Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" (3 класс)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» составлена на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» (Программы внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова / Сост. Е. Н. Петрова. – Самара : Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Фёдоров», 2011).Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" (3 класс)
Иконка файла материала Я исследователь новый.docx
Муниципальное образовательное учреждение Непецинская   средняя общеобразовательная школа УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ Непецинской  средней общеобразовательной школы ____________________ В.И. Кадацкий Приказ №  ________________________  от «___»_____________________2013 г. Рабочая программа по внеурочной деятельности « Я – исследователь» развивающая система Л. В. Занкова (базовый уровень) 3а класс Составитель:  Левина Ирина Николаевна учитель первой квалификационной  категории                                                                      2013 учебный год Коломенский муниципальный районПояснительная записка. Введение. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь»  разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я ­ исследователь»  в соответствии:   с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2­е изд. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.   Программа рассчитана на четырёхгодичный курс обучения. В программу включены четыре этапа обучения для учащихся начальной школы: 1 этап для возраста – от 6,5­7 лет до 7,5­8 лет – 1 класс 2 этап для возраста – от 7,5­8 лет до 8,5­9 лет – 2 класс 3 этап для возраста – от 8,5­9 лет до 9,5­10 лет – 3 класс 4 этап для возраста – от 9,5 ­10 лет до 10,5­11лет – 4 класс Обоснование для разработки. Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе   современной   российской   школы   находит   всё   большее   применение.   Современный учитель   всё   чаще   старается   предлагать   задания,   включающие   детей   в   самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Однако   возможности   использования   методов   проведения   самостоятельных исследований   и   создания   детьми   собственных   творческих   проектов   основном   учебном процессе существенно ограничены. Трансформация   процесса   развития   интеллектуально­творческого   потенциала   личности ребёнка   путём   совершенствования   его   исследовательских   способностей   в   процессе саморазвития. Цель.  Развитие познавательных потребностей младших школьников.  Развитие познавательных способностей младших школьников.  Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для Задачи программы. проведения самостоятельных исследований.  Формирование   и   развитие   у   детей   младшего   школьного   возраста   умений   и   навыков исследовательского поиска.  Формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности. Принципы и подходы к формированию программы. Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой   односторонностью.   Так,   большинство   современных   образовательных технологий   исследовательского   обучения   учащихся   предполагают   лишь   различные варианты включения ребёнка в собственную исследовательскую практику. В большинстве 2начальных, средних школ и тем более в высших учебных заведениях педагоги убеждены, что стоит только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдёт полным ходом. Предполагается,   что,   получив   возможность   проводить   собственные   учебные исследования,   ребёнок   сам   научится   это   делать.   Наивность   этого   подхода   становится очевидной сразу, как только на этом заостряется внимание. Никакого  исследования не проведёт ни  младший школьник, не учащийся  неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Редкий студент способен   делать     это   после   долгих,   мучительных   проб   и   ошибок.   Можно,   конечно, попытаться   обучить   этому   в   ходе   самого   процесса   исследовательского   поиска,   но значительно   эффективнее   в   этом   плане   специальный   тренинг   по   развитию исследовательских способностей учащихся. Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно­исследовательская здесь не может быть   исключением,   требует   особой   системы   поддержки   и   контроля   качества.   Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов. Таким образом, программа учебно­исследовательской деятельности учащихся должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:    Подпрограмма   «Тренинг».  Специальные   знания   по   приобретению   учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска. Подпрограмма   «Исследовательская   практика».  