Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов
Оценка 4.9

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
искусство
5 кл—6 кл
17.04.2017
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для общего образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Рабочая программа разработана на основании авторской программы Б.М. Неменского, 5-7 классы.размер: 110 КБ
фгос 5 - 6 ИЗО.docx
Рассмотрено на заседании экспертной группы протокол № _____ от____________2016 г. Экспертная группа: __________________________________ __________________________________ _________________________________ __________________________________ Согласовано зам. директора по УВР ____________Ямщикова Т.П. «______»___________ 2016 г. Утверждено на педагогическом совете протокол № _____ от ___________2016 Директор школы _________________ С.М. Чичулина Приказ № ______от_____________2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    на 2016­2017 учебный год   по изобразительному искусству   для 5 ­ 6  классов для основного общего образования     учитель - Кураедова Ольга Александровна высшая квалификационная категория, высшее образование  Количество  часов в год/нед: в 5 и 6 классах  по  35ч. /1ч.    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   предмета   «Изобразительное   искусство»   для   общего   образования   разработана   в   соответствии   с  Федеральным   государственным образовательным стандартом   общего образования на основе   требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.           Рабочая программа разработана на основании авторской программы Б.М. Неменского, 5­7 классы. (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских) – М.: Просвещение, 2014.         Рабочая программа разработана на основе  нормативных документов: 1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  2. Приказом Министерства образования и науки РФ  от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060);   3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  4. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;  5. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2009 г. № 373»; 6. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»;  7. Санитарно­эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);  8. Примерной основной образовательной программы начального общего образования; 9. Примерной основной образовательной программы основного общего образования; 10. Основной образовательной программы  МКОУ Шубинской СОШ,  утверждённой на педсовете (протокол № 8 от 28 августа 2015 г., приказ №  53 от  31.08.2015 г.); 11. Уставом МКОУ Шубинской СОШ. 12. Учебного плана МКОУ Шубинской СОШ на 2016­2017 учебный год.        Образовательный уровень программы ­ базовый.         Рабочая программа ориентирована на предметную линию под редакцией Б.М. Неменского. 5­7 классы. (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских) – М.: Просвещение, 2014.            Согласно учебному плану на изучение «Изобразительное искусство» отводится в 5 ­ 7 классах по 35 часов в год/1 час в неделю.        Срок реализации рабочей программы 3 года.        Рабочая программа соответствует требованиям к структуре рабочих программ учебных предметов, курсов, заявленным в ФГОС, и включает: 1. Пояснительную записку. 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.  3. Содержание учебного предмета, курса.. 4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Приложение  рабочей программы: календарно­тематическое планирование. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»  5 КЛАСС Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: знать истоки и специфику образного языка декоративно­прикладного искусства; знать особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); знать несколько народных художественных промыслов России. различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века). различать по материалу, технике исполнения современное декоративно­прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.); выявлять   в   произведениях   декоративно­прикладного   искусства   (народного,   классического,   современного)   связь   конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора. В процессе практической работы на уроках учащиеся должны: умело пользоваться языком декоративно­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; создавать художественно­декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи); владеть   практическими   навыками   выразительного   исполнения   фактуры,   цвета,   формы,   объема,   пространства   в   процессе   создания   в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.). - - - - - - - - - - - - - - - Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно­ориентационной, рефлексивной.   6 КЛАСС ­ 7 КЛАСС Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе: В ценностно ­ ориентационной сфере: Осмысленное и эмоционально­ ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства; Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах; Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства; В трудовой сфере: Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами; В познавательной сфере: Овладение средствами художественного изображения; Развитие   способности   наблюдать   реальный   мир,   способности   воспринимать,   анализировать   и   структурировать   визуальный   образ   на   основе   его эмоционально­ нравственной оценки; Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры. Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе: В ценностно­ориентационной сфере: Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно ­ материальной и пространственной среды и понимания красоты человека; Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира; В трудовой сфере; Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;  Умение эстетически подходить к любому виду деятельности; В познавательной деятельности; Развитие художественно­ образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; Формирование способности к целостному художественному восприятию мира; Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе: В ценностно­ориентационной сфере: Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций; Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; В познавательной сфере;       Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;        Понимание   основ   изобразительной   грамоты,   умение   использовать   специфику   образного   языка   и   средств   художественной   выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;        Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства; В коммуникативной сфере:       Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;       Диалогический подход к освоению произведений искусства;       Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства; В трудовой сфере;       Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно­ творческой деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративно­ прикладного искусства). Содержание учебного предмета. 