Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Оценка 4.8

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
искусство
1 кл
02.04.2017
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с первого по четвёртый класс. Программа содержит: цели предмета, общую характеристику , тематическую целостность, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Подробно прописаны планируемые результаты освоения учебной программы, распределение содержания курса по годам обучения, критерии оценивания.
Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс.docx
Рабочая   программа по изобразительному искусству (предметная область «Искусство») на ступень НОО.  Период реализации 2015 – 2019 учебный год.   Данная программа соответствует требованиям  Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования (2009 год № 373), Федерального закона "Об образовании в РФ" 273 – ФЗ.  Составлена с учетом       приказа   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от   26.11.2010   г. №1241   «О   внесении   изменений   в   федеральный   государственный   образовательный стандарт   начального   общего   образования,   утверждённый   приказом   Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373; приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих  государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,  основного общего, среднего общего образования» требований   СанПиН   2.4.2.2821­10   "Санитарно­эпидемиологические   требования   к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. N 189.  примерной программы   по изобразительному искусству (2012год)  специфики авторской программы по исскуству (изобразительное исскуство)  народного художника России, академика РАО и РАХ  Неменского Б.М., В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. (УМК «Школа России») «Положения     о   системе   оценок,   формах   и   порядке   промежуточной   аттестации обучающихся начальной ступени образования в МОБУ «СОШ№2». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изобразительное   искусство   в   начальной   школе   является   базовым   предметом,   изучение которого направлено в основном на формирование эмоционально­образного, художественного типа мышления,   что   является   условием   становления   интеллектуальной   и   духовной   деятельности растущей личности.  Цели курса:  воспитание  эстетических   чувств,   интереса   к   изобразительному   искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и   способность  выражать  и   отстаивать  свою   общественную  позицию  в  искусстве   и  через искусство;  развитие  воображения,   желания   и   умения   подходить   к   любой   своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;  освоение  первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно­прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;  овладение  элементарной   художественной   грамотой;   формирование художественного   кругозора   и   приобретение   опыта   работы   в   различных   видах художественно­творческой   деятельности,   разными   художественными   материалами; совершенствование эстетического вкуса. Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения:  совершенствование эмоционально­образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;  развитие способности видеть проявления художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);  формирование навыков работы с различными художественными материалами. Общая характеристика учебного предмета Курс   разработан   как  целостная   система   введения   в   художественную   культуру  и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн;   различных   видов   декоративно­прикладного   искусства,   народного   искусства   — традиционного   крестьянского   и   народных   промыслов,   а   также   постижение   роли   художника   в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте   взаимодействия   с   другими   искусствами,   а   также   в   контексте   конкретных   связей   с жизнью общества и человека.  Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:  изобразительная художественная деятельность;   декоративная художественная деятельность;  конструктивная художественная деятельность. Три   способа   художественного   освоения   действительности   —   изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка.   Постоянное   практическое   участие   школьников   в   этих   трех   видах   деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально­ пространственных   искусств   на   виды:   изобразительные   искусства,   конструктивные   искусства, декоративно­прикладные   искусства.   Одновременно   каждый   из   трех   видов   деятельности присутствует   при   создании   любого   произведения   искусства   и   поэтому   является   основой   для интеграции  всего   многообразия   видов   искусства   в  единую   систему,   членимую   не  по  принципу перечисления   видов   искусства,   а   по   принципу   выделения   того   и   иного   вида   художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на   произведении   искусства,   но   и   на  деятельности   человека,   на   выявлении   его   связей   с искусством в процессе ежедневной жизни. В начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья­Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить,   а   значит,   и   понимать   деятельность   искусств   в   окружающей   жизни,   более   глубоко осознавать искусство. Предмет   «Изобразительное   искусство»   предполагает   сотворчество   учителя   и   ученика; диалогичность;   четкость   поставленных   задач   и   вариативность   их   решения;   освоение   традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные  виды   учебной   деятельности  —   практическая   художественно­творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая   художественно­творческая   деятельность  (ребенок   выступает   в   роли художника)   и  деятельность   по   восприятию   искусства  (ребенок   выступает   в   роли   зрителя, осваивая   опыт   художественной   культуры)   имеют   творческий   характер.   