Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
5 кл—6 кл
19.06.2017
Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс
Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь" рассчитана на два года. В рамках курса рассматривается теоретический блок: целеполагание, выдвижение гипотезы, определение проблем и т.д; исследовательский блок и мониторинг исследовательской деятельности. Представлено календарно-тематическое планирование, предполагаемые результаты в соответствии с ФГОС.Используется групповая и индивидуальная работа, экспресс-исследования и мини-проекты.
Курс внеурочной деятельности Я-исследователь .doc
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя   школа № 3» Рассмотрено  на заседании ШМО классных  руководителей СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР О.В. Чайко УТВЕРЖДАЮ Директор школы Ю.М.Морозова Протокол № _____ от «____» ________ 20__ г. «____» ________ 20__г. Приказ № _____  от «____» ________ 20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ШКОЛЬНИКОВ  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ШКОЛЬНИКОВ  ПО КУРСУ  «Я ­ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»   ПО КУРСУ  «Я ­ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»   на 2016 – 2018 учебный год Уровень обучения, класс – основное общее образование,  5­6 класс Учитель – Кузовенкова Светлана Николаевна Рабочая программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование  под ред. В.А.  Горского. – 4­е изд. – М.: Просвещение, 2014 и  авторской программы А. И. Савенкова «Я­исследователь»   Красноярск  2016 г Количество часов:  по программе – 70ч годовых часов: 5 класс ­35ч, 6 класс­ 35ч по учебному плану (недельных часов) – 1ч количество учебных недель – 35ч 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик   должен   быть   ориентирован   на   нахождение   общего   способа   решения   задач   (выделение   учебной   задачи),   хорошо   владеть   системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.  Одним   из   способов   превращения   ученика   в   субъект   учебной   деятельности   является   его   участие   в   исследовательской   и   проектной деятельности.  Исследовательская деятельность  является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.    Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.           Исследовательская   деятельность   позволяет   привлекать   к   работе   разные   категории   участников   образовательного   процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Актуальность   исследовательской   деятельности   сегодня   осознается   всеми.   ФГОС   нового   поколения   требует   использования   в образовательном   процессе   технологий   деятельностного   типа,   методы   исследовательской   деятельности   определены   как   одно   из   условий реализации основной образовательной программы  общего образования.  Актуальность   программы   также   обусловлена   ее   методологической   значимостью.   Знания   и   умения,   необходимые   для   организации исследовательской   деятельности,   в  будущем   станут   основой   для   организации   научно­исследовательской   деятельности   в  вузах,   колледжах, техникумах и т.д. подходы.   Программа   позволяет   реализовать   актуальные   в   настоящее   время   компетентностный,   личностно­ориентированный,     деятельностный Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь»  разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности  (начальное и основное образование ) под ред. В.А. Горского и  авторской программы А. И. Савенкова «Я­исследователь»   в соответствии: 3 с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2­е изд. Санитарно­эпидемиологических   требований   к   условиям   и   организации   обучения   в   общеобразовательных   учреждениях   ­   СанПинН 1. и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. 2. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).  3. 2.4.2.2821 ­ 10 (утверждены Постановлением Главного государственного врача РФ от 03.03.2011 №19993);  4. 5. 6. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СШ № 3. Учебным планом школы на текущий  учебный год; Календарным учебным графиком на текущий учебный год Объём курса: 70 часов из них 5 кл­35 час (1 занятие в неделю), 6 кл­ 35 час (1 занятие в неделю). Длительность занятий: 45 минут. По окончании программы определен итоговый индивидуальный или групповой продукт­ проект, исследовательская работа и форма  представления результата ­ доклад или публичное выступление, презентация на мини­конференции. Итоги участия в деятельности подводятся в  конце года, а также по мере готовности детей.    ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА Цель программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся,  определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно  представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути     Задачи программы:  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;  формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;   формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;    формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);  формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор. развивать познавательные потребности и способности, креативность, развивать  коммуникативные навыки (партнерское общение); В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему   исследования,   выдвигать   гипотезу;   навыки   овладения   методикой   сбора   и   оформления   найденного   материала;   навыки   овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу. 4 МЕСТО КУРСА «Я­ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа «Я­ исследователь» создана на основе федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования. Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочной деятельности», направление ­ общеинтеллектуальное.   В соответствии с учебным планом МБОУ СШ № 3 на исследовательскую деятельность в 5 и 6 классах отводится по 1 часу в неделю. Соответственно программа рассчитана на 70 часов  внеурочной деятельности (ежегодно по 35 часов).  .  ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ     Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно  добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:    Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; Системность организации учебно­воспитательного процесса;     Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный  подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Логика   построения   программы   обусловлена   системой   последовательной   работы   по   овладению   учащимися   основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно­следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Продолжением занятий служат проекты учащихся, которые будут посвящены году Российского кино, году экологии в России, юбилейным и памятным датам.  По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По   продолжительности   проекты   бывают   краткосрочные   и   долгосрочные.   Разница   заключается   в   объёме   выполненной   работы   и   степени самостоятельности учащихся.                 Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется  наиболее существенной части – мысленному  прогнозированию, создание замысла  в строгом соответствии  с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.       Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера. 5 Главная   цель   защиты   проектной   работы   –   аргументированный   анализ   полученного   результата   и   доказательство   его   соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. Исследовательская   деятельность     относят   к   педагогическим   технологиям  XXI  века.   