Рабочая программа по изобразительному искусству

  • Образовательные программы
  • docx
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с фор-мой, пространством, цветом, звуком, словом. В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школь-ников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Про-грамма опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа.
Иконка файла материала ИЗО.docx
I. Пояснительная записка. Рабочая программа по ИЗО составлена на основе: • Положения о составлении рабочих программ учителями МБОУ СОШ №14; • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009); • • • • Авторской программы «Изобразительное искусство» авторов Савенковой Л. Г., Ермолинской Е.А., Протопопова Ю. Н. (Изобразительное Базисного учебного плана МБОУ СОШ №14; «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой) «Примерных программ начального общего образования»; искусство: Интегрированная программа: 1­4 классы.­ М.: Вентана­Граф, 2010). Программа обеспечена следующим методическим комплектом: 1. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник. – М.: Вентана­Граф,2012г. 2. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Вентана­Граф, 2014г. 3. Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1 ­ 4 классы. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. М.: Вентана­Граф, 2013 год Объем программы: Программа рассчитана на проведение одного урока в неделю. Общее число часов в году— 34 часа.  Общая  характеристика учебного предмета, курса. Главным условием организации занятий по ИЗО является разностороннее развитие и полихудожественное воспитание детей. Задача учителя: гармонично развивать у детей данные им природой задатки и формировать их способность воспринимать мир в художественных образах.  Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Цель программы: разностороннее художественное развитие школьника, подготовка его к самостоятельной творческой деятельности. Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:  воспитание  устойчивого  интереса  к  изобразительному  творчеству;  уважения  к культуре  и  искусству  разных  народов,  обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;  развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально­чувственному восприятию   окружающего   мира   природы   и   произведений   разных   видов   искусства;   развитие   желания   привносить   в   окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;  освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно­прикладного искусства, архитектуры и дизайна; овладение  выразительными   средствами   изобразительного   искусства,   языком   графической   грамоты   и   разными   художественными материалами;  развитие опыта художественного восприятия произведений искусства. Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом.  В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа.  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета в 4 классе. Приобщаясь к истокам  культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества,  открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте  человеческих отношений.  Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе как раз и является формирование представлений о многообразии художественных  культур народов Земли  и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.  Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой  складывается его история. Детям в 4 классе уже присущи стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием,  выраженных в народных искусствах.  Восприятие произведений искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров   русского   и   мирового   искусства.   Представление   о   роли   изобразительных   (пластических)   искусств   в   повседневной   жизни   человека,   в организации его материального окружения.  II. Содержание образования по разделам в соответствии с ФГОС Рисунок.   Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.  Живопись.   Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами живописи. Цвет — основа   языка   живописи.   Выбор   средств   художественной   выразительности   для   создания   живописного   образа   в   соответствии   с   поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.  Художественное конструирование и дизайн.  Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно­прикладное искусство.   Понимание истоков декоративно­прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.Сказочные образы народной культуры и декоративно­прикладное искусство. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, узоры мороза на стекле и т. д. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).  Овладение   основами   художественной   грамоты.  Композиция.     Элементарные   приемы   композиции   на   плоскости   и   в   пространстве. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.  Многообразие линий  и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма.  Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объем. Объем в пространстве и на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Ритм.   Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения   в   композиции   с   помощью   ритма   элементов.   Особая   роль   ритма   в   декоративно­прикладном   искусстве.   Земля   —   наш   общий   дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Н.К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн,  В. Ван Гог). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и разные эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа и Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства. Родина моя — Россия.  Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы народной культуры и декоративно­прикладное искусство. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения.   Образ человека в разных культурах  мира.  Образ современника. Жанр портрета.  Темы  любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Участие   в   различных   видах   изобразительной,   декоративно­прикладной   и   художественно­конструктивной   деятельности.  Передача настроения   в   творческой   работе   (в   живописи,   графике,   скульптуре,   декоративно­прикладном   искусстве,   художественном   конструировании)   с помощью цвета,  тона,  композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема,  фактуры материала. Выражение своего отношения к произведению изобразительного   искусства   в   высказываниях,   рассказе,     небольшом   сочинении.     Участие   в   обсуждении   содержания   и   выразительных   средств произведений изобразительного искусства. Опыт художественно­творческой деятельности. III. Содержание курса в 4 классе.