Рабочая программа по краеведению

  • Образовательные программы
  • doc
  • 22.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Во второй год обучение идёт «погружение» в историю Туруханского края Туруханского района, истории села Туруханск. Изменяются формы отчета: рефераты, эссе, проекты. Работы оформляются с помощью ИКТ. Педагог продолжает учить искать информацию по заданной теме, использовать различные информационные источники, создавать тексты публичных выступлений разных видов и жанров, создавать и оформлять исследовательские работы.
Иконка файла материала Рабочая программа по краеведению.doc
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей Туруханский районный Центр детского творчества «Аист» Рассмотрено                                                                                                                                                                  Утверждаю: На заседании методического совета                                                                                                                           Директор ЦДТ «Аист» Протокол №____ от_________ 2015г                                                                                                                         ____________ Сазонова З.Т.         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Краеведение  (разработана на основе дополнительной лицензированной общеобразовательной программы «От края и до края земли родней не знаю» 2 год обучения 2015­2016 уч.год                                                                                                                                                    Педагог ДО:                 И.В.Хуторная                                                                                                                                             Коллектив:                 «Краеведы»                                                                                                                                 с.ТуруханскВо второй год обучение идёт «погружение» в историю Туруханского края Туруханского района, истории  села Туруханск. Изменяются формы отчета: рефераты, эссе, проекты. Работы оформляются с помощью ИКТ. Педагог продолжает учить искать информацию по заданной теме, использовать различные информационные источники,   создавать тексты публичных выступлений разных видов и жанров, создавать и оформлять исследовательские работы.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность ­ туристско­краеведческая Возраст учащихся­ 9­ 10 лет Цель  образовательной   программы   «От   края   до   края   родней   земли   не   знаю»   ­   формирование   духовно­нравственных ценностей, которые необходимы современному человеку, россиянину  ­ Родина, семья, труд, здоровый образ жизни.  Основные задачи программы:   изучение истории и культуры Отечества, родного края;  уважение древних традиций народа и культуры других народов, почитание природы;  основы православной и общечеловеческой морали;  формировать у учащихся потребность в изучении, освоении, сохранении и развитии отечественного культурного наследия;  овладение   учащимися   практическими   навыками   исследовательской   работы,   а   также   определенными профессиональными знаниями и умениями экскурсовода;  воспитание  любви  к  своей  местности, своему  региону,  своей  стране, взаимопонимание с другими народами, экологической культуре, бережного отношения к окружающей среде. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная. Методы и приёмы работы: теоретические, практические, комбинированные занятия•Объяснительно – иллюстративный  (рассказ, беседа, сообщения,   демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций.). •Репродуктивный (разучивание, закрепление материала). •Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка). •Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное). •Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).    Наряду   с   традиционными,   в   программе   используются   современные   технологии   и   методики:   технология развивающего   воспитания   и   обучения,   здоровье   сберегающие   технологии,   игровые   технологии,   компьютерные технологии, проектные технологии. Ожидаемые результаты:      Программа   носит   интегративный   характер.   Соответственно,     занятия   по   данной   программе   сформируют   Процесс   социализации духовно­нравственные   ценности,   которые   необходимы   современному   человеку.   учащегося будет индивидуализирован. Ученик будет подготовлен к жизни в обществе.   детей   оформлением   своего   альбома,   который   в   конце   года   может   превратиться   в   энциклопедию   народных традиций, собранную самим ребенком. Используются материалы из истории Красноярского края и Туруханского района. Больше количество часов выделено на практическую часть.  