Специфической   особенностью   занятий     является   их направленность на обучение детей  приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.    Группы умений, которые формирует курс: СПЕЦИФИКА КУРСА исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);  социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);       оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);  информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);  презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);   рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллек­ тивном деле);   менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность  время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).  Исследовательская деятельность включает в себя следующие этапы: 1.       Постановка проблемы Проблема   может   идти   от   ребенка,   а   может   направляться   учителем,   то   есть   учитель   создает   такую   ситуацию,   которая   покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка. 2.       Тема проекта 6 Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом ­ проблема, которая определила название проекта. 3.       Цель проекта После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта. 4.       Задачи проекта Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе: • задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию);  • задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование­эксперимент); • задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта). При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше — с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются. 5.       Гипотеза Гипотезу выдвигают исходя из цели.  6.       План работы Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом: • подумать самостоятельно; • посмотреть книги; • спросить у взрослых; • обратиться к компьютеру; • понаблюдать; • проконсультироваться со специалистом; • провести эксперимент; • другие. В   защите   мы   озвучиваем   взаимосвязь   методов   исследования   и   поставленных   задач.   Это   и   есть   план   действия   (то   есть   практическая реализация задач через методы): при решении первой задачи дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации. Чтобы   разрешить   вторую   задачу,   связанную   с   исследованием   или   моделированием,   дети   рассказывают   о   том,   какое   исследование   они проводили или что они смоделировали. Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением правомерности выбора материала. Если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый выступающий обязательно должен рассказать о личном вкладе в разработку общего проекта ­ другими словами, кратко представить свой «подпроект». 7 Реализация третьей задачи ­ проведение презентации проекта ­ идет на протяжении всей защиты проекта. 7.       Продукт проекта Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, ­ все это должно найти свое отражение в продукте проекта. Это может быть книга, в которой собрана самая важная и полезная информация по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм  выполнения какой­то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия, каталог, фильм и т.д. Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для создателей и разработчиков  проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким­то образом соприкасаться с темой вашего проекта. Таким образом, продукт проекта ­ это материализованный итог всей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни. 8.       Выводы (итог) проекта Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА            Программа   предусматривает   проведение   внеклассных   занятий,   работу   детей   в   группах,   парах,   индивидуальную   работу,   работу   с привлечением   родителей.   Занятия   проводятся   1   раз   в   неделю     в   учебном   кабинете,   в   библиотеке,   в   школьном   музее;   исследовательская деятельность  включает проведение  наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.    В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки­тренинги, групповые исследования, игры­исследования, творческие проекты. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ            Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение,  коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини­конференция, консультация.            Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини­конференция, научно­исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.          Технологии, методики:    уровневая дифференциация; проблемное обучение; 8    поисковая деятельность; информационно­коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:  основные этапы организации исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, ,работа над ним, презентация);  понятия цели, объекта и гипотезы исследования;  основные источники информации;  правила оформления списка использованной литературы;  правила классификации и сравнения,  способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);  источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)  правила сохранения информации, приемы запоминания. Учащиеся должны уметь:  выделять объект исследования;  разделять учебно­исследовательскую деятельность на этапы;  выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;  анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,  работать в группе;  работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,  пользоваться словарями, энциклопедиями  и  другими учебными пособиями;  планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;  работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами. Личностные   и   метапредметные результаты 9 Личностные У школьников  будут сформированы:   учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;   способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Ученик получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в  преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;     выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения; устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Школьник научится: Регулятивные планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;   адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия.        Ученик получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия. 10 Школьник научится: Познавательные  осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   внеучебных   заданий   с  использованием   учебной   литературы   и  в открытом   информационном   пространстве,   энциклопедий,   справочников   (включая   электронные,   цифровые),   контролируемом   пространстве Интернета;  осуществлять   запись   (фиксацию)   выборочной   информации   об   окружающем   мире   и   о   себе   самом,   в   том   числе   с   помощью инструментов ИКТ;           строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах. Ученик получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;  записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей; Школьник научится: Коммуникативные  адекватно   использовать   коммуникативные,   прежде   всего   –   речевые,   средства   для   решения   различных   коммуникативных   задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,   в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;  допускать   возможность   существования   у   людей   различных   точек   зрения,   в   том   числе   не   совпадающих   с   его   собственной,     и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; 11    задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться:  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;  аргументировать   свою   позицию   и   координировать   ее   с   позициями   партнеров   в   сотрудничестве   при   выработке   общего   решения   в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;   осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;   адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа рассчитана на два года обучения из расчёта 1 час в неделю – 35 час в год в каждом классе (всего 70 часов).    