Рабочая программа по литературе 5 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по литературе 5 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русская литература
5 кл
03.08.2019
Рабочая программа  по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, разработана на основе авторской программы по литературе Коровиной В.Я. Программа рассчитана на 102 часа, т.е. 3 часа в неделю. Учебник - Литература. 5 класс. В двух частях.
Рабочая программа по литературе 5 класс.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Дергачи»   «РАССМОТРЕНА»                   «СОГЛАСОВАНА»  на заседании ШМО                    Протокол № __  от «__» ____2018__г  Руководитель_____________                        (подпись,) _________________________________ .                                                    зам. директора по УВР  ________________   А.Г. Крайнова                    «___» __________2018__г. «УТВЕРЖДАЮ»   Директор  ________________ Н.И. Маляр  Приказ №___  от «__»______2018__г.     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   по _  литературе (учебный предмет)  __ для____5__________________ класса ___2017 – 2018 учебный год___ (срок реализации) Разработчик программы: _Кириченко Вера Викторовна,___ _учитель русского языка и литературы,  высшей квалификационной категории_ (Ф.И.О. учителя; занимаемая должность, квалификационная категория) 2018 Всего – 102 часа; в неделю – 3 часа Планирование   составлено   в   соответствии   с   требованиями   Государственного образовательного стандарта по литературе, разработано на основе авторской программы по   литературе   (авторыКоровина   В.   Я.,   Журавлев   В.   П.,   Коровин   В.   И.),   с   учетом примерной учебной программы основного общего образования по литературе. Учебник:Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И.  Литература: 5 кл.: Учеб.­ хрестоматия: в 2­х ч. М.: Просвещение, 2012 В 5 классе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развивается умение осознанного чтения, способность общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и   героях   произведения.   Теоретико­литературные   понятия   связаны   с   анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. Пятиклассники  активно  воспринимают  прочитанный  текст, но недостаточно  владеют собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух,   развивать   и   укреплять   стремление   к   чтению   художественной   литературы, проектной деятельности учащихся. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение   художественных   произведений,   решает   задачи   формирования   читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главными целями изучения предмета «Литература» являются:  •   формирование   духовно   развитой   личности,   обладающей   гуманистическим мировоззрением,   национальным   самосознанием   и   общероссийским   гражданским сознанием, чувством патриотизма; • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; •   постижение   учащимися   вершинных   произведений   отечественной   и   мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; •   овладение   возможными   алгоритмами   постижения   смыслов,   заложенных   в художественном   тексте   (или   любом   другом   речевом   высказывании),   и   создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями   (формулировать   цели   деятельности,   планировать   ее,   осуществлять библиографический   поиск,   находить   и   обрабатывать   необходимую   информацию   из различных источников, включая Интернет и др.); • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Цель   изучения   литературы   в   школе  –   приобщение   учащихся   к   искусству   слова, богатству   русской   классической   и   зарубежной   литературы.   Основа   литературного образования   –   чтение   и   изучение   художественных   произведений,   знакомство   с биографическими   сведениями   о   мастерах   слова   и   историко­культурными   фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Главная   идея   программы  по   литературе   –   изучение   литературы   от   фольклора   к древнерусской   литературе,   от   неё   к   русской   литературе  XVIII,  XIX,  XX  веков.   В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров   фольклора,   сказок,   стихотворных   и   прозаических   произведение   писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов   биографии   писателя   (вертикаль).   Существует   система   ознакомления   с литературой   разных   веков   в   каждом   из   классов   (горизонталь).Чтение   произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс. Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.   Одним из  признаков правильного понимания текста является выразительность чтения   учащимися.     Именно   формированию   навыков   выразительного   чтения способствует изучение литературы в 5 классе. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи (РР), на уроки внеклассного чтения (ВЧ).   В   программу   включен   перечень   необходимых   видов   работ   по   развитию   речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Личностные   результаты:  учащихся   к   окончанию   5   класса,   формируемыми   при изучении предмета «Литература», являются: совершенствование духовно­нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;  формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и   способности   к саморазвитию и самообразованию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, языку, культуре, вере, гражданской позиции; освоение социальных норм, правил поведения; развитие   морального   сознания   и   компетентности   в   решении   моральных   проблем   на основе   личностного   выбора,   формирование   нравственных   чувств   и   нравственного поведения; формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками, старшими и младшими в процессе различных видов деятельности; развитие   эстетического   сознания   через   освоение   художественного   наследия   народов России и мира; использование   для   решения   познавательных   и   коммуникативных   задач   различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет­ресурсы и др.) Метапредметные  результаты изучения предмета «Литература» к окончанию 5 класса: умение  понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно­следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;  умение   самостоятельно   организовывать   собственную   деятельность,   оценивать   ее, определять сферу своих интересов; умение   осознанно   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с   задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение   работать   с   разными   источниками   информации,   находить   ее,   анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.  