Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экономика и мы» составлена на основе авторской программы Е. А. Мухиной «Экономика и мы» (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова / Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. – Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2011).Рабочая программа по курсу "Экономика и мы" (3 класс)
Муниципальное образовательное учреждение
Непецинская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ Непецинской
средней общеобразовательной школы
____________________ В.И. Кадацкий
«___»_______________________2013 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности (кружок)
«Экономика и мы»
(базовый уровень)
3а , 3б классы
Составитель: Левина Ирина Николаевна
учитель первой квалификационной категории2013 г.
Коломенский муниципальный район
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экономика и мы» составлена на основе
авторской программы Е. А. Мухиной «Экономика и мы» (Программы начального общего образования.
Система Л. В. Занкова / Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. – Самара : Издательский дом «Фёдоров»,
2011).
Муниципальное общеобразовательное учреждение Непецинская средняя общеобразовательная
школа реализует тему «Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса» и
ставит своей целью создать оптимальные условия для доступности качественного образования,
развития личности учащихся в соответствии с их образовательными потребностями и
возможностями, для их успешной социализации, поэтому я считаю целесообразным весь процесс
обучения построить на сотрудничестве учитель – ученик, ученик – ученик.
Для реализации поставленных задач стараюсь внедрять технологию личностноориентированного
обучения, рефлексивную деятельность учащихся.
Общая характеристика курса по внеурочной деятельности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экономика» составлена на основе авторской
программы Е. А. Мухиной «Экономика и мы» (Программы начального общего образования. Система Л.
В. Занкова / Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. – Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2011) в
соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
с возможностями УМК, Программы внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова / Сост. Е. Н.
Пертова. – Самара : Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Фёдоров», 2011
с письмом от 12 мая 2011 года № 03298 (Министерство образования и науки Российской Федерации)
«Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»
с приказом от 22 сентября 2011 года № 2357 (Министерство образования и науки Российской
Федерации) «Внесение изменений в Федеральный государственный общеобразовательный стандарт
начального общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»
с приложением к письму Министерства образования Московской области от 12 сентября 2012 года
№ 9542 – 08о/07: методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в
образовательных учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС начального общего
образования»
с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов
обучающихся, воспитанников.
Место курса по внеурочной деятельности в учебном плане.
Для реализации поставленных задач на изучение курса «Экономика и мы» в 20132014 учебном году
был отведен 1 час в неделю – 34 часа в год (34 учебные недели). Авторской программой Е. А. Мухиной
выделяется 1 час в неделю 34 часа в год.
Ценностные ориентиры содержания курса по внеурочной деятельности.
2Курс экономики ориентирован на достижение оптимального общего развития детей, основной акцент
в программе сделан на самостоятельное приобретение школьниками новых знаний. Предлагаемый курс
основан на дидактических принципах системы развивающего обучения Л.В. Занкова, а именно: обучение
на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый
темп изучения материала; работа над развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
Требования к планируемым результатам изучения программы и содержанию тем по экономике.
Предметные результаты
Обучающийся научится: использовать на практике понятия «торговля», «посредничество»,
«услуги» и представления о товаре как о благе, используемом владельцем для обмена с целью получения
других благ; о производителе; о потребителе; о собственных затратах; о прибыли как разнице между
выручкой от продаж товаров и услуг и затратами, необходимыми для производства и продажи этих
товаров и услуг; о цене оптовой цене, по которой производитель продает свой товар; о цене розничной
цене, по которой торговец продает этот же товар конечному потребителю; о торговле как особом роде
деятельности; о торговой прибыли; о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней
(внутри своей страны) и внешней (в других странах); о рынке как отношениях, складывающихся между
продавцами и покупателями, и рынке как географическом месте куплипродажи; о спросе и
предложении, об их изменениях в сторону увеличения или уменьшения и соотношении между ними, об их
взаимосвязи с ценой; о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей
и увеличить спрос; об услугах как особой форме коммерческой деятельности; о посредничестве как
использовать на практике понятие «аренда» и
особой форме коммерческой деятельности;
представления о собственности и праве ею распоряжаться, об аренде как временном пользовании чужой
собственностью за определенную плату; использовать на практике понятия «банк», «кредит» и
представления о первоначальном капитале как сумме денег, необходимой для любого
предпринимательского начинания, о кредите и кредитоспособности; о банке как посреднике на рынке
денег, принимающем вклады и предоставляющем займы; о банковском проценте как цене, которую
платят за использование чужих денег; о банковской прибыли как разнице между суммой процентов,
получаемых по ссуде, и суммой процентов, выдаваемых по вкладам; использовать на практике понятие
«производство» и представления о производстве как воздействии человека на природу с целью создания
экономических благ; о производителе, собственных затратах производителя; о прибыли производителя;
об оптовой цене и оптовой торговле как торговле партиями и разнице между оптовой ценой, по которой
производитель продает свой товар, и розничной ценой как ценой, по которой конечный потребитель его
приобретает; о материальных затратах; о трудовых затратах; об увеличении прибыли за счет снижения
затрат; о снижении затрат и сохранении качества производимого продукта; о штрафах как мерах
наказания за невыполнение или некачественное выполнение обязательств; о свободной конкуренции как
форме борьбы между предпринимателями; использовать на практике понятие «акционерная форма
капитала» и представления о капитале как о деньгах, приносящих прибыль; об акциях, акционерных
компаниях; о курсе
акций и их номинальной стоимости; контрольном пакете акций как способе осуществления финансового
контроля; о долговых обязательствах, кредитоспособности и мерах наказания
за неуплату долгов; использовать на практике понятие «экономические циклы» и представления о
монополии и монополиях, их формах и видах; о конкуренции на уровне монополий; об экономических
циклах и их фазах; использовать на практике понятия «налоги», «пошлины», «платежи» и
представления о налогах, видах налогов и налоговых поступлениях; о таможенных пошлинах как
разновидности налогов, взимаемых государством с товаров, провозимых через границу; о
финансировании как предоставлении денежных средств на определенные цели.
