Рабочая программа по курсу "Я - гражданин России" (3 класс)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» разработана в соответствии: • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. • с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). • с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.Рабочая программа по курсу "Я - гражданин России" (3 класс)
Иконка файла материала я-гражданин 3 кл..docx
Муниципальное образовательное учреждение Непецинская   средняя общеобразовательная школа УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ Непецинской  средней общеобразовательной школы ____________________ В.И. Кадацкий Приказ №  ________________________  от «___»_____________________2013 г. Рабочая программа по внеурочной деятельности « Я – граждании России» развивающая система Л. В. Занкова (базовый уровень) 3а –  3 б класс Составитель:  Ферчева Виктория Викторовна учитель базовой квалификационной  категории                                                                      2013 учебный год Коломенский муниципальный районПояснительная записка. Введение. Рабочая   программа   по   внеурочной   деятельности   «Я   –   гражданин   России»     разработана   в соответствии:   с   требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. с   рекомендациями   Примерных   программ   внеурочной   деятельности.   Начальное   и   основное образование./   под   ред.   В.   А.   Горского.   –   2­е   изд.   –   М.   Просвещение,   2011.   (Стандарты   второго поколения). с   особенностями   образовательного   учреждения,   образовательных   потребностей   и   запросов обучающихся, воспитанников.   Способствовать  воспитанию  патриотических  чувств,  формированию  патриотического   сознания учащихся,  пробуждению интереса  и  бережного  отношения   к историческим  и  культурным  ценностям Московской  области, воспитанию любви к родному краю. Цели: Задачи: ­ расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ; ­ приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе; ­  развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения краеведческого материала;  ­ развитие потребности к самостоятельному получению знаний, умения преодолевать трудности; ­ содействие гармоничному развитию личности школьника; ­ совершенствование духовных и физических потребностей; ­ формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств; ­ гуманное отношение к окружающей среде; ­ воспитание патриотизма, любви к родному краю. Принципы и подходы к формированию программы. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция)   является   методологической   основой   разработки   и   реализации   федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Духовно­нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру   и   сложную   организацию.   Носителями   их   ценностей   являются   многонациональный   народ Российской   Федерации,   государство,   семья,   культурно­территориальные   сообщества,   традиционные 2российские   религиозные   объединения   (христианские,   прежде   всего   в   форме   русского   православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. Образованию   отводится   ключевая   роль   в   духовно­нравственной   консолидации   российского общества,   в   его   сплочении   перед   лицом   внешних   и   внутренних   вызовов,   в   укреплении   социальной солидарности,   в   повышении   уровня   доверия   человека   к   жизни   в   России,   к   согражданам,   обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.  Школа   играет   важнейшую   роль   в   подготовке   подрастающего   поколения   к   творческой деятельности,   основанной   на  соединении  теории  с  практикой.  Школа  –  первый   шаг  в  подготовке  к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Концептуальные положения. Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение»   и   полнее   раскрыть   неиспользованные   резервы,   главным   образом   в   структуре   и организации обучения. Содержание   предмета   отражает   комплексно­системный   подход   к   родному   краю   как   некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие   состояние   изучаемого   региона,   в   их   равноправном   взаимодействии.   Это   наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно­ обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так   и   мира.   Личные   впечатления,   которые   появляются   у   учащихся   в   процессе   деятельности   с использованием   краеведческих   материалов   (походов,   экскурсий)   усиливают   эффективность   всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Общая характеристика программы. Представленный курс  «Я ­ гражданин» углубляет изучение истории региона на локальном уровне.  В процессе преподавания курса рекомендуется проводить уроки – лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы,   экскурсии   по   городу,   в   парки,   музеи,   походы.   Учащиеся   должны   готовить   сообщения, доклады, использовать при работе над краеведческим материалом атлас России, контурные карты и ресурсы Интернета.                                                              