Содержание  рабочей   программы  направлено  на  реализацию  приоритетных  направлений  художественного  образования:  приобщение  к искусству   как   к   духовному   опыту   поколений,   овладение   способами   художественной   деятельности,   развитие   индивидуальности,   дарования   и творческих способностей ребенка. 1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)  – 17 часов. 1. Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечат­ления от наблюдений за природой, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени. Развитие представления о про­странстве окружающего мира — природном пространстве разных народов: Север (снеж­ные просторы, океан), Восток (пустыни, пес­ки, сады), Закавказье (горы, леса, озёра), Средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др. 2. Развивать понятия об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: о красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представления о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением. 3. Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических ус­ловий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве с присущим ему ландшафтом (рельефом местности), климатом, флорой и фауной. 4. Организация и проведение работ по памяти или наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приёмов, средств художественной выразительности: композиции, манеры письма, колорита, ритма, формата, сюжета. 5. Художественный образ в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно­прикладное искусство, литература и музыка) помогает понять, как каждый народ воспринимает природу и выстраивает с ней отношения. Народная архитектура в природной среде. 6.   Пространственные   отношения   между   предметами   в   открытом   пространстве   с   учётом   единой   точки   зрения   и   воздушной   перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме. 7. Сюжетно­смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальности персонажей через   их   внешние   сюжетно­смысловые   атрибуты.   Развитие   у   учащихся   стремления   самостоятельно   решать   творческие   задачи   в   работе   над произведением. 8.   Знакомство   с   пропорциями   тела   человека.   Передача   характерных   особенностей   модели   (формы   головы,   частей   лица,   причёски,   одежды) графическими средствами — в набросках, зарисовках. Изображение человека по наблюдению. Передача характерной формы и характера человека. 9. Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари, характерной для разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (чёрно­белое изображение). Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы. 10. Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характера героев, природного и бытового пространства. 11. Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой, изучение условий жизни и занятий разных народов (казахов, китайцев, русских и др.), их народное творчество. Сходство и различие народов (в чём это проявляется, причины).12.   Знакомство   с   народными   праздниками.   Оформление   и   разыгрывание   народных   праздников,   обрядов,   соответствующих   временам   года   и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции.  13.   Пропорции   человека   и   их   отображение   в объёме.   Лепка   в   глине   или   пластилине.   Связь   костюма   и   головного   убора   с   региональными традициями. 14. Литературно­сказочные сюжеты в изобразительном  творчестве. Создание объёмно­пространственной композиции по описанию в народной сказке с использованием мотивов народной архитектуры в природной среде. 15. Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине. 16. Симметрия и асимметрия в природе и декоративно­прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, величины деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны региона в народном орнаменте. 17.   Изображение   замкнутого   пространства.   Формирование   представления   о   трёхмерном   пространстве   помещения   (длина,   высота,   глубина). Передача изображения на плоскости. Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и т. д.), их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей его природе (растительном и животном мире), о его обычаях и занятиях. 2. Развитие фантазии и воображения  – 11 часов. 1. Самостоятельно вычленять творческую задачу. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины. 2. Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с темами, изучаемыми на уроках истории, литературы (внеклассного чтения). 3. Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре через воспроизведение конкретной среды. 4.   Формирование   представления   о   композиции   без  конкретного  изображения   (абстрактная   композиция).   Передача   в  композиции   настроения, динамики, колорита, исторического времени. 5. «Путешествия на машине времени» («перемещение» в другие миры, эпохи, в прошлое и будущее, космические путешествия). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок. 6. Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно­прикладной игрушке. 7. Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Особенности   традиционного   декоративно­прикладного   искусства   у   разных   народов.   Происхождение   народного   искусства,   его   изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей. 8. Символика узоров народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: каким они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались? 9. Форма изделий народных промыслов определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно­прикладного искусства. Художник­ прикладник создаёт вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (имеющие практическое, прикладное, значение).10. Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка». 11. Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы. 3.  Художественно­образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)  – 6 часов. 1. Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно­прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). 2. Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богородская, семёновская); роспись (жостовская, городецкая, хохломская). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы.  3. Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение. 4. Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства. 5. Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно­ прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений (динамику), смыслового содержания. 6.   Изображения   человека   средствами   разных   видов   изобразительного   искусства:   живописи,   графики,   скульптуры,   декоративно­прикладного искусства (В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Конёнков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника. IV. Планируемые результаты обучения. Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству: 1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира; 2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии; 4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально­чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей; 5)   воспитание   интереса   детей   к   самостоятельной   творческой   деятельности;   развитие   желания   привносить   в   окружающую   действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству: 1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи; 2)   развитие   визуально­образного   мышления,   способности   откликаться   на   происходящее   в   мире,   в   ближайшем   окружении,   формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе; 3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности; 4) активное использование речевых, музыкальных, знаково­символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести; 6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов; 7) развитие интереса к искусству разных стран и народов; 8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли; 9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства; 10)   формирование   у   детей   целостного,   гармоничного   восприятия   мира,   воспитание   эмоциональной   отзывчивости   и   культуры   восприятия произведений профессионального и народного искусства; 11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре; 12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. Предметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:  Выпускник научится:  различать   основные   виды   художественной   деятельности   (рисунок,   живопись,   скульптура,   художественное   конструирование   и   дизайн, декоративно­прикладное   искусство)   и   участвовать   в   художественно­творческой   деятельности,   используя   различные   художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;  различать   основные   виды   и   жанры   пластических   искусств,   понимать   их   специфику; эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу;   различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;  узнавать,   воспринимать,   описывать   и   эмоционально   оценивать   шедевры   своего   национального,   российского   и   мирового   искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;  приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.  осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;  выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;   решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. Выпускник получит возможность научиться:  воспринимать   произведения   изобразительного   искусства,   участвовать   в   обсуждении   их   содержания   и   выразительных   средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);  высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных  эмоциональных состояниях;  пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства,  художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные  состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;  понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять  терпимость к другим вкусам и мнениям;  моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека,  фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;  выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. V. Средства обучения. Печатные пособия. ­ иллюстрации разных авторов к одной сказке; ­ народная игрушка; ­ образцы детских работ прошлых лет; ­ образцы посуды; ­ печатные и самодельные открытки; ­ разнообразные игрушки с ярко­выраженным образом; ­ старинные открытки; ­ фотографии интерьеров; Электронные пособия и презентации:  «Гжель»;  «Стили архитектуры»;  Городецкие росписи, жостовские подносы и фрагменты росписи;  живописные портреты Рокотова, Серова, Репина, Тропинина и других;   знаменитые пейзажи И. Левитана, А. Саврасова, Р. Рылова, А. Куинджи, Н. Рериха;  изображение садов и парков в искусстве;  изображения цветов;   натюрморты Ж.­Б. Шардена, Петрова­Водкина, Кончаловского, Сарьяна, Стожарова;  фото известных культурных памятников;   фото транспорта и слайды старинных машин;  Музыкальный ряд:напевные песенные тексты; народная музыка в инструментальном исполнении; народные плясовые; русская народная песня;     Литературный ряд:  пословицы, поговорки, русские народные сказки. Сайты: ­ www.getty.edu/art/exhibitions/devices ­www.hermitage.ru ­www.rusmuseum.ru ­www.artsedge.kennedy­center.org ­http://som.ru/Resources/Moreva/st ­http://art.edu­studio.narod.ruТематическое планирование. Универсальные учебные действия (УУД) ЭОРы Дата  По план у  По факт у  Домаш нее задани е  закончи ть  работу ­ www.artsedge. kennedy­ center.org № Тема урока .  «Путевые  зарисовки художник а»:  «Пейзажи нашей  Родины» . 1 2 Архитект ура  разных  мест. «Г.  Белая  Калитва». Освоение предметных знаний (базовые понятия) Зависимость  формы  предмета от  его  назначения,  уклада жизни  народа,  природной  среды.  Пейзаж. Зависимость  архитектуры,  одежды,  утвари от  климатически х условий.  Архитектура. Основное содержание темы, термины и понятия Развитие  пространственног о ощущения мира. Продолжение  знакомства с  природным  пространством  разных народов.  Красота  окружающей  среды, характер  природы разных  мест.  Закрепление  знаний об  освоении разными  народами своего  природного  пространства.  Выполнение  зарисовок,  этюдов,  живописных и  графических  работ разными  техниками и  материалами.  Вид деятельности, форма работы Работа на  плоскости.  Художественно е изображение  пейзажа.  Создание   композиции в  технике  компьютерной  графики с  помощью линий и цвета. Материал:  акварель, тушь. Работа на  плоскости.  Графическое  изображение  пейзажа с  архитектурным и  сооружениями.  Анализ роли  искусства в  жизни общества и каждого  человека.  Материал:    : планирование  Познавательные: компоновка   сюжетного  рисунка.  Регулятивные   действий в соответствии с  поставленной задачей и условиями её  реализации.  Коммуникативные: умение  договариваться и приходить к общему  решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения  интересов. Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные:  линия  и  пятно   как  художественно – выразительные   средства  живописи. Коммуникативные: формулирование  собственного мнения и позиции;  выстраивание понятных  для партнёра  высказываний, учитывающих, что  партнёр знает и видит, а что нет. Регулятивные: адекватное  восприятие предложения и оценки  учителя и товарищей. Личностные: познавательный интерес к  новому учебному материалу. ­  www.getty.edu /art/exhibitions /devices Р.Т.  стр. 20  – 21.«Путевые  зарисовки художник а».   