Рабочая программа может быть полезна учителю изобразительного искусства. разработана на основе рабочей программы Б. М. Неменского с учётом искусства воронежской области. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы, предусматривает проектные работы и выставки.рабочая программа
ИЗО 5 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
Руководитель МО
учителей гуманитарного цикла
__________________
Протокол №___ от
«_____» августа ________ года
«Согласовано»
Заместитель директора
Школы по УВР МБОУ
Новомеловатская СОШ
_____________
«_____» августа____ года
«Утверждаю»
Директор МБОУ
Новомеловатская СОШ
____________
Приказ № _______ от
«_____»августа ____ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
5 класс
Учитель первой квалификационной категории Е.И.Котова
35 часов
1 час в неделю Пояснительная записка.
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5го класса создана на основе федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены
стандартом.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактикотехнологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классе
(базовый уровень).
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме
собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Программа рассчитана на 35 часов.
Цели и задачи.
Формирование нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:
дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.
осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.
Формирование художественнотворческой активности:
учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на
содержательный смысл художественнообразного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми
порождается данный вид искусства;
учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных
видов украшений.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.
2 1 год обучения (5 класс)
Учащиеся должны понимать:
значение древних корней народного искусства;
связь времён в народном искусстве;
место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;
знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):
уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы,
эпохи барокко, классицизма;
представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Учащиеся должны уметь:
отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
создавать собственные проектыимпровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение
цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
объединять в индивидуальноколлективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других
декоративных работ, выполненных в материале.
учебник: – Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративноприкладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. /
под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010г.
Учебное и учебнометодическое содержание курса.
• дополнительные пособия для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 48 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 16классы. – Волгоград: Учитель,
2009г.;
Основное содержание курса.
5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их
практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий
детству наивнодекоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и
3 декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные
художественные традиции и конкретные промыслы.
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое
наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение.
Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов,
композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать
единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры
человеческих отношений.
Учебнотематическое планирование.
№ п/п
Тема раздела
Количество часов
1.
2.
3.
4.
Древние корни народного искусства
Связь времен в народном искусстве
Декорчеловек, общество, время
Декоративное искусство в современном мире
8ч.
8ч.
10ч
9ч.
4 Дата
проведени
я
н
а
л
п
т
к
а
ф
№
п/п
1
01.09
Тематическое планирование
Тема урока
Тип
урока
Элементы содержания
1 четверть «Древние корни народного искусства»8ч.
Древние образы в
народном
искусстве.
Символика цвета и
формы.
Изучение
нового
материала
а) Познакомить учащихся со славянской
орнаментальной символикой и ее историей
б) Воспитать любовь к национальному искусству, к
различным видам народного творчества
в) Развить эстетический и художественный вкус,
творческую и познавательную активность
Подбор иллюстративного материала по теме
«Народное жилище. Изба»
Требования к
уровню подготовки
учащихся
Вид
контроля,
измерители
Текущий
Основные понятия:
Солнечные диски
дерево жизни ,
символы
5 2
08.09
Единство
конструкции и
декора в народном
жилище.
Комбинир
ованный
3
4
15.09
22.09
5
29.09
Комбинир
ованный
Комбинир
ованный
Комбинир
ованный
Коллективная
работа «Вот моя
деревня»
Конструкция,
декор предметов
народного быта и
труда. Прялка.
Полотенце.
Интерьер и
внутреннее
убранство
крестьянского
дома..
6
06.10
Коллективная
работа «Проходите
в избу»
Практиче
ская
работа
Коллективная работа «Вот моя деревня»
Домкосмос.
а) Познакомить учащихся с понятием изба как
традиционного русского жилища, единством ее
конструкции и декора
б) Развить любовь к Родине, ее традициям, народной
культуре
в) Развить творческую и познавательную активность
г) Формировать умение работать в коллективе.
Народное искусство, декор, изба.
Подбор материала по теме «Народные вышивки» Дом
космос. Единство конструкции и декора в народном
жилище.
а) Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и
декоративнотематической композиции в ее
украшении
б) Воспитать уважительное отношение к своим
древнем корням и памяти предков
в) Развивать творческую активность, трудолюбие,
аккуратность, а также умение использовать
полученные знания об орнаменте в украшение модели
прялки.
Набор репродукций по теме «Интерьер народного
жилища», интерьеры в русских сказках.
Коллективная работа «Проходите в избу»а)
Познакомить учащихся с устройством внутреннего
пространства крестьянского дома, его символикой
Отработка
практических навыков
работы в конкретном
материале (бумажная
пластика), умение
передавать единство
формы и декора избы
(на доступном для
данного возраста
уровне).
Понятия: народный
быт, тема росписи,
символика вышивки,
орнамент.
Текущ.
Текущий
Текущ.
Текущий
Знать понятие:
интерьер
Отработка
Рубежный
6 7
13.10
Коллективная
работа «Проходите
в избу»
Практиче
ская
работа
8
20.10
Что такое дизайн.
практических навыков
работы с пластилином,
Рубежный
Архитектура, дизайн,
мода
Тематический
б) Развить творческую и познавательную активность
в) Формировать практические навыки работы с
пластилином, умение работать в малом коллективе
(группе)
г) Продолжать формировать понятие о единстве
пользы и красоты в интерьере жилища и предметах
народного быта
д) Воспитать любовь к Родине и народной культуре
Подбор материалов с дизайнерскими разработками
современных интерьеров
Современное повседневное декоративное искусство.
а) Дать учащимся первоначальные сведения об
искусстве дизайна, его основных законах.
Познакомить с работой дизайнера
б) Воспитать нравственное и эстетическое отношение
к миру, развить художественный вкус
в) Развить творческую и познавательную активность,
воображение, ассоциативнообразное мышление.
Подбор материала о глиняной народной игрушке
(Дымково, Филимоново, Каргополь)
9
27.10
10.
10.11.
Древние образы,
единство формы и
декора в народных
игрушках.
Древние образы,
единство формы и
декора в народных
игрушках.
Комбинир
ованный
2 четверть «Связь времен в народном искусстве»8ч.
а) Сформировать понятие о народной глиняной
игрушки, ее видах (Дымковская, Филимоновская,
Каргопольская), традициях формы и росписи
б) Воспитать любовь и интерес к традиционной
русской культуре, своей Родине, ее истории.
в) Формировать навыки работы с пластилином,
художественной росписью
Изучение
нового
материала
Дымково,
Филимоново,
Каргополь, Полкан,
глиняные игрушки
Текущий
Текущий
7 г) Развивать творческую и познавательную активность,
художественную фантазию и вкус
Лепка.Подбор иллюстраций по темам: Гжель,
Городец, Жостово
(роспись собственной модели игрушки)
а) Познакомить учащихся с керамикой, разнообразием
ее посудных форм, особенностью росписи
б) Воспитать нравственноэстетическое отношение к
миру, любовь к Родине, ее истории и культуре
в) Развивать творческую активность, навыки работы с
художественными материалами (гуашь, акварель)
Сбор иллюстративного материала о русском народном
костюме
11.
17.11.
12
24.11.
13.
01.12.
14.
08.12.
15
15.12.
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Комбинир
ованный
П.Р.
П.Р.
Древние образы,
единство формы и
декора в народных
игрушках.
Древние образы,
единство формы и
декора в народных
игрушках.
Народные
промыслы. Их
истоки и
современное
развитие. : Гжель,
Городец, Жостово.
Народные
промыслы. Их
истоки и
современное
развитие. : Гжель,
Городец, Жостово.
(эскиз творч. раб.)
Народные
промыслы. Их
истоки и
современное
развитие. : Гжель,
Городец, Жостово.
(макет изд.)
Инд.
Инд.
Промыслы, ремесла, :
Гжель, Городец,
Жостово, керамика
Текущий
Инд.
Инд.
8 16.
22.12.
17
29.12.
18
19.01.
19
26.01.
П.Р.
Народные
промыслы. Их
истоки и
современное
развитие. : Гжель,
Городец, Жостово
(роспись макета)
Инд.
Народная
праздничная
одежда. Эскиз
русского
народного
костюма.
