Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
искусство
6 кл
17.02.2017
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс
Публикация является частью публикации:
Рабочая программа ИЗО 6 класс.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая     рабочая программа «Изобразительное искусство» для 6 класса составлена на основе: ­ Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования  (ФГОС ООО) (Утвержден приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897) ­ программы формирования универсальных учебных действий; ­   рабочей программы автора  Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство» «Просвещение», 2012 г. ри разработке программы были учтены требования, отраженные в федеральном государственном стандарте общего   основного образования. ( ФГОС ООО) Рабочая программа «Изобразительное искусство» для  6 класса рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю. Цели настоящей программы:  • нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной  полноценности в восприятии мира;  • развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;  • на гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;  • на развитие способностей к художественно­творческому познанию мира и себя в этом мире;  • на подготовку обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.  Задачи:  Образовательные:  • развитие художественно­творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно­образной памяти,  эмоционально­эстетического восприятия действительности;  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально­практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно­прикладного искусства, скульптуры,  дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком  изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по  памяти, представлению, воображению);  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности. Воспитательные:  • воспитывать у детей умение работать в коллективе с учетом личностных качеств детей, психологических и возрастных особенностей;  • воспитывать трудолюбие и уважительное отношение к труду;  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно­прикладного искусства, архитектуры и дизайна;  • воспитывать культуру труда и художественного вкуса;  • создавать условия для формирования культуры общения детей в процессе труда.  Развивающие:  • развивать творческий потенциал ребенка;  • формировать умение использовать знания и опыт на практике; • развивать инициативу, самостоятельность и фантазию у детей;  • прививать эстетический и художественный вкус;  • развивать зрительную память и пространственное представление.  В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями с музыкой, литературой,  историей, трудом, биологией,  информатикой.  Отличительная особенность данной образовательной программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство» в школе, суть  которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический,  художественный, нравственный опыт народа, как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально­художественного,  проявляющихся и живущих по своим законам находящихся в постоянном взаимодействии. Отсюда в содержании программы по­новому отражены интеграционные связи различных художественных пластов и видов искусств, в результате чего  народное искусство наряду с профессионально­художественным выступает системообразующим фактором культуры. Этим обусловлено включение в  программу народного и профессионального искусства в их гармоничном единстве на протяжении всех семи лет обучения в основной школе.  В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода,  проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными  особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.  Так как классы по уровню подготовки и творческим возможностям все разные и художественный потенциал не одинаков, программа Шпикаловой  больше всего подходит для реализации задач курса «Изобразительное искусство».  Программа позволяет:  • выбирать темы заданий, материала и технику для учащихся;  • импровизировать в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в форме поисковой, исследовательской работы: выбор  темы, определение задач для каждого участника поисково­исследовательской группы, проведение дискуссий, диалогов по итогам работы творческих  групп;  • свободно выбирать ученику литературное произведение в работе над портретом литературного героя, над иллюстрацией;  • индивидуальный подход к заданиям по композиции: в натюрморте, интерьере, портрете, пейзаже;  • выбор учащимися произведения изобразительного искусства для анализа. Этот выбор не ограничен, что делает исследовательскую работу в  творческих группах полезной и интересной для беседы на последующих уроках;  • выражать собственное отношение к участию в подготовке и проведении народных праздников, в процессе которых коллективное творчество не  ограничивает дифференциацию задания по желанию ученика.  Место учебного предмета в учебном плане.  В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство»  6 класса основной школы отводится  34 часа (уроков).  Количество часов в год ­ 34  Количество часов в неделю ­ 1  Количество часов в 1 четверть ­ 9  Количество часов во 2 четверть ­ 7  Количество часов в 3 четверть ­9  Количество часов в 4 четверть ­ 8 Требования к уровню подготовки ученика.  К концу курса учащиеся должны получить знания:  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм,  композиция);  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;  • значение изобразительного искусства в художественной культуре.  умения:  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных  (пластических) искусств в творческой деятельности;  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной  выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.  Результат обучения оценивается по личным достижениям ребёнка относительно собственных возможностей и стартового состояния. Полученные  награды (дипломы, грамоты) свидетельствуют о результатах участия в выставках, конкурсах, фестивалях и т.д.  Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по  ИЗО.  Оценка «5»  • учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; 9 • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.  Оценка «4»  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.  Оценка «3»  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;  • допускает неточность в изложении изученного материала.  Оценка «2»  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;  • не справляется с поставленной целью урока;  Оценка «1»  • учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ В программу включены следующие основные виды художественно­творческой деятельности:  • ценностно­ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве);  • изобразительная деятельность (основы художественного изображения) – графика, живопись, скульптура;  • декоративно­прикладная деятельность (основы народного и декоративно­прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры);  • художественно­конструкторская деятельность;  • художественно­творческая деятельность на основе синтеза искусств.  Содержание программы «Изобразительное искусство» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции  программы особенно значимы:  • содержательно ­ деятельностный подход;  • системно­комплексный подход;  • личностно ориентированный подход;  • региональный подход.  Чтобы сделать процесс обучения результативным используются следующие технологии:  • метод проектов;  • обучение в сотрудничестве;  • игровая технология;  • индивидуальное и дифференцированное обучение;  • модульное обучение и другое.  Формы и методы применения технологий на уроках ИЗО:  • использование медиа­ресурсов как источника информации;  • компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;  • организация проектной деятельности учащихся;  • использование графического редактора POWER POINT в качестве инструмента художественной деятельности;  • по внешним признакам деятельности учителя и учащихся: беседа, рассказ, демонстрация;  • по источнику получения знаний: словесные, наглядные (демонстрация рисунков, картин и др.),  • практические: игры;  • по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, проблемный.  Методы: объяснительно­иллюстративный. Виды и формы контроля:  текущий – систематическая проверка знаний; рубежный или периодический – после завершения больших тем, разделов;  итоговый учет.  