Рабочая программа по искусству родного края (Новосибирская область)
Оценка 4.8

Рабочая программа по искусству родного края (Новосибирская область)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
искусство
8 кл
22.09.2017
Рабочая программа по искусству родного края (Новосибирская область)
Данная рабочая программа направлена на изучение основных направлений и имен выдающихся представителей различных видов искусства, работавших в регионе в различных исторических периодах; памятников материальной и духовной культуры региона, вошедших в мировой художественный фонд; видов деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или школу;
Рабочая программа -Искусство родного края.docx

1. Пояснительная записка

 

Рабочая программа «Искусство родного края» составлена на основе  нормативных документов:

·         Закона Российской Федерации от 29.12.2012273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·         Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.20041312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

·         Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.20041089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

·         Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г.189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

·         Приказа Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 05.07.20171510 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций,  реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2017-2018 учебный год»;

·          Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, место учебного предмета в учебном  плане, основное содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки выпускников, тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

  

Предмет «Искусство родного края» направлено на изучение основных направлений и имен выдающихся представителей различных видов искусства, работавших в регионе в различных исторических периодах; памятников материальной и духовной культуры региона, вошедших в мировой художественный фонд; видов деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или  школу;

Цель рабочей программы: формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций.

Рабочая программа реализуется через решение следующих задач:

               приобщение учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края;

               формирование  способности  к восприятию  региональной культуры как  неотъемлемой  составляющей мировой культуры и в результате — осознание ее ценности, уникальности и неповторимости;

               воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель социокультурного развития, организовывать личный досуг и включаться в самостоятельное художественное творчество;

               развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии; вариативностиличных интерпретаций её феноменов, что может способствовать включению подростка в продуктивную, поисковую и творческую деятельность.

Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы следующие: краеведческий подход, содержательно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход.

Основные принципы, определяющие структуру и реализацию содержания образования курса: принцип культурных доминант, территориальный принцип, принцип интегративности.

2. Структура содержания программы «Искусство родного края» представлена 4 модулями:

               «Архитектура и дизайн».

               «Музыкальное искусство».

               «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство».

               «Театр и кино».

В разделе «Архитектура и дизайн» раскрываются вопросы из истории становления архитектурного облика Новосибирска как областного центра: первые городские постройки,* храмы, административные здания города и области, архитектурные ансамбли, промышленные сооружения, места досуга, жилые массивы; представлено творчество ведущих архитекторов прошлого и настоящего времени; затронуты вопросы градостроительного дизайна, дизайна окружающей среды, их роль в формировании современного облика города.

Раздел «Музыкальное искусство» охватывает вопросы из истории становления музыкальной культуры в Новосибирской области, народное и профессиональное творчество сибирских музыкантов, музыкальные театры.

В разделе «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» большое внимание уделяется музеям декоративно-прикладного творчества и Новосибирскому государственному художественному музею. Раскрывается творчество ярких личностей из плеяды новосибирских художников и детских художников-иллюстраторов. Затронуты вопросы возникновения истоков современного декоративно-прикладного творчества на примере народных мастеров Купинского игрушечного промысла.

В разделе «Театр и кино» крупным блоком представлен Новосибирск театральный — драматические театры, молодежный театр, детский театр, творчество ведущих театральных деятелей. Раскрываются вопросы из истории создания сибирской хроники, рождения Западно-Сибирской студии кинохроники и детской студии мультипликации.

Приоритетные направления в методике преподавания курса «Искусство родного края» — преемственность в реализации содержания образования с учетом внутрипредметных связей, учет межпредметных связей, проектный подход в организации учебно-познавательной деятельности.

Методика реализации курса «Искусство родного края» отдает приоритет деятельностному и практико-ориентированному подходам.

Развитие восприятия произведений искусства школьниками осуществляется по модели: «активный зритель, слушатель», развитие способности интерпретировать в рамках модели «функция — исполнитель». Важным показателем будет способность школьников включаться в сотворчество, основанное на развитии полифонического воображения, ассоциативного мышления и умения импровизировать.

Контроль знаний и умений будет осуществляться через презентацию индивидуальных или коллективных творческих проектов, и оцениваться в режиме «зачет - незачет». 

Место учебного предмета в учебном плане.

 Данный курс рассчитан на один год обучения в 8 классе и предполагает изучение содержания предмета в течение 36 часов, из расчёта 1 час в неделю.  

Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения и овладения стандартом регионального компонента ученик должен:

знать / понимать:

         основные направления и имена выдающихся представителей различных видов искусства, работавших в Новосибирской области в различные исторические периоды;

         памятники материальной и духовной культуры региона, вошедшие в мировой художественный фонд;

         виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного   творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или
школу;

уметь:

         выделять характерные черты творческого наследия сибирских авторов,  отражающие традиции художественной культуры региона;

         работать с источниками информации, преобразовывая ее в интеллектуальный продукт (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной
учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

         для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения;

         ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;

         высказывания собственного суждения о представителях искусства Сибири через анализ их произведений;

         организации личного и коллективного досуга.