Народная
праздничная
одежда. Эскиз
русского
народного
костюма.
Изготовление
куклыберегини
в русском
народном
костюме
3 четверть «Декорчеловек, общество, время» 10ч.
Комбиниров
анный .
Практическа
я работа
а) Познакомить учащихся с русским народным
костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита
в одежде.
б) Формировать умения и навыки учащихся при
использовании различных видов техники в работе.
в) Продолжить развитие эстетического и
художественного вкуса, творческой активности и
мышления учащихся
г) Прививать интерес к русскому народному
творчеству
урок
практикум
Подбор материала по теме «Народные вышивки»
а) Развитее образного и пространственного
воображения, эстетического вкуса
б) Обработка навыков и умений при работе с тканью
в) Приобщение учащихся к народному искусству,
знакомство с обрядовым значением куколидолов
г) Воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности
Подбор материала по теме «Народные вышивки»
Народная одежда.
Символика в костюме
Текущий
Текущий
Куклы и их
назначение, приёмы
изготовления.
Рубежный
9 20
02.02.
Комбиниров
анный
Эскиз орнамента
по мотивам
вышивки
русского
народного
костюма
21
09.02.
Русский костюм
и современная
мода
Комбиниров
анный
22
12.02.
«Наш веселый
хоровод»
урок
практикум
а) Познакомить учащихся со старинной русской
народной вышивкой в двух аспектах: историческом и
художественном. Сформировать понятие «орнамент»
б) Отработать навыки и умения при решении
творческих задач на вариацию и импровизацию,
используя различные материалы.
в) Развивать эстетический и художественный вкус,
творческую активность и мышление учащихся.
г) Формировать любовь к национальному искусству, к
различным видам творчества: вышивке,
литературному и музыкальному фольклору.
Подбор материала о современной моде
а) Познакомить учащихся с тем, какие традиции
древнерусского костюма сохранились в новых образах
современной моды
б) Продолжить развитие эстетического и
художественного вкуса, творческой активности
в) Прививать интерес к русской национальной
культуре
Сбор иллюстративного материала по народным
праздникам
Праздничные народные гулянья. Коллективная работа
а) Познакомить учащихся с главными русскими
Народная вышивка
Текущий
История костюма и
современные
направления в моде
Текущий
Народные промыслы
и традиционные
праздники
Тематич.
10 23
23.02.
«Наш веселый
хоровод»
Обобщающи
й
24
02.03.
Народные
промыслы
родного края
урок
конференци
я
25
09.03.
«Красота земли
родной»
обобщающий
урок
праздник
26
16.03.
«Красота земли
родной»
урок
практикум
народными праздниками, их символическим значением
и местом в жизни наших предков
б) Воспитать нравственноэстетическое отношение к
миру, любовь к Родине и ее истории
в) Продолжить развивать творческую фантазию,
активность, умение работать в малом коллективе
(группе)
Групповая поисковая работа «Народные промыслы
родного края»
а) Познакомить учащихся с народными промыслами
родного города, области, их историей и современным
звучанием
б) Сформировать понятие «промысел». Познакомить с
его видами
в) Составить таблицу существовавших в царицынском
уезде промыслов
г) Развивать навыки поисковой работы, творческую и
познавательную активность, а также навыки
публичного выступления
д) Воспитать нравственноэстетическое отношение к
миру и искусству, любовь к Родине и ее истории
а) Приобщение к национальной культуре как системе
общечеловеческих ценностей
б) Воспитание патриотических чувств, нравственного
отношения к миру через эстетическое развитие
в) Развитие познавательного интереса детей к
народному искусству
г) Активизация творческого потенциала учеников
Подбор иллюстративного материала по ДПИ
Инд.
Народные промыслы
нашей страны
Тематический
Народные промыслы
нашей страны
Рубежный
Рубежный
11 4 четверть «Декоративное искусство в современном мире» 9ч.
27
23.03.
Украшение в
жизни древних
обществ.
Комбиниров
анный
28
06.04.
29
13.04.
Комбиниров
анный
Комбиниров
анный
Декоративное
искусство
Древней Греции.
Костюм эпохи
Древней Греции.
