Рабочая программа по изобразительному искусству составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с первого по четвёртый класс. Программа содержит: цели предмета, общую характеристику , тематическую целостность, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Подробно прописаны планируемые результаты освоения учебной программы, распределение содержания курса по годам обучения, критерии оценивания.
Рабочая программа по изобразительному искусству (предметная область «Искусство») на
ступень НОО.
Период реализации 2015 – 2019 учебный год.
Данная программа соответствует требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (2009 год № 373), Федерального закона "Об образовании в РФ" 273 – ФЗ.
Составлена с учетом
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г.
№1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373;
приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»
требований СанПиН 2.4.2.282110 "Санитарноэпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря
2010 г. N 189.
примерной программы по изобразительному искусству (2012год)
специфики авторской программы по исскуству (изобразительное исскуство) народного
художника России, академика РАО и РАХ Неменского Б.М., В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой
и др. (УМК «Школа России»)
«Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации
обучающихся начальной ступени образования в МОБУ «СОШ№2».ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, изучение
которого направлено в основном на формирование эмоциональнообразного, художественного типа
мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности
растущей личности.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных
чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность
и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через
искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей
деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений
и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративноприкладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
овладение
элементарной художественной грамотой;
формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественнотворческой деятельности, разными художественными материалами;
совершенствование эстетического вкуса.
Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоциональнообразного восприятия произведений искусства
и окружающего мира;
развитие способности видеть проявления художественной культуры в реальной
жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и
включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических)
искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура,
дизайн; различных видов декоративноприкладного искусства, народного искусства —
традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника всинтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в
контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с
жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной
деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный,
декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им
понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение,
постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности
позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально
пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства,
декоративноприкладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности
присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для
интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу
перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной
деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только
на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с
искусством в процессе ежедневной жизни.
В начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме
как БратьяМастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно
членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко
осознавать искусство.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика;
диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций
художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественнотворческая
деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественнотворческая деятельность (ребенок выступает в роли
художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя,
осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают
различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель,
пластилин, глину, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти,стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка,
бумажная пластика и др.).
Постоянная смена художественных материалов,
овладение их выразительными
возможностями, многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету,
изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков,
развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия
произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит
формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и
презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной
информации в Интернете.
Развитие художественнообразного мышления учащихся строится на единстве двух его
основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие
фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ,
выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию
своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения
детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у
ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего
отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные
общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной
темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке
воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает
чередование уроков
индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой
деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально
коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.
Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи,
понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий
положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Чаще всего такая работа — это подведение итога какойто большой темы и возможность более
полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и
целостную картину.Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений
искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной
работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к
изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных,
классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к
художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции,
пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция —
осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с
музыкой, литературой, историей, трудом.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности,
оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить
свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть
использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить
прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок
поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром
художественноэмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения,
обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием
разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с
разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания
изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные
свойства различных художественных материалов.
Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается
на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной
оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.
Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственновизуальных
искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства икаким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на
празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов
поразному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и
мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур,
дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей,
учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою
родную культуру и ее традиции.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33
ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовнонравственное
развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че
ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и
патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с
искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает
многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни
общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта
детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного
материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить
источником развития образного мышления.Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру
человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является
залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству не просто изучается, а проживается, т.е. пропущена через чувства
ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.
Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с
реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка,
формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами.
Эмоциональноценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только
через собственное переживание — проживание художественного образа в форме
художественных действий. Для этого необходимо освоение художественнообразного языка,
средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению
— основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание
должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит
развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоциональноценностных
критериев жизни.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у
выпускников будут сформированы основы художественной культуры, представления о специфике
изобразительного искусства, потребность в творчестве и в общении с искусством, первоначальные
понятия о выразительных возможностях языка искусства; развит интерес к искусству и
художественной деятельности, образное и ассоциативное мышление и воображение, учебно
творческие и оценочные способности в различных видах художественной деятельности; воспитаны
нравственные и эстетические чувства, художественный вкус.
