1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Искусство родного края» составлена на основе нормативных документов:
· Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
· Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
· Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
· Приказа Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 05.07.2017 № 1510 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2017-2018 учебный год»;
· Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, основное содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки выпускников, тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Искусство родного края» направлено на изучение основных направлений и имен выдающихся представителей различных видов искусства, работавших в регионе в различных исторических периодах; памятников материальной и духовной культуры региона, вошедших в мировой художественный фонд; видов деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или школу;
Цель рабочей программы: формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций.
Рабочая программа реализуется через решение следующих задач:
• приобщение учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края;
• формирование способности к восприятию региональной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате — осознание ее ценности, уникальности и неповторимости;
• воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель социокультурного развития, организовывать личный досуг и включаться в самостоятельное художественное творчество;
• развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии; вариативностиличных интерпретаций её феноменов, что может способствовать включению подростка в продуктивную, поисковую и творческую деятельность.
Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы следующие: краеведческий подход, содержательно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход.
Основные принципы, определяющие структуру и реализацию содержания образования курса: принцип культурных доминант, территориальный принцип, принцип интегративности.
2. Структура содержания программы «Искусство родного края» представлена 4 модулями:
• «Архитектура и дизайн».
• «Музыкальное искусство».
• «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство».
• «Театр и кино».
В разделе «Архитектура и дизайн» раскрываются вопросы из истории становления архитектурного облика Новосибирска как областного центра: первые городские постройки,* храмы, административные здания города и области, архитектурные ансамбли, промышленные сооружения, места досуга, жилые массивы; представлено творчество ведущих архитекторов прошлого и настоящего времени; затронуты вопросы градостроительного дизайна, дизайна окружающей среды, их роль в формировании современного облика города.
Раздел «Музыкальное искусство» охватывает вопросы из истории становления музыкальной культуры в Новосибирской области, народное и профессиональное творчество сибирских музыкантов, музыкальные театры.
В разделе «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» большое внимание уделяется музеям декоративно-прикладного творчества и Новосибирскому государственному художественному музею. Раскрывается творчество ярких личностей из плеяды новосибирских художников и детских художников-иллюстраторов. Затронуты вопросы возникновения истоков современного декоративно-прикладного творчества на примере народных мастеров Купинского игрушечного промысла.
В разделе «Театр и кино» крупным блоком представлен Новосибирск театральный — драматические театры, молодежный театр, детский театр, творчество ведущих театральных деятелей. Раскрываются вопросы из истории создания сибирской хроники, рождения Западно-Сибирской студии кинохроники и детской студии мультипликации.
Приоритетные направления в методике преподавания курса «Искусство родного края» — преемственность в реализации содержания образования с учетом внутрипредметных связей, учет межпредметных связей, проектный подход в организации учебно-познавательной деятельности.
Методика реализации курса «Искусство родного края» отдает приоритет деятельностному и практико-ориентированному подходам.
Развитие восприятия произведений искусства школьниками осуществляется по модели: «активный зритель, слушатель», развитие способности интерпретировать в рамках модели «функция — исполнитель». Важным показателем будет способность школьников включаться в сотворчество, основанное на развитии полифонического воображения, ассоциативного мышления и умения импровизировать.
Контроль знаний и умений будет осуществляться через презентацию индивидуальных или коллективных творческих проектов, и оцениваться в режиме «зачет - незачет».
Место учебного предмета в учебном плане.
Данный курс рассчитан на один год обучения в 8 классе и предполагает изучение содержания предмета в течение 36 часов, из расчёта 1 час в неделю.
Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения и овладения стандартом регионального компонента ученик должен:
знать / понимать:
• основные направления и имена выдающихся представителей различных видов искусства, работавших в Новосибирской области в различные исторические периоды;
• памятники материальной и духовной культуры региона, вошедшие в мировой художественный фонд;
•
виды деятельности народных умельцев и
представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район,
село (населенный пункт) или
школу;
уметь:
• выделять характерные черты творческого наследия сибирских авторов, отражающие традиции художественной культуры региона;
•
работать с источниками информации,
преобразовывая ее в интеллектуальный продукт (реферат, доклад, презентация,
проект и т. п.) на основе собственной
учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения;
• ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;
• высказывания собственного суждения о представителях искусства Сибири через анализ их произведений;
• организации личного и коллективного досуга.
