Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса создана па основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы по литературе под редакцией Коровиной В.Я, по учебнику "Литература" в двух частях. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по литературе 7 класс.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Дергачи»
«РАССМОТРЕНА»
на заседании ШМО
Протокол № __
от «__» ____20__г
Руководитель_____________
(подпись,)
_________________________________
.
«СОГЛАСОВАНА»
зам. директора по УВР
________________
А.Г. Крайнова «___»
__________20__г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ________________
Н.И. Маляр
Приказ №___
от «__»______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по __ литературе
__
(учебный предмет)
для____7__________ класса
___201
9 учебный год___
8 – 201
(срок реализации)
Разработчик программы:
_Кириченко Вера Викторовна,___
_учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории_
(Ф.И.О. учителя; занимаемая должность, квалификационная категория)
2018 Классы 7 класс
Учитель_Кириченко В. В.
Количество часов
Всего 68часа; в неделю 2 часа
Плановых сочинений 6 ____, зачетов_6_, тестов __7_ч; проектов 6
Административных контрольных работ 3 ч;
Планирование составлено на основе_ программы по литературе для 7 класса создана на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной
программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе под
редакцией Коровина
Учебник (название, автор, издательство, год издания) Коровин Литература 7М: Дрофа,2013
Дополнительная литература (название, автор, издательство, год издания)
__Поурочные разработки по литературе 7 класс.Авторысоставители:И.В.Золотарева,О.Б.
Беломестных,М.С.Корнеева.Москва «Вако» 2008 год. Личностными результатами освоения программы по литературе являются:
Результаты освоения курса по литературе
осознание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно
следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формировать и развивать компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий.
Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:
1.
2.
3.
4.
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX XX В.В.,
литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанром; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять одного или нескольких
произведений
определение в произведении элементом сюжета, композиции, изобразительно
выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания
произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
ценностноориентированной сфере:
приобщение к духовнонравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовнонравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их
оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные
темы;
эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно
выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Тематическое планирование
по литературе в 7 классе ий
1
3
1
1
1
Изло
жений
1
тесто
в
1
1
1
1
1
1
1
1
1
проек
тов
заче
тов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
основные разделы
количест
во часов Сочинен
№
1
2
3
4.
Введение. Знакомство со статьёй
учебника. «Читайте не торопясь».
Устное народное творчество.
Былины
Древнерусская литература
Русская литература 18 века
М. В. Ломоносов.
Г. Р. Державин.
5
Русская литература 19 века
А. С. Пушкин
М. Ю. Лермонтов
Н. В. Гоголь
И. С. Тургенев
Н. А. Некрасов
А. К. Толстой
М.Е.СалтыковЩедрин
6
Литература конца 19начала 20
века
Л. Н. Толстой
И. А. Бунин
А. П. Чехов
Стихи русских поэтов 19 века о родной
природе
7
Русская литература начала 20 века
М. Горький.
В. В. Маяковский
Л. Н. Андреев
А. П. Платонов
8
Русская литература второй половины
20 века
Б. Л. Пастернак
Ф. Абрамов
Е. И. Носов.
Ю. П. Казаков
Д. С. Лихачёв
А.Т.Твардовский
Стихи поэтов 20 века о родине, родной
природе.
Час мужества
Писатели улыбаются.
«Тихая моя родина»
Из литературы народов России.
Зарубежная литература
9
Жизнь и творчество Роберта Бёрнса.
Джордж Гордон Байрон
Японские хокку.
О. Генри «Дары волхвов»
1
6
3
2
1
1
22
6
4
4
3
2
1
2
6
1
1
1
2
9
4
2
1
2
10
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
2
4
1
1
1
1
Итоговое тестирование
итого
68
6
2
1
7
6
2 Содержание тем учебного курса.
Введение 1
Изображение человека как важнейшая идейнонравственная проблема литературы.
Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его
позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому
идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 6
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях.