5 класс          I раздел «Древние корни народного искусства» (10 ч)      Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать­земля, древо жизни, конь­лось­олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь  большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале  русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно­праздничными обрядами. Древние образы в народном  искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта. Русская народная вышивка.  Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. 1 тема. Древние образы в народном искусстве Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать­земля, древо жизни — как  выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно  важных для человека смыслов, их условно­символический характер. Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки,  росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать­земля, птица, конь, солнце).  Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь,  сангина, бумага. 2­3 темы. Убранство русской избы Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в  традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон ­ небо,  рубленая клеть ­ земля, подклеть (подпол) ­ подземно­водный мир). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень,  полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни. Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома   (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими  элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию. Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага. 4 тема. Внутренний мир русской избы Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика  (потолок — небо,   пол — земля,   подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг  предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Задание: изображение внутреннего убранства  русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда) Материалы: карандаш или восковые  мелки, акварель, кисти, бумага. 5 тема. Конструкция, декор предметов народного быта  Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом.  Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление  символического значения декоративных элементов. Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.). Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть,  бумага. 6 тема. Русская народная вышивка Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его  символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. Задание: создание эскиза вышитого полотенца  по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами. Материалы: гуашь или восковые мелки,  акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.. 7­8 темы. Народный праздничный костюм Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и  украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Свадебный костюм. Форма и декор женских головных  уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из  вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды  (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом. Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель. 9 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы) Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание  колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление  поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно­игровое действо в заранее подготовленном  интерьере народного жилища. II раздел  «Связь времен в народном искусстве» (8 ч)    Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных  художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской  народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия  учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского  промысла.  При изучении  Борисовской  керамики  обратить  внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на  орнаментальные и декоративно­сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы. Древние образы в современных народных  игрушках.  Искусство Гжели.  Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла. Роль народных художественных  промыслов в современной жизни.             10 тема. Древние образы в современных народных игрушках Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической  формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и  основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек. Задание: создание игрушки  (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.  Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.         11 тема. Искусство Гжели Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и  скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые  контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. Задание: изображение выразительной посудной формы с  характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.  Материал: белая бумага, ножницы, клей,  акварель, большие и маленькие кисти.           12 тема. Городецкая роспись. Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие  городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и  конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи. Задание: выполнение эскиза одного из предметов  быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.)  украшение его традиционными элементами и мотивами  городецкой росписи. Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.             13­14 темы. Хохлома.  Краткие сведения из  истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор,. Существует два типа письма:  верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение  чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись».  Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись. Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.             15  тема Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.   Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.   Задание:  выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.   Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага                 16 тема  Искусство Семикаракорской керамики. Истоки и современное развитие промысла. Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла Семикаракор. Своеобразие формы и декора семикаракорской керамики. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях Семикаракорских мастеров. Сочетание мазка­пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.  