Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
искусство
1 кл
02.04.2017
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с первого по четвёртый класс. Программа содержит: цели предмета, общую характеристику , тематическую целостность, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Подробно прописаны планируемые результаты освоения учебной программы, распределение содержания курса по годам обучения, критерии оценивания.
Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс.docx
Рабочая программа по изобразительному искусству (предметная область «Искусство») на
ступень НОО.
Период реализации 2015 – 2019 учебный год.
Данная программа соответствует требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (2009 год № 373), Федерального закона "Об образовании в РФ" 273 – ФЗ.
Составлена с учетом
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г.
№1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373;
приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»
требований СанПиН 2.4.2.282110 "Санитарноэпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря
2010 г. N 189.
примерной программы по изобразительному искусству (2012год)
специфики авторской программы по исскуству (изобразительное исскуство) народного
художника России, академика РАО и РАХ Неменского Б.М., В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой
и др. (УМК «Школа России»)
«Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации
обучающихся начальной ступени образования в МОБУ «СОШ№2». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, изучение
которого направлено в основном на формирование эмоциональнообразного, художественного типа
мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности
растущей личности.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных
чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность
и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через
искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей
деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений
и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративноприкладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
овладение
элементарной художественной грамотой;
формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественнотворческой деятельности, разными художественными материалами;
совершенствование эстетического вкуса.
Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоциональнообразного восприятия произведений искусства
и окружающего мира;
развитие способности видеть проявления художественной культуры в реальной
жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и
включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических)
искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура,
дизайн; различных видов декоративноприкладного искусства, народного искусства —
традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в
контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с
жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной
деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный,
декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им
понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение,
постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности
позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально
пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства,
декоративноприкладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности
присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для
интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу
перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной
деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только
на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с
искусством в процессе ежедневной жизни.
В начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме
как БратьяМастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно
членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко
осознавать искусство.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика;
диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций
художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественнотворческая
деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественнотворческая деятельность (ребенок выступает в роли
художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя,
осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают
различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель,
пластилин, глину, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка,
бумажная пластика и др.).
Постоянная смена художественных материалов,
овладение их выразительными
возможностями, многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету,
изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков,
развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия
произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит
формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и
презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной
информации в Интернете.
Развитие художественнообразного мышления учащихся строится на единстве двух его
основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие
фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ,
выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию
своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения
детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у
ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего
отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные
общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной
темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке
воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает
чередование уроков
индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой
деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально
коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.
Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи,
понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий
положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Чаще всего такая работа — это подведение итога какойто большой темы и возможность более
полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и
целостную картину. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений
искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной
работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к
изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных,
классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к
художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции,
пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция —
осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с
музыкой, литературой, историей, трудом.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности,
оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить
свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть
использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить
прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок
поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром
художественноэмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения,
обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием
разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с
разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания
изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные
свойства различных художественных материалов.
Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается
на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной
оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.
Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственновизуальных
искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на
празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов
поразному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и
мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур,
дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей,
учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою
родную культуру и ее традиции.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33
ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовнонравственное
развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че
ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и
патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с
искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает
многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни
общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта
детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного
материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить
источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру
человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является
залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству не просто изучается, а проживается, т.е. пропущена через чувства
ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.
Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с
реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка,
формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами.
Эмоциональноценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только
через собственное переживание — проживание художественного образа в форме
художественных действий. Для этого необходимо освоение художественнообразного языка,
средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению
— основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание
должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит
развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоциональноценностных
критериев жизни.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у
выпускников будут сформированы основы художественной культуры, представления о специфике
изобразительного искусства, потребность в творчестве и в общении с искусством, первоначальные
понятия о выразительных возможностях языка искусства; развит интерес к искусству и
художественной деятельности, образное и ассоциативное мышление и воображение, учебно
творческие и оценочные способности в различных видах художественной деятельности; воспитаны
нравственные и эстетические чувства, художественный вкус.