Содержание учебного предмета. 1 класс (Моя малая Родина) Программа   первого   года   обучения   предполагает   формирование   понятий   о   малой   родине, воспитание   любви   к   родному   дому,   семье,   школе,   городу,   в   котором   живёшь.   Важнейшая   задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны;   необходимо   для   собственного   блага   и   блага   других   людей   грамотно   взаимодействовать   с окружающим   микромиром.   Содержание   раздела   содействует   формированию   практических   умений ориентироваться   в   окружающем   мире   (умение   определить   свой   адрес,   найти   нужный   адрес);   этики поведения,   взаимоотношений   детей   и   взрослых,   показывает   разнообразие   профессий,   дает   понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом.  3На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», Литературное чтение», «Технология», ИЗО, в виде классных часов 2класс Программа второго года обучения предполагает знакомство учащихся с городами, селами  Московской области, их историей, промышленностью, экономикой. Ребята рассказывают о том, где они побывали в области, как выглядят города и села для них. Учащиеся знакомятся с природой Московской области. Происходит знакомство с символикой Московской области. 3 и 4 класс   и       мышления всемирной Содержание  учебников­хрестоматий   "Я   ­   гражданин   России"   построено   с   учетом  хронологического принципа. Темы в книге подобраны таким образом, что предыдущее "ведет за собой следующее", так как они связаны идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное системное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле. Таким образом, у младшеклассников   формируются   яркие,   образные   представления   о   ключевых   событиях,   явлениях отечественной истории. Структура   содержания,   методическое   обеспечение   учебников­хрестоматий   Н.Я.   Чутко   создают эффективные   условия   для   организации   изучения   текста   художественного,   научно­популярного. Учащиеся   погружаются   в   разные   исторические   эпохи:   знакомятся   с   жизнью   славян   Древней   Руси; библейскими   и   религиозно­мифологическими   представлениями   о   происхождении   и   становлении человека; узнают о чудесах света, созданных древнейшими народами, ­ получая представление не только об истории, но и об археологии, этнографии и топонимике. Методическое   обеспечение  текстов   ориентирует   учащихся   на   творческое   и   осмысленное   изучение учебного содержания. Вопросы включены непосредственно в тексты, что позволяет настроить младшего школьника на беседу, организовать интерактивное взаимодействие, размышления  ученика и учителя, диалог эпох.  В условиях, когда дети приводят свои доводы, соображения, суждения, когда уясняется неправильно   понятое,   решается   и   проблема   развития   речи   (а   следовательно,   и   развития   словесно­ логического детей). Например, в учебнике для 3 класса дети читают очень актуальное сегодня высказывание В. Гюго ("На свете нет малых народов… Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом") и вопрос к нему "Как ты понимаешь эти слова?". Какое широкое   поле   для   толкований   и   размышлений   ­   от   буквального   до   символического,   философского! Вопросы   и   задания  не   требуют   механического   воспроизведения,   они   носят   преимущественно развивающий характер, позволяют формировать необходимые школьнику универсальные (общеучебные) умения, предполагают элементы исследовательской, творческой и других видов учебной деятельности. Вместе   с   тем   нравственно­этическая   сторона   содержания   предоставляет   широкие   творческие возможности   для   обыгрывания,   инсценирования   различных   эпизодов,   в   процессе   которых   учащиеся, погружаясь в мир прошлого, осваивают основы коммуникации . Вопросы, сопровождающие тексты учебников, нацеливают детей на обдумывание, на приложение  отраженных в них сведений к своей жизни, своей судьбе. В учебниках­хрестоматиях заложена такая  организация материала, которая стимулирует познавательную активность и самостоятельность   школьников и позволяет учителю сформировать у детей историзм мышления. Задания типа "Попробуй  составить свою родословную" не только ребенка заставят больше узнать о своих предках, но и его  родителей, всю семью подтолкнут к тому, чтобы вспомнить о прошлом,  о большой истории, которая отразилась в истории каждой семьи. Материалы, представленные в хрестоматиях, можно использовать не только в классе, но и дома, во  внеурочное время, что способствует приобщению родителей к работе над развитием историчности  мышления детей и их общим развитием. Во взаимодействии учителей и родителей плодотворно  реализуется сотрудничество в сложном процессе обучения и развития младших школьников. "Если человека учат добру ­ учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро.  Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу ­ все равно    4будет зло, потому что и человеком его надо сделать" ­ писал В.