Рабочая программа по истории России с древнейших времен 6 класс.
Оценка 5
Документация
docx
история
6 кл
24.04.2017
Предмет: история.
Курс: история России.
Уровень: базовый.
Количество часов: в год-70 (28-всеобщая история, 42-история России), в неделю-2.
Форма работы: классно-урочная.
Программа по "Истории России" 6 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.
Содержит:
1. Общую характеристику учебного предмета .
2. Основное содержание предмета.
3.Требования ФГОС к результатам обучения курса.
4. Методы, приемы, формы организации учащихся на уроке.
5. Темы исследований и проектов.
6. Учебно-тематический план.
7. Календарно- тематическое планирование.Рабочая программа по истории России 6 класс.
история России новаяMicrosoft Office Word.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Рыбушка
Саратовского района Саратовской области»
Проверено
Согласовано
Утверждаю
Руководитель методического
совета
_______________________
Лукьянович О.Д.
«___» _________
2016г.
Заместитель директора
Директор школы
______________________
______________________
Лукьянович О.Д.
Задворнова Л.И.
«___» _________
2016г.
«___» _________
2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
история
(наименование учебного предмета (курса)
___________________2 уровень основное общее образование _6 класс_____________________
(уровень, ступень образования)
_________________________20162017уч.год_________________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы:
По программе: А.А. Данилов, О.Н. Журавлева «История России» –М. .: Просвещение2016 г.
Учебник:
«История России с древнейших времен до конца 16 века» 6 класс А.А. Данилов, Л.Г. Косулина
М.: Просвещение 2014.
Количество часов 6 класс всего: 42 , в неделю 2
Ф.И.О. учителя (преподавателя),
составившего рабочую учебную программу: Михайлова Светлана Ивановна
учитель истории и обществознания первой квалификационной категории
с. Рыбушка
2016 2017учебный год. Пояснительная записка
Предмет: «История»
Курс: «История России »
Класс: 6
Уровень: базовый.
Год обучения: 20162017.
Количество часов в год: 70(28 всеобщая история, 42история России),
в неделю2.
Форма работы: классноурочная.
Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России»
разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего
образования, а также Концепции нового учебнометодического комплекса по
отечественной истории и Истрикокультурного стандарта.
По программе: А.А. Данилов, О.Н. Журавлева «История России» –М. .: Просвещение2016
г.
Учебно методическое оснащение
Учебник «История России с древнейших времен до конца 16 века» 6 класс А.А. Данилова, Л.Г.
Косулиной М.: Просвещение 2014.
В условиях перехода на новую учебную линию возможно несоответствие учебных часов:
История России 42 ч., История Средних веков 28 ч. Программа составлена исходя из следующих
целей обучения истории в рамках федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования основной школе: образование, развитие и воспитание личности
школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на
основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески
применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы
в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
∙ формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
∙ овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с
древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной
сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
∙ воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толе
рантности и мира между людьми и народами, в духе демо кратических ценностей современного
общества;
∙ развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом
историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
∙ формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления
сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
2) общая характеристика учебного предмета
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической
системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования,
учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно
хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со
спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач
истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и
познавательных возможностей учащихся 6 классов, особенностей их социализации, а также ресурса
учебного времени, отводимого на изучение предмета. Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на
исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических,
экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства,
техники;
формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и
др.,
образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое
внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям,
интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Содержание учебного предмета «История» для 6 классов изложено в виде двух курсов «История
России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества.
Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и
неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох,
существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности
отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве
обязательного предмета в 6 классах в общем объеме 70 часов, по 2 часа в неделю.
ИСТОРИЯ РОССИИ
РОССИЯ В XVI-XVII вв.
Россия в XVI в.
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского
развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского
абсолютизма.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского
государства.
Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система
местничества. Местное управление. Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление
Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений.
«Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.
Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых
им преобразований.
закрепощения крестьянства.
Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало
Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств,
Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы
управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала
и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.
Полиэтнический характер населения Московского царства. Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим».
Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.
Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство
Культура народов России в XVI в.
Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт
основных сословий.
Россия в XVII в.