Греческая
керамика
Роль декоративного искусства в эпоху Древнего
Египта
а) Познакомить учащихся с ролью декоративного
искусства в жизни древних обществ, используя для
примера эпоху Древнего Египта
б) Сформировать представление о символике
украшений и одежды этого периода
в) Воспитать нравственноэстетическое отношение к
миру, искусству, истории культуры
г) Развивать ассоциативнообразное мышление,
творческую фантазию.
Подбор иллюстративного материала по ДПИ
а) Познакомить учащихся с ролью декоративного
искусства в эпоху Древней Греции
б) Сформировать представление об основных
элементах костюма Древней Греции
в) Воспитать нравственноэстетическое отношение к
миру, искусству, истории культуры
г) Развивать ассоциативнообразное мышление,
творческую фантазию.
Подбор иллюстративного материала
ДПИ Древнего Египта Текущий
Декоративное
искусство Древней
Греции. Костюм эпохи
Древней Греции.
Греческая керамика
Тем.
Текущий
12 30
20.04.
Комбиниров
анный
Значение одежды
в выражении
принадлежности
человека к
различным
слоям общества.
31
27.04.
32
04.05.
О чем
рассказывают
гербы
О чем
рассказывают
гербы
Изучение
нового
материала
Практическа
я работа
Костюм эпохи средневековья
а) Познакомить учащихся с ролью декоративного
искусства Западной Европы эпохи средневековья
б) Сформировать представление о декоре как способе
выявлять роль людей, их отношения в обществе, а
также их классовые, сословные, профессиональные
признаки
в) Воспитать нравственноэстетическое отношение к
миру, искусству, истории культуры
г) Развивать творческую фантазию, интерес к
искусству и его истории
а) Познакомить учащихся с основными частями
классического герба, символическим значением цвета
и формы в них
б) Сформировать представление о гербе как
отличительном знаке любого человеческого
сообщества, символизирующем отличия от других
общностей
в) Воспитать любовь к Родине и ее истории, чувства
гражданина своей страны
г) Развивать творческий интерес, познавательную
активность, ассоциативнообразное мышление.
Поисковая работа «Декор, человек, общество, чтение»
Тематический
о средневековом
костюме с
использованием
сказок Ш.Перро,
братьев Гримм
Художественные
материалы
Текущий
Инд.
Понятия о
символическом
характере
декоративного
искусства.
13 33
11.05.
Комбиниров
анный
Что такое
эмблемы, зачем
они нужны
людям
34
18.05.
35
25.05.
Обобщающи
й
Обобщающи
й
Роль
декоративного
искусства в
жизни человека и
общества
Роль
декоративного
искусства в
жизни человека и
общества
а) Продолжить формировать понятия о
символическом характере декоративного искусства на
примере эмблем
б) Познакомить с символами и эмблемами,
используемым в нашем обществе и сферами их
применения, значением их элементов
в) Воспитать творческую и познавательную
активность, нравственноэстетическое отношение к
миру и искусству
г) Развивать ассоциативнообразное мышление,
фантазию, навыки работы с художественными
материалами.
а) Вывести учащихся на более высокий уровень
осознания темы через повторение и обобщение
б) Формирование познавательного интереса детей к
народному искусству
в) Воспитать нравственноэстетическое отношение к
миру и искусству
Художественные
материалы
Текущий ,
рубежный
Понятия о
символическом
характере
декоративного
искусства.
Художественные
материалы и умение
их использовать в
ДПИ.
Итоговый
Итоговый
14
Рабочая программа по ИЗО 5 класс
Рабочая программа по ИЗО 5 класс
Рабочая программа по ИЗО 5 класс
Рабочая программа по ИЗО 5 класс
Рабочая программа по ИЗО 5 класс
Рабочая программа по ИЗО 5 класс
Рабочая программа по ИЗО 5 класс
Рабочая программа по ИЗО 5 класс
Рабочая программа по ИЗО 5 класс
Рабочая программа по ИЗО 5 класс
Рабочая программа по ИЗО 5 класс
Рабочая программа по ИЗО 5 класс
Рабочая программа по ИЗО 5 класс
Рабочая программа по ИЗО 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.