Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Оценка 4.9
Документация
docx
русская литература
6 кл
05.03.2018
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение,2015) Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
лит 6 ктп 2.docx
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с
основными положениями Федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы
основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе
под редакцией В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение,2015) Программа детализирует
и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с
целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая
программа:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
3.Примерной программы по литературе (Москва: «Просвещение» 2014. Стандарты
второго поколения);
4. Базовой авторской программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной Москва
«Просвещение», 2014 год.
5. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки
России от 31 марта 2014 года № 253 )
6.Инструктивнометодических рекомендаций «Об организации образовательного
процесса в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области», разработанные
совместно с Ленинградским областным институтом развития образования.
7. Образовательной программы МБОУ «Инжпвинская СОШ» по ФГОС ООО
8.Положения о структуре, порядке, разработке и утверждении рабочих программ,
курсов, предметов, дисциплин (модулей) в образовательном учреждении, реализующих
программы общего образования, утвержденного педагогическим советом от 30.08.13г. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в
основной школе.
Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных,
предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
чувства гордости за свою Родину,
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству,
прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических
и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России
и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века,
русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной
литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение:
определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;
характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно
выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно
художественного содержания изведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
приобщение к духовнонравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовнонравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их
оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на
вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные
монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие
работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
формирование
эстетическое восприятие произведений литературы;
эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно
выразительных языковых средств в создании художественных образов
литературных произведений.
Содержание тем учебного курса
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой.
Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции. 1 час
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ( 4 часа)
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки,
масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового
фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества.
Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие
тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые
жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение
народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
Из русской литературы 18 века (1 час) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. (54 часа)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателебаснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии
власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» пример критики
мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей»
комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного
искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Узник».
вольнолюбивые устремления поэта. Народнопоэтический колорит стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.
Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции
произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях.
Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы
зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик
однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла,
нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Книга (цикл) повестей.
Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышнякрестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной
организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска.
Роль случая в композиции повести. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровскийстарший и Троекуров.
Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт
крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.
Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий).
Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».
Чувство
одиночества и тоски, любовь поэтаизгнанника к оставляемой им Родине. Прием
сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии
человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль,
амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация
( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и
любознательность,
их духовный мир.
рассказы мальчиков,
впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Пытливость,
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных
состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание
космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» —
символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление
судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые
усилья...», «Еще майская ночь»,
«Учись у них — у дуба, у березы...».
Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного.
Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный
психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы.
Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и
музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация
декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных
и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое
образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание
реальных и фантастических картин. Диалогспор. Значение риторических вопросов в
стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа
(начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.
Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов
никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой
слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления).
Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация.
Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е.
Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где
гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.
Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (28 часов)
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.
Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная
чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы.
Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее
участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль
в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков.
«Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство
скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине,
ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в
предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие
долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка
Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда
знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные
юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Геройповествователь
(развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова.
Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского
характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье.
Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных
произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным
состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (11 часов)
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный
двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы.
Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба,
преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие)
Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов.
Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка».
Повествование о феодальных нравах. Любовь как
благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий
награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе».
Изображение дикой природы. Превосходство
естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над
цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое
воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров
Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де СентЭкзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о
естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая
ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Повторение изученного (1 час) Тематическое планирование
№
п/п
Раздел/Тема
урока
Кол
– во
часо
в
Количест
во
контроль
ных
работ
1.
Введение
1
2. Устное
4
1
народное
творчество
3. Из
2
древнерусск
ой
литературы
Основные виды учебной деятельности
обучающихся
Выразительное чтение и обсуждение статьи
учебника. Устные ответы на вопросы. Участие в
коллективном диалоге. Самостоятельная работа.
Письменный ответ на вопрос: «Что мне близко в
рассуждениях В.Б.Шкловского о книгах и
читателях?»
Чтение и обсуждение статьи учебника.
Объяснение специфики происхождения , форм
бытования,
жанрового своеобразия двух
основных ветвей словесного искусства –
фольклорной и литературной. Устные ответы на
вопросы. Участие в коллективном диалоге.