А. Сухомлинский. Сейчас, к сожалению,  можно встретить учебники, которые именно "не учат ни добру, ни злу". В этом плане учебник Н.Я. Чутко является отрадным примером и внушает надежду на то, что говорить с ребенком о нравственности  можно и нужно. И разговор этот автор делает простым и интересным. Из дома, из мира бытовых норм и понятий ребенок  приходит  в школу и попадает в мир научного осмысления общества.  Но ведь ему так трудно увидеть за терминами, которые нужно заучить, реальную жизнь с реальными  конфликтами и столкновениями. А на примерах из художественных текстов нравственные проблемы  становятся ярче и конкретнее, заставляют сопереживать и размышлять. На форзаце учебника есть такая иллюстрация ­ дети в национальных костюмах рисуют карту России (3).  Рисуют совместными усилиями, сообща, дружно и согласно. Как же это ощущение совместного  созидательного труда важно сейчас  и как его не хватает россиянам! Учебно­тематический план № Название темы 1. 2 3 4 5 Я живу в  России  Без прошлого нет настоящего и будущего Как далёкая Россия становится близкой Россия и мир Учебно­познавательные   поездки   и участие в массовых мероприятиях Итого 1. Я живу в  России. Количество часов Всего 7 8 5 8 6 Теория  5 6 3 6 2 Практика  2 2 2 2 4 34 22 12 Современная карта России. Москва – столица России. Россия ­ многонациональное государство. Народы России (расы, языки, религия, разность традиций, обычаев – на отдельных примерах). Наши праздники   (общероссийские,   национальные,   региональные   –   на   отдельных   примерах).   Права   и обязанности граждан России, ребёнка – младшего школьника. Практические занятия:  сочинения, рисунки, устные рассказы о своём языке, религии, разности традиций, обычаев нашей страны, о правах и обязанностях граждан России – младших школьников.              2. Без прошлого нет настоящего и будущего.            Человек – самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Представления о происхождении   мира,   становлении   человека   (научная   и   религиозно­мифологическая   версии). Представления  древних греков, библейские представления о происхождении мира и человека. Практика: сообщения детей о прошлом человечества, экскурсия в краеведческий музей.                  3. Как далёкая Россия становится близкой.           Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность. Время и пространство  в истории (хронология, историческая карта) Практика:  сочинения, рисунки, устные рассказы учащихся о происхождении названий своего села,  фамилии и имени. 54. Россия и мир    Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля – наш общий дом. «Чудеса света»  (искусство, наука, культура – на примере России и ряда других стран). Общечеловеческие проблемы  (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с  использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.    Практика: сообщения, работа с открытками, фотографиями о культурных, научных достижениях  различных стран мира, об общечеловеческих проблемах сохранения природы, мира, здоровья.  3.Учебно­познавательные поездки и участие в массовых мероприятиях Таким образом, курс «Я – гражданин России» реализует гражданско­патриотическое направление во   федерального внеурочной   деятельности   в   3   классе   в   рамках   эксперимента   по   апробации   государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.  6Планируе мые сроки прохожде ния Скорректиро ванные сроки прохождения № Тема. 1­ 7  Я живу в   России. Решаемая проблема Как  современным народам  строить  взаимоотно­ шения в  рамках  многонациона ль ного  государства. Календарно­тематическое планирование. Понятия Планируемые результаты Понятия «раса»,  «нация»,  «многонациональ­ ный» Личностные результаты Формирование  учебно­ познавательного  интереса к  предмету.  Формирование  мотива,  реализующего  потребность в  деятельности.  Формирование  основ  граждановедческ ой культуры. Предметные результаты УУД   Современная карта   России. Москва – столица России.   Россия   ­ многонациональн ое   государство. Народы   России (расы, языки, религия,   разность традиций, обычаев   –   на отдельных примерах).   Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные – на отдельных примерах).   Права и   обязанности граждан   России, ребёнка – младшего школьника.   7 П Строить  рассуждения в  форме связи  простых  суждений об  объекте, его  строении,  свойствах и  связях. Р Планировать  свои действия в  соответствии с  поставленной  задачей и  условиями ее  реализации, в  том числе во  внутреннем  плане. Учитывать  установленные  правила в  планировании и  контроле  способарешения. К Допускать  возможность  существования у  людей различных точек зрения, в  том числе не  совпадающих с  его собственной,  и  ориентироваться на позицию  партнера в  общении и  взаимодействии. Учитывать  разные мнения и  стремиться к  координации  различных  позиций в  сотрудничестве. П Осознанно и  произвольно  строить  сообщения в  устной и  письменной  форме.  Осуществлять  выбор наиболее  Формирование  понятия общечеловеческо й ценности  жизни.   