Рабочая программа по изобразительному искусству, 2 класс, программа Школа России. Состоит из следующих разделов: Пояснительная записка, Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета во 2 классе, Содержание учебного предмета, Тематическое планирование и Диагностический инструментарий. Данная рабочая программа написана на 2016-2017 учебный год.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 2 класса составлена на основе
следующих нормативных документов и методических материалов
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Приказ №373 от 06.10.2009г;
2. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ№6,
Приказ №281 от 31.08.2016г
3. Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России;
4. Планируемых результатов начального общего образования;
5. Примерная основная образовательная программа по «Изобразительному искусству»
авторы Б. М. Неменский, Е.И. Коротеева . ОСП «Школа России»
6. Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) НОО,
утвержденного приказом №310 от 30.08.2013г.
Целью курса формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой
части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Задачи курса:
развитие способности к эмоционально ценностному восприятию произведений
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств:
изобразительном, декоративно прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их
бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями,
деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и
эстетических чувств:
любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому
прошлому, многонациональной культуре.
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического
мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
способами художественной
навыками,
Отражение национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных
ценностях культуры России и Хакасии, культур народов (знакомства с лучшими
произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного
края, с фольклором и народными художественными промыслами (экскурсионно
краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, тематических выставок);
обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает
обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, городском ландшафте, в
природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений,
знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов
художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать
красоту окружающего мира через художественные образы;
обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами
прикладного искусства.
Межпредметная связь и связь с внеурочной деятельностью.
Изобразительное искусство является комплексным и интегративным учебным предметом. В
содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами
начальной школы:
2 Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели,
воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и
пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с
геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального
источника инженернохудожественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом
экологических проблем, деятельности человека как создателя материальнокультурной среды
обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой
деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения
результатов практической деятельности
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театр.
постановках.
Формы работы: индивидуальная, групповая. Для развития умения сравнивать и анализировать
будут использованы следующие методы: объяснительноиллюстративный, исследовательский,
словесные методы (беседа, работа с учебником и книгой), демонстрация наглядных пособий,
презентаций, практические методы. Для развития универсальных учебных действий во 2 классе
необходимо формировать умение мыслить, рассуждать, высказывать и отстаивать своё мнение.
Развивать у обучающихся творческий подход к учебной деятельности. Познавательную
деятельность формировать с использованием следующих технологий: информационно
коммуникационной, проектноисследовательской, проблемнопоисковой.
Данная программа построена с учётом уровня подготовленности и общего развития учащихся
данного класса
II.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета во 2 класссе
Личностные УУД^
Клас
с
2
класс
Оценивать ситуации
и поступки
(ценностные
установки,
нравственная
ориентация)
Объяснять смысл своих
оценок, мотивов, целей
(личностная
саморефлексия,
способность к
саморазвитию мотивация
к познанию, учёбе)
Самоопределяться в
жизненных ценностях (на
словах) и поступать в
соответствии с ними, отвечая за
свои поступки. (личностная
позиция, российская и
гражданская идентичность)
У учащегося будут сформированы:
Оценивать простые
ситуации и
однозначные
поступки как
«хорошие» или
«плохие» с позиции:
– общепринятых
нравственных правил
человеколюбия,
уважения к труду,
культуре и т.п.
(ценностей);
– важности различения
«красивого» и
«некрасивого».
ОСМЫСЛЕНИЕ
Объяснять, почему
конкретные однозначные
поступки можно оценить
как «хорошие» или
«плохие» («неправильные»,
«опасные», «некрасивые») с
позиции известных и
общепринятых правил.
САМООСОЗНАНИЕ
Объяснять самому себе:
– что я делаю с
удовольствием, а что – нет
(мотивы),
– что у меня получается
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Осознавать себя ценной частью
большого разнообразного мира
(природы и общества). В том
числе:
объяснять, что связывает меня:
– с моими близкими, друзьями,
одноклассниками;
– с природой;
испытывать чувство гордости за
«своих» близких и друзей.