Задание:  изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение объемной формы характерным узором Семикаракорской росписи.  Материалы: пластилин, банка, стеки.                17 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».  Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для  систематизации зрительного материала по определенному признаку. К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного  обобщения темы четверти. III раздел   Декор – человек, общество, время. (13 ч)  Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в  классическом декоративно­прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по  социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы  показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков­отличий. Эти знаки имеют общественно­ символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии,  Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно­знаковую, социальную роль костюма и, кроме того,  закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к  определенной эпохе.  Ознакомление с гербами и эмблемами Ростовской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики. Зачем людям  украшения.  Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» О чём рассказывают нам гербы Ростовской области. Роль декоративного искусства в жизни человека  и общества (обобщение темы).                     18 тема.  Зачем людям украшения.  Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить ­  значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.  Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.  Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями. Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.                  19­20 темы. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Роль   декоративно­прикладного   искусства   в   Древнем   Египте.   Подчеркивание   власти,   могущества,   знатности   египетских   фараонов   с   помощью декоративно­прикладного   искусства.   Символика   элементов   декора   в   произведениях   Древнего   Египта,   их   связь   с   мировоззрением   египтян (изображение лотоса, жука­скарабея, ладьи вечности и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.  Задание:  1.   Выполнение   эскиза   украшения   (солнечного   ожерелья,   подвески,   нагрудного   украшения­пекторали,   браслета   и   др.),   в   котором используются характерные знаки­символы. 2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества. Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.                 21­22­23 темы. Одежда «говорит» о человеке. Декоративно­прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.  Декоративно­прикладное   искусство   Западной   Европы   хуп   века   (эпоха   барокко),   которое   было   совершенно   не   похоже   на   древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же  выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профес­ сиональному   признакам.   Черты   торжественности,   парадности,   чрезмерной   декоративности   в   декоративно­прикладном   искусстве   хуп   века. Причудливость   формы,   пышная   декоративная   отделка   интерьеров,   мебели,   предметов   быта.   Костюм   придворной   знати,   акцент   в   костюме   на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.  Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий. 2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции. 3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы хуп века высших и низших сословий общества в технике «коллаж». Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки.               24­25  темы. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком ­ знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Сопоставление отличительных признаков костюма различных стран и эпох. Закрепление пройденного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».  Задание:  выполнение итоговой коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели  и   отдельных  предметов,  а  также   разных   по  величине   фигур  людей   в  нарядных   костюмах;  соединение   деталей  в  общую  композицию). Материалы: бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.                26 – 27 – 28  темы. О чём рассказывают нам гербы Ростовской области. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Ростова и городов   Ростовской области. История создания герба Ростова, Ростовской области и районных центров. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности. Задания: Создание по образцу гербов Ростова и Ростовской области (коллективная работа). Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.                 29 ­ 30  темы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). Итоговая   игра­викторина   с   привлечением   учебно­творческих   работ,   произведений   декоративно­   прикладного   искусства   разных   времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.  Задания: выполнение различных аналитически ­ творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.. IV раздел.        Декоративное искусство в современном мире. (7 ч)       Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики,  художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует  выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла. Современное выставочное искусство.  Ты сам – мастер декоративно­ прикладного искусства (Витраж).  Ты сам ­ мастер декоративно­прикладного искусства ( мозаичное панно).  Создание декоративной композиции  «Здравствуй, лето!».            31 ­ 32 темы. Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоративно­прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по   ткани,   моделирование   одежды).   Современное   понимание   красоты   профессиональными   художниками  мастерами   декоративно­прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.  Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.  Задание: восприятие   (рассматривание)   различных   произведений   современного   декоративного   искусства;   рассуждение,   участие   в   диалоге,   связанном   с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале         33­34 темы. Ты сам ­ мастер декоративно­прикладного искусства (Витраж) Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.   Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.  Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.  2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно­прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками». Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.                35 тема. Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции.  