Россия и Европа в начале XVII в.
Смутное время, дискуссия о его причинах.
Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и
самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально
освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий
Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословнопредставительской системы.
Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич.
Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного
строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его
распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики.
Отмена местничества.
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение
России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение
первых мануфактур.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство,
торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание.
Восстание под предводительством Степана Разина.
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики.
Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной
Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью
Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение
присоединения Сибири.
Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в
Русской православной церкви.
Культурное пространство
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой».
Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского
начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и
научных знаний. Газета «ВестиКуранты». Русские географические открытия XVII в.
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.
Повторение 2 часа.
В результате изучения курса истории учащиеся должны уметь:
работать с исторической картой, т.е. читать ее, использовать как источник знаний,
пользоваться легендой;
определять хронологию событий, соотносить событие с веком, устанавливать
принадлежность разнородных явлений и событий к одному времени и последовательность событий;
изучать исторические источники (письменные, материальные), извлекая из них новые
знания, в том числе путем сопоставления информации;
анализировать исторические факты, раскрывая причинно следственные связи, сравнивать
явления и события, определять основополагающие и второстепенные характеристики;
давать оценку отдельным явлениям культуры, художественной и духовной ценности;
составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на
основе простого плана);
составлять характеристику исторических деятелей, представителей отдельных
социальных групп, определять свое отношение к их действиям;
участвовать в обсуждении, формулировать свое мнение, давать отзыв на ответы
учащихся.
При проведении уроков применяются технологии поддерживающего обучения (традиционное
обучение), игровые, личностно ориентированные, информационные (компьютерные). Методы
обучения: частично – поисковый, беседа, обсуждение, игра, работа с источниками и другие.
Дозирование домашнего задания соответствует возрастным особенностям обучающихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
К важнейшим личностным результатам
следующие убеждения и качества:
изучения истории в основной школе относятся
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной
группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод
человека;
осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,
толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих
качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную,
общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать
факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать
выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на
электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных
формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного
взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 6 классах включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и
человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа
для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных
источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и
народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников своей страны и мира.
Методы, приемы, формы организации учащихся на уроках истории
На уроках истории используются современные технологии обучения: педагогика
сотрудничества, тестовые технологии, личностноориентированное обучение, информационно
коммуникативное обучение. Методы: словесные, наглядные, практические, методы контроля и самоконтроля;
поисковые, индуктивные, дедуктивные, проектный метод обучения
Приемы: чтение текста учениками, беседа, дискуссия по проблеме, разработка проекта в рамках
освоения нового материала.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Виды уроков:
Уроки теоретического разбора темы по заданному алгоритму;
Урок с элементами лекции;
Урокизачеты;
Уроки практикумы;
Уроки изучения нового материала с мультимедийным сопровождением;
Уроки обобщения и закрепления изученного материала;
Уроки контроля знаний.
Формы контроля: виды разбора, устные сообщения, зачеты, письменные работы, тестирование,
сочинения разнообразных жанров.
Темы рефераов, докладов, сообщений по истории России
1. Александр Невский – великий полководец.
2. Грюнвальдская битва.
3. Княгиня Ольга – первая княгиня на Руси.
4. « Москва – Третий Рим ». .
5.Центры политической жизни Руси в XIII веке.
6. Чингисхан – Великий хан.
7. Опричнина
Проекты:
1 . Битва на Куликовом поле.
2. Верования древних славян.
3. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.
Особенности культуры Древнерусского государства.
4. Русские оборонительные укрепления от набегов кочевников.
5. Нравственные качества русских людей.
УМК
Учебнометодический комплект для обучающегося:
1.Учебник Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. «История средних веков» 6 класс, М., Просвещение, 2012
г.
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века.
Учебник. М., 2010.
3. Симонова Е.В. История государства и народов России. Методическое пособие к учебнику А.А.
Данилова и Л.Г. Косулиной. М., 2005.
