Во второй год обучение идёт «погружение» в историю Туруханского края Туруханского района, истории села Туруханск. Изменяются формы отчета: рефераты, эссе, проекты. Работы оформляются с помощью ИКТ. Педагог продолжает учить искать информацию по заданной теме, использовать различные информационные источники, создавать тексты публичных выступлений разных видов и жанров, создавать и оформлять исследовательские работы.
Рабочая программа по краеведению.doc
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Туруханский районный Центр детского творчества «Аист»
Рассмотрено Утверждаю:
На заседании методического совета Директор ЦДТ «Аист»
Протокол №____ от_________ 2015г ____________ Сазонова З.Т.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Краеведение
(разработана на основе дополнительной лицензированной общеобразовательной программы
«От края и до края земли родней не знаю»
2 год обучения
20152016 уч.год
Педагог ДО: И.В.Хуторная
Коллектив: «Краеведы»
с.Туруханск Во второй год обучение идёт «погружение» в историю Туруханского края Туруханского района, истории села Туруханск. Изменяются
формы отчета: рефераты, эссе, проекты. Работы оформляются с помощью ИКТ. Педагог продолжает учить искать информацию по заданной
теме, использовать различные информационные источники, создавать тексты публичных выступлений разных видов и жанров, создавать и
оформлять исследовательские работы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность туристскокраеведческая
Возраст учащихся 9 10 лет
Цель образовательной программы «От края до края родней земли не знаю» формирование духовнонравственных
ценностей, которые необходимы современному человеку, россиянину Родина, семья, труд, здоровый образ жизни.
Основные задачи программы:
изучение истории и культуры Отечества, родного края;
уважение древних традиций народа и культуры других народов, почитание природы;
основы православной и общечеловеческой морали;
формировать у учащихся потребность в изучении, освоении, сохранении и развитии отечественного культурного
наследия;
овладение учащимися практическими навыками исследовательской работы, а также определенными
профессиональными знаниями и умениями экскурсовода;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимание с другими народами,
экологической культуре, бережного отношения к окружающей среде.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы работы: теоретические, практические, комбинированные занятия •Объяснительно – иллюстративный (рассказ, беседа, сообщения, демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем,
коллекций, иллюстраций.).
•Репродуктивный (разучивание, закрепление материала).
•Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
•Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
•Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология
развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные
технологии, проектные технологии.
Ожидаемые результаты:
Программа носит интегративный характер. Соответственно, занятия по данной программе сформируют
Процесс социализации
духовнонравственные ценности, которые необходимы современному человеку.
учащегося будет индивидуализирован. Ученик будет подготовлен к жизни в обществе.
детей оформлением своего альбома, который в конце года может превратиться в энциклопедию народных
традиций, собранную самим ребенком. Используются материалы из истории Красноярского края и Туруханского
района. Больше количество часов выделено на практическую часть.
Основные понятия: достопримечательность, заповедник, геральдика, герб, информация, ландшафт, недра, микрорайон,
планирование, презентация, проект, промыслы, род, семья, структура семьи, символ, топонимика.
Количество часов в год: 144ч. (2часа сбор теоретического материала)
Теоретическая часть: 54 ч.
Практическая часть: 90ч.
Месяц/
Разделы/темы
Содержание
Форма отчета
Ресурсы колво
часов в
месяц
Сентябрь
14 часов
в
Раздел «Вот он какой,
наш ТУРУХАНСКИЙ
край».
Введение
программу(1час).
Край наш Туруханский.
(4 часа)
русскими
Заселение
Туруханского
края.
Основание Туруханска.
(4часа)
Роль
казачества в
истории Туруханского
края. (4часа)
Быт и нравы казаков.
(1час)
Октябрь
18 часов
Быт и нравы казаков.
(2часа)
Занятие первых жителей.
колво часов по темам
Теоретическая
подготовка
Практическая
подготовка
(Выставки, творческие
дела, проекты, игры и
т.д)
(Литература,
раздаточный материал,
ТСО и т.д.)
Раздел I: «Вот он какой, наш ТУРУХАНСКИЙ край».
края.
края.
Знакомство с понятиями
«Туруханский край»,
«малая родина». Что
история
изучает
Туруханского
края.
Источники по истории
Туруханского
края.
Почему следует изучать
и знать свою историю.
Уникальность
Туруханского
Территория
Протяжённость.
Природа.
Климат.
Богатство Туруханского
края. Границы края.
Туруханское зимовье –
Новая Мангазея –
Туруханск –
Старотуруханск. Село
Монастырское –
Туруханск.
Чем занимались первые
поселенцы? Значение
торговли для
экскурсия в
библиотеку;
работа с книгой
«Памятные места
Красноярского края»;
работа с
фотоальбомами.
