Рабочая программа по курсу "Экономика и мы" (3 класс)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экономика и мы» составлена на основе авторской программы Е. А. Мухиной «Экономика и мы» (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова / Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. – Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2011).Рабочая программа по курсу "Экономика и мы" (3 класс)
Иконка файла материала экономика 3 кл.docx
Муниципальное образовательное учреждение Непецинская   средняя общеобразовательная школа УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ Непецинской  средней общеобразовательной школы ____________________ В.И. Кадацкий «___»_______________________2013 г. Рабочая программа по внеурочной деятельности (кружок)  «Экономика и мы»  (базовый уровень) 3а , 3б классы Составитель:  Левина Ирина Николаевна учитель первой квалификационной  категории2013 г. Коломенский муниципальный район Пояснительная записка. Рабочая   программа  по   внеурочной   деятельности   «Экономика   и   мы»   составлена   на   основе авторской программы Е. А. Мухиной  «Экономика и мы»  (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова / Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. – Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2011). Муниципальное   общеобразовательное   учреждение   Непецинская   средняя   общеобразовательная школа  реализует тему «Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса» и ставит своей целью создать оптимальные условия для доступности качественного образования, развития   личности   учащихся   в   соответствии   с   их   образовательными   потребностями   и возможностями, для их успешной социализации, поэтому я считаю целесообразным весь процесс обучения построить на сотрудничестве учитель – ученик, ученик – ученик. Для реализации поставленных задач стараюсь внедрять технологию личностно­ориентированного обучения, рефлексивную деятельность учащихся.  Общая характеристика курса по внеурочной деятельности. Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Экономика» составлена на основе авторской программы Е. А. Мухиной «Экономика и мы» (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова / Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. – Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2011) в соответствии:   с   требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. с возможностями УМК, Программы внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова / Сост. Е. Н. Пертова. – Самара : Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Фёдоров», 2011 с письмом от 12 мая 2011 года № 03­298 (Министерство образования и науки Российской Федерации) «Об   организации   внеурочной   деятельности   при   введении   Федерального   государственного образовательного стандарта общего образования» с   приказом   от   22   сентября   2011   года   №   2357   (Министерство   образования   и   науки   Российской Федерации) «Внесение изменений в Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального   общего   образования,   утверждённый   приказом   министерства   образования   и   науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» с приложением к письму Министерства образования Московской области от 12 сентября 2012 года №   9542   –   08о/07:   методические   рекомендации   «Организация   внеурочной   деятельности   в образовательных  учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС начального  общего образования» с   особенностями   образовательного   учреждения,   образовательных   потребностей   и   запросов обучающихся, воспитанников.      Место  курса по внеурочной деятельности в учебном плане. Для реализации поставленных задач на изучение  курса «Экономика и мы» в 2013­2014 учебном году был отведен 1 час в неделю – 34 часа в год (34 учебные недели).  Авторской программой  Е. А. Мухиной выделяется  1 час в неделю ­ 34 часа  в год.   Ценностные ориентиры содержания курса по внеурочной деятельности. 2Курс экономики ориентирован на достижение оптимального общего развития детей, основной акцент в программе сделан на самостоятельное приобретение школьниками новых знаний. Предлагаемый курс основан на дидактических принципах системы развивающего обучения Л.В. Занкова, а именно: обучение на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп изучения материала; работа над развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Требования к планируемым результатам изучения программы и содержанию тем по экономике. Предметные результаты Обучающийся   научится:  использовать   на   практике   понятия  «торговля»,   «посредничество», «услуги» и представления о товаре как о благе, используемом владельцем для обмена с целью получения других благ; о производителе; о потребителе; о собственных затратах; о прибыли как разнице между выручкой от продаж товаров и услуг и затратами, необходимыми для производства  и продажи этих товаров и услуг; о цене оптовой цене, по которой производитель продает свой товар; о цене розничной цене, по которой торговец продает этот же товар конечному потребителю; о торговле как особом роде деятельности; о торговой прибыли; о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней (внутри своей страны) и внешней (в других странах); о рынке как отношениях, складывающихся между продавцами   и   покупателями,   и   рынке   как   географическом  месте   купли­продажи;   о   спросе   и предложении, об их изменениях в сторону увеличения или уменьшения и соотношении между ними, об их взаимосвязи с ценой; о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос; об услугах как особой форме коммерческой деятельности; о посредничестве как  использовать   на   практике   понятие  «аренда»  и особой   форме   коммерческой   деятельности; представления о собственности и праве ею распоряжаться, об аренде как временном пользовании чужой собственностью   за   определенную   плату;  использовать   на   практике   понятия  «банк»,   «кредит»  и представления   о   первоначальном   капитале   как   сумме   денег,  необходимой   для   любого предпринимательского начинания,  о кредите и кредитоспособности; о банке как посреднике на  рынке денег,   принимающем   вклады   и   предоставляющем   займы;   о   банковском   проценте   как   цене,   которую платят за использование чужих денег; о банковской прибыли как разнице  между суммой процентов, получаемых по ссуде, и суммой процентов, выдаваемых по вкладам; использовать на практике понятие «производство» и представления о производстве как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ; о производителе, собственных затратах производителя; о прибыли производителя; об оптовой цене и оптовой торговле как торговле партиями и разнице между оптовой ценой, по которой производитель продает свой товар, и розничной ценой как ценой, по которой конечный потребитель его приобретает; о материальных затратах; о трудовых затратах; об увеличении прибыли за счет снижения затрат;   о   снижении   затрат   и   сохранении   качества   производимого   продукта;   о   штрафах   как   мерах наказания за невыполнение или некачественное выполнение обязательств; о свободной конкуренции как форме борьбы между предпринимателями;  использовать на практике понятие «акционерная форма капитала»  и представления о капитале как о деньгах, приносящих прибыль; об акциях, акционерных компаниях; о курсе акций и их номинальной стоимости; контрольном пакете акций как способе осуществления финансового контроля; о долговых обязательствах, кредитоспособности и мерах наказания за неуплату долгов; использовать на практике понятие «экономические циклы» и представления о монополии и монополиях, их формах и видах; о конкуренции на уровне монополий; об экономических циклах   и   их   фазах;  использовать   на   практике   понятия  «налоги»,   «пошлины»,  «платежи»  и представления   о   налогах,   видах   налогов   и   налоговых   поступлениях;   о   таможенных   пошлинах   как разновидности   налогов,   взимаемых   государством   с   товаров,   провозимых   через   границу;   о финансировании как предоставлении денежных средств на определенные цели. Обучающийся   получит   возможность   научиться:  за   внешними   формами   видеть   суть экономического явления; отличать формальную логику от экономической; выбирать оптимальный с экономической   и   нравственной   точек   зрения   вариант   и   обосновывать   свой   выбор;  работать   с 3табличным   материалом:   уметь   читать  таблицу,   сводить   данные   в   таблицу;  вычислять недостающие   данные   и   заполнять   таблицу;  пользоваться   основными   формулами   расчета себестоимости, цены и прибыли (исходные формулы расчета: себестоимость + прибыль = цена). Личностные универсальные учебные действия У   обучающегося   будут   сформированы:  внутренняя   позиция   положительного   отношения   к   учебе; ориентация на понимание причин успешного обучения; широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы; проявление интереса к новому учебному материалу; способность к самооценке. Обучающийся получит возможность для формирования:  внутренней позиции обучающегося на уровне   понимания   необходимости   экономических   знаний   в   современном  обществе;  выраженной познавательной   мотивации;  устойчивого   познавательного   интереса   к   новым   способам   познания; морального­нравственного   сознания,   способности   к   решению   морально­нравственных   проблем, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:  принимать  и  сохранять  учебную  задачу;  учитывать  выделенные   учителем ориентиры   действия;   планировать   свои   действия;   осуществлять   пошаговый   и   итоговый   контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. Обучающийся   получит   возможность   научиться:  проявлять   познавательную   инициативу; преобразовывать   практическую   задачу   в   познавательную;  самостоятельно   находить   варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся   научится:  осуществлять   поиск   нужной   информации   для   выполнения   учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы, в открытом информационном пространстве,   в   т.ч.   