Во второй год обучение идёт «погружение» в историю Туруханского края Туруханского района, истории села Туруханск. Изменяются формы отчета: рефераты, эссе, проекты. Работы оформляются с помощью ИКТ. Педагог продолжает учить искать информацию по заданной теме, использовать различные информационные источники, создавать тексты публичных выступлений разных видов и жанров, создавать и оформлять исследовательские работы.
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Туруханский районный Центр детского творчества «Аист»
Рассмотрено Утверждаю:
На заседании методического совета Директор ЦДТ «Аист»
Протокол №____ от_________ 2015г ____________ Сазонова З.Т.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Краеведение
(разработана на основе дополнительной лицензированной общеобразовательной программы
«От края и до края земли родней не знаю»
2 год обучения
20152016 уч.год
Педагог ДО: И.В.Хуторная
Коллектив: «Краеведы»
с.ТуруханскВо второй год обучение идёт «погружение» в историю Туруханского края Туруханского района, истории села Туруханск. Изменяются
формы отчета: рефераты, эссе, проекты. Работы оформляются с помощью ИКТ. Педагог продолжает учить искать информацию по заданной
теме, использовать различные информационные источники, создавать тексты публичных выступлений разных видов и жанров, создавать и
оформлять исследовательские работы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность туристскокраеведческая
Возраст учащихся 9 10 лет
Цель образовательной программы «От края до края родней земли не знаю» формирование духовнонравственных
ценностей, которые необходимы современному человеку, россиянину Родина, семья, труд, здоровый образ жизни.
Основные задачи программы:
изучение истории и культуры Отечества, родного края;
уважение древних традиций народа и культуры других народов, почитание природы;
основы православной и общечеловеческой морали;
формировать у учащихся потребность в изучении, освоении, сохранении и развитии отечественного культурного
наследия;
овладение учащимися практическими навыками исследовательской работы, а также определенными
профессиональными знаниями и умениями экскурсовода;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимание с другими народами,
экологической культуре, бережного отношения к окружающей среде.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы работы: теоретические, практические, комбинированные занятия•Объяснительно – иллюстративный (рассказ, беседа, сообщения, демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем,
коллекций, иллюстраций.).
•Репродуктивный (разучивание, закрепление материала).
•Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
•Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
•Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология
развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные
технологии, проектные технологии.
Ожидаемые результаты:
Программа носит интегративный характер. Соответственно, занятия по данной программе сформируют
Процесс социализации
духовнонравственные ценности, которые необходимы современному человеку.
учащегося будет индивидуализирован. Ученик будет подготовлен к жизни в обществе.
детей оформлением своего альбома, который в конце года может превратиться в энциклопедию народных
традиций, собранную самим ребенком. Используются материалы из истории Красноярского края и Туруханского
района. Больше количество часов выделено на практическую часть.
Основные понятия: достопримечательность, заповедник, геральдика, герб, информация, ландшафт, недра, микрорайон,
планирование, презентация, проект, промыслы, род, семья, структура семьи, символ, топонимика.
Количество часов в год: 144ч. (2часа сбор теоретического материала)
Теоретическая часть: 54 ч.
Практическая часть: 90ч.
Месяц/
Разделы/темы
Содержание
Форма отчета
Ресурсыколво
часов в
месяц
Сентябрь
14 часов
в
Раздел «Вот он какой,
наш ТУРУХАНСКИЙ
край».
Введение
программу(1час).
Край наш Туруханский.
(4 часа)
русскими
Заселение
Туруханского
края.
Основание Туруханска.
(4часа)
Роль
казачества в
истории Туруханского
края. (4часа)
Быт и нравы казаков.
(1час)
Октябрь
18 часов
Быт и нравы казаков.
(2часа)
Занятие первых жителей.
колво часов по темам
Теоретическая
подготовка
Практическая
подготовка
(Выставки, творческие
дела, проекты, игры и
т.д)
(Литература,
раздаточный материал,
ТСО и т.д.)
Раздел I: «Вот он какой, наш ТУРУХАНСКИЙ край».
края.
края.
Знакомство с понятиями
«Туруханский край»,
«малая родина». Что
история
изучает
Туруханского
края.
Источники по истории
Туруханского
края.
Почему следует изучать
и знать свою историю.
Уникальность
Туруханского
Территория
Протяжённость.
Природа.
Климат.
Богатство Туруханского
края. Границы края.
Туруханское зимовье –
Новая Мангазея –
Туруханск –
Старотуруханск. Село
Монастырское –
Туруханск.
Чем занимались первые
поселенцы? Значение
торговли для
экскурсия в
библиотеку;
работа с книгой
«Памятные места
Красноярского края»;
работа с
фотоальбомами.