рисунки на данную
тему,
выставка работ,
эссе «Туруханск моя
малая родина»,
составить
«родословную»
Туруханского края.
Слайдовая
презентация: «Быт и
нравы казаков»;
слайдовая презентация:
«Край наш
Туруханский»
экскурсия
библиотеку;
экскурсия
в
в
проект
создать
праздника
«Туруханская
Литература: книги
устного народного
творчества (пословицы, (2 часа)
Материальная культура
и их нравы.
(4часа)
Туруханского края.
Объяснить что такое
честь и слово купца.
Откуда пошла пословица
«Договор дороже денег».
Туруханская ярмарка.
краеведческий музей;
работа
информационными
источниками.
с
ярмарка» и провести
праздник,
составить
сборник пословиц и
поговорок на тему
долга и чести.
поговорки);
информационные
источники:
1.Потапов, И. Ф.
Красноярск: история в
документах и
фотографиях / И. Ф.
Потапов; ред. В.
П. Зыков. —
Красноярск: Офсет,
2007. — 468 с.: ил.
2.Красноярье: пять
веков истории: учебное
пособие по
краеведению. Ч. 3.
Города и
районы Красноярского
края. — Красноярск:
Платина, 2008. — 448
с.: ил.
3.Памятники истории и
культуры
Красноярского края.
Вып. 1—4. —
Красноярск: Кн. изд
во, 1989; 1992; 1995;
1997. и
Роль
влияние
Туруханского монастыря
освоение
на
Туруханского
края.
(4часа)
Свято – Троицкий
монастырь. Благодаря
таким наукам как
археология,
историческим
документам, мы знаем об
истории основания
Туруханского района и с.
Туруханска. Как был
создан монастырь? Что
связано с этим
событием? Его роль в
дальнейшей судьбе села?
Василий Мангазейский.(2
часа)
Святой мученик Василий
Мангазейский.
в
чтение
экскурсия
экскурсия
библиотеку;
краеведческий музей;
книги
«Повесть
о
Блаженном Василии
Мангазейском и о
начале Туруханского
Троицкого
монастыря»;
информационными
источниками.
посещение Свято
Троицкого монастыря;
чтение книги «Повесть
о Блаженном Василии
Мангазейском и о
начале Туруханского
Троицкого
монастыря».
работа
в
с
Слайдовая
презентация: «Свято –
Троицкий монастырь»
рисунок монастыря:
«Каким ты
представляешь
монастырь?», написать
мини сочинение по
данной теме.
фотоотчёт, составить
календарь дней
памяти святого
Василия
Мангазейского.
пересказ
Источник:
Т.Сарыевой
и
М.Смирновой. Мудрый
юноша.
Издательство
«Чтение для русских
детей»,г.Москва.
Коренные
Туруханского
(4часа)
жители
края.
Коренные народы
Севера, населяющие
Туруханский район.
экскурсия
краеведческий музей;
в
проект
«Тундравичок», о
быте и традициях
коренных жителей
Туруханского района.
Слайдовые
презентации:
«Коренные
Туруханского края»
жители Ноябрь
16 часов
Их занятия,
верования.(7 часов)
обычаи,
Коренные народы
Севера, населяющие
Туруханский район.
«Туруханск – мой край
родной».(2часа)
Составление кроссвордов
«Моё село».
(1час)
используются викторины
и кроссворды, где
заложены вопросы
из истории Туруханска.
с
работа
встреча с заведующей
лабораторией
«Коренных
малочисленных
народов»;
информационными
источниками.
раскрыть
Цель:
смысл
внутренний
игры. Игра развивает,
пополняет знания по
этой теме, расширяет
в целом кругозор,
заставляет думать,
находить решения.
проект «Соседи», о
быте и традициях
коренных жителей
Туруханского района.
Слайдовая
презентация:
«Занятия,обычаи,веров
ания»
учащиеся составляют
самостоятельно
кроссворды,
Фотоальбом:
«Туруханск – мой край
родной».
Игра – викторина
«Любимое село».
(1 час)
Игра «Умники и умницы»
(1час)
используются викторины
и кроссворды, где
заложены вопросы
из истории Туруханска.
раскрыть
Цель:
внутренний
смысл
игры. Игра развивает,
пополняет знания по
этой теме, расширяет
в целом кругозор,
заставляет думать,
находить решения.
составляют вопросы
для викторины,
участие в командной
игре «Умники и
умницы» по данной
теме.
Слайдовая
презентация:
«Любимое
«Умники и умницы»
село»,
Природа и особенность
Туруханской земли.
Выписка из описания
Тобольского
наместничества.(4часа)
Раздел II. «Мир природы»
Своеобразие природы
Туруханского края.
