Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» разработана в соответствии:
• с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
• с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
• с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.Рабочая программа по курсу "Я - гражданин России" (3 класс)
Муниципальное образовательное учреждение
Непецинская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ Непецинской
средней общеобразовательной школы
____________________ В.И. Кадацкий
Приказ № ________________________
от «___»_____________________2013 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
« Я – граждании России»
развивающая система Л. В. Занкова
(базовый уровень)
3а – 3 б класс
Составитель: Ферчева Виктория Викторовна
учитель базовой квалификационной категории
2013 учебный год
Коломенский муниципальный районПояснительная записка.
Введение.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» разработана в
соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование./ под ред. В. А. Горского. – 2е изд. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго
поколения).
с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов
обучающихся, воспитанников.
Способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания
учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям
Московской области, воспитанию любви к родному краю.
Цели:
Задачи:
расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии,
географии, литературе, ОБЖ;
приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;
развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения краеведческого
материала;
развитие потребности к самостоятельному получению знаний, умения преодолевать трудности;
содействие гармоничному развитию личности школьника;
совершенствование духовных и физических потребностей;
формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
гуманное отношение к окружающей среде;
воспитание патриотизма, любви к родному краю.
Принципы и подходы к формированию программы.
Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее —
Концепция) является методологической основой разработки и реализации федерального
государственного образовательного стандарта общего образования.
Духовнонравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный
процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую
структуру и сложную организацию. Носителями их ценностей являются многонациональный народ
Российской Федерации, государство, семья, культурнотерриториальные сообщества, традиционные
2российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия,
исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Образованию отводится ключевая роль в духовнонравственной консолидации российского
общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной
солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу,
государству, настоящему и будущему своей страны.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой
деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к
квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны
даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника,
бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Концептуальные положения.
Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета –
«Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и
организации обучения.
Содержание предмета отражает комплексносистемный подход к родному краю как некой
целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход
позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и
изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее
эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно
обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному
краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны,
так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с
использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех
аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Общая характеристика программы.
Представленный курс «Я гражданин» углубляет изучение истории региона на локальном уровне.
В процессе преподавания курса рекомендуется проводить уроки – лекции, уроки – встречи, викторины,
конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся должны готовить сообщения,
доклады, использовать при работе над краеведческим материалом атлас России, контурные карты и
ресурсы Интернета.
Содержание учебного предмета.
1 класс (Моя малая Родина)
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине,
воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача:
познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно
связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с
окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений
ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики
поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие
родственных отношений в семье, знакомит с городом.
3На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю в виде интегрированных курсов с
предметами «Окружающий мир», Литературное чтение», «Технология», ИЗО, в виде классных часов
2класс
Программа второго года обучения предполагает знакомство учащихся с городами, селами
Московской области, их историей, промышленностью, экономикой. Ребята рассказывают о том, где они
побывали в области, как выглядят города и села для них. Учащиеся знакомятся с природой Московской
области. Происходит знакомство с символикой Московской области.
3 и 4 класс
и
мышления
всемирной
Содержание учебниковхрестоматий "Я гражданин России" построено с учетом хронологического
принципа. Темы в книге подобраны таким образом, что предыдущее "ведет за собой следующее", так как
они связаны идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное системное
представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле. Таким образом, у
младшеклассников формируются яркие, образные представления о ключевых событиях, явлениях
отечественной
истории.
Структура содержания, методическое обеспечение учебниковхрестоматий Н.Я. Чутко создают
эффективные условия для организации изучения текста художественного, научнопопулярного.
Учащиеся погружаются в разные исторические эпохи: знакомятся с жизнью славян Древней Руси;
библейскими и религиозномифологическими представлениями о происхождении и становлении
человека; узнают о чудесах света, созданных древнейшими народами, получая представление не только
об истории, но и об археологии, этнографии и топонимике.
Методическое обеспечение текстов ориентирует учащихся на творческое и осмысленное изучение
учебного содержания. Вопросы включены непосредственно в тексты, что позволяет настроить младшего
школьника на беседу, организовать интерактивное взаимодействие, размышления ученика и учителя,
диалог эпох. В условиях, когда дети приводят свои доводы, соображения, суждения, когда уясняется
неправильно понятое, решается и проблема развития речи (а следовательно, и развития словесно
логического
детей).