Проведение   учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий необходимых для   управления   процессом   решения   задач   исследовательского   обучения   (мини­курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)                               Сроки реализации программы. 1   класс.  Учебная   нагрузка   определена   из   расчёта   1   час   в   неделю   в   школе,   плюс самостоятельная   работа   вне   школы.   В   первой   четверти   учебного   года   данная   работа   не проводится. Таким образом, общий объём занятий составляет 33 часа. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг». 2   класс.  Учебная   нагрузка   определена   из   расчёта   1   час   в   неделю   в   школе,   плюс самостоятельная   работа   вне   школы.   В   первой   четверти   учебного   года   данная   работа   не проводится. Таким образом, общий объём занятий составляет 58 часов. Из них – 34 часа под руководством учителя и 24 часа самостоятельной работы вне школы. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг». 3   класс.  Учебная   нагрузка   определена   из   расчёта   1   час   в   неделю   в   школе,   плюс самостоятельная   работа   вне   школы.   В   первой   четверти   учебного   года   данная   работа   не проводится. Таким образом, общий объём занятий составляет 60 часов. Из них – 34 часа под руководством учителя и 26 часов самостоятельной работы вне школы. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».  Учебная   нагрузка   определена   из   расчёта   1   час   в   неделю   в   школе,   плюс 4   класс. самостоятельная   работа   вне   школы.   В   первой   четверти   учебного   года   данная   работа   не проводится. Таким образом, общий объём занятий составляет 68 часов. Из них – 34 часов под руководством учителя и 34 часа самостоятельной работы вне школы. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».   3Учебно­тематический план Класс Тема  Подпрограмма «Тренинг» Подпрограмма практика» Подпрограмма «Мониторинг»   «Исследовательская 3 Итог о  Кол­во часов 20 36 12 68 часа Концептуальные положения.       Подпрограмма «Тренинг». В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащихся должны овладеть универсальными   учебными   действиями,   личностными   результатами   и   предметными действиями исследовательского поиска. К ним относятся умения:            видеть проблемы;  ставить вопросы; выдвигать гипотезы давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Программирование   данного   учебного   материала   осуществляется   по   принципу «концентрических   кругов».   Занятия   группируются   в   относительно   цельные   блоки, представляющие   собой   самостоятельные   звенья   общей   цепи.   Пройдя   первый   круг   во второй   и   третьей   четверти   первого   класса,   мы   вернёмся   к   аналогичным   занятиям   во втором, третьем и четвёртом классах. Естественно,   что   при   сохранении   общей   направленности   заданий   они   будут усложняться от класса к классу. Подпрограмма «Исследовательская практика». Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной.   Занятия   в   рамках   этой   подпрограммы   выстроены   так,   что   степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. Подпрограмма «Мониторинг».  Эта   часть   программы   меньше   других   по   объёму,   но   она   также   важна,   как   и   две предыдущие. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения. Содержание учебного предмета. 3 класс (68 часов). В   третьем   классе   программа   тренинговых   занятий   ограничивается   обязательными занятиями в третьей четверти. Вопросы выбора темы, организации и проведения собственных 4исследований,   подготовки     работ   к   защите   дети   решают   легче.   Существенно   упростит решение этих задач применение рабочей тетради «Я – исследователь». Коллективную   и   индивидуальную   учебно­исследовательскую   работу   детей продолжаем чередовать, чтобы каждый ребёнок приобрёл разносторонний опыт в проведении учебных исследований и во взаимодействии со сверстниками. Практику проведения конкурсных защит следует продолжить. Подпрограмма «Тренинг».(20 часов) Общий объём занятий – 20 часов. Из них   9 часов – аудиторные занятия, 8 часов – индивидуальная работа и 3 часа на самостоятельную работу. Подпрограмма «Исследовательская практика» (36 часов). Общий объём занятий – 36 часов. Из них – 11 часов отведено на индивидуальную и 25 на самостоятельную работу. Подпрограмма «Мониторинг» (12 часов). Общий   объём   часов   –   12.   