Учащиеся   осваивают различные   художественные   материалы   (гуашь   и   акварель,   карандаши,   мелки,   уголь,   пастель, пластилин,   глину,   различные   виды   бумаги,   ткани,   природные   материалы),   инструменты   (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Постоянная   смена   художественных   материалов,  овладение   их   выразительными возможностями, многообразие видов деятельности  стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие   произведений   искусства  предполагает   развитие   специальных   навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений   искусства   и   собственной   творческой   практической   работы   происходит формирование образного художественного мышления детей.  Особым   видом   деятельности   учащихся   является   выполнение   творческих   проектов   и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете. Развитие художественно­образного мышления  учащихся строится на единстве двух его основ:  развитие   наблюдательности,   т.е.   умения   вглядываться   в   явления   жизни,   и  развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение   и   переживание   окружающей   реальности,   а   также   способность   к   осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная  цель  —  духовное развитие личности,  т. е. формирование у ребенка   способности   самостоятельного   видения   мира,   размышления   о   нем,   выражения   своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Восприятие   произведений   искусства   и   практические   творческие   задания,   подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ. Программа   «Изобразительное   искусство»   предусматривает  чередование   уроков индивидуального  практического   творчества  учащихся  и  уроков  коллективной   творческой деятельности. Коллективные   формы   работы   могут   быть   разными:   работа   по   группам;   индивидуально­ коллективная   работ,   когда   каждый   выполняет   свою   часть   для   общего   панно   или   постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать   друг   друга,   с   уважением   и   интересом   относиться   к   работе   товарища,   а   общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность  в  своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой­то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Художественная   деятельность  школьников   на   уроках   находит   разнообразные   формы выражения:   изображение   на   плоскости   и   в   объеме   (с   натуры,   по   памяти,   по   представлению); декоративная   и   конструктивная   работа;   восприятие   явлений   действительности   и   произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы   на   уроках;   изучение   художественного   наследия;   подбор   иллюстративного   материала   к изучаемым   темам;   прослушивание   музыкальных   и   литературных   произведений   (народных, классических, современных). Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной   культуре.   Средства   художественной   выразительности   —   форма,   пропорции, пространство,   светотональность,   цвет,   линия,   объем,   фактура   материала,   ритм,   композиция   — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. На   уроках   вводится   игровая   драматургия   по   изучаемой   теме,   прослеживаются   связи   с музыкой, литературой, историей, трудом.  Обсуждение   детских   работ  с   точки   зрения   их   содержания,   выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои   работы,   ощутить   радость   успеха.   Выполненные   на   уроках   работы   учащихся   могут   быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.  Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить  прозрачные    эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок  поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем  миром художественно­эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре  программы. Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного   языка,   —   рисовать,   украшать   и   конструировать,   осваивая   выразительные свойства различных художественных материалов. Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника. Тема 3 класса  —  «Искусство вокруг нас».  Показано присутствие пространственно­визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир. Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов по­разному   строятся   традиционные   жилища,   почему   такие   разные   представления   о   женской   и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции. Место учебного предмета в учебном плане Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).   Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Приоритетная   цель   художественного   образования   в   школе   —духовно­нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.  Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании  гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.  