Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классов под редакцией И. М. Бгажнокова. М: Просвещение, 2003 г.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Школьный курс по изобразительному искусству в 5 классе направлен на продолжение решения следующих основных задач:
• коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом, существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
• развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
• улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
• формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения, применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
• развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
• ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
• расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрении. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т. п.).
Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.
У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.
Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.
В 5 классе рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематическою характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.
С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забывать и о применении диафильмов.
Беседы об изобразительном искусстве. В 5 классе для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и ею главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства художественной выразительности.
Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать об этих средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов, и действующих лиц, краски и т.д.). Этому учитель учит детей ставить вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, даст образец описания картины.
Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живописцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.
Программа для специальных (коррекционных) школ 8 вида по изобразительному искусству предусматривает практические и самостоятельные работы на каждом уроке.
Обучение изобразительному искусству носит предметно-практическую направленность, тесно связано с другими учебными предметами: природоведение (рисование времён года), чтение (рисование на темы), математика (рисование предметов предавая в рисунке форму геометрических фигур), письмо (развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации), трудовым обучением (умение анализировать свою работу и работу товарища, организация рабочего места).
Всегда существовала и остаётся актуальной проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. На занятиях учатся организовывать своё рабочее место, правильно сидеть за партой (столом). Дети учатся управлять самим собой, анализировать и контролировать свои выполненные работы, а в последующем и поступки. Умение анализировать и контролировать свои поступки способствует воспитанию чувства собственного достоинства, а значит, и социализации личности. У детей формируется чувство прекрасного, воспитываются эстетические способности. На уроках дети учатся работать в группах, в коллективе.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны уметь:
> передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);
> определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
> составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
> передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
> ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
> пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
> самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей;
> употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
> рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства;
> определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
Критерии и нормы знаний, умений и навыков обучающихся.
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся в специальных (коррекционных школах 8 вида).
При оценке устных ответов по изобразительному искусству принимаются во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания; ^последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет, умело пользуется речевым материалом. Умеет рассматривать произведения изобразительного искусства, рассказывать о содержании картины или другого произведения искусства; определяет эмоциональное состояние изображенных на картине персонажей, умеет высказывать свое отношение к произведению искусства, свое мнение; о нем (что больше всего понравилось, чем понравилось).
Умеет находить нужную информацию и пользоваться ей. Умеет отличать виды искусства.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; Умеет рассматривать произведения изобразительного искусства, рассказывать о содержании картины или другого произведения искусства с помощью учителя; определяет эмоциональное состояние изображенных на картине персонажей, но не умеет высказывать свое отношение к произведению искусства, свое мнение. Умеет находить нужную информацию и пользоваться ей при помощи учителя. Умеет отличать виды искусства по наводящим вопросам.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно ответить на вопросы и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя при нахождении нужной информации. Плохо отличает виды искусства по наводящим вопросам.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в речи, искажающие её смысл; в работе с описанием делает грубые ошибки, не использует помощь учителя. Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка практических, самостоятельных работ.
Оценка «5» ставится, если ученик самостоятельно выполняет работу, умело пользуется приёмами, выполняет правильную последовательность при выполнении работы. Умеет пользоваться навыками на практике, создавая работу без опоры на оригинал. Работа на листе расположена правильно, выполнена аккуратно. Умеет пользоваться инструментами.
Оценка «4» ставится, если ученик выполняет работу в целом соответствующей с оценкой «5», но нарушает правильную последовательность при выполнении работы и при помощи учителя (по наводящим вопросам) восстанавливает последовательность выполнения работы. Работа на листе расположена правильно, выполнена аккуратно. Умеет пользоваться инструментами. Имеют место случаи неправильного выполнения приёмов на практике.
Оценка «3» ставится, если ребёнок не умеет пользоваться навыками на практике, создаёт работу с опорой на оригинал. Работа на листе расположена не правильно, выполнена не аккуратно. Перед ребёнком находится план выполнения работы. Если ребёнок пользуется шаблонами (если это не предусмотрено программой). Выполняет работу с помощью учителя. Нарушает правильную последовательность при выполнении работы
Оценка «2» Работа выполнена неправильно. Неаккуратно.
Оценка «1» Работа вообще не выполнена.
1 четверть 5 класс.
8 часов.