Из   них   6   часа   отводится   на   коллективную   работу   – присутствие на защитах других ребят, 4 часа на индивидуальную подготовку к защите и 2 часа на защиту, где ребёнок (микрогруппа) представляет собственную работу. Календарно­тематическое планирование по внеурочной деятельности «Я – исследователь»  для 3­а класса на 2013­2014 учебный год.              Тема урока       Основное содержание Решаемая проблема    Понятия №  п/п Плани руемые/ скоррек тирован ные сроки  Тренинг – 20 часов   2 часа в неделю  У   обучающегося   будут   сформированы: положительное Личностные   УУД. отношение к исследовательской деятельности; интерес к новому содержанию и новым способам познания   Планируемые   результаты.  Регулятивные   УУД  Обучающийся   научится принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия;  принимать   участие   в   групповой   работе.  Познавательные   УУД Обучающийся научится:  осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного   исследования   с   использованием   учебной   и   дополнительной   литературы   в открытом   информационном   пространстве,   в   т.ч.   контролируемом   пространстве Интернет; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; ориентироваться на разные способы решения познавательных   исследовательских   задач; оперировать   такими   понятиями,   как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;   Коммуникативные   УУД  Обучающийся   научится:  принимать   участие   в   работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства; использовать   в   общении   правила   вежливости;   строить   понятные   для   партнера высказывания, задавать вопросы. Предметные результаты Обучающиеся научатся: Находить значимые личностные  качества исследователя; способствовать развитию наблюдательности; способствовать  5нахождению сравнений и метафор; работать с приборами, созданными для наблюдения  (телескопы, бинокли, микроскопы и др.); правильно планировать сообщение о своем  исследовании.  1- 2 Как  выбрать тему  исследования? Что такое  исследование. Стр. 2­4. Методы исследования 3­ 4 5­ 6 7­ 8 9­ 10 11 ­ 12 13 ­ 14 15 ­ 16 17 ­ 20 Наблюдение и  наблюдательность Совершенствование  техники экспериментирования Интуиция и создание  гипотез Правильное мышление и логика Искусство делать  сообщения Искусство задавать  вопросы и отвечать на них Семинар «Как  подготовиться к  защите» Исследование,  научное  открытие. Информацион ные технологии Телескоп,  бинокли,  микроскопы Эксперимент  Гипотеза,  интуиция Мышление, логика,  суждения,  умозаключения Алгоритм  своих  действий Виды вопросов Как использовать методы исследования в ходе  изучения доступных  объектов.  Исследования  с помощью новейших  информационных  технологий Как правильно   наблюдать? Как работать с приборами, созданными для наблюдения  (телескопы, бинокли,  микроскопы и  др.)развитию  наблюдательности  Как проводить анализ  самых интересных  экспериментов,  выполненных в группе  (классе). Как интуиция помогает в исследованиях. Как  интуиция помогает  вырабатывать  гипотезы,  создание и  проверка собственных  гипотез. Как делать обобщения.   Как правильно спланировать   сообщение о   своем   исследовании. Как   выделить   главное   и   Как второстепенное. подготовить   текст выступления. Как задавать вопросы и  отвечать на них Как провести  предварительную защиту  собственных работ. Матрица по  оценке идей,  доклад,  6сообщение,  проект.                              Исследовательская деятельность 36 часов Личностные   УУД.  У   обучающегося   будут   сформированы:  интерес   к   новому содержанию и новым способам познания; ориентация на понимание причин успеха в исследовательской   деятельности,   в   том   числе   на   самоанализ   и   самоконтроль результата,   на   анализ   соответствия   результатов   требованиям   конкретной   задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей Планируемые   результаты.  Регулятивные   УУД  Обучающийся   научится: планировать свои действия; оценивать свои действия на уровне ретро­оценки; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме  принимать участие в групповой работе. Познавательные   УУД  Обучающийся   научится:  осуществлять   поиск   нужной информации   для   выполнения   учебного   исследования   с   использованием   учебной   и дополнительной   литературы   в   открытом   информационном   пространстве,   в   т.