а) по способу проверки:  – устный (беседа, контрольные вопросы);  – письменный (письменные контрольные работы, вопросники, тесты);  – практический;  б) по охвату учащихся: – индивидуальный (раздаточный проверочный материал, задания на карточках, кроссворды);  – групповой (кроссворды, лото, игры);  – фронтальный (вопросная форма беседы, опросники, викторины).  Критерии и показатели оценки результатов творческой композиции:  • композиционная организация изображения в листе;  • построение формы, передача пропорций;  • умение использовать цвет при создании композиции, выразительность;  • умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел;  • оригинальность композиции;  • соответствие теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно­творческих достижений в  познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся). Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных  достижений школьника, его художественно­творческого развития, возможности участия выполненной работы в выставках.  МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература:  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. ­ М., Академия,  2008.  2. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. и др. Рабочие программы: Изобразительное искусство: 5­8 классы. ­ М.:  Просвещение, 2012.  3. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / под ред.  Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2012.  4. Учебник «Изобразительное искусство.6 класс»  ФГОС под редакцией Т.Я.Шпикаловой,  2013 г.  Дополнительная литература для учителя:  1. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1998. 17 2. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1995.  3. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1­8 классы.­ М.: Просвещение, 2003.  4. Неменский Б.М. Творческая мастерская.­ М.: Просвещение, 2003.  5. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск,1992. 6. Поурочные разработки. Уроки изобразительного искусства. 6 класс. ФГОС. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова и др. М., «Просвещение», 2013 г.  Дополнительная литература для учащихся:  1. Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999,  2. Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991,  3. Вачьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;  4. Вачьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорго­ вый центр АЗ», 1997.  ЦОР­Цифровые образовательные ресурсы:  1. История искусства. Методическая поддержка 2. on – line www SCHOOL. Ru ООО «Кирилл и Мефодий».  3. Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 г.;  4. Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 г.;  5. Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 г.;  6. Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 г.  Б­Банк разработок ИЗО:  1. Презентации к урокам 5­6 классы;  2. Картины;  3. Художники;  4. Работы учащихся;  5. Фотографии;  6. Проекты учащихся. В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных,  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами обучающихся являются:  в ценностно­эстетической сфере­   Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем   многообразии их   видов и жанров; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;  художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни; в познавательной (когнитивной) сфере;  умения  познавать мир через образы и формы изобразительного искусства; в трудовой сфере­   формирование навыков самостоятельной  работы при выполнении практических творческих работ;  готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; Метапредметными результатами обучающихся являются:   умение  видеть   и   воспринимать   проявления   художественной   культуры   в   окружающей   жизни   (техника,   музеи,   архитектура,   дизайн, скульптура и др.);  желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;  активное  использование языка изобразительного искусства  и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.) обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельных и др.) художественно­эстетическим содержанием;  формирование  мотивации   и   умений   самостоятельно   организовывать   художественно­творческую     и   предметно­продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;  формирование способности оценивать результаты художественно­творческой деятельности, собственной и одноклассников.  Предметными результатами обучающихся являются:  в познавательной сфере­        познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства   в жизни человека и общества; осваивать   основы   изобразительной   грамоты,   особенности   образно­выразительного   языка     разных   видов   изобразительного   искусства, художественных средств выразительности;  приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать изученные виды пластических искусств; воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств; описывать произведения изобразительного искусства   и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;  в ценностно­эстетической сфере­   формировать эмоционально­ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;  развивать   эстетический     (художественный)   вкус   как   способность   чувствовать   и     воспринимать     пластические   искусства   во   всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную  картину современного мира; понимать ценность художественной культуры разных народов мира и места в ней отечественного искусства:  уважать   культуру   других   народов;   осваивать   эмоционально­ценностное     отношение   к   искусству   и   к   жизни,   духовно­нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства: ориентироваться в системе  моральных норм и ценностей, представленных  в произведениях искусства;     в коммуникативной сфере­   способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека, ориентироваться в социально­эстетических и информационных коммуникациях; организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства; в трудовой сфере­  применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности;    в эстетической сфере­  реализовывать   творческий   потенциал   в   собственной   художественно­творческой   деятельности,   осуществлять   самоопределение   и самореализацию личности на эстетическом уровне; развивать художественное мышление, вкус, воображение  и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств; воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого  и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, формировать     эстетический кругозор. РОЛЬ ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. ДУХОВНО­НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ И ИСКУССТВА Ученик научится:  • понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;  • осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно­ нравственного опыта  поколений;  • осмысливать на основе произведений искусства морально­нравственную позицию автора, соотносить с собственной и давать ей оценку;  • передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;  • осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края,  города.  Ученик получит возможность научиться:  • понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;  • осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;  • понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим. ЯЗЫК ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Ученик научится:  • эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер,  эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;  • понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;  создавать композиции на заданную тему на плоскости и в  пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цист, объём, фактуру; различные  художественные материалы дли воплощения собственного художественно­творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме  пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать  простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта;  использовать ритм и  стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений  народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).  Ученик получит возможность научиться:  • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; • понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности,  соответствующие замыслу;  • анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа. ВИДЫ И ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Ученик научится:  • различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн,  декоративно­прикладное  искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для  передачи собственного замысла;  • различать виды декоративно­прикладных искусств, понимать их специфику;  • различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в  художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного  замысла.  