Сюжетны е  композиц ии:  «Базары», «На  площади» .  Ахромати ческая и  хроматич еская  гамма».  «Цветущи й луг». Знакомст во с  пропорци ями тела  Передача  индивидуальной  характеристики  персонажей через  их внешние  сюжетно­ смысловые  атрибуты.  Развитие  стремления  самостоятельно  решать  творческие задачи в работе над  рисунком. Пространственные отношения между  предметами с  учётом единой  точки зрения и  воздушной  перспективы.  Создание   выразительных  образов природы,  человека,  животного  средствами  компьютерной  графики (в  программе Point).  Передача  характерных  особенностей  модели  акварель, тушь. Работа на  плоскости.  Работа на  большом  формате  (работа в  малых группах  по 2­3  человека).          Материал:  гуашь,  акварель,  белила. Работа на  плоскости.  Работа на  малом формате в  ахроматическо й и  хроматической  гамме.  Материал:  гуашь. Работа на  плоскости.  Работа по  представлению  3 4. 5.  Р.Т.   стр. 48. ­  www.getty.edu /art/exhibitions /devices Сюжетно­ смысловая  компоновка  фигур с  учётом  организации  плоскости  рисунка как  единого  образа.  Силуэт, линия горизонта,  плановость. Познавательные: уметь   самостоятельно  компоновать   сюжетный  рисунок, последовательно   вести  линейный  рисунок  на  тему. Коммуникативные: договариваться и  приходить к общему решению в  совместной деятельности.   Регулятивные: планировать свои  действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её  реализации. Личностные: самоанализ и  самоконтроль результата. Понятия об  ахроматическ ой и  хроматическо й гамме.  Передача  пространствен ных  отношений  между  предметами с  учётом  единой точки  зрения и  воздушной  перспективы. Формировани е понятий о  цветовой  гамме,  ­ www.artsedge. kennedy­ center.org закончи ть  работу Познавательные: знать  о  линии  и   пятне  как  художественно –  выразительных  средствах  живописи. Коммуникативные: формулировать  собственное мнение и позицию; контролировать действия партнёра;  использовать речь для регуляции  своего действия. Регулятивные: планировать свои  действия; оценивать правильность  выполнения действия. Личностные:  учебно­познавательный  интерес к новому учебному материалу Познавательные:  уметь   последовательно  выполнять   элементы  построения портрета. Коммуникативные: формулировать  Р.Т.  стр. 40  – 41.человека.  Портрет.  графическими  средствами.  «Портрет  любимого  литературного  героя». Изображе ние с  натуры  цветка. 6. 7. Рисование по памяти или  представл ению на  тему  Рисование с  натуры одного  предмета в разной цветовой  гамме –  передача в  рисунке: а)  окраски  предметов  хроматическими  цветами; б)  окраски  предметов лишь  тональными  отношениями; в)  цветка, в окраске  которого имеется  сближенная  цветовая гамма.  Материал:  акварель. Передача на  плоскости и в  объёме  характерных  особенностей  предметов с  на темы,  связанные с  передачей на  плоскости  фигур в  движении.  Материал:  цветные мелки,  гуашь.  Работа на  плоскости.  Рисование с  натуры цветка.  Пространствен ные отношения  между  предметами в  конкретном  формате. формате  картины. Решение  композиции  как  натюрморта,  портрета или  сюжета, на  заднем плане  которого  происходят  события или  развёрнуто  пространство. собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: планировать  свои действия; оценивать  правильность выполнения действия;   адекватно воспринимать предложения  и оценку учителя и товарищей. Личностные: способность к  самооценке на основе критериев  успешности учебной деятельности; Познавательные: уметь   самостоятельно  компоновать   сюжетный  рисунок, последовательно   вести  линейный  рисунок  на  тему;  уметь изображать форму, общее  пространственное расположение,  пропорции, цвет. Коммуникативные: договариваться и  приходить к общему решению в  совместной деятельности, в том числе  в ситуации столкновения интересов; Регулятивные: планировать свои  действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её   реализации. Личностные: ориентация на  понимание причин успеха в учебной  деятельности;  самоанализ и  самоконтроль результата. ­  www.getty.edu /art/exhibitions /devices подобр ать  загадки о  города х Работа на  плоскости.  Рисование по  памяти или  представлению  картинок  Передача на  плоскости и в  объёме  характерных  особенностей  предметов.  Познавательные:  знать  о  линии  и   пятне  как  художественно –  выразительных  средствах  живописи. Коммуникативные:  контролировать  действия партнёра; использовать речь  для регуляции своего действия. ­  www.getty.edu /art/exhibitions /devices сообще ние о  богаты рях«Праздни чный  город»   «Портрет ы  богатырей Русской  земли». 8. учётом его  пропорций и  конструкций,  масштаба деталей, выразительности  изображения;  отображение  настроения в  картинке.  Рисование по  представлению.  Находить нужный  формат, выделять  композиционный  центр. Передавать движение и  эмоциональное  состояние с  помощью ритма  пятен, штрихов в  композиции на  плоскости. 9. Круговое  распредел ение  фигур в  пространс тве. Наблюдения,  предварительные  зарисовки и  наброски с  натуры, по памяти или наблюдению.  родного  города.  Материал:  акварель,  белила (на  цветном фоне») Работа на  плоскости.  Наброски  зарисовки на  передачу  характера  человека.   Рисование  человека  пером, тушью  по наблюдению. Передача  характера  героя через  одежду.  Материал:  карандаш. Работа на  плоскости.  Иллюстрация к  стихотворению  А. Барто.           Материал:  акварель,  гуашь, цветные  мелки. Сюжетно ­  смысловая  компоновка. Регулятивные: планировать свои  действия; оценивать правильность  выполнения действия. Личностные: учебно­познавательный  интерес к новому учебному  материалу. Сюжет.  Композицион ный центр.  Законы  изображения  человека в  движении.  Основные  пропорции  фигуры. Познавательные: знакомство с   техникой передачи в рисунке формы,  очертания и цвета изображаемых  предметов. Коммуникативные: формулировать  собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.  Регулятивные: вносить необходимые  коррективы в действие после его  завершения на основе его оценки и  учёта характера сделанных ошибок;  осуществлять итоговый и пошаговый  контроль по результату.    Круговое  распределени е фигур в  пространстве. Передавать  движение и  эмоционально е состояние с  помощью  ритма пятен,  Познавательные: знакомство с  техникой передачи в рисунке формы,  очертания и цвета изображаемых  предметов. Коммуникативные: формулирование  собственного мнения и позиции;  умение  договариваться и приходить к  общему решению в совместной  деятельности. Регулятивные: вносить необходимые  Р.Т.   