ч. контролируемом пространстве Интернет; ориентироваться на разные способы решения познавательных   исследовательских   задач;   сериацию, классификацию   по   разным   критериям;   устанавливать   причинноследственные   связи; строить рассуждения об объекте; проводить   сравнение,   Коммуникативные   УУД  Обучающийся   научится:  допускать   существование различных точек зрения; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; контролировать действия партнера; Предметные   результаты  Обучающиеся   научатся:  находить   проблемы   и   делать выбор   тем   для   собственного   исследования;   проводить   самостоятельное исследование, готовить выступления 21 ­ 22 Как составлять план  своего исследования ?   Как сделать сообщение? 23 ­ 28 29 ­ 32 33 ­ 36 37 ­ 56                                                           Мониторинг  12 часов 7 Определение проблемы и выбор темы  собственного  исследования Индивидуальная работа  по планированию и проведению  самостоятельных  исследований Коллективная игра­ исследование Семинар Индивидуальная  консультационная работа по проведению  самостоятельных исследований Как проводить  самостоятельное  исследование? Как проверить  правильность  утверждений? Как определить  основные понятия, структуриро вать полученную  информацию. Как подготовиться к  публичной защите Проблемы,  методы  исследования,  гипотезы Предметы,  объекты  исследования Вопросы и их  виды. Вопросы и их  виды. доклад, схема,  график,  рисункок,  чертеж, макет.Личностные УУД. У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к   исследовательской   деятельности; способность   к   самооценке   на   основе   критериев успешности   исследовательской   деятельности. адекватного   понимания   причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности; Планируемые   результаты.  Регулятивные   УУД  Обучающийся   научится: учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия; осуществлять   итоговый   и пошаговый контроль; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных   ошибок;  принимать  участие  в   групповой  работе.  Познавательные УУД Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и справочной литературе; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; воспринимать   смысл   познавательных   текстов,   выделять   информацию   из   сообщений разных   видов   (в   т.ч.   текстов)   в   соответствии   с   учебной   задачей;  находить   в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;   Коммуникативные   УУД  Обучающийся   научится:  принимать   участие   в   работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства; использовать   в   общении   правила   вежливости;   строить   понятные   для   партнера высказывания, задавать вопросы. Предметные результаты Обучающиеся научатся подготавливать свои работы к публичной  защите, высказывать собственные суждения, правильно задавать вопросы и отвечать на  заданные вопросы слушателей; защищать проект. 57 ­ 60 Как проводить защиту  проекта Умозаключе ния, выводы Занятия со всей группой  (классом) учащихся  (участие в защитах  исследовательских работ в качестве зрителей) Индивидуальная работа  (подготовка к защите  результатов собственных исследований) Самостоятельная работа  (защита собственных  исследовательских работ и творческих проектов) Как спланировать  собственное  выступление. Как подготовить текст  доклада, схемы,  графики, рисунки,  чертежи, макеты. Как  подготовиться к  ответам на вопросы. Как защитить  собственный проект Умозаключе ния, выводы,  проект,  исследование Умозаключе ния, выводы,  проект,  исследование 61 ­ 64 65 ­ 68 Описание материально­технического, учебно­методического и информационного 1.Работа по данному курсу обеспечивается УМК: обеспечения образовательного процесса. 1. Савенков   А.И.   Методика   исследовательского   обучения   младших   школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2010. 2. Савенков   А.И.   Я   –   исследователь.   Рабочая   тетрадь   для   младших   школьников. Издательство дом «Фёдоров», 2011. 83. М.В.   Дубова     Организация   проектной   деятельности   младших   школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. ­ М. БАЛЛАС,2010                Для  обучающихся:  1. Рабочая  тетрадь.  Савенков А.И. Я – исследователь.  Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров», 2011. 2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. 3. Интернет  ­ ресурсы        2. Технические средства обучения: _  компьютер; _ сканер _ принтер лазерный _ принтер струйный цветной _ фото и видеокамера цифровая _ мультимедийный проектор _ электронные материалы для учителя и для учащихся на CD; _ доступ в Интернет. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей начальных классов  № 1  от ___. августа. 2013г.  СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР _____________/Беневоленская И. Е./ ___. августа.2013г. 9