Государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Волжская специальная школа №1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
Психологический практикум
для 7 класса
Автор-составитель –
Лазарева Л.В., педагог-психолог
Пояснительная записка
Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм общечеловеческой культуры.
Гармоничное развитие личности подростка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье — фундамент духовного развития. Одной из важнейших задач подросткового периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть — развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со сверстниками и взрослыми. По мнению педагога Е.Юдиной, взрослый, обладающий высокой компетентностью в общении, — наиболее вероятный образец для подростка. Если подростка понимают и принимают, он легче преодолевает внутренние конфликты и становится способным к личностному росту. Умение общаться имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка с нарушением интеллекта, для коррекции недостатков его личности, развития его самооценки. Умение общаться является одним из критериев, определяющих готовность детей с умственной отсталостью жить в обществе. Именно в общении у воспитанников формируется умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.
Цель программы: дать учащимся знания об искусстве человеческих взаимоотношений, сформировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, представителям противоположного пола, сверстникам и взрослым людям.
Задачи:
· учить детей самостоятельно ориентироваться в разнообразии жизненных ситуаций;
· формировать коммуникативные умения и социальные контакты с окружающими людьми;
· развивать язык жестов, мимики и пантомимики, коммуникативной гибкости;
· учить преодолевать нерешительность, неуверенность в себе, формировать адекватную самооценку;
· развивать умения распознавать эмоциональные реакции других людей и адекватно выражать свои эмоции;
· способствовать созданию чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
· коррекция когнитивных и эмоциональных процессов;
· развитие приёмов саморегуляции в системе "Я - окружающая среда".
Программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Количество часов по четвертям
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
за год |
16 |
14 |
22 |
16 |
68 |
Тематический план
№п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
Краткое содержание |
1.
2.
3.
|
Мои эмоции
Мое поведение
Мое окружение
|
18
24
26
|
Упражнения и игры на развитие эмоциональной сферы, развитие способности передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; развитие умения распознавать эмоциональное состояние людей; снижение эмоционального напряжения.
Упражнения и игры на развитие умения контролировать свое поведение; формирование социальных навыков; развитие ролевой гибкости; развитие навыков конструктивного поведения; обучение приемам психической саморегуляции.
Упражнения и игры на расширение коммуникативной сферы; развитие навыков общения; формирование адекватной самооценки; снижение тревожности; обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций.
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:
·о вербальных и невербальных средствах коммуникации в общении;
·о функциональном и содержательном назначении различных частей тела, внешности при создании образа «Я»;
·об оказании друг другу помощи, поддержки;
·о собственных поступках,
·о навыках культуры поведения.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:
·уметь в социально приемлемых формах выражать свою индивидуальность;
·уметь осуществлять самоконтроль в общении с людьми;
·уметь дифференцировать ситуации общения и избегать различных сложных ситуаций;
·уметь выполнять свои социальные роли в общении;
·уметь слушать и быть интересным другом;
·уметь расположить к себе человека;
·уметь улыбаться, спорить, избегать драки, конфликты;
·уметь работать сообща, сотрудничать, учитывать интересы и желания других.
Информационные ресурсы
1. Матвеева Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. СПб: Речь, 2007.
2. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг. СПб. Речь, 2010.
3. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. 2-е изд., испр. и доп. /Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. М.: Флинта, Наука, 1998. — 312 с.
4. Практикум по возрастной психологии/ под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., СПб, 2002.
5. Психологическое консультирование подростков-инвалидов: 2-е изд., перераб. Авторы-составители: И.В. Кузнецова, О.В. Большакова, О.Н. Посысоев и др. Ярославль: Центр «Ресурс», 2002. — 130 с.
6. Файзиева Е.Б. Программа коррекции умений и навыков межличностного общения подростков 12–15 лет (тренинг общения) // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. 2011. № 1. — С. 83-100.
7. М.М. Левинштейн «Уроки общения» Брянск 1997г.
8. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. СПб, 2000
9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.