Формирование  общественно­ значимых знаний  ребёнка о самом  8­ 15 Без  прошлого  нет  настоящего и будущего. Как  сохранить  прошлое. Антропология,  дарвиновская  теория  происхождения  человека.     на   Связь с Человек   ­   самое необычное существо Земле. настоящего прошлым. Представления   о происхождении мира, 8становлении человека (научная и   религиозно­ мифологическая версии). Представления древних   греков, библейские представления   о происхождении мира и человека. 9 себе с  дополнением  знаний по  истории – о  нашем далёком и  недавнем  прошлом, о  социальном  начале человека,  о его становлении и развитии с  опорой на опыт и  уроки прошлого. эффективных  способов  решения задач в  зависимости от  конкретных  условий. Осуществлять  синтез как  составление  целого из частей, самостоятельно  достраивая и  восполняя  недостающие  компоненты. РАдекватно  воспринимать  предложения и  оценку учителей, товарищей,  родителей и  других людей. Различать способ и результат  действия. К Адекватно  использовать  коммуникативны е, прежде всего – речевые,  средства для  решенияразличных  коммуникативны х задач, строить  монологическое  сообщение,  владеть  диалогической  формой  коммуникации,  используя,  в том числе средства и  инструменты  ИКТ и  дистанционного  общения. Допускать  возможность  существования у  людей различных точек зрения, в  том числе не  совпадающих с  его собственной,  и  ориентироваться на позицию  партнера в  общении и  взаимодействии. П Осуществлять  сравнение,  сериацию и  Формирование основы  гражданской  16 ­ 20  Как далёкая  Россия  становится  Как  сохранить  историческое  Хронология,  археология,  топонимика,  Как воскресить  прошлое.  Археология­ 10близкой. наследие  народа. этнография. идентичности  личности в  форме осознания  «Я» как  гражданина  России, чувства  сопричастности и гордости за свою  Родину, народ и  историю,  осознание  ответственности  человека за  общее  благополучие,  осознание своей  этнической  принадлежности. наука «лопаты».  Этнография.  Топонимика­ история  происхождения  географических  названий. Имена и фамилии.  Письменность.  Время и  пространство  в  истории  (хронология,  историческая  карта) 11 классификацию,  самостоятельно  выбирая  основания и  критерии для  указанных  логических  операций. Строить  логическое  рассуждение,  включающее  установление  причинно­ следственных  связей. РПланировать  свои действия в  соответствии с  поставленной  задачей и  условиями ее  реализации, в  том числе во  внутреннем  плане.  Учитывать  установленные  правила в  планировании и  контроле  способаРоссия   и мир 21 ­ 28 Глобализация,  экологическое  сознание. Как развивать сотрудничест во России с  другими  странами  мира. решения. К  Формулировать  собственное  мнение и  позицию. Договариваться  и приходить к  общему решению в совместной  деятельности, в  том числе в  ситуации  столкновения  интересов. П Осуществлять  расширенный  поиск  информации с  использованием  ресурсов  библиотек и сети Интернет. Записывать,  фиксировать  информацию об  окружающем  мире с помощью  инструментов  ИКТ. РАдекватно  воспринимать  Формирование  интереса и  эмоционального  отклика, чувства  гордости за  достижения  своей страны. Формирование  осознанных  устойчивых  эстетических и  интеллектуальны х предпочтений и ориентации на  искусство и  науку как  значимые сферы  Россия и другие  страны мира  (историческая  карта мира).  Земля – наш  общий дом.  «Чудеса света»  (искусство, наука, культура – на  примере России и  ряда других  стран).  Общечеловечески е проблемы  (сохранение мира  и здоровья,  экологическое  1229 ­ 34 Учебно­ познавательн ые поездки и  участие в  массовых  мероприятия х сознание), их  прогнозирование  и преодоление с  использованием  опыта, уроков  истории.  Международное  сотрудничество. 13 человеческой  жизни. Ориентация на  понимание  причин успеха во  внеучебной  деятельности, в  том числе на  самоанализ и  самоконтроль  результата, на  анализ  соответствия  результатов  требованиям  конкретной  задачи. предложения и  оценку учителей, товарищей,  родителей и  других людей. Различать способ и результат  действия. К Задавать  вопросы.  Использовать  речь для  регуляции своего действия П Осуществлять  поиск  необходимой  информации для  выполнения  внеучебных  заданий с  использованием  учебной  литературы и в  открытом  информационно м пространстве,  энциклопедий,  справочников  (включая  электронные,  цифровые),контролируемом пространстве  Интернета. Р  Самостоятельно  адекватно  оценивать  правильность  выполнения  действия и  вносить  необходимые  коррективы в  исполнение как  по ходу его  реализации, так  и  в конце  действия. К Задавать  вопросы.  Использовать  речь для  регуляции своего действия. 14Планируемые результаты освоения обучающимися программы.  