Предметные результаты выпускников 5 класса состоят в следующем: ученик научится:  ­  авторов и содержание изученных произведений;  ­ основные теоретико­литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры   фольклора;   сказка,   виды   сказок;   постоянные   эпитеты,   гипербола,   сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория,  понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок;метафора, звукопись и   аллитерация;   фантастика   в   литературном   произведении,юмор;   портрет,   пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения: драма как род литературы     автобиографичность литературного произведения (начальные представления);  ­  содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; ­   наизусть   стихотворные   тексты   и   фрагменты   прозаических   текстов,   подлежащих обязательному изучению (по выбору); ­  основные факты жизненного и творческого пути писателей­классиков. Ученик получит возможность научиться:  ­ воспроизводить  сюжет  изученного произведения  и  объяснять внутренние  связи  его элементов;  ­ отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, (начальные   представлении);   пьеса­сказка; строфа);  ­ видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;  ­  выявлять основную нравственную проблематику произведения;  ­   определять   главные   эпизоды   в   эпическом   произведении,   устанавливать   причинно­ следственные связи между ними;  ­  прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;  ­ воспринимать многозначность слон в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно­выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;  ­   различать   особенности   построения   и   языка   произведений   простейших   жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);  ­  пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки:  ­   ориентироваться   в   незнакомой   книге   (автор,   аннотация,   оглавление,   предисловие, послесловие);  ­   выразительно   читать   текст­описание,   текст­повествование,   монолог   и   диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ):  ­   подготовить   (устно   иписьменно)   краткий,   сжатый,   выборочный   и   подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);  ­ аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;  ­ написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений:  ­  сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;  ­  создавать сочинения­миниатюры по картине.  ­   работать   с   книгой;определять   принадлежность   художественного   произведения   к одному из литературных родов и жанров; ­  выявлять авторскую позицию;  ­  выражать свое отношение к прочитанному; ­ выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; ­  владеть различными видами пересказа; ­  строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; ­ участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ВВЕДЕНИЕ Писатели   о   роли   книги   в   жизни   человека.   Книга   как   духовное   завещание   одного поколения   другому.   Структурные   элементы   книги   (обложка,титул,   форзац,   сноски, оглавление);   создатели   книги   (автор,   художник,   редактор,   корректор,   наборщик). Учебник литературы и работа с ним. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ Сказки   как   вид   народной   прозы.   Сказки   о   животных,   волшебные,   бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна­лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты­ волшебницы… Иван­царевич – победитель житейских невзгод. Животные­помощники. Особая   роль   чудесных   противников   –   Бабы­яги,   Кощея   Бессмертного.   Поэтика волшебной   сказки.   Связь   сказочных   формул   с   древними   мифами.   Фантастика   в волшебной сказке. «Иван ­ крестьянский сын и чудо­юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора­народа. Особенности жанра. «Журавль   и   цапля»,   «Солдатская   шинель»   ­ народное   представление   о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория   литературы.   Сказка.   Виды   сказок   (закрепление   представлений).   Постоянные эпитеты.   Гипербола   (начальное   представление).   Сказочные   формулы.   Вариативность народных сказок  (начальное представление). Сравнение. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока­киевлянина и   хитрость   воеводы   Претича». Отзвуки   фольклора   в   летописи.   Герои   старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальное представление).   ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Михаил   Васильевич   Ломоносов. Краткий   рассказ   о   жизни   писателя.   Ломоносов   – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» ­ научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория   литературы.   Роды   литературы:   эпос,   лирика,   драма.   Жанры   литературы (начальное представление). ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и   Ягненок»,   «Свинья   под   дубом». Осмеяние   пороков   –   грубой   силы,   жадности, неблагодарности,   хитрости. «Волк   на   псарне» ­   отражение   исторических   событий   в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). Теория   литературы.   Басня   (развитие   представления),   аллегория   (начальное представление), понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» ­   поэтизация   образа   няни;   мотивы   одиночества   и   грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» ­ собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» ­ её истоки (сопоставление с русским народными   сказками,   сказкой   Жуковского   «Спящая   царевна»,   со   сказками   братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна,   мачеха   и   падчерица.   