№ |
Дата |
Тема |
Вид урока |
Основные знания |
Формируемые умения и знания |
Форма проверки |
Количество часов |
1. |
|
Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). |
Изучение нового материала. |
Речевой материал 1-4 классов. Способы изображения узора из повторяющихся элементов. |
Планировать изобразительную деятельность в процессе работы над рисунком. |
Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции. |
1. |
2. |
|
Рисование геометрического орнамента в круге. |
Урок творческого применения умений и навыков |
Способы построения узора (орнамента) в круге. |
Рисовать узор, сочетая его с формой украшаемого предмета.
|
Экспресс-выставка |
1. |
3. |
|
Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан). |
Изучение нового материала. |
Теплые и холодные цвета, называть их. |
Получать и использовать в живописной работе смешанные краски, оттенки цветов. |
Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции. |
1. |
4. |
|
Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза). |
Комбинированный урок. |
Способы передачи объёма предмет (вазы). |
Рисовать узор, сочетая его с формой украшаемого предмета.
|
Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. |
1. |
5. |
|
Рисование симметрического узора по образцу.
|
Урок творческого применения умений и навыков |
Способы составления симметрического узора. |
Изображать гуашью фон в рисунке способом тонирования кистью. |
Оценивание результатов выполнения работ. |
1. |
6. |
|
Рисование с натуры предмета, имеющего форму усечённого конуса (чашка, цветочный горшок). |
Изучение нового материала. |
Тёплые и холодные тона, называть их. |
Изображать с натуры предметы простой, слабо рассечённой формы несложной конструкции. |
Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. |
1. |
7. |
|
Выполнение на основе наблюдений зарисовок осенних деревьев. |
Комбинированный урок. |
Способы передачи глубины пространства (загораживание, уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов). |
Использовать величинный контраст в рисунке, светлый контраст-при изображении фона в натюрморте. |
Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции. |
1. |
8 |
|
Самостоятельное рисование по представлению: «Осенний лес». |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Способы передачи глубины пространства (загораживание, уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов). |
Планировать изобразительную деятельность в процессе работы над рисунком. |
Экспресс-выставка |
1. |
2 четверть 5 класс.
8 часов.
№ |
Дата |
Тема |
Вид урока |
Основные знания |
Формируемые умения и знания |
Форма проверки |
Количество часов |
|
1. |
|
Беседа на тему: «Декоративно-прикладное искусство (керамика: посуда, игрушки)». |
Изучение нового материала. |
Виды декоративно-прикладного искусства. |
Сравнивать части в целой конструкции по величине, цветовой гамме. |
Оценивание результатов выполнения работ |
1. |
|
2. |
|
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы (крутой спуск», «дорожные работы») |
Комбинированный урок. |
Способы построения узора в треугольнике. |
Планировать изобразительную деятельность в процессе работы над рисунком. |
Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции. |
1. |
|
3. |
|
Рисование с натуры объемного рисунка конической формы (детская раскладная пирамидка).
|
Урок творческого применения умений и навыков |
Способы изображения объёмного рисунка конической формы. |
Изображать с натуры предметы простой, слабо рассечённой формы несложной конструкции. |
Экспресс-выставка |
1. |
|
4. |
|
Беседа на тему: «Народно-декоративное искусство». |
Изучение нового материала. |
Вида народного творчества и способы его изображения. |
Сравнивать части в целой конструкции по величине, цветовой гамме. |
Оценивание результатов выполнения работ.
|
1.
|
|
5. |
|
Декоративное рисование-оформление новогоднего пригласительного билета. |
Комбинированный урок. |
Способы оформления открыток. |
Получать и использовать в живописной работе смешанные краски, оттенки цветов. |
Экспресс-выставка |
1. |
|
6. |
|
Рисование новогодних карнавальных очков. |
Комбинированный урок. |
Теплые и холодные цвета, называть их. |
Планировать изобразительную деятельность в процессе работы над рисунком. |
Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции. |
1. |
|
7. |
|
Рисование на тему: «Лес зимой». |
Урок творческого применения умений и навыков |
Способы передачи глубины пространства (загораживание, уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов). |
Работать акварелью по мокрой и сухой бумаге. |
Экспресс-выставка |
1. |
|
8. |
|
Рисование на тему: «Дома в городе». |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Способы передачи глубины пространства (загораживание, уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов). |
Получать и использовать в живописной работе смешанные краски, оттенки цветов. |
Оценивание результатов выполнения работ |
1. |
|
3 четверть 5 класс.
