Категория слушателей, на обучение которых рассчитана Программа «Основы компьютерной грамотности» (далее – программа).
Программа предназначена для людей, которые желают эффективно и в короткие сроки освоить навыки по работе с ПК. Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений и знаний: позволяют слушателям стать активными участниками информационного сообщества: повышать социальную активность, развивать умение использовать Интернет-порталы и Интернет-сервисы во взаимодействии с органами государственной власти и здравоохранения, использовать интернет технологии при оплате услуг ЖКХ. Общение в социальных сетях позволяет людям не чувствовать себя одинокими и расширяет круг социальных контактов.
Сформировать представление о современных информационных технологиях и практического применения их в повседневной жизни.3. Требования к результатам освоения программы
3.1. Владеть: интернет технологиями и применять их в сфере жизненной необходимости
3.2. Уметь: оплачивать услуги ЖКХ, записываться на приём в поликлинику, регистрационную палату и т.д
3.3. Знать: основные возможности интернет технологий и сервисы, основные правила оформления электронных документов; предмет и понятийный аппарат современных информационных технологий и сети Интернет; основы работы на компьютере и его функциональные задачи.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курсам компьютерной грамотности для начинающих
2015 г.Разработчики:
Фатхутдинова Альфия Рафиковна преподаватель Государственного
автономного профессионального образовательного учреждения
"Чистопольский сельскохозяйственный техникум им. Г.И. Усманова"
Министерства образования и науки Республики Татарстан.
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
по учебной работе
___________/Гайнуллин М.З./
___________________2015г
РАССМОТРЕНО:
цикловой комиссией
"Естественнонаучные и социально
экономические дисциплины"
протокол № от . .2015г.
Председатель цикловой комиссии
________/ А.Р. Фатхутдинова/
РАССМОТРЕНО:
Методическим советом
Методист_____________/Н.С. Нуретдинова/
___________________2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
21. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
6
16
17
3Паспорт программы «основы компьютерной грамотности»
Область применения
1.
1.1. Категория слушателей, на обучение которых рассчитана Программа
«Основы компьютерной грамотности» (далее – программа).
Программа предназначена для людей, которые желают эффективно
и в короткие сроки освоить навыки по работе с ПК
1.2. Сфера применения слушателями полученных профессиональных
компетенций, умений и знаний:
позволяют слушателям стать активными участниками
информационного сообщества: повышать социальную активность, развивать
умение использовать Интернетпорталы и Интернетсервисы во
взаимодействии с органами государственной власти и здравоохранения,
использовать интернет технологии при оплате услуг ЖКХ. Общение в
социальных сетях позволяет людям не чувствовать себя одинокими и
расширяет круг социальных контактов.
Сформировать представление о современных информационных
технологиях и практического применения их в повседневной жизни.
2. Характеристика подготовки по программе
2.1. Нормативный срок освоения программы – 72 часа.
2.2. Режим обучения – 24 часа в неделю.
2.3. Формы обучения: вечернее
3. Требования к результатам освоения программы
3.1. Владеть: интернет технологиями и применять их в сфере жизненной
необходимости
3.2. Уметь: оплачивать услуги ЖКХ, записываться на приём в
поликлинику, регистрационную палату и т.д
3.3. Знать: основные возможности интернет технологий и сервисы,
основные правила оформления электронных документов; предмет и
понятийный аппарат современных информационных технологий и сети
Интернет; основы работы на компьютере и его функциональные задачи.
4. Требования к структуре программы
Программа предусматривает изучение следующих модулей:
Модуль
Модуль 1. ПК, устройства ПК,
правила ввода информации с
клавиатуры.
Устройства хранения
информации. Работа на
компьютере.
Модуль 2. ОС MSWindows –
графический интерфейс. Рабочий
стол, главное меню, панель задач.
Файловая структура – файлы,
папки. Основные операции с
Цель модуля
Научиться включать и
выключать компьютер.
