ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 40, курса «Изобразительное искусство» для четырехлетней начальной школы и обеспечена УМК авторов О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской.
В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре. Обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир обучающихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Обучающиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.
Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально. Все четыре учебника курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подробный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствующие уровню класса.
Основные цели курса: с компьютеромЮ как средством создания изображения, не заменяющим, а дополняющим другие средства. для создания выразител
- Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
- Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
- Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
- Владение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи:
- Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
- Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
- Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
- Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
- Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
- Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
- Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
Исходя из уровня развития способностей обучающихся, в результате изменения темпов освоения учебного материала, рабочая программа может корректироваться в течение учебного года.
Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.
Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати - двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
Особенности курса
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт. Именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом, школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
В результате изучения предлагаемого курса у обучающихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное. Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые обучающиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что обучающиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и, в то же время, творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления
класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник на уроках, будет поддерживать интерес обучающихся к художественному творчеству.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и примерной основной образовательной программой предмет «Изобразительное искусство» изучается с 1 по 4 класс. На изучение предмета в 1, 2, 3 и 4 классах отводится по 1 часу. Всего 135 часов.
Согласно учебному плану общеобразовательной организации в 1-4 классе отводится по 33 и 34 часа (1 час в неделю) для изучения данного обязательного предмета из обязательной части. Всего 135 часов.
Личностные, метапредметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения курса:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие работы.
Коммуникативные:
- уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной и письменной форме;
- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе на уроках изобразительного искусства и следовать им:
- учиться согласованно работать в группе;
- учиться планировать работу в группе;
- учиться распределять работу между участниками проекта;
- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- уметь выполнять различные роли в группе.
1-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
- понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;
- понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;
- знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;
- знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;
- учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
- учиться чувствовать образный характер различных видов линий;
- учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности.
Владение простейшими навыками:
- рисунка;
- аппликации;
- построения геометрического орнамента;
- техники работы акварельными и гуашевыми красками.
4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
- живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
- графика (иллюстрация);
- народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
5. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
- композиция, рисунок, цвет для живописи;
- композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
6. Иметь представление об искусстве Древнего мира.
2-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);
• понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;
• знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);
• знать и уметь объяснять, что такое растительный орнамент;
• уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• учиться чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;
• учиться воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности.
Дальнейшее овладение навыками:
• рисования цветными карандашами;
• рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
• аппликации;
• гравюры;
• построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции;
• различных приёмов работы акварельными красками;
• работы гуашевыми красками.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (городецкая роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Третьяковская галерея).
6. Иметь представление об искусстве Древнего Египта.
3-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);
• понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;
• знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
• знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;
• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер
различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности.
Дальнейшее овладение навыками:
• рисования цветными карандашами;
• рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
• выполнения декоративного панно в технике аппликации;
• выполнения декоративного панно из природных материалов;
• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
• овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
• работой гуашевыми красками;
• постановки и оформления кукольного спектакля.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (хохломская роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).
6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.
4-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;
• понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник-дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;
• рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер
различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности.
Развитие умений:
• рисовать цветными карандашами с переходами цвета и пере- дачей формы предметов;
• рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;
• разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
• работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).
4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).
6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
• композиция, рисунок, цвет для живописи;
• композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Обучающиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.
Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.
Содержательная линия |
Результаты освоения ООП НОО |
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности» |
Выпускник научится: • различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла; • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка; • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; • называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. Выпускник получит возможность научиться: • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений; • видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре; • высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. |
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?» |
Выпускник научится: • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла; • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Выпускник получит возможность научиться: • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. |
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?» |
Выпускник научится: • осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности; • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия; • передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта. Выпускник получит возможность научиться: • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение; • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. |
Содержание предмета
Содержательные линии изучаются комплексно. Формирование УУД по содержательной линии «Опыт художественно-творческой деятельности» реализуется на каждом уроке, содержательная линия «Азбука искусства» изучается также во взаимосвязи с линиями « Виды художественной деятельности» и «Значимые темы искусства».
Содержание программы отражено в варианте перечисления обобщённых тем, предполагающих комплексное формирование предметных УУД по всем линиям.