В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ  выставки творческих работ учащихся;  мини – конференции по защите исследовательских проектов;   школьная научно – практическая конференция;  конференция «Первые шаги в науку»   НПК «Самовенок» и др ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ № п/п Перечень разделов  Кол­во часов 12 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ  Тема занятия 5 класс Всего  часов Теоретический блок  16 час Теория  Практика  Что такое исследование? Методы исследования Наблюдение и наблюдательность Что такое эксперимент? Учимся вырабатывать гипотезы Учимся высказывать суждения Как правильно классифицировать Что такое определения? Как давать  определения понятиям Учимся делать умозаключения и выводы Как задавать вопросы? Учимся выделять  главное и второстепенное Как делать схемы? Как работать с книгой? Что такое парадоксы? Мысленные эксперименты и эксперименты  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п I 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 13 15 16 II 17­20 21­22 23 24­25 26 27 28­29 30­31 III на моделях Как планировать исследования  и проекты Как сделать сообщение о результатах  исследования 1 1 1 1 Исследовательская практика 15 час Тренировочное занятие по методике  проведения самостоятельных исследований  по теме «Тайна ….» Экспресс­исследование «Что в имени тебе  моем» Мини­конференция по итогам экспресс­ исследования Экскурсия­исследование «Местные  достопримечательности и проблемы» Мини­конференция по итогам экскурсии Коллективная игра­исследование «Почему  так названо…» Экспресс­исследование «Тематические  коллекци». Сообщение о собранных коллекциях 4 2 1 2 1 1 2 2 1 Мониторинг исследовательской деятельности 4 час 4 2 1 1 1 1 2 2 2 2 32­33 Мини­конференция по итогам собственных  исследований Защита исследовательских работ и  творческих проектов учащихся 5­6 классов 34­35 Итого: 2 2 35 Раздел 1. Теоретический блок – 16 часов СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 8 27 14 Тема 1.1.Что такое исследование? Цели и задачи курса. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности. Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Тема 1.2.Методы исследования. Знакомство с различными методами и приёмами исследования. Первые летописцы и первые летописи. Тема 1.3. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение – один из методов исследования. Разница между понятиями «наблюдение» и  «наблюдательность». Летописи – чудо России. Тема 1.4. Что такое эксперимент?  Знакомство с понятием эксперимент. Какие бывают эксперименты. Эксперимент со словом. Тема 1.5. Учимся вырабатывать гипотезы. Знакомство с понятием «гипотеза». Как выработать гипотезу при организации  исследования. Тема 1.6. Учимся высказывать суждения. Что такое суждение. Построение цепочки доказательств. Тема 1.7. Как правильно классифицировать. Понятие «классификация». По каким признакам классифицируются слова, понятия. Тема 1.8. Что такое определение? Как давать определения понятиям. Повторение понятия «определение». Какие бывают определения  (назначение, форма, размер, цвет и т.д.) Тема 1.9. Учимся делать умозаключения и выводы. Работа с понятиями «умозаключение», «вывод». Речевые клише при формулировке  вывода. Тема 1.10. Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное. Слова, помогающие сформулировать вопрос (что, кто,  когда, где, зачем, почему…). Определяемое слово. Главная информация, второстепенная информация (примеры). Тема 1.11. Как делать схемы? Понятия «схема», «алгоритм». Виды схематичного изображения. Чтение информации по схеме.  Практическая работа по составлению схем. Тема 1.12. Как работать с книгой? «Книга – к мудрости ступенька». Содержание книги. Книги – энциклопедии и словари. Правила  работы с книгой. Тема 1.13. Что такое парадоксы? Понятие «парадокс», многозначность слова. Доказательство  положения, резко расходящиеся с  общепринятым. Практикум «Учимся высказывать противоречия».  Тема 1.14. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. Что такое эксперимент модель для эксперимента. Модели слов,  словоформы, группы слов, понятия. Эксперимент со словом. Тема 1.15. Как планировать исследования и проекты? Чем отличается проект от исследования. Планирование деятельности.  Этапы работы над проектом. Этапы исследования. Разработка плана. Тема 1.16. Как сделать сообщение о результатах исследования. Доклад. Реферат. Творческий проект (продукт). Исследовательская  работа. Композиция представления продукта деятельности. Раздел 2. Исследовательская практика – 15 часов Тема 2.17­2.20. Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований по теме «Тайна…». Этапы работы.  Планирование деятельности на каждом этапе. Разработка цели и задач исследования. Поиск информации. Правила оформления исследования.  15 Примерные темы: Деревянные кружева Красноярска. Растительные скульптуры нашего города. Как цвет влияет на аппетит. Изделия народных  промыслов. Тема 2.21­2.22. Экспресс­исследование «Что в имени тебе моем». Планирование деятельности на каждом этапе работы. Разработка цели и  задач исследования. Поиск информации. Правила представления результатов работы. Работа со словарем имен и фамилий. Составление  рейтинга имен класса. Имена киноактеров, король ролей второго плана. Тема 2.23. Мини­конференция по итогам экспресс­исследования. Презентация оформленных исследовательских работ на тему «Чьё это  имя». Тема 2.24­2.25. Экскурсия­исследование «Символы России, Красноярского края и города», «Местные достопримечательности  и  проблемы». Размышление о символах как ценности для человека, определение   местных проблем, планирование их решения. Поиск  информации в библиотечном фонде, сети ИНТЕРНЕТ, музее. Тема 2.26. Мини­конференция по итогам экскурсии. Выступление с краткими докладами по теме экскурсии. Тема 2.27. Коллективная игра­исследование «Я гуляю по городу…». Их иенами названы улицы города. Известные памятники города.  Песни о Красноярске. Тема 2.28­2.29. Экспресс­исследование «Тематические коллекции». Этапы работы. Планирование деятельности на каждом этапе работы.  Творческая работа  «Коллекция…» Тема 2.30­2.31. Сообщение о собранных коллекциях. Оформление коллекций. Представление результатов своей работы. Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности – 4 часа Тема 3.32­3.33. Мини­конференция по итогам собственных исследований. Представление результатов своих исследований по  пройденным темам. Тема 3.34­3.35. Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся 5­6 классов. Участие в конкурсах «Первые шаги в  науку», «Самовенок», дистанционных конкурсах на педагогических сайтах (сроки проведения могут сдвигаться). ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ  6 класс № п/п I Тема занятия Всего часов Теория  Практика  Теоретический блок  16 1 2 3 4 5 6­8 9­10 исследовательской   Гипотеза   и   доказательства. Научные   исследования   и   наша   жизнь.  Способы мыслительной деятельности. Логика мысли. Как мы думаем.   Правила   выбора   темы   исследования.  