Знать основные устройства
ПК и их назначение.
Усвоить основные навыки
работы с мышью.
Научиться использовать
компьютер под
управлением операционной
системы Windows для
запуска и совместного
Задачи модуля
Самостоятельно
включать и выключать
компьютер. Уметь
работать с клавиатурой
и мышкой. Загрузка
программ.
Выполнение основных
операций с
файлами/папками, т.е.
создание, открытие,
переименование,
4Модуль
объектами. Окно Windows,
работа с окнами.
Цель модуля
выполнения необходимых
прикладных программ и
организации хранения
собственных данных.
Модуль 3. Текстовый редактор
MSWord. Интерфейс, структура
окна программы. Создание
документа. Форматирование
документов. Сохранение,
открытие и создание нового
документа.
Модуль 4. Табличный
процессор MSExcel. Интерфейс,
рабочий лист, рабочая книга.
Понятие адреса ячейки.
Создание и редактирование
таблицы. Форматирование.
Автозаполнение и
автосуммирование. Ввод
формул. Диаграммы.
Модуль 5. Интернет. Браузер.
Адресации в сети. Поиск в
Интернете.
Модуль 6. Общение с друзьями
Электронная почта. Регистрация
в Интернете. Skype. Социальные
сети.
Освоить основные приемы
создания делового письма.
Освоить основные приемы
работы с электронными
таблицами.
Научиться выходить в
Интернет и с помощью
программыбраузера
посещать сайты. Находить
нужную информацию,
например, используя при
этом поисковую систему
Google
Научиться заводить
почтовый ящик. Научиться
писать и получать письма,
бесплатнозвонить и
передавать файлы
собеседнику в любой конец
земного шара с любого
устройства подключенного
к сети интернет. Создать
персональную страницу в
социальной сети,
познакомиться с
Задачи модуля
перемещение,
копирование, удаление,
создание ярлыка.
Управление окнами.
Установка новых
программ и запуск уже
установленных. Поиск
файлов на компьютере.
Работа со сменными
внешними носителями.
Научиться создавать
деловые письма,
используя
форматирование
символов, абзацев,
списков, таблиц, вставки
и форматирования
рисунков
Выполнять и составлять
финансовые и
статистические расчеты.
Вести помесячные
журналы учёта счёт
фактур.
Уметь обрабатывать
данные (сортировать,
получать
промежуточные итоги и
строить графики и
диаграммы).
Запуск браузера,
открытие сайта по
адресу, поиск
информации или сайта
по запросу, сохранение
результатов поиска.
Создать свой почтовый
ящик и вести активную
переписку с друзьями
5Модуль
Цель модуля
Задачи модуля
Модуль 7. Государственные
услуги в Интернете.
возможностями социальных
сетей
Ознакомиться с сайтами
государственных услуг
России (сайты Президента
РФ, Правительства РФ и
Республики Татарстан,
Пенсионного фонда России,
Сбербанка России,
госуслуги Татарстана).
Модуль 8. Презентации.
Поздравления друзьям
Научиться создавать слайды
для поздравления друзей и
близких, используя
настройку анимации и
переходы слайдов
Научить узнавать
новости о деятельности
Правительства.
Просмотр их личной
транспортной карты,
услуги ЖКХ (занесение
показания счётчиков
воды и света,
формирование и
просмотр счётфактуры
и истории оплаты за
каждый месяц); запись в
поликлинику; заказ
билетов; регистрация на
международные рейсы
самолёта; запись в
регистрационную палату
и т.д.
Составить презентацию
«Спасибо пенсионному
фонду» с
использованием всех
возможностей
программы PowerPoint
6№
№
п/п
1.
2.
3.
5. Требования к минимальному содержанию программы
5.1. Форма учебнотематического плана программы представлена в
Таблица 2
Количество учебных часов
Модуль
Персональный компьютер.