Выпускники овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений
пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании.
Выпускники смогут понимать образную природу искусства, реализовать
собственный творческий потенциал, открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию,
свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира (к природе, человеку и обществу) в
различных формах художественнотворческой деятельности, проявлять ценностносмысловые
ориентации, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм. вести диалог,
участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно
Они будут способны встать на позицию другого человека,
сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Выпускники научатся наблюдать, воспринимать произведения различных видов
изобразительных, декоративных искусств, архитектуры и дизайна, размышлять о них; воплощать
художественные образы в собственной учебнотворческой деятельности.
Они научатся применять художественные знания и представления о пластических
искусствах для выполнения учебных и художественнопрактических задач, смогут действовать
самостоятельно при разрешении проблемнотворческих ситуаций в повседневной жизни.
Личностные результаты:
•
в ценностноэстетической сфере — эмоциональноценностное отношение к
окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия
культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и
способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих
поступков, явлений окружающей жизни;
• в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию
мира; умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятель
ности;
• в трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для
работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративноприкладное искусство,
художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания
красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
• умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни
(техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных
средств произведений искусства;
• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных
материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир,
родной язык и др.);
•
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.)
художественноэстетическим содержанием; • формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно
творческую и предметнопродуктивную деятельность, выбирать средства для реализации
художественного замысла;
•
формирование
способности оценивать результаты художественнотворческой
деятельности, собственной и одноклассников.
Структурная схема курса «Изобразительное искусство»
Класс
Личностные
Регулятивные УУД Познавательные
Коммуникативн
1
класс
УУД
1. Умение
видеть, т.е.
ценить и
УУД
1. Организовывать
1. Уметь
свое рабочее место с
учетом
пользоваться
доступными
ые УУД
1. Участвовать в
диалоге на уроке
и в жизненных
понимать, что в
каждом
предложенных для
творчества техник.
художественными
средствами и
ситуациях.
2. Отвечать на
проявлении
природы
красота.
2. Уважать
творчество
любого народа.
3.Ценить
произведения
искусства
различных
жанров и
художников.
4.Выделять
интересное,
2. Использовать в
творческой
деятельности
приобретенные на
занятиях навыки
вопросы учителя,
товарищей по
классу.
3. Участвовать в
творческой,
коллективной
работе.
материалами.
2. В доступной
форме
использовать
художественные
средства
выразительности.
3.создавая
аппликации,
вырезать бумагу по
контуру, сгибать,
получать объемные
формы. наиболее
впечатляющее в
живописном
произведении.
2
1. Умение
1. Самостоятельно
1. Уметь
класс
видеть, т.е.
ценить и
организовывать свое
рабочее место с
пользоваться
доступными
1.Участвовать в
диалоге; слушать
и понимать
понимать, что в
каждом
учетом
предложенных
художественными
средствами и
других,
высказывать свою
проявлении
окружающего
мира природы
красота.
заданий.
2. Использовать для
творчества
различные
материалами.
2. Уметь
использовать
первые
точку.
2.Умерь
придавать своим
мыслям
2. Уважение к
своему народу, к
материалы и
техники.
представления о
передаче
фантазиям
видимые
своей родине,
через искусство.
3. Умение оценивать
собственную работу.
пространства на
плоскости;
художественные
формы.
3. Выражение
личных
отношении к
произведениям
искусства
4.Ценить и
беречь
культурное
наследие своего
народа,
созданное
поколениями
3
класс
1 Умение видеть,
ценить и
1. Самостоятельно
организовывать свое
3. Выделять
интересное,
наиболее
впечатляющее в
сюжете,
подчеркивать
3.Уметь
участвовать в
коллективных
художественных
работах с
использованием
размером, цветом
главное в рисунке;
различных
материалов и
4. Умение
использовать для
техник.
творчества
различный
художественный
материал.