Основные понятия: достопримечательность, заповедник,  геральдика, герб, информация, ландшафт, недра, микрорайон, планирование, презентация, проект, промыслы,  род, семья, структура  семьи, символ, топонимика. Количество часов в год: 144ч. (2часа сбор теоретического материала) Теоретическая часть: 54 ч. Практическая часть: 90ч. Месяц/ Разделы/темы Содержание Форма отчета Ресурсыкол­во  часов в  месяц Сентябрь 14 часов в Раздел   «Вот   он   какой, наш   ТУРУХАНСКИЙ край».   Введение   программу(1час).   Край наш Туруханский. (4 часа) русскими Заселение   Туруханского   края. Основание   Туруханска. (4часа) Роль   казачества   в истории   Туруханского края. (4часа) Быт и нравы казаков. (1час) Октябрь 18 часов Быт   и   нравы   казаков. (2часа) Занятие первых жителей. кол­во часов по темам Теоретическая  подготовка Практическая  подготовка (Выставки, творческие дела, проекты, игры и  т.д) (Литература,  раздаточный материал,  ТСО и т.д.) Раздел I: «Вот он какой,  наш ТУРУХАНСКИЙ край».       края. края. Знакомство с понятиями «Туруханский   край», «малая   родина».   Что история изучает Туруханского     края. Источники   по   истории Туруханского края. Почему   следует   изучать и   знать   свою   историю.   Уникальность Туруханского Территория   Протяжённость. Природа. Климат. Богатство   Туруханского края. Границы края. Туруханское зимовье –  Новая Мангазея –  Туруханск –  Старотуруханск. Село  Монастырское –  Туруханск. Чем занимались первые  поселенцы? Значение  торговли для    ­ экскурсия в  библиотеку; ­ работа с книгой  «Памятные места  Красноярского края»; ­ работа с  фотоальбомами. ­рисунки   на   данную тему,  ­   выставка   работ,   ­ эссе «Туруханск ­ моя малая родина», ­ составить  «родословную»  Туруханского края. Слайдовая  презентация: «Быт и  нравы казаков»;  слайдовая презентация: «Край наш  Туруханский» экскурсия   ­ библиотеку; ­экскурсия     в в   проект создать   праздника «Туруханская Литература: книги  устного народного  творчества (пословицы,(2 часа) Материальная   культура и их нравы. (4часа) Туруханского края.  Объяснить что такое  честь и слово   купца.  Откуда пошла пословица «Договор дороже денег». Туруханская ярмарка. краеведческий музей; ­работа информационными источниками.   с ярмарка»   и   провести праздник,   составить сборник   пословиц   и поговорок   на   тему долга и чести. поговорки);  информационные  источники: 1.Потапов, И. Ф.  Красноярск: история в  документах и  фотографиях / И. Ф.  Потапов; ред. В.  П. Зыков. —  Красноярск: Офсет,  2007. — 468 с.: ил. 2.Красноярье: пять  веков истории: учебное пособие по  краеведению. Ч. 3.  Города и  районы Красноярского  края. — Красноярск:  Платина, 2008. — 448  с.: ил. 3.Памятники истории и культуры  Красноярского края.  Вып. 1—4. —  Красноярск: Кн. изд­ во, 1989; 1992; 1995;  1997.и Роль влияние Туруханского монастыря освоение на Туруханского   края. (4часа)   Свято – Троицкий  монастырь. Благодаря  таким наукам как  археология,  историческим  документам, мы знаем об истории основания  Туруханского района и с. Туруханска. Как был  создан монастырь? Что  связано с этим  событием? Его роль в  дальнейшей судьбе села?  Василий Мангазейский.(2 часа) Святой мученик Василий Мангазейский.         в   чтение экскурсия экскурсия ­ библиотеку; ­ краеведческий музей;   книги ­ «Повесть   о Блаженном   Василии Мангазейском и о  начале   Туруханского Троицкого монастыря»; ­   информационными источниками. посещение   Свято   ­ Троицкого монастыря; чтение книги «Повесть о Блаженном Василии Мангазейском и о  начале   Туруханского Троицкого монастыря». работа   в с Слайдовая презентация:   «Свято   – Троицкий монастырь» рисунок монастыря:   «Каким ты  представляешь монастырь?», написать мини ­ сочинение по  данной теме.  фотоотчёт, составить  календарь дней  памяти святого  Василия  Мангазейского.     пересказ Источник: Т.Сарыевой и М.Смирновой. Мудрый юноша.   Издательство «Чтение   для   русских детей»,г.Москва.   Коренные Туруханского (4часа) жители края.   Коренные народы  Севера, населяющие  Туруханский район. ­экскурсия краеведческий музей;   в   проект  «Тундравичок», о  быте и традициях  коренных жителей  Туруханского района. Слайдовые презентации: «Коренные Туруханского края»   жителиНоябрь 16  часов Их   занятия, верования.(7 часов)   обычаи, Коренные народы  Севера, населяющие  Туруханский район.   «Туруханск – мой край родной».(2часа) Составление кроссвордов «Моё село». (1час)   используются викторины и  кроссворды, где  заложены вопросы из истории Туруханска.   с работа встреча   с   заведующей лабораторией «Коренных малочисленных народов»; ­   информационными источниками.   раскрыть Цель:   смысл внутренний   игры.   