Например, в учебнике для 3 класса дети читают очень актуальное сегодня высказывание В. Гюго ("На
свете нет малых народов… Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому, как
величие человека не измеряется его ростом") и вопрос к нему "Как ты понимаешь эти слова?". Какое
широкое поле для толкований и размышлений от буквального до символического, философского!
Вопросы и задания не требуют механического воспроизведения, они носят преимущественно
развивающий характер, позволяют формировать необходимые школьнику универсальные (общеучебные)
умения, предполагают элементы исследовательской, творческой и других видов учебной деятельности.
Вместе с тем нравственноэтическая сторона содержания предоставляет широкие творческие
возможности для обыгрывания, инсценирования различных эпизодов, в процессе которых учащиеся,
погружаясь в мир прошлого, осваивают основы коммуникации .
Вопросы, сопровождающие тексты учебников, нацеливают детей на обдумывание, на приложение
отраженных в них сведений к своей жизни, своей судьбе. В учебникаххрестоматиях заложена такая
организация материала, которая стимулирует познавательную активность и самостоятельность
школьников и позволяет учителю сформировать у детей историзм мышления. Задания типа "Попробуй
составить свою родословную" не только ребенка заставят больше узнать о своих предках, но и его
родителей, всю семью подтолкнут к тому, чтобы вспомнить о прошлом,
о большой истории, которая отразилась в истории каждой семьи.
Материалы, представленные в хрестоматиях, можно использовать не только в классе, но и дома, во
внеурочное время, что способствует приобщению родителей к работе над развитием историчности
мышления детей и их общим развитием. Во взаимодействии учителей и родителей плодотворно
реализуется сотрудничество в сложном процессе обучения и развития младших школьников.
"Если человека учат добру учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу все равно
4будет зло, потому что и человеком его надо сделать" писал В.А. Сухомлинский. Сейчас, к сожалению,
можно встретить учебники, которые именно "не учат ни добру, ни злу". В этом плане учебник Н.Я. Чутко
является отрадным примером и внушает надежду на то, что говорить с ребенком о нравственности
можно и нужно.
И разговор этот автор делает простым и интересным. Из дома, из мира бытовых норм и понятий ребенок
приходит
в школу и попадает в мир научного осмысления общества.
Но ведь ему так трудно увидеть за терминами, которые нужно заучить, реальную жизнь с реальными
конфликтами и столкновениями. А на примерах из художественных текстов нравственные проблемы
становятся ярче и конкретнее, заставляют сопереживать и размышлять.
На форзаце учебника есть такая иллюстрация дети в национальных костюмах рисуют карту России (3).
Рисуют совместными усилиями, сообща, дружно и согласно. Как же это ощущение совместного
созидательного труда важно сейчас и как его не хватает россиянам!
Учебнотематический план
№ Название темы
1.
2
3
4
5
Я живу в России
Без прошлого нет настоящего и будущего
Как далёкая Россия становится близкой
Россия и мир
Учебнопознавательные поездки и
участие в массовых мероприятиях
Итого
1. Я живу в России.
Количество часов
Всего
7
8
5
8
6
Теория
5
6
3
6
2
Практика
2
2
2
2
4
34
22
12
Современная карта России. Москва – столица России. Россия многонациональное государство.
Народы России (расы, языки, религия, разность традиций, обычаев – на отдельных примерах). Наши
праздники (общероссийские, национальные, региональные – на отдельных примерах). Права и
обязанности граждан России, ребёнка – младшего школьника.
Практические занятия: сочинения, рисунки, устные рассказы о своём языке, религии, разности традиций,
обычаев нашей страны, о правах и обязанностях граждан России – младших школьников.
2. Без прошлого нет настоящего и будущего.
Человек – самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Представления о
происхождении мира, становлении человека (научная и религиозномифологическая версии).
Представления древних греков, библейские представления о происхождении мира и человека.
Практика: сообщения детей о прошлом человечества, экскурсия в краеведческий музей.
3. Как далёкая Россия становится близкой.
Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность.
Время и пространство в истории (хронология, историческая карта)
Практика: сочинения, рисунки, устные рассказы учащихся о происхождении названий своего села,
фамилии и имени.
54. Россия и мир
Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля – наш общий дом. «Чудеса света»
(искусство, наука, культура – на примере России и ряда других стран). Общечеловеческие проблемы
(сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с
использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.
