Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "К тайнам слова"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 27.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Устаревшие слова Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: Исчезают одни слова, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становится малоупотребительным, а потом и совсем исчезает. Слова уходят из языка, если из жизни уходят предметы, явления, вещи. Также интересная наука этимология .
Иконка файла материала моя программа к тайнам слова.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СПАС­ЗАУЛКОВСКАЯ ШКОЛА «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА» 141667, Московская область, Клинский район, с. Спас­Заулок, ул. Центральная, д. 19 тел. 8(49624)5­22­42; факс 8(49624)5­22­42 e­mail: shkola.spas­zaulok@yandex.ru «УТВЕРЖДАЮ»      Директор школы       ___________  Г.В.Старикова                            Приказ по школе                         от  30.08.2017 г.  №  29/1 Рабочая программа учителя по курсу внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «К тайнам слова» Класс: 6в Количество часов: 34 ч Учитель: Дмитриева Г.В.2017­2018 учебный год Пояснительная записка    Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности «К тайнам слова»    разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта общего образования . Планируемые результаты Личностные результаты: ­ понимание русского языка как одной из основных национально­культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; ­ осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка   как   явления   национальной   культуры;   стремление   к   речевому самосовершенствованию; ­   достаточный   объем   словарного   запаса   и   усвоенных   лексических, фразеологических   средств   для   свободного   выражения   мыслей   и   чувств   в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты Регулятивные: ­ способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой   информации,   компакт­диски   учебного   назначения,   ресурсы Интернета;  ­   свободно   пользоваться   словарями   различных   типов,   справочной литературой; ­ овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; ­ умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,   стилистических   особенностей   и   использованных   языковых средств; ­ способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности   (индивидуальной   и   коллективной),   последовательность действий. Коммуникативные:  ­   умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной  степенью свернутости; ­   умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и  жанров с учетом   замысла, адресата и ситуации общения;  ­   способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и  письменной форме; 2­   владение разными видами монолога и диалога; ­   способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого  этикета; ­   способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового  оформления; ­   умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять  их, совершенствовать и редактировать собственные тексты; ­   умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими  сообщениями, докладами. Познавательные: ­ оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; ­   проектировать,   корректировать   индивидуальный   маршрут   восполнения проблемных   зон   выполняемой   предметной,   метапредметной,   личностно ориентированной деятельности; ­   применять   само­   и   взаимодиагностику   при   перепроектировании индивидуальных   маршрутов   восполнения   проблемных   зон   в   предметной, метапредметной деятельности. Предметные результаты ­ определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно­ ориентированной сферах деятельности, ­ строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной, личностно­ориентированной  деятельности, ­ проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задачи, ­ выполнять индивидуальный  проект при консультативной помощи учителя, ­ корректировать индивидуальный маршрут творческого саморазвития при  консультативной помощи учителя, ­ планировать и реализовывать игровую деятельность, ­ производить исследование, ­ выделять индивидуальное задание при консультативной помощи ученика­ эксперта, ­ составлять алгоритм выполнения творческого задания, ­ выполнять творческое задание при консультативной помощи учителя, 3­ участвовать в коллективной деятельности, ­ исследовать поэтический текст, ­ выполнять индивидуальное задание в составе группы, ­ участвовать в творческом диалоге со сверстниками, ­ составлять словарную статью по алгоритму выполнения аналитического  задания, ­ находить необходимую информацию, ­ выполнять индивидуальное задание по алгоритму, ­ производить самодиагностику результатов выполнения творческой, ис­ следовательской работы, ­ производить лингвистическое иллюстрирование, ­ применять алгоритм проведения грамматической игры, ­ применять правила коллективного