 часов – в 8 кл., 34 часа – в 9 кл.
Создание программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в
современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное
информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит
понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на
его духовный мир, формирование ценностнонравственных ориентаций.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти
взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в
области эстетики (Ю.Б. Борев, Н.И. Киященко, Л.Н. Столович, Б.А. Эренгросс),
культурологии (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М. Лотман, А.Ф. Лосев),
психологии художественного творчества (Л.С. Выготский, Д.К. Кирнарская, А.А. Мелик
Пашаев, В.Г. Ражников, С.Л. Рубинштейн), развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б.
Эльконин), художественного образования (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Л.М.
Предтеченская, Б.П. Юсов).
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели
художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
развитие эмоциональноэстетического восприятия действительности, художественно
творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии,
зрительнообразной памяти, вкуса, художественных потребностей;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно
прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра;
освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его
исторические и национальные особенности;
приобретение знаний об искусстве как способе эмоциональнопрактического
освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и
социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративноприкладного
искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра; овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности;
предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также
психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цели программы — развитие опыта эмоциональноценностного отношения к
искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и
общество; культурная адаптация школьников в современном информационном
пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры; приобретение
культурнопознавательной, коммуникативной и социальноэстетической компетентности.
Задачи реализации данного курса:
актуализировать имеющийся у обучающихся опыт общения с искусством;
формировать целостные представления о роли искусства в культурно историческом
процессе развития человечества;
углубить художественнопознавательные интересы;
развивать интеллектуальные и творческие способности подростков;
воспитывать художественный вкус;
формировать умения и навыки художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с обучающимися
должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио и
видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление
межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики,
технологии, информатики. Знания обучающихся об основных видах и жанрах музыки,
пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном
становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут
ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать
наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира,
произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание,
образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно
выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает
его вариативное использование в учебновоспитательном процессе, дает возможность
актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности,
приобретенные обучающимися на предыдущих этапах обучения по предметам
художественноэстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного
искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни
общества и отдельно взятого человека, общность выразительных средств и специфика
каждого из них.
Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные
виды искусств, который дает возможность обучающимся осваивать духовный опыт
поколений, нравственноэстетические ценности мировой художественной культуры.
Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С. Лихачева, «в
преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества
в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая
жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и
социализацию личности учащихся.
Межпредметные связи
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их
взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы (прозы и
поэзии), изобразительного искусства (живописи и скульптуры, архитектуры и графики,
книжных иллюстраций); театра (оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок – оперы), а также
киноискусства.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ИСКУССТВО»
Изучение искусства и организация учебной, художественнотворческой деятельности
в процессе обучения обеспечивает личностное,
познавательное,
коммуникативное развитие обучающихся. У школьников обогащается эмоционально
духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные,
художественнотворческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются
воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в
социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных
событиях региона и др.
социальное,
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация
интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется
целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое
переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и
самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений;
понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль
туры другого народа;
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного
образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов
искусства;
устойчивый интерес к различным видам учебнотворческой деятельности,
художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Обучающиеся научатся:
воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в
ней место отечественного искусства;
понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе
нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и
умозаключения;
описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого
соответствующую терминологию;
структурировать изученный материал и информацию, полученную из других
источников;
применять умения и навыки в какомлибо виде художественной деятельности; решать
творческие проблемы. Метапредметными результатами изучения искусства являются:
освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями
культуры;
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
культурнопознавательная,
коммуникативная
и
социальноэстетическая
компетентности.
Виды организации учебной деятельности: самостоятельная работа; творческая
работа; конкурс; викторина.
Основные виды контроля при организации контроля работы: вводный; текущий;
итоговый; индивидуальный; письменный; контроль учителя.
Формы контроля: наблюдение; самостоятельная работа; тест.
Контроль уровня обученности
№
урока
17
34
Тема урока
Вид контроля
Форма контроля
Музыкальнопоэтическая
символика огня
Исследовательский проект «Полна
чудес могучая природа». Весенняя
сказка «Снегурочка»
Текущий
письменный
Контрольная работа
(тест)
Итоговый
Защита проекта
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО» 8 класс
Тема урока
Колво
часов
Искусство вокруг нас
Художественный образ – стиль – язык
Наука и искусство. Знание научное и знание
художественное
1
1
1
В том
числе
ы
т
о
б
а
р
н
ь
л
о
р
т
н
о
е
ы
К
а Тема раздела
к
о
р
у
№
1
2
3
и
н
з
и
ж
в
о
в
т
с
с
у
к
с
И
)
а
с
а
ч
3
(
а
к
е
в
о
л
е
ч
о
г
о
н
н
е
м
е
р
в
о
с 4
5
6
7
8
9
10
11
1213
14
15
16
17
18
1920
2122
2324
25
26
27
2833
3435
Искусство рассказывает о красоте Земли.