Выбор   темы исследования.  Классификация   тем.   Общие   направления исследований.  Понятие о проблеме. Что такое проблема.  Упражнение в выявлении   проблемы   и   изменении   собственной   точки зрения. Игра «Смотрим  на мир чужими глазами»   Понятие   о   гипотезе.  Её   значение   в   исследовательской работе.  Учимся   выдвигать гипотезы.  Упражнения   на   обстоятельства   и   упражнения, предполагающие   обратные   действия.   Формирование ресурсов для успешного осуществления проекта. Планирование   деятельности. Целеполагание.   Лист   планирования   и   продвижения   по заданию.   Методы   исследования.     Что   такое   исследовательский поиск.  Способы   фиксации   получаемых  сведений  (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы   и   др.).   Мыслительные   операции.   Мыслительные операции,   необходимые   для     учебно­исследовательской деятельности.   Анализ,   синтез,   сравнение,   обобщение, суждения,   Эксперимент. Наблюдение.   Анкетирование.   Мыслительные   операции, необходимые  для учебно­исследовательской  деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.  Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в   научных   исследованиях.   Информация   об   открытиях, сделанных на основе наблюдений.   Что такое исследовательский поиск. Сбор материала для исследования.   Способы   фиксации   получаемых   сведений (обычное   письмо,   пиктографическое   письмо,   схемы, рисунки, значки, символы и др.).      умозаключения,   выводы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 2 1 1 2 2 17 11 12­14 15­16 II 17 18­21 22 23 24 1 3 2 Способы   исследования   ­   наблюдение   и   эксперимент. Опыты. Игры на внимание. Источники   информации.   Способы   первичной   обработки информации.   Ориентиры   в   информационном   поле. Параметры   поиска   информации   в   каталоге.   Поиск информации по самостоятельно заданному параметру. Практическая деятельность учащихся: индивидуальная или групповая   работу   по   установлению   параметра   поиска   ин­ формации   в   каталоге;   работа   с   каталогом   по   поиску информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге. Практическая деятельность учащихся: работа с карточным   (электронным)   каталогом;   работа   в   группе   по   анализу успешности поиска информации в каталоге.  Поиск информации в электронном каталоге по заданному параметру. Виды каталогов. Практическая   деятельность   учащихся:   индивидуальная работа с каталогом по поиску информации; работа в группе по   анализу   успешности   поиска   информации   в   каталоге. Правила   оформления   списка   использованной   литературы. Оформление   списка   использованных   электронных источников. Цели и задачи исследования.  Отличие цели от задач.   Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач    для достижения поставленной цели.  Исследовательская практика Как выбрать тему собственного исследования Индивидуальная работа по планированию и проведению  самостоятельных исследований  Коллективная игра­исследование «Оглянись вокруг­ рядом  есть зеленый друг» Индивидуальная консультационная работа по проведению  самостоятельных исследований  Семинар «Сколько деревьев мы носим в портфеле» 1 4 1 1 1 1 1 1 3 1 4 1 1 1 18 25­28 29­30 31 III 32 33 34­35 Итого: Коллективное исследование «Красноярская киностудия» Оформление результатов исследования Мини­конференция 4 1 1 Мониторинг исследовательской деятельности Процедура защиты исследовательских работ в качестве  зрителей Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов  собственных исследований) Защита собственных исследований 1 1 2 35 7 4 1 1 1 1 2 28  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Теоретический блок  – 16 часов Тема 1.1 Научные исследования и наша жизнь. Способы мыслительной деятельности. Логика мысли. Как мы думаем.  Тема 1.2. Правила выбора темы исследования. Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие направления  исследований.  Тема1.   3.  Понятие   о   проблеме.   Что   такое   проблема.  Упражнение   в   выявлении   проблемы   и   изменении   собственной   точки   зрения.   Игра «Смотрим  на мир чужими глазами» Тема 1.4. Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе.  Гипотеза и доказательства. Учимся выдвигать гипотезы. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Формирование ресурсов для успешного осуществления проекта. Тема 1.5. Планирование исследовательской деятельности. Целеполагание. Лист планирования и продвижения по заданию. Тема  1.  6.  ­1.8  Методы   исследования.    Что  такое  исследовательский  поиск.   Способы  фиксации   получаемых   сведений   (обычное  письмо, пиктографическое   письмо,   схемы,   рисунки,   значки,   символы   и   др.).   Мыслительные   операции.   Мыслительные   операции,   необходимые   для учебно­исследовательской деятельности. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Эксперимент. Наблюдение. 19 Анкетирование. Мыслительные   операции, необходимые для учебно­исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.   Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.  Тема 1.9­1.10.  Что такое исследовательский поиск.  Сбор материала для исследования. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).  Тема 1.11. Способы исследования ­ наблюдение и эксперимент. Опыты. Игры на внимание. Тема 1.12­1.14. Источники информации. Способы первичной обработки   информации. Ориентиры в информационном поле. Параметры поиска информации в каталоге. Поиск информации по самостоятельно заданному параметру. Практическая деятельность учащихся: индивидуальная или групповая работу по установлению параметра поиска информации в каталоге; работа с каталогом по поиску информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге. Практическая   деятельность   учащихся:   работа   с   карточным   (   электронным)   каталогом;   работа   в   группе   по   анализу   успешности   поиска информации в каталоге.  Тема 1.15­1.16. Поиск информации в электронном каталоге по заданному параметру. Виды каталогов. Практическая деятельность учащихся: индивидуальная работа с каталогом по поиску информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге. Правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников. Цели и задачи исследования. Отличие цели от задач.  Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач    для достижения поставленной цели.  Раздел 2. Исследовательская практика – 15 часов Тема 2.17. Как выбрать тему собственного исследования. Разработка тем лингвистического исследования. Этапы работы. Планирование  деятельности на каждом этапе. Тема 2.18. ­2.21. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Этапы работы.   Планирование деятельности на каждом этапе. Разработка цели и задач исследования. Поиск информации. Правила представления  результатов работы. Тема 2.22. Коллективная игра­исследование «Оглянись вокруг­ рядом есть зеленый друг»  Тема 2.23. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия».  Поиск  информации о местных топонимах в библиотечном фонде, сети ИНТЕРНЕТ, школьном музее. Практикум по исправлению ошибок в  исследовательских работах обучающихся. Тема 2.24. Семинар «Сколько деревьев мы носим в портфеле». Решение экологических задач. Выступление обучающихся с краткими  докладами по теме. Обсуждение наиболее понравившихся докладов. Практикум по исправлению ошибок в устных выступлениях. 20 Тема 2.25.­2.28.  Коллективное исследование «Красноярская киностудия». Этапы работы. Сбор информационного материалы из разных  источников. Экскурсия на киностудию. Оформление результатов проделанной работы.  