стр. 60. ­ www.artsedge. kennedy­ center.org сообще ние о  традиц иях и  одежде крестья нРабота в  объёме и  пространс тве.  «Традици онное  ремесло  крестьян  и их  одежда» Работа в  объёме и  пространс тве.  «Посидел ки»,  «Весна­ красна»,  «Маслени ца»,  «Святки». Лепка из глины  или пластилина  фигуры человека  в национальном  костюме, занятого определённым  видом  деятельности  (скотовод,  погонщик  верблюдов,  балалаечник,  сапожник и др.). Знакомство с  песенным  фольклором.  Оформление и  разыгрывание  народных  праздников,  обрядов,  соответствующих  временам года и  сезонным  работам.  10. 11. 12. Работа в  Знакомство с  Лепка из глины или пластилина фигуры  человека с  соблюдением  пропорций  тела.         Материал:  глина,  пластилин. Работа в  объёме и  пространстве.  Создание  коллективной  объёмно­ пространственн ой композиции  из  выполненных  игрушек по  типу народных  в лепке,  бумажной  пластике.  Материал:  глина,  пластилин,  бумага, гуашь. Работа в  Р.Т.  стр. 31. ­  www.getty.edu /art/exhibitions /devices ­ www.artsedge. kennedy­ center.org закончи ть  работу штрихов в  композиции  на плоскости. Для разных  занятий и  событий  существовала  своя одежда.  Жанровая  композиция. коррективы в действие после его  завершения на основе его оценки и  учёта характера сделанных ошибок. Познавательные:  знать  о  линии  и   пятне  как  художественно –  выразительных  средствах  живописи. Коммуникативные: формулировать  собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра  высказывания, учитывающие, что  партнёр знает и видит, а что нет. Регулятивные: планировать свои  действия. Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу. Находить  композиционн ый центр,  выстраивать  предметно­ пространствен ное  окружение  (предметы в  интерьере).  Соотносить  содержание и  настроение  песни с  интерьером, в  котором она  могла бы  звучать. Познавательные:  уметь   самостоятельно  компоновать   сюжетный  рисунок, последовательно   вести  линейный  рисунок  на  тему;  уметь изображать форму, общее  пространственное расположение,  пропорции, цвет. Коммуникативные: договариваться и  приходить к общему решению в  совместной деятельности, в том числе  в ситуации столкновения интересов; Регулятивные УУД: планировать свои действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: способность к  самооценке на основе критериев  успешности учебной деятельности. Передавать  Познавательные: уметь   ­  Загадкобъёме и  пространс тве.  «Национа льный  костюм:  орнамент, крой,  силуэт». особенностями   традиционной  народной одежды  разных стран.  Установление  связи костюма с  климатическими  условиями  региона.  Декорати вно­ прикладн ая  деятельно сть.  Панно  «Бабочки, жуки».  13. 14. Декорати вно­ прикладн ая  деятельно сть.  Симметрия и  асимметрия в  природной форме. Передача на  плоскости и в  объёме  характерных  особенностей  предмета с учётом его пропорций и  конструкции,  масштаба деталей, выразительности  изображений Передача  настроения в  работе.  Взаимодействие  света и цвета.  Понятие сюжета. объёме и  пространстве.  Создание  эскиза  костюма,  элементов  украшения  головного  убора.   Тема  композиции:  «Чайная  церемония в  Китае».              Материал:  гуашь. Изображение  бабочек и  жуков с  последующим  изготовлением  панно  (коллективная  работа).  Материал:  акварель,  гуашь, перо. индивидуальн ую  характеристи ку персонажа, используя  внешние  сюжетно­ смысловые  атрибуты  графическими средствами. самостоятельно  компоновать   сюжетный  рисунок, последовательно   вести  линейный  рисунок  на  тему. Коммуникативные: договариваться и  приходить к общему решению в  совместной деятельности, в том числе  в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: планировать свои  действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её  реализации. Личностные: самоанализ и  самоконтроль результата. Сюжетная  композиция,  передающая  динамику.  Выполнение  работы в  нестандартно м (активном)  формате. Познавательные: знакомство с   техникой передачи в объёме формы,  очертания и цвета изображаемых  предметов. Коммуникативные: формулировать  собственное мнение и позицию. Регулятивные: вносить необходимые  коррективы в действие после его  завершения на основе его оценки и  учёта характера сделанных ошибок. Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу.  www.getty.edu /art/exhibitions /devices и о  природ е ­  www.getty.edu /art/exhibitions /devices закончи ть  работу Создание  большой  коллективной  работы (панно): выкладывание  из квадратов.  Отрывная  аппликация из цветной  бумаги. Уметь грамотно  перемещать  Познавательные: уметь   самостоятельно  компоновать   сюжетную  композицию; уметь  изображать форму, общее  пространственное расположение,  пропорции, цвет. Загадк и о  природ еПейзаж  «Восход  солнца».  Материал:  цветная бумага. Разработка узора  по теме.  Выполнение  эскизов  рельефных  украшений.  Декорати вно  прикладн ая   деятельно сть.  «Волшебн ое  растение» . 15. 16. Работа в  объёме и  пространс тве.  Зарисовки деталей  украшени й,  передача  формы и  цвета  предмето Проведение  исследовательско й работы по  выявлению  существовавших  ранее промыслов  и ремёсел в  ближайших  населённых  пунктах.  Разработка  фрагмента  узора и его  трафарета для  печатания в два цвета или  выполнение  эскизов  рельефных  украшений (по  выбору).             Материал:  бумага,  ножницы,  ткань, гуашь,  пенопласт. Декоративно­ прикладная  деятельность.  Исследовательс кая работа (по  группам).  Выявление  зависимости  народного  искусства от  особенностей  местности,  детали  композиции с  учётом её  темы и  рельефа. Представлени е о  мироздании.  Изображение  Мирового  древа. Форма  и узор. Коммуникативные: договариваться и  приходить к общему решению в  совместной деятельности, в том числе  в ситуации столкновения интересов; Регулятивные: планировать свои  действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её  реализации; Познавательные: уметь   самостоятельно  компоновать   сюжетный  рисунок, последовательно   вести  линейный  рисунок  на  тему;  уметь изображать форму, общее  пространственное расположение,  пропорции, цвет. Коммуникативные: договариваться и  приходить к общему решению в  совместной деятельности, в том числе  в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: планировать свои  действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её  реализации; ­ www.artsedge. kennedy­ center.org Р.Т.  стр. 50  – 51. ­  www.getty.edu /art/exhibitions /devices Особенности  традиционног о декоративно ­ прикладного искусства у  разных  народов.  