4. Серов Б.Н., А.М. Гаркуша, М.В. Лескинен. Поурочные разработки по истории России с
древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. М., 2006. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ЧЕТВЕРТЯМ 6 класс
Четверть
по
программе
Колво часов
по
календарно
тематическому
планированию
факт
Колво часов и
причины
опережения или
отставания
1
Всего:
2
Всего:
3
Всего
4
Всего
Итого
42
42 УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ПРАКТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Проектные
работы (по
новым ФГОС)
Лабораторные,
Практические,
Экскурсии,
Исследовательс
кие работы
1
2
2
2
3
2
№
п.п.
Наименование
разделов и тем
Количество
часов на раздел
Контрольные
работы
1
2
3
4
5
Введение
Народы и
государства на
территории нашей
страны в древности.
Русь вIX первой
половине XII века.
Русь в середине XII
началеXIII в.
Русские земли в
середине XIIIXIVв.
Формирование
единого Русского
государства
Повторение
Итого
1
5
11
5
10
8
2
42
1
1
2
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Класс
Учебники
5
(автор, год издания,
издательство)
«История
России с
древнейших
времен до конца
16 века» 6
класс А.А.
Данилова, Л.Г.
Косулиной М.:
Просвещение
2014.
История России
6 класс
Под редакцией
Академика РАН
А.В. Торкунова
М.
«Просвещение»
2016 г.
.
Методические
материалы
Материалы для
контроля
Поурочное планирование
«История России»
Рабочая тетрадь
Тестыкарточки
6 класс, под.ред. А.А.
Данилова
Рабочая программа
А.А.
Данилов,
О.Н. Журавлева
«История
России» –М. .:
Просвещение2016
г.
История России 6
класс
Поурочные
рекомендации
Просвещение
2016 г. УЧЕБНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п.п.
Средства
Перечень средств
1
2
3
учебнолабораторное оборудование
и приборы
технические и электронные
средства обучения и контроля
знаний учащихся
цифровые образовательные ресурсы
мультимедиа
.е g е. edu
. ru
:// www
. mon
. gov
:// www
. kremlin
. school
. edu
. ru
– российский
. ru – официальный сайт
. ru / официальный веб
http
сайт Президента Российской Федерации
http
Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru– федеральный портал
«Российское образование»
http
общеобразовательный Портал
http://www
портал
–
информационной поддержки Единого
государственного экзамена
http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по
учебникам МОиН РФ
http
книгоиздания
http
. ru – единая
коллекция цифровых образовательных
ресурсов
http
. prosv
«Просвещение»
. ru– портал учебного
. ru – сайт издательства
. school
collection
:// www
. ndce
. edu
:// www
:// www
:// www СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Наименование
Автор
Издательство и год
издания
1. Нормативные и
программные документы.
Закон «Об образовании
РФ».
1. Примерные программы
по учебным предметам.
история 5 9 классы.
Стандарты второго
поколения. М:
Просвещение 2011.
М. :Просвещение
2011
Учебнометодическое пособие.
Рабочие программы к УМК
Просвещение 2011
под редакцией
Данилова А.А.
Волгоград:
Учитель, 2011
№
1
2
3
4
5 ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата
непроведенного
урока
причина
коррекция
Согласование с
заместителем
директора
(подпись,
расшифровка
подписи, дата)
Подпись
лица,
внесшего
запись 6 КЛАСС
Поурочное планирование
Поурочное планирование
Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в
Введение (1 ч)
Урок 10. Правление князя Владимира.
Урок 1. Наша Родина — Россия
Крещение Руси
Урок 11. Русское государство при
Ярославе Мудром
древности (5 ч)
Урок 12. Русь при наследниках Ярослава
Урок 2. Древние люди и их стоянки на
Мудрого. Владимир Мономах
территории современной России
Урок 13. Общественный строй и цер
Урок 3.
Неолитическая революция.
ковная организация на Руси
Первые скотоводы, земледельцы, ре
Урок 14.
Культурное пространство
месленники
Европы и культура Древней Руси
Урок 15. Повседневная жизнь населения
1 ч
1 ч
1 ч
§ 6
Введение
§ 7
§ 1
§ 9
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч Материал
1 ч
Материалы
Материалы
учебника
учебника
С
О
для
и
самостоятельной
§ 10
работы
проектной
§ 11
деятельности
учащихся
§ 2
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
§ 3
1 ч —
1 ч
§ 12
Тема III. Русь в середине XII — начале XIII в.