Устройства компьютера. Клавиатура,
«мышь». Правила ввода информации с
клавиатуры. Устройства хранения
информации – диски, fleshпамять.
Программное обеспечение компьютера.
Работа на компьютере.
Операционная система Windows.
Интерфейс Windows.
Основные понятия ОС Windows
Рабочий стол, Главное меню, Панель
задач.
Файловая структура файлы, папки.
Основные операции с объектами. Окна
Windows. Стандартные программы
Windows.
Использование справочной системы.
Установка и удаление программ.
Сервисные программы.
Текстовый редактор MSWord. Интерфейс
программы – структура окна программы.
Создание документа. Форматирование
документов. Сохранение, открытие и
создание нового документа.
Предварительный просмотр документа,
печать. Использование панели
инструментов «Рисование». Создание
нумерованных и маркированных списков.
Создание колонтитулов, вставка
символов.
Лекция
Практи
ческие
занятия
го
Все
2
4
6
6
10
16
5
9
14
7№
№
п/п
4.
5.
6.
7.
8.
Модуль
Табличный процессор MSExcel.
Интерфейс программы. Работа с листами
(вставка, переименование, удаление,
перемещение, копирование). Ввод текста
и редактирование. Форматирование
таблиц и ячеек. Проведение расчетов
создание, копирование формул.
Применение автосуммы. Использование
мастера функций.
Графическое представление цифровой
информации мастер диаграмм.
Глобальной сеть Internet. Основные
понятия. Подключение компьютера к
сети Internet. Программыбраузеры
(InternetExplorer и др) Навигация и поиск
информации. Сохранение информации на
компьютере и внешних носителях.
Общение с друзьями. Электронная почта.
Создание учетной записи электронной
почты. Стандартные папки.
Создание, получение и отправка писем
Использование и заполнение адресной
книги. Добавление приложений к письмам
в виде файла
Телефонные звонки через Интернет.
Программа Skype.Социальные сети.
Государственные услуги в Интернет.
Официальные сайты пенсионного фонда,
социальной защиты.
Обзор программ для домашнего
использования: «Создание
презентации»,«Домашняя бухгалтерия»,
«Семейный архив», «Моя родословная»,
«Фотоальбом», «Шахматы» и др..
Интерфейс программ, принципы работы.
Итого учебных часов
Всего:
Количество учебных часов
Лекция
Практи
ческие
занятия
го
Все
4
2
1
2
4
4
4
5
4
6
8
6
6
6
10
26
46
72
85.2. Форма учебной программы по модулю представлена в
Содержание обучения (по темам в дидактических
Таблица 3
№ п/п Наименование модуля, разделов
и тем
1.
Модуль 1.
Раздел 1. Персональный
компьютер.
Тема 1. Персональный
компьютер и его основные
составные части
Тема 2. Правила ввода
информации с клавиатуры.
Тема 3. Устройства хранения
информации – диски, flesh
память. Программное
обеспечение компьютера.
Практические занятия
Самостоятельная работа
Обсуждение на форуме
Перечень рекомендуемых
учебных изданий, Интернет
ресурсы
2
Модуль 2.
Раздел 1. ОС MSWindows–
графический интерфейс
Тема 1. Рабочий стол, главное
меню, панель задач.
Тема 2. Файловая структура –
файлы, папки. Основные
операции с объектами
(создание, открытие,
переименование,
перемещение, копирование,
удаление, создание ярлыка)..
единицах), наименование и тематика лабораторных работ,
практических занятий (семинаров), самостоятельной
работы, используемых образовательных технологий и
рекомендуемой литературы
Лекция с использованием презентации по данной
теме.
Лекция с использованием презентации. Электронный
образовательный ресурс
Лекция с использованием презентации по данной
теме.
