Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования и авторской программы «Изобразительное искусство» О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская (Образовательная система «Школа 2100»), с учётом требований и содержания основной образовательной программы начального общего образования.Рабочая программа по изобразительному искусству (Образовательная система «Школа 2100»)
Рабочая программа по изобразительному искусству .docx
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, на основе примерной программы начального общего образования и
авторской программы «Изобразительное искусство» О. А. Куревина, Е. Д. Ковалеаская
(Образовательная система «Школа 2100»), с учётом требований и содержания основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 2 (приказ
№ 364 от 30.08.13 г.)
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование
функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и
универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности
закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к
художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве,
эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё
мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в
повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и
коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся,
существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно
постигать окружающий мир.
Цели: Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части
общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания. Воспитание в детях
эстетического чувства.
освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и
Задачи:
расширение художественноэстетического кругозора ;
воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое
своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке
изобразительного искусства;
приобщение к достижениям мировой художественной культуры;
инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;
создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики,
пластики;
освоение простейших технологий дизайна;
воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах;
компетенций) в проектной деятельности.
развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых
Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части
общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование
эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности
ученика средствами курса изобразительного искусства.
Особенности курса.
1 и
по ходу
навыками
художественной
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с
ориентированным на практические занятия в области овладения
первичными
изобразительной
деятельности.
Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления
об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и
случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для
освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей
жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий
изобразительного искусства, постепенно вводить
изучения
материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический
материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в
рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться
эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй
произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и
практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход.
Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения
творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм
выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка
осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может
научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается
представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни
современного человека, одновременно развивается эмоциональнообразное
восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой
деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и
понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их
разнообразие, учёт
индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения,
опора на проектную деятельность.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из
такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного
искусства в начальной школе слишком объёмное.
Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы
2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат
избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные
задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же
время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания
(стандарт), должны усвоить все ученики.
4)
результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего
опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют
полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же
время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки,
календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса.
2
значимость, жизненная
Практическая
востребованность Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ
осмысления мира.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при
условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и
всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится
осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих
товарищей и продуктивно работать в группе.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом предмета « Изобразительное
искусство» изучается с 1го по 4й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного
времени составляет 135 часов. 1 класс – 33 часа (33 недели), 2 – 4 – 34 часа (34 недели).
Описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно
делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях,
как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы
и человеческой жизни. Описание ценностных ориентиров содержания учебного
предмета
Ценность жизни – реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – реализуется через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил
межличностных отношений.
Ценность природы воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты
художественных и научнопопулярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение
ребёнка к литературе как виду искусства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных
явлений.
Ценность семьи формирование эмоциональнопозитивного отношения к семье, близким,
чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества формируется ценностное отношение к труду в целом и к
литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа,
представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее
своей страны.
Ценность патриотизма любовь к России, активный интерес к её прошлому и
настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных
культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
3 освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения предмета изобразительное искусство:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изо
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в
жизни и духовнонравственном развитии человека;
Функциональная грамотность
Метапредметные результаты. Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные.
Комплексные, компетентностные задания в УМК: коллективные проектные задания (на
предметном материале); компетентностные (жизненные) задания (на предметном
материале)
Образовательные технологии
1я линия развития
Технология мотивации работы (деятельный подход).
Технология оценивания
2я линия развития
Технология продуктивного чтения (задания для работы с текстом). Задания для групповой
работы
Предметные результаты (цели предмета)
1я линия развития
Объяснять содержание произведений искусства. Владеть основными техниками
изобразительного искусства (тексты и задания)
2я линия развития
Видеть красоту в мире и в искусстве. Эмоционально воспринимать произведения искусства
и уметь выражать своё отношение к ним (тексты и задания)
Личностные результаты
ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного
искусства и освоение некоторых из них;
ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной
деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером,
элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с
технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку
художественнотворческая изобразительная деятельность неразрывно связана с
эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается
общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого,
4 метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является
формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания
образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по
изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и
рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках
изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
1й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать,
чтобы научиться рисовать;
понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая
линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент,
вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;
знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое
дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета; знать и уметь объяснять, что
такое орнамент, геометрический орнамент;
учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
5 2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
учиться чувствовать образный характер различных видов линий;
учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как
это свойство цвета используется разными художниками.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной
деятельности. Владение простейшими навыками:
рисунка;
аппликации;
построения геометрического орнамента;
техники работы акварельными и гуашевыми красками.
4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
графика (иллюстрация);
народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы
и Гжели).
5. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
композиция, рисунок, цвет для живописи;
композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
6. Иметь представление об искусстве Древнего мира.
2й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура,
живопись, графика);
понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей,
картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света,
растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;
знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);
знать и уметь объяснять, что такое растительный орнамент;
уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
учиться чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и
понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к
изображённому на картине;
учиться воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита
картины.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной
деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
рисования цветными карандашами;
рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
аппликации;
гравюры;
построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции;
различных приёмов работы акварельными красками;
работы гуашевыми красками.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
графика (иллюстрация);
6 народные промыслы (городецкая роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь
рассказывать об их особенностях (Третьяковская галерея).
