Рабочая программа по изобразительному искусству составлена по методическому комплекту "Школа России" для учащихся 4 классов. 1 час в неделю. Всего 34 часа в год. Способствует развитию познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий младших школьников. Дает возможность развивать творческую деятельность учителя.
Раб прог Изо 4 кл.docx
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на
основе Федерального государственного стандарта начального общего
образования, Примерной программы начального общего образования по
изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским
языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Б.М.
Неменского «Изобразительное искусство. 1 – 4 классы» (учебно –
методический комплект «Школа России»).
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым
предметом.
По сравнению с остальными учебными предметами,
развивающими рационально – логический тип мышления, изобразительное
искусство направлено в основном на формирование эмоционально –
образного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» формирование
художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти
ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые
искусством, должны быть средством очеловечения, формирования
нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в
жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
являются:
овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка,
формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению,
ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного
и народного искусства, лепки и аппликации;
развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,
творческого воображения, пространственного мышления, эстетического
чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его
бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка –
главный смысловой стержень программы.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов
художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности –
изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе
выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и
Основными задачами преподавания изобразительного искусства доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение,
постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах
деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
Для выполнения поставленных учебно – воспитательных задач
рисование с натуры (рисунок, живопись);
рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
декоративная работа;
лепка;
аппликация с элементами дизайна;
беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Тема четвертого класса – «Каждый народ – художник». Дети узнают
почему у разных по – разному строятся традиционные жилища, почему такие
разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются
праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся
видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию
людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота
помогает глубже понять свою родную культуру и её традиции.
В четвертом классе возрастает значение коллективных работ в учебно –
воспитательном процессе. Значительную роль играют литературные и
музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о
культуре народа.
Целью художественного воспитания и обучения в четвертом классе
является формирование представления о многообразии культур народов
Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные
представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров
из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и
эстетического переживания окружающей реальности является важным
условием освоения детьми программного материала.
Практическая творческая работа с целью овладения практическими
умениями и навыками представлена в следующих направлениях:
использование различных художественных материалов, приемов и техник;
изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с
натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к
природе, человеку, обществу;
выражение настроения художественными средствами;
компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного
образа; использование в художественно – творческой деятельности основ
цветоведения;
использование знаний графической грамоты;
использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
передача в творческих работах особенностей художественной культуры
разных народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека,
народных традиций;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего
замысла.
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение
учебного предмета «Изобразительное искусство» в четвертом классе
отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Для реализации программного содержания используется ученое
пособие:
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4
класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Б.М.
Неменского. – М.: Просвещение, 2012.
Учебно – тематический план
№ Содержание программного материала
1
2
3
4
Истоки родного искусства
Древние города нашей земли
Каждый народ художник
Искусство объединяет народы
Итого
Количество часов
8 ч
7 ч
11 ч
8ч
34 часа
Содержание программы (34 часа)
№ Наименование
Содержание программного
материала
Универсальные учебные
действия
разделов
(всего часов)
1 Истоки родного
искусства
(8 часов)
В постройках, предметах быта,
в том, как люди одеваются и
украшают одежду,
раскрывается их
представление о мире, красоте
человека. Роль природных
условий в характере
традиционной культуры
народа. Гармония жилья с
природой. Природные
материалы и их эстетика.
Польза и красота в
традиционных постройках.
Дерево как традиционный
Проектировать изделие:
создавать образ в соответствии
с замыслом и реализовывать его.
Осуществлять анализ объектов
с выделением существенных и
несущественных признаков;
строить рассуждения в форме
связи простых суждений об
объекте, его строении.
Определять последовательность
промежуточных целей с учетом
конечного результата;
составление плана и
последовательности действий. 2
Древние города
России
(7 часов)
3 Каждый народ –
художник
(11 часов)
4 Искусство
объединяет
народы
(8 часов)
материал. Деревня –
деревянный мир. Изображение
традиционной сельской жизни
в произведениях русских
художников. Эстетика труда и
празднества.
Красота и неповторимость
архитектурных ансамблей
Древней Руси.
Конструктивные особенности
русского города – крепости.
Конструкция и
художественный образ,
символика архитектуры
православного храма. Общий
характер и архитектурное
своеобразие древних русских
городов. Особенности
архитектуры храма и
городской усадьбы.
Соответствие одежды
человека и окружающей
предметной среды.
Представление о богатстве и
многообразии художественных
культур мира. Отношения
человека и природы и их
выражение в духовной
сущности традиционной
культуры народа, в особой
манере понимать явления
жизни. Природные материалы
и их роль в характере
национальных построек и
предметов традиционного
быта. Выражение в
предметном мире, костюме,
укладе жизни представлений о
красоте и устройстве мира.
От определений о великом
многообразии культур мира –
к представлению о едином для
всех народов понимании
красоты и безобразия,
коренных явлений жизни.
Вечные темы в искусстве:
материнство, уважение к
старшим, защита Отечества,
способность сопереживать
людям, способность
Строить рассуждения в форме
связи простых суждений об
объекте, его строении.
Учитывать правила в
планировании и контроле
способа решения
Участвовать в творческой
деятельности при выполнении
учебных практических работ и
реализации несложных
проектов.
Осуществлять самоконтроль и
корректировку хода работы и
конечного результата.
Формулировать собственное
мнение и позицию. Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Воспринимать, сравнивать,
давать эстетическую оценку
объекту.