Происхожден ие народного  искусства, его изначальная  прикладная  Познавательные:  знакомство с   техникой передачи в рисунке формы,  очертания и цвета изображаемых  предметов. Коммуникативные: формулировать  собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения  интересов. Регулятивные: вносить необходимые  коррективы в действие после егов  народного искусства . Декорати вно­ прикладн ая  деятельно сть.  Экспедиц ии в места народных  промысло в  (заочные). 17. 18. Развитие  фантазии  и  воображе ния.  Работа на  плоскости «Нарисуе м песню». функция. Отображать  характер  традиционной игрушки в  современной  пластике.  Определять  цветовой и  средовой  характер  композиции. климата,  культурных  традиций,  национальных  особенностей. Декоративно­ прикладная  деятельность.  Подготовка  экспонатов для передачи в  школьный  музей.  Создание  коллективных  объёмно­ пространственн ых композиций  из  выполненных  работ. Работа на  плоскости.  Самостоятельн ое вычленение  творческой  задачи.  Создание  «Книги  народной  мудрости»:  Представлени я об устном  народном  творчестве и  народной  сказке.  Выполнение  графических  работ на  основе  завершения на основе его оценки и  учёта характера сделанных ошибок;  осуществлять итоговый и пошаговый  контроль по результату. Личностные:  ориентация на  понимание причин успеха/неуспеха  в  учебной деятельности.   Познавательные:  знать правила  работы с гуашевыми красками;  название главных и составных цветов;   уметь выполнять декоративные  цепочки; рисовать узоры и  декоративные элементы по образцам;  знать  приём  выполнения  узора  на   предметах  декоративно –  прикладного  искусства.  Коммуникативные: формулировать  собственное мнение и позицию; Регулятивные: планировать свои  действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её  реализации.  Личностные: способность к  адекватной самооценке на основе  критериев успешности учебной  деятельности. Познавательные: знакомство с   техникой передачи в рисунке формы,  очертания и цвета предметов. Коммуникативные: формулировать  собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему  решению в совместной деятельности.  Регулятивные: вносить необходимые  коррективы в действие после его  завершения. Изучение  формы  народных игрушек и изделий  декоративно­ прикладного  искусства. Передача  в  работе  взаимозависимост и материала и  пластики,  характера  украшения и  формы предмета  (Филимоново,  Дымково и др.   народные  промыслы).  Мир искусства  разных эпох и  народов.  Особенности  жизни разных  этнических и  социальных групп. Понятие устное  народное  творчество,  ­ www.artsedge. kennedy­ center.org подобр ать  песню  для  иллюст рации ­  www.getty.edu /art/exhibitions /devices Р.Т.  стр. 54  – 55.Развитие  фантазии  и  воображе ния.  Работа на  плоскости «Граждан ская  война» 19. 20. Развитие  фантазии  и  воображе ния.  Работа на  плоскости «Боярски е  хоромы».  поговорки,  притчи,  пословицы,  приметы и  иллюстрации к  ним. Работа на  плоскости.  Рисование по  представлению  на  обозначенную  историческую  тему.   Материал:  графический  материал. Работа на  плоскости.  Выполнение  графических  работ по  материалам  обсуждения.  Материал:  графический  материал. литературная  сказка. Этнос. Отображение в  изобразительном  искусстве  исторических  событий Родины.  Работа по  представлению в  объёме на темы,  связанные с  передачей  нескольких фигур в движении. Беседа об  отображении  исторической  тематики в  изобразительном  искусстве,  литературе,  поэзии, театре  через отражение  среды.  Декорирование  (украшение)  фасадов домов.  Узорная резьба  наличников,  причелин,  крыльца избы и  результатов  обсуждения. Личностные: учебно­познавательный  интерес к  учебному материалу. Познавательные: уметь   самостоятельно  компоновать   сюжетный  рисунок, последовательно   вести  линейный  рисунок  на   заданную тему. Коммуникативные: договариваться и  приходить к общему решению в  совместной деятельности, в том числе  в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: планировать свои  действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её  реализации; Познавательные: знать  о  линии  и   пятне  как  художественно –  выразительных  средствах  живописи. Коммуникативные: формулировать  собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра  высказывания, учитывающие, что  партнёр знает и видит, а что нет.  Регулятивные УУД: планировать  свои действия; оценивать  правильность выполнения действия. Личностные:  ориентация на  понимание причин успеха/ неуспеха  в  учебной деятельности. Композиция и сюжет в  изобразительн ом и  декоративно­ прикладном  искусстве.  Разработка  фрагмента  узора и его  трафарета.  Эскизы  рельефных  украшений.  Элементы  декора.  Формировани е  представлени й о том, что  по украшению дома можно  судить о его  хозяине. Р.Т.  стр. 60. ­  www.getty.edu /art/exhibitions /devices Р.Т.  стр. 6 – 7.Развитие  фантазии  и  воображе ния.  «Путешес твия на  машине  времени»: «Я в  пещере  древнего  человека» , «В  центре  космонав тики», «Я принцесса ». 21. 22. Развитие  фантазии  и  воображе ния.  Иллюстра ции к  сказкам  разных  народов  (Севера,  Юга,  Азии,  Африки,  Индии,  ворот.  Индивидуальное  восприятие  пространства.  Создание  сюжетной  композиции на  основе  произведений  искусства разных  исторических  эпох в технике  аппликации,  коллажа.  Разработка  эскизов костюмов  к ним, предметов  быта, эскизов  вышивки, росписи тканей, посуды,  печи  и др. Раскрытие  понятий «устное  народное  творчество» и  «литературная  (авторская)  сказка».  Выполнение  цветовых и  графических  композиций по  отдельным  эпизодам.   Создание своей  книги. Работа на  плоскости.  Создание  коллективной  композиции из  индивидуальны х эскизов.  Организация  коллективных  «путешествий»  всем классом  на «машине  времени» в  прошлое,  будущее, в  космос.  Работа в  объёме и  пространстве: глина,  пластилин,  бумажная  пластика (по  выбору).  Участие  в  коллективной  творческой  работе.  Переключение с одной  деятельности  на другую. Познавательные: уметь   самостоятельно  компоновать   сюжетный  рисунок, последовательно   вести  линейный  рисунок  на  тему. Коммуникативные: договариваться и  приходить к общему решению в  совместной деятельности, в том числе  в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: планировать свои  действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её  реализации.  Личностные: самоанализ и  самоконтроль результата, ориентация  на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. Работа на  плоскости.  