Практика: сообщения, работа с открытками, фотографиями о культурных, научных достижениях
различных стран мира, об общечеловеческих проблемах сохранения природы, мира, здоровья.
3.Учебнопознавательные поездки и участие в массовых мероприятиях
Таким образом, курс «Я – гражданин России» реализует гражданскопатриотическое направление во
федерального
внеурочной деятельности в 3 классе в рамках эксперимента по апробации
государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
6Планируе
мые сроки
прохожде
ния
Скорректиро
ванные сроки
прохождения
№
Тема.
1
7
Я живу в
России.
Решаемая
проблема
Как
современным
народам
строить
взаимоотно
шения в
рамках
многонациона
ль
ного
государства.
Календарнотематическое планирование.
Понятия
Планируемые результаты
Понятия «раса»,
«нация»,
«многонациональ
ный»
Личностные
результаты
Формирование
учебно
познавательного
интереса к
предмету.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
деятельности.
Формирование
основ
граждановедческ
ой культуры.
Предметные
результаты
УУД
Современная
карта
России.
Москва – столица
России. Россия
многонациональн
ое государство.
Народы России
(расы,
языки,
религия, разность
традиций,
обычаев – на
отдельных
примерах). Наши
праздники
(общероссийские,
национальные,
региональные – на
отдельных
примерах). Права
и обязанности
граждан России,
ребёнка
–
младшего
школьника.
7
П Строить
рассуждения в
форме связи
простых
суждений об
объекте, его
строении,
свойствах и
связях.
Р Планировать
свои действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями ее
реализации, в
том числе во
внутреннем
плане.
Учитывать
установленные
правила в
планировании и
контроле
способарешения.
К Допускать
возможность
существования у
людей различных
точек зрения, в
том числе не
совпадающих с
его собственной,
и
ориентироваться
на позицию
партнера в
общении и
взаимодействии.
Учитывать
разные мнения и
стремиться к
координации
различных
позиций в
сотрудничестве.
П Осознанно и
произвольно
строить
сообщения в
устной и
письменной
форме.
Осуществлять
выбор наиболее
Формирование
понятия
общечеловеческо
й ценности
жизни.
Формирование
общественно
значимых знаний
ребёнка о самом
8
15
Без
прошлого
нет
настоящего и
будущего.
Как
сохранить
прошлое.
Антропология,
дарвиновская
теория
происхождения
человека.
на
Связь
с
Человек самое
необычное
существо
Земле.
настоящего
прошлым.
Представления о
происхождении
мира,
8становлении
человека (научная
и религиозно
мифологическая
версии).
Представления
древних греков,
библейские
представления о
происхождении
мира и человека.
9
себе с
дополнением
знаний по
истории – о
нашем далёком и
недавнем
прошлом, о
социальном
начале человека,
о его становлении
и развитии с
опорой на опыт и
уроки прошлого.
эффективных
способов
решения задач в
зависимости от
конкретных
условий.
Осуществлять
синтез как
составление
целого из частей,
самостоятельно
достраивая и
восполняя
недостающие
компоненты.
РАдекватно
воспринимать
предложения и
оценку учителей,
товарищей,
родителей и
других людей.
Различать способ
и результат
действия.
К Адекватно
использовать
коммуникативны
е, прежде всего –
речевые,
средства для
решенияразличных
коммуникативны
х задач, строить
монологическое
сообщение,
владеть
диалогической
формой
коммуникации,
используя, в том
числе средства и
инструменты
ИКТ и
дистанционного
общения.
Допускать
возможность
существования у
людей различных
точек зрения, в
том числе не
совпадающих с
его собственной,
и
ориентироваться
на позицию
партнера в
общении и
взаимодействии.
П Осуществлять
сравнение,
сериацию и
Формирование
основы
гражданской
16
20
Как далёкая
Россия
становится
Как
сохранить
историческое
Хронология,
археология,
топонимика,
Как воскресить
прошлое.
Археология
10близкой.
наследие
народа.
этнография.
идентичности
личности в
форме осознания
«Я» как
гражданина
России, чувства
сопричастности и
гордости за свою
Родину, народ и
историю,
осознание
ответственности
человека за
общее
благополучие,
осознание своей
этнической
принадлежности.
наука «лопаты».
Этнография.
Топонимика
история
происхождения
географических
названий. Имена и
фамилии.