10 часов.
№ |
Дата |
Тема |
Вид урока |
Основные знания |
Формируемые умения и знания |
Форма проверки |
Количество часов |
1. |
|
Беседа об изобразительном искусстве: «Картины художников о школе, товарищах, семье». |
Изучение нового материала. |
О работе художников –живописцев, фамилии некоторых художников, прославившихся в определённых видах искусства. |
Сравнивать части целой конструкции по величине, цвету форме. |
Игра «Художники-зрители» |
1. |
2. |
|
Рисование с натуры цветочного горшка с растением. |
Комбинированный урок. |
Способы изображения объемных предметов. |
Рисовать узор, сочетая его с формой украшаемого предмета.
|
Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции. |
1. |
3. |
|
Рисование на тему «Зимние завлечения». |
Урок творческого применения умений и навыков |
Способы передачи глубины пространства (загораживание, уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов). |
Использовать величинный контраст в рисунке, светлый контраст-при изображении фона в натюрморте. |
Оценивание результатов выполнения работ |
1. |
4. |
|
Рисование узора в квадрате. |
Урок творческого применения умений и навыков.
|
|
Рисовать узор, сочетая его с формой украшаемого предмета. |
Экспресс-выставка |
1. |
5. |
|
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (бытовая техника). |
Комбинированный урок. |
Способы изображения объёмного прямоугольного предмета. |
Планировать изобразительную деятельность при работе над рисунком.
|
Оценивание результатов выполнения работ |
1. |
6. |
|
Беседа об изобразительном искусстве с показом картин на тему: « Защитники Отечества». |
Урок творческого применения умений и навыков |
О работе художников –живописцев, фамилии некоторых художников, прославившихся в определённых видах искусства. |
Сравнивать части целой конструкции по величине, цвету форме. |
Игра «Художники-зрители» |
1. |
7. |
|
Декоративное рисование плаката «8 марта!». |
Комбинированный урок. |
Теплые и холодные цвета, называть их. |
Получать и использовать в живописной работе смешанные краски, оттенки цветов. |
Оценивание результатов выполнения работ |
1. |
8 |
|
Рисование с натуры столярных или слесарных инструментов. |
Изучение нового материала. |
Способы изображения предметов с натуры. |
Планировать изобразительную деятельность при работе над рисунком.
|
Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции. |
1. |
9. |
|
Рисование с натуры игрушки. |
Урок творческого применения умений и навыков |
Теплые и холодные цвета, называть их. |
Планировать изобразительную деятельность при работе над рисунком.
|
Оценивание результатов выполнения работ |
1. |
10. |
|
Тематическое рисование: «Ранняя весна». |
Комбинированный урок. |
Способы передачи глубины пространства (загораживание, уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов). |
Получать и использовать в живописной работе смешанные краски, оттенки цветов. |
Экспресс-выставка |
1. |
4 четверть 5 класс.
8 часов.
№ |
Дата |
Тема |
Виды уроков |
Основные знания |
Формируемые умения и знания |
Форма проверки |
Количество часов |
1. |
|
Иллюстрация отрывка из литературного произведения (по выбору). |
Урок творческого применения умений и навыков |
Способы передачи глубины пространства (загораживание, уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов). |
Сравнивать части целой конструкции по величине, цвету форме. |
Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. |
1. |
2. |
|
Рисование с натуры игрушки (грузовик, бензовоз). |
Комбинированный урок. |
Способы изображения объёмных предметов. |
Получать и использовать в живописной работе смешанные краски, оттенки цветов. |
Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции. |
1. |
3. |
|
Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора. |
Урок творческого применения умений и навыков |
Виды декоративно-прикладного искусства и способы составления узоров в различных техниках. |
Планировать изобразительную деятельность при работе над рисунком.
|
Оценивание результатов выполнения работ |
1. |
4. |
|
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему о Великой отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков. |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
О работе художников –живописцев, фамилии некоторых художников, прославившихся в определённых видах искусства. |
Сравнивать части целой конструкции по величине, цвету форме. |
Игра «Художники-зрители» |
1. |
5. |
|
Рисование симметричных форм: насекомые бабочка, стрекоза, жук. |
Комбинированный урок. |
Способы рисования симметричных форм. |
Изображать с натуры и по памяти предметы простой, слабо рассеченной формы, несложной конструкции. |
Экспресс-выставка |
1. |
6. |
|
Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. |
Комбинированный урок. |
Способы передачи глубины пространства (загораживание, уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов). |
Планировать изобразительную деятельность при работе над рисунком.
