Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"
Оценка 4.8

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
6 кл
27.03.2018
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"
Устаревшие слова Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: Исчезают одни слова, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становится малоупотребительным, а потом и совсем исчезает. Слова уходят из языка, если из жизни уходят предметы, явления, вещи. Также интересная наука этимология .
моя программа к тайнам слова.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СПАС­ЗАУЛКОВСКАЯ ШКОЛА «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА» 141667, Московская область, Клинский район, с. Спас­Заулок, ул. Центральная, д. 19 тел. 8(49624)5­22­42; факс 8(49624)5­22­42 e­mail: shkola.spas­zaulok@yandex.ru «УТВЕРЖДАЮ»      Директор школы       ___________  Г.В.Старикова                            Приказ по школе                         от  30.08.2017 г.  №  29/1 Рабочая программа учителя по курсу внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «К тайнам слова» Класс: 6в Количество часов: 34 ч Учитель: Дмитриева Г.В. 2017­2018 учебный год Пояснительная записка    Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности «К тайнам слова»    разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта общего образования . Планируемые результаты Личностные результаты: ­ понимание русского языка как одной из основных национально­культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; ­ осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка   как   явления   национальной   культуры;   стремление   к   речевому самосовершенствованию; ­   достаточный   объем   словарного   запаса   и   усвоенных   лексических, фразеологических   средств   для   свободного   выражения   мыслей   и   чувств   в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты Регулятивные: ­ способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой   информации,   компакт­диски   учебного   назначения,   ресурсы Интернета;  ­   свободно   пользоваться   словарями   различных   типов,   справочной литературой; ­ овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; ­ умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,   стилистических   особенностей   и   использованных   языковых средств; ­ способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности   (индивидуальной   и   коллективной),   последовательность действий. Коммуникативные:  ­   умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной  степенью свернутости; ­   умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и  жанров с учетом   замысла, адресата и ситуации общения;  ­   способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и  письменной форме; 2 ­   владение разными видами монолога и диалога; ­   способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого  этикета; ­   способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового  оформления; ­   умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять  их, совершенствовать и редактировать собственные тексты; ­   умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими  сообщениями, докладами. Познавательные: ­ оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; ­   проектировать,   корректировать   индивидуальный   маршрут   восполнения проблемных   зон   выполняемой   предметной,   метапредметной,   личностно ориентированной деятельности; ­   применять   само­   и   взаимодиагностику   при   перепроектировании индивидуальных   маршрутов   восполнения   проблемных   зон   в   предметной, метапредметной деятельности. Предметные результаты ­ определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно­ ориентированной сферах деятельности, ­ строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной, личностно­ориентированной  деятельности, ­ проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задачи, ­ выполнять индивидуальный  проект при консультативной помощи учителя, ­ корректировать индивидуальный маршрут творческого саморазвития при  консультативной помощи учителя, ­ планировать и реализовывать игровую деятельность, ­ производить исследование, ­ выделять индивидуальное задание при консультативной помощи ученика­ эксперта, ­ составлять алгоритм выполнения творческого задания, ­ выполнять творческое задание при консультативной помощи учителя, 3 ­ участвовать в коллективной деятельности, ­ исследовать поэтический текст, ­ выполнять индивидуальное задание в составе группы, ­ участвовать в творческом диалоге со сверстниками, ­ составлять словарную статью по алгоритму выполнения аналитического  задания, ­ находить необходимую информацию, ­ выполнять индивидуальное задание по алгоритму, ­ производить самодиагностику результатов выполнения творческой, ис­ следовательской работы, ­ производить лингвистическое иллюстрирование, ­ применять алгоритм проведения грамматической игры, ­ применять правила коллективного решения творческой