4. Тематическое планирование
|
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
Архитектура и дизайн |
9 |
2 |
Музыкальное искусство |
9 |
3 |
Декоративно-прикладное и изобразительное искусство |
9 |
4 |
Театр и кино |
9 |
|
|
Итого 36 часов |
Календарно - тематическое планирование
№ урока |
Тема |
Элементы содержания |
Практическая часть |
Сроки |
|
|
Архитектура и дизайн |
||||||
1 |
Вводное занятие, история строительства города |
Первые городские постройки. Вопросы Генерального плана строительства города, градостроительный дизайн, его роль в формировании современного облика Новосибирска. Летописец истории градостроительства Новосибирска С. Н. Баландин. |
|
|
||
2 |
Градостроительный дизайн |
Ведущие архитекторы: А. Д. Крячков, Б. А. Гордеев, Т. Я. Бардт, К. Е. Осипов и др. |
|
|
||
3 |
Административные здания и промышленные сооружения |
Административные здания города и области, промышленные сооружения. |
|
|
||
4 |
Архитектурные ансамбли центра города |
Архитектурные сооружения – один из показателей культурной составляющей жизнедеятельности города и региона. Архитектурные ансамбли центра: центральная площадь Новосибирска — Областной краеведческий музей, здания Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, здания 40-х годов застройки, здания XXI века; площадь Свердлова, здания администрации Новосибирской области, Новосибирского государственного художественного музея; первый 100-квартирнып жилой дом., здания и постройки начала века; сквер Героев революции; мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» — Монумент Славы. |
|
|
||
5 |
Малые архитектурные формы |
Дизайн окружающей среды: малые архитектурные формы как объект индустриального дизайна (павильоны, киоски, светильники, фонтаны, цветники). Городская скульптура «Светофор и милиционер» и др. |
Создание макета (зарисовки) малой городской скульптуры для родного города. Эссе на тему «Твое любимое место в городе (селе)». |
|
||
6 |
Храмы |
Историческое наследие. Роль храма в организации жизненного пространства жителей города и данной местности. Собор Александра Невского (1895г., архитектор К. К. Лыгин), Вознесенский кафедральный собор (1913 г.); часовня святителя Николая Чудотворца, соборы и храмы Новосибирской области. |
|
|
||
7 |
Места досуга |
Культурные центры областного, районного, городского мегаполиса, его функции, особенности архитектурной композиции. Дизайн отдыха горожан: парковые зоны, зоопарк, детские, спортивные площадки, пляж и др. Ведущие архитекторы: А. А. Воловик (Речной вокзал, гостиница «Обь», здание аэропорта «Толмачёво», Государственная публичная научно-техническая библиотека СО АН СССР). |
Деловая игра «Ты — архитектор». Создание архитектурного замысла места досуга в твоем районе (селе) и его осуществление. |
|
||
8 |
Жилые массивы |
Жилой ансамбль. Средства выразительности. Дизайн среды. Инфраструктуры жилого массива: школы, детские сады, здания общего пользования. Дизайн интерьера как микросреда человека. |
Создание проекта «Архитектура и дизайн твоего дома (комнаты, сада)». |
|
||
9 |
Защита творческого проекта. |
|
|
|
||
Музыкальное искусство |
||||||
10 |
Центры музыкальной культуры |
Народная консерватория 1917, музыкальные школы и училища, консерватория, учителя и ученики, составившие славу и гордость страны — мировая и всероссийская известность: М. С. Лебензон, 3. Л. Брон, М. В. Богуславский, В. Репин, В. Коновалов. |
|
|
||
11 |
Музыкальная слава города |
Сибирские композиторы: Ю. П. Юкечев, А. Ф. Муров, , Г. Н. Иванов и др. Новосибирские композиторы — детям: О. Сереброва, С. Ранда, К. Журавлев и др. |
|
|
||
12 |
Народные коллективы |
Общее знакомство с хоровыми коллективами, ансамблями, исполнителями на русских народных инструментах. |
|
|
||
13 |
Народная музыка |
Истоки народного творчества Сибири – хоровые коллективы, ансамбли, исполнители на русских народных инструментах -. И. И. Маланин; творчество братьев Геннадия и Александра Заволокиных; Сибирский народный хор; ансамбль «Чалдоны»под руководством С. Смоленцевой; ансамбль «Рождество» под руководством О. Гуриной; ансамбль В. Асанова. |
Знакомство с исполнителями и коллективами самодеятельности отдельных районов города, Новосибирской области. |
|
||
14 |
Новосибирская филармония |
Новосибирский Академический симфонический оркестр и его создатель Арнольд Кац; оркестр русских народных инструментов под руководством В. Гусева; Камерный хор под управлением И. Юдина; хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» под управлением И. Тюваева; ансамбль ранней музыки «Insulamagica» под управлением А. Бурханова; «Биг-Бэнд» под управлением В. Толкачева; «Сибирский диксиленд» под управлением Б. Балахнина. Знакомство с историей создания Новосибирской филармонии, ее 12 музыкальными коллективами (по выбору): |
|
|
||
15 |
Музыкальные коллективы филармонии |
Ансамбль старинной музыки П.Шаромова «Инсула Магика» |
Написание эссе, мини-сочинения на тему о прослушанной музыке или впечатлении от исполнительской культуры коллектива. |
|
||
16 |
Страницы истории музыкальных театров |
Страницы истории музыкальных театров Новосибирска: Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, |
Написание отзыва на спектакль.