|
Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции. |
1. |
7. |
|
Составление узора в круге. |
Урок творческого применения умений и навыков |
Способы построения узора в круге. |
Рисовать круг в условиях перспективы. Рисовать узор, сочетая его с формой украшаемого предмета. |
Оценивание результатов выполнения работ |
1. |
8. |
|
Тематическое рисование: «Конец весы». |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Способы передачи глубины пространства (загораживание, уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов). |
Получать и использовать в живописной работе смешанные краски, оттенки цветов. |
Экспресс-выставка |
1. |
Развернутое тематическое планирование по предмету ИЗО 1 четверть 6 класс.
8 часов.
№ |
Тема |
Виды уроков. |
Основные знания. |
Формируемые умения и знания. |
Форма проверки |
Количество часов. |
1. |
Беседа на тему: «Декоративно-прикладное искусство (народные игрушки-глина)». |
Изучение нового материала. |
Виды изобразительного искусства. |
Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального. |
Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. |
1. |
2. |
Составление узора для детской ткани. |
Комбинированный урок. |
Способы построения узора в квадрате. |
Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения.
|
Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции. |
1. |
3. |
Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов. |
Урок творческого применения умений и навыков |
Приемы работы красками «по-мокрому » и по сухой бумаге. |
Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета.
|
Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции. |
1. |
4. |
Рисование несложного рисунка, состоящего из овощей. |
Комбинированный урок. |
Приемы работы красками «по-мокрому » и по сухой бумаге. |
Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета.
|
Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. |
1. |
5. |
Декоративное рисование – составление симметричного узора. |
Изучения нового материала. |
Приёмы составления симметричного узора. |
Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета |
Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. |
1. |
6. |
Декоративное рисование – составление узора из элементов дымковской росписи. |
Комбинированный урок. |
Элементы дымковской росписи. Соответствующую цветовую гамму. |
Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета |
Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. |
1. |
7. |
Тематическое рисование «Осень» |
Урок творческого применения умений и навыков |
Существование радостных и мрачных цветов; о соответствии цветов в природе в разные времена года (осень). |
Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета |
Анализ результатов собственного художественного творчества. |
1. |
8 |
Тематическое рисование «Правила дорожного движения». |
Комбинированный урок. |
Способы построения узора в квадрате, круге, треугольнике. |
Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале. |
Экспресс-выставка. |
1. |
Развернутое тематическое планирование по предмету ИЗО 2 четверть 6 класс.
8 часов.
№ |
Тема. |
Виды уроков. |
Основные знания |
Формируемые умения и знания. |
Форма проверки |
Количество часов. |
1. |
Беседа об изобразительном искусстве. Картины художников. |
Комбинированный урок. |
Название крупных музеев в Москве, Санкт-Петербурге, в Наро-Фоминске. Фамилии некоторых художников, прославившихся в определённых видах искусства.
|
Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального |
Игра «Художники-зрители» |
1. |
2. |
Рисование по представлению «Герои любимых сказок». |
Урок творческого применения умений и навыков. |
Способы передачи глубины пространства (загораживание, уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов). |
Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения. |
Экспресс-выставка |
1. |
3. |
Рисование с натуры простой игрушки из элементов строительного материала. |
Комбинированный урок. |
Планировать свою работу. Приемы работы красками «по-мокрому » и по сухой бумаге. |
Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема |
Анализ результатов собственного художественного творчества. |
1. |
4. |
Рисование на тему: «Птицы» |
Комбинированный урок. |
Получать и использовать смешанные цвета и некоторые оттенки цвета.
|
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. |
Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. |
1. |
5. |
Беседа на тему: «Скульптура, как вид изобразительного искусства». |
Изучение нового материала. |
Рассказывать, что изображает скульптуру, чем она понравилась. |
Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения. |
Игра «Художники-зрители» |
1. |
6. |
Рисование новогодней игрушки. |
Урок творческого применения умений и навыков |
Способы построения узора на шаре (новогодней игрушке). |
Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема |
Экспресс-выставка |
1. |
7. |
Тематическое рисование «Зима». |
Комбинированный урок. |
Существование радостных и мрачных цветов; о соответствии цветов в природе в разные времена года (зимой). |
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. |
Оценивание результатов выполнения работ. |
1. |
8. |
Рисование на тему: «Животные зимой». |
Урок творческого применения умений и навыков |
Планировать свою работу при рисовании на тему . |
Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом |
Анализ результатов собственного художественного творчества |
1. |
Развернутое тематическое планирование по предмету ИЗО 3 четверть 6 класса
10 часов.
