Рабочая программа учебного предмета " История России " для 8 класса составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Структура программы учебного предмета " История России " для 8 класса. 1. Планируемые результаты изучения предмета. 2. Содержание учебного предмета 3. Тематическое планирование.
Рабочая программа по истории России 7 с ИПК.doc
Рабочая программа предмета «История России» для 7 класса составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования МБОУ СОШ___________.
Предмет «История России» изучается на ступени основного общего образования в
качестве обязательного предмета в 69 классах в общем объеме 360 часов, в 7 классе на
изучение истории России отводится 42 часа.
1. Планируемые результаты изучения предмета
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.),
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание
важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными
возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости,
эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими
мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других
обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие
умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей,
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения
учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией,
анализировать графическую,
художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять
план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и
фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить
информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного
учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и
Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью
учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью
(сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных
видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация,
дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТтехнологии для обработки, передачи, систематизации и
презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности,
отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения
работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество
выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI
—XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах
населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России,
исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во всемирноисторическом процессе в
изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление
общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство»,
«всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и
процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия
предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках,
фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и
познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических
источников, выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,
раскрытие причинноследственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и
др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных
отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей,
господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений
средневекового человека о мире; • понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи
Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических
установок, национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических
событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам
прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её
результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение
краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников
на территории современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историкокультурного, историкоантропологического,
цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников
средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных
достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период,
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события истории России, этапы
становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и
всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об
экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о
направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных
исторических памятниках средневековой Руси;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековом
обществе на Руси, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о
значительных событиях истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных
отношений, политического строя на Руси; б) ценностей, господствовавших в средневековой
Руси, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории
Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать
общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность»,
«централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
•
давать сопоставительную характеристику политического устройства
государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них
общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы
описания памятников средневековой культуры, объяснять, в чем заключаются их
художественные достоинства и значение. 2. Содержание учебного предмета «История России» 7 класс.
Россия в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству
Россия в XVI веке
Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы:
присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы.
Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой
трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и
Казанским ханствами, посольства в европейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых
приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая
дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений.
Государство и церковь.
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской
власти.
Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы.
Стародубская война с Польшей и Литвой.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами
Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси
Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»:
ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного
представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г.
Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о
службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения
Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским
ханством. Набег ДевлетГирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях.
Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и
результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на
Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство.
Служилые и
неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о
«заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства.
Финноугорские
народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы
из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском
государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.
Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный
террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия
опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований.
Цена реформ.
Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса
Годунова. Учреждение патриаршества.
Тявзинский мирный договор со Швецией:
восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством.
Отражение набега ГазиГирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных
черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение
царской династии Рюриковичей.
Смута в России
Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса
Годунова. Политика Бориса Годунова, в т.ч. в отношении боярства. Опала семейства
Романовых. Голод 16011603 гг. и обострение социальноэкономического кризиса.
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и
самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство
самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего
кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско
литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона ТроицеСергиева
монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина
Шуйского и Я.П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну
против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об
избрании на престол польского принца Владислава и вступление польсколитовского
гарнизона в Москву. Подъем национальноосвободительного движения. Патриарх
Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение
Москвы в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на
царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против
центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю.
Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву.
Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного
времени.
Россия в XVII веке
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление
экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские
соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской
думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел.
Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления.
Затухание деятельности Земских соборов.
Правительство Б.И. Морозова и И.Д.
Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп
Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки.
Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации
регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с
европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город,
духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки,
крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в.
Соляной бунт в Москве. ПсковскоНовгородское восстание. Соборное уложение 1649 г.
Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский
Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа
1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со
странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с
православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана
Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между
Россией и Речью Посполитой 16541667 гг. Андрусовское перемирие. Русскошведская
война 16561658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское
осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения
России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и
империей Цин.
Культурное пространство
Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия.
Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия
Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев.
Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение.
Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические
отношения. Формирование многонациональной элиты.
Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь.
Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез
европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.
Архитектура. Дворцовохрамовый ансамбль Соборной площади в Москве.
Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор
Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (КириллоБелозерский, Соловецкий, Новый
Иерусалим). Крепости (Китайгород, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский,
Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи.
Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка
Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени.
Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода
как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.
Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском
приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля первое учебное пособие по истории.
Региональный компонент
Пензенский край в XVI – XVII вв.
Вхождение Пензенского края в состав Русского государства Русская колонизация XVXVII веков. Причины и направления колонизации. Походы
Василия III и Ивана IV. Пути движения войск. Строительство городов и сел.
Присоединение края к Руси. «Дикое поле». Учреждение дозорной службы. Сторожи.
Станицы. М.И. Воротынский. Засечные черты XVIXVII веков. Набеги крымских и
ногайских татар. Строительство острогов, городов. Заселение края.
Основание Пензы. Ю.Е. Котранский. Е.П. Лачинов. Гипотезы о происхождении
названия Пензы. Превращение Пензы из военной крепости в провинциальный город
Российской империи. Положение населения Пензенского края.
Пензенский край в XVII веке
Административнотерриториальное деление. Военноадминистративное деление.
Топонимика. Освоение края в первой половине XVII века. Экономическое развитие края.
Складывание вотчинного хозяйства. Усиление эксплуатации населения края. Участие
населения края в восстании под предводительством Степана Разина. М. Харитонов. В.
Федоров. М. Дмитриев. Расправа над восставшими. Освоение Пензенского края в 7080е
годы XVII века. Строительство Пензенской засечной черты. Состав населения к концу
XVII века.
Культура Пензенского края XVII века. Особенности развития культуры края, ее
единство с общероссийской культурой. Язык. Декоративноприкладное искусство. Быт.
Архитектура края. ТроицеСканов монастырь. Распространение грамотности. Россия в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству. (42 ч)
3. Тематическое планирование
№
7 класс
Раздел, тема урока
Тема 1 Россия в XVI в.
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.
Российское государство в первой трети XVI в.
Начало правления Ивана IV
Реформы Избранной Рады
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.
Внешняя политика России во второй половине XVI в.: восточное и южное
направления
Внешняя политика России во второй половине XVI в.: отношения с Западной
Европой, Ливонская война
Опричнина
Итоги царствования Ивана IV
Россия в конце XVI в. внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
Церковь и государство в XVI в.
Культура и народов России в XVI в.
Повседневная жизнь народов России в XVI в.
Повторительнообобщающий урок по теме «Россия в XVI в.»
Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI в.»
Колво
ччасов
17 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
Россия в XVII в.
Смута в Российском Государстве: причин, начало
Смута в Российском Государстве: борьба с интервентами
Окончание Смутного времени
Экономическое развитие России в XVII в.
Изменения в социальной структуре российского общества
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве
Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол
Народные движения в XVII в.
Россия в системе Международных отношений: отношения со странами Европы
Россия в системе Международных отношений: отношения со странами исламского
мира и с Китаем
Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
Культура народов России в XVII в
Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII
16 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1 в.
Повторительнообобщающий урок по теме «Россия в XVII в.»
Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVII в.»
Пензенский край в XVI – XVII вв.
Русская колонизация и поход Ивана IV на Казань
Мещерские сторожи и станицы
Засечные черты.
Основание Пензы
Участие населения края в восстании под предводительством Степана Разина
Освоение края в 70–80е годы XVII в.
Экономическое развитие края в XVII в.
Культура Пензенского края
Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVI–XVII в.»
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Рабочая программа по истории россии 8 класс
Рабочая программа по истории россии 8 класс
Рабочая программа по истории россии 8 класс
Рабочая программа по истории россии 8 класс
Рабочая программа по истории россии 8 класс
Рабочая программа по истории россии 8 класс
Рабочая программа по истории россии 8 класс
Рабочая программа по истории россии 8 класс
Рабочая программа по истории россии 8 класс
Рабочая программа по истории россии 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.