Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы».
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
№ 8 ИЗО.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Садовое»
Согласовано
Утверждаю
Зам. директора по УР
___________Эркенова Ф.Х.
Директор школы
_________ Блимготова Э.Х.
Приказ №___ от «_____» _______ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Изобразительному искусству»
для 4 класса
Разработала:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Голаева Альбина Хамзатовна 2
2019 – 2020 уч. год
Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования, примерной программы начального общего
образования по изобразительному искусству, требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству,
завершённой предметной линии учебников «Изобразительное искусство», авт. Неменская Л.А. (под
ред. Неменского Б.М.) (УМК «Школа России»).
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии
с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (утвержден приказом Минобразования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 22.12.2009 г.,
регистрационный номер 15785 (в редакции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г.
№ 1241, от 22 августа 2011 г. № 2357);
учебным планом МКОУ «СОШ с. Садовое» на 2019 2020 учебный год
Рабочая программа разработана на основе:
основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ с. Садовое»
авторской программы по изобразительному искусству:
«Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 14 классы» Б.М.
Неменский. М.: «Просвещение», 2012.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе —
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.
е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности
человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения,
формирования нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и
искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа основного начального образования по изобразительному искусству составлена
в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане МКОУ «СОШ с. Садовое»в
объёме 1 час в неделю, 34 час в год (34 учебные недели).
Учебно – методический комплект:
Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – Л.А.
Неменской под ред. Б.М. Неменского М.: «Просвещение», 2018.
Планируемые результаты изучения курса:
После изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты
определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе
«Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; 3
художественнотворческого мышления,
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
сформированность эстетических чувств,
наблюдательности и фантазии;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в
команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть
работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств
его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих
задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих
проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной
задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура),
конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды
искусства);
знание основных видов и жанров пространственновизуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественнотворческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих
произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании,
сюжетах и выразительных средствах;
способность использовать в художественнотворческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения
средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных
регионов нашей страны; умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов
мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную
художественную культуру;
4
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых
по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека,
народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые
(знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для
современного общества;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой
духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В соответствии с требованиями программы предусматриваются следующие виды контроля:
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Виды контроля
Урокпроект
Доклады, сообщения
Практическая работа
Изготовление панно
Аппликация, конструирование
Количество
часов
5
В течении года
В течении года
В течении года
В течении года
Основное содержание учебного курса
Учебно – тематическое планирование
Наименование разделов
№
п/п
1. Истоки родного искусства
2. Древние города нашей земли
3. Каждый народхудожник
4. Искусство объединяет народы
Итого:
Колво
часов
8
8
10
8
34
Основные изучаемые вопросы темы
рисунок, живопись
(рисование с натуры, рисование на темы);
декоративная работа;
скульптура;
восприятие произведений искусства. 5
Календарнотематическое планирование по изобразительному искусству для 4 класса
Тема урока
№
п/п
Кво
часо
в
Планируемые
результаты
Форма
занятий
Форма
контроля
Дата
прове
дения
Корре
кция
I. Четверть (8 ч)
Истоки родного искусства (8 ч)
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
Пейзаж
родной земли.
Красота
природы в
произведения
х русской
живописи
Красота
человека.
Русская
красавица
Деревня –
деревянный
мир.
Украшение
деревянных
построек и их
значение.
Постанов
ка и
решение
учебной
задачи
Освоение
нового
материала
Устный опрос.
Индивидуальная
фронтальная
Объяснительно
иллюстративны
индивидуальная,
фронтальная
Комбинир
ованный
Устный опрос.
Индивидуальная
фронтальная
Комбинир
ованный
Постанов
ка и
решение
учебной
задачи.
Объяснительно
иллюстративный
/коллективная,
фронтальная
Объяснительно
иллюстративны
индивидуальная,
фронтальная
Познакомить
учащихся с учебником.
Повторить правила по
ТБ при работе на уроках
ИЗО.
Характеризовать красо
ту природы родного
края,
особенности красоты
природы разных
климатических зон.
