Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ФГОС
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
искусство
6 кл
03.09.2017
Цели обучения с учетом специфики учебного предмета
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.Целью данной программы является эстетическое осмысление учащимися действительности. Изучение данного курса призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Более того, искусство должно способствовать формированию такой эмоциональной культуры подростков, которая обеспечит становление гармоничной, самодостаточной и счастливой личности. В содержание предмета входят эстетическое восприятие искусства и практическая художественная деятельность учащихся. Программа логически развивает идеи начальной школы, способствует формированию опыта художественно-творческой деятельности, способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, запечатленным в произведениях отечественного и зарубежного изобразительного искусства, воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознанию себя в этом мире.
рабочая программа 6 кл 17-18 г..docx
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Саракташская средняя
общеобразовательная школа №1 имени 70летия Победы в Великой Отечественной войне»
Принято
на заседании
педагогического совета
протокол №1 от ________2017г
Утверждено
Директор МОБУ СОШ №1
_____________ /В.А.Есипова/
«_____»__________20____г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Изобразительное искусство»
6 класс
Разработана: учителем изобразительного искусства
Киреевой Анной Вячеславовной 2017 2018 учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Нормативная основа программы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован Минюстом
России 1 февраля 2011 года, регистрационный № 19644; в ред. приказа от 31.12.2015 №1577);
Основная образовательная программа основного общего образования
МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа № 1 имени 70летия Победы в
Великой Отечественной войне» на 2017 2022 гг.;
Учебный план МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа № 1 имени 70
летия Победы в Великой Отечественной войне» на 2017 2018 гг.
Цели обучения с учетом специфики учебного предмета
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на
развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в
различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся
целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной
культуры.
В программе предусмотрена практическая художественнотворческая деятельность,
аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы
разных видов визуальнопространственных искусств – живописи, графики, скульптуры,
дизайна, архитектуры, народного и декоративноприкладного искусства, театра, фото и
киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет
«Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем
рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из
народного искусства и профессиональнохудожественного, проявляющихся и живущих по
своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественнотворческой
деятельности:
ценностноориентационная и коммуникативная деятельность;
изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
декоративноприкладная деятельность (основы народного и декоративно
прикладного искусства);
художественноконструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
художественнотворческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами
является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и
создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных
методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения
2 знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России»,
«Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Целью данной программы является эстетическое осмысление учащимися
действительности. Изучение данного курса призвано сформировать у учащихся
художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на
основе собственной художественнотворческой деятельности и опыта приобщения к
выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Более того,
искусство должно способствовать формированию такой эмоциональной культуры
подростков, которая обеспечит становление гармоничной, самодостаточной и счастливой
личности. В содержание предмета входят эстетическое восприятие искусства и практическая
художественная деятельность учащихся. Программа логически развивает идеи начальной
школы, способствует формированию опыта художественнотворческой деятельности,
способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим
ценностям, запечатленным в произведениях отечественного и зарубежного изобразительного
искусства, воспитанию эмоциональнонравственного отношения к миру и осознанию себя в
этом мире.
Изучение предметной области "Искусство" должно обеспечить:
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности
воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственноэмоционально
оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение
художественными средствами;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и
ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и
приумножению.
Задачи обучения:
развитие
образного и
ассоциативного мышления, фантазии, зрительнообразной памяти, способности к
эмоциональноценностному восприятию произведения изобразительного искусства и
действительности, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру, формирование понимания красоты;
художественнотворческих способностей учащихся,
освоение школьниками знаний о выразительных средствах и социальных функциях
живописи, графики, декоративноприкладного искусства, скульптуры, дизайна,
архитектуры, основ знаний по истории культуры, а именно основных направлений
,стилей в изобразительном искусстве, а также творчества выдающихся художников
прошлого и настоящего;
овладение учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности
(с натуры, по памяти, представлению, воображению);
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и
эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее
традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер,
включает основы разных видов визуально пространственных искусств: живопись, графику,
3 скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративноприкладное искусство. Учебный материал
представлен программе блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно
нравственную сущность художественного образования «Виды пластических искусств»,
«Жанры изобразительного искусства», «Язык пластических искусств и художественный
образ», «Стили и направления в изобразительном искусстве», « История изобразительного
искусства», «Художественнотворческая деятельность».
Место учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34
ч. для обязательного изучения изобразительного искусства на базовом уровне в 6 классах, из
расчета 1 ч в неделю.
Обучение осуществляется по учебнику:
6 класс Л. А. Неменская Изобразительное искусство. М. Просвещение 2016 год.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО
КУРСА.