рисунки на данную
тему,
выставка работ,
эссе «Туруханск моя
малая родина»,
составить
«родословную»
Туруханского края.
Слайдовая
презентация: «Быт и
нравы казаков»;
слайдовая презентация:
«Край наш
Туруханский»
экскурсия
библиотеку;
экскурсия
в
в
проект
создать
праздника
«Туруханская
Литература: книги
устного народного
творчества (пословицы,(2 часа)
Материальная культура
и их нравы.
(4часа)
Туруханского края.
Объяснить что такое
честь и слово купца.
Откуда пошла пословица
«Договор дороже денег».
Туруханская ярмарка.
краеведческий музей;
работа
информационными
источниками.
с
ярмарка» и провести
праздник,
составить
сборник пословиц и
поговорок на тему
долга и чести.
поговорки);
информационные
источники:
1.Потапов, И. Ф.
Красноярск: история в
документах и
фотографиях / И. Ф.
Потапов; ред. В.
П. Зыков. —
Красноярск: Офсет,
2007. — 468 с.: ил.
2.Красноярье: пять
веков истории: учебное
пособие по
краеведению. Ч. 3.
Города и
районы Красноярского
края. — Красноярск:
Платина, 2008. — 448
с.: ил.
3.Памятники истории и
культуры
Красноярского края.
Вып. 1—4. —
Красноярск: Кн. изд
во, 1989; 1992; 1995;
1997.и
Роль
влияние
Туруханского монастыря
освоение
на
Туруханского
края.
(4часа)
Свято – Троицкий
монастырь. Благодаря
таким наукам как
археология,
историческим
документам, мы знаем об
истории основания
Туруханского района и с.
Туруханска. Как был
создан монастырь? Что
связано с этим
событием? Его роль в
дальнейшей судьбе села?
Василий Мангазейский.(2
часа)
Святой мученик Василий
Мангазейский.
в
чтение
экскурсия
экскурсия
библиотеку;
краеведческий музей;
книги
«Повесть
о
Блаженном Василии
Мангазейском и о
начале Туруханского
Троицкого
монастыря»;
информационными
источниками.
посещение Свято
Троицкого монастыря;
чтение книги «Повесть
о Блаженном Василии
Мангазейском и о
начале Туруханского
Троицкого
монастыря».
работа
в
с
Слайдовая
презентация: «Свято –
Троицкий монастырь»
рисунок монастыря:
«Каким ты
представляешь
монастырь?», написать
мини сочинение по
данной теме.
фотоотчёт, составить
календарь дней
памяти святого
Василия
Мангазейского.
пересказ
Источник:
Т.Сарыевой
и
М.Смирновой. Мудрый
юноша.
Издательство
«Чтение для русских
детей»,г.Москва.
Коренные
Туруханского
(4часа)
жители
края.
Коренные народы
Севера, населяющие
Туруханский район.
экскурсия
краеведческий музей;
в
проект
«Тундравичок», о
быте и традициях
коренных жителей
Туруханского района.
Слайдовые
презентации:
«Коренные
Туруханского края»
жителиНоябрь
16 часов
Их занятия,
верования.(7 часов)
обычаи,
Коренные народы
Севера, населяющие
Туруханский район.
«Туруханск – мой край
родной».(2часа)
Составление кроссвордов
«Моё село».
(1час)
используются викторины
и кроссворды, где
заложены вопросы
из истории Туруханска.
с
работа
встреча с заведующей
лабораторией
«Коренных
малочисленных
народов»;
информационными
источниками.
раскрыть
Цель:
смысл
внутренний
игры. Игра развивает,
пополняет знания по
этой теме, расширяет
в целом кругозор,
заставляет думать,
находить решения.
проект «Соседи», о
быте и традициях
коренных жителей
Туруханского района.
Слайдовая
презентация:
«Занятия,обычаи,веров
ания»
учащиеся составляют
самостоятельно
кроссворды,
Фотоальбом:
«Туруханск – мой край
родной».
Игра – викторина
«Любимое село».
(1 час)
Игра «Умники и умницы»
(1час)
используются викторины
и кроссворды, где
заложены вопросы
из истории Туруханска.
раскрыть
Цель:
внутренний
смысл
игры. Игра развивает,
пополняет знания по
этой теме, расширяет
в целом кругозор,
заставляет думать,
находить решения.
составляют вопросы
для викторины,
участие в командной
игре «Умники и
умницы» по данной
теме.
Слайдовая
презентация:
«Любимое
«Умники и умницы»
село»,
Природа и особенность
Туруханской земли.
Выписка из описания
Тобольского
наместничества.(4часа)
Раздел II. «Мир природы»
Своеобразие природы
Туруханского края.