контролируемом   пространстве   Интернет;   использовать   знаки,   символы,   модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; высказываться в устной и письменной   форме;   ориентироваться   на   разные   способы   решения   познавательных   исследовательских задач;   владеть   основами   смыслового   чтения   текста;   анализировать   объекты,   выделять   главное; осуществлять  синтез  (целое  из   частей);  проводить  сравнение,  классификацию  по  разным  критериям; устанавливать   причинно­следственные   связи;   строить   рассуждения   об   объекте;   обобщать   (выделять класс   объектов   по   какому­либо   признаку);   видеть   проблемы,   ставить   вопросы,   выдвигать   гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в   соответствии   с   исследовательской   задачей   с   использованием   ресурсов   библиотек   и   сети Интернет;  фиксировать   информацию   с   помощью   инструментов  ИКТ;  осознанно   и   произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; формулировать   собственное   мнение;   договариваться,   приходить   к   общему   решению;   соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;  аргументировать   свою   позицию   при   выработке   общего  решения   в   совместной деятельности;  допускать возможность существования разных точек  зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве   необходимую   взаимопомощь;  адекватно   использовать   речь   для   планирования   и регуляции своей деятельности. 4Содержание тем курса по внеурочной деятельности. Экономика как наука. Краткие исторические сведения о ее возникновении и развитии как результате новых форм взаимодействия человека и природы. Потребности. Виды потребностей. Этика и мораль предпринимательства.   Морально­этический   кодекс   цивилизованного   предпринимателя   как   развитие представлений   об   общечеловеческих   ценностях   и   нормах   морали.   Этика   деловых   взаимоотношений. Понятие о товаре. Собственные затраты; цена и прибыль. Понятие о торговле. Торговая прибыль. Формы торговли: оптовая, розничная. Понятие о посредничестве. Доля посредника. Спрос и предложение. Их соотношение и взаимосвязь с ценой. Реклама как коммерческая информация. Формы и этические нормы рекламы.   Услуги   как   особый   вид   деятельности.   Плата   за   услуги.   Долговые   обязательства.   Понятие собственности. Собственность и право распоряжаться ею. Сущность аренды. Арендная плата. Арендный договор. Условия аренды. Капитал. Отличие капитала от суммы денег. Первоначальный капитал. Сущность кредита. Банковский процент   и   банковская   прибыль.   Гарантия   платежеспособности   (залог).   Производство.   Издержки производства. Прибыль производителя. Материальные и трудовые затраты. Экономия и снижение затрат. Качество производимой продукции. Штрафы, пени, неустойки. Конкуренция. Банкротство ­ разорение. Акционерная форма капитала. Слияние капиталов и образование акционерных обществ. Паевой взнос. Акции. Дивиденд как часть чистой прибыли акционерной формы. Акционер. Учредители. Срок платежа. Конфискация   имущества.   Распродажа   имущества.   Аукцион.   Экономические   циклы.   Понятие   о монополии.   Внешняя   торговля.   Контракт   как   способ   юридического   оформления   сделки.   Таможня   и таможенные пошлины. Пошлины на импорт и пошлины на экспорт. Транспортные расходы. Понятие налога. Виды налогов. Источники налогов. 5Календарно­тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Экономика и мы» для 3а и 3б класов на 2013­2014 учебный год. № Тема. Страницы учебника и тетради. Основные виды учебной деятельности Предметные результаты обучающихся Планируемые/ скорректирован ные сроки  Личностные универсальные учебные действия У   обучающегося   будут   сформированы:  внутренняя   позиция   положительного   отношения   к   учебе;   ориентация   на   понимание   причин   успешного обучения; широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;  проявление интереса к новому учебному материалу; способность к самооценке. Обучающийся   получит   возможность   для   формирования:  внутренней   позиции   обучающегося   на   уровне   понимания   необходимости экономических   знаний   в   современном  обществе;  выраженной   познавательной   мотивации;  устойчивого   познавательного   интереса   к   новым способам   познания;  морального­нравственного   сознания,   способности   к   решению   морально­нравственных   проблем,   устойчивого   следования   в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять пошаговый и итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. Обучающийся   получит   возможность   научиться:  проявлять   познавательную   инициативу;  преобразовывать   практическую   задачу   в познавательную; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся   научится:  осуществлять   поиск   нужной   информации   для   выполнения   учебного   исследования   с   использованием   учебной   и дополнительной литературы, в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; высказываться в устной и письменной форме; ориентироваться на разные  способы  решения познавательных  исследовательских  задач; владеть основами смыслового  чтения текста;  анализировать объекты,  выделять главное;    осуществлять синтез (целое из частей);    проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно­следственные связи; строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по какому­либо признаку); видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием   ресурсов   библиотек   и   сети   Интернет;  фиксировать   информацию   с   помощью   инструментов  ИКТ;  осознанно   и   произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. 6Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся   научится:  допускать   существование   различных   точек   зрения;   учитывать   разные   мнения;  формулировать   собственное   мнение; договариваться,   приходить   к   общему   решению;   соблюдать   корректность   в   высказываниях;   задавать   вопросы   по   существу;   использовать   речь   для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Экономика – наука для   всех   и   для каждого 1, 2, 3, 4 5, 6 Потребности. Виды потребностей Провести   в   устной   форме   мини­проектную деятельность по темам: «Что мы узнаем из сказок о старинном этикете»; «Точный   расчет:   зачем   он   нужен»;   «Расчет бюджета семьи. Зачем это знать?»; «История этикета»; «Составление кодекса чести моего класса»; «Мой речевой этикет». Завести   в   тетради   для   каждого   персонажа страничку «Качества героя» для последующего заполнения (после каждой сказки) Можно   предложить   детям   рассмотреть,   как отражается вопрос о потребностях в сказках, Литературных произведениях. Желающие могут заняться мини­проектной деятельностью в устной форме по темам: «Потребности древнего человека», «Потребности   наших   прабабушек», изменились потребности человека за 100 лет». Работа в задачнике­рабочей тетради по экономике «Путешествие в компании Белки и  ее друзей»   «Как за   внешними   формами   видеть   суть экономического явления;  отличать формальную логику от экономической; выбирать   оптимальный   с   экономической   и нравственной   точек   зрения   вариант   и обосновывать свой выбор 3­а ______ _ 3­б _______ _ использовать   на   практике   понятия  «торговля», «посредничество»,   «услуги»  и   представления   о товаре как о благе,  используемом владельцем для обмена   с   целью   получения   других   благ;   о производителе;   о   потребителе;   о   собственных затратах; о прибыли как разнице между выручкой от продаж товаров и услуг и затратами, необходимыми для производства и продажи этих товаров и услуг; о цене   оптовой     цене,   по  которой   производитель продает свой товар; о цене ;торговец продает этот же товар конечному  потребителю; о торговле как особом роде деятельности; о торговой прибыли; о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней   (внутри   своей   страны)   и   внешней   (в других странах) 7, Торговля – это  Страница | 7 Можно   предложить   исследовательские   мини­ о рынке как отношениях,  складывающихся  между8, 9, 10 11 , 12 , 13 , 14 15 , 16 , 17 18 , 19 , 20 , 21 22 , 23 , расчет проекты:   «История   денег»;   «История   копейки»; «Что   служило   деньгами   у   разных   народов», «Пословицы   и   поговорки   со   словами   «деньги», «копейка», «рубль», «цена», «торговля». Провести викторину   по   литературным   произведениям, которые связаны с понятиями товарно­денежных отношений Услуга как особый  вид деятельности Понятие  собственности и право  распоряжаться ею Первоначальный  капитал. Сущность кредита   могли Использовать   интегрированную   игру   «Открываю свое дело». Составление бизнес­плана по организации своего предприятия. На уроке или дома можно предложить составить таблицу,   какие   профессии   были   раньше   и   есть сейчас, появились недавно Подбор отрывков из сказок, где по смыслу отношений употреблены экономические   понятия   (например,   «Мужик   и медведь»: понятия «арендатор», «арендодатель», «арендная плата»). Составление экономических задач на нахождение арендной платы Возможные темы мини­проектов: «История банка»; «Как банки повлияли на развитие экономики»; «Банк. Вклады»; «Разновидности банка». Можно провести игру «Справочное бюро»   быть   продавцами   и   покупателями,   и   рынке   как географическом месте купли­продажи; о спросе и предложении,   об   их   изменениях   в   сторону увеличения или уменьшения и соотношении между ними, об их взаимосвязи с ценой; о рекламе как   коммерческой   информации,   имеющей   целью привлечь   потребителей   и   увеличить   спрос;   об услугах   как   особой   форме   коммерческой деятельности об   услугах   как   особой   форме   коммерческой деятельности; о посредничестве как особой форме коммерческой   деятельности;   о   рекламе   как коммерческой   информации,   имеющей   целью привлечь потребителей и увеличить спрос работать с табличным материалом: уметь читать таблицу,   сводить   данные   в   таблицу;  вычислять недостающие   данные   и   заполнять   таблицу; пользоваться   основными   формулами   расчета себестоимости, цены и прибыли (исходные формулы расчета: себестоимость + прибыль = цена). работать с табличным материалом: уметь читать таблицу,   сводить   данные   в   таблицу;  вычислять недостающие   данные   и   заполнять   таблицу; пользоваться   основными   формулами   расчета себестоимости, цены и прибыли (исходные формулы расчета: себестоимость + прибыль = цена). Производство Интерактивная   игра   «Я   открываю   производство. Мой бизнес­план». Игра «Путь к успеху», в которой игроки условно «проходят» различные использовать на практике понятие «производство» и   представления   о   производстве   как   воздействии человека   на  природу   с   целью   создания экономических благ; о производителе, собственных Страница | 824 25 , 26 , 27 варианты коммерческой деятельности.   