Изображать характерн
ые особенности пейзажа
родной природы.
Использовать выразите
льные средства
живописи для создания
образов природы.
Овладевать живописны
ми навыками работы
гуашью.
Приобретать
представления об
особенностях
национального образа
мужской и женской
красоты.
Понимать и
анализировать констру
кцию русского
народного костюма.
Воспринимать и
эстетически оценивать
красоту русского
деревянного зодчества.
Объяснять особенности
конструкции русской
избы и назначение ее
отдельных элементов.
Изображать графическ
ими или живописными
средствами образ
русской избы и других
построек традиционной
деревни.
Овладевать навыками 6.
Образ
русского
человека в
произведения
х художников
7.
8.
Календарные
праздники
Народные
праздники.
6
конструирования
Характеризовать и эст
етически
оценивать образы
человека в
произведениях
художников.
Создавать женские и
мужские народные
образы (портреты).
Овладевать навыками
изображения фигуры
человека.
Изображать сцены
труда из крестьянской
жизни.
Эстетически оценивать
красоту и значение
народных праздников.
Знать и
называть несколько
произведений русских
художников на тему
народных праздников.
1
1
1
Постанов
ка и
решение
учебной
задачи
Устный опрос.
Рисунок
Объяснительно
иллюстративный
практический;
индивидуальная,
фронтальная
Комбинир
ованный
Урок
проект
Текущий
индивидуальная,
фронтальная
Объяснительно
иллюстративный;
коллективная,
фронтальная
II. Четверть (8 ч)
Древние города нашей земли (8 ч)
9.
Родной угол.
1
10. Древние
соборы.
1
Постанов
ка и
решение
учебной
задачи
Устный опрос.
Рисунок
Объяснительно
иллюстративный
практический;
индивидуальная,
фронтальная
Комбинир
ованный
Устный опрос.
Индивидуальная
фронтальная
Понимать и объяснять
роль и значение
древнерусской
архитектуры.
Знать конструкцию
внутреннего
пространства
древнерусского города
(кремль, торг, посад).
Знать картины
художников,
изображающие
древнерусские города.
Получать представлени
е о конструкции здания
древнерусского
каменного храма.
Понимать роль
пропорций и ритма в
архитектуре древних
соборов.
Моделировать или изо
бражать древнерусский
храм (лепка или
постройка макета 11. Города
Русской
земли.
12. Древние
воины –
защитники.
13.
Золотое
кольцо
России.
Новгород.
Псков.
Владимир и
Суздаль.
Москва
Комбинир
ованный
Устный опрос.
Рисунок
Объяснительно
иллюстративный
практический;
индивидуальная,
фронтальная
Комбинир
ованный
Устный опрос.
Индивидуальная
фронтальная
Урок
проект
Устный опрос.
Рисунок
Объяснительно
иллюстративный
практический;
индивидуальная,
фронтальная
1
1
1
7
здания;
изобразительное
решение).
Знать и называть
основные структурные
части города, сравнивать
и определять их
функции, назначение.
Изображать и
моделировать наполнен
ное жизнью людей
пространство
древнерусского города.
Учиться
понимать красоту
исторического образа
города и его значение
для современной
архитектуры.
Интересоваться истори
ей своей страны.
Знать и
называть картины
художником,
изображающих
древнерусских воинов
защитников Родины (В.
Васнецов, И. Билибин,
П. Корин и др.).
Изображать древнерусс
ких воинов (князя и его
дружину).
Овладевать навыками
изображения фигуры
человека.
Уметь анализировать
ценность и
неповторимость
памятников
древнерусской
архитектуры.
Воспринимать и
эстетически переживат
ь красоту городов,
сохранивших
исторический облик,
свидетелей нашей
истории.
Уметь объяснять
значение архитектурных
памятников древнего
зодчества для
современного общества. 14. Узорочье
теремов.
1
15. Пир в
теремных
палатах.
1
16. Рисование на
1
тему
«Новогодний
праздник»
1
1
17. Страна
восходящего
солнца.