«Воцарение Ивана Грозного», «СорокиВедьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств
русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств
(трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая
сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловейразбойник». Бескорыстное служение
Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные
черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины.
Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие
былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карелофинский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его
национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма
Лоухи как представители светлого и темного миров карелофинских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений).
Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа
народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и
выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и
различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы,
поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии
Муромских». Нравственные заветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и вер
ности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет».
уважительного отношения к книге.
Отрывок «О пользе книг».
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Формирование традиции
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 2 Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея
Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).
Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру.
Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин.
«Река времен в своем
стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе.
Утверждение необходимости свободы творчества.
Краткий рассказ о поэте.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 28
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. 7
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»
(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к
истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги
русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и
Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге».
Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.
Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов
Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского
писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих
поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.
Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в
повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для
понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и
Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за
правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с
произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы
гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках,
оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с
красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность
ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на
земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и
самоотверженность Тараса и его товарищейзапорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос
повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы:
эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным.
Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной
язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие
взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских
женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности
исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие
некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий
Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и
вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович СалтыковЩедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества.
Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика.
Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство».
Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др.
Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ
собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).
Геройповествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье.
Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия
рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для
чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф.
Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой,
родимый край...», «Благовест».
Поэтическое изображение родной природы и выражение
авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 19
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей
жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка,
Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет
как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли
автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,
словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и
гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные
представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение
(начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический
пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная
щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим
сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и цен
ность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.
Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для
самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».
Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в
художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм,
самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—
участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги
Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной
лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные
представления). Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади».
Эстетические и нравственноэкологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест
против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе.
Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при
роды и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро».
Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности
характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг
мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина» 2
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов,
Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных
настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в
восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».
Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие
молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический
жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко 1
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»;
Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем
времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России 2
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла
«Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости
общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей.
Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4
Роберт Берне. Особенности творчества.
«Честная бедность».
поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за
свободу Родины.
Представления народа о справедливости и честности. Народно Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их
нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная
однимдвумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и
возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и
опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Календарнотематическое планирование
по литературе в 7 классе
Тема урока
Введение. Знакомство со статьёй учебника. «Читайте не торопясь».
Устное народное творчество 6
Предания. Образы Ивана Грозного и Петра I в преданиях русского народа.
«Воцарение Ивана Грозного», «Сорокиведьмы», «Пётр и плотник».
Рр Художественный пересказ.
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда.
Былина «Садко». Тематическое отличие былин Новгородского цикла от былин
Киевского цикла.
Вч Былина «Илья Муромец и Соловейразбойник».
Рр Подготовка к сочинению по репродукции с картины В. Васнецова «Три
богатыря».
Карелофинский эпос «Калевала».
Пословицы и поговорки.
Древнерусская литература 3
«Повесть временных лет». «Похвала князю Ярославу и книгам». Отношение к
книге в Древней Руси.
Жанр поучения в древнерусской литературе. «Поучение» Владимира Мономаха.
Жанр жития в древнерусской литературе. «Повесть о Петре и Февронии
Муромских». Чтение и обсуждение произведения.
резерв
Произведения русских писателей XYIII века. 2
М. В. Ломоносов – учёныйфилолог. Надпись «К статуе Петра Великого». Теория
трёх штилей. «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества
Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды.
Рр Чтение наизусть отрывка из оды.
Г. Р. Державин – гражданин и поэт. «Признание», «На птичку», «Река времён в
своём стремленье». Размышления поэта о смысле жизни, о судьбе.
Произведения русских писателей XIX века. 32
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
1
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
1
2
13.
1
А. С. Пушкин: страницы биографии.
А. С. Пушкин 6 Вч Поэма «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление
мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине,
сопоставление полководцев.
А. С. Пушкин «На берегу пустынных волн…» (вступление к петербургской
повести «Медный всадник»).
Рр Чтение наизусть отрывка.
Интерес А. С. Пушкина к истории России. «Песнь о вещем Олеге». Основная
мысль баллады.