решения творческой задачи. учащиеся должны знать: ­отличительные признаки основных языковых единиц; ­   основные   термины   и   понятия,   связанные   с   лексикой,   синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией; ­слова, словосочетания, предложения, текста; ­основные орфографические  и пунктуационные правила; ­о   некоторых   нормах   русского   языка:   произносительных, употребительных; учащиеся должны уметь: ­четко   артикулировать   слова,   воспринимать   и   воспроизводить   интонацию речи; ­ подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты; ­ различать слова­ паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы; ­ пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим,  этимологическими словарями   слово Содержание курса внеурочной деятельности    с указанием форм организации и видов деятельности В   первой   части   курса  «Ярмарка   идей»  происходит   формирование Творческой   лаборатории   проектирования   индивидуального   маршрута 4фразеология); саморазвития   в   соответствии   с   потребностями   учащихся,   с   диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика,   осуществляется   совместное   планирование маршрутов   восполнения   проблемных   зон   (первичное   проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости   углубления   и   расширения   теоретических   знаний   и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка. В ходе  «Ярмарки   идей»  происходит   выбор   эффективных   (наиболее интересных)   форм   решения   задачи:   Творческих   мастерских   юного исследователя   художественного   текста,  Творческих   лабораторий   работы   с этимологическим словарем. Во второй части «Слово о словах» дети подробно, в занимательной форме игры, Творческих лабораторий, Творческих мастерских знакомятся с сино­ нимами,   антонимами,   паронимами,   архаизмами   и   другими   понятиями. Большое   внимание   уделяется   изучению   фразеологизмов,   пословиц. Выполняются   творческие   работы   по   составленным   в   коллективной исследовательской,   аналитической   деятельности   алгоритмам   выполнения проектных, презентационных, творческих работ. В третьей части «Что в имени тебе моем...» особое внимание уделяется этимологии слова, фразеологической единицы, с которыми учащиеся встре­ чаются в повседневной жизни и на уроках. Это завершающий этап работы Творческих лабораторий и мастерских, предполагающий презентацию и за­ щиту   творческих   индивидуальных   и   коллективных   проектов:   сборников статей   научно­популярного   содержания,   тематических   словарей   по   теме «Лексика.   Фразеология»,   выступлений   на   школьной   научно­   практической конференции в секции «Филология: исследование и поиск». I.«ЯРМАРКА ИДЕЙ»  Тема 1. Что я умею, что могу?  Формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута   саморазвития   в   соответствии   с   потребностями   учащихся,   с диагностикой   проблемных   зон   в   изучении   учащимися   разделов   предмета «Русский язык» (лексика, фразеология). Тема 2. Через тернии к звездам  Совместное   планирование   маршрутов   восполнения   проблемных   зон (первичное   проектирование   индивидуальных   маршрутов   реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических   знаний   и   представлений   о   лексическом,   фразеологическом составе русского языка. Темы 3—5. Эврика!  В   ходе   проведения  «Ярмарки   идей»  происходит   выбор   эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя   художественного   текста,   Творческих   лабораторий   работы   с 5этимологическим   словарем.   Составление   плана   исследовательской, аналитической работы, выбор необходимой научной, справочной литературы, определение круга проблем исследователя. II. «СЛОВО О СЛОВАХ»  Тема 6. Имена вещей  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.  Темы: «Уточнение понятия о лексическом значении слов», «Знакомство с лингвисти­ ческими   словарями   русского   языка»,   «Знакомство   с   особенностями словарной статьи», «Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей».   Обучение   умению*пользоваться   различными   словарями. Обогащение словарного запаса учащихся.       Тема 7. В царстве смыслов много дорог  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.  Темы: «Знакомство   с   многозначными   словами»,   «Знакомство   со   словами­ омонимами», «Способы и причины образования нескольких значений слова». Проект:  «Отличие   многозначных   слов   и   слов­омонимов»   (на   основе исследования   художественных,   научно­популярных   и   публицистических текстов). Игра «Грамматический аукцион». Тема 8. Приготовим многослойный пирог, или     О многозначности слова  Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема  «Многозначность слова» (выделение отличительных признаков  многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Роле­ вая игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный  поединок. Многозначные слова». Тема 9. Как и почему появляются новые слова (неологизмы)?  