1 класс (33 ч.)
Занятия 1–2 (2 ч)
Кто такой художник. Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать художником. Профессии, которыми может овладеть художник: живописец, скульптор, художник книги, модельер.
Получение первичного представления о форме, размере, цвете, характере, деталях.
Рисование цветными карандашами забавных человечков.
Первый опыт коллективной работы. Учимся понимать друг друга для выполнения общей задачи. Изучение этапов коллективной работы.
Занятия 3–5 (3 ч)
Расширение понятия о цвете: изучение порядка цветов радуги (спектра).
Получение первого представления о живописи. Дополнительные цвета.
Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств.
Занятия 6–7 (2 ч)
Понятие о рисунке, различных типах линий и их характере, о замкнутых линиях и форме предметов. Изучение свойств линий на примере рисунков П. Пикассо.
Коллективная работа «Солнечный денёк».
Занятия 8–9 (2 ч)
Понятие о геометрических фигурах (многоугольник, треугольник, квадрат, овал, круг).
Понятие об аппликации. Выполнение аппликации «Любимая игрушка».
Занятия 10–11 (2 ч)
Получение на основе наблюдений представления о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии. Выполнение аппликации «Осень».
Занятия 12–14 (3 ч)
Понятие об орнаменте и геометрическом орнаменте. Изучение некоторых закономерностей построения орнамента. Коллективная аппликация «Осенний букет».
Занятия 15–16 (2 ч)
Развитие представлений о живописи и некоторых её законах.
Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов.
Основы работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. Использование в живописи дополнительных цветов.
Закрепление представлений о геометрическом орнаменте. Орнамент «Разноцветные узоры».
Занятия 17–18 (2 ч)
Первичное понятие о натюрморте и композиции натюрморта (вертикальная и горизонтальная композиция, фон). Некоторые правила композиции. Дальнейшее изучение свойств тёплых и холодных цветов. Смешивание гуашевых красок.
Выполнение в процессе изучения нового материала одного из заданий
«Фрукты на тарелочке» или «Плоды на столе» (по выбору учителя).
Любая из этих работ может быть как индивидуальной, так и коллективной.
Занятия 19–20 (2 ч)
Понятие о графике и её изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах и точках. Характер чёрного и белого цветов. Первичное понятие о контрасте.
Графические иллюстрации. Выполнение чёрно-белой композиции «Зимний лес».
Занятие 21 (1 ч)
Первичное представление о пейзаже. Демонстрация различных пейзажей под соответствующую музыку.
Занятия 22–23 (2 ч)
Народные промыслы России. Смешивание гуашевых красок. Выполнение в процессе изучения нового материала задания «Морозные узоры».
Занятия 24–26 (3 ч)
Изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение одного из заданий «Чудесная радуга» или «Витраж». Работа акварелью слоями.
Занятие 27 (1 ч)
Изучение натюрмортов с цветами и влияние цвета на настроение картины.
Выполнение задания «Букет».
Занятие 28 (1 ч)
Картины о жизни людей. Сюжет, зарисовки, наброски. Выполнение набросков животных и людей для композиции «Рисунок на скале».
Занятия 29–30 (2 ч)
Получение представления об искусстве Древнего мира. Рисование животных и людей в стиле наскальной живописи. Выполнение по выбору детей одного из заданий «Рисунок на скале».
Занятия 31–33 (3 ч). По желанию детей можно выполнить задания (открытки или панно) к праздникам, данные в рабочей тетради. К Новому году: открытку «С Новым годом» или «Новогодняя ёлка», к 8 марта – открытку «С Днём 8 марта», к 23 февраля – аппликацию «Праздничный салют».
2-й класс (34 ч.)
Занятие 1 (1 ч)
Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуре и её задачах (польза, прочность, красота), скульптуре и её видах (круглая скульптура, рельеф), живописи, графике.
Выполнение заданий в учебнике.
Занятие 2 (1 ч)
Работа цветными карандашами. Продолжение изучения свойств тёплых и холодных цветов и их взаимодействия.
Занятия 3–4 (2 ч)
Продолжение изучения техники аппликации на примере работ А. Матисса. Понятие о силуэте.
Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств.
Коллективная работа «Цветочный луг».
Занятия 5–6 (2 ч)
Музей картинной галереи. Изучение истории Третьяковской галереи.
Значение рамы при экспонировании живописного произведения. Выполнение рамки для фотографии.
Коллективная композиция «Портрет класса».
Занятия 7–9 (3 ч)
Понятие об иллюстрации к литературному произведению. Изучение иллюстраций В. Лебедева к книжке «Охота». Значение набросков. Рисование животных.
Понятие о композиции, иллюстрации и эскизам к ней. Выполнение иллюстрации и к любой басне И.А. Крылова
Занятия 10–11 (2 ч)
Получение представления об авторском рисунке и технике гравюры (печатная форма, отпечаток, оттиск, фактура). Работа с чёрным и белым цветами. Выполнение графической иллюстрации, имитирующей технику гравюры.
Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мир басен Крылова» с использованием работ, выполненных на этом и прошлом занятиях (цвет и чёрно-белая графика).
Занятие 12 (1 ч)
Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техники лубка и его изобразительных средств. Выполнение в процессе изучения материала заданий в учебнике и лубочного рисунка в альбоме.
Занятия 13–14 (2 ч)
Рисунок простым карандашом. Понятие о светотени. Передача объёма куба с помощью штриховки.
Расширение понятий об источнике света, форме, светотени (свет, тень, полутень, падающая тень).
Занятия 15–16 (2 ч)
Продолжение изучения жанра натюрморта. Понятие об учебной и творческой задачах. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. Рисование предметов простым карандашом с натуры. Работа с рамкой-видоискателем.
Занятия 17–18 (2 ч)
Значение натурных зарисовок. Отработка техники работы гуашевыми красками. Передача фактуры шерсти животного.
Выполнение композиции «Мой пушистый друг».
Занятия 19–21 (3 ч)
Продолжение изучения орнамента. Понятие о растительном орнаменте (элемент, группа элементов орнамента, ритм, композиция).
Изучение простейших видов композиции орнамента. Влияние формы предмета на композицию орнамента. Коллективное панно «Лоскутное одеяло».
Занятия 22–23 (2 ч)
Народные промыслы России. Городецкая роспись.
Выполнение задания «Расписная тарелка».
Занятия 24–26 (2–3 ч)
Углубление понятия о пейзаже. Изучение пейзажей А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Демонстрация пейзажей под подходящую музыку. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий.
Дальнейшее изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками.
Изучение основных этапов работы над пейзажем в технике акварели. Выполнение пейзажа «Весна пришла».
Занятие 27 (1 ч)
Понятие о колорите. Тёплый, холодный и тональный колорит. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике. Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением.
Можно поставить в классе букет цветов и предложить детям передать акварельными красками с натуры колорит этого букета.
Занятие 28 (1 ч)
Продолжение изучения бытовой живописи на примере работ И. Владимирова и З. Серебряковой. Составление рассказа по картине Ф. Решетникова. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. По желанию детей можно в течение урока предложить учащимся нарисовать сюжетную картинку о каком-то происшествии или событии в классе или в семье.
Занятия 29–30 (2 ч)
Получение представления об искусстве Древнего Египта. Рисование фигуры человека в стиле древнеегипетского рельефа. Коллективная работа «Египетские письмена».
Занятия 31–34 (4 ч)
По желанию детей можно факультативно выполнить задания (открытки или панно) к праздникам.
3-й класс (34 ч)
Занятия 1–4 (4 ч)
Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).
Что такое натюрморт.
Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма.
Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента.
Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные.
Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского.
Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико. Рисование животного в характерном для него движении.
Занятия 5–7 (3 ч)
Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу.
Работа цветными карандашами. Тренируем наблюдательность, изучаем портрет неизвестной
С. Чехонина.
Занятия 8–10 (3 ч)
Понятие о декоративном панно. Коллективная работа: декоративное панно.
Выполнение декоративного панно с использованием природного материала.
Занятия 11–13 (3 ч.)
Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях.
Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры.
Занятия 14–16 (3 ч)
Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.
Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика. Выполнение на основе изученного материала декоративного панно «Семейный портрет».
Занятия 17–18 (2 ч)
Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью.
