Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"
Оценка 4.7

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
чтение
1 кл—4 кл
19.01.2017
Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № на изучение предмета «Литературное чтение» в образовательной области «Филология» отводится по 4 ч в неделю с 1 по 4 класс. Курс рассчитан на 448 ч: в 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель)и 92 часа в период обучения грамоте , во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
3.лит.чт.doc
Рабочая   программа   политературному   чтениюсоставлена   на   основе   следующих   нормативно­ правовых и инструктивно­методических документов:  Федеральный Закон № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года;  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ   Министерства   образования   РФ   от   06.10.2009   г   .   №   373   «Об   утверждении   и введении   в   действие     федерального   государственного   стандарта   начального   общего образования»);  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального   общего   образования,   утверждённый   приказом   Министерства   образования   и науки   Российской   Федерации   от   06   октября   2009   года   №373»   (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года регистрационный №19707).  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года   №2357  «О  внесении   изменений   в  федеральный   государственный  образовательный стандарт   начального   общего   образования,   утверждённый   приказом   Министерства образования   и   науки   Российской   Федерации   от   06   октября   2009   года   №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 года регистрационный №22540).  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 года   №1060  «О  внесении   изменений   в  федеральный   государственный  образовательный стандарт   начального   общего   образования,   утверждённый   приказом   Министерства образования   и   науки   Российской   Федерации   от   06   октября   2009   года   №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 года регистрационный №26993).  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015   «Об   утверждении   Порядка   организации   и   осуществления   образовательной деятельности   по   основным   общеобразовательным   программам   ­   образовательным программам   начального   общего,   основного   общего   и   среднего   общего   образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01 октября 2013 года регистрационный №30067).  Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г.№ 253 «Об утверждении федерального   перечня   учебников,   рекомендуемых   к   использованию   при   реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;   Приказ  Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2015 г. N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,   утвержденный   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189   от   29.12.2010   «Об   утверждении   СанПин   2.4.2.2821   ­10   «санитарно   – эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных учреждениях»;  Примерная основная  образовательная программа начального  общего образования по  учебным предметам;  Авторская программа «Литературное чтение.1­4»(Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого,   М. В. Головановой)  в рамках  образовательной  системы «Школа России»;  Учебный план МБОУСОШ №  на 2015­2016 учебный год (Приказ № 158от17.08.2015 г.)  ООП НОО МБОУ СОШ №    ­ I ступень обучения ;  Положение о рабочей программе учебного предмета по МБОУ СОШ №  (Приказ № 121 от 30.05.2015 г.) I.Пояснительная записка   букварного   (основного) (подготовительного), Литературное  чтение  — один  из   основных  предметов  в  обучении  младших  школьников.  Он формирует общеучебный  навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной  литературы и способствует  общему развитию ребёнка, его духовно­ нравственному и эстетическому воспитанию. Курс   состоит   из   двух   блоков   «Литературное   чтение.   Обучение   грамоте»   и   «Литературное чтение» Основной  целью  блока   «Литературное   чтение.   Обучение   грамоте»   является   формирование навыка чтения, развитие речевых умений, обогащение и активизация словаря, совершенствование фонематического слуха. При этом решаются задачи: формирование   первоначальных   представлений   о   единстве   и   многообразии   языкового   и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;  развитие коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетических чувств;  развитие способностей к творческой деятельности. Содержание   обучения   грамоте   обеспечивает   решение   основных   задач   трёх   его   периодов: добукварного     и   послебукварного (заключительного) Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому   процессу   чтения.   Особое   внимание   на   этом   этапе   уделяется   выявлению   начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.  Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно­речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и   умение   определять   последовательность   звуков   в   словах   различной   звуковой   и   слоговой структуры.  Они  учатся  осуществлять  звуковой   анализ  слов  с  использованием   схем­моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.  Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками,   обозначающими   два   звука;   знакомство   с   буквами,   не   обозначающими   звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как   написано)   и   орфоэпическое   (читаю,   как   говорю);   работают   со   слоговыми   таблицами   и слогами­слияниями;  осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов. Послебукварный(заключительный)—   повторительно­обобщающий   этап.   На   данном   этапе обучения   грамоте   осуществляется   постепенный   переход   к   чтению   целыми   словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, 2 правильного,   темпового   и   выразительного   чтения   слов,   предложений,   текстов.   Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания  и   т.д.)  