Реализация разнообразных  творческих замыслов, учетом свойств  тканных и нетканых материалов. Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное,  поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.   Оформление школьной выставки по итогам года  Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов. 2. Участие в отчетной  выставке работ по декоративно­прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».  Материалы: материалы для аппликации: ткань  цветная и однотонная, рогожка, сезаль, веревки, ленты, тесьма  6 класс.   Искусство в жизни человека ­ 35 часов Раздел 1: Виды изобразительного искусства и основы образного языка Основы представлений о языке изобразительного искусства. Изобразительный язык и художественный образ. Виды изобразительного искусства.  Творчество художника и творчество зрителя. Зрительские умения. Изобразительная деятельность как школа активного восприятия реальности:  соотношение понятий «смотреть» и «видеть» в художественной культуре человека. Выразительное значение средств языка изображения. Фактура и  характеристики художественных материалов как средств выражения. Форма, пятно, линия, объём, цвет. Ритм и пропорции. Роль и значение  искусства в жизни людей. Первая четверть посвящена осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний об изобразительном искусстве и  получению новых. Как часто мы встречаемся с изобразительным искусством, какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем уметь надо рисовать?  Что значит понимать искусство и почему надо этому учиться? Почему в истории человечества никогда не существовало общества без искусства? На  эти вопросы должен уметь ответить каждый ребёнок. В изобразительном искусстве (как и в любом другом виде искусства) всегда два полюса —  художник (композитор, писатель, режиссёр) и зритель (слушатель, читатель). В любой из этих деятельностей необходимо творчество. И творить  искусство, и воспринимать его подросток обучается через личное творчество. Учащиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают  опыт владения художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают знания по применению этих материалов при  создании художественного образа в графике, живописи, скульптуре. Две темы посвящены характеристике цвета, особенностям «живописного» цвета, понятию колорита в работах мастеров живописи. Заключительная тема четверти обобщает знания учащихся о средствах выразительности графики,  живописи, скульптуры с целью создания художественного образа. Раздел 2: Мир наших вещей. Натюрморт.   Роль воображения в творчестве художника, умение изображать фантазии и умение изображать  реальность. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве! разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о  конструкции предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения натюрморта. Художественно­выразительные  средства изображения! в натюрморте. Графический и живописный натюрморт: навыки изобразительной деятельности. Натюрморт как отражение  мировоззрения художника и его времени. Натюрморт как творческая лаборатория художника. Натюрморт в искусстве XX века. Раздел 3: Вглядываясь в человека. Портрет.      Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством  портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов  своего времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство внешнее и внутреннее. Художественно­выразительные  средства создания портрета. Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета в отечественном и  зарубежном современном искусстве. Основная задача этой четверти — приобщение учащихся к культурному наследию человечества через  знакомство с искусством портрета разных эпох. Приобщение к культуре — это не столько получение знаний, сколько воспитание чувства сопричастности переживаниям, выраженным в произведениях искусства. Каждый учащийся может и должен, стать наследником огромного  культурного достояния предков. На уроках изобразительного искусства происходит его первоначальное встраивание в эту культуру. Задачи приобщения к жанру портрета — это также развитие наблюдательности, глазомера, композиционного мышления и креативности.  Искусство портрета требует специальных умений: умения видеть общую конструкцию и форму объекта, умения устанавливать основные пропорции  головы, а также умения взглянуть по­новому на уже знакомое. Раздел 4: Человек и пространство. Пейзаж  Изображение природы в искусстве разных эпох. Различные способы изображения пространства и их  мировоззренческий смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве. Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях  изобразительного искусства. Пейзаж как выражение духовной жизни общества. Изображение природы как выражение впечатлений и переживаний  художника. Становление национального пейзажа в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины.  7 класс.   Изображение фигуры человека и образ человека (9 ч.)    Образ человека стоит в центре искусства. Представление о красоте человека  менялись в истории искусства. Овладение первичными навыками изображения фигуры и передача движений человека. Художественно­практическая  работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия. Изображение фигуры человека в истории  искусства. Изображение человека в древних культурах. Красота и совершенство конструкции идеального тела человека (Древняя Греция) Пропорции и строение фигуры человека. Конструкция фигуры человека и основные пропорции.  Пропорции, постоянные для фигуры человека и их  индивидуальная изменчивость.  Лепка фигуры человека. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры  человека. Шедевры мирового искусства. Наброски фигуры человека с натуры. Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и  второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве (урок обобщения  и систематизации знаний).  Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Драматический образ человека в европейском и русском  искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы. Поэзия повседневности  (7 ч.)     Учащиеся должны осознать, что   в произведениях бытового жанра, при изображении самых простых, обычных действий людей художник способен раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Картины мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов.  Творчество великих художников, художников передвижников. Государственная Третьяковская галерея.  Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Понятие жанр в системе   жанров   изобразительного   искусства.   Жанры   в   живописи,   графике,   скульптуре.   Подвижность   границ   между   жанрами.   Бытовой, мифологический, исторический жанры и тематическое богатство внутри них. Сюжет и содержание в картине. Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.  Жизнь каждого дня ­ большая тема в искусстве. Произведения искусства на тему будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Бытовые сюжеты на тему жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник ­ это игра, танцы, песни,  неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное. Великие   темы   жизни   (10  ч.)    Исторические  и   мифологические   темы   в   искусстве  разных   эпох.   Живопись   монументальная   и   станковая. Монументальные   росписи   –   фрески.   Фрески   в   эпоху   возрождения.   Мозаика.    Тематическая картина   в   русском   искусстве  XIX  века.   Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве.  Картина – философское размышление. Беседа о великих русских живописцах  19 столетия. Процесс работы над тематической картиной. Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала.  Библейские темы в изобразительном искусстве. Вечные темы в искусстве. Особый язык изображения в  искусстве  средних  веков.   Особенности   византийских   мозаик.  Древнерусская   иконопись   и  ее   особое  значение.   Великие   русские   иконописцы. Монументальная скульптура и образ истории народа. Роль монументальных памятников  в формировании исторической памяти народа. Героические образы в скульптуре. Мемориалы.  Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. Место и роль картины в искусстве XX века   (урок обобщения материала). Множественность направлений и языков изображения в искусстве 20 века. Трагические темы в искусстве середины века. Возрастание личностной позиции художника во второй половине 20 века. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека. Реальность жизни и художественный образ. (9 ч.)  Материал четверти посвящен итоговым теоретическим знаниям об искусстве.  Главная задача  изучения искусства – обучение ребенка живому восприятию ради нового понимания и богатого переживания жизни. Художественно­творческие  проекты:  выражение идеи; замысел, эскизы. Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с  изображением. Способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения. Известные иллюстраторы книги. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Конструктивное начало – организующее начало в изобразительном произведении.  Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины. Декоративное значение произведений  изобразительного искусства.  Зрительские умения и их значение для современного человека. Язык искусства и средство выразительности. Понятие  «художественный образ». Творческий характер зрительского восприятия.. История искусства и история человечества. Стиль и направление в  изобразительном искусстве (импрессионизм и реализм). Стиль как художественное выражение восприятия мира. Направление в искусстве как идейное  объединение художников.  Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Направление в искусстве и творческая  индивидуальность художника. Великие художники в истории искусства и их произведения.  Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль  в культуре (обобщение и систематизация изученного материала). Музеи мира. История становления. Представление о роли художественного музея в  национальной и мировой культуре, высочайшие ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством. Тематическое планирование в 5 классе №  урока Тема урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  11 ­ 12 13 14  15 16 17 18 19 20 21 ­ 22 23  24 25 26 27 28 29 ­ 30 31 ­ 33 Древние образы в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения Стартовая контрольная работа. Декор русской избы. Внутренний мир русской избы.  Конструкция и декор предметов народного быта. Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки. Народный праздничный костюм Народные праздничные обряды. Масленица. Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла Диагностическая контрольная работа Роль народных художественных промыслов в современной жизни Связь времён в народном искусстве Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе. Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают гербы и эмблемы. Символы и эмблемы в современном обществе Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Диагностическая контрольная работа Современное выставочное искусство. Ты сам ­  мастер ДПИ (тряпичная кукла) Ты сам ­  мастер ДПИ (ваза) Ты сам ­  мастер ДПИ (витраж)                         Кол­во часов Дата проведения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 3 34 Итоговая контрольная работа 1 №  урока Тема урока Тематическое планирование в 6 классе 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 1 тема  «Виды изобразительного искусства»  Изобразительное искусство в     семье пластических  искусств Рисунок ­ основа  изобразительного творчества Входная контрольная работа  Линия и ее выразительные   возможности Пятно как средство выражения. Композиция как   ритм пятен Цвет. Основы цветоведения Цвет в произведениях живописи  Объемные   изображения в скульптуре Основы языка изображения 2 тема  «Мир наших вещей. Натюрморт»  Реальность и фантазия в творчестве художника Изображение предметного мира ­ натюрморт  Понятие формы, Многообразие форм  окружающего  мира Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива Освещение.   Свет и тень Натюрморт в графике.  Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта  Диагностическая контрольная работа 3 тема «Вглядываясь в человека. Портрет» Образ человека  ­ главная тема  искусства Конструкция головы человека и её пропорции Графический портретный    рисунок    и выразительность образа человека. Портрет в  графике Портрет в скульптуре  Сатирические образы человека Образные возможности освещения в портрете Портрет в живописи                    Кол­во часов Дата проведения 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8  1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1                     1 1 1 1 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Роль цвета в портрете Великие портретисты Диагностическая контрольная работа Тема 4 «Человек и пространство в изобразительном искусстве» Жанры   в изобразительном искусстве Изображение пространства Правила линейной и воздушной перспективы Пейзаж – большой мир. Организация пространства Пейзаж – настроение. Природа и художник Итоговая контрольная работа Городской пейзаж Выразительные возможности изобразительного искусства.   