Рабочая программа по литературе 7 класс
Оценка 5

Рабочая программа по литературе 7 класс

Оценка 5
Образовательные программы
docx
русская литература
7 кл
21.01.2017
Рабочая программа по литературе 7 класс
Данная рабочая программа по литературе в 7 классе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования на основе примерной программы по литературе в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. «Просвещение» 2008 года и учебниками под редакцией В.Я. Коровиной, вышедших в издательстве «Просвещение» в 2013г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.Рабочая программа
рабочая программа по литературе 7 класс.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Учебник: Коровина В.Я. Литература.  7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений : в 2­х ч. Москва,« Просвещение» 2013 г.. Место предмета «ЛИТЕРАТУРА» в Базисном учебном плане. Количество часов по программе – 68 ч , 2 часа в неделю на 34 учебные недели.                  Цель изучения литературы в школе  – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко­ культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение   круга   чтения,   повышение   качества   чтения,   уровня   восприятия   и   глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех   этапах   изучения   литературы   в   школе.   Чтобы   чтение   стало   интересным,   продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко­культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно­эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.                                   Распределение учебных часов по разделам. 1.    Введение  ­ 1 час; 2. Устное народное творчество – 5 ч; 3.   Из древнерусской литературы  ­2 ч; 4. Из русской литературы 18 века – 2 ч; 5. Из русской литературы 19 века – 33  ч; 6. Из русской литературы 20 века – 20 ч; 7. Из зарубежной литературы  ­ 5 ч;                                             СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение Изображение   человека   как   важнейшая   идейно­нравственная   проблема   литературы.   Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу. Устное народное творчество Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки­Ведьмы», «Петр и плотник».  Былины.  «Вольга и Микула Селянинович». Вопло­щение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель  лучших  человеческих  качеств (трудолюбие, мастерство,  чувство  собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей­разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество,   справедливость,   чувство   собственного   достоинства   —   основные   черты   характера   Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения. Новгородский   цикл   былин.  «Садко».  Своеобразие   былины.   Поэтичность.   Тематическое   различие Киевского   и   Новгородского   циклов   былин.   Своеобразие   былинного   стиха.   Собирание   былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.) Теория   литературы.  Предание   (развитие   представлений).   Гипербола   (развитие   представлений). Былина. Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры). Теория   литературы.   Героический   эпос,   афористические   жанры   фольклора.   Пословицы,   поговорки (развитие представлений). Из древнерусской литературы «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравствен­ ные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Теория литературы. Поучение (начальные представления). «Повесть   временных   лет».  Отрывок   «О   пользе   книг».   Формирование   традиции   уважительного отношения к книге. Теория литературы. Летопись (развитие представлений). Из русской литературы XVIII века Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны  1747  года»  (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Теория литературы. Ода (начальные представления). Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. Из русской литературы XIX века Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный  всадник»  (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы,   прославление   мужества   и   отваги   русских   солдат.   Выражение   чувства   любви   к   Родине. Сопоставление   полководцев   (Петра  I  и   Карла  XII).   Авторское   отношение   к   героям.   Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и ] волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Moнолог   Пимена:   размышления   о   труде   летописца   как  о  нравственном   подвиге.   Истина   как   цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. «Станционный   смотритель».  Изображение   «маленького   человека»,   его   положения   в   обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Теория литературы. Повесть (развитие представлений). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь  поэмы  с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотвер­ женность   Тараса   и   его   товарищей­запорожцев   в   борьбе   за   освобождение   родной   земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (раз­ витие понятия). Литературный герой (развитие понятия). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык  Нравственность   и   человеческие как   духовная   опора   человека. взаимоотношения.  «Близнецы»,   «Два   богача». Теория литературы. Стихотворения в прозе. Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские  женщины»   («Княгиня   Трубецкая»).  Историческая   основа   поэмы.   Величие   духа   русских женщин,   отправившихся   вслед   за   осужденными   мужьями   в   Сибирь.   Художественные   особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.) Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Михаил Евграфович Салтыков­Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».  Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. | Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». «Дикий помещик». Для самостоятельного чтения. Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Теория   литературы.   Автобиографическое   художественное   произведение   (развитие   понятия).   Герой­ повествователь (развитие понятия). Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости   и   угодничества.   Смысл   названия   рассказа.   «Говорящие   фамилии»   как   средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.) Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений). «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В.  Жуковский.  «Приход   весны»;  И.  Бунин.  «Родина»;  А.  К.  Толстой.  «Край   ты   мой,   родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Из русской литературы XX века Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство».  Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Теория   литературы.   Понятие   о   теме   и   идее   произведения   (начальные   представления).   Портрет   как средство характеристики героя. Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о ро­ ли   поэзии   в   жизни   человека   и   общества.   Своеобразие   стихотворного   ритма,   словотворчество Маяковского. «Хорошее   отношение   к   лошадям».  Два   взгляда   на   мир:   безразличие,   бессердечие   мещанина   и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления). Леонид Николаевич Андреев, Краткий рассказ о писателе, «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев, Гуманистический пафос произведения» Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка».  Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осозна­ ние   необходимости   сострадания   и   уважения   к   человеку.   Неповторимость   и   ценность   каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доб­ роты, взаимопонимания, жизни для других, Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения). На дорогах войны Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотвержен­ ность,   трудности  w  радости   грозных   лет   войны   в   стихотворениях   поэтов   —   участников   войны:   А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления). Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно­экологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория литературы. Литературные традиции. Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия,   бездуховности,   безразличного   отношения   к   окружающим   людям,   природе.   Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев _ сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. «Тихая моя Родина» Стихотворения   о   Родине,   родной   природе,   собственном   восприятии   окружающего   (В.   Брюсов,   Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через  описание картин  природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). Дмитрий Сергеевич Лихачев, «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Теория   литературы.   Публицистика   (развитие   представлений).   Мемуары   как   публицистический   жанр (начальные представления), Из зарубежной литературы Роберт Берне. Особенности творчества. «Честная   бедность».  Представления   народа   о   справедливости   и   честности.   Народно­поэтический характер произведения. Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Ро­ дины. Японские   хокку   (трехстишия).   Изображение   жизни   природы   и   жизни   человека   в   их   нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним­двумя штрихами. Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку). О.   Генри.  «Дары   волхвов».  Сила   любви   и   преданности.   Жертвенность   во   имя   любви.   Смешное   и возвышенное в рассказе. Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса Учащиеся должны знать: ­ авторов и содержание изученных художественных произведений; ­   основные   теоретико­литературные   понятия,   изучаемые   в   7   классе:   жанры   фольклора;   предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений);   роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия);   понятие   о   теме   и   идее   произведения   (начальные   представления);   герой­повествователь (развитие   понятия);   портрет   как   средство   характеристики;   автобиографическое   художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения   в   прозе;   лирический   герой   (начальные   представления);   поэма   (развитие   понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола   (развитие   понятия);   гротеск   (начальные   представления);   сатира   и   юмор   как   формы комического   (развитие   представлений);   публицистика   (развитие   представлений);   мемуары   как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции. ■  должны    Учащиеся     уметь: ­ видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров; ­ различать   особенности   сюжета,   характеров,   композиции,   конфликта,   приемов   выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях; ­ видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения; ­ объяснять   чувства,   возникающие   при   чтении   лирических   произведений,   находить   аналог   в собственном жизненном опыте; ­ видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации,­ определять смену интонаций в речи героев пьесы; ­ передавать   динамику   чувств   в   выразительном   чтении   лирического   стихотворения,   монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении; ­ видеть   в   художественном   тексте   противоречивые   авторские   оценки   героев   и   событий; формулировать вопросы к произведению; ­ аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения –  от   отдельного   тропа   до   композиции   ­   и   целостно   воспринимать   позицию   писателя   в   пределах произведения; ­ выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2017