ПОСТУПКИ
Выбирать поступок в однозначно
оцениваемых ситуациях на
основе:
3хорошо, а что нет
(результаты)
– известных и простых
общепринятых правил «доброго»,
«безопасного», «красивого»,
«правильного» поведения;
– сопереживания чувствам других
не похожих на тебя людей,
отзывчивости к бедам всех живых
существ.
Признавать свои плохие поступки
У учащегося могут быть сформированы:
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ:
Осознавать себя гражданином
России, в том числе:
объяснять, что связывает меня с
историей, культурой, судьбой
твоего народа и всей России,
ПОСТУПКИ
– уважения разными людьми друг
друга, их доброго соседства.
Признавать свои плохие поступки
и отвечать за них
2
класс
ОСМЫСЛЕНИЕ
Объяснять, почему
конкретные однозначные
поступки можно оценить
как «хорошие» или
«плохие» («неправильные»,
«опасные», «некрасивые»),
с позиции
общечеловеческих и
российских гражданских
ценностей.
САМООСОЗНАНИЕ
Объяснять самому себе:
– что во мне хорошо, а что
плохо (личные качества,
черты характера),
– что я хочу (цели, мотивы),
–что я могу (результаты)
Оценивать простые
ситуации и
однозначные
поступки как
«хорошие» или
«плохие» с позиции:
– общечеловеческих
ценностей (в т.ч.
справедливости,
свободы,
демократии);
– российских
гражданских
ценностей (важных
для всех граждан
России);
– потребности в
«прекрасном» и
отрицания
«безобразного».
Регулятивные УУД:
Осуществлять действия
по реализации плана
Соотносить результат своей
деятельности с целью и
оценивать его
Ученик научится :
Учиться работать по
предложенному плану
Учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного
Клас
с
2
класс
Определять и
формулировать цель
деятельности
Составлять план
действий по решению
проблемы (задачи)
Учиться определять
цель деятельности на
уроке с помощью
учителя.
Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
Ученик получит возможность научиться:
2
клас
с
Определять цель
учебной деятельности с
помощью учителя и
самостоятельно.
Работая по
предложенному плану,
использовать необходимые
средства (учебник,
Определять успешность
выполнения своего задания в
диалоге с учителем
4простейшие приборы и
инструменты)
Учиться совместно с
учителем обнаруживать
и формулировать
учебную проблему
совместно с учителем.
Учиться планировать
учебную деятельность
на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
Перерабатывать
информацию для
получения необходимого
результата, в том числе и
для создания нового
продукта
Преобразовывать
информацию из одной формы
в другую и выбирать наиболее
удобную для себя форму
Клас
с
Извлекать
информацию.
Ориентироваться в
своей системе знаний и
осознавать
необходимость нового
знания.
Добывать новые знания
(информацию) из
различных источников и
разными способами
пересказывать небольшие
тексты, называть их тему.
Ученик научится:
2
класс
Отличать новое от уже
известного с помощью
учителя.
Находить ответы на
вопросы, используя свой
жизненный опыт и
информацию,
полученную на уроке
Делать выводы в
результате совместной
работы всего класса.
Сравнивать и
группировать предметы.
Находить закономерности
в расположении фигур по
значению одного признака.
Называть
последовательность
простых знакомых
действий, находить
пропущенное действие в
знакомой
последовательности
Ученик получит возможность научиться:
2
класс
Понимать, что нужна
дополнительная
информация (знания) для
решения учебной задачи
в один шаг.
Находить необходимую
информацию как в
учебнике, так и в
предложенных учителем
энциклопедиях
Сравнивать и
группировать предметы по
нескольким основаниям.
Находить закономерности
в расположении фигур по
значению двух и более
признаков.
Наблюдать и делать
самостоятельные выводы
Составлять простой план
небольшого текста
повествования
Коммуникативные УУД:
Клас
с
Доносить свою позицию
до других, владея
Понимать другие
позиции (взгляды,
Договариваться с людьми,
согласуя с ними свои
5приёмами
монологической и
диалогической речи
интересы)
2
класс
Оформлять свою мысль в
устной и письменной речи
(на уровне одного
предложения или
небольшого текста).