№ |
Тема |
Виды уроков. |
Основные знания. |
Формируемые умения и знания. |
Форма проверки |
Количество часов. |
1. |
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы (кружка, кастрюля). |
Изучение нового материала. |
Способы построения узора на предметах цилиндрической формы. |
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. Передавать объёмность формы способом светотени. |
Экспресс-выставка |
1. |
2. |
Рисование с натуры объемного предмета конической формы (кофейник). |
Комбинированный урок. |
Способы построения узора на предметах конической формы. |
Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема |
Анализ результатов собственного художественного творчества |
1. |
3. |
Рисование подсвечника со свечкой и его декоративное оформление. |
Урок творческого применения умений и навыков. |
Способы передачи глубины пространства (загораживание, уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов).
|
Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом |
Оценивание результатов выполнения работ. |
1. |
4. |
Иллюстрирование русских народных сказок по выбору. |
Комбинированный урок. |
Планировать свою работу при рисовании на тему. |
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. |
Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. |
1. |
5. |
Рисование открытки ко Дню Защитника Отечества. |
Урок творческого применения умений и навыков |
Планировать свою работу при изображении открытки. |
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. |
Экспресс-выставка |
1. |
6. |
Декоративное рисование – составление узора для вазы. |
Комбинированный урок. |
Способы построения узора на объёмных предметах. |
Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема |
Анализ результатов собственного художественного творчества. |
1. |
7. |
Рисование открытки к 8 марта, с элементами декоративного оформления. |
Урок творческого применения умений и навыков. |
Планировать свою работу при изображении открытки. |
Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом. |
Экспресс-выставка |
1. |
8 |
Тематическое рисование «Весна». |
Урок творческого применения умений и навыков |
Существование радостных и мрачных цветов; о соответствии цветов в природе в разные времена года (весна). |
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. |
Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции. |
1. |
9. |
Иллюстрирование отрывка литературного произведения. |
Комбинированный урок. |
Планировать свою работу при рисовании на тему. |
Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом |
Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. |
1. |
10. |
Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства». |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Виды изобразительного искусства. |
Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального. |
Оценивание результатов выполнения работ. |
1. |
Развернутое тематическое планирование по предмету ИЗО 4 четверть 6 класс.
8 часов.
№ |
Тема. |
Виды уроков. |
Основные знания |
Формируемые умения и знания. |
Форма проверки |
Количество часов. |
1. |
Рисование по памяти и представлению «Моя мама». |
Урок творческого применения умений и навыков |
Приёмы работы красками по сухой бумаге. |
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. |
Анализ результатов собственного художественного творчества |
1. |
2. |
Рисование по представлению птиц (дятел, синица). |
Комбинированный урок. |
Получать и использовать смешанные цвета и некоторые оттенки цвета.
|
Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема |
Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции. |
1. |
3. |
Тематическое рисование «Птицы наши друзья». |
Комбинированный урок. |
Способы передачи глубины пространства (загораживание, уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов).
|
Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения. |
Оценивание результатов выполнения работ. |
1. |
4. |
Декоративное оформление почтового конверта. |
Урок творческого применения умений и навыков. |
Планировать свою работу при рисовании на тему. |
Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета.
|
Анализ результатов собственного художественного творчества |
1. |
5. |
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков. |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Существование радостных и мрачных цветов; о соответствии с тематикой репродукций. |
Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального |
Оценивание результатов выполнения работ. |
1. |
6. |
Рисование с натуры предметов шаровидной формы (кукла неваляшка). |
Комбинированный урок. |
Способы построения узора на объёмных предметах. |
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. |
Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции. |
1. |
7. |
Тематическое рисование «Яблони в цвету». |
Урок творческого применения умений и навыков. |
Существование радостных и мрачных цветов; о соответствии цветов в природе в разные времена года (весна). |
Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе |
Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. |
1. |
8. |
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения про природу. |
Комбинированный урок. |
Планировать свою работу при рисовании на тему. |
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. |
Экспресс-выставка |
1. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.