Тема 2.29­2.30.  Оформление результатов исследования. Оформление результатов исследования. Практикум по исправлению ошибок в  оформлении работ обучающихся. Тема 2.31. Мини­конференция.  Выступление обучающихся с результатами исследования. Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности – 4 часа Тема 3.32. Процедура защиты исследовательских работ в качестве зрителей. Представление результатов своих исследований по  пройденным темам. Рецензирование работ. Формирование умения правильно выражать свои мысли в устной форме. Тема 3.33. Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований). Практикум по исправлению  ошибок. Подготовка рефератов, творческих и исследовательских работ к защите на конкурсе.  Тема 3.34­3.35.Защита собственных исследований.  Участие в конкурсах «Первые шаги в науку», «Самовенок», дистанционных  конкурсах на педагогических сайтах (сроки проведения могут сдвигаться). УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ  И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  Литература для учителя: 1. Голуб   Г.Б.,   Перелыгина   Е.А.   Чуракова   О.В.   Метод   проектов   –   технология   компетентностно­ориентированного   образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с. 2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с. 21 Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5­7 класса / Под ред. проф. Е.Я. 3. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 80 с. 4. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор.  Москва: «Просвещение», 2010. – 321с. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В. В.. Директор школы № 6, 1995г.­ 5. 16с. 6. 7. 8. сопровождение /Л.Б. Малыхина. – Волгоград: Учитель, 2015 9. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006. Малыхина   Л.Б.   Справочник   по   внеурочной   деятельности   для   руководителей   и   педагогов.   Организационно­методическое Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.  10. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и  др.]; под ред. В.А. Горского. – 4­е изд. – М.: Просвещение, 2014. 11. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А. И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009. Сергеев   И.С.   Как   организовать   проектную   деятельность   учащихся:   практическое   пособие   для   работников   общеобразовательных 12. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А. И. М.: Академия, 20с. 13. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2 14. 15. учреждений. – 3­е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека). 16. лекции 1­8. ­М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. 17. 18. Щербакова   С.Г.   Организация   проектной   деятельности   в   образовательном   учреждении.   Издательско­торговый   дом   «Корифей»   ­ Волгоград, 2007. 19. школы, 1998, № 3­   256с. 20. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.  М.: Директор Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. ­ Ярославль: Академия развития, 2008. 1998 ­ 320с.   1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. Литература для  обучающихся: 22 Интернет­  ресурсы: 1. 2. 3. * Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ * Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja- detskaja-jenciklopedija-6-12.html * А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._ * Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ * Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/ 4. 5. 6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ 7. 8. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/ proekty http://www.nachalka.com/ 23 9. http://detskiy­mir.net/rating.php 10. http  11. http  12. http   .  allbest    ://   www   ://   www   .  com   .  lib   ://   ru   .  wikipedia  .  ru   .  union  .  ua  .  org   13. http://vip.km.ru/Megabook/child/index.asp 14. http  15. http  16. http   .  books    .  encyclopedia    .  megakm    ://   www   ://   www   ://   www   .  ru  .  com  .  kharkov    .  ru Технические средства обучения.  Компьютер  Мультимедийный проектор  Колонки  Экран КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС 35 час Тема урока № п.п Кол­ во часов Тип урока Основные понятия 1 Что такое  исследование? 1 Открытие  нового  знания Проект,  проблема,  информация,  память,  памятник. Формируемые УУД Дата проведения Личностные Метапредметные Предметные 5а 5б 5в Теоретический блок 16 час Осмысление  ценности  памятников как  носителей  отечественной  культуры и  образа жизни ,  мотивация на  изучение курса.  понимать и  объяснять  категории:  памятник,  память и  мудрость  Отечества. Регулятивные (Р):  ставить цели,  структурировать  время,  осуществлять  рефлексию.  Коммуникативные  (К): формулировать собственное мнение и позицию,  координировать ее  с партнерами в  сотрудничестве при выработке общего  решения 2 Методы  исследования 1 Развивающ ий формировать  представления  о летописях  как  национальном  достоянии. Осмысление  идей летописей и значимости их  для потомков.  Старинные  летописи –  наше  национальное  достояние.  Идеи  летописей:  единство рода  человеческого,  древнее  происхождение славянского  народа,  убеждение, что через историю  вершится воля  Божия.  Летописи  общерусские и  местные. Р.: ставить цель и  задачи,  преобразование  практической  задачи в  познавательную,  самостоятельно  оценивать  правильность  выполнения и  вносить  коррективы,  структурировать  время,  осуществлять  рефлексию. К.:  уметь слушать и  слышать,  присоединятся к  партнеру по  общению, считаться с мнением других,  приходить к  согласию,  представлять  результаты работы  группы.  25 3 1 Наблюдение и наблюдательн ость Оценивающ ий 4 5 Что такое  эксперимент? 1 Открытия  нового  знания  1 ОНЗ  Учимся  вырабатывать  гипотезы Летопись,  житие,  сказание,  слово, книжная мудрость,  патриотизм. Л.: приобщение к исторической  памяти и опыту  нашего народа,  мотивация на  сохранение и  передачу опыта  новому  поколению. Сущность  научного  творчества.   Знания  донаучные,  вненаучные и  научные.  Факты,  закономерност и, теории,  гипотезы. Л.  Самоопределени е, умение  отстаивать свою  точку зрения Знание основных исторических  событий,  позитивное  отношение к  мнению другого,  уважение к  истории страны. Р : ставить цели и  планировать пути  их достижения,  оценивать  правильность  действий и вносить  коррективы,  структурировать  время,  осуществлять  рефлексию. К.:  уметь работать в  четверках и  ресурсном круге. Р.оценка  выдвинутой  гипотезы,  аргументация  своего выбора. К. поиск и  обработка  информации из  разных источников.  П. самостоятельная П.: понимать и  характеризоват ь идеи  летописей,  объяснять  категории  социокультурн ого ряда:  летопись,  житие,  сказание,  слово, книжная  мудрость,  добродетель,  патриотизм. П. понимать  сущность  научного  творчества.  Организовать  рабочее место  для проведения эксперимента. П. работа с  информацией,  использование  знаково­ символических  способов,  построение  логической  цепочки.  26 1 ОНЗ Учимся  высказывать  суждения Суждение.  Цепочка  доказательств. 6 7 8 1 1 Как  правильно  классифициро вать Что такое  определения?  Как давать  определения  понятиям Уважение и  принятие других  народов страны,  оценка   значимости и  ценности. Уважение  личности,  этнической  принадлежности, позитивное  отношение к  мнению других. формулировка  гипотезы, цели и  задач, умение  передавать  содержание  прочитанного. Р. Оценка  суждения,  аргументация  выбора, сличение  способа действия и  результата. К.умение слушать и вступать в диалог,  планирование  сотрудничества.  