В   основу   программы   положен   принцип   «от   родного   порога   в   мир   общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа   построена   так,   чтобы   дать   школьникам   ясные   представления   о   системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.   Стремление   к   выражению   своего   отношения   к   действительности   должно   служить источником развития образного мышления. Одна   из   главных   задач   курса   —   развитие   у   ребенка  интереса   к   внутреннему   миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству не просто изучается, а проживается, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме,  в форме личного  творческого опыта. Только   тогда   знания   и   умения   по   искусству   становятся   личностно   значимыми,   связываются   с реальной   жизнью   и   эмоционально   окрашиваются,   происходит   развитие   личности   ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый   характер   художественной   информации   нельзя   адекватно   передать   словами. Эмоционально­ценностный,  чувственный опыт, выраженный  в искусстве, можно постичь только через   собственное   переживание   —  проживание   художественного   образа  в   форме художественных   действий.   Для   этого   необходимо   освоение   художественно­образного   языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие   чувств,   освоение   художественного   опыта   поколений   и   эмоционально­ценностных критериев жизни. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В   результате   изучения   изобразительного   искусства   в   начальной   школе   у выпускников будут сформированы основы художественной культуры, представления о специфике изобразительного искусства, потребность в творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия   о   выразительных   возможностях   языка   искусства;   развит   интерес   к   искусству   и художественной   деятельности,   образное   и   ассоциативное   мышление   и   воображение,   учебно­ творческие и оценочные способности в различных видах художественной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства, художественный вкус. Выпускники   овладеют   практическими   умениями   и   навыками   в   восприятии   произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании. Выпускники   смогут  понимать   образную   природу   искусства,  реализовать собственный творческий потенциал, открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира (к природе, человеку и обществу) в различных   формах   художественно­творческой   деятельности,  проявлять   ценностно­смысловые ориентации, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм. вести   диалог, участвовать   в   обсуждении   значимых   для   каждого   человека   проблем   жизни   и   продуктивно Они   будут   способны   встать   на   позицию   другого   человека, сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Выпускники научатся наблюдать, воспринимать произведения различных видов изобразительных, декоративных искусств, архитектуры и дизайна, размышлять о них; воплощать художественные образы в собственной учебно­творческой деятельности. Они научатся применять художественные знания и представления о пластических искусствах   для   выполнения   учебных   и   художественно­практических   задач,   смогут   действовать самостоятельно при разрешении проблемно­творческих  ситуаций в повседневной жизни. Личностные результаты: •  в   ценностно­эстетической   сфере  —   эмоционально­ценностное   отношение   к окружающему   миру   (семье,   Родине,   природе,   людям);   толерантное   принятие   разнообразия культурных   явлений,   национальных   ценностей   и   духовных   традиций;   художественный   вкус   и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни; •  в   познавательной   (когнитивной)   сфере  —   способность   к   художественному   познанию мира;   умение   применять   полученные   знания   в  собственной   художественно­творческой   деятель­ ности; •  в  трудовой сфере  — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно­прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. Метапредметные результаты: • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); •  обогащение  ключевых   компетенций   (коммуникативных,   деятельностных   и   др.) художественно­эстетическим содержанием; •  формирование  мотивации   и   умений   организовывать   самостоятельную   художественно­ творческую   и   предметно­продуктивную   деятельность,   выбирать   средства   для   реализации художественного замысла; •  формирование  способности   оценивать   результаты   художественно­творческой деятельности, собственной и одноклассников. Структурная схема курса «Изобразительное искусство» Класс Личностные Регулятивные УУД  Познавательные Коммуникативн 1 класс УУД 1. Умение  видеть, т.е.  ценить и  УУД 1. Организовывать  1. Уметь  свое рабочее место с  учетом  пользоваться  доступными  ые УУД 1. Участвовать в  диалоге на уроке  и в жизненных  понимать, что в  каждом  предложенных для  творчества техник.  художественными  средствами и  ситуациях. 2. Отвечать на  проявлении  природы  ­красота.  2. Уважать  творчество  любого народа. 3.Ценить  произведения  искусства  различных  жанров и  художников. 4.Выделять  интересное,  2. Использовать в  творческой   деятельности  приобретенные на  занятиях навыки вопросы учителя,  товарищей по  классу.  3. Участвовать  в  творческой,  коллективной  работе.  материалами. 