Занятия 19-20 (2 ч)
Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль.
Занятия 21-22 (2 ч)
Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками.
Занятия 23-25 (3 ч)
Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Выполнение графического панно «Фантастическое дерево» с использованием различных видов штриховки.
Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».
Занятия 26–27 (2 ч)
Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Коллективная работа «Кириллица».
Занятия 28–31 (4 ч)
Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Как создаётся театральный спектакль. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы).
Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».
Занятие 32 (1 ч)
Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём
Занятия 33-34 (2 ч). По желанию детей можно выполнить проектные задания (открытки или панно) к праздникам.
4-й класс (34 ч)
Занятия 1–2 (2 ч)
Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства.
Рождение монументальной живописи.
Что такое фреска. Особенности этой техники. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва.
Что такое мозаика и витраж.
Занятие 3 (1 ч)
Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, можно рассмотреть и другие иконы разного времени и школ.
Занятие 4 (1 ч)
Монументальная скульптура. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне.
Занятие 5 (1 ч)
Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография. Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Виды фотографий. Художественная фотография.
Занятие 6 (1 ч)
Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или по воображению.
Занятие 7 (1 ч)
Как передать объём предмета, работая цветными карандашами. Занятия 8–9 (2 ч)
Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета.
Занятия 10–11 (2 ч),
Составление композиции на заданную тему с использованием опор- ной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки». Оформление панно подходящей рамкой (рабочая тетрадь).
Занятия 12–13 (2 ч)
Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. Выполнение заданий в учебнике. Нарисовать животное (по выбору ученика).
Занятие 14 (1 ч)
Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки и гризайли.
Занятия 15–16 (2 ч)
Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна.
Занятие 17 (2 ч)
Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву.
Занятия 18–19 (2 ч)
Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Получение представления о воздушной перспективе.
Занятия 20–21 (2 ч)
Эти занятия проводятся перед Днём Победы. Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне.
Разработка макета альбома Славы. Выполнение каждым учеником своей странички альбома. Эта страничка может быть посвящена как истории семьи учащихся, так и какому-то эпизоду из истории Отечественной войны.
Коллективная работа. Создание классного альбома Славы.
Занятия 22–25 (4 ч)
Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле.
Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ сказочного героя. Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир».
Занятие 26 (1 ч)
Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о китайском рисунке кистью).
Занятия 27–30 (3–4 ч)
Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о русском народном театре). Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».
Занятия 31–34 (4 ч)
Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.
Открытки или панно к праздникам.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п |
Дата |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
Планируемые предметные результаты |
Планируемая деятельность обучающихся |
Примечание |
|
план |
факт |
||||||
1. |
|
|
Кто такой художник. Форма, размер, цвет, характер, детали. «Дружные соседи». Рисование цветными карандашами забавных человечков. |
1 |
Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности.
|
Иметь понятие о том, чем могут различаться предметы (форма, размер, цвет, характер, детали) (Н). Уметь характеризовать предметы по этим признакам (П). Выполнить практическую работу на стр. 2–3 рабочей тетради на освоение этих понятий (Н).
Практическая работа: выполнение заданий на стр. 10–11 рабочей тетради (Н).
Практическая творческая работа «Осень». Вырезание симметричных листьев и составление из них компо- зиции (Н). Практическая творческая работа на закрепление знаний (стр. 18–19 рабочей тетради).
|
|
2. |
|
|
Форма, размер, цвет, характер, детали. Коллективная творческая работа «Городок». |
1 |
|||
3. |
|
|
Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги. «Загадочный фазан». Рисование цветными карандашами |
1 |
|||
4. |
|
|
Живопись. Углубление понятия о цвете. Коллективная творческая работа «Чудо-дерево». |
1 |
|||
5. |
|
|
Дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. «Коврик». |
1 |
|||
6. |
|
|
Рисунок. Линия и форма. Рисование животных. |
1 |
|||
7. |
|
|
Линия и форма. Коллективная творческая работа «Солнечный денёк». |
1 |
|||
8. |
|
|
Понятие о геометрических фигурах. Рисование куклы или робота. |
1 |
|||
9. |
|
|
Фигуры. Аппликация. «Любимая игрушка». |
1 |
|||
10. |
|
|
Понятие о симметрии. Вырезание листьев. |
1 |
|||
11. |
|
|
Симметрия в жизни. Аппликация «Осень». |
1 |
|||
12. |
|
|
Понятия «орнамент», «геометрический орнамент». |
1 |
|||
13. |
|
|
Построение разных по композиции орнаментов. |
1 |
|||
14. |
|
|
Орнамент. Коллективная аппликация «Осенний букет». |
1 |
|
||
15. |
|
|
Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов. Знакомство с гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. |
1 |
|
Выполнить гуашью или акварелью задание на стр. 20–21 рабочей тетради.