на  основе   чтения  и   разыгрывания   ситуаций   общения.   Обучение   элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно­речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря»,   в   ходе   которой   происходит   осмысление   полученных   в   период   обучения   грамоте знаний.  Блок «Литературное чтение» направлен на достижение следующих целей: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе   образования   младших   школьников;   совершенствование   всех   видов   речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; развитие   художественно­творческих   и   познавательных   способностей,   эмоциональной отзывчивости   при   чтении   художественных   произведений;   формирование   эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование   нравственных   чувств   и   представлений   о   добре,   дружбе,   правде   и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. II.Общая характеристика учебного предмета Литературное   чтение   как   учебный   предмет   в   начальной   школе   имеет   большое   значение   в решении задач не только обучения, но и воспитания.     Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно­ нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя,   способствует   формированию   личных   качеств,   соответствующих   национальным   и общечеловеческим   ценностям.   Ориентация   учащихся   на   моральные   нормы   развивает   у   них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.     Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.       В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог   в   соответствии   с   речевой   задачей,   работать   с   различными   видами   текстов, самостоятельно   пользоваться   справочным   аппаратом   учебника,   находить   информацию   в словарях, справочниках и энциклопедиях.       На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему   школьнику   осознать   себя   грамотным   читателем,   способным   к   использованию читательской   деятельности   для   своего   самообразования.   Грамотный   читатель   обладает потребностью   в   постоянном   чтении   книг,   владеет   техникой   чтения   и   приёмами   работы   с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.       Курс   литературного   чтения   пробуждает   интерес   учащихся   к   чтению   художественных произведений.   Внимание   начинающего   читателя   обращается   на   словесно­образную   природу художественного   произведения,   на   отношение   автора   к   героям   и   окружающему   миру,   на 3 нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.     Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.   Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной  природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей,   чувств,   эмоций;   осознанию   словарного   богатства   русского   языка   и   эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы,   основной   мысли,   адресата,   ситуаций   и   условий   общения;   осознанию   необходимости пополнять   и   обогащать   собственный   словарный   запас   как   показатель   интеллектуального   и речевого развития личности.  Серьёзное   внимание   уделяется   в   программе   формированию   фонетико­графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности:  аудирования, говорения, чтения. Программой   предусмотрено   целенаправленное   формирование   первичных   навыков   работы   с информацией.   В   ходе   освоения   русского   языка   формируются   умения,   связанные   с информационной   культурой:   читать,   писать,   эффективно   работать   с   учебной   книгой, пользоваться   лингвистическими   словарями   и   справочниками.   Школьники   будут   работать   с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.  Программа   предполагает   организацию   проектной   деятельности,   которая   способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. III.Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №   на изучение предмета  «Литературное чтение»  в образовательной области «Филология»    отводится   по 4 ч в неделю  с 1 по 4 класс. Курс рассчитан на 448 ч: в 1классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель)и 92 часа в период обучения грамоте , во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе). VI. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни – признание человеческой  жизни величайшей  ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность   добра –   направленность   на   развитие   и   сохранение   жизни   через   сострадание   и милосердие как проявление любви. Ценность   свободы,   чести   и   достоинства как   основа   современных   принципов   и   правил межличностных отношений. 4 Ценность   природы основывается   на   общечеловеческой   ценности   жизни,   на   осознании   себя частью   природного   мира.   Любовь   к   природе   –   это   и   бережное   отношение   к   ней   как   среде обитания  человека,  и переживание  чувства её  красоты, гармонии,  совершенства.  Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно­популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность   истины –   это   ценность   научного   познания   как   части   культуры   человечества, проникновения   в   суть   явлений,   понимания   закономерностей,   лежащих   в   основе   социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда.   Содержание   литературного   образования   способствует   формированию   эмоционально­ позитивного   отношения   к   семье,   близким,   чувства   любви,   благодарности,   взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются   организованность,   целеустремлённость,   ответственность,   самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность  гражданственности –   осознание   себя   как   члена   общества,   народа,   представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь  к России,  активный   интерес  к её  прошлому  и  настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового   сообщества,   для   существования   и   прогресса   которого   необходимы   мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета . Личностные результаты освоения учебного предмета  литературное чтение                    Освоение предмета «Литературное чтение» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов  начального   образования.     