А. С. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца. Размышление о
значении труда летописца для последующих поколений.
А. С. Пушкин «Повести И. П. Белкина». «Станционный смотритель».
Выразившийся в повести дух гуманности.
Рр Характеристика станционного смотрителя Самсона Вырина.
Рр Россия немыслима без Пушкина». А. С. Пушкин в моей жизни. Творческая
работа.
М. Ю. Лермонтов 4
М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.
М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века в поэме. Бой на Москве
реке: честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и
деспотизма.
Рр Сочинение по иллюстрации В. Васнецова к «Песне про купца Калашникова».
Лирика М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда
волнуется желтеющая нива».
Н. В. Гоголь 4
Н. В. Гоголь: страницы биографии. Повесть «Тарас Бульба». Тарас Бульба, Остап
и Андрий. Характеристика героев. Образ матери. Анализ I–ой главы. Антитеза.
Образ Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. Боевое товарищество козаков.
Сопоставление Остапа и Андрия. Анализ IIV глав.
Куренной атаман Остап Бульбенко. Совещание козаков. Речь Тараса о
товариществе. Второй бой под Дубно. Героизм и самоотверженность Тараса и его
товарищейзапорожцев. Гибель Тараса. Анализ VI – XII глав.
Рр Подготовка к сочинению о Тарасе Бульбе. Характеристика литературного
героя.
И. С. Тургенев 3
И. С. Тургенев: страницы биографии. Рассказ «Бирюк» из сборника «Записки
охотника». Нравственная основа человеческих взаимоотношений.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два
богача».
Рр Чтение наизусть стихотворения в прозе
Вч И. С. Тургенев «Бежин луг». Образы крестьянских мальчиков, их портреты и
рассказы, духовный мир.
Н. А. Некрасов 2
Н. А. Некрасов: страницы биографии. «Русские женщины». Историческая основа
поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными
мужьями в Сибирь. Стихотворение «Вчерашний день часу в шестом».
Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда».
А. К. Толстой 1
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
2
3
4
5
6
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
1
2 32.
3
33.
1
34.
35.
36.
37.
38
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
2
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Рр Чтение наизусть отрывка.
А. К. Толстой: страницы биографии. Баллады «Василий Шибанов», «Князь
Михайло Репнин».
М. Е. СалтыковЩедрин 2
М. Е. СалтыковЩедрин: страницы биографии. «Сказки для детей изрядного
возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира,
гротеск, абсурд. Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов,
трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности.
Вч М. Е. СалтыковЩедрин «Дикий помещик» Роль сатиры в обществе.
Литература конца 19начала 20 века 4
Л. Н. Толстой: страницы биографии. «Детство» автобиографическое
произведение. Мир Николеньки Иртеньева. Мир взрослых. Отношения между
детьми и взрослыми. Беспощадность к самому себе.
А. П. Чехов: страницы биографии. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние
трусости и угодничества. Смысл названия рассказа «Злоумышленник».
«Край ты мой, родимый край»
Стихи о родной природе. В. А. Жуковский «Приход весны», А. К. Толстой «Край
ты мой, родимый край», «Благовест», И. А. Бунин «Родина».
Стихи о родной природе. В. А. Жуковский «Приход весны», А. К. Толстой «Край
ты мой, родимый край», «Благовест», И. А. Бунин «Родина».
Вч М. Шолохов «Судьба человека». Фрагменты документальной повести С.
Алексиевич «Последние свидетели».
И. А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Цифры». Отношения детей и
взрослых в семье, проблема взаимопонимания. Композиция рассказа.
Рр Анализ эпизодов.
Произведения писателей XX века. 9
Максим Горький: страницы биографии. «Детство». Автобиографическая основа
повести. Бабушка и дед. «Невыразимо странная жизнь». (Главы I, II).
История Цыганка. Пожар. Обучение Алёши грамоте. Судьба мастера Григория
Ивановича. (Главы IIIVII).