в
экскурсия
библиотеку;
чтение
выписки
описания Тобольского
наместничества.
написать сочинение или
мини – сочинения на
тему «Я люблю эту
землю»,
нарисовать
рисунки.
Библиотечные
литературные
источники. Декабрь
18 часов
Животный мир
Труханского района.
(7часов)
Многообразие
животного
мира
Туруханского района.
Причины сокращения
численности животных
и меры их охраны.
Растения Туруханского
района. (3часа)
Многообразие
мира
растительного
Туруханского района.
Лекарственные
растения Туруханского
района,
их
использование.
в
экскурсия
краеведческий музей;
экскурсия
библиотеку;
чтение
книги
«Арктика – мой дом.
Природа
Севера
Земли»;
встреча с членами
«Малой
биологической
академии, «Детского
лесничества».
чтение
книги
Арктика – мой дом.
Природа
Севера
Земли;
встреча с членами
«Малой
биологической
академии, «Детского
лесничества».
подобрать фотографии
животных, нарисовать
подготовить
рисунки,
сообщения.
создать
открытки по данной
теме с помощью ИКТ
Слайдовая
презентация:
«Животный мир
Туруханского
района»
подобрать фотографии
животных, нарисовать
подготовить
рисунки,
сообщения,
создать
открытки по данной
теме с помощью ИКТ.
Слайдовая
презентация:
«Растительный мир
Туруханского
района» Растения Туруханского
района. (2часа)
Растения из «Красной
книги» в Туруханском
районе. (2часа)
Охрана природы.
Природные заповедники
и заказники.(4часа)
Январь
12часов
Памятники Туруханского
района. Место царской
ссылки (И.В. Сталин,
Я.М. Свердлов и др.).
(4часа)
Репрессированные
(Святой Лука, В.Ф.
ВойноЯсенецкий).
(4часа)
Многообразие
растительного мира
Туруханского района.
экскурсия
библиотеку;
в
Создать памятки по
охране природы.
мини
составление
составление
отчётов,
рефератов по данной
теме.
Редкие и исчезающие
виды животных и
растений, занесенные в
Красную
книгу
Красноярского края.
Игарский
музей
мерзлоты»
«Вечной
в
заочная экскурсия,
знакомство
с
экспонатами музея
«Вечной мерзлоты»;
экскурсия
библиотеку;
работа
информационными
источниками.
просмотр
видеопрезентации
«Музей
мерзлоты».
вечной
с
Слайдовая
презентация:
«Растительный мир
Туруханского района»
Слайдовая
презентация:
«Природные
заповедники», CD
«Музей вечной
мерзлоты».
Раздел III. «Человек и творчество»
в
Путешествуя
от
Туруханского зимовья к
Туруханску.
экскурсия
библиотеку;
экскурсия в музей;
просмотр
фотоальбомов.
фотоотчёт, составить
проект по данной
теме.
Слайдовая презентация:
«Памятники
Туруханского района»,
документальный фильм «
Железная дорога 503» «Из уст в уста». Устное
народное творчество
коренных народов.
Заповеди, наставления,
загадки, сказки.(4часа)
Февраль
14часов
Мифы и легенды.
(7часов)
Произведения устного
народного творчества
(сказки, малые
фольклорные жанры
(пословицы, загадки,
скороговорки и другие)
коренных
малочисленных народов
Севера, проживающих
на территории
Туруханского района:
кетов, эвенков,
селькупов. Сходство и
различие сказок
коренных
малочисленных народов
Севера, проживающих
на территории
Туруханского района.
Легенды и мифы,
написанные по мотивам
народных преданий.
чтение сказок;
встреча
с
составителями книги
«Кетские
детские
сказки».
нарисовать
иллюстрацию к
сказке (можно
компьютерную),
составить и записать
с помощью ИКТ
свою сказку.
Литература: книги
устного народного
творчества коренных
народов.
книги
сказы
чтение
«Золотые
Енисея»;
сказок
чтение
народов Туруханского
района.
нарисовать
иллюстрацию (можно
с помощью ИКТ),
составить и записать
свою легенду с
помощью ИКТ.
Литература:
книга
«Золотые сказы Енисея»;
книга сказок народов
Туруханского района. «Делу время – потехе
час». Праздники. (5часов)
Праздники: Осенины,
Кузьминки – встреча
зимы, Святки,
Масленица, Пасха,
Троица.
Обряды и обычаи.(2часа) Праздники: Осенины,
Кузьминки – встреча
зимы, Святки,
Масленица, Пасха,
Троица.
с
с
и
знакомство
историей
традициями
праздников;
работа
информационными
источниками;
просмотр
видеозаписи
праздников;
составление дневника
– наблюдений;
участие в проведение
праздников.