18. Образ
художественн
ой культуры
Японии.
8
Создавать образ
древнерусского города.
Иметь представление о
развитии декора
городских
архитектурных построек
и декоративном
украшении интерьеров
(теремных палат).
Различать деятельност
ь каждого из Братьев
Мастеров (Мастер
Изображения Мастер
Украшения и Мастер
Постройки) при
создании теремов и
палат.
Выражать в
изображении
праздничную
нарядность, узорочье
интерьера терема
Понимать рать
постройки,
изображения, украшения
при создании образа
древнерусского города.
Создавать изображения
на
тему праздничного пира
в теремных палатах.
Выражать в изображении
праздничную нарядность
Комбинир
ованный
Устный опрос.
Рисунок
Объяснительно
иллюстративный
практический;
индивидуальная,
фронтальная
Урок
обобщения
Объяснительно
иллюстративный
практический;
индивидуальная,
фронтальная
Комбинир
ованный
Устный опрос.
Индивидуальная
фронтальная
III. Четверть (10 ч)
Каждый народ – художник. (10ч)
Постанов
ка и
решение
учебной
задачи
Комбинир
ованный
Иметь представления о
целостности и
внутренней
обоснованности
различных
художественных
культур.
Воспринимать эстетиче
ский характер
традиционного для
Японии понимания
красоты природы.
Сопоставлять традицио
нные представления о
красоте русской и
Устный опрос.
Рисунок
Объяснительно
иллюстративный
практический;
индивидуальная,
фронтальная
Устный опрос.
Рисунок
Объяснительно
иллюстративный
практический;
индивидуальная,
фронтальная 19.
Образ
женской
красоты,
характер в
японской
культуре
20. Народы гор и
степей.
21.
Юрта как
произведение
архитектуры
1
22. Города в
пустыне.
23. Древняя
Эллада.
9
Комбинир
ованный
Объяснительно
иллюстративный;
индивидуальная,
фронтальная
1
1
1
1
японской женщин.
Понимать особенности
изображения, украшения
и постройки в искусстве
Японии.
Изображать природу
через детали,
характерные для
Понимать и
объяснять разнообразие
и красоту природы
различных регионов
нашей страны,
способность человека,
живя в самых разных
природных условиях,
создавать свою
самобытную худ.
культуру.
Изображать сцены
жизни людей в степи и в
горах, передавать
красоту пустых
пространств и величия
горного пейзажа.
Овладевать живописны
ми навыками в процессе
создания
самостоятельной
творческой работы.
Характеризовать
особенности
художественной
культуры Средней Азии.
Объяснять связь
архитектурных построек
с особенностями
природы и природных
материалов.
Создавать образ
древнего средне
азиатского города.
Овладевать навыками
конструирования из
бумаги
и орнаментальной
Комбинир
ованный
Комбинир
ованный
Устный опрос.
Рисунок
Объяснительно
иллюстративный
практический;
индивидуальная,
фронтальная
Устный опрос.
Рисунок
Объяснительно
иллюстративный
практический;
индивидуальная,
фронтальная
Урок
проект
Устный опрос.
Индивидуальная
фронтальная
Комбинир
ованный
Устный опрос.
Индивидуальная
фронтальная 10
графики
Уметь отличать
древнегреческие
скульптурные и
архитектурные
произведения.
Осваивать основы
конструкции,
соотношение
основных пропорций
фигуры человека.
Изображать олимпий
ских спортсменов
(фигуры в движении)
(фигуры в
традиционных
одеждах).
Видеть и объяснять
единство форм костюма
и архитектуры, общее в
их конструкции и
украшениях.
Комбинир
ованный
Устный опрос.
Индивидуальная
фронтальная
Комбинир
ованный
Урок
обобщения
Объяснительно
иллюстративный
практический;
индивидуальная,
фронтальная
Устный опрос.
Индивидуальная
фронтальная
IV. Четверть (8 ч)
Искусство объединяет народы. (8ч)
Узнавать и приводить
примеры произведений
искусства, выражающих
красоту материнства.