Литературные страницы.
Пейзаж –
поэтическая и музыкальная живопись
Зримая музыка
Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
Портрет в искусстве России. Портреты
наших великих соотечественников. Как
начиналась галерея
Музыкальный портрет. Александр Невский
Портрет композитора в литературе и кино
Мир в зеркале искусства
Роль искусства в сближении народов.
Искусство художественного перевода –
искусство общения
Искусство проводник духовной энергии.
Знаки и символы искусства
Художественные послания предков. Разговор
с современником
Символы в жизни и искусстве
Музыкальнопоэтическая символика огня
Что есть красота
Откровенье вечной красоты. Застывшая
музыка
Есть ли у красоты свои законы
Всегда ли люди одинаково понимали красоту
Великий дар творчества: радость и красота
созидания
Как соотносится красота и польза
Как человек реагирует на явления в жизни и
искусстве
Искусство
открывает
новые грани
мира (7
часов)
)
в
о
с
а
ч
7
(
я
и
н
е
щ
б
о
б
о
с
о
п
с
й
ы
н
ь
л
а
с
р
е
в
и
н
у
к
а
к
о
в
т
с
с
у
к
с
И
)
в
о
с
а
ч
0
1
(
и
н
з
и
ж
и
е
в
т
с
с
у
к
с
и
в
а
т
о
с
а
р
К
Прекрасное
пробуждает
доброе (8
часов)
Преобразующая сила искусства
Исследовательский проект «Полна чудес
могучая природа».
Весенняя сказка
«Снегурочка»
Всего
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
6
2
35
1
1
2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ИСКУССТВУ (8 класс)
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 часа)
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как
хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с
целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все
времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание
научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и
научного мышления.
П р и м е р н ы й х у д о ж е с т в е н н ы й м а т е р и а л:
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры,
музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей
(по выбору учителя на знакомом материале).
Х у д о ж е с т в е н н о т в о р ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь у ч а щ и х с я:
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и
художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 часов)
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт
человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений,
опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя.
Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.
Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о
красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства:
портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих
соотечественников.
П р и м е р н ы й х у д о ж е с т в е н н ы й м а т е р и а л:
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными
традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой
пластики, произведений народного декоративноприкладного искусства, музыкального
фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессио
нального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве,
театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство. Декоративноприкладное искусство. Иллюстрации к
сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический,
мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение
человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в
современной живописи и графике (К. ПетровВодкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.).
Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Мла
денцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском
искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных
эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. ПетровВодкин,
Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как
фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо). Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка
(М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Э.Л. Уэббер и др.).
Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И.
Стравинский, Н. РимскийКорсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А.
Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. РимскийКорсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские
народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.
Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.
Х у д о ж е с т в е н н о т в о р ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь у ч а щ и х с я:
Самостоятельное освоение какоголибо явления и создание художественной
реальности в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в
какуюлибо эпоху (по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 часов)
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации
и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы,
фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств
как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково
символический характер искусства.
Лаконичность и емкость художественной
коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство
общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
П р и м е р н ы й х у д о ж е с т в е н н ы й м а т е р и а л:
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении
разных жанров и стилей. Эмоциональнообразный язык символов, метафор, аллегорий в
росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и
передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.
Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и
др.); пейзажи, жанровые картины (В. БорисовМусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.);
рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор
Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и
классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и
др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта,
Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего
Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма
(Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б.
Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).
Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский,
Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.В. Глюк, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Сви
ридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э.
Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).
Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э.
Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Х у д о ж е с т в е н н о т в о р ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь у ч а щ и х с я:
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам,
современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи,
графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о
современном человеке в образносимволической форме. Выбор из золотого фонда
мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека.
Обоснование своего выбора.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (10 часов)
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического
переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на
социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер
эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном
произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией
художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
П р и м е р н ы й х у д о ж е с т в е н н ы й м а т е р и а л:
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении
произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре,
архитектуре, музыке и других искусствах.
Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура
Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да
Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С.
Боттичелли и др.). Живопись (Ж.Л. Давид, У. Тернер, К.Д. Фридрих, Ф. Васильев, И.
Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б.
Кустодиева, художниковсимволистов.
Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.С. Бах, Ф.
Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С.
Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации
классической и современной музыки.
Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н.
Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А.
Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по
выбору учителя).
Х у д о ж е с т в е н н о т в о р ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь у ч а щ и х с я:
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства:
портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии
(реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии,
музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений
средствами любого вида искусства.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (8 часов)
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.
Шиллер). Ценностноориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства.
Арттерапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация,
идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей,
оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного
произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Исследовательский проект.
Х у д о ж е с т в е н н о т в о р ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь у ч а щ и х с я:
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа».