6. Иметь представление об искусстве Древнего Египта.
3й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж,
анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая
живопись);
понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон,
растушёвка, блик, рамкавидоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность
частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;
знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и
чем занимаются театральные художники;
учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных
произведений;
уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как
она влияет на настроение, переданное в них.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной
деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
рисования цветными карандашами;
рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
выполнения декоративного панно в технике аппликации;
выполнения декоративного панно из природных материалов;
выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
работой гуашевыми красками;
постановки и оформления кукольного спектакля.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
графика (иллюстрация);
народные промыслы (хохломская роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь
рассказывать об их особенностях (Русский музей).
6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.
4й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
иметь представление о монументальнодекоративном искусстве и его видах;
понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска,
мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садовопарковая скульптура),
икона, дизайн, художникдизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая
тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия
горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого
и частей, пропорциональная фигура, модуль;
7 рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер различных произведений;
уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных
картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной
деятельности. Развитие умений:
рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;
рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций
светотени;
разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными
красками с гуашью и цветными карандашами).
4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;
графика (иллюстрация);
народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы
и Гжели).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь
рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).
6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
композиция, рисунок, цвет для живописи;
композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Порядок выполнения коллективной работы
1. Перед началом работы учитель обсуждает с учащимися общий план работы, размеры,
цветовое решение и способ изготовления композиции. Принимается решение, какую часть
работы будет выполнять каждый ученик.
2. Ребёнок самостоятельно рисует и вырезает одну из деталей общей композиции.
3. Учитель заранее подготавливает фон, чтобы не тратить на это время урока.
4. На уроке ученики раскладывают детали на листе и под руководством учителя ищут
удачную композицию. Когда композиция найдена, все её фрагменты приклеиваются к
листу.
5. Готовая работа обсуждается (вспоминаем первоначальный замысел проекта и решаем,
удалось ли его реализовать).
Формы организации учебного процесса
Применяемые формы:
индивидуальная;
групповая;
фронтальная (общеклассная).
Применяемые технологии:
проблемный диалог;
продуктивное чтение;
оценивание учебных успехов;
Применяемые технологии
8 метод проектов;
ИКТ.
Контроль предметных результатов
Поскольку изобразительное искусство –
предмет особый, нужно очень
деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы
воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у
них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные
знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят
их последующую жизнь.
Требования к качеству
знаний, предъявляемые на занятиях по
изобразительному искусству.
1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на
практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.
Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны
позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и
формулировать, в чём особенности их собственных работ.
2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку
материал.
3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными
практическими умениями для выполнения собственных творческих работ:
разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся
продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.
Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте,
сколько применить полученные знания к конкретному практическому или
творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно
весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все
необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить
определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их
применять в жизни. Естественно, подобные задания может во множестве
придумать и добавить учитель.
Но они должны удовлетворять всем
изложенным критериям (прежде всего, требовать творческого применения
знаний)
и желательно быть связанными с какойлибо практической
деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому подобное).
Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня
знаний и возможностей своих учеников. В любом случае нет необходимости
выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса).
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение
важнейших понятий, законов и правил. На этапе
актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем
учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей,
которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.
Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается
постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда
никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, они под руководством
учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и
показывает, как поступать человеку, если он хочет чтолибо узнать.
9 Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом
минимакса, не только обязательный минимум (требования программы),
который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить
школьники.
Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив
определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные
оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным
зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть
зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен
(например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их
планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся
должны постоянно. Важно, чтобы после изучения каждой темы у каждого
ученика оставались выполненные в рабочей тетради или на отдельных
листах работы. Желательно, чтобы в рабочей тетради к концу учебного
года не осталось пустых мест (образцы, выполненные красками, нужно
вклеивать в тетрадь после полного высыхания).
В особую папку помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые)
выполненных учеником творческих заданий, содержащие не только отметку
(балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по
улучшению, устранению возможных недостатков).
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в
усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений
действовать.
Учебно – тематический план
Разделы курса:
Восприятие искусства и виды деятельности (раскрывает содержание учебного
материала)
Азбука искусства. Как говорит искусство? (дает инструментарий для практической
реализации курса).
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (намечает эмоционально
ценностную направленность тематики заданий)
Опыт художественнотворческой деятельности (содержит виды и условия
деятельности, в которых ребенок может получить художественнотворческий опыт.
Все разделы об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства:
типологическую, языковую, ценностноориентационную и деятельностную. Они (все
вместе) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке.
10 Содержание учебного предмета
1й класс (33 ч)
Кто такой художник. Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать художником.
Профессии, которыми может овладеть художник: живописец, скульптор, художник
книги, модельер. Получение первичного представления о форме, размере, цвете,
характере, деталях.
Расширение понятия о цвете: изучение порядка цветов радуги (спектра). Получение
первого представления о живописи. Дополнительные цвета. Тёплые и холодные цвета.
Изучение их некоторых свойств.
Понятие о рисунке, различных типах линий и их характере, о замкнутых линиях и
форме предметов. Изучение свойств линий на примере рисунков П. Пикассо.