Личностные универсальные  учебные действияобеспечивают   ценностно­смысловую   ориентацию   обучающихся   (умение   соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.  В   соответствии   с   Федеральным   государственным   образовательным   стандартом сформированность   универсальных   учебных   действий   у   обучающихся   на   ступени   начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.   У выпускника будут сформированы: внутренняя   позиция   школьника   на   уровне   положительного   отношения   к   школе, 5 ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно – познавательный  интерес к новому учебному материалу  и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы   гражданской     идентичности   в   форме   осознания   «Я»   как   гражданина   России, чувства   сопричастности   и   гордости   за   свою   Родину,   народ   и   историю,   осознание ответственности   человека   за   общее   благополучии,   осознание   своей   этнической принадлежности;  ориентация   в   нравственном   содержании   и   смысле   поступков   как   собственных,   так   и окружающих людей; развитие   этических   чувств   –   стыда,   вины,   совести   как   регуляторов   морального поведения;  знание   основных   моральных   норм   и   ориентация   на   их   выполнение,   дифференциации моральных   и   конвенционных   норм,   развитие   морального   как   переходного   от доконвенциональных к конвенциональному уровню; установка на здоровый образ жизни; чувство   прекрасного   и   эстетические   чувства   на   основе   знакомства   с   мировой   и отечественной художественной культурой; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.                Выпускник получит возможность для формирования:  внутренней   позиции   школьника   на   основе   положительного   отношения   к   школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения; устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного   понимания   дифференцированной   самооценки   на   основе   критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;   деятельности;  компетентности   в   реализации   основ   гражданской   индентичности   в   поступках   и  морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм   на   основе   учета   позиции   партнеров   в   общении,   ориентации   на   их   мотивы   и чувства,   устойчивое   следование   в   поведении   моральным   нормам   и   этическим требованиям; установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках; осознанных   устойчивых   эстетических   предпочтений   и   ориентации   на   искусство   как значимую сферу человеческой жизни; эмпатии   как   осознанного   понимания   чувств   других   людей   и   сопереживания   им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.    Метапредметные    результаты освоения учебного предмета  литературное  чтение В   соответствии   с   Федеральным   государственным   образовательным   стандартом сформированность   универсальных   учебных   действий   у   обучающихся   на   ступени   начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. Регулятивные универсальные учебные действия 6 Выпускник научится:               – принимать и сохранять учебную задачу; учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   новом   учебном   материале   в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать   правильность   выполнения   действия   на   уровне   адекватной   ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.    Выпускник получит возможность научиться:  адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить   правильность   выбора,   планирования,   выполнения   и   результата   действия   с требованиями конкретной задачи; активизация  сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта; концентрация   воли   для   преодоления   интеллектуальных   затруднений   и   физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. – Выпускник научится: Познавательные универсальные учебные действия             осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; основам   смыслового   чтения   художественных   и   познавательных   текстов,   выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять   анализ   объектов   с   выделением   существенных   и   несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно – следственные связи; строить  рассуждения   в  форме  связи  простых  суждений  об  объекте,  его  строении, свойствах и связях; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения 7 существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; владеть общим приемом решения задач. Выпускник получит возможность научиться:    –                    создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных  формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников;  дополнение таблиц новыми данными; обработка информации (определение основной и второстепенной информации;  запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ,  заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу,  презентировать полученную информацию, в том числе с помощью  ИКТ); оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);  подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных  признаков; анализ; синтез;  сравнение;  сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий;  установление причинно­следственных связей;  построение рассуждения; обобщение. Коммуникативные универсальные учебные действия Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к  регуляции  поведения   и  деятельности,  познанию  мира,  определяют  образ  «Я»  как  систему представлений о себе, отношений к себе, использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;         самовыражение: монологические высказывания разного типа. Выпускник научится:   допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных   позиций   в сотрудничестве;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; 8      строить   понятные   для   партнера   высказывания,   учитывающие,   что   партнер   знает   и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнеров; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.            