Выпускники овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений
пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании.
Выпускники смогут понимать образную природу искусства, реализовать
собственный творческий потенциал, открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию,
свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира (к природе, человеку и обществу) в
различных формах художественнотворческой деятельности, проявлять ценностносмысловые
ориентации, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.вести диалог,
участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно
Они будут способны встать на позицию другого человека,
сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Выпускники научатся наблюдать, воспринимать произведения различных видов
изобразительных, декоративных искусств, архитектуры и дизайна, размышлять о них; воплощать
художественные образы в собственной учебнотворческой деятельности.
Они научатся применять художественные знания и представления о пластических
искусствах для выполнения учебных и художественнопрактических задач, смогут действовать
самостоятельно при разрешении проблемнотворческих ситуаций в повседневной жизни.
Личностные результаты:
•
в ценностноэстетической сфере — эмоциональноценностное отношение к
окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия
культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и
способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих
поступков, явлений окружающей жизни;
• в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию
мира; умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятель
ности;
• в трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для
работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративноприкладное искусство,
художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания
красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
• умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни
(техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных
средств произведений искусства;
• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных
материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир,
родной язык и др.);
•
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.)
художественноэстетическим содержанием;• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно
творческую и предметнопродуктивную деятельность, выбирать средства для реализации
художественного замысла;
•
формирование
способности оценивать результаты художественнотворческой
деятельности, собственной и одноклассников.
Структурная схема курса «Изобразительное искусство»
Класс
Личностные
Регулятивные УУД Познавательные
Коммуникативн
1
класс
УУД
1. Умение
видеть, т.е.
ценить и
УУД
1. Организовывать
1. Уметь
свое рабочее место с
учетом
пользоваться
доступными
ые УУД
1. Участвовать в
диалоге на уроке
и в жизненных
понимать, что в
каждом
предложенных для
творчества техник.
художественными
средствами и
ситуациях.
2. Отвечать на
проявлении
природы
красота.
2. Уважать
творчество
любого народа.
3.Ценить
произведения
искусства
различных
жанров и
художников.
4.Выделять
интересное,
2. Использовать в
творческой
деятельности
приобретенные на
занятиях навыки
вопросы учителя,
товарищей по
классу.
3. Участвовать в
творческой,
коллективной
работе.
материалами.
2. В доступной
форме
использовать
художественные
средства
выразительности.
3.создавая
аппликации,
вырезать бумагу по
контуру, сгибать,
получать объемные
формы.наиболее
впечатляющее в
живописном
произведении.
2
1. Умение
1. Самостоятельно
1. Уметь
класс
видеть, т.е.
ценить и
организовывать свое
рабочее место с
пользоваться
доступными
1.Участвовать в
диалоге; слушать
и понимать
понимать, что в
каждом
учетом
предложенных
художественными
средствами и
других,
высказывать свою
проявлении
окружающего
мира природы
красота.
заданий.
2. Использовать для
творчества
различные
материалами.
2. Уметь
использовать
первые
точку.
2.Умерь
придавать своим
мыслям
2. Уважение к
своему народу, к
материалы и
техники.
представления о
передаче
фантазиям
видимые
своей родине,
через искусство.
3. Умение оценивать
собственную работу.
пространства на
плоскости;
художественные
формы.
3. Выражение
личных
отношении к
произведениям
искусства
4.Ценить и
беречь
культурное
наследие своего
народа,
созданное
поколениями
3
класс
1 Умение видеть,
ценить и
1. Самостоятельно
организовывать свое
3. Выделять
интересное,
наиболее
впечатляющее в
сюжете,
подчеркивать
3.Уметь
участвовать в
коллективных
художественных
работах с
использованием
размером, цветом
главное в рисунке;
различных
материалов и
4. Умение
использовать для
техник.
творчества
различный
художественный
материал.