в
экскурсия
библиотеку;
чтение
выписки
описания Тобольского
наместничества.
написать сочинение или
мини – сочинения на
тему «Я люблю эту
землю»,
нарисовать
рисунки.
Библиотечные
литературные
источники.Декабрь
18 часов
Животный мир
Труханского района.
(7часов)
Многообразие
животного
мира
Туруханского района.
Причины сокращения
численности животных
и меры их охраны.
Растения Туруханского
района. (3часа)
Многообразие
мира
растительного
Туруханского района.
Лекарственные
растения Туруханского
района,
их
использование.
в
экскурсия
краеведческий музей;
экскурсия
библиотеку;
чтение
книги
«Арктика – мой дом.
Природа
Севера
Земли»;
встреча с членами
«Малой
биологической
академии, «Детского
лесничества».
чтение
книги
Арктика – мой дом.
Природа
Севера
Земли;
встреча с членами
«Малой
биологической
академии, «Детского
лесничества».
подобрать фотографии
животных, нарисовать
подготовить
рисунки,
сообщения.
создать
открытки по данной
теме с помощью ИКТ
Слайдовая
презентация:
«Животный мир
Туруханского
района»
подобрать фотографии
животных, нарисовать
подготовить
рисунки,
сообщения,
создать
открытки по данной
теме с помощью ИКТ.
Слайдовая
презентация:
«Растительный мир
Туруханского
района»Растения Туруханского
района. (2часа)
Растения из «Красной
книги» в Туруханском
районе. (2часа)
Охрана природы.
Природные заповедники
и заказники.(4часа)
Январь
12часов
Памятники Туруханского
района. Место царской
ссылки (И.В. Сталин,
Я.М. Свердлов и др.).
(4часа)
Репрессированные
(Святой Лука, В.Ф.
ВойноЯсенецкий).
(4часа)
Многообразие
растительного мира
Туруханского района.
экскурсия
библиотеку;
в
Создать памятки по
охране природы.
мини
составление
составление
отчётов,
рефератов по данной
теме.
Редкие и исчезающие
виды животных и
растений, занесенные в
Красную
книгу
Красноярского края.
Игарский
музей
мерзлоты»
«Вечной
в
заочная экскурсия,
знакомство
с
экспонатами музея
«Вечной мерзлоты»;
экскурсия
библиотеку;
работа
информационными
источниками.
просмотр
видеопрезентации
«Музей
мерзлоты».
вечной
с
Слайдовая
презентация:
«Растительный мир
Туруханского района»
Слайдовая
презентация:
«Природные
заповедники», CD
«Музей вечной
мерзлоты».
Раздел III. «Человек и творчество»
в
Путешествуя
от
Туруханского зимовья к
Туруханску.
экскурсия
библиотеку;
экскурсия в музей;
просмотр
фотоальбомов.
фотоотчёт, составить
проект по данной
теме.
Слайдовая презентация:
«Памятники
Туруханского района»,
документальный фильм «
Железная дорога 503»«Из уст в уста». Устное
народное творчество
коренных народов.
Заповеди, наставления,
загадки, сказки.(4часа)
Февраль
14часов
Мифы и легенды.
(7часов)
Произведения устного
народного творчества
(сказки, малые
фольклорные жанры
(пословицы, загадки,
скороговорки и другие)
коренных
малочисленных народов
Севера, проживающих
на территории
Туруханского района:
кетов, эвенков,
селькупов. Сходство и
различие сказок
коренных
малочисленных народов
Севера, проживающих
на территории
Туруханского района.
Легенды и мифы,
написанные по мотивам
народных преданий.
чтение сказок;
встреча
с
составителями книги
«Кетские
детские
сказки».
нарисовать
иллюстрацию к
сказке (можно
компьютерную),
составить и записать
с помощью ИКТ
свою сказку.
Литература: книги
устного народного
творчества коренных
народов.
книги
сказы
чтение
«Золотые
Енисея»;
сказок
чтение
народов Туруханского
района.
нарисовать
иллюстрацию (можно
с помощью ИКТ),
составить и записать
свою легенду с
помощью ИКТ.
Литература:
книга
«Золотые сказы Енисея»;
книга сказок народов
Туруханского района.«Делу время – потехе
час». Праздники. (5часов)
Праздники: Осенины,
Кузьминки – встреча
зимы, Святки,
Масленица, Пасха,
Троица.
Обряды и обычаи.(2часа) Праздники: Осенины,
Кузьминки – встреча
зимы, Святки,
Масленица, Пасха,
Троица.
с
с
и
знакомство
историей
традициями
праздников;
работа
информационными
источниками;
просмотр
видеозаписи
праздников;
составление дневника
– наблюдений;
участие в проведение
праздников.