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края (Оренбургской области, п. Саракташа), основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
4 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и
других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях(готовность к исследованию природы Оренбургской области, к занятиям
сельскохозяйственным трудом, к художественноэстетическому отражению природы,
к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной
деятельности в Саракташском районе);
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
‒ анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
‒ идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
‒ выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
‒ ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
‒ формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
‒ обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
‒ определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей
и составлять алгоритм их выполнения;
‒ обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
‒ определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
‒ выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
5 обосновывая логическую последовательность шагов);
‒ выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
‒ составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
‒ определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи
и находить средства для их устранения;
‒ описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
‒ планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
‒ определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов
и критерии оценки своей учебной деятельности;
‒ систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
‒ отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
‒ оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
‒ находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
‒ работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
‒ устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик
продукта;
‒ сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
самостоятельно.
возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
‒ определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
‒ анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
‒ свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
‒ оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
‒ обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
‒ фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
‒ наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
6 деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
‒ соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
‒ принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
‒ самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
‒ ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
‒ демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления),
эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы.
Обучающийся сможет:
‒ подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
слов;
сходство;
‒ выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
‒ выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
‒ объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления
‒ выделять явление из общего ряда других явлений;
‒ определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
‒ строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
‒ строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
‒ излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
‒ самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации
‒ вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
‒ объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы
представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
‒ выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинноследственный анализ;
7 ‒ делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
‒ обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
‒ определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
‒ создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления
‒ строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
‒ создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
‒ преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
‒ переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
‒ строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
‒ строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
‒ анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
‒ определять возможные роли в совместной деятельности;
‒ играть определенную роль в совместной деятельности;
‒ принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
‒ определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
‒ строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
‒ корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
‒ критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
‒ предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
‒ выделять общую точку зрения в дискуссии;
‒ договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
‒ организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
‒ устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
8 непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
средства;
‒ определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
‒ отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
‒ представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
‒ соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
‒ высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
деятельности;
рамках диалога;
‒ принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
‒ создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
‒ использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
‒ использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
‒ делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий (далее ИКТ компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами.
Обучающийся сможет:
‒ целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
‒ выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
‒ выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
‒ использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программноаппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
‒ использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
‒ создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
‒ определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
‒ осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
‒ формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
‒ соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
9 Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Обучающийся сможет:
‒ определять свое отношение к природной среде;
‒ анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
‒ проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
‒ прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
‒ распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
‒ выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
Предметные:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоциональноценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуальнопространственного мышления как формы эмоционально
ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей
как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура),
декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне;
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуальнопространственных искусств.
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности.
Ученик научится:
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета,
формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале
плоскостных или объемных декоративных композиций;
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит
различие временных и пространственных видов искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для
анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
10
изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных
материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная
утварь);
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из
геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного
искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в
композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на
картоне;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как
выражении различных мировоззренческих смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и
воздушной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и
настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;
осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности
живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации
плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата,
выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение
каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные
техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж,
пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
11
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,
характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по
представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объемного изображения предмета и группы предметов;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников портретистов и
определять их произведения;
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений шедевров
изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
культуре зрительского восприятия;
Ученик получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные
материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы,
окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку
зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать
общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно
творческой деятельности, создавать выразительные образы;
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания
композиции на определенную тему;
называть имена выдающихся русских художниковпейзажистов XIX века и определять
произведения пейзажной живописи;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
называть имена выдающихся русских художниковваятелей второй половины XIX века
и определять памятники монументальной скульптуры;
использовать навыки коллективной работы над объемнопространственной
композицией;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
III.
6 класс углубляет, расширяет, закрепляет изобразительные умения и навыки и знания по
истории искусства. Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» посвящена
изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности
художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного
языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр
12 рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира
и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах
изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И
последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета,
формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра
изобразительного искусства.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном
искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок –
основа изобразительного творчества. Художественный образ. Цвет в живописи. Стилевое
единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Объемные изображения в
скульптуре. Основы языка изображения. Реальность и фантазия в творчестве художника.
Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус,
призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости.
Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила
построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике.
Городской пейзаж. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника.
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы
человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные
возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Сатирические образы человека.
Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов).
Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. ПетровВодкин, П.Д. Корин).
«Жанры изобразительного искусства».
34 часа.
№
Наименование
разделов, тем
Колво
часов
Элементы содержания
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
1
1
Пространственные
искусства.
Художественные
материалы.
Беседа об искусстве и его видах.
Пластические или пространственные виды
искусства и их деление на три группы:
изобразительные, конструктивные и декоративные.