Язык и смысл     1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 на  2016   /   2017__ учебный год Предмет __изобразительное искусство____________________________________________ Класс ____5___                   Контрольных работ ___4____                          Практических работ ___28___ КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Дата Тема урока Содержание Оборудование Планируемые результаты Личностные, метапредметные, Вид контроля, измерители Д/З предметные Раздел.    «Декоративно­прикладное искусство и жизнь человека»                                                      Тема 1: Древние корни народного искусства. 9 часов                                                      1 презентация Текущий фронтальный опрос самоконтроль   и Подбор материала о   русской избе Проверка  практической  работы Подбор иллюстра тивного материала Проверка  практической  работы Подбор иллюстра тивного материала Предметные: определять  принадлежность на основе  выделения существенных  признаков предметов ДПИ.  Метапредметные:  аргументировать свою позицию.  Выбирать действие в  соответствии с поставленной  задачей. Личностные:  доброжелательность,  эмоционально­нравственная  отзывчивость. Предметные: рассуждать о  характерных признаках  народного жилища. Метапредметные: задавать  вопросы, выбирать действия в  соответствии с поставленной  задачей и условиями ее  реализации ЛР: ценностное  отношение к культуре края. Предметные: рассуждать о  характерных признаках  народного жилища. Метапредметные: задавать  вопросы, формулировать свои  затруднения, выбирать действия  в соответствии с поставленной  задачей и условиями ее  реализации ЛР: ценностное  отношение к культуре края. Стартовая контрольная работа. Внутренний   мир русской избы Использование орнамента  для декоративного  оформления элементов  Презентация Экспонаты школьного   Предметные: узнавать и  называть объекты внутреннего  пространства крестьянского  тестирование Проверка практической работы Материал об орнамен Древние образы  в народном  искусстве   образы Традиционные народного прикладного   искусства   как   выражение мифопоэтических представлений   человека   о мире,   как   память   народа. Декоративное   изображение как   обозначение   жизненно важных   для   человека смыслов,   их   условно­ символический характер Орнамент как  основа  декоративного  украшения Декор   русской избы Презентация Экспонаты школьного музея Презентация Экспонаты школьного музея Работа над декоративной  композицией на тему  древних образов в резьбе,  росписи по дереву,  орнаментах народной  вышивки. Материалы: уголь, сангина,  тонированная бумага Орнамент как ос­нова  декоративного украшения. Выразительные средства и  виды орнамента  (геометрический,  растительный, смешанный). Типы орнаментальных  композиций  ( линейная,  сетчатая, рамочная,  геральдическая). 2 3 4 5 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2016  /  2017__ учебный год Предмет _____изобразительное  искусство                     ___________________ Класс _____6_________________________________________________________ Контрольных работ ___4___                                 Практических работ ___27___ № Тема урока Дата Содержание Обору довани е Планируемые результаты Личностные, метапредметные, предметные Д/З Вид контро ляизме рители Раздел. «Изобразительное искусство в жизни человека» 1 тема «Виды изобразительного искусства» - 8 часов 1. Изобра- зительное искусство в семье пластических искусств Виды пластических ис- кусств. Виды изобрази- тельного искусства: жи- вопись, графика, скульп- тура. Художественные материалы и их вырази- тельность в изобразитель- ном искусстве Тематиче ский контроль  Принест и при- родный мате- риал (веточки , колоски, зон- тичные расте- ния) Личностные УУД- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. Познавательные УУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные УУД- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. 2. 3. 4. 5. Рисунок -основа изобрази- тельного творчества Виды графики. Рисунок как самостоятельное гра- фическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их вы- разительные возможности Входная контрольная работа Линия и ее выразительные возможности Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и об- разность линейного изо- бражения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Ма- тисса, П. Пикассо, В. Се- рова Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выра- зительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой Выполнение линейных рисунков трав, которые ко- лышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разноо бразие в характере линий: тонких, ломких, корявых, волнистых и т. д.). Материалы: карандаш, уголь широких, Предметные : выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Метапредметные: формулировать вопросы по данной проблеме. Определять последовательность действий. ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. Предметные: узнавать, называть, определять основные выразительные средства Метапредметные: обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа. Преобразовать познавательную задачу в практическую. ЛР: целостный взгляд на мир в единстве и Обобщаю щий контроль по практиче ской деятельн ости Анализ результ атов собствен ной худ ожест- венной деятель- ности Просмот р и ана- лиз работ Принест и тра- вянисты е рас- тения Подобра ть ре- продукц ии А. Ма- тисса, П. Пи- кассо, В. Се- рова Подобра ть ре- продукц ии графики с ярко выраже нными тональ- ными отно- шениям и 6. Цвет. Основы цветоведения Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Те- плые и холодные цвета. Цветовой контраст. На- сыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов 7. Цвет в Произведениях живописи Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка. Фактура живописи. Выражение в живописи эмоциональных состояний: разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности. Личностные УУД- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. Познавательные УУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные УУД- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Личностные УУД- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. Экспрес с- выставк а Подобра ть осенние листья одного цветово го тона, но разной светлот ы (насыще нности) Диктант по жи- вописи. Про- смотр, анализ и оценива ние ра- бот Принест и иллюс трирова нные книги о животн ых или рисунки, фотогр афии 8. Объемные изо- бражения в скульптуре радость, грусть, нежность и т. Д. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Хризантемы»; К. Коровин, «Цветы и фрукты»; «На берегу моря» Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др., их вырази- тельные возможности. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова животн ых Опрос. Просмот р и ана- лиз работ Подгото вить вопросы к виктори не по содержа нию учебног о ма- териала чет- верти Познавательные УУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные УУД- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Личностные УУД- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. Познавательные УУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные УУД- Умение планировать свою 9. Основы языка изображения Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художест- венное творчество и ху- дожественное восприятие, зрительские умения деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Личностные УУД- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств. Познавательные УУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные УУД- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Личностные УУД - формирование чувства прекрасного, эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно- эстетическое оценивание. Проявление особого интереса к новому материалу. Умение самовыражаться, выражать свое отношение к произведениям искусства. Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование Обобща ющий контрол ь по практич еской деятель ности Состави ть кроссво рд (5-6 слов), исполь- зуя приобр етенные знания Опрос. Анализ и оценка результ атов собствен ного творчест ва Подобра ть произве дения изобраз итель- ного искусст- ва, контрас тные ме жду собой по языку 2 тема «Мир наших вещей. Натюрморт» - 8 часов 10. Реальность и фантазия в творчестве ху- дожника Изображение как познание окружающего мира и отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения познавательной цели. Выбор оснований для сравнения объектов ( форма, цвет и т. д.) ученики рассуждають. Коммуникативные УУД - обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Умение слушать других и выражать свои мысли. Регулятивные УУД - умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы Личностные УУД- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. Познавательные УУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства Регулятивные УУД- Умение планировать свою деятельность Предметные: изображ ения Просмот р и ана- лиз работ Подобра ть репроду кции натюрм ортного жанра Просмот Подобра 11 Изображение предметного мира - натюрморт Многообразие форм изо- бражения мира вещей в ис- тории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. На- тюрморт в живописи, гра- фике, скульптуре. Плоско- стное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность пло- ских рисунков 12 Понятие Понятие формы. Линейные, формы, Много- образие форм окружающего мира плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые со- ставляют основу всего многообразия форм 13 Изображение объёма на плоскости и ли- нейная перспектива 14 Освещение. Свет и тень Плоскость и объём. Пер- спектива как способ изо- бражения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изо- бражения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости Освещение как средство выявления объёма пред- мета. Источник освеще- ния. Понятие «свет», «блик», «полутень», «соб- ственная тень», «реф- лекс», «падающая тень». Свет как средство органи- зации композиции в картине 15 Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрмортов.Композиция и формирование основ художественной культуры, как способа познания жизни Метапредметные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. Предметные: формирование основ художественной культуры, как способа познания жизни Метапредметные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. Предметные: формирование основ художественной культуры, как способа познания жизни Метапредметные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. ЛР: уважительное отношение к культуре своего народа. Зарисовки гео- метрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. Предметные: р и ана- лиз работ ть изображ ения природн ых форм и форм, созданн ых человек ом Экспрес с-опрос. Просмот р и ана- лиз работ Фронтал ьный опрос (устно), Самоан ализ работ уча- щимися Просмот р и ана- Сбор матери- ала на тему «Выдаю щиеся русские зарубеж ны ху- дожники их произвед еннатюр мортно- го жанра» Продол жение 16 Цвет в натюр- морте. Выразительные возможности натюрморта формирование основ художественной культуры, как способа познания жизни Метапредметные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. ЛР: уважительное отношение к культуре своего народа. Предметные: формирование основ художественной культуры, как способа познания жизни Метапредметные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. ЛР: уважительное отношение к культуре своего народа. лиз работ работы над проекто м Заверше ние работы над проекто м Анализ и оценка процесс а и ре- зультато в собст- венного художе- ственног о твор- чества Защита проекто в. образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и по- рядок. Натюрморт как вы- ражение художником своих переживаний и пред- ставлений об окружаю- щем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность худо- жественных техник. .Твор- чество А. Дюрера, В. Фа- ворского Цвет в живописи и богат- ство его выразительныхвозможносте й. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет вживописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен: И. Машков, «Синиесливы» А.Матисс, «Красные рыбки»; К. Петров Водкин, «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте на- строений и переживаний художника Предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Неприбранный стол»; И., Машков «Хлебы»; Н. Сапунов, «Ваза,Цветыи фрукты». Натюрморты В. Ван-Гога, К. Моне и П. Сезанна Диагностическая контрольная работа 17 18 Образ че- ловека - главная тема искусства 19 Конструкция головы человека и её пропорции Закономерности в конст- рукции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Про- порции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и 3 тема «Вглядываясь в человека. Портрет» - 10 часов Портрет как образ опре- делённого реального че- ловека. История развития жанра. Изображение че- ловека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин УУД- чувства Личностные формирование прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. УУД- Познавательные Самостоятельное и выделение формулирование цели. познавательной УУД- Коммуникативные содержание Обсуждать средств работ, произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные УУД- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Предметные: формирование основ художественной культуры, как способа познания жизни Метапредметные: осуществлять поиск и тесты Тематиче ский контроль по практичес кой деятельно сти Подобра ть ре- продукц ии портрет ов И. Е. Репина, которые не рассмат рива- лись на уроке Фронтал ьный опрос Оформит ь рамку для порт- рета в технике