Электронный образовательный ресурс
Включение и выключение компьютера. Закрепление
материала по вводу информации
http://www.youtube.com/watch?
v=klJL0sLehzI Компьютер для начинающих. Все
о компьютере за 1 час
http://www.youtube.com/watch?
v=ozSXTyR_ZO0 Компьютер для начинающих 3
Компьютерная Клавиатура
И.Жуков. Самый понятный и доступный
самоучитель работы на компьютере. – М.: Астрель,
2012
Леонтьев В. П.Новейший самоучитель работы на
компьютере 2012. – М.: ОлмаМедиаГрупп, 2012. –
496 с. – URL:http://www.labirint.ru/books/323397
Лекция с использованием презентации по данной
теме.
Лекция с использованием презентации по данной
теме.
9№ п/п Наименование модуля, разделов
и тем
Тема 3. Управление окнами.
Установка новых программ и
запуск уже установленных.
Поиск файлов на компьютере.
Работа со сменными
внешними носителями.
Тема 4. Окно Windows, работа
с окнами.
Практические занятия
Самостоятельная работа
Перечень рекомендуемых
учебных изданий, Интернет
ресурсы
Содержание обучения (по темам в дидактических
единицах), наименование и тематика лабораторных работ,
практических занятий (семинаров), самостоятельной
работы, используемых образовательных технологий и
рекомендуемой литературы
Лекция с использованием презентации по данной
теме.
Лекция с использованием презентации по данной
теме.
1. Выполните следующую последовательность действий:
a. Создайте на рабочем столе папку «Старшая»;
b. Создайте на рабочем столе папку «Младшая»;
c. Переместите папку «Младшая» в папку «Старшая»;
d. Переименуйте папку «Младшая» на «Средняя»;
e. Создайте ярлык для папки «Средняя»;
f. Скопируйте ярлык на рабочий стол;
g. Откройте папку «Средняя»;
h. Разверните окно папки на весь рабочий стол;
i. Сверните окно папки;
j. Восстановите окно папки и верните ему прежний,
стандартный размер;
k. Закройте окно и удалите папки «Старшая», «Средняя»
и ярлык
Выступить на форуме по вопросам:
1. Какие два основных подхода используются для
операций перемещения, копирования и создания
ярлыка?
2. Чем отличается значок файла от ярлыка?
3. Как временно убрать окно с рабочего стола, не
прекращая выполнения программы?
И.Жуков Компьютер. Простой курс. – М.: Астрель,
2011
Таненбаум О. Архитектура компьютера. – СПб:
Питер, 2013. – 816 с.
Прокди Р.Г., Юдин М.В., Куприянова А.В. Ноутбук
с Windows 8. Самый простой самоучитель. – М.:
Наука и Техника, 2014. – 272 с. – URL:
http://www.labirint.ru/books/ 412757/
:// www
http
GBZAik
. youtube
. com
/ watch
? v = Rb
3 l
3
Модуль 3.
Раздел 1. Текстовый редактор
MSWord.
Тема 1. Способы запуска.
Структура окна программы.
Сохранение, открытие и
создание нового документа.
Лекция с использованием презентации по данной
http://www.youtube.com/watch?v=Xc1D2sskQ0
MSWordУрок01. Начало работы.
10№ п/п Наименование модуля, разделов
и тем
Основные правила ввода
текста.
Тема 2. Форматирование
документов: форматирование
символов, абзацев. Работа с
фрагментами текста. Список.
Таблицы. Вставка рисунков и
символов. Вставка формул.
Тема 4. Предварительный
просмотр файлов. Создание
колонтитулов, нумерация
страниц. Печать документов.
Практические занятия
Самостоятельная работа
4
Модуль 4.
Раздел 1. Табличный
процессор MSExcel.
Тема 1. Интерфейс, рабочий
лист, рабочая книга.
Тема 2. Понятие адреса
ячейки. Создание и
редактирование таблицы.
Тема 3. Форматирование.