Урок 16. Место и роль Руси в Европе.
Урок 4. Образование первых государств
Повторительнообобщающий урок по теме
II
Урок 17. Урок истории и культуры
Урок 5. Восточные славяне и их соседи
родного края в древности
Урок 6. История заселения территории
родного края в древности или
повторительнообобщающий урок по теме
Урок 18. Политическая раздробленность в
I (по усмотрению учителя)
Европе и на Руси
Урок 19.
княжество
Урок 7. Первые известия о Руси
Урок 20. Новгородская республика
Уроки 8—9. Становление Древнерусского
Урок 21. Южные и югозападные русские
государства
княжества
ВладимироСуздальское
(11 ч)
(5 ч)
Тема II. Русь в IX — первой половине XII в.
1 ч
§ 13
1 ч
1 ч
2 ч
1 ч Материал
§ 4
§ 14
§ 5
для
и
самостоятельной
работы
проектной
деятельности
учащихся
Урок 22. Повторительнообобщающий
урок по теме III
1 ч —
6
1 Поурочное планирование
Поурочное планирование
Продолжени
Материалы
Материалы
е
учебника
учебника
Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в.
§ 25
1 ч
(10 ч)
Урок 35. Распад Золотой Орды и его
последствия
Урок 23. Монгольская империя и из
Урок 36. Московское государство и его
менение политической картины мира
соседи во второй половине XV в.
Урок 24. Батыево нашествие на Русь
Урок 37. Русская православная церковь в
XV — начале XVI в.
Урок 25. СевероЗападная Русь между
Востоком и Западом
Урок 26. Золотая Орда: государственный
строй, население, экономика и культура
Урок 38. Человек в Российском го
сударстве второй половины XV в.
Урок 27. Литовское государство и Русь
Урок 28. Усиление Московского кня
жества в СевероВосточной Руси
Урок 29. Объединение русских земель
Урок 39. Формирование культурного
вокруг Москвы. Куликовская битва
пространства единого Российского
государства
Урок 30. Развитие культуры в русских
Урок 40. Урок истории и культуры
землях во второй половине XIII — XIV в.
родного края или повторительно
обобщающий урок по теме V (по
усмотрению учителя)
Урок 31. Родной край в истории и
культуре Руси
Урок 32. Повторительнообобщающий
урок по теме IV
Урок4142 Повторительнообобщающий.
1 ч
1 ч
§ 15
§ 26
для
1 ч Материал
1 ч
1 ч
§ 16
самостоятельной
§ 17
работы
проектной
§ 18
деятельности
учащихся
1 ч Материал
1 ч
1 ч
для
и
и
самостоятельной
§ 19
работы
проектной
§ 20
деятельности
учащихся
§ 21
§ 27
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
§ 22
1 ч —
2 ч
1 ч —
Тема V. Формирование единого Русского государства
Урок 33. Русские земли на политической
карте Европы и мира в начале XV в.
1 ч
§ 23
(8 ч)
Урок 34. Московское княжество в первой
половине XV в.
1 ч
§ 24
6
2
Рабочая программа по истории России с древнейших времен 6 класс.
Рабочая программа по истории России с древнейших времен 6 класс.
Рабочая программа по истории России с древнейших времен 6 класс.
Рабочая программа по истории России с древнейших времен 6 класс.
Рабочая программа по истории России с древнейших времен 6 класс.
Рабочая программа по истории России с древнейших времен 6 класс.
Рабочая программа по истории России с древнейших времен 6 класс.
Рабочая программа по истории России с древнейших времен 6 класс.
Рабочая программа по истории России с древнейших времен 6 класс.
Рабочая программа по истории России с древнейших времен 6 класс.
Рабочая программа по истории России с древнейших времен 6 класс.
Рабочая программа по истории России с древнейших времен 6 класс.
Рабочая программа по истории России с древнейших времен 6 класс.
Рабочая программа по истории России с древнейших времен 6 класс.
Рабочая программа по истории России с древнейших времен 6 класс.
Рабочая программа по истории России с древнейших времен 6 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.