1. Уметь
пользоваться
1.Участвовать в
диалоге; слушатьпонимать, что
каждое
рабочее место в
соответствии с целью
доступными
художественными
и понимать
других,
проявлении
природы
прекрасно и
неповторимо.
выполнения заданий.
2 . Использовать для
средствами и
материалами.
творчества
различные
2. Уметь
использовать
высказывать свою
точку.
2.Умерь
придавать своим
2. Уважение к
своему народу, к
материалы и техники
3.Оценка своего
первые
представления о
мыслям
фантазиям
другим народам,
через изучение
задания по
параметрам, заранее
передаче
пространства на
видимые
художественные
художественного
творчества
представленным.
4. Умение оценивать
плоскости;
3. Выделять
разных народов
3.Ценить и
собственную работу
и работу товарищей.
интересное,
наиболее
формы.
3.Уметь
участвовать в
коллективных
впечатляющее в
сюжете,
художественных
работах с
подчеркивать
размером, цветом
использованием
различных
главное в рисунке;
4. Умение
материалов и
техник
беречь
культурное
наследие других
народов,
созданное
поколениями.
4. Выражение
личных
отношении к
произведениям
искусства
1 Умение видеть
1. Самостоятельно
использовать для
творчества
различный
художественный
материал.
5. В доступной
форме участвовать
в создании
проектов
изображений,
украшений
1. Уметь
4
класс
и ценить
гармонию
организовывать свое
рабочее место в
пользоваться
доступными
1.Участвовать в
диалоге; слушать
и понимать
природы.
2. Уважение к
соответствии с целью
выполнения заданий.
художественными
средствами и
других,
высказывать своюсвоему народу, к
другим народам,
2. Использовать при
выполнения задания
материалами.
2. Уметь
точку.
2.Умерь
через изучение
художественного
различные
художественные
использовать
первые
придавать своим
мыслям
творчества
разных народов
средства.
3. Определять
3.Ценить и
беречь
самостоятельно
критерии
представления о
передаче
пространства на
плоскости;
культурное
наследие других
оценивания, давать
самооценку.
3. Выделять
интересное,
народов,
созданное
4. Умение оценивать
работу товарищей.
наиболее
впечатляющее в
сюжете,
подчеркивать
поколениями.
4. . Выражение
личных
отношении к
произведениям
искусства
5. Воспринимать
искусство, как
пространственно
– временную
историю
каждого народа.
фантазиям
видимые
художественные
формы.
3.Уметь
участвовать в
коллективных
художественных
работах с
использованием
размером, цветом
главное в рисунке;
различных
материалов и
4. Умение
использовать для
техник
творчества
различный
художественный
материал.
5. В доступной
форме участвовать
в создании
проектов
изображений,
украшений
6. Умение
пользоваться
учебником при
изучении новых
тем.
Предметные результаты:• в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества;
восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях
искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их
специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях
своего региона;
• в ценностноэстетической сфере — умения различать и передавать в художественно
творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе,
человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах
искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально
оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление
устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных
особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных
состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественнотворческой деятельности;
• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной
выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств
изобразительного искусства и компьютерной графики).
Планируемые результаты освоения учебной программы (по разделам)№
Раздел
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность
1
программы
Восприятие
искусства и
виды
художествен
ной
деятельности
научиться:
*различать виды
*воспринимать произведения
художественной
деятельности (рисунок,
живопись, скульптура,
художественное
изобразительного искусства,
участвовать в обсуждении их
содержания и выразительных средств,
объяснять сюжеты и содержание
конструирование и дизайн,
декоративноприкладное
знакомых произведений
*видеть проявление художественной
искусство) и участвовать в
художественнотворческой
культуры вокруг: музеи искусства,
архитектура, скульптура, дизайн,
деятельности, используя
различные художественные
декоративные искусства в доме, на
улице, в театре
материалы и приёмы работы
с ними для передачи
*высказывать суждение о
художественных произведениях,
собственного замысла
*различать основные виды и
изображающих природу и человека в
различных эмоциональных
состояниях.