Игра   развивает, пополняет   знания   по этой теме,  расширяет в   целом   кругозор, заставляет   думать, находить решения.   проект «Соседи», о  быте и традициях  коренных жителей  Туруханского района. Слайдовая презентация: «Занятия,обычаи,веров ания» учащиеся составляют  самостоятельно  кроссворды, Фотоальбом: «Туруханск – мой край родной». Игра   –   викторина «Любимое село».  (1 час) Игра «Умники и умницы» (1час) используются викторины и  кроссворды, где  заложены вопросы из истории Туруханска.     раскрыть Цель:   внутренний   смысл игры.   Игра   развивает, пополняет   знания   по этой теме,  расширяет в   целом   кругозор, заставляет   думать, находить решения. составляют  вопросы  для викторины,  участие в командной  игре «Умники и  умницы» по данной  теме. Слайдовая презентация: «Любимое «Умники и умницы»   село», Природа и особенность  Туруханской земли.  Выписка из описания  Тобольского  наместничества.(4часа) Раздел  II. «Мир природы»   Своеобразие   природы Туруханского края. в экскурсия библиотеку; чтение выписки описания Тобольского наместничества.   написать сочинение или мини   –   сочинения     на тему   «Я   люблю   эту землю»,   нарисовать рисунки. Библиотечные  литературные  источники.Декабрь 18 часов Животный мир  Труханского района. (7часов)   Многообразие животного мира Туруханского   района. Причины   сокращения численности   животных и меры их охраны. Растения Туруханского   района. (3часа) Многообразие   мира растительного   Туруханского   района. Лекарственные растения   Туруханского района, их   использование.     в ­экскурсия краеведческий музей; ­экскурсия библиотеку; ­чтение   книги «Арктика  –  мой   дом. Природа Севера Земли»; ­встреча с членами  «Малой  биологической  академии, «Детского  лесничества». ­чтение книги   Арктика   –   мой   дом. ­Природа   Севера Земли; ­встреча   с   членами «Малой биологической академии,   «Детского лесничества». подобрать   фотографии животных,   нарисовать   подготовить рисунки, сообщения. создать открытки   по   данной теме с помощью ИКТ   Слайдовая  презентация:  «Животный мир  Туруханского  района» подобрать   фотографии животных,   нарисовать   подготовить рисунки, сообщения, создать открытки   по   данной теме с помощью ИКТ.   Слайдовая презентация: «Растительный   мир Туруханского района»Растения Туруханского   района. (2часа) Растения из «Красной  книги» в Туруханском  районе. (2часа) Охрана природы.  Природные заповедники  и заказники.(4часа) Январь 12часов Памятники Туруханского района. Место царской  ссылки (И.В. Сталин,  Я.М. Свердлов и др.).  (4часа) Репрессированные  (Святой Лука, В.Ф.  Войно­Ясенецкий).  (4часа) Многообразие  растительного  мира  Туруханского района. ­экскурсия библиотеку;   в Создать памятки по  охране природы.   мини­ составление   составление отчётов, рефератов   по   данной теме. Редкие   и   исчезающие виды   животных   и растений,   занесенные   в Красную книгу Красноярского   края. Игарский музей   мерзлоты» «Вечной           в заочная   экскурсия, знакомство с экспонатами   музея «Вечной мерзлоты»; экскурсия библиотеку; работа информационными источниками. просмотр видеопрезентации «Музей мерзлоты». вечной с   Слайдовая  презентация:  «Растительный мир  Туруханского района» Слайдовая  презентация:  «Природные  заповедники», CD  «Музей вечной  мерзлоты». Раздел III. «Человек и творчество» в   Путешествуя от Туруханского зимовья к Туруханску.   ­экскурсия библиотеку; ­экскурсия в музей; ­просмотр фотоальбомов. фотоотчёт, составить проект по данной  теме. Слайдовая презентация:  «Памятники  Туруханского района»,  документальный фильм « Железная дорога 503»«Из уст в уста». Устное  народное творчество  коренных народов.  Заповеди, наставления,  загадки, сказки.(4часа) Февраль 14часов Мифы и легенды.  (7часов) Произведения устного  народного творчества  (сказки, малые  фольклорные жанры  (пословицы, загадки,  скороговорки и другие)  коренных  малочисленных народов Севера, проживающих  на территории  Туруханского района:  кетов,  эвенков,  селькупов. Сходство и  различие сказок  коренных  малочисленных народов Севера, проживающих  на территории  Туруханского района. Легенды и мифы,  написанные по мотивам  народных преданий. ­чтение сказок; ­встреча с   составителями   книги «Кетские детские сказки».   нарисовать  иллюстрацию к  сказке (можно  компьютерную),  составить и записать  с  помощью ИКТ  свою сказку. Литература: книги  устного народного  творчества коренных  народов.     книги сказы ­чтение «Золотые Енисея»; сказок ­чтение народов Туруханского района.   нарисовать иллюстрацию   (можно с   помощью   ИКТ), составить   и   записать свою   легенду   с помощью ИКТ.    Литература: книга «Золотые сказы Енисея»;   книга   сказок   народов Туруханского района.