1. Уметь
пользоваться
1.Участвовать в
диалоге; слушать понимать, что
каждое
рабочее место в
соответствии с целью
доступными
художественными
и понимать
других,
проявлении
природы
прекрасно и
неповторимо.
выполнения заданий.
2 . Использовать для
средствами и
материалами.
творчества
различные
2. Уметь
использовать
высказывать свою
точку.
2.Умерь
придавать своим
2. Уважение к
своему народу, к
материалы и техники
3.Оценка своего
первые
представления о
мыслям
фантазиям
другим народам,
через изучение
задания по
параметрам, заранее
передаче
пространства на
видимые
художественные
художественного
творчества
представленным.
4. Умение оценивать
плоскости;
3. Выделять
разных народов
3.Ценить и
собственную работу
и работу товарищей.
интересное,
наиболее
формы.
3.Уметь
участвовать в
коллективных
впечатляющее в
сюжете,
художественных
работах с
подчеркивать
размером, цветом
использованием
различных
главное в рисунке;
4. Умение
материалов и
техник
беречь
культурное
наследие других
народов,
созданное
поколениями.
4. Выражение
личных
отношении к
произведениям
искусства
1 Умение видеть
1. Самостоятельно
использовать для
творчества
различный
художественный
материал.
5. В доступной
форме участвовать
в создании
проектов
изображений,
украшений
1. Уметь
4
класс
и ценить
гармонию
организовывать свое
рабочее место в
пользоваться
доступными
1.Участвовать в
диалоге; слушать
и понимать
природы.
2. Уважение к
соответствии с целью
выполнения заданий.
художественными
средствами и
других,
высказывать свою своему народу, к
другим народам,
2. Использовать при
выполнения задания
материалами.
2. Уметь
точку.
2.Умерь
через изучение
художественного
различные
художественные
использовать
первые
придавать своим
мыслям
творчества
разных народов
средства.
3. Определять
3.Ценить и
беречь
самостоятельно
критерии
представления о
передаче
пространства на
плоскости;
культурное
наследие других
оценивания, давать
самооценку.
3. Выделять
интересное,
народов,
созданное
4. Умение оценивать
работу товарищей.
наиболее
впечатляющее в
сюжете,
подчеркивать
поколениями.
4. . Выражение
личных
отношении к
произведениям
искусства
5. Воспринимать
искусство, как
пространственно
– временную
историю
каждого народа.
фантазиям
видимые
художественные
формы.
3.Уметь
участвовать в
коллективных
художественных
работах с
использованием
размером, цветом
главное в рисунке;
различных
материалов и
4. Умение
использовать для
техник
творчества
различный
художественный
материал.
5. В доступной
форме участвовать
в создании
проектов
изображений,
украшений
6. Умение
пользоваться
учебником при
изучении новых
тем.
Предметные результаты: • в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества;
восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях
искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их
специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях
своего региона;
• в ценностноэстетической сфере — умения различать и передавать в художественно
творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе,
человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах
искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально
оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление
устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных
особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных
состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественнотворческой деятельности;
• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной
выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств
изобразительного искусства и компьютерной графики).
Планируемые результаты освоения учебной программы (по разделам) №
Раздел
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность
1
программы
Восприятие
искусства и
виды
художествен
ной
деятельности
научиться:
*различать виды
*воспринимать произведения
художественной
деятельности (рисунок,
живопись, скульптура,
художественное
изобразительного искусства,
участвовать в обсуждении их
содержания и выразительных средств,
объяснять сюжеты и содержание
конструирование и дизайн,
декоративноприкладное
знакомых произведений
*видеть проявление художественной
искусство) и участвовать в
художественнотворческой
культуры вокруг: музеи искусства,
архитектура, скульптура, дизайн,
деятельности, используя
различные художественные
декоративные искусства в доме, на
улице, в театре
материалы и приёмы работы
с ними для передачи
*высказывать суждение о
художественных произведениях,
собственного замысла
*различать основные виды и
изображающих природу и человека в
различных эмоциональных
состояниях.