Понятие о геометрических фигурах (многоугольник, треугольник, квадрат, овал,
круг).
Понятие об аппликации. Получение на основе наблюдений представления о симметрии,
симметричных фигурах и оси симметрии. Понятие об орнаменте и геометрическом
орнаменте. Изучение некоторых закономерностей построения орнамента. Развитие
представлений о живописи и некоторых её законах. Основные и родственные цвета,
пары дополнительных цветов. Основы работы гуашевыми красками. Смешивание
11 основных цветов. Использование в живописи дополнительных цветов. Первичное понятие о
натюрморте и композиции натюрморта (вертикальная и горизонтальная композиция,
фон). Понятие о графике и её изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах и
точках. Характер чёрного и белого цветов. Первичное понятие о контрасте. Графические
иллюстрации. Первичное представление о пейзаже. Демонстрация различных пейзажей
под соответствующую музыку. Народные промыслы России. Смешивание гуашевых
красок. Изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными
Получение
красками. Картины о жизни людей.
представления об искусстве Древнего мира.
Сюжет, зарисовки, наброски.
2й класс (34 ч)
Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуре и её
задачах (польза, прочность, красота), скульптуре и её видах (круглая скульптура,
рельеф), живописи, графике. Выполнение Работа цветными карандашами. Продолжение
изучения свойств
тёплых и холодных цветов и их взаимодействия. Продолжение изучения техники
аппликации .
Понятие о силуэте. Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Музей и
картинной галерея. Изучение истории Третьяковской галереи. Понятие об иллюстрации к
литературному произведению. Понятие о композиции иллюстрации и эскизам к ней.
Получение представления об авторском рисунке и технике гравюры (печатная форма,
отпечаток, оттиск, фактура). Понятие о светотени. Передача объёма куба с помощью
штриховки. Расширение понятий об источнике света, форме, светотени (свет, тень,
полутень, падающая тень).
Продолжение изучения жанра натюрморта. Значение натурных зарисовок. Продолжение
изучения орнамента. Понятие о растительном орнаменте (элемент, группа элементов
орнамента, ритм, композиция. Народные промыслы России. Городецкая роспись.
Углубление понятия о пейзаже. Понятие о колорите. Тёплый, холодный и тональный
колорит.
Получение представления об искусстве Древнего Египта.
3й класс (34 ч)
Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр,
бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр). Что такое натюрморт. Что
такое пейзаж.
Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и
индивидуальные. Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного
произведения. Цветовой круг. Понятие о декоративном панно. Получение представления
о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей
человеческого лица, мимике. Народные промыслы: изучение хохломской росписи.
Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Изучение
особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Древнерусская книга. Иметь
представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Получение представления о
работе различных театральных художников (декорации и костюмы). Изучение истории
Русского музея и некоторых картин, представленных в нём.
12 4й класс (34 ч)
Русская икона. Монументальная скульптура.
Рождение
Изучение некоторых видов монументальнодекоративного искусства.
монументальной живописи. Что такое фреска. Особенности этой техники. Что такое
мозаика и витраж.
Новые виды
изобразительного искусства: дизайн и фотография. Изучение осенних пейзажей И.
Левитана. Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы
предмета на плоскости. Понятие о рефлексе,
падающих тенях и конструкции предмета. Зарисовки животных. Изучение техник
отмывки и гризайли. Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с
тыквой» А. Куприна. Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы
по дереву. Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии
горизонта. Получение представления о воздушной перспективе. Изучение пропорций
человеческой фигуры. Понятие о модуле. Изучение истории Эрмитажа и некоторых
представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.
Учебно – методическое и материальнотехническое
обеспечение образовательного процесса
1. Авторская учебная программа «Изобразительное искусство» Куревина О. А. ,
2.
Ковалеаская Е. Д. (Образовательная система «Школа 2100».
Примерная основная образовательная программа. В 2х книгах. Книга 1. Книга 2.
Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. М.:
Баласс, 2011. 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт.
Учебники:
13 1. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство. Учебник. 1 класс.
Москва: Баласс, 2011г.
2. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство. Учебник. 2 класс.
Москва: Баласс, 2011г.
3. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство. Учебник. 3 класс.
Москва: Баласс, 2011г.
4. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство. Учебник. 4 класс.
Москва: Баласс, 2011г.
Рабочие тетради:
1. Куревина О.А, Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное
искусство». 1 класс («Разноцветный мир»). – Москва: Баласс, 2011г.
2. Куревина О.А, Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное
искусство». 2 класс («Разноцветный мир»). – Москва: Баласс, 2011г.
3. Куревина О.А, Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное
искусство». 3 класс («Разноцветный мир»). – Москва: Баласс, 2011г.
4. Куревина О.А, Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное
искусство». 4 класс («Разноцветный мир»). – Москва: Баласс, 2011г.
Методические пособия:
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.. Как проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.
М.: Просвещение, 2010
2. Методические рекомендации для учителя к учебнику Куревина О.А., Ковалевская
Е.Д. Изобразительное искусство. «Разноцветный мир», М.: Баласс, 2011
Интернетресурсы:
1. Электронные материалы на сайте http://www.school2100.ru
Техническое обеспечение:
1. Интерактивная доска
2. Компьютер
3. Проектор
14 15
Рабочая программа по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.