Содержание обучения (по темам в дидактических
единицах), наименование и тематика лабораторных работ,
практических занятий (семинаров), самостоятельной
работы, используемых образовательных технологий и
рекомендуемой литературы
:// www
Лекция с использованием презентации по данной
теме.
http://www.youtube.com/watch?v=Rb3lGBZAik
MSWordУрок02. Часть1. Набор и форматирование
текста
http://www.youtube.com/watch?v=YhlGp6E9eac
MSWordУрок02. Часть2. Набор и форматирование
текста
http://www.youtube.com/watch?v=LCMOugSApQY MS
Word Урок06 Вставляем таблицы. Создаём бланк.
Часть2
http
MSWordУрок06. Вставляем таблицы. Создаём бланк.
Часть1.
http://www.youtube.com/watch?
v=u1DiuGviqao&list=PLYwHbtC4wT3mgAxFYEswji8u
TfdFQIkMf MSWordУрок03. Делаем заливку и рамку
тексту
http://www.youtube.com/watch?v=YtRtFzPKJOk
MSWordУрок04. Вставка рисунков.
http
MSWordУрок09. Вставка математических формул
Лекция с использованием презентации по данной
теме.
? v = g 7 i 9 G 0 TFcC
OiftbMeBMY
. youtube
:// www
. youtube
. com
/ watch
? v =_
. com
/ watch
4
Выполнение упражнений по каждой теме
Изучение руководства по самостоятельному
изучению курса;
Изучение учебного материала курса;
Изучение методики выполнения заданий.
Лекция с использованием презентации по данной
теме.
Работа с программой Excel создание эл. таблиц
http://www.youtube.com/watch?
v=JNPXnu96NCw MicrosoftExcel для
Начинающих )
Лекция с использованием презентации по данной
теме.
Лекция с использованием презентации по данной
11№ п/п Наименование модуля, разделов
и тем
Автозаполнение и
автосуммирование. Ввод
формул и функций.
Диаграммы.
Практические занятия
Самостоятельная работа
Перечень рекомендуемых
учебных изданий, Интернет
ресурсы
5
Модуль 5.
Раздел 1. Интернет.
Тема 1. Браузер.Адресации в
сети.
Тема 2. Поиск в Интернете.
Практические занятия
Самостоятельная работа
Перечень рекомендуемых
учебных изданий, Интернет
ресурсы
Содержание обучения (по темам в дидактических
единицах), наименование и тематика лабораторных работ,
практических занятий (семинаров), самостоятельной
работы, используемых образовательных технологий и
рекомендуемой литературы
теме.
Лебедев А.Н. Понятный самоучитель Excel 2013.
– СПб: Питер, 2014. – 128 с. – URL:
http
. ru / books
/406937/
:// www
. labirint
Лекция с использованием презентации по данной
теме.
Лекция с использованием презентации по данной
теме.
http://www.5byte.ru/9/0035.php –
Информационные ресурсы Интернета
http://library.mephi.ru/icb2/glav5_new.ht
ml Интернет. Основные сервисы. Основные
виды поиска. Информационнопоисковые
системы Интернета
http://www.kaspersky.ru/?
chapter=207367697
Руководство по безопасной работе в
Интернете
6
Модуль 6.
Раздел 1.Общение с друзьями
Лекция с использованием презентации по данной
теме.
Тема 1. Регистрация работа в
Интернете.
Лекция с использованием презентации по данной
теме.
12№ п/п Наименование модуля, разделов
и тем
Тема 2. Электронная почта.
Тема 4. Социальные сети.
Практические занятия
Самостоятельная работа
Содержание обучения (по темам в дидактических
единицах), наименование и тематика лабораторных работ,
практических занятий (семинаров), самостоятельной
работы, используемых образовательных технологий и
рекомендуемой литературы
Лекция с использованием презентации по данной
теме.
http
http
. ru / course
. ru / course
:// tulpar
:// tulpar
. kpfu
. kpfu
/ view
/ view
. php
. php
? id =568.
? id =579
137
Модуль 7.