Помощники   царевны.   Елисей   и   богатыри.   Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль,   нравственность   –   красота   внешняя   и   внутренняя,   победа   добра   над   злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория   литературы.   Лирическое   послание   (начальные   представления).   Пролог (начальные представления). РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА Антоний   Погорельский. «Черная   курица,   или   Подземные   жители». Сказочно­ условное,   фантастическое   и   достоверно­реальное   в   литературной   сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Петр  Павлович  Ершов. «Конек­Горбунок». (Для   внеклассного   чтения).   Соединение сказочно­фантастических   ситуаций,   художественного   вымысла   с   реалистической правдивостью,   с   верным   изображением   картин   народного   быта,   народный   юмор, красочность и яркость языка. Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» ­   отклик   на   25­летнюю   годовщину   Бородинского   сражения   (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового   участника   сражения.   Мастерство   Лермонтова   в   создании   батальных   сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное   место» ­   повесть   из   книги   «Вечера   на   хуторе   близ   Диканьки». Поэтизация   народной   жизни,   народных   преданий,   сочетание   светлого   и   мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил. Теория   литературы.   Фантастика   (развитие   представлений).   Юмор   (развитие представлений). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения). «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы,   приобщение   к   труду   взрослых.   Мир   детства   –   короткая   пора   в   жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет (развитие представлений). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму» ­ повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества   Герасима:   сила,   достоинство,   сострадание   к   окружающим,   великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление). Афанасий   Афанасьевич   Фет. Краткий   рассказ   о   поэте.   Стихотворение «Весенний дождь» ­ радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и   Костылин   –   два   разных   характера,   две   разные   судьбы.   Жилин   и   Дина.   Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет. Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» ­ осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория   литературы.   Юмор   (развитие   представлений).   Речевая   характеристика персонажей. Речь героев как средство создания комической ситуации. ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Теория   литературы.   Стихотворный   ритм   как   средство   передачи   эмоционального состояния, настроения. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие   прекрасного.   Эстетическое   и   этическое   в   рассказе.   Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок.   Рассказ   «Косцы»   как   поэтическое   воспоминание   о   Родине.Рассказ «Подснежник». (Для   внеклассного   чтения.)   Тема   исторического   прошлого   России. Праздники и будни в жизни главного героя. Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В   дурном   обществе». Жизнь   детей   из   благополучной   и   обездоленной   семей.   Их общение.   Доброта   и   сострадание   героев   повести.   Образ   серого   сонного   города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория   литературы.   Портрет   (развитие   представлений).   Композиция   литературного произведения (начальное представление).   Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» ­ поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор) Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной   горы   Хозяйка». Реальность   и   фантастика.   Честность,   добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория   литературы.   Сказ   как   жанр   литературы   (начальное   представление).     Сказ   и сказка (общее и различное). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» ­ пьеса­сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра  над  злом  –  традиция  русских   народных  сказок.  Художественные   особенности пьесы­сказки. Теория   литературы.   Драма   как   род   литературы   (начальное   представление).     Пьеса­ сказка. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение   природы   в   его   воображении   –   жизнь   как   борьба   добра   и   зла,   смена Фантастика   в   литературном   произведении   (развитие радости   и   грусти,   страдания   и   счастья.   Оптимистическое   восприятие   окружающего мира. Теория   литературы. представлений). Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино   озеро». Бесстрашие,   терпение,   любовь   к   природе   и   ее   понимание, находчивость   в   экстремальных   обстоятельствах.   Поведение   героя   в   лесу.основные черты   характера   героя.   «Открытие»   Васюткой   нового   озера.   Становление   характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория   литературы.   Автобиографичность   литературного   произведения   (начальное представление).   «Ради жизни на Земле…» Стихотворные   произведения   о   войне.   Патриотические   подвиги   в   годы   Великой Отечественной войны. К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А. Т. Твардовский «Рассказ   танкиста».Война   и   дети   –   трагическая   и   героическая   тема произведений о Великой Отечественной войне. ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ И.Бунин   «Помню   долгий   зимний   вечер…»;   А.Прокофьев   «Аленушка»;   Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ Саша   Черный.«Кавказский   пленник»,   «Игорь­Робинзон». Образы   и   сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.Теория литературы. Юмор. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон   Крузо». Жизнь   и   необычайные   приключения   Робинзона   Крузо,   характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная   королева». Символический   смысл   фантастических   образов   и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники  Герды  (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница  и др.).Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.Теория литературы. Художественная деталь. Жорж   Санд «О   чем   говорят   цветы». Спор   героев   о   прекрасном.   Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе. Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения   Тома   Сойера». Том   и   Гек.   Дружба   мальчиков.   Игры,   забавы, находчивость,   предприимчивость.   Черты   характера   Тома,   раскрывающиеся   в отношениях  с друзьями.  Том и  Беки, их  дружба. Внутренний мир  героев М. Твена. Причудливое   сочетание   реальных   жизненных   проблем   и   игровых   приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» ­ сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность,   смекалка,   чувство   собственного   достоинства   –   опора   в   трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Тематическое планирование по литературе 5 класс Тема  Кол­во часов Из них на КР Введение  Устное народное творчество Из древнерусской литературы Из русской литературы XVIII века Из русской литературы XIX века Из русской литературы XX века Из зарубежной литературы Повторение  ИТОГО 1 10 2 2 42 28 15 2 102 Р.р. 1 9 3 3 16 1 3 1 1 6 № 1 2 3 4 5 6 7 8 Распределение учебных часов по разделам программы (литература, 5 класс) № п/п Название раздела Кол­во часов 1. 2. 3. 4. Введение Устное народное  творчество Древнерусская  литература Из русской  литературы 18 века 1 10 2 2 Кол­во  контр.работ В том числе Кол­во уроков внекл. чтения Р. р. 1 (дом.соч.) 1 1 Из русской  литературы 19 века Из литературы 20  века Из зарубежной  литературы Уроки итогового  контроля 5. 6. 7. 8. Итого 42 28 15 2 102 3 (в т.ч. 1  дом.соч.) 1 8 3 2 9 3 3 1 6 14 16 Тематическое планирование  уроков литературы в 5 классе Тема урока Введение (1 ч.) 1) Введение. Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты. Учебник литературы.  Выявление уровня литературного развития учащихся в начальной школе. Устное народное творчество (10 ч.) 1) Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки,  колыбельной песни 2) Малые жанры фольклора 3) Сказка как вид народной прозы. «Царевна­лягушка» как волшебная сказка.  Нравственное и эстетическое содержание сказок № I 1 II 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 III 12 13 IV 14 15 V 16 17 18 19 20 21 22 23 4) «Царевна­лягушка». Образ Василисы Премудрой и Ивана­царевича. Образ невесты­ волшебницы. Воплощение в образе Василисы Премудрой лучших человеческих  качеств. Иван­царевич как победитель житейских невзгод. Животные­помощники.  Воплощение светлых и тёмных сил в образах Бабы­Яги и Кощея Бессмертного.  Народная мораль в характере и поступках героев.  5) «Царевна­лягушка». Поэтика волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро  побеждает зло. Связь сказочных формул с древними мифами.  6) «Иван­крестьянский сын и чудо­юдо» как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки. Тема мирного труда и защиты родной земли 7) Образ главного героя сказки. Его моральные качества. Герои сказки в оценке автора­ народа 8) Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости в  сказках о животных. Просмотр мультфильма 9) Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о справедливости в  сказках о животных.  10) Р.Р. Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки». Подготовка к  домашнему письменному ответу на проблемный вопрос Древнерусская литература (2 ч.) 1) Летопись.     «Повесть временных лет» как литературный памятник. Начало  письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.  Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность  на Руси 2) Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока  ­киевлянина и хитрость воеводы  Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира на родной земле Русская литература XVIII века (2 ч.) 1) Вн. чт. М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. Краткий рассказ о  жизни писателя (детство, годы учения, начало литературной, научной и общественной  деятельности) Видеоматериал 2) М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» как юмористическое  нравоучение. Изложение научных истин в поэтической форме. Юмор стихотворения и  его нравоучительный характер Русская литература XIX века (42 ч.) 1) Вн. чт. Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра Эзоп, Лафонтен,  русские баснописцы 18 века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев 2) И. А. Крылов. Рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).  Обличение человеческих пороков в баснях («Волк и ягненок», «Ворона и лисица»,  «Свинья под дубом») Видеоматериал 3) Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. («Волк на псарне»).  Патриотическая позиция автора. Своеобразие  языка басен 4) Р.р. И.А. Крылов. Басни. Обобщение изученного. Конкурс инсценированной басни  «Мои любимые басни Крылова». Литературная викторина 5) В.А. Жуковский. Рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский­ сказочник). «Спящая царевна» как литературная сказка. Сходные и различные черты  сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев  литературной и фольклорной сказки. Видеоматериал 6) В.А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о  балладе 7) А.С. Пушкин. «Няне». Рассказ и детских и лицейских годах жизни. Поэтизация образа  няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. Видеоматериал 8) А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 сказок. Обучение выразительному чтению 9) А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои.  Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. Фольклорная основа  сказки. Иллюстраторы сказки. Видеоматериал 10) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика  героев. Центральные образы сказки. Система образов  11) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.  