Нахлебник Хорошее Дело. История жизни деда и бабушки. «Свинцовые мерзости
русской жизни». Вера в творческие силы народа.
(Главы VIIIXIII) Рр
Характеристика героев повести. Подготовка к домашнему сочинению по повести
А. М. Горького «Детство».
Вч Рассказ «Старуха Изергиль».
Л. Н. Андреев «Кусака». Гуманистический пафос произведения. Проблема
одиночества, способность к состраданию.
Рр Отзывы учеников о рассказе «Кусака».
В. В. Маяковский: страницы биографии. «Необычайное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни
человека и общества. Словотворчество Маяковского.
Рр Чтение наизусть стихотворения.
Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Безразличие,
бессердечие мещанина, гуманизм, доброта, сострадание лирического героя
стихотворения. Своеобразие стихотворного ритма.
А. П. Платонов. Личность писателя. «Юшка». Незаметный человек с большим
сердцем. Проблема сострадания и уважения к человеку.
А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»
Рр Рассказ об одном из героев и о его отношении к своей профессии. 50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
59.
10
60.
61.
62.
63
64.
65.
66.
67.
68.
1
1
2
1
2
1
2
3
4
Русская литература второй половины 20 века 10
Б. Л. Пастернак: страницы биографии. Лирика Пастернака.
Рр Чтение наизусть стихотворения. Стихотворения поэта. Анализ стихов.
Час мужества (интервью с участником Великой Отечественной войны). Героизм,
патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в
стихотворениях советских поэтов.
Ф. А. Абрамов «О чём плачут лошади». Этические и экологические проблемы
рассказа.
Е. И. Носов. Рассказ «Кукла». Протест против равнодушия, бездуховности,
безразличного отношения к окружающим, людям, природе. «Живое пламя».
Ю. П. Казаков «Тихое утро». Чтение и изучение произведения. Сюжетные
элементы, композиция и динамика рассказа. Особенности характера героев –
сельского и городского мальчиков. Отношения между мальчиками, их внимание к
природе. Внимание автора к душевному миру героев. Психология подвига.
Рр Подготовка к домашнему сочинению «Яшка – верный товарищ».
Д. С. Лихачёв «Земля родная». (Главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.
Публицистика.
Рр «Учиться говорить и писать»
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «»Июль макушка
лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского.
Развития понятия о лирическом герое.
Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Вертинский «Доченьки»; И.Гофф
«Русское поле»; Б.Ш.Окуджава «По смоленской дороге…».
Лирические размышления о жизни, времени и вечности
Писатели улыбаются.
М. М. Зощенко: страницы биографии. Рассказ «Беда».
Вч Рассказы М. М. Зощенко.
«Тихая моя родина» 2
Стихотворения русских поэтов XX века о природе. В. Я. Брюсов, Фёдор Сологуб,
С. А. Есенин, Н. А. Заболоцкий, Н. М. Рубцов. Восприятие родной природы
русскими поэтами. Выражение настроения и душевного состояния человека через
описание картин природы.
Рр Чтение наизусть стихотворения.
Песни на стихи русских поэтов XX века. Булат Окуджава, А. Н. Вертинский.
Из литературы народов России. 2
Рр Чтение наизусть песни.
Расул Гамзатов. Из цикла «Восьмистишия».
Зарубежная литература. 4
Жизнь и творчество Роберта Бёрнса. «Честная бедность». Представления народа
о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон – великий английский поэт. «Ты кончил жизни путь,
герой!..» гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.
Японские трёхстишия (хокку). Произведения Мацуо Басё, Кобаяси Исса. Лиризм
и красота хокку.
О. Генри: страницы биографии. «Дары волхвов». Входная контрольная работа по литературе в 7 классе.
1. К какому роду относятся былины?
А) лирика; б) драма; в) эпос.
2. Написать названия трех прочитанных вами былин.
3. Соотнести названия былин с циклами.
1. «Садко» 2. «Илья Муромец и Соловейразбойник»
А) Киевский цикл; б) Новгородский цикл.