Ученик получит возможность научиться:  • определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;  • понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств. СОДЕРЖАНИЕ I Раздел: Образ цветущей природы ­ вечная тема в искусстве. (6 ч.)  Тема: Цветы в живописи, декоративно­прикладном и народном искусстве. (6 ч.) 1. Осенний букет в натюрморте живописцев. – 1 ч.  2­3. Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и Нижнего Тагила. – 2 ч.  4. Осенние цветы в росписи твоего подноса.  – 1 ч.  5­6. Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран Запада и Востока. – 2 ч.  II Раздел: Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур. (10 ч.)  Тема: Символика древних орнаментов. (7 ч.)  7. Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта. – 1 ч. 8. Зооморфные мотивы в искусстве Древнего Египта. – 1 ч.  9. Изысканный декор сосудов Древней Греции. ­ 1 ч. 10­11. Древние орнаменты в творчестве художников разного времени. – 2 ч.  12­13. Орнаментальные мотивы в художественном текстиле Индии и русская набойка. – 2 ч.  Тема: Традиции новолетия в культуре народов мира. (3 ч.)  14. Традиции встречи Нового года в современной культуре. – 1 ч. 15­16. «Новый год шагает по планете…» ­ 2 ч.  III Раздел: Исторические реалии в искусстве разных народов. (10 ч.)  Тема: Образы мира, ратного подвига и защиты родной земли в жизни и искусстве. (4 ч.)  17. Каменные стражи России (XII­XVII вв.). – 1 ч.  18. Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре Западной Европы. Синтез искусств. – 1 ч.   19. Военное облачение русского воина и доспехи западноевропейского рыцаря в жизни и искусстве. – 1 ч.  20. Батальная композиция. У истоков исторического жанра. – 1 ч.  Тема: Образ женщины в искусстве разных эпох. (2 ч.)  21. Тема прекрасной девы и женщины­матери в искусстве. – 1 ч.  22. Личность женщины в портретно­исторической композиции XIX — начала XX в. – 1 ч.  Тема: Народный костюм в зеркале истории. (2 ч.)  23­24. Русский народный костюм как культурное достояние нашего Отечества. – 2 ч.  Тема: Международный фольклорный фестиваль в пространстве современной культуры. Синтез искусств. (2 ч.)  25­26. «Возьмёмся за руки, друзья...» Разноликий хоровод. Вековые традиции разных народов. – 2 ч.  IV Раздел: Образ времени года в искусстве. Весна – утро города. (8 ч.)  Тема: Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. (4 ч.)  27­28. Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве. – 2 ч.  29­30. «Живая зыбь». – 2 ч.  Тема: Светлое Христово Воскресение, Пасха. – 2 ч.  31­32. «Как мир хорош в своей красе нежданной….». – 2 ч.  Тема: Весеннее многообразие природных форм в искусстве. (2 ч.)  33­34. Земля пробуждается. – 2 ч. Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2016/2017 Вариант: /Изобразительное искусство/6 класс/Изобразительное искусство. 6 класс. Общее количество часов: 34 № урок а Дат а пла н Дат а фак т Тема урока Кол- во часо в Содержание урока Программное и методическое обеспечение (Материалы, учебно- пособия) Домашнее задание и подробност и урока для учеников 1. Осенний букет в натюрморте живописцев. 1 Живопись. Жанр натюрморта. Изображение природы разных географических Презентация "Осенний букет в натюрморте живописцев". Учебник. Стр. 13 учебника - творческое задание. Различать краски осени на картинах живописцев и соотносить их с Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; Выражать в творческой работе свое видение мира и отношения к нему. Выражать свое Урок ввода новой темы. Творческие практические работы. Раздел 1: Образ цветущей природы-вечная тема в искусстве. - 6 ч Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и РК ГОС Педагогические условия и средства реализации ГОСа Предметно - информационная составляющая (знать, понимать) Ценностно - ориентационная составляющая Деятельностно - коммуникативная составляющая (общеучебные и предметные умения) широт. Сходство и различия в создании образа цветов в натюрмортах художников XVII — начала XX в. (Я. Д. де Хем, Э. Мане, Г. Курбе, В. Ван Гог, И. Е. Хруцкий, И. Н. Крамской, И. И. Левитан, К. А. Коровин, и др.). Специфика художественного изображения. Композиция. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции. Цветовые отношения. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка. Ритм. Выполнение с натуры этюда осенних цветов в букете. 1 Народный мастер — хранитель древних традиций кистевого письма. Основные элементы и цветовая гамма цветочной росписи подносов Нижнего Тагила и Жостова. Произведения народных мастеров из традиционных художественных промыслов Нижнего Тагила, Жостова. Этапы послойного письма - замалёвка, тенёжка, прокладка, Материалы: кисть, бумага, акварельные краски. Стр. 20-21 учебника - творческое задание. Презентация "Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и Нижнего Тагила". Учебник. Материалы: кисть, гуашь, бумага. цветами осенней природы родного края. Высказывать суждения о понравившемся осеннем пейзаже. Объяснять смысл понятий идеал, красота, мировоззрение, мироощущение художника, художественный образ. Анализировать изображения цветов, выполненные приемом красочного пятна и линии. Описывать замысел своей творческой композиции. Создавать с натуры этюд осенних цветов, используя выразительные средства живописи. Сравнивать изображение цветочного мотива на подносах. Находить общее и различное. Повторять за народным мастером этапа послойного письма. Выполнять цветочные мотивы приемами кистевой росписи, вариации жостовских цветов. планировать последовательнос ть промежуточных целей с учетом конечного результата. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных другими детьми. Задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог; сотрудничать с учителем; умение отстаивать свою точку зрения. Применять установленные правила в решении задачи. Использовать общие приемы решения задачи. Проявлять активность для решения познавательных задач. отношение к природе родного края средствами художественного образного языка живописи. Комбинированны й. Творческие практические работы. Выражать в творческой работе свое видение мира и отношения к нему, своё отношение к красоте природы средствами приемов кистевого письма. 2. Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и Нижнего Тагила. бликовка, чертёжка. Зарисовки элементов цветочной росписи по мотивам Жостовских подносов. Народный мастер — хранитель древних традиций кистевого письма. Основные элементы и цветовая гамма цветочной росписи подносов Нижнего Тагила и Жостова. Произведения народных мастеров из традиционных художественных промыслов Нижнего Тагила, Жостова. Этапы послойного письма - замалёвка, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка. Зарисовки элементов цветочной росписи по мотивам Жостовских подносов. Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и Нижнего Тагила. 1 Презентация "Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и Нижнего Тагила". Учебник. Материалы: кисть, гуашь, бумага. Стр. 20-21 учебника - творческое задание. Осенние цветы в росписи твоего подноса. Стр. 24 учебника - творческое задание. Презентация "Роспись подносов". Учебник. Материалы: кисть, акварель, гуашь, лист цветной бумаги, вырезанный по форме подноса. 1 Представление о роли народного искусства в повседневной жизни человека, в организации его материальной среды. Художественный образ цветов в росписи жостовских подносов. Способы организации композиции цветочной росписи 3. 4. Сравнивать изображение цветочного мотива на подносах. Находить общее и различное. Повторять за народным мастером этапа послойного письма. Выполнять цветочные мотивы приемами кистевой росписи, вариации жостовских цветов. Применять установленные правила в решении задачи. Использовать общие приемы решения задачи. Проявлять активность для решения познавательных задач. Называть элементы жостовских художественных изделий. Рисовать декоративную композицию нарядных осенних цветов, соблюдая поэтапность жостовской росписи. Определять, какой из Использовать речь для регуляции своего действия. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Задавать вопросы; обращаться за Выражать в творческой работе свое видение мира и отношения к нему, своё отношение к красоте природы средствами приемов кистевого письма. Комбинированны й. Творческие практические работы. Выражать в творческой работе свое видение мира и отношения к нему, своё отношение к красоте цветов послойного жостовского письма. Урок закрепления новых знаний. Творческие практические работы. на подносах («букет в центре», «букет враскидку», «букет с угла», «венок»). Создание декоративной композицию нарядных осенних цветов, с соблюдением поэтапной жостовской росписи. Природные формы. Жанр натюрморта. Художественный образ цветов в живописном и живописно- декоративном натюрморте. Восприятие произведений декоративно- прикладного искусства народов России, Западной Европы и Востока и натюрмортов отечественных (Н. Н. Сапунов) и западноевропейски х (А. Матисс) художников начала XX в. Творческое задание с использованием приёмов трансформации природной формы цветка в декоративную, взятую из природы и переходящую в орнамент, украшающий предмет. Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран Запада и Востока. 1 композиционных типов жостовских букетов согласуется с формой своего подноса. помощью к одноклассникам, учителю. Презентация "Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран Запада и Востока". Учебник. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага белая или цветная. Стр. 29 учебника - творческое задание. Различать формы, цвета, строение цветов в природе и сравнивать их с изображением в декоративно- прикладном искусстве. Объяснять значение понятий декоративность и трансформация. Определять центр композиции и характер расположения цветочных мотивов, связь декора с формой украшаемого предмета. Выполнять наброски цветка с натуры. Использовать палитру, усложнять цветки в зависимости от замысла. Применять установленные правила в решении задачи. Использовать общие приемы решения задачи. Проявлять активность для решения познавательных задач. Воспитывать гражданственность, любовь и уважение к искусству народов России, стран Запада и Востока. Урок закрепления новых знаний. Творческие практические работы. Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран Запада и 1 Природные формы. Жанр натюрморта. Художественный образ цветов в Презентация "Цветочные мотивы в искусстве народов России, Стр. 29 учебника - творческое задание. Различать формы, цвета, строение цветов в природе и сравнивать их с Применять установленные правила в решении задачи. Воспитывать гражданственность, любовь и уважение к искусству народов Урок закрепления новых знаний. Творческие практические 5. 6. Востока . 7. Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта. 1 живописном и живописно- декоративном натюрморте. Восприятие произведений декоративно- прикладного искусства народов России, Западной Европы и Востока и натюрмортов отечественных (Н. Н. Сапунов) и западноевропейски х (А. Матисс) художников начала XX в. Творческое задание с использованием приёмов трансформации природной формы цветка в декоративную, взятую из природы и переходящую в орнамент, украшающий предмет. стран Запада и Востока". Учебник. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага белая или цветная. изображением в декоративно- прикладном искусстве. Объяснять значение понятий декоративность и трансформация. Определять центр композиции и характер расположения цветочных мотивов, связь декора с формой украшаемого предмета. Выполнять наброски цветка с натуры. Использовать палитру, усложнять цветки в зависимости от замысла. Использовать общие приемы решения задачи. Проявлять активность для решения познавательных задач. России, стран Запада и Востока. работы. Раздел 2: Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур. - 10 ч Стр. 40 учебника - творческое задание. Презентация "Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта". Учебник. Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, фломастеры, тонированная или белая бумага. Объяснять смысл понятий канон, символ. Выполнять цветовые зарисовки – повтор мотивов знакового, символического языка древнеегипетског о орнамента. Применять установленные правила в решении задачи. Использовать общие приемы решения задачи. Проявлять активность для решения познавательных задач. Выражать в творческой работе свое видение мира и отношения к натуре. Воспитывать гражданственность, любовь и уважение к искусству Древнего Египта. Урок ввода новой темы. Творческие практические работы. Главные мотивы растительного орнамента Древнего Египта. Символические значения растительных мотивов (символ Египта, знак плодородия, знак фараона). Колорит древнеегипетских орнаментальных росписей. Восприятие памятников архитектуры и изделий декоративно- прикладного искусства Древнего Египта, декорированных орнаментом с растительным мотивом. Зарисовки растительных мотивов древнеегипетского орнамента. Художественное своеобразие изображения египетских богов в аллегорической форме: фигура человека на основе древнеегипетского канона на плоскости, с головой животного. С иносказательным выражением отвлечённых понятий знакомит нас искусство Древнего Египта. Восприятие фантастических изображений египетских богов (Гор, Сехмет, Анубис) в аллегорической форме. Зарисовки - повтор отдельных зооморфных мотивов (жука- скарабея, сокола, шакала) для композиции - вариации ленточного орнамента по мотивам древнеегипетского. Разнообразие древнегреческих сосудов по форме, декору и назначению. Отличительные качества, присущие чёрнофигурным и краснофигурным 8. 9. Зооморфные мотивы в искусстве Древнего Египта. 1 Изысканный декор сосудов Древней Греции. 1 Презентация "Зооморфные мотивы в искусстве Древнего Египта". Учебник. Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, бумага. Стр. 45 учебника - творческое задание. Рассматривать образы божеств в искусстве Древнего Египта. Изучать ритм, симметрию, колорит, трансформацию при изображении фантастических существ. Выполнять зарисовки – повтор отдельных зооморфных мотивов для композиции – вариации ленточного орнамента по мотивам древнеегипетског о. Использовать речь для регуляции своего действия. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю. Выражать в творческой работе свое видение мира и отношения к натуре. Воспитывать гражданственность, любовь и уважение к искусству Древнего Египта. Урок закрепления новых знаний. Творческие практические работы. Стр. 52 учебника - творческое задание. Презентация "Сосуды Древней Греции". Учебник. Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, цветная бумага. Выполнять зарисовки – повтор расположения мотивов древнегреческого орнамента. Располагать орнаментальные Использовать речь для регуляции своего действия. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации; Выражать в творческой работе свое видение мира и отношения к натуре. Воспитывать гражданственность, любовь и уважение к искусству Древней Комбинированны й. Творческие практические работы. 10. Древние орнаменты в творчестве художников разного времени. вазам. Растительные и геометрические орнаменты, подчёркивающие красоту объёмной формы сосудов. Восприятие выдающихся памятников мировой художественной культуры — греческой вазописи чёрнофигурного и краснофигурного стилей. Зарисовки орнаментальных мотивов в росписи древнегреческих сосудов. 1 Особенности отображения трансформации природных форм в декоративные в различных видах керамики в искусстве разных народов. Значение обращения к искусству Древнего Египта и Древней Греции как к эталону прекрасного в развитии своей культуры при постижении тайн великого мастерства. Восприятие произведений искусства керамики (Балхары, Императорский фарфоровый завод (Санкт-Петербург), чёрнолощённая керамика). Создавать эскиз- проект для конструирования Стр. 57 учебника - творческое задание. Презентация "Древние орнаменты в творчестве художников разного времени". Учебник. Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, бумага, готовые формы из пластиковых упаковок, пластилин. определять общую цель и пути ее достижения. Задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю. Греции. Комбинированны й. Творческие практические работы. Выражать в творческой работе свое видение мира и отношения к натуре. Воспитывать гражданственность, любовь и уважение к творчеству художников разного времени. Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Проявлять активность для решения познавательных задач. полосы на силуэте вазы, применять в росписи орнаментальных мотивов композиционные приемы, планировать местоположение орнаментальных полос, согласовывать с конструкцией вазы (горловина, плечи, тулово, поддон). Сравнивать современные балхарские сосуды с древнегреческим и амфорами, находить общее и различное в их пластике и росписи в разные эпохи народными мастерами. Выполнять творческое задание согласно условиям. Создавать эскиз- проект для конструирования формы современной керамической вазы и украшения ее узором. Конструировать объемную форму вазы на основе проекта. Выполнять роспись вазы по мотивам современного 11. Древние орнаменты в творчестве художников разного времени. формы современной керамической вазы и украшения её узором. Конструировать объёмную форму вазы на основе проекта, используя вспомогательные готовые формы из пластиковых упаковок. Выполнять роспись вазы по мотивам современного декора фарфорового изделия, используя зарисовки - повторы орнаментальных мотивов. 1 Особенности отображения трансформации природных форм в декоративные в различных видах керамики в искусстве разных народов. Значение обращения к искусству Древнего Египта и Древней Греции как к эталону прекрасного в развитии своей культуры при постижении тайн великого мастерства. Восприятие произведений искусства керамики (Балхары, Императорский фарфоровый завод (Санкт-Петербург), чёрнолощённая керамика). Создавать эскиз- проект для Стр. 57 учебника - творческое задание. Презентация "Древние орнаменты в творчестве художников разного времени". Учебник. Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, бумага, готовые формы из пластиковых упаковок, пластилин. декора фарфорового изделия, используя зарисовки – повторы орнаментальных мотивов. Сравнивать современные балхарские сосуды с древнегреческим и амфорами, находить общее и различное в их пластике и росписи в разные эпохи народными мастерами. Выполнять творческое задание согласно условиям. Создавать эскиз- проект для конструирования формы современной керамической вазы и украшения ее узором. Конструировать объемную форму вазы на основе проекта. Выполнять роспись вазы по мотивам Комбинированны й. Творческие практические работы. Выражать в творческой работе свое видение мира и отношения к натуре. Воспитывать гражданственность, любовь и уважение к творчеству художников разного времени. Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Проявлять активность для решения познавательных задач. 12. Орнаментальные мотивы в художественном текстиле Индии и русская набойка. конструирования формы современной керамической вазы и украшения её узором. Конструировать объёмную форму вазы на основе проекта, используя вспомогательные готовые формы из пластиковых упаковок. Выполнять роспись вазы по мотивам современного декора фарфорового изделия, используя зарисовки - повторы орнаментальных мотивов. 1 Особенности отображения трансформации природных форм в декоративные в разных видах текстильного орнамента в Индии и России и других странах. Образ- символ слона и образ-символ популярного мотива «индийская пальметта» («восточный огурец»). Восприятие лентообразных орнаментальных мотивов на предметах домашнего обихода, в печатных и тканых рисунках, отражающих природу Индии, и мотивов индийского Стр. 67 учебника - творческое задание. Презентации " Русская набойка", "Художественный текстиль Индии". Учебник. Материалы: кисть, гуашь, бумага, фломастеры. современного декора фарфорового изделия, используя зарисовки – повторы орнаментальных мотивов. Сравнивать орнаментальные мотивы Индии и русской набойки. Выполнять творческое задание с использование приемов трансформации природных форм в декоративные. Выполнять зарисовку индийского орнамента и «индийская пальметта» и эскиз традиционной композиции орнамента для коврика- покрывала для слона. Наносить роспись легкими, сочными, живыми линиями и мазками. Урок- исследование. Творческие практические работы. Выражать в творческой работе свое видение мира и отношения к натуре. Воспитывать гражданственность, любовь и уважение к искусству Индии. Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Проявлять активность для решения познавательных задач. 13. Орнаментальные мотивы в художественном текстиле Индии и русская набойка. орнамента в русской набойке. Выполнять зарисовку индийского орнамента «индийская пальметта» («восточный огурец») и эскиз традиционной композиции орнамента для коврика-покрывала для слона. 1 Особенности отображения трансформации природных форм в декоративные в разных видах текстильного орнамента в Индии и России и других странах. Образ- символ слона и образ-символ популярного мотива «индийская пальметта» («восточный огурец»). Восприятие лентообразных орнаментальных мотивов на предметах домашнего обихода, в печатных и тканых рисунках, отражающих природу Индии, и мотивов индийского орнамента в русской набойке. Выполнять зарисовку индийского орнамента «индийская пальметта» Урок- исследование. Творческие практические работы. Выражать в творческой работе свое видение мира и отношения к натуре. Воспитывать гражданственность, любовь и уважение к искусству Индии. Стр. 67 учебника - творческое задание. Презентации "Художественный текстиль Индии", "Русская набойка". Учебник. Материалы: кисть, гуашь, бумага, фломастеры. Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Проявлять активность для решения познавательных задач. Сравнивать орнаментальные мотивы Индии и русской набойки. Выполнять творческое задание с использование приемов трансформации природных форм в декоративные. Выполнять зарисовку индийского орнамента и «индийская пальметта» и эскиз традиционной композиции орнамента для коврика- покрывала для слона. Наносить роспись легкими, сочными, живыми линиями и мазками. («восточный огурец») и эскиз традиционной композиции орнамента для коврика-покрывала для слона. Традиция встречи Нового года у разных народов мира (Шотландия, Англия, Германия, Россия, Китай) и проведения праздничных карнавалов и маскарадов. Восприятие произведений народных мастеров на тему Святок, ёлочных украшений, новогодних и рождественских открыток, масок, эскизов театральных костюмов в русском искусстве конца XIX — начала XX в. Изготовление новогодних открыток, сувениров, елочных игрушек. Культура праздника — древняя традиция. Особенности композиционных решений, красочности, насыщенности действий, характерные для участников карнавалов в разных странах мира. Восприятие произведений Презентация "Традиции встречи Нового года в современной культуре". Учебник. Материалы: кисть, гуашь, бумага белая, цветная, фломастеры и др. Стр. 74 учебника - творческое задание. Стр. 81 учебника - творческое задание. Презентация "Новый год у народов мира". Учебник. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага, фломастеры, цветные мелки и др. Создавать эскиз целостного комплекта костюма литературного героя и изображать фигуру человека в нем. Выполнять творческие задания согласно условиям. Конструировать новогоднюю атрибутику (сувениры, украшения для елки и новогоднего стола, карнавальные костюмы). Использовать речь для регуляции своего действия. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю. Рисовать по памяти, по представлению фигуры праздничного карнавального шествия. Подбирать жизнерадостные цвета для выражения в творческой работе своего эмоционально- ценностного Использовать речь для регуляции своего действия. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Задавать вопросы; Выражать в творческой работе своё отношение к истории, культуре и традициям народов мира. Урок-сказка. Творческие практические работы. Выражать в творческой работе своё отношение к истории, культуре и традициям народов мира. Экспресс- выставка. Творческие практические работы. 14. Традиции встречи Нового года в современной культуре. 1 15. "Новый год шагает по планете..." 1 16. "Новый год шагает по планете...". 1 отношения к новогоднему карнавалу. Создавать коллективную декоративно- живописную композицию на тему «Новогодний карнавал» для украшения школьного интерьера к празднику. обращаться за помощью к одноклассникам, учителю. Стр. 81 учебника - творческое задание. Презентация "Новогодние карнавалы у народов мира". Учебник. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага, фломастеры, цветные мелки и др. отечественных живописцев (М.И. Скотти, А. Мясоедов, В.И. Суриков, К.А. Сомов, С. Ю. Судейкин, А.В. Шевченко, А.Е. Яковлев и В.И. Шухаев) и художников Западной Европы (П. Пикассо, П. Сезанн) конца XIX — начала XX в. на тему карнавала. Создавать коллективную декоративно- живописную композицию на тему «Новогодний карнавал» для украшения школьного интерьера к празднику. Культура праздника — древняя традиция. Особенности композиционных решений, красочности, насыщенности действий, характерные для участников карнавалов в разных странах мира. Восприятие произведений отечественных живописцев (М.