Самостоятельная работа. Письменный ответ на
вопрос. Создание рассказа по пословице. Поиск
загадок на разные темы. Составление плана
ответа на проблемные вопросы.
Чтение и обсуждение статьи учебника.
Составление плана. Выразительное чтение
летописного сказания. Нахождение незнакомых
слов и определение их значений с помощью
словарей и справочной литературы. Устные и
письменные ответы на вопросы. Участие в
коллективном диалоге. Самостоятельная работа.
Подготовка устного сообщения об особенностях
древнерусской литературы и выразительного 4. Из русской
1
литературы
18 века
5. Из русской
54
6
литературы
19 века
чтения летописного сказания.
Чтение и обсуждение статьи учебника.
Выразительное чтение басни. Выявление тем,
образов, приемов изображения человека в басне.
Выявление ее иносказательного смысла. Устные
ответы на вопросы. Участие в коллективном
диалоге. Самостоятельная работа. Подготовка
сообщения о баснописце И.И.Дмитриеве.
выразительного
Чтение и обсуждение статьи учебника. Устное
рецензирование
чтения
одноклассников. Устные ответы на вопросы.
Подготовка выразительного чтения наизусть.
Составление плана ответа на проблемный вопрос
и устного высказывания по плану.
Самостоятельная работа. Создание иллюстраций
к басне и подготовка к их презентации и защите.
Поиск материалов о детстве и лицейских годах
А.С.Пушкина. Устные ответы на вопросы.
Участие в коллективном диалоге. Поиск
цитатных примеров из
стихотворений.
Подготовка устных сочинений. Устный анализ
стихотворений.
Письменный ответ на
проблемный вопрос. Устное иллюстрирование.
Обсуждение иллюстраций к произведениям
русской литературы 19 века. Практическая
работа.
Составление плана сравнительной
Подбор цитат,
характеристики героев.
характеризующих героев.
Различные виды
пересказов. Составление викторины. Подготовка
к письменному ответу на один из проблемных
вопросов и написание классного контрольного
сочинения. Составление таблиц. Работа со
словарем литературоведческих терминов.
Различение образов рассказчика и автора –
повествователя в эпическом произведении.
Конкурс на лучшее выразительное чтение 6. Из русской
28
2
литературы
20 века
характеристики.
стихотворений поэтов 19 века. Написание
групповой
Выявление
художественно значимых изобразительно –
выразительных средств языка. Определение
видов рифм и способов рифмовки, двусложных
и трехсложных размеров стиха на примере
изучаемых
стихотворных произведений.
Написание отзывов. Обсуждение иллюстраций
учебника. Нравственная оценка героев. Анализ
различных форм выражения авторской позиции.
Участие в проектах.
выразительного
Чтение и обсуждение статьи учебника. Устное
рецензирование
чтения
одноклассников. Устные ответы на вопросы.
Подготовка выразительного чтения наизусть.
Составление плана ответа на проблемный вопрос
и устного высказывания по плану.
Самостоятельная работа. Создание иллюстраций
к произведениям и подготовка к их презентации
и защите. Поиск материалов о писателях и
поэтах 20 века. Устные ответы на вопросы.
Участие в коллективном диалоге. Поиск
цитатных примеров из
стихотворений.
Подготовка устных сочинений. Устный анализ
стихотворений.
Письменный ответ на
проблемный вопрос. Устное иллюстрирование.
Обсуждение иллюстраций к произведениям
русской литературы 20 века. Практическая
работа.
Составление плана сравнительной
Подбор цитат,
характеристики героев.
характеризующих героев.
Различные виды
пересказов. Составление викторины. Подготовка
к письменному ответу на один из проблемных
вопросов и написание классного контрольного
сочинения. Составление таблиц. Работа со
словарем литературоведческих терминов.
Различение образов рассказчика и автора – 7. Из
1
литературы
народов
России
8.
Зарубежная
литература
11
характеристики.
повествователя в эпическом произведении.
Конкурс на лучшее выразительное чтение
стихотворений поэтов 20 века. Написание
групповой
Выявление
художественно значимых изобразительно –
выразительных средств языка. Определение
видов рифм и способов рифмовки, двусложных
и трехсложных размеров стиха на примере
изучаемых
стихотворных произведений.