Принести зеркало 20 Графический портретный рисунок и вырази- тельность образа человека. Портрет в графике 21 Портрет в скульптуре 22 Сатирические образы человека форма рта Образ человека в графи- ческом портрете. Распо- ложение портрета на листе. Выразительность гра- фических материалов. Графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалыскульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова Карикатура. Шарж. Правда жизни и язык искусства. Художественное преуве- личение. Карикатура и дружеский шарж. Кукрыник-сы (псевдоним по первым слогам фамилий) - творческий коллектив советских выделение необходимой информации. ЛР: уважительное отношение к культуре своего народа. Предметные: формирование основ художественной культуры, как способа познания жизни Метапредметные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. Предметные: формирование основ художественной культуры, как способа познания жизни Метапредметные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. ЛР: уважительное отношение к культуре своего народа. Предметные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Метапредметные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Составлять план Фронтал ьный опрос Подобрать литератур ные фрагменты характер изующие человека по его предметн ому окружени ю Анализ и оценка работ Просмот р и анализ работ Сбор матери- ала на тему «Худож ники- портрет исты и их произве 23 Образные возможности освещения в портрете 24 Портрет в живописи 25 Роль цвета в портрете графиков и живописцев, народных художников СССР -М. В. Куприянова, П. Н. Крылова, Н. А. Соколова. Мулътимед и иная презентация Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения. Роль и место живописного портрета в истории искус- ства. Обобщенный образ человека в живописи Воз- рождения, в XVH-X1X веках, в XX веке. Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковско- го, О. Кипренского, В. Се- рова, М. Врубеля Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к иному мнению. Предметные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Метапредметные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к иному мнению. научиться обобщать образ человека в портретах разных эпох, определять роль и место портрета в истории искусства, устанавливать аналогии по видам, строить логически обоснованные рассужде- ния, аналитически воспринимать композиции в парадном и лирическом портретах. Предметные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Метапредметные: задавать вопросы, Просмот р и ана- лиз работ дения» Подобра ть ре- продукц ии (фото) с изо- бражен ием че- ловека в раз- личном осве- щении Предста вление работ, анализ и оцени- вание Продол жение работы над проекто м Просмот р и анализ работ Заверше ние работы над проекто м 26 Великие портретисты Выражение творческой индивидуальности ху- дожника в созданных им портретных образах. Лич- ность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая ин- терпретация её художни- ком. Индивидуальность образного языка в произ- ведениях великих худож- ников. Презентация рефе- ратов на тему «Художники- портретисты и их про- изведения» 27 Диагностическая контрольная работа Тема 4 «Человек и пространство в изобразительном искусстве» – 9 часов обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к иному мнению. Личностные УУД- формирование чувства прекрасного, Познавательные УУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные УУД- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Личностные УУД- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. Опрос. Анализ и оценка произве дений Тест Тематиче ский контроль по практичес кой деятельно сти Выписать названия нескольк их произвед ений, от- носящих ся к разным жанрам, 28 Жанры в изобрази- тельном искусстве Предмет изображения и картина мира в изобрази- тельном искусстве. Изме- нения видения мира в раз- ные эпохи. Жанры в изо- бразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исто- рический жанры Познавательные УУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные УУД- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Личностные УУД- формирование эстетических чувств. Познавательные УУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные УУД- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Личностные УУД- формирование эстетических чувств. одного художни ка: И. Е. Репина или В. Васне- цова (на вы- бор) Фронта льный опрос Просмот р, анализ и Сбор материал а для кроссвор 29 Изображение пространства Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл 30 Правила линейной и воздушной Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. перспективы Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Зрительный ряд: И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Владимирка», «Осенний день» 31 Пейзаж – большой мир. Организация пространства 32 Пейзаж – настроение. Природа и художник Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Зрительный ряд: П. Бригель «Времена года», Н. Рерих «Гималаи», И.Левитан «Над вечным покоем» Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Беседа по пейзажам К. Моне, П. Познавательные УУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные УУД- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Предметные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Метапредметные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к иному мнению. Предметные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Метапредметные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. оценка работ да Опрос. Анализ и оценка результ атов собствен ного творчест ва Подобрат ь репродук ции или фото, иллюстр ируюшие правила перспект ивы Просмот р, анализ и оценка работ Наброски с натуры городски х пейзажн ых видов Сезана, И. Грабаря, К. Юона 33 34 Итоговая контрольная работа Городской пей- заж Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века 35 Выразительные возможности изобрази- тельного искусства. Язык и смысл Обобщение материала учебного года Составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к иному мнению. Личностные УУД- формирование эстетических чувств. Познавательные УУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные УУД- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Личностные УУД- формирование эстетических чувств. цели. Коммуникативные УУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные УУД- Умение планировать свою деятельность Подготов ка к КВН (соста- вить кросс- ворд для команды сопер- ников) Тест Анализ и оценка процесс а и ре- зультато в собст- венной художе- ственно й дея- тельнос ти Оценка конкурс- ных заданий

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2017