Выпускник получит возможность научиться:       слушать собеседника; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль,  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;  аргументировать   свою   позицию   и   координировать   её   с   позициями   партнёров   в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения  разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.          Предметные результаты:   понимание   литературы   как   явления   национальной   и   мировой   культуры,   средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;   осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине   и   её   людях,   окружающем   мире,   культуре,   первоначальных   этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение   необходимого   для   продолжения   образования   уровня   читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно­познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение   осознанно   воспринимать   и   оценивать   содержание   и   специфику   различных текстов, участвовать в их обсуждении,  давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение       самостоятельно       выбирать       интересующую       литературу,   пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;   умение   использовать   простейшие   виды   анализа   различных   текстов:   устанавливать причинно­следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на   части,   озаглавливать   их,   составлять   простой   план,   находить   средства выразительности, пересказывать произведение; умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно­познавательных,   учебных   и   художественных   произведений.   На   практическом уровне   овладеть   некоторыми   видами   письменной   речи   (повествование   —   создание текста   по   аналогии,   рассуждение   —   письменный   ответ   на   вопрос,   описание   — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 9 развитие художественно­творческих способностей, умение создавать собственный текст   на   основе   художественного   произведения,   репродукции   картин   художников, иллюстраций, на основе личного опыта.  – VI.Содержание учебного предмета Блок «Литературное чтение.Обучение грамоте»(88 часов) Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.  Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения   коммуникативной   задачи.   Практическое   овладение   диалогической   формой   речи. Овладение   умениями   начать,   поддержать,   закончить   разговор,   привлечь   внимание   и   т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей   (описание,   повествование,   рассуждение).   Овладение   нормами   речевого   этикета   в ситуациях   учебного   и   бытового   общения   (приветствие,   прощание,   извинение,   благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение.  Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов   на   основе   информации,   содержащейся   в   тексте.   Интерпретация   и   обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Фонетика.  Звуки   речи.   Осознание   единства   звукового   состава   слова   и   его   значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним   или   несколькими   звуками.   Составление   звуковых   моделей   слов.   Сравнение   моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.  Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.  Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Графика.  Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения   звуков   буквами.   Буквы   гласных   как   показатель   твёрдости­мягкости   согласных звуков.   Функция   букв  е,   ё,   ю,   я.   Мягкий   знак   как   показатель   мягкости   предшествующего согласного звука.  Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.  Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).   Плавное   слоговое   чтение   и   чтение   целыми   словами   со   скоростью,   соответствующей индивидуальному   темпу   ребёнка.   Осознанное   чтение   слов,   словосочетаний,   предложений   и коротких текстов. Чтение  с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие   осознанности   и   выразительности   чтения   на   материале   небольших   текстов   и стихотворений.  Знакомство   с   орфоэпическим   чтением   (при   переходе   к   чтению   целыми   словами). Орфографическое   чтение   (проговаривание)   как   средство   самоконтроля   при   письме   под диктовку и при списывании.  Слово   и   предложение.  Восприятие   слова   как   объекта   изучения,   материала   для   анализа. Наблюдение над значением слова.  10 Различение   слова   и   предложения.   Работа   с   предложением:   выделение   слов,   изменение   их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.  Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.   Составление   небольших   рассказов   повествовательного   характера   по   серии сюжетных   картинок,   материалам   собственных   игр,   занятий,   наблюдений,   на   основе   опорных слов.  Круг детского чтения Сказки   А.С.   Пушкина.   Рассказы   для   детей   Л.Н.Толстого   и   К.Д.Ушинского.   Сказки   К.И. Чуковского,   В.В.Бианки   «Первая   охота».   С.Я   .Маршак   «Угомон»,   «Дважды   два».   Стихи   и рассказы   русских   поэтов   и   писателей:   С.Маршака,   А.Барто,   В.Осеевой.   Веселые   стихи   Б. Заходера, В. Берестова.  Блок «Литературное чтение» Виды речевой и читательской деятельности Слушание. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных  текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по  содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание  цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно­ познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля Чтение.Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у  них коммуникативно­речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения.   