4. Какому богатырю соответствует приведенное описание?
У оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пятупяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
А) Илья Муромец б) Микула Селянинович в) Вольга Святославович.
5. Выбрать примеры употребления гиперболы.
А) «Чисто поле», «ковыльтрава», «добрый конь»
Б) «Птицейсоколом летать ему под оболока»
В) «Мужичкамиразбойничками, положил их до тысячи».
6. Соотнести существительные и прилагательные, чтобы получились «постоянные эпитеты»
Чисто конь
Добрый поле
Буйная дружинушка
Хоробрая головушка
7. К какому древнему жанру былина ближе всего?
А) сказка б) миф в) легенда г) историческая повесть
8. Перечислите художественные особенности былин.
9. Что такое пословица?
10. В чем сходство былины и сказки?
11. Что общего у ИльиМуромца и Микулы Селяниновича?
12. В чем различие между пословицей и поговоркой?
13. Приведи пример пословицы на тему «Родина»
Вариант 1
Что такое былина:______________________
2. Лирика – это а) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;
б) род литературы, в котором действительность отражается путём передачи глубоких душевных
переживаний, мыслей и чувств автора;
в) стихотворение из двух строк.
3. Какая тема раскрывается в повести Пушкина «Станционный смотритель»:
Тема маленького человека
Тема лишнего человека
Тема богатого человека
Тема интеллигентного человека.
4. Что такое сатира:
Это художественное произведение, в котором гневно осуждаются пороки общества и человека
Это произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.
Это художественное произведение, в котором изображается судьба человека
5. Из какого произведения М. Горького взят этот отрывок?
«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом
великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в
гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».
______________________________
6. Из какого произведения взят данный отрывок?
«Собака выла ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это
стонет и рвётся к свету сама беспросветно тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к
любящему женскому сердцу».
а) Леонид Андреев «Кусака».
б) Андрей Платонов «Юшка».
в) Фёдор Абрамов «О чём плачут лошади».
7. Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа Носова «Кукла»:
Человеческое безразличие
Неуважение к чужому труду
Хулиганское поведение подростков
Хамское отношение между людьми.
8. Что составляло смысл жизни цветка из рассказа Платонова «Неизвестный цветок»?
____________________________________________________________
9. Какие чувства вызывает у автора Юшка из рассказа А. Платонова «Юшка»?
а) Любопытство, б) Уважение, в) Сострадание.
10.Темой рассказа Е. Носова «Кукла» является:
а) Описание жизни простого деревенского человека.
б) Изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе.
в) История брошенной куклы.
11. К какому типу народных сказок близки сказки М. Е. СалтыковаЩедрина?
а) Волшебные б) О животных в) Бытовые. 12. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. СалтыковаЩедрина «Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил»?
а) Восхищение, любование.
б) Презрение, пренебрежение.
в) Сожаление, горечь.
г) Безразличие.
13. Определите жанр произведения И. С. Тургенева «Бирюк».______________
14.Почему Бирюк всё же отпустил крестьянина?______________________________
15. Из какого произведения взят этот отрывок?
«Деревня, будто большим пуховым одеялом, была покрыта
туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще
дальше, к реке, уже ничего не было видно...»________________
16. Кто из великих писателей (поэтов) написал стихотворение в прозе «Русский язык»?________
17. Соотнести художественные произведения с именами литературных героев.
Ассоль и Грэй «Тарас Бульба»
Петр I и Карл XII «Полтава»
Андрий и Остап «Алые паруса»
18. В поэме Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
Купца Калашникова» раскрыта тема:
А) любви
Б) исторического прошлого России
В) Софьи.
19. Назовите авторов произведений:
«Светлана»
«Как один мужик двух генералов прокормил»
«Кукла»
20. Какое из прочитанных в прошедшем учебном году произведений вам понравилось больше
всего и почему?
_________________
II
К каким былинам относится былина «Садко»:
Героическая
Бытовая
Социальнобытовая
Сказочная
2.Повесть это...____________
3. Почему память народная сохранила образ Калашникова:
Совершил героический поступок
Не побоялся вступиться за честь семьи
Спас себя от позора
Оставил богатое наследство потомкам.