жанры пластических
искусств, понимать их
специфику
*эмоциональноценностно
относиться к природе,
человеку, обществу;
различать и передавать в
художественнотворческой
деятельности характер,
эмоциональные состояния и
своё отношение к ним
средствами
художественного языка
*узнавать, воспринимать,
описывать и эмоционально
оценивать шедевры
русского и мирового
искусства, изображающие
природу, человека,
различные стороны ОМ и
жизненных явлений
(разнообразие, красоту,
трагизм…) Содержание учебного курса
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность,
передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств
общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку, обществу.
Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Человек, мир
природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и
разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся
представители искусства народов России. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский
музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и
мирового искусства. Представление о роли и изобразительных (пластических) искусств в
повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д.
Приемы работы с различными пластическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и
вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные
средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи. Выбор средств
художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с
поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания
выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объема, вытягивание формы).
Объем – основа языка скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами
скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного
образа(пластилин– раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон – сгибание,
Представление о возможностях использования навыков художественного
вырезание).
конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного
искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическом характере народной культуры
(украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины,
сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представление народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в
народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа
декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей
деревьев, морозные узоры на стеклах и т.д.). ознакомление с произведениями народных
художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит
искусство.
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ – в построении композиции. Пропорции и
перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания. Роль
контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и
светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции).
Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные
возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета
характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные,
острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека,
животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы.
Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема.
Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.).
ритм линий, пятен, цвета. Роль Рима в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке.
Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно
прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля – наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений , различие их
характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток,
в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства,
изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в
произведениях авторов – представителях разных культур, народов, стран (А.К.Саврасов,
И.И.Левитан, И.И.Шишкин, Н.К.Рерих, К.Моне, В.Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные
народы, разные эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль
природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в
искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя – Россия. Роль природных условий в характере культурных традиций народов
России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов
быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного итскусства с музыкой, песней, танцами,
былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа
о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира.
Образ современника. Жанр портрета. Тема любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и
художественная выразительность образов, персонажей, пробуждающих лучшие человеческие
чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. Образы
персонажей, вызывающих гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных
художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных
предметов быта, видов транспорта. Представление о роли выразительных (пластических) искусств
в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в
пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований
разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов
России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков,
транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности.
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественно
конструктивной деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства.
Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные,
растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией,
цветом, объемом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными
навыками лепки, бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной дельности различных художественных
техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной
мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели,
восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных
материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного
искусства, выражение своего отношения к произведению.
Распределение содержания курса по годам обучения
1 класс ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ./ 33 ч./
№
1
Части
Темы
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером
Изображения всюду вокруг нас.
1.
Изображения
2
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером
2.
Украшения
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение
3
Ты строишь. Знакомство с Мастером
Постройки в нашей жизни.
темы).
3.
Постройки
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри. 4
Изображение,
украшение,
постройка
4.
всегда помогают друг другу
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Три БратаМастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
№
1
№
1.
2класс ИСКУССТВО И ТЫ. / 34ч./
Части
Темы
Чем и как работают
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
художники
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
2
Реальность
и
2.
фантазия
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
БратьяМастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе
3
О чём говорит
Выражение характера изображаемых животных.
(обобщение темы).
3.
искусство
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, 4
Как
говорит
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и
настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
4.
искусство
холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
3 класс ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. /34ч./
Части
Темы
№
1
1.
доме
Искусство в твоем
Твои игрушки придумал художник.
Посуда у тебя дома.
Мамин платок.
Обои и шторы в твоем доме.
Твои книжки.
Поздравительная открытка.
2
Искусство на улицах
Памятники архитектуры — наследие веков.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
2.
твоего города
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Витрины магазинов.
3
Художник и зрелище
Транспорт в городе.
Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).
Художник в цирке.
Художник в театре.
Маски.