Соблюдение   орфоэпических   и   интонационных   норм   чтения.   Чтение   предложений   с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду  и  типу   текстов,  передача   их  с  помощью  интонирования.  Развитие  поэтического  слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру   произведений).   Определение   вида   чтения   (изучающее,   ознакомительное,   выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Работа   с   разными   видами   текста.  Общее   представление   о   разных   видах   текста: художественном, учебном, научно­популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих   видов   текста.   Умение   ориентироваться   в   нравственном   содержании   художественных произведений, осознавать сущность поведения героев. Практическое   освоение   умения   отличать   текст   от   набора   предложений.   Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное   определение   темы   и   главной   мысли   произведения   по   вопросам   и самостоятельное  деление  текста на смысловые  части, их озаглавливание.  Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.  Привлечение справочных и иллюстративно­изобразительных материалов. Библиографическая   культура.  Книга   как   особый   вид   искусства.   Книга   как   источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. 11 Книга   учебная,   художественная,   справочная.   Элементы   книги:   содержание   или   оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Самостоятельный   выбор   книг   на   основе   рекомендательного   списка,   алфавитного   и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения.Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание   нравственно­эстетического   содержания   прочитанного   произведения,   осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов.  Самостоятельное   воспроизведение   текста   с   использованием   выразительных   средств   языка (синонимов,   антонимов,   сравнений,   эпитетов),   последовательное   воспроизведение   эпизодов   с использованием   специфической   для   данного   произведения   лексики   (по   вопросам   учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно­выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ   (с   помощью   учителя)   поступка   персонажа   и   его   мотивов.   Сопоставление   поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и   всего   текста,   озаглавливание   каждой   части   и   всего   текста):   определение   главной   мысли фрагмента,   выделение   опорных   или   ключевых   слов,   озаглавливание;   план   (в   виде   назывных предложений   из   текста,   в   виде   вопросов,   в   виде   самостоятельно   сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный   выборочный   пересказ   по   заданному   фрагменту:   характеристика   героя произведения   (выбор   слов,   выражений   в   тексте,   позволяющих   составить   рассказ   о   герое), описание   места   действия   (выбор   слов,   выражений   в   тексте,   позволяющих   составить   данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий. Работа   с   научно­популярным,   учебным   и   другими   текстами.  Понимание   заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно­популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа   различных   видов   текста:   установление   причинно­следственных   связей,   определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с  опорой  на ключевые   слова,  модель,   схему.  Подробный  пересказ  текста.  Краткий  пересказ текста   (выделение   главного   в   содержании   текста).   Умение   работать   с   учебными   заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом Умение   говорить   (культура   речевого   общения).Осознание   диалога   как   вида   речи. Особенности   диалогического   общения:   умение   понимать   вопросы,   отвечать   на   них   и самостоятельно   задавать   вопросы   по   тексту;   внимательно   выслушивать,   не   перебивая, собеседника   и   в   вежливой   форме   высказывать   свою   точку   зрения   по   обсуждаемому произведению   (художественному,   учебному,   научно­познавательному).   Умение   проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст 12 рассуждение, или  личный  опыт.  Использование   норм  речевого  этикета  в  процессе   общения.  Знакомство  с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа   со   словом   (распознавать   прямое   и   переносное   значение   слов,   их   многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение   построить   монологическое   речевое   высказывание   небольшого   объёма   с   опорой   на авторский   текст,   по   предложенной   теме   или   в   форме   ответа   на   вопрос.   Формирование грамматически   правильной   речи,   эмоциональной   выразительности   и   содержательности. Отражение  основной мысли  текста в высказывании.  Передача  содержания  прочитанного  или прослушанного с учётом специфики научно­популярного, учебного и художественного текстов.  Передача   впечатлений   (из   повседневной   жизни,   художественного   произведения, изобразительного   искусства)   в   рассказе   (описание,   повествование). Самостоятельное   построение   плана   собственного   высказывания.   Отбор   и   использование выразительных   средств   (синонимы,   антонимы,   сравнения)   с   учётом   особенностей монологического высказывания. Устное   сочинение   как   продолжение   прочитанного   произведения,   отдельных   его   сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ                                               1 КЛАСС (34 ч) В   круг   чтения   детей   входят   произведения   отечественных   и   зарубежных   писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения  устного   народного   творчества,   стихи,   рассказы,   сказки   современных   писателей.   Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово­тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста дет ей стороны их жизни и окружающего мира. Жили­были буквы (6 ч) Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным. Вводятся понятия   –«автор», «писатель»  «произведение». Анализ  и сравнение произведений. Обучение орфоэпическиправильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям. Сказки, загадки, небылицы (5 ч) Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из  сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора. Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие –«настроение автора». Апрель, апрель! Звенит капель (4 ч) Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе. Формирование   навыков   чтения   целыми   словами.   Ответы   на   вопросы   по   содержанию   текста, нахождение в нем предложений по дтверждающих устное высказывание. И в шутку и всерьез (5 ч) Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой. Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения. Вводится понятие –«настроение и чувства героя». Я и мои друзья (7 ч) Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом,   Ю.   Энтиным,   В.   Берестовым,   А.   Барто,   С.   Маршаком,   Я.   Акимом,   о   детях,   их взаимоотношениях, об умении общаться друг с  другом и со  взрослыми.Вводятся понятия  – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию. О братьях наших меньших (7 ч) 13 Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г.  Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского. Сравнение текстов разных жанров. 2 КЛАСС (136 ч) Самое великое чудо на свете (5 ч) Р. Сеф. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Устное народное творчество (15 ч) Русские народные песни, потешки и прибаутки, считал ки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы ипоговорки. Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...»Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха гл аза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси­лебеди»). Люблю природу русскую. Осень (8 ч) Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...»,  А.   Толстой.   «Осень.   Обсыпается   весь   наш   бедный   сад...»,   С.   Есенин.   «Закружилась   листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро». Русские писатели (14 ч) А.  Пушкин.   «У  лукоморья   дуб   зеленый...»,   «Вот  север   тучи   нагоняя»,  «Зима!..   Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек». О братьях наших меньших (12 ч) Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила­была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок». Из детских журналов (9 ч) 1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень­очень  вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя» Люблю природу русскую. Зима (9 ч) И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло­пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза». Писатели – детям (17 ч) Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли».«Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»). Я и мои друзья (10 ч) В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...»,   В.   Лунин.   «Я   и   Вовка»,   Н.   Булгаков.   «Анна,   не   грусти!»,   Ю.   Ермолаев.   «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее». И в шутку и всерьез (14 ч) 1.   Б.   Заходер.   «Товарищам   детям»,   «Что   красивей   всего?»,   «Песенки   Винни   Пуха»;2.   Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»;  3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. То кмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы». Литература зарубежных стран (12 ч) 14 Детский   фольклор   стран  Западной   Европы   и   Америки,   произведения   зарубежных   классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»),  Г.  X. Андерсена («Принцесса на горо­шине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»). 3 КЛАСС (136Ч) Самое великое чудо на свете (5 ч) Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. Устное народное творчество (14 ч) Русские   народные   песни.   Докучные   сказки.   Сказки   («Сивка­Бурка»,   «Сестрица   Аленушка   и братец Иванушка», «Иван –царевич и серый волк»).  Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) Русские   поэты   XIX   –   XXвеков.   Ф.И.Тютчев   «Весенняя   гроза»,   «Листья».   А.А.Фет   «Мама! Глянь­ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…». И.З.Суриков «Детство», «Зима». Великие русские писатели (24 ч) А.С.Пушкин. («Завесной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…»,   «Опрятней   модного   паркета…»,   «Зимнее   утро»,   Зимний   вечер»,   «Сказка   о   царе Салтане…» И.А.Крылов.  («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»). М.Ю.Лермонтов. («Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес», «Осень». Л.Н.Толстой. («Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»). Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) Н.А.Некрасов.   («Славная   осень!Здоровый,   ядреный…»,   «Не   ветер   бушует   над   бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»). К.Д.Бальмонт.(«Золотое слово»). И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»). Литературные сказки (8 ч) Д.Н.Мамин­Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца –Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»). В.М.Гаршин («Лягушка­путешественница»). В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»). Были­небылицы (10 ч) М.Горький   «Случай   с   Евсейкой»,   К.Г.Паустовский   «Растрепанный   воробей»,   А.И.Куприн «Слон». Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) С.Черный   («Что   ты   тискаешь   утенка?»,   «Воробей»,   «Слон»).   А.А.Блок   («Ветхая   избушка», «Сны», «Ворона»). С.А.Есенин («Черемуха»). Люби живое (16 ч) М.М.Пришвин   «Моя   Родина»,   И.С.Соколов­Микитов   «Листопадничек»,   В.И.Белов   «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «наша Жучка», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»). А.Л.Барто («Разлука», «В театре»). С.В.Михалков («Если»). Е.А.Благинина («Кукушка», «Котенок»). Собирай по ягодке –наберешь кузовок (12 ч) Б.В.Шергин «Собирай по ягодке­наберешь кузовок»). А.П.Платонов («Цветок на земле», «Еще мама»).   М.М.Зощенко   («Золотые   слова»,   «Великие   путешественники»).   Н.Н.Носов   («Федина задача»). В.Ю.Драгунский («Друг детства»).  