Написание отзывов. Обсуждение иллюстраций
учебника. Нравственная оценка героев. Анализ
различных форм выражения авторской позиции.
Участие в проектах.
выразительного
Чтение и обсуждение статьи учебника.
Выразительное чтение стихотворений. Устное
рецензирование
чтения
одноклассников. Поиск незнакомых слов и
определение их значения с помощью словарей и
справочной
в
коллективном диалоге. Самостоятельная работа.
Создание собственных иллюстраций к
стихотворениям.
литературы.
Участие
литературы.
Чтение и обсуждение статьи учебника.
Выразительное чтение мифов.
Устное
рецензирование
чтения
выразительного
одноклассников. Поиск незнакомых слов и
определение их значения с помощью словарей и
справочной
в
коллективном диалоге. Самостоятельная работа.
Создание собственных иллюстраций к
произведениям зарубежной литературы. Игровые
виды деятельности: конкурс на лучшее чтение,
лучший пересказ и лучшее инсценирование
мифов,
героев
древнегреческих мифов, ответы на вопросы
викторины.
работа.
сюжетов и
Практическая
Участие
знание крылатых выражений,
Комментирование
пришедших из мифологии. Самостоятельная
работа. Письменный ответ на вопрос. Поиск в
Интернете кратких сведений об авторах.
Написание сочинений – миниатюр на одну из
предложенных учителем тем. Устные ответы на
вопросы. Участие в коллективном диалоге.
Нравственная оценка героев произведений.
Составление историко – культурных и
лексических комментариев. Работа со словарем
литературоведческих терминов. Участие в
диспуте.
Произведения для заучивания наизусть:
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война». Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Коровина В. Я. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2.
— 320 с.
2. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим... :6 класс: Дидактические материалы
по литературе. — 2 4 0 с .
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 59 классы. – 2е изд.,
дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Программа общеобразовательных учреждений 5 11 классы (базовый уровень) под
редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2006 г.
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 6 класс. – М.:
ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.6
класс. – 3е изд., перераб. и доп. М: ВАКО, 2007.
6. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по
литературе: 6 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7е изд. – М.:
Просвещение, 2011.
Интернет ресурсы:
Художественная литература:
1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
3. http://oldrussian.chat.ru – Древнерусская литература
4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60х годов
Справочноинформационные и методические материалы:
1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к
«Первому сентября»)
3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Учебно – справочные материалы: 1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2е изд., перераб. – М.:
ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
Понимать литературу как одну из национальнокультурных ценностей русского
народа.
Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
Оценивать свои и чужие поступки.
Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности.
Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
Планированию пути достижения цели.
Установлению целевых приоритетов.
Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос
«что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
Учитывать условия выполнения учебной задачи.
Выделять альтернативные способы достижения цели.
Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный
контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
Аргументировать свою точку зрения. Задавать вопросы.
Осуществлять контроль.
Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной
литературе; строить сообщение в устной форме;
находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в
коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания
количества групп;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
учитывая жанровородовые признаки произведений устного народного творчества,
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок
устного рассказывания; пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин
художественные приёмы;
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других
искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и
сказание), определять черты национального характера;
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанровородовой природе
художественного текста;
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано
оценивать их;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
вести самостоятельную проектноисследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект). КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе 6 класс
Тема
урока
Колич
ество
часов
Дата
проведения
урока по
плану
Дата
проведени
я
урока по
плану
Введение (1 час)
Художественное произведение.
Содержание и форма.
Фольклор (4 часа )
К/Р1
Обрядовый фольклор. Обрядовые песни
Пословицы, поговорки как малый жанр
фольклора.
Загадки как малый жанр фольклора.
Афористичность загадок
Контрольная работа №1 по теме УНТ.
Древнерусская литература (2 часа)
«Повесть временных лет». «Сказание о
белгородском киселе». Исторические
события и вымысел.
«Повесть временных лет». «Сказание о
белгородском киселе». Отражение
народных идеалов.
Из литературы 18 века (1 час)
1
1
1
1
1
1
1
.
.
№
1
2
3
4
5
6
7
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я. Коровина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.