Распределение  сюжетов среди  учащихся в  классе. Создание  под руководством учителя  коллективной  «Книги  народной  мудрости»:  поговорки,  притчи,  пословицы,  приметы,  образцы  лубочных  картинок. Познавательные: уметь   самостоятельно  компоновать   сюжетный  рисунок, последовательно   вести  линейный  рисунок  на  тему;  уметь изображать форму, общее  пространственное расположение,  пропорции, цвет. Коммуникативные: договариваться и  приходить к общему решению в  совместной деятельности, в том числе  в ситуации столкновения интересов; Регулятивные: планировать свои  действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её  реализации. ­ www.artsedge. kennedy­ center.org сообще ние о  матери ках ­ www.artsedge. kennedy­ center.org закончи ть  работуРоссии и  др.) Развитие  фантазии  и  воображе ния.  «Жизнь  на Земле  через  1000 лет», «Космиче ская  музыка»  Развитие  фантазии  и  воображе ния.  «Кованые изделия –  застывша я  музыка».  Эскиз  необычно го здания. 23. 24. «Путешествие» на «машине  времени» в другие миры, эпохи  будущего.  Создание  по  впечатлениям от  этих  «путешествий»  объёмно­ пространственных коллективных  композиций.  Создание  декоративной  композиции на  передачу  активного  движения.  Построение  нового  необычного  образа.  Воображение,  образ, объект. 25. Развитие  фантазии  и  воображе ния.  Образ  предметн Создание  школьниками  необычной среды  (в классе, своей  комнате дома).  Составление  собственных  Работа в  объеме и  пространстве.  Создание  космических  зданий,  предметов  быта, одежды.   Материал по  выбору. Работа в  объёме и  пространстве.  Выполнение  работы в  рабочей  тетради.  Создание дома, взяв за основу  один из  предметов,  которыми  пользуемся  каждый день. Работа в  объёме и  пространстве.  Создание  аппликации,  роспись  силуэтов  ­ www.artsedge. kennedy­ center.org Р.Т.  стр. 56  – 57. Р.Т.  стр. 52  – 53. Создание  коллективног о панно,  подбор  музыкального  сопровождени я к событию. Оформление  класса к  праздничным  датам. Объекты и  явления  окружающего  мира  вдохновляют  архитектора  на создание  необычных и  часто  забавных по  виду зданий. Личностные: самоанализ и  самоконтроль результата. Познавательные: знать  о  линии  и   пятне  как  художественно –  выразительных  средствах  живописи. Коммуникативные: формулировать  собственное мнение и позицию;  использовать речь для регуляции  своего действия. Регулятивные: планировать свои  действия; оценивать правильность  выполнения действия. Личностные:  самоконтроль действий. Познавательные: знакомство с   техникой передачи в рисунке формы,  очертания и цвета изображаемых  предметов. Коммуникативные: формулировать  собственное мнение и позицию. Регулятивные: вносить необходимые  коррективы в действие после его  завершения на основе его оценки и  учёта характера сделанных ошибок.  Личностные: учебно­познавательный  интерес к новому учебному материалу Происхожден ие народного  искусства, его изначальная  прикладная  функция. Познавательные: знать  приём   выполнения  узора  на  предметах   декоративно – прикладного   искусства; уметь  выполнять  кистью  простейшие  элементы  растительного  узора. Коммуникативные: формулировать  ­ www.artsedge. kennedy­ center.org Р.Т.  стр. 14  – 15, 16 – 17.о ­  пространс твенной  среды. 26. Развитие  фантазии  и  воображе ния.  Изготовле ние  кукольны х  персонаж ей сказок  в технике  бумажной пластики. 27. Декорати вно­ прикладн ая  деятельно сть.  Развитие  фантазии  и  воображе ния.  Изготовле ние  костюмов узоров для  крестьянской  одежды: мужской  рубашки и  женского  сарафана.  Дизайнер.  Изучение формы  народных  игрушек,  взаимодействие  материала,  пластики,  характера  украшения.  Отображение  характера  традиционной  игрушки в  современной  пластике.  Подготовка  одного большого  «художественного события» на темы  сказок.  Постановка,  инсценирование,  декор и  декорация. предметов быта (утвари) по  мотивам  народных  орнаментов.  Создание  коллективной  работы. Работа в  объёме и  пространстве.  Создание  коллективной  объёмно­ пространственн ой композиции  из  выполненных  работ. Цветовое  решение  композиции. Декоративно­ прикладная  деятельность.  «Вживание» в  образ  сказочных  героев;  проигрывание  сценок из их  жизни,  придумывание  своих сюжетов  с известными  героями. Схожесть и  различие  традиций  каждого  народа,  орнамент,  оформление  жилища,  обустройстве  дома в целом.  Отличия в  орнаменте  у  каждого  народа. Постановка  кукольного  спектакля. собственное мнение и позицию. Регулятивные: планировать свои  действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её  реализации.  Личностные: оценивать  правильность выполнения действия.  Познавательные: выполнять  декоративные цепочки; рисовать  узоры и декоративные элементы по  образцам. Коммуникативные:  формулировать собственное мнение и  позицию. Регулятивные: планировать свои  действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её  реализации; оценивать правильность  выполнения действия. Личностные: самоанализ и  самоконтроль результата. Познавательные: знать  о  линии  и   пятне  как  художественно –  выразительных  средствах  живописи. Коммуникативные: формулировать  собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра  высказывания; контролировать  действия партнёра; использовать речь  для регуляции своего действия. Регулятивные: планировать свои  действия; оценивать правильность  выполнения действия;  адекватно  воспринимать предложения и оценку  учителей, товарищей. ­ www.artsedge. kennedy­ center.org Р.Т.  стр. 58  – 59.  .  послов ицы и  погово рки о  весне,  предмето в быта. Декорати вно­ прикладн ая  деятельно сть.  «Весна­ красна». 28. 29. Художест венно­ образное  восприяти е  изобразит ельного  искусства .  Композиц ия в  изобразит ельном  искусстве . Оформление  художественного  события в  различных  техниках.  Создание  композиции по  мотивам  народного  декоративно ­  прикладного  промысла. Роспись. Развитие  представлений о  композиции в  графике и  живописи (ритм,  контраст, нюанс,  равновесие,  динамика,  статика,  композиционный  центр).   Проявление  индивидуальной  манеры  художника в  композиции.  Интерьер. Связь  предметов в  пространстве  интерьера.  Декоративно­ прикладная  деятельность.  Оформление  класса к  праздничной  дате в технике  аппликации,   коллажа.  Материал:  гуашь. Работа на  плоскости.  Просмотр  видеоматериал ов, заочная  экскурсия.  