 

4. Тематическое планирование

 

Наименование раздела

Количество часов

1

Архитектура и дизайн

9

2

Музыкальное искусство

9

3

Декоративно-прикладное и изобразительное искусство

9

4

Театр и кино

9

 

 

Итого 36 часов


 

Календарно - тематическое планирование

№ урока

Тема

Элементы содержания

Практическая часть

     Сроки

 

Архитектура и дизайн

1

Вводное занятие, история строительства города

Первые городские постройки. Вопросы Генерального плана строительства города, градостроительный дизайн, его роль в формировании современного облика   Новосибирска.  Летописец  истории  градостроительства Новосибирска С. Н. Баландин.

 

 

2

Градостроительный дизайн

Ведущие архитекторы: А. Д.  Крячков,  Б. А.  Гордеев,   Т.  Я.  Бардт, К. Е. Осипов и др.

 

 

3

Административные здания и промышленные сооружения

Административные здания города и области, промышленные   сооружения.

 

 

4

Архитектурные ансамбли центра города

Архитектурные сооружения – один из показателей культурной составляющей  жизнедеятельности города и региона. Архитектурные ансамбли центра: центральная площадь Новосибирска — Областной краеведческий музей, здания Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, здания 40-х годов застройки, здания XXI века; площадь Свердлова, здания администрации Новосибирской области, Новосибирского государственного художественного музея; первый 100-квартирнып жилой дом., здания и постройки начала века; сквер Героев революции; мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» — Монумент Славы.

 

 

5

Малые архитектурные формы

Дизайн окружающей среды: малые архитектурные формы как объект индустриального дизайна (павильоны, киоски, светильники, фонтаны, цветники). Городская скульптура «Светофор и милиционер» и др.

Создание макета (зарисовки) малой городской скульптуры для родного города. Эссе на тему «Твое любимое место в городе (селе)».

 

6

Храмы

Историческое наследие. Роль храма в организации жизненного пространства жителей города и данной местности.

Собор Александра Невского (1895г., архитектор К. К. Лыгин), Вознесенский кафедральный собор (1913 г.); часовня святителя Николая Чудотворца, соборы и храмы Новосибирской области.

 

 

7

Места досуга

Культурные центры областного, районного,   городского мегаполиса, его функции, особенности архитектурной композиции. Дизайн отдыха горожан: парковые зоны, зоопарк, детские, спортивные площадки, пляж и др. Ведущие архитекторы: А. А. Воловик (Речной вокзал, гостиница «Обь», здание аэропорта «Толмачёво», Государственная публичная научно-техническая библиотека СО АН СССР).

Деловая игра «Ты — архитектор». Создание архитектурного замысла места досуга в твоем районе (селе) и его осуществление.

 

8

Жилые массивы

Жилой ансамбль. Средства выразительности. Дизайн среды. Инфраструктуры жилого массива: школы, детские сады, здания общего пользования. Дизайн интерьера как микросреда человека.

Создание проекта «Архитектура и дизайн твоего дома (комнаты, сада)».

 

9

Защита творческого проекта.

 

 

 

Музыкальное искусство

   10

Центры музыкальной культуры

Народная консерватория 1917, музыкальные школы и училища, консерватория, учителя и ученики, составившие славу и гордость страны — мировая и всероссийская известность: М. С. Лебензон, 3. Л. Брон, М. В. Богуславский, В. Репин, В. Коновалов.

 

 

   11

Музыкальная слава города

Сибирские композиторы: Ю. П. Юкечев, А. Ф. Муров, , Г. Н. Иванов и др.

Новосибирские композиторы — детям: О. Сереброва, С. Ранда, К. Журавлев и др.

 

 

   12

Народные коллективы

Общее знакомство с хоровыми коллективами, ансамблями, исполнителями на русских народных   инструментах.

 

 

   13

Народная музыка

Истоки народного творчества Сибири – хоровые коллективы, ансамбли, исполнители на русских народных инструментах -. И. И. Маланин; творчество братьев Геннадия и Александра Заволокиных; Сибирский народный хор; ансамбль «Чалдоны»под руководством С. Смоленцевой; ансамбль «Рождество» под руководством О. Гуриной; ансамбль В. Асанова.

Знакомство с исполнителями и коллективами самодеятельности отдельных районов города, Новосибирской области.

 

  14

Новосибирская филармония

Новосибирский Академический симфонический оркестр и его создатель Арнольд Кац; оркестр русских народных инструментов под руководством В. Гусева; Камерный хор под управлением И. Юдина; хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» под управлением И. Тюваева; ансамбль ранней музыки «Insulamagica» под управлением А. Бурханова; «Биг-Бэнд» под управлением В. Толкачева; «Сибирский диксиленд» под управлением Б. Балахнина. Знакомство с историей создания Новосибирской филармонии, ее 12 музыкальными коллективами (по выбору):

 

 

    15

Музыкальные коллективы филармонии

Ансамбль старинной музыки П.Шаромова «Инсула Магика»

Написание эссе, мини-сочинения на тему о прослушанной музыке или впечатлении от исполнительской культуры коллектива.

 

16

Страницы истории музыкальных театров

Страницы истории музыкальных театров Новосибирска: Новосибирский государственный  академический театр оперы и балета,

Написание отзыва на спектакль.