2. В доступной  форме  использовать  художественные  средства  выразительности. 3.создавая  аппликации,  вырезать бумагу по  контуру, сгибать,  получать объемные  формы. наиболее  впечатляющее в  живописном  произведении. 2 1. Умение  1. Самостоятельно  1. Уметь  класс видеть, т.е.  ценить и  организовывать свое  рабочее место с  пользоваться  доступными  1.Участвовать в  диалоге; слушать  и понимать  понимать, что в  каждом  учетом  предложенных  художественными  средствами и  других,  высказывать свою  проявлении  окружающего  мира природы­ красота. заданий. 2. Использовать для  творчества  различные  материалами. 2. Уметь  использовать  первые  точку. 2.Умерь  придавать своим  мыслям­ 2. Уважение к  своему народу, к материалы и  техники. представления о  передаче  фантазиям  видимые  своей родине,  через  искусство. 3. Умение оценивать  собственную работу. пространства на  плоскости; художественные  формы.  3. Выражение  личных  отношении к  произведениям  искусства 4.Ценить и  беречь  культурное  наследие своего  народа,  созданное  поколениями 3 класс 1 Умение видеть, ценить и  1. Самостоятельно  организовывать свое  3. Выделять  интересное,  наиболее  впечатляющее в  сюжете,  подчеркивать  3.Уметь  участвовать в  коллективных  художественных  работах с  использованием  размером, цветом  главное в рисунке; различных  материалов и  4. Умение  использовать для  техник. творчества  различный  художественный  материал. 1. Уметь  пользоваться  1.Участвовать в  диалоге; слушать понимать, что   каждое  рабочее место в  соответствии с целью доступными  художественными  и понимать  других,  проявлении  природы   прекрасно и  неповторимо. выполнения заданий. 2 . Использовать для  средствами и  материалами. творчества  различные  2. Уметь  использовать  высказывать свою  точку. 2.Умерь  придавать своим  2. Уважение к  своему народу, к материалы и техники  3.Оценка своего  первые  представления о  мыслям­ фантазиям  другим народам,  через изучение  задания по   параметрам, заранее  передаче  пространства на  видимые  художественные  художественного творчества  представленным. 4. Умение оценивать  плоскости; 3. Выделять  разных народов  3.Ценить и  собственную работу  и работу товарищей. интересное,  наиболее  формы.  3.Уметь  участвовать в  коллективных  впечатляющее в  сюжете,  художественных  работах с  подчеркивать  размером, цветом  использованием  различных  главное в рисунке; 4. Умение  материалов и  техник беречь  культурное  наследие других  народов,  созданное  поколениями. 4. Выражение  личных  отношении к  произведениям  искусства 1 Умение видеть  1. Самостоятельно  использовать для  творчества  различный  художественный  материал. 5. В доступной  форме участвовать  в создании  проектов  изображений,  украшений 1. Уметь  4 класс и ценить  гармонию  организовывать свое  рабочее место в  пользоваться  доступными  1.Участвовать в  диалоге; слушать  и понимать  природы. 2. Уважение к  соответствии с целью выполнения заданий. художественными  средствами и  других,  высказывать свою своему народу, к другим народам,  2. Использовать  при  выполнения задания  материалами. 2. Уметь  точку. 2.Умерь  через изучение  художественного различные  художественные  использовать  первые  придавать своим  мыслям­ творчества  разных народов  средства. 3. Определять  3.Ценить и  беречь  самостоятельно  критерии  представления о  передаче  пространства на  плоскости; культурное  наследие других  оценивания, давать  самооценку.  3. Выделять  интересное,  народов,  созданное  4. Умение оценивать  работу товарищей. наиболее  впечатляющее в  сюжете,  подчеркивать  поколениями. 4. . Выражение  личных  отношении к  произведениям  искусства 5. Воспринимать  искусство, как  пространственно – временную  историю  каждого народа.  фантазиям  видимые  художественные  формы.  3.Уметь  участвовать в  коллективных  художественных  работах с  использованием  размером, цветом  главное в рисунке; различных  материалов и  4. Умение  использовать для  техник творчества  различный  художественный  материал. 5. В доступной  форме участвовать  в создании  проектов  изображений,  украшений 6. Умение  пользоваться  учебником при  изучении новых  тем. Предметные результаты: • в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие   и   характеристика   художественных   образов,   представленных   в   произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сфор­мированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона; •  в ценностно­эстетической сфере  — умения различать и передавать в художественно­ творческой   деятельности   характер,   эмоциональное   состояние   и   своё   отношение   к   природе, человеку,   обществу;   осознание   общечеловеческих   ценностей,   выраженных   в   главных   темах искусства,   и   отражение   их   в   собственной   художественной   деятельности;   умение   эмоционально оценивать   шедевры   русского   и   мирового   искусства   (в   пределах   изученного);   проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов; •  в   коммуникативной   сфере  —   способность   высказывать   суждения   о   художественных особенностях   произведений,   изображающих   природу   и   человека   в   различных   эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно­творческой деятельности; • в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности   для   передачи   замысла   в   собственной   художественной   деятельности; моделирование   новых   образов   