Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми и методическими документами федерального и регионального уровней:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнуки России от 30.08.2013 № 1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);Планируемые результаты
Личностные:
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира - понимание культурного многообразия мира, толерантность.
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность ответственного отношения к учению
Метапредметные:
Регулятивные: формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ставить учебную задачу под руководством учителя, работать в соответствии с предложенным планом.
Коммуникативные: формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе, ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. Участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Познавательные: развитие стратегий смыслового чтения и работа с информацией, использование общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций, систематизирование, сопоставление, анализ, обобщение и интерпретирование информации, содержащейся в готовых информационных объектах, выделение главной и избыточной информации, заполнение и дополнение таблиц, схем, Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Обучающийся научится определять критерии для сравнения.
Предметные:
У обучающегося будут сформированы:
- целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов;
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества в древности;
Обучающиеся научатся:
- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
- использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
- описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
- объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории
программа по истории 5 класс.docx
Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии со следующими нормативными
правовыми и методическими документами федерального и регионального уровней:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утв. приказом Минобрнуки России от 30.08.2013 № 1015;
Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования, утв. приказом
Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением
федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 08.04.2015);
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования (приказ Минобрнауки России № 253 от 31.03.2014 года с изменениями),
а также с учетом Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «***». Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предмет «История» обеспечивает достижение обучающимися личностных результатов за счет мотивации к
обучению и познанию; за счет опыта участия в социально значимых проектах; осознанном, уважительном и
доброжелательном отношении к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетенции в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой деятельности.
Метапредметные результаты достигаются за счет участия в совместной деятельности; работы с текстовыми и
нетекстовыми компонентами; поиска, отбора и классификации информации; использования методов сравнения,
синтеза, анализа.
Программа адресована обучающимся 5 классов.
В 5 классах средний уровень усвоения учебного материала, недостаточно сформирована система по отработке
предметных результатов, недостаточный темп работы в классах. У большинства обучающихся классов рассеянное
внимание, недостаточная концентрация на изучаемом материале. Обучающиеся недостаточно владеют навыками
математического счисления, что может затруднить работу по темам «Счет лет в истории», «Письменность и знания
древних египтян». Поэтому ведущими формами познавательной деятельности являются: смысловое чтение и работа
с текстовой информацией в различном виде (устно, электронное представление), работа с таблицами, практические
работы, наблюдения, составление схем, классификация, сравнение, анализ и синтез, мини исследования. При этом
учитываются такие особенности класса как наличие детей с ОВЗ, с гиперактивностью. Отработка навыков и
закрепление учебного материала должна проводиться во время уроков.
Проектная и учебноисследовательская деятельность реализуется путем работы с историческими
документами, картами.
Изучение предмета «История» способствует духовно – нравственному развитию обучающихся, так как
формирует общее представление о прошлом человека, о развитии общества в Древнем мире, формирует
представление о месте человека в мире.
Планируемые результаты
Личностные:
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов мира понимание культурного многообразия мира, толерантность. готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
сформированность ответственного отношения к учению
Метапредметные:
Регулятивные: формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и
задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и
средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ставить учебную задачу под руководством учителя,
работать в соответствии с предложенным планом.
Коммуникативные: формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками, умений работать в группе, ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;
действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; развитию речевой деятельности,
приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта
регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. Участвовать в
совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Познавательные: развитие стратегий смыслового чтения и работа с информацией, использование
общеучебных умений, знаковосимволических средств, широкого спектра логических действий и операций,
систематизирование, сопоставление, анализ, обобщение и интерпретирование информации, содержащейся в готовых
информационных объектах, выделение главной и избыточной информации, заполнение и дополнение таблиц, схем,
Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках
информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Обучающийся
научится определять критерии для сравнения.
Предметные:
У обучающегося будут сформированы:
целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как
необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и
непрерывности исторических процессов;
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества в
древности; Обучающиеся научатся:
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий,
терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи
первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней
культуры; рассказывать о событиях древней истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с
использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);
б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные,
свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры:
архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Обучающиеся получат возможность научиться:
давать характеристику общественного строя древних государств;
сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в
мировой истории.
Раздел 2 Содержание
История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники
исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных
людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы:
трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли.
Возникновение древнейших цивилизаций. Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Городагосударства. Мифы и
сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные
памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники).
Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараонреформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних
египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и
торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения.
Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава:
военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние городагосударства. Общественное
устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие
Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного
государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп
населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиознофилософские учения (конфуцианство).
Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства
ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков.
Сказания о богах и героях.
Греческие городагосударства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла.
Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта:
основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Классическая Греция. Грекоперсидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины
победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство.
Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература.
Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад.
Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей.
Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в
Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти;
Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства.
Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие
наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. Тематическое планирование
Учебный год рассчитан на 35 недель. Предмет история в 5 классе по учебному плану МОУ «***» рассчитан
на 2 часа в неделю, т.е. 70 часов в год. Из них на проектную деятельность 2 часа (в рамках изучения тем), на
повторение учебного материала – 4 часа, на учебноисследовательскую деятельность 6 часов (в рамках изучения
новых тем), на итоговое повторение на конец года 1 час. Резерв – 2 часа. Итого на изучение новых тем отведено 63
часа.
№ п/п
Тема
1.
2
Введение
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники
Количес
тво
часов
1
3
Тема урока
Введение. Письменные и вещественные исторические источники по
истории Древнего мира.
Древнейшие люди. 3
4
5
6
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.
Тема 3. Счет лет в истории.
Тема 4. Древний Египет.
Тема 5. Западная Азия в древности.
3
1
8
7
Родовые общины охотников и собирателей.
Возникновение искусства и религии.
Возникновение земледелия и скотоводства.
Появление неравенства и знати.
Переход от первобытности к цивилизации.
Счет лет в истории.
Государство на берегах Нила.
Как жили земледельцы и ремесленники
Жизнь египетского вельможи.
Военные походы фараонов.
Религия древних египтян.
Искусство древних египтян.
Письменность и знания древних египтян
Достижения древних египтян. Неограниченная власть фараонов.
Древнее Двуречье.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Финикийские мореплаватели.
Библейские сказания.
Древнееврейское царство.
Ассирийская держава. 7
Тема 6. Индия и Китай в древности.
8
Тема 7. Древнейшая Греция.
5
5
7
Персидская держава «царя царей».
Природа и люди в Древней Индии.
Индийские касты.
Чему учил китайский мудрец Конфуций.
Первый властелин единого Китая.
Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и
культуру.
Греки и критяне
Микены и Троя.
Поэма Гомера «Илиада».
Поэма Гомера «Одиссея»
Религия древних греков.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Зарождение демократии в Афинах
Древняя Спарта
9
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с
персидским нашествием.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
10
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и 5
Олимпийские игры в древности.
Победа греков над персами в Марафонской битве.
Нашествие персидских войск на Элладу.
В гаванях афинского порта Пирей расцвет демократии
11
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.
12
13
Тема 11. Рим: от его возникновения до
установления господства над Италией.
Тема 12.
Средиземноморья.
Рим – сильнейшая держава
3
4
4
14
Тема 13. Гражданские войны в Риме.
В городе богини Афины.
В афинских школах и гимнасиях.
В театре Диониса.
Афинская демократия при Перикле.
Города Эллады подчиняются Македонии.
Поход Александра Македонского на Восток.
В Александрии Египетской.
Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру.
Древнейший Рим.
Завоевание Римом Италии.
Устройство Римской республики.
Карфаген – преграда на пути к Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном.
Установление господства Рима во всем Восточном
Средиземноморье.
Рабство в Древнем Риме.
Земельный закон братьев Гракхов.
Восстание Спартака.
Единовластие Цезаря.
Установление империи Тема 14. Римская империя в первые века нашей
эры.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение
Западной римской империи.
15
16
17
Резерв – 2 часа
5
2
1
Соседи римской империи.
Рим при императоре Нероне.
Первые христиане и их учения.
Расцвет римской империи во II в.
«Вечный город» и его жители.
Римская империя при Константине.
Взятие Рима варварами.
Итоговое повторение. Вклад народов древности в мировую
культуру.
Рабочая программа по истории для 5 класса
Рабочая программа по истории для 5 класса
Рабочая программа по истории для 5 класса
Рабочая программа по истории для 5 класса
Рабочая программа по истории для 5 класса
Рабочая программа по истории для 5 класса
Рабочая программа по истории для 5 класса
Рабочая программа по истории для 5 класса
Рабочая программа по истории для 5 класса
Рабочая программа по истории для 5 класса
Рабочая программа по истории для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.