«Делу время – потехе  час». Праздники. (5часов) Праздники: Осенины,    Кузьминки – встреча  зимы, Святки,  Масленица, Пасха,  Троица. Обряды и обычаи.(2часа) Праздники: Осенины,    Кузьминки – встреча  зимы, Святки,  Масленица, Пасха,  Троица.       с с и ­знакомство историей традициями праздников; ­работа информационными источниками; ­просмотр видеозаписи праздников; ­составление дневника – наблюдений; ­участие в проведение праздников. Март 18часов Обряды и обычаи. (2часа) Народный календарь.  Приметы и погода. (4часа) Праздники: Осенины,    Кузьминки – встреча  зимы, Святки,  Масленица, Пасха,  Троица. ­составление дневника – наблюдений; ­участие в проведение праздников.   Минусовки песен. Минусовки песен. Слайдовая   презентация: «Обряды,обычаи,праздни ки» Минусовка песен. нарисовать   рисунки;   песни, подобрать   частушки игры поданной   теме; записать   фрагмент праздника. конкурсы чтецов;  подготовить костюм;  подготовить  выступление и  выступить; составить проекты праздников,  конкурс проектов. конкурсы чтецов;  подготовить костюм;  подготовить  выступление и  выступить; составить  проекты праздников,  конкурс проектов. Раздел IV. «Преданья старины глубокой»Информационные  источники( литература,и нтернет)   мини­сочинения, устный составить информационных источников   данной теме.   рассказ,   каталог   по составить   и   задать вопрос   по   данной теме,   составить   лист ­ опрос. Слайдовая   презентация: «Край,   в   котором   мы живём».  Назначение  исторического наследия. (4часа)   Сегодняшний день Туруханского   района   и села. Власть, промышленность.  (4часа)   Занятия коренных  жителей.(2часа)       Развитие села Туруханска, как центра местной   провинции   с первых лет   существования. История основания Туруханского   района   и села Туруханска. Значение   символики   в развитии села. Прошлое Туруханского   района. Знаменитые люди. Край, в котором мы  живем. Символы  Туруханского района.  Органы  государственной власти. Местное  самоуправление Устав Туруханского  района, муниципального образования – основные  законы развития района  и села. Знаменитые  люди Туруханского  района, села   работа информационными источниками. с   ­экскурсия библиотеку; ­экскурсия   этнографический музей; ­просмотр фотоальбомов; ­встречи   представителями власти; в в с ­знакомство с  информационными  источниками.Будущее Туруханского  края – Туруханского  района.(2 часа) Апрель 16часов Будущее Туруханского  края – Туруханского  района.(2 часа) История Туруханского  края – Туруханского  района имеет далёкое  будущее. История Туруханского  края – Туруханского  района имеет далёкое  будущее. Встречи со старожилами. (4часа) Сбор этнографического  материала. (6 часов) Оформление альбома. (4часа) реализовать на практике навыки и знания,  полученные в ходе  обучения. написать   эссе   на тему:   «Каким   ты представляешь   своё будущее в Туруханском районе» нарисовать рисунки  «Моё село через 10  лет».   Фотоальбом :  «Туруханск» устный отчёт,  нарисовать рисунки,  сделать фотографии,  знакомство с  собранными  экспонатами,  составить альбом. ­экскурсия библиотеку;   в   с ­знакомство презентацией «Комплексная программа социально­ экономического развития муниципального образования«Турухан ский район» на период с 2009 по 2017 годы. ­Собрать этнографический материал,   используя, воспоминания старожилов. ­Исследовать собранные вещественные находки. ­ Оформить  альбом  по итогам экспедиции; ­ Разработать мини­ проект по возможным  способам сбора  этнографической  информации.реализовать на практике навыки и знания,  полученные в ходе  обучения. проектной Понятие деятельности.   Этапы работы   над   проектом. Типы и виды  проектов. Выбор   темы.   Сбор информации.   Создание проекта   Презентация продукта.   Типы, виды, формы   презентаций. Планирование презентации. Подготовка проведения презентации. Письменные наглядные материалы. и и       Май  16часов Составления опросного  листа. Выпуск стендовой  странички. (2часа) Проектно­ исследовательская  работа.(13часов) Итоговое занятие:  комплексные тестовые  задания по разделам  программы. (1 час) Составить   опросный лист. опросный лист. создание проекта,  презентация проекта. выбор проблемы; планирование; поиск информации; создание продукта; презентация. информационные  источники: 1.Потапов, И. Ф.  Красноярск: история в  документах и  фотографиях / И. Ф.  Потапов; ред. В.  П. Зыков. — Красноярск: Офсет, 2007. — 468 с.:  ил. 2.Красноярье: пять веков истории: учебное  пособие по краеведению.  Ч. 3. Города и  районы Красноярского  края. — Красноярск:  Платина, 2008. — 448 с.:  ил. 3.Памятники истории и  культуры Красноярского  края. Вып. 1—4. —  Красноярск: Кн. изд­ во, 1989; 1992; 1995;  1997.