Рабочая программа для 1 класса на 2019-2020г по изо составлена на основе: Приказа Минобрнауки России от 06. 10. 2009 №373 " Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования". Примерной основой образовательной программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. Образовательная система " Школа России", " Просвещение", 2015г Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными методами познания окружающего.
1. Пояснительная записка
1.1 Рабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе
составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки
учащихся и минимума содержания образования:
1 Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в
Российской Федерации»;
2 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования";
3 Федерального перечня учебников. рекомендуемых к использованию в
20182019 учебном году.
4 Программы по изобразительному искусству разработанной на основе
авторской программы «Изобразительное искусство» (Неменский Б.М,
Неменская Л.А., Горячева Н.А., Питерских А.С.).
1.2.Цели и задачи курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым
предметом. Оно направлено на формирование эмоциональнообразного,
художественного типа мышления, что является условием становления
интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Ц е л и курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание
нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России
и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою
общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей
деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего
мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах:
изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне их роли в
жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественнотворческой деятельности, разными художественными
материалами; совершенствование эстетического вкуса.
З а д а ч и обучения:
совершенствование эмоциональнообразного восприятия произведений
искусства и окружающего мира; развитие способности видеть проявление художественной культуры в
реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными
материалами.
1.3.Общая характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную
культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов
пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте
взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей
с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов
художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной
школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной
деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое
участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически
приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество
учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и
вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и
импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно
творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и
произведений искусства.
Практическая художественнотворческая деятельность (ребенок
выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства
(ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры)
имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные
материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия,
лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов,
овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов
деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является
необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие
специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком
искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и
собственной творческой практической работы происходит формирование
образного художественного мышления детей.
2Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих
проектов и презентаций.
Развитие художественнообразного мышления учащихся строится на
единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться
в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой
наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к
реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование
уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков
коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально
коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или
постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с
натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение
работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной
работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор
иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и
литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания,
выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует
опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново
увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на
уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и
друзей, могут применяться в оформлении школы.
1.4. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение изобразительного искусства в начальной школе отводится 1 ч
в неделю. Курс рассчитан на 33 ч в 1 классе (33 учебные недели).
1.5. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 1 класс
(33 ч)
Тема первого года обучения: «Ты изображаешь, украшаешь и
Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения – 8
строишь».
ч.
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы
художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных
возможностей. Пятно, линия, цвет – основные средства изображения.
3Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью
линии, пятна, цвета. Разноцветные краски. Художники и зрители.
Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения – 5 ч.
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются
красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться
красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности
в жизни человека. Мастер Украшения – мастер общения, он организует общение
людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками
(аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт
коллективной деятельности.
Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки – 8 ч.
Первичные представления о конструктивной художественной
деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре
и дизайне.
Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной
деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе
умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е.
построение предмета. Первичный опыт владения художественными
материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной
работы.
Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг
другу–5ч.
Общие начала всех пространственно – визуальных искусств – пятно,
линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных
видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника
и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие
природы. Художественно – образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
1.6. Учебно – тематический план
1 класс (33 ч.)
1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером
Изображения.
2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером
8 ч.
8 ч.
4Украшения
3. Ты строишь Знакомство с Мастером
Постройки
4. Изображение, украшение, постройка
всегда помогают друг другу
Итого:
11 ч.
6 ч.
33 ч.
1.7. Планируемые результаты по курсу
«Изобразительное искусство» к концу 1го года обучения
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными
материалами и применять главные средства художественной выразительности
живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства в
собственной художественно – творческой деятельности. Полученные
универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в
практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной
творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений
изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении
выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство»
Первоклассник научится:
понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить
художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов
изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый,
зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий,
голубой, фиолетовый) цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и
зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики,
живописи, декоративно – прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные
карандаши, бумагу);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке,
живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных
работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги.
Первоклассник получит возможность научиться:
5 использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой
деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при
посещение выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества
и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и
штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.
1.8 Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1го года обучения
Личностными результатами» является формирование следующих
умений:
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей.
Познавательные УУД:
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию; ∙задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного
искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
6 различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно
прикладное искусство) и участвовать в художественнотворческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы
работы с ними для передачи собственного замысла;
узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных
мастеров;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной
красками; использовать их для передачи художественного замысла в
собственной учебнотворческой деятельности;
различать основные и смешанные цвета, элементарные правила их
смешивания;
палитрой; ножницами;
различать эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками,
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учётом замысла;
конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования,
сминания, сгибания;
конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
конструировать из природных материалов;
пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность:
усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на
плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на
плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность
с использованием различных художественных материалов;
участвовать в художественнотворческой деятельности, используя
различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла;
приобрести первичные навыки художественной работы в следующих
видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно
прикладные и народные формы искусства;
развивать фантазию, воображение;
приобрести навыки художественного восприятия различных видов
искусства;
научиться анализировать произведения искусства;
приобрести первичные навыки изображения предметного мира,
изображения растений и животных;
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла,
выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой
художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и
творчества своих товарищей.
71.9. Система оценки планируемых результатов.
Форма организации занятий – урок.
Методы обучения, используемые на уроках изобразительного искусства:
словесные (беседа, сообщение),
наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),
практические,
метод проблемного обучения,
методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры,
учебные дискуссии, создание эмоциональнонравственных ситуаций),
методы самоконтроля.
2 .Описание материальнотехнического обеспечения образовательного
процесса.
2.1. Учебнометодическое обеспечение
1. Программа «Изобразительное искусство» (Неменский Б.М, Неменская
Программа:
Л.А., Горячева Н.А., Питерских А.С.).
1. Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др. Изобразительное
Учебники и рабочие тетради
искусство. Искусство вокруг нас. 1 – 4 класс : учебник для
общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М.Неменского. М.:
Просвещение, 2015.
2. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 1 – 4 классов начальной школы.
Под редакцией Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2015.
2.2. Учебнометодические пособия для учителя:
1. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 14 классы. Б.М.
Неменский , Е.И. Коротеева и др.; под ред. Б.М. Неменского. – М.:
Просвещение, 2015.
2. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1 4 классы.
2.3. Список используемой литературы:
1. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по
изобразительному искусству: 14 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
82. Казначеева С.А., Бондарева С.А. Изобразительное искусство. Развитие
цветового восприятия у школьников. Описание опыта, конспекты уроков. 16
классы. – Волгоград, изд. «Учитель», 2009
3. Степанчук З.А., Степанчук О.А. изобразительное искусство 18 классы.
Опыт творческой деятельности школьников. Волгоград: Учитель, 2009
4. Лободина Н.В., Павлова О.В. Олимпиадные задания. Изобразительное
искусство 14 классы. Волгоград: Учитель, 2010
5. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное
искусство: 14 кл.: методическое пособие. – 3е изд. – М.: Просвещение, 2008.
6. Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение
приемам художественнотворческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008
9