Создание  коллективног о панно для  художественн ого события. Улавливать  особенности и своеобразие  творческой  манеры  разных  мастеров. Создавать  свои  композиции,  подражая  манере  исполнения  понравившего ся мастера. Личностные: познавательный интерес Познавательные: уметь объяснять,  чем обусловлен выбор мастером  материала, формы и декоративного  украшения предмета. Регулятивные: адекватно  воспринимать предложения и оценку  учителей, товарищей, родителей и  других людей Коммуникативные: договариваться и  приходить к общему решению в  совместной деятельности. Личностные: познавательный интерес Познавательные: уметь   самостоятельно  компоновать   сюжетный  рисунок, последовательно   вести  линейный  рисунок  на   заданную тему; уметь изображать  форму, общее пространственное  расположение, пропорции, цвет. Коммуникативные: договариваться и  приходить к общему решению в  совместной деятельности, в том числе  в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: планировать свои  действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её  реализации. Личностные: учебно­познавательный  интерес к новому учебному материалу ­ www.artsedge. kennedy­ center.org закончи ть  работу ­ www.artsedge. kennedy­ center.org закончи ть  работу30. Художест венно­ образное  восприяти е  изобразит ельного  искусства .  Экскурси я в  школьный музей  декоратив но­ прикладн ого  искусства (заочная) 31. Художест венно­ образное  восприяти е  изобразит ельного  искусства .  Жанры  изобразит ельного  искусства .  Анималис тический  Интерьер и  хозяин.  Функциональность народного  искусства.  Символика в  искусстве. Знакомство с  красотой и  своеобразием  произведений  народного  декоративно­ прикладного  искусства. Викторина  «Народные  промыслы». Продолжение  знакомства с  жанрами  изобразительного  искусства:   анималистический , исторический,  бытовой,  мифологический  жанры в  живописи,  скульптуре,  графике. Анималистически й жанр. Работа на  плоскости или  работа в  объеме и  пространстве.  Выполнение  работы в  анималистичес ком жанре.  Передача  характерных  движений и  повадок  животных.  Материал:  Представлени я об  особенностях  мотивов,  характерных  для народной  росписи и  декоре  игрушек.  Самостоятель ное  сопоставление , сравнение,  анализ  произведений  народных  промыслов  России. Представлени я об  анималистиче ском жанре. Передача  формы,  динамики  (движения),  характера и  повадок  животных в  живописи  (работа от  пятна).  Познавательные: умение  систематизировать знания по  изученной теме. Коммуникативные:  формулировать  собственное мнение и позицию;  соблюдать правила поведения в  общественных местах. Регулятивные: планировать свои  действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её  реализации; оценивать правильность  выполнения действия. Личностные: ориентация на  понимание причин успеха/ неуспеха в  учебной деятельности.  Познавательные: знать  о  линии  и   пятне  как  художественно –  выразительных  средствах  живописи. Коммуникативные: формулировать  собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра  высказывания, учитывающие, что  партнёр знает и видит, а что нет. Регулятивные: планировать свои  действия; оценивать правильность  выполнения действия;  адекватно  воспринимать предложения и оценку  учителя и товарищей. Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу. ­ www.artsedge. kennedy­ center.org закончи ть  работу. ­ www.artsedge. kennedy­ center.org Р.Т.  стр. 34  – 35.жанр. Художест венно­ образное  восприяти е  изобразит ельного  искусства .  Жанры  изобразит ельного  искусства .  Мифолог ический  жанр. 32. 33. Художест венно­ образное  восприяти е  изобразит ельного  искусства .  Экскурси я в  природу  на  открытое  пространс тво. акварель,  гуашь. Работа на  плоскости.  Выполнение  работы в  мифологическо м жанре.  Материал:  акварель,  гуашь. Формирование  представлений о  мифологическом  жанре.  Отображение в  изобразительном  искусстве мифов,  легенд народов  мира. Религиозное искусство и его  нравственный  смысл. Сюжетный и  мифологическ ий жанры. Создание  несложных  декоративных композиций с  использование м солярных  знаков в  эскизах  росписи и  декоративном орнаменте. Познавательные: уметь   самостоятельно  компоновать   сюжетный  рисунок, последовательно   вести  линейный  рисунок  на  тему. Коммуникативные: договариваться и  приходить к общему решению в  совместной деятельности, в том числе  в ситуации столкновения интересов; Регулятивные: планировать свои  действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её  реализации. Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу. Воздушная и  наблюдательная  перспектива в  изобразительном  искусстве.   Наблюдения за  изображением  предметов в  пейзаже у  различных  художников.  Своеобразие  формы,  пластики,  динамики,  характера и  манеры  изображения  у каждого  художника. Познавательные:  делать  предварительный отбор источников  информации; находить ответы на  вопросы, используя свой жизненный  опыт и информацию, полученную на  уроке. Коммуникативные: договариваться и  приходить к общему решению в  совместной деятельности, в том числе  в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: учиться отличать  верно выполненное задание от  неверного; учиться совместно с учителем и  другими учениками давать  эмоциональную оценку деятельности  класса на уроке. ­ www.artsedge. kennedy­ center.org закончи ть  работу ­ www.artsedge. kennedy­ center.org закончи ть  работуМузеи.  Знакомство с  особенностями  художественного  фасада  Государственной  Третьяковской  галереи В.М.  Васнецовым.  Проведение  самостоятельн ых мини­ исследований  детей по  изучению  коллекции  музея и  художника,  представленны х в  Третьяковской  галерее. Личностные: ориентироваться в  своей системе знаний: отличать новое  от уже известного с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать  полученную информацию; делать выводы в результате совместной  работы всего класса. Коммуникативные: договариваться и  приходить к общему решению в сов­ местной деятельности, в том числе в  ситуации столкновения интересов. Регулятивные: учиться отличать вер­ но выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и  другими учениками давать  эмоциональную оценку деятельности  класса на уроке. Личностные: ориентироваться в  своей системе знаний: отличать новое  от уже известного с помощью учителя. История  создания  музеев.  Экспонаты  музеев.  Художники:  В.А.  Фаворский,  Б.М.  Кустодиев,  И.Е. Репин,  С.Т.  Коненков,  В.И. Суриков, В.М.  Васнецов,  М.В.  Нестеров. 34. Художест венно  образно  восприяти е  изобразит ельного  искусства .  Знакомст во с  крупными музеями  России.  Экскурси я в  Государст венную  Третьяко вскую  галерею  (заочная) СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ №14 от __________2016года № ___                                                  СОГЛАСОВАНО                                                         Заместитель директора по УВР                                                    ___________ /Холошенко С. В./                                                 _____    _________   2016 годаруководитель МС ___________/ Белоконева Н. В./