Обучающийся получит возможность научиться: за внешними формами видеть суть
экономического явления; отличать формальную логику от экономической; выбирать оптимальный с
экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор; работать с
3табличным материалом: уметь читать таблицу, сводить данные в таблицу; вычислять
недостающие данные и заполнять таблицу; пользоваться основными формулами расчета
себестоимости, цены и прибыли (исходные формулы расчета: себестоимость + прибыль = цена).
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы: внутренняя позиция положительного отношения к учебе;
ориентация на понимание причин успешного обучения; широкая мотивационная основа экономической
деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; проявление интереса
к новому учебному материалу; способность к самооценке.
Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на
уровне понимания необходимости экономических знаний в современном обществе; выраженной
познавательной мотивации; устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;
моральногонравственного сознания, способности к решению моральнонравственных проблем,
устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем
ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в
действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты
решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного
исследования с использованием учебной и дополнительной литературы, в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; использовать знаки, символы, модели,
схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; высказываться в устной и
письменной форме; ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских
задач; владеть основами смыслового чтения текста; анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинноследственные связи; строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять
класс объектов по какомулибо признаку); видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и
выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации
в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно
строить сообщения в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее
установление причинноследственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать
корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего
действия; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою
позицию; аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной
деятельности; допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию
партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и
регуляции своей деятельности.
4Содержание тем курса по внеурочной деятельности.
Экономика как наука. Краткие исторические сведения о ее возникновении и развитии как результате
новых форм взаимодействия человека и природы. Потребности. Виды потребностей. Этика и мораль
предпринимательства. Моральноэтический кодекс цивилизованного предпринимателя как развитие
представлений об общечеловеческих ценностях и нормах морали. Этика деловых взаимоотношений.
Понятие о товаре. Собственные затраты; цена и прибыль. Понятие о торговле. Торговая прибыль. Формы
торговли: оптовая, розничная. Понятие о посредничестве. Доля посредника. Спрос и предложение. Их
соотношение и взаимосвязь с ценой. Реклама как коммерческая информация. Формы и этические нормы
рекламы. Услуги как особый вид деятельности. Плата за услуги. Долговые обязательства. Понятие
собственности. Собственность и право распоряжаться ею. Сущность аренды. Арендная плата. Арендный
договор. Условия аренды.
Капитал. Отличие капитала от суммы денег. Первоначальный капитал. Сущность кредита. Банковский
процент и банковская прибыль. Гарантия платежеспособности (залог). Производство. Издержки
производства. Прибыль производителя. Материальные и трудовые затраты. Экономия и снижение затрат.
Качество производимой продукции. Штрафы, пени, неустойки. Конкуренция. Банкротство разорение.
Акционерная форма капитала. Слияние капиталов и образование акционерных обществ. Паевой взнос.
Акции. Дивиденд как часть чистой прибыли акционерной формы. Акционер. Учредители. Срок платежа.
Конфискация имущества. Распродажа имущества. Аукцион. Экономические циклы. Понятие о
монополии. Внешняя торговля. Контракт как способ юридического оформления сделки. Таможня и
таможенные пошлины. Пошлины на импорт и пошлины на экспорт. Транспортные расходы.
Понятие налога. Виды налогов. Источники налогов.
5Календарнотематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Экономика и мы»
для 3а и 3б класов на 20132014 учебный год.
№
Тема.
Страницы
учебника и
тетради.