жанры пластических
искусств, понимать их
специфику
*эмоциональноценностно
относиться к природе,
человеку, обществу;
различать и передавать в
художественнотворческой
деятельности характер,
эмоциональные состояния и
своё отношение к ним
средствами
художественного языка
*узнавать, воспринимать,
описывать и эмоционально
оценивать шедевры
русского и мирового
искусства, изображающие
природу, человека,
различные стороны ОМ и
жизненных явлений
(разнообразие, красоту,
трагизм…)Содержание учебного курса
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность,
передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств
общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку, обществу.
Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Человек, мир
природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и
разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся
представители искусства народов России. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский
музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и
мирового искусства. Представление о роли и изобразительных (пластических) искусств в
повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д.
Приемы работы с различными пластическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и
вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные
средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи. Выбор средств
художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с
поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания
выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объема, вытягивание формы).
Объем – основа языка скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами
скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного
образа(пластилин– раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон – сгибание,
Представление о возможностях использования навыков художественного
вырезание).
конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного
искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическом характере народной культуры
(украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины,
сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представление народа о мужской иженской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в
народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа
декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей
деревьев, морозные узоры на стеклах и т.д.). ознакомление с произведениями народных
художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит
искусство.
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ – в построении композиции. Пропорции и
перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания. Роль
контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и
светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции).
Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные
возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета
характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные,
острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека,
животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы.
Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема.
Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.).
ритм линий, пятен, цвета. Роль Рима в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке.
Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно
прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля – наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений , различие их
характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток,
в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использованиеразличных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства,
изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в
произведениях авторов – представителях разных культур, народов, стран (А.К.Саврасов,
И.И.Левитан, И.И.Шишкин, Н.К.Рерих, К.Моне, В.Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные
народы, разные эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль
природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в
искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя – Россия. Роль природных условий в характере культурных традиций народов
России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов
быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного итскусства с музыкой, песней, танцами,
былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа
о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира.
Образ современника. Жанр портрета. Тема любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и
художественная выразительность образов, персонажей, пробуждающих лучшие человеческие
чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. Образы
персонажей, вызывающих гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных
художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных
предметов быта, видов транспорта. Представление о роли выразительных (пластических) искусств
в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в
пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований
разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов
России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков,
транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности.
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественно
конструктивной деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства.
Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные,
растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией,
цветом, объемом, фактурой.Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными
навыками лепки, бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной дельности различных художественных
техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной
мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели,
восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных
материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного
искусства, выражение своего отношения к произведению.
Распределение содержания курса по годам обучения
1 класс ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ./ 33 ч./
№
1
Части
Темы
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером
Изображения всюду вокруг нас.
1.
Изображения
2
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером
2.
Украшения
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение
3
Ты строишь. Знакомство с Мастером
Постройки в нашей жизни.
темы).
3.
Постройки
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.4
Изображение,
украшение,
постройка
4.
всегда помогают друг другу
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Три БратаМастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
№
1
№
1.
2класс ИСКУССТВО И ТЫ. / 34ч./
Части
Темы
Чем и как работают
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
художники
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
2
Реальность
и
2.
фантазия
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
БратьяМастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе
3
О чём говорит
Выражение характера изображаемых животных.
(обобщение темы).
3.
искусство
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли,4
Как
говорит
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и
настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
4.
искусство
холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
3 класс ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. /34ч./
Части
Темы
№
1
1.
доме
Искусство в твоем
Твои игрушки придумал художник.
Посуда у тебя дома.
Мамин платок.
Обои и шторы в твоем доме.
Твои книжки.
Поздравительная открытка.
2
Искусство на улицах
Памятники архитектуры — наследие веков.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
2.
твоего города
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Витрины магазинов.
3
Художник и зрелище
Транспорт в городе.
Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).
Художник в цирке.
Художник в театре.
Маски.