задачи. учащиеся должны знать: ­отличительные признаки основных языковых единиц; ­   основные   термины   и   понятия,   связанные   с   лексикой,   синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией; ­слова, словосочетания, предложения, текста; ­основные орфографические  и пунктуационные правила; ­о   некоторых   нормах   русского   языка:   произносительных, употребительных; учащиеся должны уметь: ­четко   артикулировать   слова,   воспринимать   и   воспроизводить   интонацию речи; ­ подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты; ­ различать слова­ паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы; ­ пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим,  этимологическими словарями   слово Содержание курса внеурочной деятельности    с указанием форм организации и видов деятельности В   первой   части   курса  «Ярмарка   идей»  происходит   формирование Творческой   лаборатории   проектирования   индивидуального   маршрута 4 фразеология); саморазвития   в   соответствии   с   потребностями   учащихся,   с   диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика,   осуществляется   совместное   планирование маршрутов   восполнения   проблемных   зон   (первичное   проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости   углубления   и   расширения   теоретических   знаний   и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка. В ходе  «Ярмарки   идей»  происходит   выбор   эффективных   (наиболее интересных)   форм   решения   задачи:   Творческих   мастерских   юного исследователя   художественного   текста,  Творческих   лабораторий   работы   с этимологическим словарем. Во второй части «Слово о словах» дети подробно, в занимательной форме игры, Творческих лабораторий, Творческих мастерских знакомятся с сино­ нимами,   антонимами,   паронимами,   архаизмами   и   другими   понятиями. Большое   внимание   уделяется   изучению   фразеологизмов,   пословиц. Выполняются   творческие   работы   по   составленным   в   коллективной исследовательской,   аналитической   деятельности   алгоритмам   выполнения проектных, презентационных, творческих работ. В третьей части «Что в имени тебе моем...» особое внимание уделяется этимологии слова, фразеологической единицы, с которыми учащиеся встре­ чаются в повседневной жизни и на уроках. Это завершающий этап работы Творческих лабораторий и мастерских, предполагающий презентацию и за­ щиту   творческих   индивидуальных   и   коллективных   проектов:   сборников статей   научно­популярного   содержания,   тематических   словарей   по   теме «Лексика.   Фразеология»,   выступлений   на   школьной   научно­   практической конференции в секции «Филология: исследование и поиск». I.«ЯРМАРКА ИДЕЙ»  Тема 1. Что я умею, что могу?  Формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута   саморазвития   в   соответствии   с   потребностями   учащихся,   с диагностикой   проблемных   зон   в   изучении   учащимися   разделов   предмета «Русский язык» (лексика, фразеология). Тема 2. Через тернии к звездам  Совместное   планирование   маршрутов   восполнения   проблемных   зон (первичное   проектирование   индивидуальных   маршрутов   реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических   знаний   и   представлений   о   лексическом,   фразеологическом составе русского языка. Темы 3—5. Эврика!  В   ходе   проведения  «Ярмарки   идей»  происходит   выбор   эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя   художественного   текста,   Творческих   лабораторий   работы   с 5 этимологическим   словарем.   Составление   плана   исследовательской, аналитической работы, выбор необходимой научной, справочной литературы, определение круга проблем исследователя. II. «СЛОВО О СЛОВАХ»  Тема 6. Имена вещей  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.  Темы: «Уточнение понятия о лексическом значении слов», «Знакомство с лингвисти­ ческими   словарями   русского   языка»,   «Знакомство   с   особенностями словарной статьи», «Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей».   Обучение   умению*пользоваться   различными   словарями. Обогащение словарного запаса учащихся.       Тема 7. В царстве смыслов много дорог  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.  Темы: «Знакомство   с   многозначными   словами»,   «Знакомство   со   словами­ омонимами», «Способы и причины образования нескольких значений слова». Проект:  «Отличие   многозначных   слов   и   слов­омонимов»   (на   основе исследования   художественных,   научно­популярных   и   публицистических текстов). Игра «Грамматический аукцион». Тема 8. Приготовим многослойный пирог, или     О многозначности слова  Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема  «Многозначность слова» (выделение отличительных признаков  многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Роле­ вая игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный  поединок. Многозначные слова». Тема 9. Как и почему появляются новые слова (неологизмы)?  