Анализировать образец,
определять материалы,
контролировать и
корректировать свою работу.
Давать оценку своей работе и
работе товарища по заданным
критериям.
Самостоятельное создание
способов решения проблем
творческого и поискового
характера.
Учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками.
Понимать ценность искусства в
соответствии гармонии
человека с окружающим миром.
Участвовать в обсуждении
содержания и выразительных
средств.
Проектировать изделие:
создавать образ в соответствии
с замыслом и реализовывать его.
Владение монологической и
диалогической формами речи в утверждать добро. Восприятие
произведений искусства –
творчество зрения, влияющее
на его внутренний мир и
представления о жизни.
соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка, современных
средств коммуникации.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучение в четвертом классе строится на приобщении детей к истокам
культуры своего народа и других народов Земли, на ощущении себя
участниками развития человечества. Учащиеся, приобщаясь к истокам родной
культуры, обретают опыт эстетического переживания народных традиций,
понимают их содержание и связи с современной жизнью, собственной жизнью.
Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения,
осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса
и уважения к иным культурам.
Задача – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с
миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
В результате изучения изобразительного искусства четвероклассник
научится:
понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание
художественного смысла окружающего предметного мира;
понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и
являются носителями духовной культуры;
понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду
нашей жизни и нашего общения;
понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми
красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между
людьми, их мечты и заботы;
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для
сопоставляемых художественных произведений;
анализировать результаты сравнения;
объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для
выявления характерных особенностей художественного образа;
решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять
оригинальность при их решении;
создавать творческие работы на основе собственного замысла;
формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных
художественных работах (умение договариваться, распределять работу,
оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат);
работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для
улиц родного села; конструировать из бумаги макеты детских книжек;
складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные
бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание
игрушечного транспорта);
передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения
человека.
Четвероклассник получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения изобразительного искусства (выражение
собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного
искусства, народного творчества и др.;
использовать приобретенные навыки общения через выражение
художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего
отношения к творческой художественной деятельности, а также при
восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в
процессе совместной художественной деятельности;
использовать выразительные средства для воплощения собственного
художественно – творческого замысла;
анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных
произведениях выдающихся художников в различных видах искусства,
активно использовать художественные термины и понятия;
осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной
деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или
художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве;
украшение или декоративная художественная деятельность с использованием
различных художественных материалов.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах четвероклассников, которые они должны приобрести в процессе
освоения курса «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное
искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего села;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей
страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно – творческого
мышления, наблюдательности и фантазии; природой,
Метапредметные результаты
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с
искусством,
потребностей в творческом отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической
творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
характеризуют уровень
сформулированности универсальных способностей четвероклассников,
проявляющих в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных
учебно – творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных
упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно – творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению
более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт четвероклассников в
художественно – творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно – нравственном развитии
человека; сформированность основ художественной культуры, в том числе на
материале художественной культуры родного края, эстетического отношения
к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном
творчестве в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и
оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись,
графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной
(народные и прикладные виды искусства);
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно – творческих работ;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и музеев своего
региона;
умение видеть проявления визуально – пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
Система оценки достижения планируемых результатов
Критерии оценивания
Объектом оценки результатов программы по предмету
«Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно
– познавательные и учебно – практические задачи. Оценка достижения
предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного
оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и
промежуточного оценивания, фиксируются в форме потфеля достижений и
учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности
отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех
поглощает чью – то неудачу и способствует лучшему пониманию результата.
Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать
конструктивно в пределах своих возможностей.
тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия.
Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по
качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой
деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в
группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры:
оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность
Формами подведения итогов реализации программы являются Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной
сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств,
использование различных способов изображения), техническая реализация
(сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме,
название рисунка).
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с основными разделами программы четвертого
класса:
портреты русских и зарубежных художников;
таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных,
птиц, человека.
Таблицы по народным промыслам, декоративно – прикладному искусству.
Альбом с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с
тематическими линиями рабочей программы.
грамоте.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
классная доска с магнитами для таблиц;
персональный компьютер с принтером;
DVD – проигрыватель;
телевизор с диагональю не менее 72 см;
мультимедийный проектор;
электронная доска.
Учебно – практическое оборудование
Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование.
соответствии с программой.
Краски акварельные или гуашевые.
Кисти беличьи № 5, 10, 20.
Кисти из щетины № 3, 10, 13.
Ёмкости для воды.
Стеки (набор).
Пластилин / глина.
Ножницы.
Подставка для натуры.
Модели и натуры
Гербарии.
Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов.
Гипсовые орнаменты.
Набор инструментов для работы с различными материалами в Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий,
учебного оборудования и пр.
Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий).
Настенные стенды для вывешивания иллюстративного материала.
Источники информации
1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ –
художник: учебник для 4 класса начальной школы / под редакцией
Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2012.
2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская: Рабочая
тетрадь для 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2010.
3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.
Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011.
4. Изобразительное искусство: методическое пособие. 1 – 4 классы / Б.М.
Неменский, Е.И. Коротеева и др.; под редакцией Б.М. Неменского. –
М.: Просвещение, 2010.
5. Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А., Питерских А.С.
изобразительное искусство. 1 – 4 классы. Рабочие программы. – М.:
Просвещение, 2011.
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.