Театр кукол.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
4
Художник и музей
Школьный праздниккарнавал (обобщение темы).
Музеи в жизни города.
Изобразительное искусство. Картинапейзаж.
Картинапортрет.
3.
4.Картинанатюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
4 класс. КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ,
ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ.) /34ч./
№
1
№
1.
Части
Темы
Истоки
родного
Пейзаж родной земли.
искусства
Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.
Образ красоты человека.
2
Древние
города
2.
нашей Земли
Народные праздники (обобщение темы).
Древнерусский городкрепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воинызащитники.
Города Русской земли.
3
Каждый народ —
3.
художник
4
Искусство
4.
объединяет народы
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Искусство народов гор и степей.
Образ художественной культуры Средней Азии.
Образ художественной культуры Древней Греции.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание — великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Колво распределения часов
Класс
№
Практических
работ
Коллективных
творческих
Заочная
экскурсия
Контрольный
/тематический
Общее
колво1
класс
2
класс
3
класс
4
класс
27ч.
26ч.
26ч.
24ч.
работ
5ч.
3ч.
3ч.
5ч.
1ч.
1ч.
1ч.
срез знаний
1ч.
4ч.
4ч.
4ч.
часов
33ч.
34ч.
34ч.
34ч.
Контроль предметных результатов
Система оценивания знаний и умений учащихся разработана и прописана в положении о системе
оценок , формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени
образования в МОБУ «СОШ№2»
Критерии оценивания знаний и умений
14 класс
Этапы оценивания детского рисунка:
• как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все
компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
• характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной
действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
• качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как
связаны детали предмета между собой и с общей формой;
• владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в
построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
• общее впечатление от работы: возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии выставления отметок.
Отмета
Характеристика ответа
5 (от 90%)
4 (7090%)
3 (5070%)
2 ( менее
Поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна
Поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Поставленные задачи выполнен частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки
Коммуникативная задача не выполнена.
50%)
Система оценивания
Стартовая работа (проводится в, начале сентября) позволяет оценить расхождение между
реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимым для продолжения
обучения, и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения, а такженаметить «зону ближайшего развития». Результаты фиксируются в общешкольной системе
мониторинга ЗУН и УУД. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в журнале и в
дневнике учащегося.
Проверочная работа по итогам изучения темы учащимися проводится после изучения темы
и может служить механизмом управления и коррекции для следующего этапа самостоятельной
работы. Результаты проверочной работы заносятся учителем в журнал, а для учащихся и их
родителей представляются в дневнике.
Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает основные темы
учебного периода. Задание рассчитано не только на проверку знаний, но и развивающего эффекта
обучения. Результаты фиксируются в общешкольной системе мониторинга ЗУН и УУД. Результаты
итоговой работы фиксируются учителем в журнале и в дневнике
Критерии оценивания УУД:
10 9 баллов – высокий уровень;
8 7 баллов – уровень выше среднего;
65 баллов – средний уровень;
43 баллов – уровень ниже среднего;
21 балла – низкий уровень.Учебнометодический комплекс
Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике,
организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебнометодического
комплекса, адресованных учащимся. предназначенных для каждодневной работы на уроках; в
рабочих тетрадях, формирующих навыки самопроверки учащихся; в учебных пособиях, с
помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению изобразительного
искусства.
Программа
Учебник
Учебное пособие
для учеников
Методическ
ие пособия
для учителя
Монитор
инговый
инструме
нтарий
Примерные программы
Л.А. Неменская/
Рабочая тетрадь
по учебным предметам.
Начальная школа.
М.:
под редакцией
Б.М.Неменского
к учебнику Л.А.
Неменской
Просвещение, 2011
«Изобразительное
Изобразительное
искусство. 1,2,3,4
«Изобразитель
ное искусство»
искусство и
художественный труд 1
класс: учебник
для
9 классы», разработанной
под руководством
общеобразовател
ьных учреждений
народного художника
России, академика РАО
9е изд.М.:
Просвещение.
Б.М. Неменского.
Москва: «Просвещение»,
2007г.