Сходство и различия литературной и народной сказок. Сказка А. С. Пушкина и сказка  В. А. Жуковского 12) Р.р. Подготовка к сочинению по сказкам А. С. Пушкина. (Письменная классная или  домашняя работа). Подготовка к домашнему письменному ответу на один из  проблемных вопросов 13) Вн. чт. А.С. Пушкин. Сказки. Художественный мир пушкинских сказок. Их  поэтичность и высокая нравственность. Сюжеты и герои пушкинских сказок.  Иллюстраторы сказок Пушкина 14) Р.р. Контрольное сочинение №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина 15) Р.р.Контрольное сочинение №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С.  Пушкина 16) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.  Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно­условное,  фантастическое и достоверно­реальное в литературной сказке. Видеоматериал 17) Вн. чт. П.П. Ершов. «Конёк горбунок». Краткий рассказ о писателе и прототипе  главного героя сказки. Сказочно­условное, фантастическое и достоверно­реальное в  литературной сказке. Видеоматериал 18) Вн. чт. В.М. Гаршин. «AttaleaPrinceps». Краткий рассказ о писателе и прототипе  главного героя сказки. Сказочно­условное, фантастическое и достоверно­реальное в  литературной сказке 19) М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности,  интерес к истории России). «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.  Историческая основа стихотворения. Видеоматериал 20) «Бородино»: проблематика и поэтика.  Изобразительно­выразительные средства языка  стихотворения. Обучение выразительному чтению. «Два великана» 21) Вн. чт. «Ашик­Кериб» как литературная сказка. Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору 22) Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной  деятельности). «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».  Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного,  комического и лирического. Фольклорные традиции в создании образов.  Видеоматериал 23) «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. Сказочный характер  фантастики в повести. 24) Вн. чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь  перед Рождеством», «Страшная месть». Поэтизация картин народной жизни. Герои  повестей. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта тёмных и  светлых сил. Видеоматериал 25) Н.А. Некрасов. Рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «Есть  женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).  Поэтический образ русской женщины. Понятие об эпитете. Обучение выразительному  чтению. Видеоматериал 26) «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Язык стихотворения.  Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы. Приобщение к труду взрослых. Речевые характеристики персонажей. Анализ языка стихотворения. Авторская речь 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 VI 58 59 60 61 62 63 27) Вн. чт. Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа 28) И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве. Реальная  основа повести. Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Мультиматериал 29) Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против  крепостничества в рассказе. Смысл названия повести. Немота главного героя как  символ немого протеста крепостного против рабства 30) Р.р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»). Анализ портретных  и пейзажных фрагментов повести 31) Р.р. Классное контрольное сочинение №2 по рассказу «Муму» 32) А.А. Фет. Лирика. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь»: радостная, яркая,  полная движения картина весенний природы. «Чудная картина…»: полный  загадочности и очарования зимний пейзаж. «Задрожали листы, облетая…»:  противостояние осенней «шумящей мглы» и «тёплого гнёздышка». Краски, звуки,  запахи как воплощение красоты жизни 33) Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против  национальной вражды. Жилин и горцы. Историческая основа и сюжет рассказа 34) Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. Смысл названия  рассказа 35) Р.р. Контрольное сочинение №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А.  Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого 36) Р.Р. Контрольное сочинение №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А.  Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого 37) А.П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ. Краткий  рассказ о писателе. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации.  Речь персонажей как средство их характеристики и способ создания комической  ситуации. Обучение составлению киносценарию 38) Р.р. «Хирургия». Аудиоматериал. Составление киносценария по рассказу 39) Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте. Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте. Юмор в рассказах Чехова 40) Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних  бурь…», «Есть в осени первоначальной…». Краткий рассказ о поэте. Образ родины в  пейзажной лирике поэта.  41) Русские поэты о Родине и о родной природе (обзор) ( А. С. Пушкин, А.Н. Майков  «Ласточки»,  И. С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок), И.Суриков  «Зима» (отрывок), А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок), А.В. Кольцов «В степи» и др).  Анализ лирического произведения. Обсуждение стихотворений.  42) Русские поэты о Родине и о родной природе (обзор) ( А. С. Пушкин, А.Н. Майков  «Ласточки»,  И. С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок), И.Суриков  «Зима» (отрывок), А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок), А.В. Кольцов «В степи» и др).  Стихотворения в актёрском исполнении. Урок – концерт Русская литература XX века (28 ч.) 1) И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе 2) Вн. чт. И.А. Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Смысл  названия рассказа 3) В.Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец 4) «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи  с Валеком и Марусей 5) «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». Изображение города и его  обитателей в рассказе. Сравнение как способ изображения героев. Обучение  сочинению 6) Р.