Письменность.
Время и
пространство в
истории
(хронология,
историческая
карта)
11
классификацию,
самостоятельно
выбирая
основания и
критерии для
указанных
логических
операций.
Строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно
следственных
связей.
РПланировать
свои действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями ее
реализации, в
том числе во
внутреннем
плане.
Учитывать
установленные
правила в
планировании и
контроле
способаРоссия и
мир
21
28
Глобализация,
экологическое
сознание.
Как развивать
сотрудничест
во России с
другими
странами
мира.
решения.
К
Формулировать
собственное
мнение и
позицию.
Договариваться
и приходить к
общему решению
в совместной
деятельности, в
том числе в
ситуации
столкновения
интересов.
П Осуществлять
расширенный
поиск
информации с
использованием
ресурсов
библиотек и сети
Интернет.
Записывать,
фиксировать
информацию об
окружающем
мире с помощью
инструментов
ИКТ.
РАдекватно
воспринимать
Формирование
интереса и
эмоционального
отклика, чувства
гордости за
достижения
своей страны.
Формирование
осознанных
устойчивых
эстетических и
интеллектуальны
х предпочтений и
ориентации на
искусство и
науку как
значимые сферы
Россия и другие
страны мира
(историческая
карта мира).
Земля – наш
общий дом.
«Чудеса света»
(искусство, наука,
культура – на
примере России и
ряда других
стран).
Общечеловечески
е проблемы
(сохранение мира
и здоровья,
экологическое
1229
34
Учебно
познавательн
ые поездки и
участие в
массовых
мероприятия
х
сознание), их
прогнозирование
и преодоление с
использованием
опыта, уроков
истории.
Международное
сотрудничество.
13
человеческой
жизни.
Ориентация на
понимание
причин успеха во
внеучебной
деятельности, в
том числе на
самоанализ и
самоконтроль
результата, на
анализ
соответствия
результатов
требованиям
конкретной
задачи.
предложения и
оценку учителей,
товарищей,
родителей и
других людей.
Различать способ
и результат
действия.
К Задавать
вопросы.
Использовать
речь для
регуляции своего
действия
П Осуществлять
поиск
необходимой
информации для
выполнения
внеучебных
заданий с
использованием
учебной
литературы и в
открытом
информационно
м пространстве,
энциклопедий,
справочников
(включая
электронные,
цифровые),контролируемом
пространстве
Интернета.
Р
Самостоятельно
адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действия и
вносить
необходимые
коррективы в
исполнение как
по ходу его
реализации, так
и в конце
действия.
К Задавать
вопросы.
Использовать
речь для
регуляции своего
действия.
14Планируемые результаты освоения обучающимися программы.
В результате изучения курса обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о
природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами
практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд
на мир;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и
культуры;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения
проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые
причинноследственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации
в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и
проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать
достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую
Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами,
конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество
сверстников, этнос);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и
детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов
на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной
задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
15
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую
сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях;
Выпускник получит возможность научиться:
Интернет;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
восполняя недостающие компоненты;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
16Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой
коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Способы и формы оценки и их достижения.
Согласно Письму Министерства образования России от 25.09.2000г №2021/1113 «Об
организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» система бального обучения
(отметочного) оценивания исключается. Система оценивания результатов обучения в 1 классе (критерии,
процедуры, измерители) основывается на наблюдении, самооценке, самоконтроле, на самостоятельной
коррекционной работе ученика (посмотри, сравни, сделай вывод). Для проверки сформированности
учебных навыков в конце темы (раздела, этапа) проводится текущая диагностика, тематическая,
итоговая. Формы контроля: устный опрос, письменный опрос в виде проверочных работ, контрольных
работ (начиная со 2 класса), тестирования.
МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Чутко Н.Я. Я гражданин России (Я моя страна мой мир). Учебное пособие для 3 класса
Чутко Н.Я. Я гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое). Учебное пособие для 4 класса
Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические рекомендации к курсу "Я гражданин России". 3 класс
Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации к курсу "Я гражданин России". 4 класс
2. Специфическое сопровождение (оборудование)
классная доска;
17 магнитная доска;
экспозиционный экран;
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
наглядные пособия
видеофрагменты и другие информационные объекты
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей начальных классов
№____________________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____________/Беневоленская И.Е./
18