Рассказывать о своих
впечатлениях от
общения с
произведениями
искусства, анализирова
ть выразительные
средства произведений.
Развивать навыки
композиционного
изображения.
Изображать образ
материнства (мать и
дитя), опираясь на
впечатления от
произведений искусства
и жизни
Развивать навыки
восприятия
Постанов
ка и
решение
учебной
задачи
Устный опрос.
Рисунок
Объяснительно
иллюстративный
практический;
индивидуальная,
фронтальная
Комбинир
ованный
Устный опрос.
Индивидуальная
1
24. Мифологичес
кие
представления
Древней
Греции
25. Средневековы
1
й город
26. Образ
готического
храма в
средневеково
м городе
27. Все народы
воспевают
материнство
1
1
28. Все народы
воспевают
1 мудрость
старости.
29. Сопереживани
е. Дорогою
добра
1
1
1
30. Герои
защитники.
31. Героическая
тема в
искусстве
разных
народов
11
произведений искусства.
Наблюдать проявления
духовного мира в лицах
близких людей.
Создавать в процессе
творческой работы
эмоционально
выразительный образ
пожилого человека
(изображение по
представлению на
основе наблюдений).
Уметь
объяснять, рассуждать,
как в произведениях
искусства выражается
печальное и трагическое
содержание.
Эмоционально
откликаться на образы
страдания в
произведениях
искусства,
пробуждающих чувство
печали и участия.
Выражать художествен
ными средствами своё
отношение при
изображении печального
события.
Изображать в
самостоятельной
творческой работе
драматический сюжет.
Приобретать творчески
й композиционный опыт
в создании героического
образа.
Приводить примеры
памятников героям
Отечества.
Приобретать творчески
й опыт создания проекта
памятника героям (в
объеме).
Овладевать навыками
изображения в объеме,
навыками
композиционного
построения в
скульптуре.
фронтальная
Комбинир
ованный
Устный опрос.
Рисунок
Объяснительно
иллюстративный
практический;
индивидуальная,
фронтальная
Урок
проект
Комбинир
ованный
Объяснительно
иллюстративный
практический;
индивидуальная,
фронтальная
Объяснительно
иллюстративный
практический;
индивидуальная,
фронтальная 32. Юность и
надежды.
33. Юность и
надежды.
1
1
34. Искусство
народов мира.
1
Комбинир
ованный
Устный опрос.
Индивидуальная
фронтальная
Урок
проект
Устный опрос.
Рисунок
Объяснительно
иллюстративный
практический;
индивидуальная,
фронтальная
Постанов
ка и
решение
учебной
задачи
Устный опрос.
Рисунок
Объяснительно
иллюстративный
практический;
индивидуальная,
фронтальная
12
Приводить примеры
произведений
изобразительного
искусства, посвященных
теме детства, юности,
надежды, уметь
выражать свое
отношение к ним.
Выражать художествен
ными средствами
радость при
изображении темы
детства, юности,
светлой мечты.
Развивать композицион
ные навыки изображения
и поэтического видения
жизни.
Объяснять и
оценивать свои
впечатления от
произведений искусства
разных народов.
Узнавать и называть, к
каким художественным
культурам относятся
предлагаемые (знакомые
по урокам)
произведения искусства
и традиционной
культуры.
Список литературы
Для обучающихся:
1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ художник. 4 класс. Учебник. – 8е
изд. – М.: Просвещение, 2018. — 159 с.
2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.:
Просвещение, 2018. – 31 с.
Для учителя:
1. Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н. А., Коблова О. А., Мухина Т. А.
Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1 – 4 классы: пособие для учителей
общеобразоват. организаций
5е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 128 c.
2. Неменский Б.М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 14 классы – 2е
изд. М.: Просвещение, 2013. – 240 с.
3. Казачкова С.П., Умнова М.С.: Начальная школа. Требования стандартов 2 поколения к урокам
и внеурочной деятельности. ФГОС. Изд.– М.: Планета, 2015. – 256 с.
4. Давыдова М.А. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 4 класс. – 2е изд. М.:
Просвещение, 2017. – 288 с.
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.