Основные виды учебной деятельности
Предметные результаты
обучающихся
Планируемые/
скорректирован
ные сроки
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы: внутренняя позиция положительного отношения к учебе; ориентация на понимание причин успешного
обучения; широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные
и внешние мотивы; проявление интереса к новому учебному материалу; способность к самооценке.
Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости
экономических знаний в современном обществе; выраженной познавательной мотивации; устойчивого познавательного интереса к новым
способам познания; моральногонравственного сознания, способности к решению моральнонравственных проблем, устойчивого следования в
поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в
действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; преобразовывать практическую задачу в
познавательную; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и
дополнительной литературы, в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; использовать знаки, символы,
модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; высказываться в устной и письменной форме; ориентироваться на
разные способы решения познавательных исследовательских задач; владеть основами смыслового чтения текста; анализировать объекты, выделять
главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинноследственные
связи; строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по какомулибо признаку); видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать)
свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно
строить сообщения в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
6Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение;
договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для
регуляции своего действия; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию при
выработке общего решения в совместной деятельности; допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию
партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Экономика – наука
для всех и для
каждого
1,
2,
3,
4
5,
6
Потребности.
Виды потребностей
Провести в устной форме минипроектную
деятельность по темам:
«Что мы узнаем из сказок о старинном этикете»;
«Точный расчет: зачем он нужен»; «Расчет
бюджета семьи. Зачем это знать?»;
«История этикета»; «Составление кодекса чести
моего класса»; «Мой речевой этикет».
Завести в тетради для каждого персонажа
страничку «Качества героя» для последующего
заполнения (после каждой сказки)
Можно предложить детям рассмотреть, как
отражается вопрос о потребностях в сказках,
Литературных произведениях. Желающие
могут заняться минипроектной
деятельностью в устной форме по темам:
«Потребности древнего человека»,
«Потребности наших прабабушек»,
изменились потребности человека за 100 лет».
Работа в задачникерабочей тетради
по экономике «Путешествие в компании Белки и
ее друзей»
«Как
за внешними формами видеть суть
экономического явления;
отличать формальную логику от экономической;
выбирать оптимальный с экономической и
нравственной точек зрения вариант и
обосновывать свой выбор
3а
______
_
3б
_______
_
использовать на практике понятия «торговля»,
«посредничество», «услуги» и представления о
товаре как о благе, используемом владельцем для
обмена с целью получения других благ; о
производителе; о потребителе; о собственных
затратах; о прибыли как разнице между выручкой от
продаж товаров и услуг и затратами, необходимыми
для производства и продажи этих товаров и услуг; о
цене оптовой цене, по которой производитель
продает свой товар; о цене ;торговец продает этот
же товар конечному потребителю; о торговле как
особом роде деятельности; о торговой прибыли; о
формах торговли: оптовой и розничной, аукционе,
внутренней (внутри своей страны) и внешней (в
других странах)
7, Торговля – это
Страница | 7
Можно предложить исследовательские мини о рынке как отношениях, складывающихся между8,
9,
10
11
,
12
,
13
,
14
15
,
16
,
17
18
,
19
,
20
,
21
22
,
23
,
расчет
проекты: «История денег»; «История копейки»;
«Что служило деньгами у разных народов»,
«Пословицы и поговорки со словами «деньги»,
«копейка», «рубль», «цена», «торговля». Провести
викторину по литературным произведениям,
которые связаны с понятиями товарноденежных
отношений
Услуга как особый
вид
деятельности
Понятие
собственности
и право
распоряжаться ею
Первоначальный
капитал.
Сущность кредита
могли
Использовать интегрированную игру «Открываю
свое дело».
Составление бизнесплана по организации
своего предприятия.
На уроке или дома можно предложить составить
таблицу, какие профессии были раньше и есть
сейчас, появились недавно
Подбор отрывков из сказок, где по смыслу
отношений
употреблены
экономические понятия (например, «Мужик и
медведь»: понятия «арендатор»,
«арендодатель», «арендная плата»).
Составление экономических задач
на нахождение арендной платы
Возможные темы минипроектов: «История
банка»; «Как банки повлияли на развитие
экономики»; «Банк. Вклады»;
«Разновидности банка». Можно провести
игру «Справочное бюро»
быть
продавцами и покупателями, и рынке как
географическом месте куплипродажи; о спросе и
предложении, об их изменениях в сторону
увеличения или уменьшения и соотношении
между ними, об их взаимосвязи с ценой; о рекламе
как коммерческой информации, имеющей целью
привлечь потребителей и увеличить спрос; об
услугах как особой форме коммерческой
деятельности
об услугах как особой форме коммерческой
деятельности; о посредничестве как особой форме
коммерческой деятельности; о рекламе как
коммерческой информации,
имеющей целью
привлечь потребителей и увеличить спрос
работать с табличным материалом: уметь читать
таблицу, сводить данные в таблицу; вычислять
недостающие данные и заполнять таблицу;
пользоваться основными формулами расчета
себестоимости, цены и прибыли (исходные формулы
расчета: себестоимость + прибыль = цена).