путём   трансформации   известных   (с   использованием   средств изобразительного искусства и компьютерной графики). Планируемые результаты освоения учебной программы (по разделам) № Раздел Выпускник научится: Выпускник получит возможность 1 программы Восприятие искусства и виды художествен ной деятельности научиться: *различать виды  *воспринимать произведения  художественной  деятельности (рисунок,  живопись, скульптура,  художественное  изобразительного искусства,  участвовать в обсуждении их  содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание  конструирование и дизайн,  декоративно­прикладное  знакомых произведений *видеть проявление художественной  искусство) и участвовать в  художественно­творческой  культуры вокруг: музеи искусства,  архитектура, скульптура, дизайн,  деятельности, используя  различные художественные  декоративные искусства в доме, на  улице, в театре материалы и приёмы работы с ними для передачи  *высказывать суждение о  художественных произведениях,  собственного замысла *различать основные виды и изображающих природу и человека в  различных эмоциональных  состояниях. жанры пластических  искусств, понимать их  специфику *эмоционально­ценностно  относиться к природе,  человеку, обществу;  различать и передавать в  художественно­творческой  деятельности характер,  эмоциональные состояния и своё отношение к ним  средствами  художественного языка *узнавать, воспринимать,  описывать и эмоционально  оценивать шедевры  русского и мирового  искусства, изображающие  природу, человека,  различные стороны ОМ  и  жизненных явлений  (разнообразие, красоту,  трагизм…) Содержание учебного  курса Виды художественной деятельности Восприятие   произведений   искусства.  Особенности   художественного   творчества: художник   и   зритель.   Образная   сущность   искусства:   художественный   образ,   его   условность, передача   общего   через   единичное.   Отражение   в   произведениях   пластических   искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку, обществу. Фотография   и   произведение   изобразительного   искусства:   сходство   и   различие.   Человек,   мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии   художественной   культуры   (на   примере   культуры   народов   России).   Выдающиеся представители искусства народов России. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового   искусства.   Представление   о   роли   и   изобразительных   (пластических)   искусств   в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Приемы работы с различными пластическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная.   Красота   и   разнообразие   природы,   человека,   зданий,   предметов,   выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись.  Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,   выраженные   средствами   живописи.   Цвет   –   основа   языка   живописи.   Выбор   средств художественной   выразительности   для   создания   живописного   образа   в   соответствии   с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура.  Материалы   скульптуры   и   их   роль   в   создании   выразительного   образа. Элементарные   приемы   работы   с   пластическими   скульптурными   материалами   для   создания выразительного   образа   (пластилин,   глина   –   раскатывание,   набор   объема,   вытягивание   формы). Объем   –   основа   языка   скульптуры.   Красота   человека   и   животных,   выраженная   средствами скульптуры. Художественное   конструирование   и   дизайн.  Разнообразие   материалов   для художественного   конструирования   и   моделирования   (пластилин,   бумага,   картон   и   др.). элементарные   приемы   работы   с   различными   материалами   для   создания   выразительного образа(пластилин– раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон – сгибание,   Представление   о   возможностях   использования   навыков   художественного вырезание). конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно­прикладное   искусство.  Истоки   декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическом характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представление народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных   форм   в   прикладном   искусстве   (цветы,   раскраска   бабочек,   переплетение   ветвей деревьев,   морозные   узоры   на   стеклах   и   т.д.).   ознакомление   с   произведениями   народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство. Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия:   горизонталь,   вертикаль   и   диагональ   –   в   построении   композиции.   Пропорции   и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.  Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой  и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия.  Многообразие   линий   (тонкие,   толстые,   прямые,   волнистые,   плавные, острые,   закругленные   спиралью,   летящие)   и   их   знаковый   характер.   Линия,   штрих,   пятно   и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма.  Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.  Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). ритм линий, пятен, цвета. Роль Рима в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­ прикладном искусстве. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Земля   –   наш   общий   дом.  Наблюдение   природы   и   природных   явлений     ,   различие   их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в   различную   погоду.   