Ученик научится:
Слушать и понимать речь
других.
Вступать в беседу на
уроке и в жизни
Вступать в беседу на
уроке и в жизни
интересы и взгляды, для
того чтобы сделать чтото
сообща
Совместно договариваться о
правилах общения и поведения
в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика)
Ученик получит возможность научиться:
Слушать других,
пытаться принимать
другую точку зрения,
быть готовым
изменить свою точку
зрения.
Выполняя различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении
проблемы (задачи).
Учиться уважительно
относиться к позиции другого,
пытаться договариваться
2
класс
Оформлять свои мысли
в устной речи с учетом
своих учебных и
жизненных речевых
ситуаций, в том числе с
помощью ИКТ.
Высказывать свою
точку зрения и
пытаться её
обосновать, приводя
аргументы
Предметные УУД:
Ученик научится:
узнавать отдельные произведения выдающихся
учащиеся должны:
узнавать основные жанры и виды произведений
изобразительного искусства;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
отечественных художников (В.М. Васнецов, И.И. Левитан);
сравнивать различные виды изобразительного искусства
(графики, живописи, декоративноприкладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные
карандаши, акварель, бумага);
приобрести навыки при работе карандашом – без напряжения
проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом
лист бумаги;
приобрести навыки при работе акварельными красками и
гуашью – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими
нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой
поверхности);
применять
художественной
выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры,
по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных
работах: иллюстрациях к произведениям литературы и
музыки; составлять композиции с учётом замысла;
конструировать из бумаги на основе техники оригами,
гофрирования, сминания, сгибания;
основные
средства
Ученик получит возможность
научиться:
получит возможность узнать
названия известных центров
народных художественных
ремесел России;
узнавать отдельные
произведения выдающихся
отечественных художников;
получит возможность
ознакомиться с отечественной
и мировой культурой;
выполнять
простые композиции на
заданную тему на плоскости и в
пространстве;
применять основные средства
художественной
выразительности в
самостоятельной творческой
деятельности: в рисунке и
живописи (с натуры, по
памяти, воображению), в
иллюстрациях к произведениям
литературы и музыки.
передавать в рисунке
6 конструировать из ткани на основе скручивания и
связывания;
моделировать новые формы, различные ситуации путём
трансформации известного, создавать новые образы природы,
человека, фантастического существа и построек;
пользоваться приёмами лепки.
создавать простые композиции на заданную тему на
плоскости и в пространстве;
развить фантазию, воображение, проявляющиеся в
конкретных формах творческой художественной
деятельности;
простейшую форму, общее
пространственное положение,
основной цвет предметов;
применять приёмы рисования
кистью
элементов
декоративных изображений на
основе народной роспи;
выполнять простейшие
композиции – аппликации.
III. Содержание учебного предмета
Искусство и ты
Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка
искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов.
Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний
людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла.
Практическая творческая работа ( индивидуальная и коллективная).
Как и чем работает художник?
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей
работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности,
свойства и характер различных материалов. Цвет: основные, составные, дополнительные цвета.
Смешение красок. Роль чёрной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование
из бумаги. Коллаж.
Реальность и фантазия
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического
необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.
Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе,
и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной
и эмоциональной сферы ребёнка через общение с природой.
О чём говорит искусство
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к
тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе.
Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по
характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру
сказочных героев.
Как говорит искусство
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие
цвета: теплое – холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии,
понятие ритма: ритм пятен, линий. Выразительность соотношений пропорций. Выразительность
фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению
мыслей и чувств художника.
IV.
Тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс
Как и чем работает художник? – 8 ч.
7Реальность и фантазия. 7 ч.
О чём говорит искусство. 10 ч.
Как говорит искусство. – 9 ч.
V. Диагностический инструментарий:
№ вид
1
Проект
количество
4
сроки
В конце каждой четверти
8