Март
18часов
Обряды и обычаи. (2часа)
Народный календарь.
Приметы и погода.
(4часа)
Праздники: Осенины,
Кузьминки – встреча
зимы, Святки,
Масленица, Пасха,
Троица.
составление дневника
– наблюдений;
участие в проведение
праздников.
Минусовки песен.
Минусовки песен.
Слайдовая презентация:
«Обряды,обычаи,праздни
ки»
Минусовка песен.
нарисовать рисунки;
песни,
подобрать
частушки
игры
поданной
теме;
записать фрагмент
праздника.
конкурсы чтецов;
подготовить костюм;
подготовить
выступление и
выступить; составить
проекты праздников,
конкурс проектов.
конкурсы чтецов;
подготовить костюм;
подготовить
выступление и
выступить; составить
проекты праздников,
конкурс проектов.
Раздел IV. «Преданья старины глубокой»Информационные
источники( литература,и
нтернет)
минисочинения,
устный
составить
информационных
источников
данной теме.
рассказ,
каталог
по
составить и задать
вопрос по данной
теме, составить лист
опрос.
Слайдовая презентация:
«Край, в котором мы
живём».
Назначение
исторического наследия.
(4часа)
Сегодняшний
день
Туруханского района и
села.
Власть,
промышленность.
(4часа)
Занятия коренных
жителей.(2часа)
Развитие
села
Туруханска, как центра
местной провинции с
первых
лет
существования.
История
основания
Туруханского района и
села
Туруханска.
Значение символики в
развитии села. Прошлое
Туруханского района.
Знаменитые люди.
Край, в котором мы
живем. Символы
Туруханского района.
Органы
государственной власти.
Местное
самоуправление
Устав Туруханского
района, муниципального
образования – основные
законы развития района
и села. Знаменитые
люди Туруханского
района, села
работа
информационными
источниками.
с
экскурсия
библиотеку;
экскурсия
этнографический
музей;
просмотр
фотоальбомов;
встречи
представителями
власти;
в
в
с
знакомство с
информационными
источниками.Будущее Туруханского
края – Туруханского
района.(2 часа)
Апрель
16часов
Будущее Туруханского
края – Туруханского
района.(2 часа)
История Туруханского
края – Туруханского
района имеет далёкое
будущее.
История Туруханского
края – Туруханского
района имеет далёкое
будущее.
Встречи со старожилами.
(4часа)
Сбор этнографического
материала. (6 часов)
Оформление альбома.
(4часа)
реализовать на практике
навыки и знания,
полученные в ходе
обучения.
написать эссе на
тему: «Каким ты
представляешь своё
будущее
в
Туруханском районе»
нарисовать рисунки
«Моё село через 10
лет».
Фотоальбом :
«Туруханск»
устный отчёт,
нарисовать рисунки,
сделать фотографии,
знакомство с
собранными
экспонатами,
составить альбом.
экскурсия
библиотеку;
в
с
знакомство
презентацией
«Комплексная
программа социально
экономического
развития
муниципального
образования«Турухан
ский район» на период
с 2009 по 2017 годы.
Собрать
этнографический
материал, используя,
воспоминания
старожилов.
Исследовать
собранные
вещественные
находки.
Оформить альбом
по итогам экспедиции;
Разработать мини
проект по возможным
способам сбора
этнографической
информации.реализовать на практике
навыки и знания,
полученные в ходе
обучения.
проектной
Понятие
деятельности.
Этапы
работы над проектом.
Типы и виды проектов.
Выбор темы.
Сбор
информации. Создание
проекта Презентация
продукта. Типы, виды,
формы презентаций.
Планирование
презентации.
Подготовка
проведения
презентации.
Письменные
наглядные материалы.
и
и
Май
16часов
Составления опросного
листа. Выпуск стендовой
странички. (2часа)
Проектно
исследовательская
работа.(13часов)
Итоговое занятие:
комплексные тестовые
задания по разделам
программы. (1 час)
Составить опросный
лист.
опросный лист.
создание проекта,
презентация проекта.
выбор проблемы;
планирование;
поиск информации;
создание продукта;
презентация.
информационные
источники:
1.Потапов, И. Ф.
Красноярск: история в
документах и
фотографиях / И. Ф.
Потапов; ред. В.
П. Зыков. — Красноярск:
Офсет, 2007. — 468 с.:
ил.
2.Красноярье: пять веков
истории: учебное
пособие по краеведению.
Ч. 3. Города и
районы Красноярского
края. — Красноярск:
Платина, 2008. — 448 с.:
ил.
3.Памятники истории и
культуры Красноярского
края. Вып. 1—4. —
Красноярск: Кн. изд
во, 1989; 1992; 1995;
1997.