П самостоятельная  формулировка  суждения, анализ  объектов с целью  выделения  признаков. Р. Волевая  саморегуляция  в  ситуации  мотивационного  конфликта. К. учет позиции  других людей,  умение слушать и  находить общее. П. самостоятельная формулировка  Умение  структурироват ь знания,  выстраивать  взаимосвязь и  логическую  последовательн ость. Умение  структурироват ь знания,  выстраивать  взаимосвязь и  логическую  последовательн ость. Умение  работать со  справочной  литературой,  выбор  основания и  характеристик  для сравнения. 27 Комбиниро ванный  Классификаци я. Основа для  классификации .  Комбиниро ванный  Понятие.  Многозначное  слово. Работа  со словом.  Толковые  словари.  Словарь­  синонимов. Уважение к  литературному  наследию  страны,  саморегуляция  при  возникновении  конфликта.. 9 1 Учимся  делать  умозаключени я и выводы Комбиниро ванный Вывод.  Логичность  вывода,  умозаключение . Речевое  клише. Уважение к  мнению другого,  позитивной  моральной  самооценки и  чувств.  10 Как задавать  1 вопросы?  Учимся  выделять  главное и  второстепенн ое Комбиниро ванный Вопрос,  главное,  второстепенное , определяемое слово. 11 Как делать  схемы? 1 ОНЗ  Схема, макет,  чертеж. Уважение к  мнению другого,  позитивной  моральной  самооценки и  чувств. Выполнение  норм  и  обязанностей  ученика,  принимать совет. понятий, анализ  объектов. Р. Волевая  саморегуляция  в  ситуации  мотивационного  конфликта. К. учет позиции  других людей,  умение слушать и  находить общее. П. самостоятельная формулировка  выводов. Р. Сопоставление  результата с  поставленной  целью, коррекция  Умение  работать со  справочной  литературой,  выбор  основания и  характеристик  для сравнения. развитие  умения ставить  вопросы для  решения  существующей  проблемы. Алгоритм  выполнения  работы.  Сравнение с  образцом.  28 12 Как работать  1 Практикум Книга­ с книгой? источник  информации.  Разделы книги,  структура,  содержание,  аннотация. Книги –  энциклопедии  и словари.  Правила  работы с  книгой. Уважение к  литературному  наследию  страны,  саморегуляция  при  возникновении  конфликта.. 13 Что такое  парадоксы? 1 ОНЗ Парадокс,  противоречия,  противоположн ое мнение. Уважение  мнение другого,  умение  отстаивать свою  точку зрения. Построение  логической  цепи  рассуждений. Доказательство положения,  резко  расходящиеся с общепринятым. Практикум  «Учимся  высказывать  противоречия». результатов труда  при необходимости. К. работа в парах,  организация работы как  самостоятельной,  так и с партнером.  Уважение к мнению другого. П. использование  знако­ символических  действий,  классификация  объектов. Р. Волевая  саморегуляция  в  ситуации  мотивационного  конфликта. К. учет позиции  других людей,  умение слушать и  находить общее. П. самостоятельная формулировка  выводов. 29 14 Мысленные  1 эксперименты и  эксперименты на моделях Практикум Эксперимент,  экспериментал ьная модель 1 ОНЗ 15 Как  планировать  исследования  и проекты 1 ОНЗ 16 Как сделать  сообщение о  результатах  исследования Чем  отличается  проект от  исследования.  Этапы работы  над проектом.  Этапы  исследования.  Разработка  плана. Доклад.  Реферат.  Творческий  проект.  Исследователь ская работа. Р. Оценка  суждения,  аргументация  выбора, сличение  способа действия и  результата. К.умение слушать и вступать в диалог,  планирование  сотрудничества.  П самостоятельная  формулировка  суждения, анализ  объектов с целью  выделения  признаков. Модели слов,  словоформы,  группы слов,  понятия.  Эксперимент со  словом. Этапы работы  над проектом.  Этапы  исследования.  Планирование  деятельности. Композиция  представления  продукта  деятельности. Эмоционально­ положительное  принятие мнения партнера,  формирование  отношения к  конкретному  факту,  выполнение норм работы в парах и группе. Умение  представить  аргументированн о свою точку  зрения,  отношение к  конкретному  факту. Исследовательская практика 15 час 30 4 2 1 17­ 20 Тренировочно е занятие по  методике  проведения  самостоятель ных  исследований  по теме  «Тайна ….» 21­ 22 Экспресс­ исследование  «Что в имени  тебе моем» 23 Мини­ конференция  по итогам  экспресс­ исследования «Чье это имя» Практикум Этапы работы.   Планирование  деятельности на каждом этапе.  Разработка цели и задач  исследования.  Поиск  информации.  Правила  оформления  исследования. Знание основных видов народного  промысла,  ценностное  отношение к  культурному  наследию,  формирование  активной  жизненной  позиции. Урок­ исследован ие Урок­ обобщение  Оценка  проекта,  критерии  оценки,  аргументация  мнения. Знание значение  своего имени и  товарищей,  умение понять  ценности  другого  поколения Знание значение  своего имени и  товарищей,  умение понять  ценности  другого  поколения. Имя  как ценность  веков. Деревянные  кружева  Красноярска.  Растительные  скульптуры  нашего города.  Как цвет  влияет на  аппетит.  Изделия  народных  промыслов. Работа со  словарем имен  и фамилий.  Составление  рейтинга имен  класса. Имена  киноактеров,  король ролей  второго плана Игры «Угадай­ ка», «Пойми  меня» принятие условий игры.  Р. Прогнозирование результата  совместной  деятельности,   оценка  деятельности  товарища. К. умение слушать  и вступать в диалог  или дискуссию,  умение решать  конфликты, учет  позиции другого П. поиск и  выделение  информации,  умение строить  речевое  высказывание,  построение  логической цепи  рассуждений Р. Умение дать  объективную  оценку работе,  корректировка  своей деятельности  при необходимости. К. умение слушать  и вступать в диалог  или дискуссию,  умение решать  конфликты, учет  31 позиции другого П. поиск и  выделение  информации,  умение строить  речевое  высказывание,  построение  логической цепи  рассуждений Р. Умение дать  объективную  оценку работе,  корректировка  своей деятельности  при необходимости. К. умение слушать  и вступать в диалог  или дискуссию,  умение решать  конфликты, учет  позиции другого П. поиск и  выделение  информации,  умение строить  речевое  высказывание,  построение  логической цепи  рассуждений Р.корректировка  деятельности на  Заочная  экскурсия,  символика  государства,  края, города,  семьи,  родословная.  Постановка и  решение  проблем,  определение  путей решения. Дебаты, оценка  работы,  недостатки,  аргумент. Построение  логических  2 Урок­ экскурсия. Символ,  ценность,  отражение  чувств, герб,  флаг, гимн 24­ 25 Экскурсия­ исследование  «Символы  России,  Красноярског о края и  города»,  «Местные  достопримеча тельности  и  проблемы». 26 Мини­ 1 конференция  по итогам  экскурсии Урок­  обобщение Оценка  проекта,  критерии  оценки,  аргументация  мнения. Бережное  отношение к  истории страны,  края, города,  микрорайона.  Формирование  активной  жизненной  позиции.  Положительное  влияние на  развитие  себя,  семьи,  микрорайона,  27 Коллективная игра­ 1 Урок­игра Настольная  игра. Условия  Великие имена  как достояние.  32 исследование  «Я гуляю по  городу…» игры.  Знаменитые  люди.  Уважение и  принятие других  народов страны.  Эмоциональное  самовыражение и саморегуляция. 28­ 29 Экспресс­ исследование  «Тематически е коллекци». 30­ 31 Сообщение о  собранных  коллекциях 2 2 Практикум Коллекция,  классификация , тематика. Урок­ обобщение Коллекция,  классификация , тематика. Констркутивная  самопрезентация , положительное  отношение к  окружающим,  патриотизм,  наследие. Констркутивная  самопрезентация , положительное  отношение к  окружающим,  патриотизм,  наследие. рассуждений.  