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.  Тема «Исследование художественных произведений С. Есенина, В. Маяковского и др.».  Коллективный   проект:  составление   презентации   «Лингвистический портрет поэта (писателя), использовавшего в своем творчестве неологизмы». Защита презентаций. Тема   10.   Откуда   катится   каракатица,   или   О   словарях,   которые рассказывают об истории слов  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.  Тема «Строение   словарной   статьи   этимологического   словаря».   Понятие «этимология».   Работа   с   различными   этимологическими   и   историческими словарями.   Определение   первоисточников   слова.  Групповой   проект: «Иллюстрируем этимологический словарь». Тема 11. Об одном и том же разными словами   Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.  Темы: «Изучение   особенности   синонимического   ряда   слов»,   «Слова­синонимы: 6 правильное   употребление   в   речи»,   «Лексические   нормы   синонимов». Индивидуальный проект:  составление тематических словариков синонимов («Описание   зимнего   неба»,   «Воспоминания   о   летнем   дожде»,   «В   степи»). Устное   иллюстрирование,   лингвистическое   рисование   с   использованием синонимов (словарей синонимов). Коллективный проект: «Какого слова не хватает?» (редактирование текстов школьных сочинений).  Тема 12. Слова­антиподы  Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.  Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антонимы».   Групповая   работа   с   пословицами   и   поговорками.   Работа   со словарем антонимов русского языка.  Индивидуальный проект:  составление тематических   словариков   антонимов   («Как   я   выполнял   домашнюю   работу по...»,   «В   походе»,   «Однажды   утром»).   Устное   иллюстрирование, лингвистическое   рисование   с   использованием   антонимов   (словарей антонимов).  Коллективный   проект:  «Легко   —   сложно»   (редактирование текстов школьных сочинений). Тема 13. Ума палата, или О фразеологических оборотах  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.   Темы: «Особенности   фразеологических   сочетаний»,   «Фразеологический   оборот», «Лексические   нормы   употребления   фразеологизмов   в   речи». Индивидуальный проект:  «Иллюстрирование фразеологизмов в отрывке из повести   А.   Рыбакова   “Приключения   Кроша”».  Коллективный   проект: «Составление   ребусов   с   использованием   фразеологизмов   из   книги  JL Кэрролла “Алиса в Стране чудес”». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов». Тема 14. Словари «чужих» слов  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.  Темы: «Особенности   строения   словарной   статьи   словаря   иностранных   слов», «Устойчивые   обороты».  Индивидуальный   проект:  «Исследовательская работа со словарем иностранных слов. Определение значения иностранных слов».  Коллективный   проект:  «Найди   замену   заимствованному   слову   в словах исконно русских». Тема 15. «Он весь свободы торжество»  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.  Тема «Языковые   особенности   произведений   А.С.   Понятия «литературный   язык»,   «живая   народная   речь».  Коллективный   проект: «Народная речь в произведениях А.С. Пушкина».    Пушкина». Тема 16. Мы говорим его стихами  Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Коллективный проект: «Афоризмы и крылатые   выражения   в   произведениях   А.С.   Пушкина   (Н.В.   Гоголя,  JI.H. Толстого,   А.П.   Чехова   и   других   писателей»   (по   выбору   учащихся)). 7 Индивидуальный   проект:  «Крылатые   выражения   и   фразеологизмы» (редактирование школьных сочинений). Тема 17. Слова уходящие  Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «архаизмы»,   «историзмы».   Тема   «Лексические,   грамматические   нормы употребления   историзмов,   архаизмов   в   речи».   Игра   «Грамматический аукцион». Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов». Тема 18. Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова  Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «паронимы».  Индивидуальный   проект:  «Виды   паронимов   и   способы   их образования».   Беседа   о   правильном   употреблении   паронимов   в   устной   и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион». Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по итогам изучения употребления паронимов.  Темы 19, 20. Словарь­грамотей  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.  Тема «Словарная статья орфографического словаря». Беседа о значении орфогра­ фического   словаря.  Коллективный   проект:  составление   тематических словариков   с   использованием   слов   из   орфографического   словаря («Экскурсия   в   детство»,   «Незнайка   на   Луне»,   «Тайны   капитана   Немо»). Индивидуальный проект: «Устное (письменное) лингвистическое рисование с использованием слов орфографического словаря». Выставка рисунков по словарным словам. III.«ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ...»   Тема 21. Научная этимология  Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема  «Словарная статья этимологического словаря». Индивидуальные  проекты (с использованием этимологического словаря): «Значение  этимологического словаря», «История происхождения слов “вол”,  “волк” и “волынка”», «Родственники ли слова “запонка” и “запятая”?» Тема 22. Какие бывают имена?  Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.  Понятие «ономастика». Индивидуальный проект: «История  происхождения традиционных кличек животных на Руси».  Коллективный проект: «Способы и причины образования омонимов  среди имен собственных». Работа с этимологическими словарями.  Грамматическое иллюстрирование. Тема 23. Древнерусские имена  Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Работа с этимологическим   словарем.   Темы:   «История   образования   древнерусских имен»,   «Особенность   древнерусских   имен»,   «История   происхождения русских   имен».  «Первые   русские   имена». 8  Индивидуальный   проект: Коллективный   проект:  «Значение   древнерусских  имен» (на   примере   про­ изведений А.С. Пушкина). Тема 24. Отчество и фамилия  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.  Темы: «История появления отчеств и фамилий в русском языке», «Антропонимика». Коллективный проект: «Объяснение происхождения фамилий» (на примере стихотворения С. Михалкова).  Тема 25. Времена года  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.  Тема «Названия месяцев».  Индивидуальный проект:  «Как  назывались  месяцы  в Древней   Руси?»   Лингвистическое   рисование.   Конкурс   иллюстраций   с использованием лингвистического материала. Тема 26. О том, что мы носим  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя. Коллективный   проект:  «Названия   некоторых   предметов   одежды». Лингвистическое иллюстрирование. Игра «Лингвистический аукцион».  Тема 27. Растения — почему их так называют?  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя. Индивидуальный   проект:  «Названия   некоторых   растений».   Подготовка   и проведение лингвистической игры «Что? Где? Когда?». Тема 28. Птицы и звери — почему их так называют?  Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.  Коллективный проект: «Названия некоторых животных». Инсценирование,  устное (письменное) иллюстрирование на лингвистическом материале. Результаты освоения курса внеурочной деятельности  Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных  знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет  взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него  носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,  Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к  социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет  взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в  защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение  приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 9 Третий уровень результатов — получение школьником опыта  самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном  общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами  дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей,  которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек  действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным  деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте  самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та  готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и  гражданского общества. Способами определения результативности программы являются: ­участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного,  городского, всероссийского уровня; ­представление коллективного результата деятельности обучающихся в  форме исследовательских проектов с использованием фото и  видеоматериалов; ­создание и защита собственного проекта; ­создание презентаций ­ представлений по изученной теме; ­организация и проведение конкурсов исследовательских работ, имеющих  целью выявить лучших из числа всех участников. Показатели для оценки эффективности занятий: ­степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении  заданий; ­поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность,  обеспечивающее положительные результаты; ­результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,  при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними  самостоятельно; ­косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение  качества успеваемости по предметам. Тематическое планирование № Тема занятия Раздел 1.«ЯРМАРКА ИДЕЙ» 1 10 Кол­во  часов 3ч 2 3 Раздел 2. «СЛОВО О СЛОВАХ» Раздел 3 . «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ …»  Итого 16ч 15ч 34ч СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета школы №1 от « 30 » августа 2017г СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР: ___________________ Коробова Е.Б. 11

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018