В результате изучения курса  обучающиеся на ступени начального общего образования:  получат   возможность   расширить,   систематизировать   и   углубить   исходные   представления   о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико­ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;  обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю; приобретут   опыт   эмоционально   окрашенного,   личностного   отношения   к   миру   природы   и культуры;  получат возможность осознать своё место в мире;   познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить   наблюдения   в   природе,   ставить   опыты,   научатся   видеть   и   понимать   некоторые причинно­следственные связи в окружающем мире;  получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в   электронных   источниках   и   контролируемом   Интернете,   научатся   создавать   сообщения   и проекты, готовить и проводить небольшие презентации. Выпускник получит возможность научиться: узнавать   государственную   символику   Российской   Федерации   и   своего   региона;   описывать достопримечательности   столицы   и   родного   края;   находить   на   карте   мира   Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город; различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);  использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы:  учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой              задачи;  ориентация   на   понимание   причин   успеха   во   внеучебной   деятельности,   в   том   числе   на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства   сопричастности   и   гордости   за   свою   Родину,   народ   и   историю,   осознание   ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;   чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения; устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач; 15  адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; эмпатии   как   осознанного   понимания   чувств   других   людей   и   сопереживания   им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.  Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: планировать   свои   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   ее  реализации, в том числе во внутреннем плане;  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;     различать способ и результат действия. Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно   адекватно   оценивать   правильность   выполнения   действия   и   вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   внеучебных   заданий   с использованием   учебной   литературы   и   в   открытом   информационном   пространстве,   энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;  Выпускник получит возможность научиться: Интернет;     осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  осуществлять   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения   задач   в   зависимости   от                конкретных условий; восполняя недостающие компоненты; осуществлять   синтез   как   составление   целого   из   частей,   самостоятельно   достраивая   и осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей; 16Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:              адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать   возможность   существования   у   людей   различных   точек   зрения,   в   том   числе   не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в    ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно   использовать   речевые   средства   для   эффективного   решения   разнообразных коммуникативных задач. Способы и формы оценки и их достижения. Согласно   Письму   Министерства   образования   России   от   25.09.2000г   №2021/11­13   «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» система бального обучения (отметочного) оценивания исключается. Система оценивания результатов обучения в 1 классе (критерии, процедуры, измерители) основывается на наблюдении, самооценке, самоконтроле, на самостоятельной коррекционной   работе   ученика   (посмотри,   сравни,   сделай   вывод).   Для   проверки   сформированности учебных   навыков   в   конце   темы   (раздела,   этапа)   проводится   текущая   диагностика,   тематическая, итоговая. Формы контроля: устный опрос, письменный опрос в виде проверочных работ, контрольных работ (начиная со 2 класса), тестирования.                                  МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1.Работа по данному курсу обеспечивается УМК:     Чутко Н.Я. Я ­ гражданин России (Я ­ моя страна ­ мой мир). Учебное пособие для 3 класса     Чутко Н.Я. Я ­ гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое). Учебное пособие для 4 класса     Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические рекомендации к курсу "Я ­ гражданин России". 3 класс     Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации к курсу "Я ­ гражданин России". 4 класс    2. Специфическое сопровождение (оборудование)   ­ классная доска; 17­ магнитная доска;   ­ экспозиционный экран;   ­ персональный компьютер;   ­ мультимедийный проектор;   ­ наглядные пособия   ­видеофрагменты и другие информационные объекты СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО  учителей начальных классов №____________________                СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____________/Беневоленская И.Е./ 18