Можно   увеличить   размер   игры, поделить класс на команды. Учащиеся, попадая   на   тот   или   иной   значок,   приводят примеры к различным видам деятельности Конкуренция:  хорошо это или плохо? Провести   урок­игру   «Конкуренция:   хорошо   или плохо», мини­проекты по темам: «Примеры конкурентной борьбы в истории», «Положительные и отрицательные стороны конкурентной борьбы» Организовать игру «Аукцион» 28 , 29 Банкротство. Акционерная  форма капитала Страница | 9 затратах производителя; о прибыли производителя; об оптовой цене и оптовой торговле как торговле партиями   и   разнице   между   оптовой   ценой,   по которой   производитель   продает   свой   товар,   и розничной ценой как ценой,  по которой конечный потребитель   его   приобретает;   о   материальных затратах;   о   трудовых   затратах;   об   увеличении прибыли за счет снижения затрат; о снижении затрат и сохранении качества производимого продукта; о штрафах как мерах наказания за невыполнение или некачественное   выполнение   обязательств;   о свободной конкуренции как форме борьбы между предпринимателями использовать на практике понятие «производство» и   представления   о   производстве   как   воздействии человека   на  природу   с   целью   создания экономических благ; о производителе, собственных затратах производителя; о прибыли производителя; об оптовой цене и оптовой торговле как торговле партиями   и   разнице   между   оптовой   ценой,   по которой   производитель   продает   свой   товар,   и розничной ценой как ценой,  по которой конечный потребитель   его   приобретает;   о   материальных затратах;   о   трудовых   затратах;   об   увеличении прибыли за счет снижения затрат; о снижении затрат и сохранении качества производимого продукта; о штрафах как мерах наказания за невыполнение или некачественное   выполнение   обязательств;   о свободной конкуренции как форме борьбы между предпринимателями использовать   на   практике   понятие  «акционерная форма капитала» и представления о капитале как о   деньгах,   приносящих   прибыль;   об   акциях, акционерных   компаниях;   о   курсе  акций   и   ихВнешняя торговля Можно предложить учащимся мини­проект «Составление контракта» Способы ведения хозяйства Возможно провести с учащимися дискуссию о рациональных способах ведения хозяйства 30 , 31 32 , 33 34 Итоговый урок Итого: 34 часа Защита проектов, КВН «Путь к успеху» номинальной стоимости; контрольном пакете акций как способе осуществления финансового контроля; о долговых обязательствах, кредитоспособности и мерах наказания за неуплату долгов использовать на практике понятие «экономические циклы»  и   представления   о   монополии   и монополиях, их формах и видах; о конкуренции на уровне монополий; об экономических циклах и их фазах использовать   на   практике   понятия  «налоги», «пошлины»,   «платежи»  и   представления   о налогах, видах налогов и налоговых поступлениях; о   таможенных   пошлинах   как   разновидности налогов,   взимаемых   государством   с   товаров, провозимых через  границу; о финансировании как предоставлении денежных средств на определенные цели. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНОBМЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОBТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА Учебные и методические пособия: Смирнова Т.В. Дом в Обычном переулке: экономическая сказка для детей. Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2004. ­ 160 с. Смирнова Т.В. Белка и компания: экономика для детей в сказках, играх и задачках. ­ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. ­ 144 с. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей: задачник­рабочая тетрадь по экономике. 2­3 классы (2­й год обучения): в 2 частях. ­ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. ­ 48 с. Смирнова   Т.В.,   Проснякова   Т.Н.,   Мухина   Е.А.  Методические   рекомендации   к   факультативному   курсу   «Экономика   для   младших   школьников».   ­ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров, 2009. ­ 112 с. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». ­ Самара : Издательство «Учебная литература : Издательский дом «Федоров», Страница | 102008. ­ 96 с. Смирнова   Т.В.,   Проснякова   Т.Н.  Методические   рекомендации,   ответы   и   пояснения   к   задачнику­рабочей   тетради   по   экономике   «Путешествие   в компании Белки и ее друзей». ­ Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2004. ­ 24 с. Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. ­ Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2006. ­ 128 с. Специфическое сопровождение (оборудование): * проектор; * компьютеры для учителя и учащихся. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей начальных классов  № 1  от ___. августа. 2013г.  СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР _____________/Беневоленская И. Е./ ___. августа.2013г. Страница | 11