По страницам детских журналов (8 ч) «Мурзилка» и «Веселые картинки».Ю.И.Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»). Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»).Роман Сеф («Веселые стихи»). Зарубежная литература (8 ч) Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»). 15 4 КЛАСС (136 ч) Былины. Летописи. Жития (12 ч) О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского». Чудесный мир классики (22 ч) П. П. Ершов. «Конек­горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик­Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики». Поэтическая тетрадь (12 ч) Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не ожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь»,   «Бабочка»;   Е.   А.   Баратынский.   «Весна,   весна!   Как   воздух   чист...»,   «Где   сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над поля ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад». Литературные сказки (16 ч) В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Ба жов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Делу время —потехе сейчас (9 ч) Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». Стран детства (8 ч) Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка». Поэтическая тетрадь (5 ч) В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»;М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь». Природа и мы (12 ч) Д.   Н.   Мамин­Сибиряк.   «Приемыш»;     А.   И.   Куприн.   «Барбос   и   Жулька»;   М.   Пришвин. «Выскочка»;   К.   Г.   Па   устовский.   «Скрипучие   половицы»;   Е.   И.   Чарушин.   «Кабан»;   В.   П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Поэтическая тетрадь (8 ч) Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»;   С. А. Клычков. «Весна в лесу»;   Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»;   С. А. Есенин. «Лебедушка». Родина (8 ч) И.   С.    Никитин   «Русь»;   С.   Д.   Дрожжин.   «Родине»;   Л.   В.  Жигулин   «О,   Родина!   В  неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане». Страна Фантазия (7 ч) Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы». Зарубежная литература (16 ч)  Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андер сен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете». VII.Материально­техническое обеспечение образовательного  процесса Средством   наглядности   служит   оборудование   для  мультимедийных   демонстраций (компьютер,  проектор и  др.)  и  средств фиксации  (фото­ и  видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например,  http://school­ collection.edu.ru/)   позволяет   обеспечить   наглядный   образ   к   подавляющему   большинству   тем курса. Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого 16 предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность   наглядно   представить,   создать   атмосферу   вовлеченности   в   учебный   процесс. Примеры работ при использовании компьютера:   орфографический и пунктуационный тренинг;    редактирование (взаиморедактирование);    создание текста, его коллективное обсуждение;    создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том     числе для представления результатов проектной деятельности.    применению новых информационных технологий. Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по литературному чтению  издательства «Просвещение».     При   использовании   компьютера   у   учащихся   формируется   готовность   к   практическому Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М, В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1­ 4 классы. УЧЕБНИКИ Азбука.1 класс. Учебник. В 2 ч. / Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А.Бойкина  М.В.– М.: Просвещение, 2013 Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Учебник. 1  класс. Часть 1, 2. Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.Учебник. 2  класс. Часть 1, 2. Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.Учебник. 3  класс. Часть 1, 2. Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.Учебник. 4  класс. Часть 1, 2. РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ  Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ Жиренко О.Е. Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и  письмо.1класс.­М.:ВАКО,  Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные  разработки. 3 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные  разработки. 4 класс. Компьютерные и информационно­коммуникативные средства Электронные учебные пособия: Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс  (Диск CD­ROM), авторы И.В. Рябушкина, Н.А. Стефаненко  Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 2 класс  (Диск CD­ROM), авторы И.В. Рябушкина, Н.А. Стефаненко Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 3 класс  (Диск CD­ROM), авторы И.В. Рябушкина, Н.А. Стефаненко Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 4класс  (Диск CD­ROM), авторы И.В. Рябушкина, Н.А. Стефаненко 17 Печатные пособия: Детские книги разных типов из круга детского чтения; Комплект портретов детских писателей; Словари. Интернет ­  ресурсы: 1.   Единая   коллекция   Цифровых   Образовательных   Ресурсов.   –   Режим   доступа:   http://school­ collection.edu.ru 2. Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru 3.   Михеева,   А.   В.   Обучение   фразеологии   русского   языка   в   начальной   школе   (на   материале учебников А. В. Поляковой). – Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50 4.   Поурочные   планы:   методическая   копилка,   информационные   технологии   в   школе.   –Режим доступа: www.uroki.ru 5.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193 6.   Справочно­информационный   интернет­портал   «Русский   язык».   –   Режим   доступа:   http:// www.gramota.ru 7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru / ed 8.Я   иду   на   урок   начальной   школы   (материалы   к   уроку).   –   Режим   доступа:   http://nsc.1 september.ru/ uroki.ru 18

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"

Рабочая программа по литературе 1-4 класс к УМК "Школа Росси"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017