Жанр   пейзажа.   Пейзажи   разных   географических   широт.   Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Восприятие   и   эмоциональная   оценка   шедевров   русского   и   зарубежного   искусства, изображающих   природу.   Общность   тематики,   передаваемых   чувств,   отношения   к   природе   в произведениях   авторов   –   представителях   разных   культур,   народов,   стран   (А.К.Саврасов, И.И.Левитан, И.И.Шишкин, Н.К.Рерих, К.Моне, В.Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы,   разные   эпохи   (Древняя   Греция,   средневековая   Европа,   Япония   или   Индия).   Роль природных  условий  в характере  культурных  традиций  разных  народов мира.  Образ  человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства. Родина моя – Россия. Роль природных условий в характере культурных традиций народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта,   орудий   труда,   костюма.   Связь   изобразительного   итскусства   с   музыкой,   песней,   танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек   и человеческие   взаимоотношения.  Образ   человека   в   разных   культурах   мира. Образ современника. Жанр портрета. Тема любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная   выразительность   образов,   персонажей,   пробуждающих   лучшие   человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. Образы персонажей, вызывающих гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли выразительных (пластических) искусств в   повседневной   жизни   человека,   в   организации   его   материального   окружения.   Отражение   в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных   народов   (на   примере   изобразительного   и   декоративно­прикладного   искусства   народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественно­творческой деятельности.  Участие   в   различных   видах   изобразительной,   декоративно­прикладной   и   художественно­ конструктивной деятельности. Освоение   основ   рисунка,   живописи,   скульптуры,   декоративно­прикладного   искусства. Изображение   с   натуры,   по   памяти   и   воображению   (натюрморт,   пейзаж,   человек,   животные, растения). Овладение   основами   художественной   грамоты:   композицией,   формой,   ритмом,   линией, цветом, объемом, фактурой. Создание   моделей   предметов   бытового   окружения   человека.   Овладение   элементарными навыками лепки, бумагопластики. Выбор   и   применение   выразительных   средств   для   реализации   собственного   замысла   в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача   настроения   в   творческой   работе   с   помощью   цвета,   тона,   композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. Использование   в   индивидуальной   и   коллективной   дельности   различных   художественных техник   и   материалов:   коллажа,   граттажа,   аппликации,   компьютерной   анимации,   натурной мультипликации,   фотографии,   видеосъемки,   бумажной   пластики,   гуаши,   акварели,   пастели, восковых   мелков,   туши,   карандаша,   фломастеров,   пластилина,   глины,   подручных   и   природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Распределение содержания курса по годам обучения 1 класс   ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ./ 33 ч./ № 1 Части Темы Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения всюду вокруг нас. 1. Изображения 2 Ты украшаешь.  Знакомство с Мастером 2. Украшения Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы). Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер   Украшения   помогает   сделать   праздник   (обобщение 3 Ты   строишь.   Знакомство   с   Мастером Постройки в нашей жизни. темы). 3. Постройки Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. 4 Изображение,   украшение,   постройка 4. всегда помогают друг другу  Строим город.  Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы). Три Брата­Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть.  Здравствуй, лето!  (обобщение темы). № 1 № 1. 2класс    ИСКУССТВО И ТЫ. / 34ч./ Части Темы Чем   и   как  работают Три основные краски –красная, синяя, желтая. художники Пять красок — все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. 2 Реальность   и 2. фантазия   Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья­Мастера   Изображения,   украшения   и   Постройки   всегда   работают   вместе 3 О   чём   говорит Выражение характера изображаемых животных. (обобщение темы). 3. искусство  Выражение характера человека в изображении: мужской образ. Выражение характера человека в изображении: женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в различных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшение. В   изображении,   украшении,   постройке   человек   выражает   свои   чувства,   мысли, 4 Как   говорит Цвет   как   средство   выражения.   Теплые   и   холодные   цвета.   Борьба   теплого   и настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). 4. искусство  холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Обобщающий урок года. 3 класс   ИСКУССТВО  ВОКРУГ  НАС. /34ч./ Части Темы № 1 1. доме  Искусство   в   твоем Твои игрушки придумал художник. Посуда у тебя дома. Мамин платок. Обои и шторы в твоем доме. Твои книжки. Поздравительная открытка. 2 Искусство   на   улицах Памятники архитектуры — наследие веков. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). 2. твоего города Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках. Витрины магазинов. 