р. «В дурном обществе». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 7) С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».  Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Поэтизация  картин малой родины как источник художественного образа. Особенности  поэтического языка Есенина. Аудио и видеоматериал 8) П.П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки  Медной горы. Реальность и фантастика в сказе 9) «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Своеобразие языка, интонации  сказа. Сказ и сказка. Иллюстраторы сказов Бажова 10) К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. Краткий рассказ о  писателе. Герои сказки и их поступки. Нравственные проблемы сказки. Тема  коллективного труда 11) «Тёплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные  образы. Роль пейзажных картин в сказке. Языковое мастерство писателя 12) Вн. чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы. Природа и человек в сказках К.Г.  Паустовского. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных 13) Вн. чт. Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса­сказка «Двенадцать месяцев». Пьесы­ сказки. Их герои и нравственный смысл 14) Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе­сказке  «Двенадцать месяцев». Нравственные проблемы сказки 15) «Двенадцать месяцев»: пьеса­сказка и её народная основа 16) А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита»: человек и природа. Душевный мир  главного героя. 17) «Никита»: быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя 18) В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной  ситуации.  Черты характера героя и его поведение в лесу. Картины сибирской природы 19) «Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения. Становление  характера главного героя 20) Р.р. Классное  контрольное сочинение №4. Сочинение «Мой сверстник в русской  литературе 19­20 вв» 21) Р.р. Классное  контрольное сочинение №4. Сочинение «Мой сверстник в русской  литературе 19­20 вв» 22) Русские поэты 20 в. о Родине и родной природе (И.А. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др.). Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение  поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного  мироощущения, настроения 23) Д. Кедрин «Алёнушка», А. Прокофьев «Алёнушка», Н. Рубцов «Родная деревня».  Образ родины в стихотворениях о природе. Конкретные пейзажные зарисовки и  обобщённый образ России. Анализ лирического произведения. Обучение  выразительному чтению 24) К.М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете..».  Дети и  война. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой  Отечественной войне 25) А.Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война. Патриотические  подвиги детей в годы Великой Отечественной войны 26) Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Краткий рассказ о поэте. Образы детей в  рассказе. Образы и сюжеты литературной классики в рассказе 27) Саша Чёрный. «Игорь­Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики. Юмор и  его роль в рассказе 28) Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба­кит» как юмористическое произведение. Краткий рассказ о  поэте.  VII Зарубежная литература (15 ч.) 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 VIII 101  102 1) Р.Л. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед»: верность традициям предков.  Развитие понятия о балладе. Бережное отношение к традициям предков.  Драматический характер баллады 2) Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя 3) Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя 4) Д. Дефо. «Робинзон Крузо» ­ произведение о силе человеческого духа, гимн  неисчерпаемым возможностям человека 5) Г.Х. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в  сказке. Кай и Герда. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке 6) «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. Друзья и враги Герды. Внутренняя  красота героини. Символический образ Снежной королевы 7) «Снежная королева»: «что есть красота?». Снежная королева и Герда –  противопоставление красоты внутренней и внешней 8) Вн. чт.  Сказки Андерсена. Победа добра, любви, дружбы над злом. Подготовка к  сочинению 9) Р.р. Сказки Х.­К. Андерсена. Устный и письменный ответ на один из проблемных  вопросов 10) Р.р. Сказки Х.­К. Андерсена. Устный и письменный ответ на один из проблемных  вопросов 11) М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.  Внутренний мир героев 12) М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства 13) Р.р. «Приключения Тома Сойера» ­ любимая книга многих поколений читателей.  Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. 14) Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя  15) Вн. чт. Ж. Санд. «О чем говорят цветы» 1) Итоговая контрольная работа №5. Выявление  уровня литературного развития  Итоговый контроль (2 ч.) учащихся. 2) Анализ письменных работ

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа  по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа  по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа  по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа  по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа  по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа  по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа  по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа  по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа  по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа  по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа  по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа  по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа  по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа  по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа  по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа  по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа  по литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.08.2019