работать с табличным материалом: уметь читать
таблицу, сводить данные в таблицу; вычислять
недостающие данные и заполнять таблицу;
пользоваться основными формулами расчета
себестоимости, цены и прибыли (исходные формулы
расчета: себестоимость + прибыль = цена).
Производство
Интерактивная игра «Я открываю производство.
Мой бизнесплан».
Игра «Путь к успеху»,
в которой игроки условно «проходят» различные
использовать на практике понятие «производство»
и представления о производстве как воздействии
человека на
природу с целью создания
экономических благ; о производителе, собственных
Страница | 824
25
,
26
,
27
варианты коммерческой
деятельности. Можно увеличить размер игры,
поделить класс на команды. Учащиеся,
попадая на тот или иной значок, приводят
примеры к различным видам деятельности
Конкуренция:
хорошо это
или плохо?
Провести урокигру «Конкуренция: хорошо или
плохо», минипроекты по темам:
«Примеры конкурентной борьбы в истории»,
«Положительные и отрицательные стороны
конкурентной борьбы»
Организовать игру «Аукцион»
28
,
29
Банкротство.
Акционерная
форма
капитала
Страница | 9
затратах производителя; о прибыли производителя;
об оптовой цене и оптовой торговле как торговле
партиями и разнице между оптовой ценой, по
которой производитель продает свой товар, и
розничной ценой как ценой, по которой конечный
потребитель его приобретает; о материальных
затратах; о трудовых затратах; об увеличении
прибыли за счет снижения затрат; о снижении затрат
и сохранении качества производимого продукта; о
штрафах как мерах наказания за невыполнение или
некачественное выполнение обязательств;
о
свободной конкуренции как форме борьбы между
предпринимателями
использовать на практике понятие «производство»
и представления о производстве как воздействии
человека на
природу с целью создания
экономических благ; о производителе, собственных
затратах производителя; о прибыли производителя;
об оптовой цене и оптовой торговле как торговле
партиями и разнице между оптовой ценой, по
которой производитель продает свой товар, и
розничной ценой как ценой, по которой конечный
потребитель его приобретает; о материальных
затратах; о трудовых затратах; об увеличении
прибыли за счет снижения затрат; о снижении затрат
и сохранении качества производимого продукта; о
штрафах как мерах наказания за невыполнение или
некачественное выполнение обязательств;
о
свободной конкуренции как форме борьбы между
предпринимателями
использовать на практике понятие «акционерная
форма капитала» и представления о капитале как
о деньгах, приносящих прибыль; об акциях,
акционерных компаниях; о курсе акций и ихВнешняя торговля Можно предложить учащимся минипроект
«Составление контракта»
Способы ведения
хозяйства
Возможно провести с учащимися дискуссию
о рациональных способах ведения хозяйства
30
,
31
32
,
33
34 Итоговый урок
Итого: 34 часа
Защита проектов,
КВН «Путь к успеху»
номинальной стоимости; контрольном пакете акций
как способе осуществления финансового контроля;
о долговых обязательствах, кредитоспособности и
мерах наказания за неуплату долгов
использовать на практике понятие «экономические
циклы»
и представления о монополии и
монополиях, их формах и видах; о конкуренции на
уровне монополий; об экономических циклах и их
фазах
использовать на практике понятия «налоги»,
«пошлины», «платежи» и представления о
налогах, видах налогов и налоговых поступлениях;
о таможенных пошлинах как разновидности
налогов, взимаемых государством с товаров,
провозимых через границу; о финансировании как
предоставлении денежных средств на определенные
цели.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНОBМЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОBТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА
Учебные и методические пособия:
Смирнова Т.В. Дом в Обычном переулке: экономическая сказка для детей. Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2004.
160 с.
Смирнова Т.В. Белка и компания: экономика для детей в сказках, играх и задачках. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом
«Федоров», 2011. 144 с.
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей: задачникрабочая тетрадь по экономике. 23 классы (2й год обучения): в 2
частях. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. 48 с.
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших школьников».
Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров, 2009. 112 с.
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». Самара : Издательство «Учебная литература :
Издательский дом «Федоров»,
Страница | 102008. 96 с.
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации, ответы и пояснения к задачникурабочей тетради по экономике «Путешествие в
компании Белки и ее друзей». Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2004. 24 с.
Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2006. 128 с.
Специфическое сопровождение (оборудование):
* проектор;
* компьютеры для учителя и учащихся.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей начальных классов
№ 1 от ___. августа. 2013г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
_____________/Беневоленская И. Е./
___. августа.2013г.
Страница | 11