Театр кукол.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
4
Художник и музей
Школьный праздниккарнавал (обобщение темы).
Музеи в жизни города.
Изобразительное искусство. Картинапейзаж.
Картинапортрет.
3.
4. Картинанатюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
4 класс. КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ,
ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ.) /34ч./
№
1
№
1.
Части
Темы
Истоки
родного
Пейзаж родной земли.
искусства
Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.
Образ красоты человека.
2
Древние
города
2.
нашей Земли
Народные праздники (обобщение темы).
Древнерусский городкрепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воинызащитники.
Города Русской земли.
3
Каждый народ —
3.
художник
4
Искусство
4.
объединяет народы
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Искусство народов гор и степей.
Образ художественной культуры Средней Азии.
Образ художественной культуры Древней Греции.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание — великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Колво распределения часов
Класс
№
Практических
работ
Коллективных
творческих
Заочная
экскурсия
Контрольный
/тематический
Общее
колво 1
класс
2
класс
3
класс
4
класс
27ч.
26ч.
26ч.
24ч.
работ
5ч.
3ч.
3ч.
5ч.
1ч.
1ч.
1ч.
срез знаний
1ч.
4ч.
4ч.
4ч.
часов
33ч.
34ч.
34ч.
34ч.
Контроль предметных результатов
Система оценивания знаний и умений учащихся разработана и прописана в положении о системе
оценок , формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени
образования в МОБУ «СОШ№2»
Критерии оценивания знаний и умений
14 класс
Этапы оценивания детского рисунка:
• как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все
компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
• характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной
действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
• качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как
связаны детали предмета между собой и с общей формой;
• владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в
построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
• общее впечатление от работы: возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии выставления отметок.
Отмета
Характеристика ответа
5 (от 90%)
4 (7090%)
3 (5070%)
2 ( менее
Поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна
Поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Поставленные задачи выполнен частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки
Коммуникативная задача не выполнена.
50%)
Система оценивания
Стартовая работа (проводится в, начале сентября) позволяет оценить расхождение между
реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимым для продолжения
обучения, и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения, а также наметить «зону ближайшего развития». Результаты фиксируются в общешкольной системе
мониторинга ЗУН и УУД. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в журнале и в
дневнике учащегося.
Проверочная работа по итогам изучения темы учащимися проводится после изучения темы
и может служить механизмом управления и коррекции для следующего этапа самостоятельной
работы. Результаты проверочной работы заносятся учителем в журнал, а для учащихся и их
родителей представляются в дневнике.
Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает основные темы
учебного периода. Задание рассчитано не только на проверку знаний, но и развивающего эффекта
обучения. Результаты фиксируются в общешкольной системе мониторинга ЗУН и УУД. Результаты
итоговой работы фиксируются учителем в журнале и в дневнике
Критерии оценивания УУД:
10 9 баллов – высокий уровень;
8 7 баллов – уровень выше среднего;
65 баллов – средний уровень;
43 баллов – уровень ниже среднего;
21 балла – низкий уровень. Учебнометодический комплекс
Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике,
организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебнометодического
комплекса, адресованных учащимся. предназначенных для каждодневной работы на уроках; в
рабочих тетрадях, формирующих навыки самопроверки учащихся; в учебных пособиях, с
помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению изобразительного
искусства.
Программа
Учебник
Учебное пособие
для учеников
Методическ
ие пособия
для учителя
Монитор
инговый
инструме
нтарий
Примерные программы
Л.А. Неменская/
Рабочая тетрадь
по учебным предметам.
Начальная школа.
М.:
под редакцией
Б.М.Неменского
к учебнику Л.А.
Неменской
Просвещение, 2011
«Изобразительное
Изобразительное
искусство. 1,2,3,4
«Изобразитель
ное искусство»
искусство и
художественный труд 1
класс: учебник
для
9 классы», разработанной
под руководством
общеобразовател
ьных учреждений
народного художника
России, академика РАО
9е изд.М.:
Просвещение.
Б.М. Неменского.
Москва: «Просвещение»,
2007г.
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.