Классификация объектов. Коллекция,  тематика,  структурирован ие знаний,  выбор  оснований для  классификации . Коллекция,  тематика,  структурирован ие знаний,  выбор  оснований для  классификации . основе правил  игры, определение  образовательных  дефицитов. К. умение слушать,  вступать в диалог,  участвовать в  коллективном  обсуждение,  переработка  информации.. Р. Умение дать  объективную  оценку работе,  корректировка  своей деятельности  при необходимости. К. умение слушать  и вступать в диалог  или дискуссию,  умение решать  конфликты, учет  позиции другого П. поиск и  выделение  информации,  умение строить  речевое  высказывание,  построение  логической цепи  рассуждений Мониторинг исследовательской деятельности 4 час 33 Урок­ обобщение Урок­ обобщение Проект,   исследование,  методы  исследования,  этапы,  результат. Констркутивная  самопрезентация , положительное  отношение к  окружающим,  патриотизм,  наследие 32­ 33 34­ 35 2 2 Мини­ конференция  по итогам  собственных  исследований Защита  исследователь ских работ и  творческих  проектов  учащихся 5­6  классов Основные  требования к  презентации.  Отбор  содержания  презентации.  Жанр  презентации.  Создание  мультимедийно й презентации. Р. Умение дать  объективную  оценку работе,  корректировка  своей деятельности  при необходимости. К. умение слушать  и вступать в диалог  или дискуссию,  умение решать  конфликты, учет  позиции другого П. поиск и  выделение  информации,  умение строить  речевое  высказывание,  построение  логической цепи  рассуждений ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ  ГРУППОВЫХ,  ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ 1. Деревянные кружева г.Красноярска 2. Использование свойств бумаги в искусстве 3. Растительные скульптуры нашего города 4. Отходы в доходы 5. Из простой бумаги мастерим как маги 6. Сколько деревьев мы носим в портфеле? 7. Как цвет влияет на аппетит 34 8. Национальная кухня нашей семьи 9. Реклама как социальная технология 10. Родословное древо мое 11. О чем говорят флаги 12. Изделия народных промыслов 13. Все работы хороши. 14. Герой второго плана. 15. Красноярская киностудия. 16. Голос за кадром. 17. Знаменитые кинофразы. 18. Их именами названы улицы города.  19. Известные памятники города.  20. Диск «Песни о Красноярске» 21. Собственная тема. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС 35 час № п.п 1 Тема урока Кол­ во часов Тип урока Основные понятия Формируемые УУД Дата проведения 1 Научные исследования и наша жизнь..    Открытие  нового  знания Личностные Метапредметные Предметные 6А 6Б Теоретический блок 16 час Способы  мыслительной  деятельности.  Логика мысли.  Как мы  думаем. Ориентация в  системе   моральных норм, экологическое  сознание. Р. Планирование  процесса  познавательной  деятельности.  Диагностика  результатов  деятельности.  Организация и  проведение  опыта,  эксперимента. Рефлексия  способов и  35 2 3 4 1 ОНЗ   Правила выбора темы исследования. Выбор темы  исследования.  Классификаци я тем. Общие  направления   исследований. Внимательное и  адекватное  отношение к  действительност и. К. учет позиции  других людей,  умение вести  диалог, работать в  группе. П. организация и  проведение  эксперимента,  опыта. Понятие   о проблеме..  1 ОНЗ 1 ОНЗ   Понятие   о  Её гипотезе. значение   в исследователь ской работе.  . Что такое  проблема.  Упражнение в  выявлении  проблемы и  изменении  собственной  точки зрения  Гипотеза и  доказательства. Знание истории  края, основных  исторических  событий,  наличие  позитивного  отношения к  фактам. Уважение  мнения другого,  нахождение в  предложенном  рационального  зерна, ценности.   метод условий  действий. Наблюдение как исследования. Сфера наблюдения   в научных исследованиях. Опыты.   Игры на внимание Игра «Смотрим   на мир чужими  глазами» Р. Целеполагание,  прогнозирование  результата на  основе выдвинутой  гипотезы, оценка и  самооценка   предложенных  вариантов. К. умение слушать,  находить  рациональное  зерно, дополнять  или опровергать,  передавать  Учимся  выдвигать  гипотезы.  Упражнения на  обстоятельства  и упражнения,  предполагающи е обратные  действия.  Формирование  ресурсов для  успешного  осуществления  проекта  36 ОНЗ ОНЗ 5 6­8 1 3 Планировани е исследовател ьской деятельност и..   Методы исследования. Мыслительны е   операции. Наблюдение. Анкетировани е.  Уважение к  мнению другого,  определение  ценностной  составляющей,  корректное  отстаивание  своего мнения. Целеполагание. Лист планирования и продвижения по заданию. Наблюдение,  эксперимент.  Анализ, синтез, сравнение,  обобщение,  суждения,  умозаключения , выводы.  информации в  другом виде,  П.самостоятельное  выделение и  формулировка  гипотезы, выбор  оснований или  критериев для  сравнения,  построение  логической цепи  рассуждений. Подведение под  понятие,  нахождение общего и различия. Работа с  понятиями,  планирование  деятельности. Заполнение  стрелки  планирования. Анализ, синтез,  сравнение,  обобщение,  суждения,  умозаключения , выводы.  Эксперимент.  Знакомство с  наблюдением  как методом  исследования.  Сфера  наблюдения в  научных  исследованиях.  Информация об открытиях,  сделанных на  основе  наблюдений. 37 9­ 10   Что   такое исследовател ьский поиск.  2 ОНЗ Умение  выделить  главное, быть  внимательным,  терпеливым. Сбор  материала для  исследования.  Способы  фиксации  получаемых  сведений  (обычное  письмо,  пиктографичес кое письмо,  схемы,  рисунки,  значки,  символы и др.). 11 12­ 14 1 3 Способы исследования ­   наблюдение и эксперимент. Опыты.   Игры на внимание. Источники информации. Поиск информации по самостоятель но   заданному параметру.   Умение  выделить  главное, быть  внимательным,  терпеливым Умение  выделить  главное, быть  внимательным,  терпеливым.  Практикум Наблюдение,  эксперимент.  Анализ, синтез, сравнение,  обобщение,  суждения,  умозаключения , выводы. Способы  первичной  обработки    информации.  Ориентиры в  информационн ом поле.  Параметры  поиска  комбиниро ванный Р. Целеполагание,  прогнозирование  результата на  основе выдвинутой  гипотезы, оценка и  самооценка   предложенных  вариантов. К. умение слушать,  находить  рациональное  зерно, дополнять  или опровергать,  передавать  информации в  другом виде,  П.самостоятельное  выделение и  формулировка  гипотезы, выбор  оснований или  критериев для  сравнения,  построение  логической цепи  рассуждений. Планирование  деятельности,  контроль за  выполнением  опыта,  эксперимента,  наблюдения по Практическая деятельность учащихся: индивидуальна я или групповая работу   установлению параметра ин­ поиска   формации   в каталоге; работа с каталогом   по поиску информации; работа в группе     38 2 комбиниро ванный 15­ 16 Поиск информации в электронном каталоге   по заданному параметру.    Умение  выделить  главное, быть  внимательным,  терпеливым. Ориентация в  системе   моральных норм, экологическое  сознание. информации в  каталоге.  Развитие  умения ставить вопросы для  решения  существующей  проблемы. Виды  каталогов.  Правила  оформления  списка  использованно й литературы Р. Целеполагание,  прогнозирование  результата на  основе выдвинутой  гипотезы, оценка и  самооценка   предложенных  вариантов. К. умение слушать,  находить  рациональное  зерно, дополнять  или опровергать,  передавать  информации в  другом виде,  П.самостоятельное  выделение и  формулировка  гипотезы, выбор  оснований или  критериев для  сравнения,  построение  логической цепи  рассуждений.   с анализу по успешности поиска информации   в каталоге. Практическая деятельность учащихся:   работа карточным  (электронным)  каталогом;  работа в группе по анализу  успешности  поиска  информации в  каталоге.  