|
|
||
17 |
Театр муз-комедии |
Новосибирский театр музыкальной комедии. |
|
|||
18 |
Защита творческого проекта. |
|
|
|
||
Декоративно-прикладное и изобразительное искусство и дизайн |
||||||
19 |
Декоративно- прикладное искусство |
Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел. |
Декоративно- прикладное искусство |
|
||
20 |
История создания музеев декоративно-прикладного искусства |
История развития народных ремесел региона Сибири и Новосибирской области. |
|
|
||
21 |
Музеи декоративно-прикладного искусства |
Новосибирский краеведческий музей, музей «Сибирская береста», Новосибирский музей игрушки, Центр художественных ремесел «Сибирский вернисаж». |
Посещение (по выбору) музея декоративно-прикладного искусства. |
|
||
22 |
Народные мастера |
Символ и язык народных мастеров. Знакомство с купинским игрушечным промыслом, изделиями народных мастеров Е. Д. Дьяковойи, Т. С. Лысенко. |
|
|
||
23 |
Новосибирская картинная галерея |
История создания и становления Художественного музея (картинной галереи). Просветительская и образовательная функции Художественного музея. |
|
|
||
24 |
Экспозиция картинной галереи |
Выставочная культура, ярмарки. Русская живопись и графика первой трети XX века. Иконы XV- XIX веков. Уникальная коллекция полотен Н. К. Рериха. Произведения Н. Д. Грицюка. Действующие выставки |
Посещение выставочных залов или виртуальных музеев. Знакомство с уникальными коллекциями Н. К. Рериха, русской живописью и графикой первой трети XX века, произведениями Н. Д. Грицюка, иконами XV- XIX веков (по выбору учителя и учащихся). |
|
||
25 |
Выставочный зал союза художников |
Общее знакомство с творчеством новосибирских художников: X. А. Аврутис, Н. Д. Грицюк. Г. Н. Трошкин, А. Г. Позднеев, С.Мосиенко, И. В. Титков(возможны другие варианты). |
Мини-сочинение «Размышление у картины» (художник — по выбору учащихся). |
|
||
26 |
Художники книги |
Обзор творчества художников — «Рыцари Её Величества Книги»: Ю. Е. Ефимова, С. Гороховского, С. В. Калачева, А. Шурица. |
Сравнительный анализ творчества художников Александра Шурица, Спартака Калачева, Эдуарда Гороховского. |
|
||
27 |
Защита творческого проекта. |
|
|
|
||
Театр и кино |
||||||
28 |
Новосибирские театры |
О чем поведали спектакли в театрах: Красный факел. Общий обзор: из истории создания театров; |
|
|
||
29 |
Драматические театры |
Городской драматический театр Афанасьева, Театр на «Левом берегу». |
Театральное закулисье: «Урок грима» в театре «Глобус». Посещение театральной постановки, устное рецензирование просмотренного спектакля. Анализ драматургии просмотренной театральной постановки. |
|
||
30 |
Театр «Глобус» |
Молодежный театр: Новосибирский академический молодежный театр «Глобус». |
|
|
||
31 |
Кукольный театр |
Детский театр: Новосибирский областной театр кукол. |
|
|
||
32 |
История кинопроката |
Кино о Сибири и сибиряках |
|
|
||
33 |
Западносибирская студия документального кино |
Из истории создания сибирской хроники: первый кинотеатр в Новосибирске, фильмы Ф. Махотина— «Виды города Новосибирска», «Новониколаевские юбилейные торжества дома Романовых», «Масленица в Новониколаевске», «Прогулка от Новониколаевска до Бердска». 1930 год: рождение Западно - Сибирской студии кинохроники; первый звуковой номер журнала«Сибирь на экране», первый цветной фильм студии«Сады Сибири»Г. Гребенкина (первый руководитель Западно - Сибирского отделения Союза кинематографистов СССР). |
Круглый стол по проблемам истории документального кино: актуальность кинохроники родного края. Раскадровка своего клипа о Новосибирске. |
|
||
34 |
Детская киностудия «Поиск» |
Детская студия мультипликации. «Сибирский Фонд развития детского кино»(руководитель — Пётр Анофриков). Детская киностудия «Поиск». |
Знакомство с технологией создания детских мультфильмов. |
|
||
35 |
Мультфильм |
Мультфильмы «Поиска» |
творческий проект или сценарий «Мы делаем фильм о родном городе». |
|
||
36 |
Защита творческого проекта. |
|
|
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.