И. Скотти, А. Мясоедов, В.И. Суриков, К.А. Сомов, С. Ю. Судейкин, А.В. Шевченко, А.Е. Яковлев и В.И. Шухаев) и художников Западной Европы (П. Пикассо, П. Сезанн) конца XIX — начала XX в. на тему карнавала. Создавать коллективную декоративно- живописную композицию на тему «Новогодний карнавал» для украшения школьного интерьера к празднику. Раздел 3: Исторические реалии в искусстве разных народов. - 10 ч 17. Каменные стражи России (12-17 в. в.) 1 Кремли России — свидетели грозных событий прошлых времён, хранители русской истории, средоточие памятников культуры, созданных народом. Богатство и разнообразие каменного зодчества России. Восприятие древнерусских крепостей (кремли Новгорода, Владимира, Москвы, Пскова, Ростова Великого, Сергиева Посада и др.). Зарисовки архитектурных элементов. Презентация "Каменное зодчество России". Учебник. Материалы: тонированная или белая бумага, карандаш, мелки, фломастеры, гуашь (по выбору). Стр. 95 учебника - творческое задание. 18. Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре Западной Европы. Синтез искусств. 1 Фортификационные каменные сооружения Западной Европы. Донжон как архитектурное ядро замка. Храмы романского и готического стилей в Западной Европе. Синтез искусств. Презентация "Рыцарские замки". Учебник. Материалы: гуашь, цветные мелки, фломастеры, бумага белая и цветная. Стр. 105 учебника - творческое задание. Узнавать и называть древнерусские крепости, основные архитектурные элементы крепостей и сравнивать их. Выполнять зарисовки по памяти, представлению и описанию элементов крепостей (стены, башни, ворота, бойницы). Использовать различные художественные приемы для создания задуманного образа. Объяснять смысл понятий романский и готический стили. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выбирать для зарисовки по представлению Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Проявлять активность для решения познавательных задач. Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных Выражать в творческой работе своё отношение к натуре. Воспитывать уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее народов России. Урок ввода новой темы. Творческие практические работы. Комбинированны й. Творческие практические работы. Выражать в творческой работе своё отношение к натуре, отношение к мощи и красоте крепостной архитектуры Западной Европы. Оборонительные сооружения Западной Европы времён Средневековья (замки Англии, Франции, Нормандии, Испании); соборов романского и готического стилей (в Париже, Шартре, Праге, Вормсе, Пизе). Зарисовки элементы романского или готического стиля. Образ защитника Отечества. Особенности военного облачения русского воина и западноевропейско го рыцаря. Восприятие образа воина Древней Руси в русском искусстве XII—XX вв. (мозаичные и иконописные изображения, произведения В. А. Фаворского, Ю. П. Кугача и др.) и образа рыцаря в искусстве Западной Европы XIII—XVI вв. (рельефы и статуи, произведения живописцев Джорджоне, В. Тициана и др.). Зарисовки по представлению и описанию фигуры русского воина или рыцаря в доспехах. Батальный жанр в Презентация Презентация "Военное облачение русского воина и доспехи западноевропейско го рыцаря". Учебник. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага. 19. Военное облачение русского воина и доспехи западноевропейско го рыцаря в жизни и искусстве. 1 20. Батальная 1 главных архитектурных элементов средневекового замка или постройки романского или готического стиля. Отражать стилевые особенности архитектуры графическими материалами или приемом аппликации. источников. Проявлять активность для решения познавательных задач. Стр. 115 учебника - творческое задание. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выполнять зарисовки по представлению и описанию фигуры русского воина или рыцаря в доспехах. Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Проявлять активность для решения познавательных задач. Выражать своё уважение к русскому воину и рыцарю, к русской и западноевропейско й истории и культуре. Воспитывать патриотизм. Комбинированны й. Творческие практические работы. Стр. 127 Называть Соотносить то, Давать оценку Урок- композиция. У истоков исторического жанра. 21. Тема прекрасной девы и женщины в искусстве. искусстве России и Западной Европы. Изображение художественными средствами наиболее ответственных моментов битвы, передача исторической достоверности эпохи. Восприятие батальных композиций в разных видах искусства Западной Европы XII—XVII вв. и России XV—XX в.в. (графика, живопись, медальерное искусство, шпалера, лаковая миниатюра (Палех, Мстёра). Составление коллективной батальной композиции. 1 Искусство Византии и Древней Руси. Новая трактовка образа женщины в эпоху Возрождения в творчестве Леонардо да Винчи и Рафаэля. Образы женщин в портретном выражении лица человека при разном эмоциональном состоянии. Произведения византийской и древнерусской иконописи. Зарисовки женского лица. "Батальные композиции". Учебник. Материалы: кисть, гуашь, мелки, бумага, фломастеры, тушь (на выбор). учебника - творческое задание. Стр. 141 учебника - творческое задание. Презентация "Тема женщины в искусстве". Учебник. Материалы: простой карандаш, бумага, цветные мелки, бумага тонированная батальные композиции и приводить примеры изображения боевых сцен разных народов. Объяснять понятие батальный жанр. Рисовать батальную композицию. Выбирать сюжет боевых действий эпохи Средневековья, художественные выразительные средства и материалы. Работать в любой технике: графической, живописной или смешанной с применением аппликации. Выделять композиционный центр и придавать уравновешенност ь композиции. Сопоставлять образ женщины в портретах разных эпох. Выполнять зарисовки по представлению женского лица. Передавать характерные возрастные особенности (юность, молодость, старость). Намечать легкими линиями овал головы. Рисовать линию глаз, надбровных дуг, основание носа и уха, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Проявлять активность для решения познавательных задач. результатам своей деятельности и творческо- художественной деятельности одноклассников. Воспитывать любовь к русскому воину, гордости за защиту Отечества в истории страны, выражать в творческой работе своё отношение к непоколебимой стойкости русского воина. Воспитывать уважение к истории народов мира. исследование. Творческие практические работы. Урок ввода новой темы. Творческие практические работы. Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Проявлять активность для решения познавательных задач. Высказывать своё суждение о том, что тема женственности и материнства – вечная тема искусства. Выражать отношение к произведениям византийской и древнерусской иконописи, на которой изображена дева или женщина-мать. Воспитывать уважение и любовь к женщине-матери. 22. 23. Личность женщины в портретно- исторической композиции 19- начала 20 в. 1 Искусство портрета России и Западной Европы XIX—XX в. в. Изменение характера трактовки женского образа. Роль интерьера и костюма портрете. Композиция портрета. Женские портреты художников XIX — начала XX в. (отечественных: О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, А. Г. Венецианова, В. А. Серова и др. — и западноевропейски х — Ж. О. Д. Энгра, Ф. Гойи, О. Ренуара). Выполнение женского портрета. Русский народный костюм как культурное достояние нашего Отечества. 1 Народный традиционный костюм в русской культуре и искусстве. Знаки- символы в орнаменте русского традиционного костюма, конструктивные особенности женского традиционного костюма и их сходство с конструкцией избы. Эстетическая и функциональная ценность русского народного костюма как культурного достояния. Восприятие праздничного Презентация "Техника рисования женского лица". Учебник. Материалы: гуашь, цветные мелки, белая или тонированная бумага. Стр. 150 учебника - творческое задание. Стр. 159 учебника - творческое задание. Презентация "Русский народный костюм". Учебник. Материалы: простой карандаш, белая или тонированная бумага. прорабатывать светотени. Создавать портретно- историческую композицию с передачей исторического времени с помощью костюма героини. Намечать легкими линиями силуэт женской фигуры во весь рост. Выбирать соответствующий исторический костюм, учитывать изменения его силуэта, аксессуаров. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выполнять зарисовку женской фигуры в народном костюме с учетом региональных особенностей. Намечать легкими линиями обобщенный силуэт женской фигуры. Намечать рукава рубахи, абрис головного убора. Прорисовывать декоративные мотивы. Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Проявлять активность для решения познавательных задач. Выражать своё отношение к женским портретам, созданным отечественными и западноевропейски ми художниками. Воспитывать уважение и любовь к женщине-матери. Пробуждать в себе лучшие человеческие качества. Комбинированны й. Творческие практические работы. Урок- путешествие. Творческие практические работы. Выражать в творческой работе своё отношение к символике русского народного костюма. Осознать свою этническую принадлежность, годиться достояниями нашего народа. Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Проявлять активность для решения познавательных задач. 24. Русский народный костюм как культурное достояние нашего Отечества. женского и мужского наряда конца XIX в. из разных местностей России. Зарисовка женской фигуры в народном костюме с учётом региональных особенностей (разнообразие северорусского, южнорусского костюма или костюма народов России). 1 Народный традиционный костюм в русской культуре и искусстве. Знаки- символы в орнаменте русского традиционного костюма, конструктивные особенности женского традиционного костюма и их сходство с конструкцией избы. Эстетическая и функциональная ценность русского народного костюма как культурного достояния. Восприятие праздничного женского и мужского наряда конца XIX в. из разных местностей России. Зарисовка женской фигуры в народном костюме с учётом региональных особенностей (разнообразие северорусского, Стр. 159 учебника - творческое задание. Презентация "Русский народный костюм". Учебник. Материалы: простой карандаш, белая или тонированная бумага. Урок- путешествие. Творческие практические работы. Выражать в творческой работе своё отношение к символике русского народного костюма. Осознать свою этническую принадлежность, годиться достояниями нашего народа. Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Проявлять активность для решения познавательных задач. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выполнять зарисовку женской фигуры в народном костюме с учетом региональных особенностей. Намечать легкими линиями обобщенный силуэт женской фигуры. Намечать рукава рубахи, абрис головного убора. Прорисовывать декоративные мотивы. южнорусского костюма или костюма народов России). Характерные особенности народного традиционного костюма из разных регионов России (Архангельская, Новосибирская, Омская обл. и т.д.). Фольклорный фестиваль как обмен опытом по сохранению народных традиций и форм фольклора и популяризация традиционных народных форм досуга. Составление коллективной композиции – коллажа «На фольклорном фестивале» с использованием рисунков костюмов, выполненных на предыдущих уроках и лиц людей из старых журналов. "Возьмёмся за руки, друзья..." Разноликий хоровод. Вековые традиции разных народов. 1 Презентация "Вековые традиции разных народов". Учебник. Материалы: бумага, ножницы, клей, старые журналы, гуашь, цветные карандаши (на выбор). Стр. 177 учебника - творческое задание. 1 "Возьмёмся за руки, друзья..." Разноликий хоровод. Вековые традиции разных народов . Характерные особенности народного традиционного костюма из разных регионов России (Архангельская, Новосибирская, Учебник. Материалы: бумага, ножницы, клей, старые журналы, гуашь, цветные карандаши (на выбор). Стр. 177 учебника - творческое задание. Сравнивать изображения национальных костюмов из разных регионов России. Выбирать художественные приемы для осуществления замысла творческой работы. Рисовать по-своему наряд участников фестиваля. Выполнять легкими линиями разработку фигур людей в народных костюмах в композиции. Выделять цветом силуэты фигур людей на фоне окружающей среды. Завершать композицию разработкой декоративных элементов праздничной одежды. Составлять фризовую композицию для оформления школьного интерьера к фольклорному празднику. Сравнивать изображения национальных костюмов из разных регионов России. Выбирать художественные приемы для Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Проявлять активность для решения познавательных задач. Осознать основы культурного наследия народов России. Выражать в творческой работе своё эмоционально- ценностное отношение к традиционному народному костюму. Урок-игра. Творческие практические работы. Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и выделение Осознать основы культурного наследия народов России. Выражать в творческой работе своё эмоционально- ценностное отношение к Урок-игра. Творческие практические работы. 25. 26. осуществления замысла творческой работы. Рисовать по-своему наряд участников фестиваля. Выполнять легкими линиями разработку фигур людей в народных костюмах в композиции. Выделять цветом силуэты фигур людей на фоне окружающей среды. Завершать композицию разработкой декоративных элементов праздничной одежды. Составлять фризовую композицию для оформления школьного интерьера к фольклорному празднику. необходимой информации из различных источников. Проявлять активность для решения познавательных задач. традиционному народному костюму. Омская обл. и т.д.). Фольклорный фестиваль как обмен опытом по сохранению народных традиций и форм фольклора и популяризация традиционных народных форм досуга. Составление коллективной композиции – коллажа «На фольклорном фестивале» с использованием рисунков костюмов, выполненных на предыдущих уроках и лиц людей из старых журналов. Раздел 4: Образ времени года в искусстве. Весна-утро года. - 8 ч 27. Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве. Стр. 188 учебника - творческое задание. Учебник. Картины с изображением птиц. Материалы: простой или цветные карандаши; стека, глина, пластилин одноцветный или цветной; краски для росписи, штампики. 1 Приметы весны, характерные особенности весенних птиц в произведениях разных жанров и видов искусства. Восприятие произведений живописцев (отечественных: А. И. Кувин, Н. И. Барченков, С. И. Блонская — и зарубежных — А. Дюрер); абашевской глиняной, богородской резной игрушек, Сопоставлять средства художественной выразительности разных видов искусства. Выявлять приемы передачи особенностей мифологических и реальных птиц. Выполнять с натуры, по памяти, по представлению зарисовку птиц. Применять графические приемы в создании Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Проявлять активность для решения познавательных задач. Высказывать свои впечатления от произведений искусства, воссоздавших живописные образы весны и птиц. Высказывать собственные суждения о произведениях. Воспитывать любовь к народному декоративно- прикладному творчеству. Урок ввода новой темы. Творческие практические работы. 28. Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве. архангельской щепной птицы, хохломской росписи по дереву, сосудов из Скопина, воплощающих образы птиц. Выполнять с натуры по памяти, по представлению зарисовку птицы. Применять графические приёмы в создании выразительного изображения птиц. Выполнять по эскизу скульптурный этюд птицы-образа. 1 Приметы весны, характерные особенности весенних птиц в произведениях разных жанров и видов искусства. Восприятие произведений живописцев (отечественных: А. И. Кувин, Н. И. Барченков, С. И. Блонская — и зарубежных — А. Дюрер); абашевской глиняной, богородской резной игрушек, архангельской щепной птицы, хохломской росписи по дереву, сосудов из Скопина, воплощающих образы птиц. Выполнять с натуры по памяти, по представлению зарисовку птицы. Применять Стр. 188 учебника - творческое задание. Учебник. Картины с изображением птиц. Материалы: простой или цветные карандаши; стека, глина, пластилин одноцветный или цветной; краски для росписи, штампики. выразительного изображения птиц. Выполнять по эскизу скульптурный этюд птицы- образа. Сопоставлять средства художественной выразительности разных видов искусства. Выявлять приемы передачи особенностей мифологических и реальных птиц. Выполнять с натуры, по памяти, по представлению зарисовку птиц. Применять графические приемы в создании выразительного изображения птиц. Выполнять по эскизу скульптурный этюд птицы- образа. Комбинированны й. Творческие практические работы. Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Проявлять активность для решения познавательных задач. Высказывать свои впечатления от произведений искусства, воссоздавших живописные образы весны и птиц. Высказывать собственные суждения о произведениях. Воспитывать любовь к народному декоративно- прикладному творчеству. графические приёмы в создании выразительного изображения птиц. Выполнять по эскизу скульптурный этюд птицы-образа. Жанр марины. Творчество И. К. Айвазовского. Средства художественно- образного языка в отображении пейзажа-марины в творчестве выдающихся художников мирового искусства (К. Моне, П. Гогена, М. Вламинка, И. И. Левитана, В. Д. Поленова). Разнообразие приёмов и средств художественной выразительности, которыми пользуются живописцы в создании водных пейзажей в разное время дня и года. Эскиз композиции по памяти или по представлению пейзажа с водным пространством (озеро, река, морские дали и т. д.) и завершать композицию в цвете. Презентация "Жанр марины". Учебник. Материалы: простой карандаш, бумага белая или тонированная, акварель, гуашь, цветные мелки (пастель). Стр. 198 учебника - творческое задание. Выявлять приемы достоверной, убедительной передачи образов водного пространства и композиционные, колористические, эмоциональные особенности. Сопоставлять образы водной стихии с реальными природными явлениями. Выполнять эскиз композиции по памяти или по представлению пейзажа с водным пространством и завершать композицию в цвете. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в работе свое отношение к природе. Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Проявлять активность для решения познавательных задач. Воспитывать любовь к природе родного края. Высказывать свои суждения и давать оценку творчеству художников. Выражать в творческой работе своё отношение к природе. Комбинированны й. Творческие практические работы. 29. "Живая зыбь" 1 30. "Живая зыбь". 1 Жанр марины. Творчество И. К. Айвазовского. Средства художественно- образного языка в отображении Презентация "Изображение водного пространства художниками- живописцами". Учебник. Стр. 198 учебника - творческое задание. Выявлять приемы достоверной. Убедительной передачи образов водного пространства и композиционные, Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и Воспитывать любовь к природе родного края. Высказывать свои суждения и давать оценку творчеству художников. Комбинированны й. Творческие практические работы. колористические, эмоциональные особенности. Сопоставлять образы водной стихии с реальными природными явлениями. Выполнять эскиз композиции по памяти или по представлению пейзажа с водным пространством и завершать композицию в цвете. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в работе свое отношение к природе. Осмысливать композиционное построение пасхального натюрморта и учитывать в работе свойства цвета в передаче праздничного настроения. Выполнять эскизы композиции натюрморта и завершать в цвете. Материалы: простой карандаш, бумага белая или тонированная, акварель, гуашь, цветные мелки (пастель). Стр. 210 учебника - творческое задание. Презентация "Пасха". Учебник. Материалы (по выбору): простой карандаш, гуашь, акварель, цветные мелки, белая или тонированнаябумаг а (для фона), клей, ножницы, фольга цветная, блестки и пр. пейзажа-марины в творчестве выдающихся художников мирового искусства (К. Моне, П. Гогена, М. Вламинка, И. И. Левитана, В. Д. Поленова). Разнообразие приёмов и средств художественной выразительности, которыми пользуются живописцы в создании водных пейзажей в разное время дня и года. Эскиз композиции по памяти или по представлению пейзажа с водным пространством (озеро, река, морские дали и т. д.) и завершать композицию в цвете. 1 Обряды, действа, символика праздника Пасхи. Пасхальные сувениры. Восприятие произведений на пасхальную тему отечественных мастеров живописи — А. В. Лентулова, Н. К. Рериха, С.Ю. Жуковского, Л. Большаковой, произведений народного и декоративно- прикладного искусства (пасхальные яйца К. Фаберже, пасхальные яйца (скань), украинские писанки). выделение необходимой информации из различных источников. Проявлять активность для решения познавательных задач. Выражать в творческой работе своё отношение к природе. Урок-проект. Творческие практические работы. Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Проявлять активность для решения познавательных задач. Высказывать своё впечатление от пасхальных натюрмортов. Выражать своё отношение к празднику, к предметному миру, соответствующему праздничной ситуации. Воспитывать любовь к божественным праздникам православных христиан. 31. "Как мир хорош в своей красоте нежданной..." Живописно- декоративное решение композиции пасхального натюрморта (проектирование открытки). Обряды, действа, символика праздника Пасхи. Пасхальные сувениры. Восприятие произведений на пасхальную тему отечественных мастеров живописи — А. В. Лентулова, Н. К. Рериха, С.Ю. Жуковского, Л. Большаковой, произведений народного и декоративно- прикладного искусства (пасхальные яйца К. Фаберже, пасхальные яйца (скань), украинские писанки). Живописно- декоративное решение композиции пасхального натюрморта (проектирование открытки). 32. "Как мир хорош в своей красоте нежданной...". 1 Презентация "Пасхальные сувениры". Учебник. Материалы (по выбору): простой карандаш, гуашь, акварель, цветные мелки, белая или тонированная бумага (для фона), клей, ножницы, фольга цветная, блестки и пр. Стр. 210 учебника - творческое задание. Осмысливать композиционное построение пасхального натюрморта и учитывать в работе свойства цвета в передаче праздничного настроения. Выполнять эскизы композиции натюрморта и завершать в цвете. Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Проявлять активность для решения познавательных задач. Высказывать своё впечатление от пасхальных натюрмортов. Выражать своё отношение к празднику, к предметному миру, соответствующему праздничной ситуации. Воспитывать любовь к божественным праздникам православных христиан. Урок-проект. Творческие практические работы. 33. Земля пробуждается. Стр. 218 учебника - творческое задание. 1 Декоративность форм весенней природы (растений, птиц, насекомых, животных) и её отражение в произведениях разных видов искусства. Приёмы и средства художественной выразительности, Презентация "Весенний пейзаж". Учебник. Материалы (по выбору): простой карандаш, акварель, гуашь, тушь, перо, цветные мелки (пастель), фломастер, бумага белая или Выполнять графические зарисовки с натуры цветов, трав, насекомых, эскизы в коллективной композиции. Выражать эмоционально- эстетическое отношение к Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Высказывать своё отношение к произведениям, воплотившим образное решение мира весенней природы, своё отношение к образному строю этих произведений. Воспитывать любовь к природе Урок- исследование. Творческие практические работы. 34. Земля пробуждается. которыми пользуются художники для передачи образа весенней природы. Восприятие произведений мастеров живописи XVI—XX вв. (К. Ф. Юона, И. И. Шишкина, А. Я. Головина, Л. да Винчи, А. Дюрера, К. Моне), произведений народного и декоративно- прикладного искусства. Графические зарисовки с натуры цветов, трав, насекомых, эскизы к коллективной композиции. 1 Декоративность форм весенней природы (растений, птиц, насекомых, животных) и её отражение в произведениях разных видов искусства. Приёмы и средства художественной выразительности, которыми пользуются художники для передачи образа весенней природы. Восприятие произведений мастеров живописи XVI—XX вв. (К. Ф. Юона, И. И. Шишкина, А. Я. Головина, Л. да Винчи, А. Дюрера, К. Моне), произведений народного и декоративно- прикладного тонированная. родной природе, к создаваемым образам. Проявлять активность для решения познавательных задач. родного края. Стр. 218 учебника - творческое задание. Учебник. Материалы (по выбору): простой карандаш, акварель, гуашь, тушь, перо, цветные мелки (пастель), фломастер, бумага белая или тонированная. Урок- исследование. Творческие практические работы. Выполнять графические зарисовки с натуры цветов, трав, насекомых, эскизы в коллективной композиции. Выражать эмоционально- эстетическое отношение к родной природе, к создаваемым образам. Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Проявлять активность для решения познавательных задач. Высказывать своё отношение к произведениям, воплотившим образное решение мира весенней природы, своё отношение к образному строю этих произведений. Воспитывать любовь к природе родного края. искусства. Графические зарисовки с натуры цветов, трав, насекомых, эскизы к коллективной композиции.

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017