3 Художник и зрелище Транспорт в городе. Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы). Художник в цирке. Художник в театре. Маски. Театр кукол. Афиша и плакат. Праздник в городе. 4 Художник и музей Школьный праздник­карнавал (обобщение темы). Музеи в жизни города. Изобразительное искусство. Картина­пейзаж. Картина­портрет. 3. 4. Картина­натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы). 4 класс.   КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ,  ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ.) /34ч./ № 1 № 1. Части Темы Истоки   родного Пейзаж родной земли. искусства Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир. Образ красоты человека. 2 Древние   города 2. нашей Земли Народные праздники (обобщение темы). Древнерусский город­крепость. Древние соборы. Древний город и его жители. Древнерусские воины­защитники. Города Русской земли. 3 Каждый   народ   — 3. художник 4 Искусство 4. объединяет народы  Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы). Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Искусство народов гор и степей. Образ художественной культуры Средней Азии. Образ художественной культуры Древней Греции. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Сопереживание — великая тема искусства. Герои, борцы и защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы). Кол­во распределения часов Класс  № Практических работ Коллективных творческих Заочная экскурсия Контрольный  /тематический Общее кол­во 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 27ч. 26ч. 26ч. 24ч. работ 5ч. 3ч. 3ч. 5ч. ­ 1ч. 1ч. 1ч. срез знаний 1ч. 4ч. 4ч. 4ч. часов 33ч. 34ч. 34ч. 34ч. Контроль предметных результатов Система оценивания знаний и умений учащихся разработана и прописана в положении о системе  оценок , формах и порядке промежуточной аттестации  обучающихся начальной ступени  образования в МОБУ «СОШ№2» Критерии оценивания знаний и умений  1­4 класс Этапы оценивания детского рисунка: • как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все  компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание; • характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной  действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное; • качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как  связаны детали предмета между собой и с общей формой; • владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в  построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка; • общее впечатление от работы: возможности ученика, его успехи, его вкус. Критерии выставления отметок. Отмета Характеристика ответа 5 (от 90%) 4 (70­90%) 3 (50­70%) 2   (   менее Поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна Поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок. Поставленные задачи выполнен частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки Коммуникативная задача не выполнена.  50%) Система оценивания Стартовая работа  (проводится в, начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным   уровнем   знаний   у   учащихся   и   актуальным   уровнем,   необходимым   для   продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения, а также наметить   «зону   ближайшего   развития».   Результаты   фиксируются   в   общешкольной   системе мониторинга ЗУН и УУД.  Результаты стартовой работы фиксируются учителем в журнале и в дневнике учащегося. Проверочная работа по итогам изучения темы  учащимися проводится после изучения темы и может служить механизмом управления и коррекции для следующего этапа самостоятельной работы.   Результаты   проверочной   работы   заносятся   учителем   в     журнал,   а   для   учащихся   и   их родителей представляются в  дневнике. Итоговая   проверочная   работа  (проводится   в   конце   апреля)     включает   основные   темы учебного периода. Задание рассчитано не только на проверку знаний, но и развивающего эффекта обучения. Результаты фиксируются в общешкольной системе мониторинга ЗУН и УУД. Результаты итоговой  работы фиксируются учителем в журнале и в дневнике Критерии оценивания УУД: 10 ­9 баллов – высокий уровень; 8 ­7 баллов – уровень выше среднего; 6­5 баллов – средний уровень; 4­3 баллов – уровень ниже среднего; 2­1 балла – низкий уровень. Учебно­методический комплекс Основные   идеи   программы   и   ее   содержание   реализуются   не   только   в   учебнике, организующем   процесс   обучения,   но   и   в   других   компонентах   учебно­методического комплекса, адресованных учащимся.  предназначенных для каждодневной работы на уроках;  в рабочих   тетрадях,   формирующих   навыки   самопроверки   учащихся;   в   учебных   пособиях,   с помощью   которых   поддерживается   и   развивается   интерес   к   изучению   изобразительного искусства. Программа Учебник Учебное пособие для учеников Методическ ие пособия для учителя Монитор инговый инструме нтарий ­   Примерные   программы Л.А. Неменская/  Рабочая   тетрадь по   учебным   предметам. Начальная   школа.   М.: под редакцией  Б.М.Неменского  к   учебнику   Л.А. Неменской Просвещение, 2011 ­ «Изобразительное  Изобразительное  искусство. 1,2,3,4 «Изобразитель ное искусство» искусство и  художественный труд 1 ­  класс: учебник  для  9 классы»,  разработанной под руководством  общеобразовател ьных учреждений  народного художника  России, академика РАО  ­ 9­е изд.­М.:  Просвещение. Б.М. Неменского.  Москва: «Просвещение»,  2007г.

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017