Общие основы и разное назначение в жизни людей.
Виды изобразительною искусства: живопись,
графика, скульптура. Художественные материалы
и их выразительность в изобразительном искусстве.
2
Рисунок – основа
изобразительного
творчества. Линия, пятно.
Ритм. Цвет.
3
Линия и её выразительные
возможности. Ритм линий.
1
1
Рисунок — основа мастерства художника.
Творческие задачи рисунка. Художественный
образ.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок
как этап в работе над произведением любого вида
пластических искусств. Зарисовка. Набросок с
натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самосто
ятельное графические произведение. Графические
материалы и их выразительные возможности.
Выразительные свойства линии, виды и характер
линии. Условность и образность линейного
13 4
5
6
7
8
9
Пятно как средство
выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы
цветоведения.
Художественный образ.
Цвет в живописи.
Объемные изображения в
скульптуре.
Основы языка
изображения.
Стилевое единство.
1
1
1
1
1
Мир наших вещей. Натюрморт.
1
Реальность и фантазия в
творчестве художника
10 Композиция натюрморта.
1
Ритм линии,
изображения.
ритмическая
организация листа. Роль ритма в создании образа.
Линейные графические рисунки известных
художников.
Пятно в изобразительном искусстве. Роль
пятна в изображении и его выразительные
возможности.
Понятие силуэта.
Тон и тональные
отношения: темное — светлое. Тональная шкала.
Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее
пятно. Линия и пятно.
Основные и составные цвета. Дополнительные
цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его
светлота. Изучение свойств цвета.
Изображение осеннего букета с разным
настроением: радостный, грустный, торжественный,
тихий.
Выразительные возможности объемного
изображения. Связь объема с окружающим
пространством и освещением. Художественные
материалы в скульптуре: глина, камень, металл,
дерево и др.— и их выразительные свойства.
Беседа. Обобщение материала темы: виды
изобразительного искусства,
художественные
материалы и их выразительные возможности,
художественное творчество и художественное
восприятие, зрительские умения.
Беседа. Во всё времена человек создавал
изображения окружающего его мира. Изображение
как познание окружающего мира и отношение к
нему человека. Условность и правдоподобие в
изобразительном искусстве. Реальность и фантазия
в творческой деятельности художника. Выражение
авторского отношения к изображаемому.
Выразительные средства и правила изображения в
изобразительном искусстве. Почему люди хранят
произведения изобразительного искусства и высоко
ценят, передавая из поколения в поколение?
Многообразие форм изображения мира вещей
в истории искусства. О чем рассказывают
изображения вещей. Появление жанра натюрморта.
Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в
живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в
истории
Повествовательные,
рассказывающие свойства плоских рисунков.
Знаковость
плоского
и декоративность
искусства.
14 11
Геометрические тела: куб,
шар, цилиндр, конус,
призма.
12 Понятие формы.
Многообразие форм
окружающего мира.
13
Освещение. Свет и тень.
14 Изображение объема на
плоскости.
15 Натюрморт в графике.
16 Цвет в натюрморте.
Тест по итогам 1
полугодия.
1
1
1
1
1
1
изображения в древности и в XX веке.
Знакомство с многообразием форм
изображения мира вещей в истории искусств.
Плоские геометрические формы как основа,
выразительность форм.
Задание:
изображение конструкций из
нескольких геометрических тел (зарисовки).
Плоскость и объем. Когда и почему возникли
задачи объемного изображения? Перспектива как
способ изображения на плоскости предметов в
пространстве. Правила объемного изображения
геометрических тел. Понятие ракурса.
Освещение как средство выявления объема
предмета. Источник освещения. Понятия «свет»,
«блик», «полутень», «собственная тень»,
«рефлекс», «падающая тень». Богатство
выразительных возможностей освещения в
графике и живописи. Свет как средство
организации композиции в картине.
Законы линейной перспективы. Перспектива
как способ изображения на плоскости предметов в
пространстве. Правила объемного изображения
предметов.
Графическое изображение натюрмортов.
Композиция и образный строй в натюрморте: ритм
пятен, пропорций, движение и покой, случайность
и порядок. Натюрморт как выражение художни
ком своих переживаний и представлений об
окружающем его мире. Материалы и инструменты
художника и выразительность художественных
техник.
Гравюра и ее виды.
Выразительные
возможности гравюры. Печатная форма (матрица)
и оттиски.
Понятия
«локальный цвет»,
«гармония цвета».
«тон»,
«колорит»,
Цветовые
отношения. Живое смешение красок. Взаимодейст
вие цветовых пятен и цветовая композиция.
Фактура в живописи. Выразительность мазка.
Выражение в живописи эмоциональных состояний:
радость, грусть, нежность и т. д.