 

 

17

Театр муз-комедии

Новосибирский театр музыкальной комедии.

 

18

Защита творческого проекта.

 

 

 

Декоративно-прикладное и изобразительное искусство и дизайн

    19

Декоративно- прикладное искусство

Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел.

Декоративно- прикладное искусство

 

    20

История создания музеев декоративно-прикладного искусства

История развития народных ремесел региона Сибири и Новосибирской области.

 

 

    21

Музеи декоративно-прикладного искусства

Новосибирский краеведческий музей, музей «Сибирская береста», Новосибирский музей игрушки, Центр художественных ремесел «Сибирский вернисаж».

Посещение (по выбору) музея декоративно-прикладного искусства.

 

   22

Народные мастера

Символ и язык народных мастеров. Знакомство с купинским игрушечным промыслом, изделиями народных мастеров Е. Д. Дьяковойи, Т. С. Лысенко.

 

 

   23

Новосибирская картинная галерея

История создания и становления Художественного музея (картинной галереи). Просветительская и образовательная функции Художественного музея.

 

 

   24

Экспозиция картинной галереи

Выставочная культура, ярмарки. Русская живопись и графика первой трети XX века. Иконы XV- XIX веков. Уникальная коллекция полотен Н. К. Рериха. Произведения Н. Д. Грицюка. Действующие выставки

Посещение выставочных залов или виртуальных музеев. Знакомство с уникальными коллекциями Н. К. Рериха, русской живописью и графикой первой трети XX века, произведениями Н. Д. Грицюка, иконами XV- XIX веков (по выбору учителя и учащихся).

 

   25

Выставочный зал союза художников

Общее знакомство с творчеством новосибирских художников: X. А. Аврутис, Н. Д. Грицюк. Г. Н. Трошкин, А. Г. Позднеев, С.Мосиенко, И. В. Титков(возможны другие варианты).

Мини-сочинение «Размышление у картины» (художник — по выбору учащихся).

 

   26

Художники книги

Обзор творчества художников — «Рыцари Её Величества Книги»: Ю. Е. Ефимова, С. Гороховского, С. В. Калачева, А. Шурица.

Сравнительный анализ творчества художников Александра Шурица, Спартака Калачева, Эдуарда Гороховского.

 

   27

Защита творческого проекта.

 

 

 

Театр и кино

   28

Новосибирские театры

О чем поведали спектакли в театрах: Красный факел. Общий обзор: из истории создания театров;

 

 

   29

Драматические театры

Городской драматический театр Афанасьева, Театр на «Левом берегу».

Театральное закулисье: «Урок грима» в театре «Глобус».

Посещение театральной постановки, устное рецензирование просмотренного спектакля.

Анализ драматургии просмотренной театральной постановки.

 

   30

Театр «Глобус»

Молодежный театр: Новосибирский академический молодежный театр «Глобус».

 

 

   31

Кукольный театр

Детский театр: Новосибирский областной театр кукол.

 

 

   32

История кинопроката

Кино о Сибири и сибиряках

 

 

   33

Западносибирская студия документального кино

Из истории создания сибирской хроники: первый кинотеатр в Новосибирске, фильмы Ф. Махотина— «Виды города Новосибирска», «Новониколаевские юбилейные торжества дома Романовых», «Масленица в Новониколаевске», «Прогулка от Новониколаевска до Бердска».

1930 год: рождение Западно - Сибирской студии кинохроники; первый звуковой номер журнала«Сибирь на экране», первый цветной фильм студии«Сады Сибири»Г. Гребенкина (первый руководитель Западно - Сибирского отделения Союза кинематографистов СССР).

Круглый стол по проблемам истории документального кино: актуальность кинохроники родного края. Раскадровка своего клипа о Новосибирске.

 

   34

Детская киностудия «Поиск»

Детская студия мультипликации. «Сибирский Фонд развития детского кино»(руководитель — Пётр Анофриков). Детская киностудия «Поиск».

Знакомство с технологией создания детских мультфильмов.

 

   35

Мультфильм

Мультфильмы «Поиска»

творческий проект или сценарий «Мы делаем фильм о родном городе».

 

   36

Защита творческого проекта.

 

 

 

 


 

Пояснительная записка Рабочая программа «Искусство родного края» составлена на основе нормативных документов: ·

Пояснительная записка Рабочая программа «Искусство родного края» составлена на основе нормативных документов: ·

Музыкальное искусство». • «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство»

Музыкальное искусство». • «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство»

Сибири через анализ их произведений; • организации личного и коллективного досуга

Сибири через анализ их произведений; • организации личного и коллективного досуга

Календарно - тематическое планирование № урока

Календарно - тематическое планирование № урока

Лыгин), Вознесенский кафедральный собор (1913 г

Лыгин), Вознесенский кафедральный собор (1913 г

О. Гуриной; ансамбль В. Асанова

О. Гуриной; ансамбль В. Асанова

Просветительская и образовательная функции

Просветительская и образовательная функции

История кинопроката Кино о

История кинопроката Кино о
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2017