4.Эпиграф это...
а) стихотворная строка, в которой заключена основная характеристика героя; б) изречение, отрывок из произведений различных писателей, которые автор помещает после
названия произведения или перед отдельными его главами;
в) краткое описание развития сюжета.
5. Кто такие казаки (Гоголь «Тарас Бульба»):
Регулярные войска
Охрана царя
Выполняли функции пограничных войск
Свободные от военной службы люди.
6. Из какого произведения взят этот отрывок?
«Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его, толкали, не
понимая, почему он не поругает их, не возьмёт хворостину и не погонится за ними, как делают это
большие люди. Дети не знали другого такого человека»._________________
7.Что нового открыл в себе главный герой рассказа Казакова «Тихое утро»:
Умение сострадать
Умение плавать
Умение преодолевать собственный страх
Умение вести себя правильно на воде.
8. Каково авторское отношение к Бирюку из одноимённого рассказа?
а) Уважение.
б) Сочувствие.
в) Пренебрежение.
г) Осуждение.
9. Какова, с вашей точки зрения, основная черта характера Бирюка?_________
10. Определите идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
а) Обличение чиновничества.
б) Восхваление трудолюбия простого народа.
в) Проблема рабского положения и бесправия покорного народа в условиях крепостничества.
г) Преодоление сложностей, возникших у генералов на острове.
11. Какой приём использует автор в следующем отрывке:
«...Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы
стучали, из груди вылетело глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в од
но мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался
визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и
немедленно проглотил...»
а) Гипербола, б) Гротеск, в) Сатира.
12. Определите жанр произведения А. П. Чехова «Хамелеон».__________________
13. Кого в произведении А. П. Чехова можно назвать «хамелеоном»?
а) Очумелова. б) Хрюкина. в) Елдырина. г) Повара, д) Толпу зевак.
14. Почему «без Юшки жить людям стало хуже»?_______________________________________
15. Вспомните рассказ Абрамова «О чём плачут лошади».
Почему рассказчик считает, что у него с Рыжухой уже не будет
той искренности и того доверия, которые были до сих пор?
а) Он не понял душевных переживаний лошади и обманул её.
б) Он считает себя виноватым в том, что прошли «счастливые времена» для лошадей. в) Он не накормил Рыжуху.
16. Назовите автора стихотворения «Размышления у парадного подъезда»._________________
17. Какая тема поднята в рассказе Е. Носова «Кукла»?
А) тема Родины
Б) протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру
В) тема Великой Отечественной войны
18. Назовите авторов произведений
«Светлана»
«Как один мужик двух генералов прокормил»
«Кукла»
19. Соотнести названия литературных произведений с их авторами.
«Лапти» А.П. Чехов
«Хамелеон» Н.А. Некрасов
«Русские женщины» И.А. Бунин
20. Какое из прочитанных в прошедшем учебном году произведений вам понравилось больше
всего и почему?
___________________________________________________________________________________
Ключ. Вариант 1
1. Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.
2. Б
3. 1
4. 1
5. «Старуха Изергиль»
6. А
7. 1
8. Жить, расти, бороться за счастье жить.
9. Б
10. Б
11. Б
12. В
13. Рассказ
14. Понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты.
15. Ю. Казаков «Тихое утро»
16. Тургенев
19. Жуковский, СЩедрин, Носов
Ключ. Вариант 2
1.4
2. Средняя форма эпической прозы, литературное произведение, описывающее не одно, а целый
ряд событий, лиц, проблем.
3. 2
4. Б
5. 4
6. «Юшка»
7. 3
8. Б 9. Доброта
10.В
11.Б
12.Рассказ
13.А
14. Он был сельским праведником.
15.Б
16. А.Н. Некрасов
17.
18. Жуковский, СЩедрин, Носов
19. Чехов «Хамелеон», Бунин «Лапти», Некрасов «Русские женщины»
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.