Раздел 1. Государственные
услуги в Интернете.
Тема 1. Сайты
государственных услуг
России (сайты Президента РФ,
Правительства РФ и
Республики Татарстан,
Тема 2. Сайты Пенсионного
фонда России, Сбербанка
России.
Тема 3. Сайт госуслуг
Татарстана
Практические занятия
Самостоятельная работа
Перечень рекомендуемых
учебных изданий, Интернет
ресурсы
Лекция с использованием презентации по данной
теме.
www.Kremlin.ru – Официальный сайт Президента РФ
www.Gosuslugi.ru – сайт Электронного
правительства РФ
Лекция с использованием презентации по данной
теме.
www.Pfrf.ru – Пенсионный фонд России
www.Sbrf.ru –Сбербанк России
www.Russianpost.ru – Почта России
www.Rg.ru – Российская газета
www.Nalog.ru – Федеральная налоговая служба
России
Лекция с использованием презентации по данной
теме.
http://www.rconline.ru/nashi
produktyi/kabinetabonenta/oplatauslugzhkx
cherezinternetОплата услуг ЖКХ через интернет
http://sberbank.ru/moscow/ru/person/pensioner/
zhkh/ Сбербанк всегда рядом
https://uslugi.tatar.ru/jkh Портал
государственных и муниципальных услуг Республики
Татарстан
http://prav.tatarstan.ru/totreception.htm
Правительство Республики Татарстан /
Интернетприемная
http://zags.tatarstan.ru/ Управление записи
гражданского состояния Кабинета Министров
Республики Татарстан
http://www.prokrt.ru/ Прокуратура Республики
Татарстан
http://president.tatarstan.ru/reception Сайт
Президента Республики Татарстан
http://oprt.tatarstan.ru/ общественная Палата
Республики Татарстан
https://minzdrav.tatar.ru/ сайт Министерства
Здравоохранения РТ
148
Модуль 8. Презентации.
Поздравления друзьям
Раздел 1 Презентация
Тема 1. Запуск
PowerPoint.Вид окна и его
основные компоненты. Виды
слайдов. Вставка слайдов.
Форматирование слайдов
Тема 2. Вставка рисунков,
таблиц и диаграмм. Настройка
переходов и анимации
слайдов. Показ слайдов
Выпускная работа
Обсуждение на форуме
Перечень рекомендуемых
учебных изданий, Интернет
ресурсы
Защита Выпускных работ,
обсуждение на форуме
:// tulpar
Лекция с использованием презентации по данной
теме. Электронный образовательный ресурс
http
Тема
http
Тема
. ru / course
. ru / course
? id =579
:// tulpar
/ view
/ view
. kpfu
. kpfu
. php
. php
? id =568.
? id =568.
. php
. kpfu
/ view
:// tulpar
:// tulpar
. ru / course
Лекция с использованием презентации по данной
теме. Электронный образовательный ресурс
http
Тема
http
Тема
Создание презентации на темы:
«Спасибо пенсионному фонду»
«Мой родной край»
«Поздравление друга»
. ru / course
? id =579
/ view
. kpfu
. php
? id =568.
? id =579
. php
. php
. kpfu
. kpfu
/ view
/ view
:// tulpar
:// tulpar
. ru / course
. ru / course
http
Тема
http
Тема
Вставить ссылку на выпускную работу 2х
курсантов
. ru / course
http
http
. ru / course
Литра+ интернетисточники
. ru / course
http
http
. ru / course
:// tulpar
:// tulpar
:// tulpar
:// tulpar
/ view
/ view
/ view
/ view
. kpfu
. kpfu
. kpfu
. kpfu
. php
. php
. php
. php
? id =568.
? id =579
? id =568.
? id =579
http
http
:// tulpar
:// tulpar
. kpfu
. kpfu
. ru / course
. ru / course
/ view
/ view
. php
. php
? id =568.
? id =579
15