Уметь использовать в своих работах фон (П). Практическая творческая работа «Фрукты на тарелочке» или коллективная работа «Плоды на столе», которая может проводиться в малых (2–4 человека) группах (Н). Творческая работа «Зимний лес» (П). Практическое задание на смешивание гуашевых красок с белилами (Н). Практическое творческое задание «Морозные узоры» (П). Уметь работать акварелью слоями. Практическая работа: выполнение заданий на стр. 40–41 рабочей тетради (Н). Практическая творческая работа «Рыбка в море» (П). Практическая работа: выполнение заданий на стр. 42–43 рабочей тетради. Творческая работа: выполнение набросков животных (дома или на улице) (П) или одноклассников (для композиции «Рисунок на скале»). Самостоятельно выполнять открытки или панно к праздникам (рабочая тетрадь). |
|
16. |
|
|
Закрепление представлений о геометрическом орнаменте. «Разноцветные узоры». |
1 |
|||
17. |
|
|
Натюрморт. Композиции натюрморта. «Фрукты на тарелочке». |
11 |
|||
18. |
|
|
Свойства теплых и холодных цветов. Коллективная работа «Плоды на столе». |
1 |
|||
19. |
|
|
Графика и ее изобразительные свойства. Рисование веток и деревьев. |
1 |
|||
20. |
|
|
Графические иллюстрации. Черно-белая композиция «Зимний лес». |
1 |
|||
21. |
|
|
Пейзаж. Передача настроения с помощью цвета. |
1 |
|||
22. |
|
|
Народные промыслы России. «Морозные узоры». |
2 |
|||
23. |
|
|
|
||||
24. |
|
|
Свойства акварельных красок. Приемы работы акварельными красками. «Чудесная радуга». |
1 |
|||
25. |
|
|
Приемы работы акварельными красками. «Витраж». |
1 |
|||
26. |
|
|
Работа акварелью слоями. «Рыбка в море». |
1 |
|||
27. |
|
|
Натюрморты с цветами. Панно «Букет». |
1 |
|||
28. |
|
|
Сюжет, зарисовки, наброски. Наброски животных и людей. |
1 |
|||
29. |
|
|
Искусство Древнего мира. Рисование животных и людей в стиле наскальной живописи. |
1 |
|||
30. |
|
|
Творческая работа «Рисунок на скале». |
1 |
|||
31. |
|
|
Проекты. (Открытки или панно к праздникам: Новый год, 23 февраля, 8 Марта) |
3 |
|||
32. |
|
|
|||||
33. |
|
|
Учебно-методическое обеспечение
Для обучающихся:
О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Изобразительное искусство. Разноцветный мир. Учебники. 1-4 классы.
Для учителя:
1. УМК по изобразительному искусству издательства «Баласс»
• О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Изобразительное искусство. Разноцветный мир. Учебники. 1-4 классы.
• О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Изобразительное искусство. Разноцветный мир. Рабочая тетрадь. 1-4 классы.
2. Печатные пособия
• Комплекты портретов русских и зарубежных художников.
• Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
• Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
• Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
• Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
• Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
•
Интернет-ресурсы
· Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов:
http://skool- collection.edu.ru/
· Презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193
· Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку):
http://nsc.1september.ru/urok
· Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»:
http://www.school2100.ru
· Образовательный портал «Учеба»: www.uroki.ru и др.
Материально-техническое обеспечение
Учебно-практическое оборудование
• Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров: беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.
Натуральный фонд
• Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод.
• Гербарии.
• Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
• Керамические изделия (вазы, кринки и др.).
• Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)
Технические средства обучения
• Компьютер
• Проектор
• Экран
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.