Март
18часов
Обряды и обычаи. (2часа)
Народный календарь.
Приметы и погода.
(4часа)
Праздники: Осенины,
Кузьминки – встреча
зимы, Святки,
Масленица, Пасха,
Троица.
составление дневника
– наблюдений;
участие в проведение
праздников.
Минусовки песен.
Минусовки песен.
Слайдовая презентация:
«Обряды,обычаи,праздни
ки»
Минусовка песен.
нарисовать рисунки;
песни,
подобрать
частушки
игры
поданной
теме;
записать фрагмент
праздника.
конкурсы чтецов;
подготовить костюм;
подготовить
выступление и
выступить; составить
проекты праздников,
конкурс проектов.
конкурсы чтецов;
подготовить костюм;
подготовить
выступление и
выступить; составить
проекты праздников,
конкурс проектов.
Раздел IV. «Преданья старины глубокой» Информационные
источники( литература,и
нтернет)
минисочинения,
устный
составить
информационных
источников
данной теме.
рассказ,
каталог
по
составить и задать
вопрос по данной
теме, составить лист
опрос.
Слайдовая презентация:
«Край, в котором мы
живём».
Назначение
исторического наследия.
(4часа)
Сегодняшний
день
Туруханского района и
села.
Власть,
промышленность.
(4часа)
Занятия коренных
жителей.(2часа)
Развитие
села
Туруханска, как центра
местной провинции с
первых
лет
существования.
История
основания
Туруханского района и
села
Туруханска.
Значение символики в
развитии села. Прошлое
Туруханского района.
Знаменитые люди.
Край, в котором мы
живем. Символы
Туруханского района.
Органы
государственной власти.
Местное
самоуправление
Устав Туруханского
района, муниципального
образования – основные
законы развития района
и села. Знаменитые
люди Туруханского
района, села
работа
информационными
источниками.
с
экскурсия
библиотеку;
экскурсия
этнографический
музей;
просмотр
фотоальбомов;
встречи
представителями
власти;
в
в
с
знакомство с
информационными
источниками. Будущее Туруханского
края – Туруханского
района.(2 часа)
Апрель
16часов
Будущее Туруханского
края – Туруханского
района.(2 часа)
История Туруханского
края – Туруханского
района имеет далёкое
будущее.
История Туруханского
края – Туруханского
района имеет далёкое
будущее.
Встречи со старожилами.
(4часа)
Сбор этнографического
материала. (6 часов)
Оформление альбома.
(4часа)
реализовать на практике
навыки и знания,
полученные в ходе
обучения.
написать эссе на
тему: «Каким ты
представляешь своё
будущее
в
Туруханском районе»
нарисовать рисунки
«Моё село через 10
лет».
Фотоальбом :
«Туруханск»
устный отчёт,
нарисовать рисунки,
сделать фотографии,
знакомство с
собранными
экспонатами,
составить альбом.
экскурсия
библиотеку;
в
с
знакомство
презентацией
«Комплексная
программа социально
экономического
развития
муниципального
образования«Турухан
ский район» на период
с 2009 по 2017 годы.
Собрать
этнографический
материал, используя,
воспоминания
старожилов.
Исследовать
собранные
вещественные
находки.
Оформить альбом
по итогам экспедиции;
Разработать мини
проект по возможным
способам сбора
этнографической
информации. реализовать на практике
навыки и знания,
полученные в ходе
обучения.
проектной
Понятие
деятельности.
Этапы
работы над проектом.
Типы и виды проектов.
Выбор темы.
Сбор
информации. Создание
проекта Презентация
продукта. Типы, виды,
формы презентаций.
Планирование
презентации.
Подготовка
проведения
презентации.
Письменные
наглядные материалы.
и
и
Май
16часов
Составления опросного
листа. Выпуск стендовой
странички. (2часа)
Проектно
исследовательская
работа.(13часов)
Итоговое занятие:
комплексные тестовые
задания по разделам
программы. (1 час)
Составить опросный
лист.
опросный лист.
создание проекта,
презентация проекта.
выбор проблемы;
планирование;
поиск информации;
создание продукта;
презентация.
информационные
источники:
1.Потапов, И. Ф.
Красноярск: история в
документах и
фотографиях / И. Ф.
Потапов; ред. В.
П. Зыков. — Красноярск:
Офсет, 2007. — 468 с.:
ил.
2.Красноярье: пять веков
истории: учебное
пособие по краеведению.
Ч. 3. Города и
районы Красноярского
края. — Красноярск:
Платина, 2008. — 448 с.:
ил.
3.Памятники истории и
культуры Красноярского
края. Вып. 1—4. —
Красноярск: Кн. изд
во, 1989; 1992; 1995;
1997.
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.