Создание
художественного замысла и воплощение эмоциональнообразного содержания весенней
сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература,
кино, театр).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССОВ
В результате изучения предмета «Искусство» ученик 8 класса должен:
знать/понимать
о культурном многообразии окружающей действительности,
художественной жизни страны;
о событиях
эстетические ценности, истинные и ложные ценности;
жанры и стили классического и современного искусства,
особенности
художественного языка и музыкальной драматургии;
имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников,
скульпторов. режиссеров и т.д, наиболее значимые их произведения;
ассоциативные связи в искусстве и жизни, их роль в творческой и исполнительской
деятельности;
о своей сопричастности окружающему миру
уметь
мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства
и качества целостного явления;
высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства,
формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и
невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с
произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем, аргументировать свою
позицию;
размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее,
средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя
свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классиче
ских произведений;
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
объективно оценивать свои художественнотворческие возможности;
действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих
задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении
общих целей4
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни при:
наблюдении за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной
деятельности; составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.;
реализации творческого потенциала, организации своей творческой деятельности,
определении ее целей и задач, выборе и применении на практике способов их достижения;
участии в художественной жизни класса, школы, города и др.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1) Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. М.: ООО
ИКТЦ ЛАДА, 2006;
2) Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителямузыканта. М.: Владос,
2002;
3) Аржаникова Л.Г. Профессия учитель музыки. М.: Просвещение, 1985; 4) Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в
общеобразовательных учреждениях. М.: Академия, 2002;
5) Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в
школе. М.: Академия, 2000;
6) Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 18
классы / Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус,
2008;
7) Изобразительное искусство и художественный труд: 19 классы / Под рук.
Б.М. Неменского. — М.: 2011;
8) Искусство 89 класс / Учебнометодический комплект. Музыка 17 классы.
Искусство 89 классы / Программа. М.: Просвещение, 2011;
9) Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1989;
10) Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М.: Просвещение, 1989;
11) Музыка. Изо. МХК. Содержание образования / Сборник нормативно –
правовых документов и методических материалов. М.: ИЦ ВентанаГраф,
2008;
12) Музыкальное образование в школе / Под ред. Л.В. Школяр. М.: Академия,
2001;
13) Разумовская О.К. Русские композиторы / Биографии, викторины, кроссворды.
М.: Айриспресс, 2007;
14) Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. М.:
Владос, 2003;
15) Ригина Г.С. Музыка. Книга для учителя. М.: Учебная литература, 2000;
16) Самин Д.К. Сто великих композиторов. М.: Вече, 2000;
17) Сборник нормативных документов. Искусство. М.: Дрофа, 2005;
18) Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство 89 класс /Учебник.
М.: Просвещение, 2011;
19) Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 59 классы. М.: 2010;
20) Смолина Е.А. Современный урок музыки. – Ярославль: Академия развития,
2006;
21) Теория и методика музыкального образования детей / Под ред. Л.В. Школяр.
М.: Флинта, Наука, 1998;
22) Фрид Г. Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь. М.: Советский композитор,
1991;
23) Халазбурь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. СПб:
2002.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
• База данных ИНИОН http
• База данных Российской Государственной библиотеки по искусству
:// www
. inion
. ru;
•
. liart
http
. ru;
:// www
Глобальные
. yahoo
http
:// www
поисковые
. com
/; http
:// search
системы
. com
/;
. msn
http
:// www
. google
. com
/;
• Детские электронные книги и презентации http://viki.rdf.ru/;
• Информационная система «Единое окно доступа к образовательным
ресурсам» http
:// window
. edu
. ru; • Информационнообразовательный портал «Культура и искусство»
http
:// www
/ educulture
. ru;
• Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве»;
• Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»;
• Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и
Мефодий»;
«Коминфо»;
• Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2009;
• Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки»
• Российский общеобразовательный портал http://music.edu.ru/;
• Электронная база данных Государственной научной педагогической
библиотеки им. К.Д. Ушинского РАО http
:// www
. gnpbu
. ru;
• Электронные информационные ресурсы Российской Национальной библиотеки
http
:// www
. nir
. ru;
• Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП),
издательство РГПУ им. А.И.Герцена;
• Электронный портал «Культура» www
• Электронный федеральный портал «Российское
. kultura
portal
. ru;
http
:// www
. edu
. ru.
образование»
Рабочая программа по искусству по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (8 класс)
Рабочая программа по искусству по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (8 класс)
Рабочая программа по искусству по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (8 класс)
Рабочая программа по искусству по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (8 класс)
Рабочая программа по искусству по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (8 класс)
Рабочая программа по искусству по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (8 класс)
Рабочая программа по искусству по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (8 класс)
Рабочая программа по искусству по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (8 класс)
Рабочая программа по искусству по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (8 класс)
Рабочая программа по искусству по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (8 класс)
Рабочая программа по искусству по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (8 класс)
Рабочая программа по искусству по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (8 класс)
Рабочая программа по искусству по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.