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.  Тема «Исследование художественных произведений С. Есенина, В. Маяковского и др.».  Коллективный   проект:  составление   презентации   «Лингвистический портрет поэта (писателя), использовавшего в своем творчестве неологизмы». Защита презентаций. Тема   10.   Откуда   катится   каракатица,   или   О   словарях,   которые рассказывают об истории слов  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.  Тема «Строение   словарной   статьи   этимологического   словаря».   Понятие «этимология».   Работа   с   различными   этимологическими   и   историческими словарями.   Определение   первоисточников   слова.  Групповой   проект: «Иллюстрируем этимологический словарь». Тема 11. Об одном и том же разными словами   Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.  Темы: «Изучение   особенности   синонимического   ряда   слов»,   «Слова­синонимы: 6правильное   употребление   в   речи»,   «Лексические   нормы   синонимов». Индивидуальный проект:  составление тематических словариков синонимов («Описание   зимнего   неба»,   «Воспоминания   о   летнем   дожде»,   «В   степи»). Устное   иллюстрирование,   лингвистическое   рисование   с   использованием синонимов (словарей синонимов). Коллективный проект: «Какого слова не хватает?» (редактирование текстов школьных сочинений).  Тема 12. Слова­антиподы  Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.  Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антонимы».   Групповая   работа   с   пословицами   и   поговорками.   Работа   со словарем антонимов русского языка.  Индивидуальный проект:  составление тематических   словариков   антонимов   («Как   я   выполнял   домашнюю   работу по...»,   «В   походе»,   «Однажды   утром»).   Устное   иллюстрирование, лингвистическое   рисование   с   использованием   антонимов   (словарей антонимов).  Коллективный   проект:  «Легко   —   сложно»   (редактирование текстов школьных сочинений). Тема 13. Ума палата, или О фразеологических оборотах  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.   Темы: «Особенности   фразеологических   сочетаний»,   «Фразеологический   оборот», «Лексические   нормы   употребления   фразеологизмов   в   речи». Индивидуальный проект:  «Иллюстрирование фразеологизмов в отрывке из повести   А.   Рыбакова   “Приключения   Кроша”».  Коллективный   проект: «Составление   ребусов   с   использованием   фразеологизмов   из   книги  JL Кэрролла “Алиса в Стране чудес”». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов». Тема 14. Словари «чужих» слов  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.  Темы: «Особенности   строения   словарной   статьи   словаря   иностранных   слов», «Устойчивые   обороты».  Индивидуальный   проект:  «Исследовательская работа со словарем иностранных слов. Определение значения иностранных слов».  Коллективный   проект:  «Найди   замену   заимствованному   слову   в словах исконно русских». Тема 15. «Он весь свободы торжество»  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.  Тема «Языковые   особенности   произведений   А.С.   Понятия «литературный   язык»,   «живая   народная   речь».  Коллективный   проект: «Народная речь в произведениях А.С. Пушкина».    Пушкина». Тема 16. Мы говорим его стихами  Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Коллективный проект: «Афоризмы и крылатые   выражения   в   произведениях   А.С.   Пушкина   (Н.В.   Гоголя,  JI.H. Толстого,   А.П.   Чехова   и   других   писателей»   (по   выбору   учащихся)). 7Индивидуальный   проект:  «Крылатые   выражения   и   фразеологизмы» (редактирование школьных сочинений). Тема 17. Слова уходящие  Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «архаизмы»,   «историзмы».   Тема   «Лексические,   грамматические   нормы употребления   историзмов,   архаизмов   в   речи».   Игра   «Грамматический аукцион». Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов». Тема 18. Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова  Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «паронимы».  Индивидуальный   проект:  «Виды   паронимов   и   способы   их образования».   Беседа   о   правильном   употреблении   паронимов   в   устной   и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион». Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по итогам изучения употребления паронимов.  Темы 19, 20. Словарь­грамотей  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.  Тема «Словарная статья орфографического словаря». Беседа о значении орфогра­ фического   словаря.  Коллективный   проект:  составление   тематических словариков   с   использованием   слов   из   орфографического   словаря («Экскурсия   в   детство»,   «Незнайка   на   Луне»,   «Тайны   капитана   Немо»). Индивидуальный проект: «Устное (письменное) лингвистическое рисование с использованием слов орфографического словаря». Выставка рисунков по словарным словам. III.«ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ...»   Тема 21. Научная этимология  Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема  «Словарная статья этимологического словаря». Индивидуальные  проекты (с использованием этимологического словаря): «Значение  этимологического словаря», «История происхождения слов “вол”,  “волк” и “волынка”», «Родственники ли слова “запонка” и “запятая”?» Тема 22. Какие бывают имена?  Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.  Понятие «ономастика». Индивидуальный проект: «История  происхождения традиционных кличек животных на Руси».  Коллективный проект: «Способы и причины образования омонимов  среди имен собственных». Работа с этимологическими словарями.  Грамматическое иллюстрирование. Тема 23. Древнерусские имена  Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Работа с этимологическим   словарем.   Темы:   «История   образования   древнерусских имен»,   «Особенность   древнерусских   имен»,   «История   происхождения русских   имен».  «Первые   русские   имена». 8  Индивидуальный   проект:Коллективный   проект:  «Значение   древнерусских  имен» (на   примере   про­ изведений А.С. Пушкина). Тема 24. Отчество и фамилия  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.  Темы: «История появления отчеств и фамилий в русском языке», «Антропонимика». Коллективный проект: «Объяснение происхождения фамилий» (на примере стихотворения С. Михалкова).  Тема 25. Времена года  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя.  Тема «Названия месяцев».  Индивидуальный проект:  «Как  назывались  месяцы  в Древней   Руси?»   Лингвистическое   рисование.   Конкурс   иллюстраций   с использованием лингвистического материала. Тема 26. О том, что мы носим  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя. Коллективный   проект:  «Названия   некоторых   предметов   одежды». Лингвистическое иллюстрирование. Игра «Лингвистический аукцион».  Тема 27. Растения — почему их так называют?  Работа   Творческой   мастерской   (лаборатории)   исследователя. Индивидуальный   проект:  «Названия   некоторых   растений».   Подготовка   и проведение лингвистической игры «Что? Где? Когда?». Тема 28. Птицы и звери — почему их так называют?  Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.  Коллективный проект: «Названия некоторых животных». Инсценирование,  устное (письменное) иллюстрирование на лингвистическом материале. Результаты освоения курса внеурочной деятельности  Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных  знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет  взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него  носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,  Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к  социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет  взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в  защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение  приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 9Третий уровень результатов — получение школьником опыта  самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном  общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами  дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей,  которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек  действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным  деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте  самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та  готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и  гражданского общества. Способами определения результативности программы являются: ­участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного,  городского, всероссийского уровня; ­представление коллективного результата деятельности обучающихся в  форме исследовательских проектов с использованием фото и  видеоматериалов; ­создание и защита собственного проекта; ­создание презентаций ­ представлений по изученной теме; ­организация и проведение конкурсов исследовательских работ, имеющих  целью выявить лучших из числа всех участников. Показатели для оценки эффективности занятий: ­степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении  заданий; ­поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность,  обеспечивающее положительные результаты; ­результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,  при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними  самостоятельно; ­косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение  качества успеваемости по предметам. Тематическое планирование № Тема занятия Раздел 1.«ЯРМАРКА ИДЕЙ» 1 10 Кол­во  часов 3ч2 3 Раздел 2. «СЛОВО О СЛОВАХ» Раздел 3 . «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ …»  Итого 16ч 15ч 34ч СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета школы №1 от « 30 » августа 2017г СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР: ___________________ Коробова Е.Б. 11