Оформление  списка  использованных электронных  источников. Исследовательская практика 15 час 39 17 Как выбрать  1 практикум Правила  тему  собственного  исследования выбора темы  исследования.  Выбор темы  исследования.  Классификаци я тем. Общие  направления   исследований  Проблема.  Лист  планирования и продвижения  по заданию. Предъявление собственной позиции   понимание позиции партнеров. Правила навыки аргументации. Приемы процедура убеждения.      и и и 18­ 21 4 Индивидуальн ая работа по  планированию и проведению  самостоятель ных  исследований  Сам.работа Структура  проекта,  исследовательс кой работы. Формирование  собственных  ценностей в  результате  работы,  сопоставление с  духовно­ нравственными  ценностями  страны/города. Р. Целеполагание,  организация  поиска,  переработка  информации,  прогнозирование  результата,  корректировка  действий. К. обработка и  передачи  информации,  ориентация в  информационном  поле П. умение строить  речевое  высказывание,  выбор наиболее  эффективных  способов Рейтинг  проблем,  определение  путей решения,  формулировка  тем  исследований. Знать способы  обобщения  материала Уметь:  обобщать  материал,  пользоваться  приёмами  обобщения,  находить  главное 40 22 Коллективная 1 Урок­игра игра­ исследование  «Оглянись  вокруг­ рядом есть зеленый  друг» Умение  отстаивать свою  точку зрения. Правила  делового  общения и  ведения  дискуссий.  Предъявление  собственной  позиции и  понимание  позиции  партнеров.  Правила и  навыки  аргументации.  Приемы и  процедура  убеждения.  1 Урок­ консультац ия 23 Индивидуальн ая  консультацио нная работа  по  проведению  самостоятель ных  исследований  Правила  делового  общения и  ведения  дискуссий.  Предъявление  собственной  позиции и  понимание  Формирование  собственных  ценностей в  результате  работы,  сопоставление с  духовно­ нравственными  Р. Целеполагание,  организация  поиска,  переработка  информации,  прогнозирование  результата,  корректировка  действий. К. обработка и  передачи  информации,  ориентация в  информационном  поле П. умение строить  речевое  высказывание,  выбор наиболее  эффективных  способов Р. Целеполагание,  организация  поиска,  переработка  информации,  прогнозирование  результата,  корректировка  действий. Экология,  проблемы  экологии,  экологические  проблемы,  задачи.  Постпроектная  деятельность. Экология,  проблемы  экологии,  экологические  проблемы,  задачи.  Постпроектная  деятельность. 41 1 Семинар  24 Семинар  «Сколько  деревьев мы  носим в  портфеле» 25­ 28 4 Коллективное исследование  «Красноярска я  киностудия» Комбиниро ванный,  экскурсия,  практикум  ценностями  страны/города. Умение  отстаивать свою  точку зрения. Формирование  собственных  ценностей в  результате  работы,  сопоставление с  духовно­ нравственными  ценностями  страны/города. Умение  отстаивать свою  точку зрения. позиции  партнеров.  Правила и  навыки  аргументации.  Приемы и  процедура  убеждения.  Правила  делового  общения и  ведения  дискуссий.  Предъявление  собственной  позиции и  понимание  позиции  партнеров.  Правила и  навыки  аргументации.  Приемы и  процедура  убеждения.  К. обработка и  передачи  информации,  ориентация в  информационном  поле П. умение строить  речевое  высказывание,  выбор наиболее  эффективных  способов Р. Целеполагание,  организация  поиска,  переработка  информации,  прогнозирование  результата,  корректировка  действий. К. обработка и  передачи  информации,  ориентация в  информационном  поле П. умение строить  речевое  высказывание,  выбор наиболее  эффективных  способов Киностудия.  Особенность.  Достижения.  Киноистория. 42 29­ 30 Оформление  результатов  исследования 1 Урок­ обобщение 31 Мини­ конференция 1 Урок­ обобщение Основные требования   к презентации. Отбор содержания презентации. Жанр презентации. Создание мультимедийно й презентации  Правила  делового  общения и  ведения  дискуссий.  Предъявление  собственной  позиции и  понимание  позиции  партнеров.  Правила и  навыки  аргументации.  Приемы и  процедура  убеждения Констркутивная  самопрезентация , положительное  отношение к  окружающим,  патриотизм,  наследие Р. Умение дать  объективную  оценку работе,  корректировка  своей деятельности  при необходимости. К. умение слушать  и вступать в диалог  или дискуссию,  умение решать  конфликты, учет  позиции другого П. поиск и  выделение  информации,  умение строить  речевое  высказывание,  построение  логической цепи  рассуждений Макет слайда.  Создание  слайда. Вставка в слайд текста  и рисунков.  Создание фона  слайда. Правила  делового  общения.   Предъявление  собственной  позиции и  понимание  позиции  партнеров.  Правила и  навыки  аргументации.  Приемы и  процедура  убеждения Мониторинг исследовательской деятельности 4 час 43 Комбиниро ванный Комбиниро ванный  32 Процедура  1ч защиты  исследователь ских работ в  качестве  зрителей 33 Индивидуальн 1 ая работа  (подготовка к  защите  результатов  собственных  исследований) 34­ 35 Защита  собственных  исследований 2 Обобщающ ий  Оценка  (самооценка)  выполненного  исследования. Культура  выступления:  соблюдение  правил  этикета,  ответы на  вопросы,  заключительно е слово.   Создание мультимедийно й   презентации по тексту защиты учебно­ исследовательс кого проекта.   Выступления  учащихся с  презентацией  своих  проектов.  Анализ  проектно­ исследовательс кой  деятельности. Самооценка и  взаимооценка  результатов  деятельности по  предложенным  критериям.  Умение находить позитивное  и  аргументированн о объяснять  негативное в  деятельности и  отношениях  заявка на  гражданскую  позицию  Самооценка и  взаимооценка  результатов  деятельности по  предложенным  критериям,    заявка на  гражданскую  позицию Р. Умение дать  объективную  оценку работе,  корректировка  своей деятельности  при необходимости. К. умение слушать  и вступать в диалог  или дискуссию,  умение решать  конфликты, учет  позиции другого П. поиск и  выделение  информации,  умение строить  речевое  высказывание,  построение  логической цепи  рассуждений Подготовка к  защите.  Культура  выступления:  соблюдение  правил этикета, ответы на  вопросы,  заключительное слово.    Эталон.  Оценка.  Самооценка.  Отметка.  Обсуждение  проблем: “Как  правильно  делать доклад”, “Что такое  защита”, “Как  отвечать на  вопросы”. Эталон.  Оценка.  Самооценка.  Отметка.  Сопоставление  целей и  результата  исследования. 44 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ПРОЕКТОВ, ИССЛЕДОВАНИЙ 1. Деревянные кружева г.Красноярска 2. Использование свойств бумаги в искусстве 3. Растительные скульптуры нашего города 4. Что за беспорядки: огород без грядки? 5. Отходы в доходы 6. Из простой бумаги мастерим как маги 7. Сколько деревьев мы носим в портфеле? 8. Как цвет влияет на аппетит 9. Национальная кухня нашей семьи 10. Реклама как социальная технология 11. Изделия народных промыслов 12. Все работы хороши. 13. Красноярская киностудия. 14. Их именами названы улицы города.  15. Известные памятники города.  16. Песни о Красноярске. 17. Биоиндикаторы воды 18. Снежные эксперименты 19. Свойства воды и льда для развлечений. 20. Наш любимый школьный двор 21. Что такое «столбизм» 22. Лесная столовая для туриста 23. Сибирский чай: пей­не скучай. 24. Колобок как сказочный герой и кулинарное изделие 25. Баба Яга как сказочный герой 26. Права героев сказок 27. Тема по выбору. 45

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс

Рабочая программа по курсу "Я- исследователь" 5-6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2017