Понимание смысла деятельности художника.
Тест по итогам 1 полугодия
17 Портрет.
1
Беседа. Изображение человека в искусстве
разных эпох. История возникновения портрета.
Портрет как образ определенного реального
человека. Портрет в искусстве Древнего Рима,
эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени.
15 18 Конструкция головы
человека и ее основные
пропорции.
19 Изображение головы
человека в пространстве.
20 Портрет в скульптуре.
21
22
Графический портретный
рисунок.
23 Образные возможности
освещения в портрете.
24
Роль цвета в портрете.
25 Сатирические образы
человека
26
Великие портретисты
прошлого.
1
1
1
2
1
1
1
1
Парадный портрет и лирический портрет.
Проблема сходства в портрете. Выражение в
портретном изображении характера человека, его
внутреннего мира.
Закономерности в конструкции головы
человека. Большая цельная форма головы и ее
части. Пропорции лица человека. Средняя линия и
симметрия лица. Величина и форма глаз, носа,
расположение и форма рта. Подвижные части
лица, мимика.
Повороты и ракурсы головы. Соотношение
лицевой и черепной частей головы, соотношение
головы и шеи. Большая форма и детализация.
Шаровидность глаз и призматическая форма носа.
Зависимость мягких подвижных тканей лица от
конструкции костных форм. Закономерности
конструкции и бесконечность индивидуальных
особенностей и физиономических типов.
Человек — основной предмет изображения в
скульптуре. Скульптурный портрет в истории
искусства.
возможности
скульптуры. Материал скульптуры. Характер
человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Выразительные
Образ человека в графическом портрете.
головы человека в истории
Рисунок
изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности,
характер,
настроение человека в графическом портрете.
Выразительные средства и возможности
графического изображения. Расположение на
листе.
Выразительность
графического материала.
Линия и пятно.
Изменение образа человека при различном
освещении. Постоянство формы и изменение ее
восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу,
рассеянный свет, изображение против света, конт
растность освещения.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и
тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение
настроения и характера героя портрета. Цвет и
живописная фактура.
Правда жизни и язык искусства.
Художественное преувеличение. Отбор деталей и
обострение образа. Сатирические образы в
искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Знакомство с творчеством художников: В.А.
Тропинина, И.Е. Репина, И.Н. Крамского, В.А.
Серова.
16 27 Портрет в
изобразительном
искусстве XX века.
1
Знакомство с творчеством художников
портретистов XX века. (К.С. ПетровВодкин, П.Д.
Корин).
Человек и пространство в изобразительном искусстве.
28 Жанры в изобразительном
1
искусстве.
Беседа. Предмет изображения и картина
мира в изобразительном искусстве. Изменения
видения мира в разные эпохи. Жанры в
изобразительном
Портрет.
Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина:
бытовой и исторический жанры.
искусстве.
29 Правила построения
перспективы. Воздушная
перспектива.
30 Пейзажнастроения.
Природа и художник.
31 Пейзаж в графике.
32 Городской пейзаж.
33
Работа на пленере.
1
1
1
1
1
Перспектива — учение о способах передачи
глубины пространства. Плоскость картины. Точка
зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение
удаленных предметов — перспективные
сокращения. Точка схода. Правила воздушной
перспективы, планы воздушной перспективы и
изменения контрастности.
Пейзаж в живописи художников –
импрессионистов (К. Моне, А. Сислей).
Пейзажнастроение как отклик на
переживания художника. Многообразие форм и
красок окружающего мира. Изменчивость
состояний природы в течение суток. Освещение в
природе. Красота разных состояний в природе:
утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита
в пейзаженастроении.
Разные образы города в истории искусства и в
российском искусстве XX века.
Работа над графической композицией
Желательны предварительные наброски с
натуры. Возможен вариант коллективной работы
путем создания аппликации из отдельных
изображений (общая композиция после
предварительното эскиза). При индивидуальной
работе тоже может быть использован прием
аппликации. Необходимо обратить внимание на
ритмическую организацию листа.
Задание: создание графической композиции
«Наш (мой) город».
Рисование с натуры. Выражение в живописи
эмоциональных состояний: радость, нежность,
гордость и т. д. Наброски, зарисовки с натуры
растений, кустарников, деревьев.
17 1
34 Выразительные
возможности
изобразительного
искусства. Язык и смысл.
Итоговый тест за 2
полугодие.
Обобщающий урок. Итоговый тест за 2
полугодие.
Беседа. Обобщение материала учебного года.
Значение изобразительного искусства в жизни
людей. Виды изобразительного искусства.
Средства выразительности, основы образно
выразительного языка и произведение как
целостность. Конструктивная основа произведения
изобразительного искусства.
18
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.