Рабочая программа по литературе 8 класса
Оценка 4.6

Рабочая программа по литературе 8 класса

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русская литература
8 кл
19.04.2017
Рабочая программа по литературе 8 класса
Рабочая программа по литературе для 8 класса общеобразовательной школы разработана на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004, №1089), Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.Рабочая программа литература 8 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛИТЕРАТУРА 8 КЛАСС, В.КОРОВИНА.docx
МОУ «СОШ п. Красный Боец Ершовского района Саратовской области» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель Методического совета ______________/  А. В. Савенко /                                                   ФИО Протокол №     __1_     от   «_____ »___________ 2016_  г. Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ п.Красный Боец»                                          _____________/ А. В. Савенко  /                                     ФИО «______  »____________ 2016 г. Руководитель МОУ «СОШ п.Красный  Боец» __________                                   ФИО Приказ №  _____  от « ____  » __________ 2016 г.  /А. В. Савенко / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Бородусовой Талшин Мухитовны, Литература 8 класс предмет, класс и т.п. ФГОС 2016 – 2017 учебный год РАЗДЕЛ 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                        Рассмотрено на заседании   педагогического совета протокол №____ от «______»_________2016__г 1 Рабочая программа по литературе для 8 класса общеобразовательной школы  разработана на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н  РФ от 05.03.2004, №1089), Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10­е издание, М. Просвещение 2008.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития  учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.            Цель изучения литературы:  – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.            Задача литературного образования: – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко­культурными  сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.            Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст  становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло,  жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.). При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту  и силу русского языка.    Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по литературе на  начало учебного года: Должны уметь: • воспринимать и анализировать художественный текст;  • выделять смысловые части художественного текста;  • определять род и жанр литературного произведения;  • выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;  • выражать свое отношение к прочитанному;  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;  • владеть различными видами пересказа;  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;  2 • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе. На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю. В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры, анализировать и прогнозировать.           В преподавании предмета   используются  такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.           Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тесты, включающие задания с выбором ответа, с  кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико­литературные знания; творческий зачет,  задания на установление  соответствия, ответы на вопросы, пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ  на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной  характеристики по заданным критериям; викторина, игра; сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы  по литературе для 5­11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я.  Коровиной. — М.: Просвещение, 2008        Общая характеристика учебного предмета. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей  принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и  национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета  определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие  человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно­ эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об  историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы.  Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений,  развития культуры устной и письменной речи.     Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для  изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:  — «Шемякин суд» (из древнерусской литературы);  3 — К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»;  — М.Е. Салтыков­Щедрин «История одного города (отрывок);  — СА. Есенин «Пугачев»;  — И.С. Шмелев «Как я стал писателем».  Вышеперечисленные произведения авторской программы могут быть использованы для чтения и обсуждения на уроках внеклассного  чтения.  Данная рабочая программа ориентирован, на содержание авторской программы, учебник­хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие  процесс обучения.  Ц е л и. Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной  деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции,  чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного  текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического  мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи  учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко­литературных сведений и  теоретико­литературных понятий; формирование общего представления об историко­литературном процессе; • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко­ литературной обусловленности с использованием теоретико­литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска,  систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 8 классе  отводит 68 часов для  обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного среднего   образования.   (из расчета 2 учебных часа в неделю). При составлении планирования уроков   предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся. 4 Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно­нравственного мира школьника,  его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано  умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма. Программа предусматривает изучение произведений регионального компонента как на отдельных уроках, так и параллельно с изучением  русской литературы РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тематическое планирование 5 № Основные разделы 1. Литература как искусство слова 2. Устное народное творчество 3. Из древнерусской литературы 4. Литература 18 века 5. Литература 19 века 6. Литература 20 века 7. 8. Итоговые уроки Резервный урок 8 Итого  Зарубежная литература Кол­во часов 1 2 2 2 20 18 5 2 1 61 Сочинения  Контрольная работа Проекты  1 3 1 5 2 2 4 1 1 1 1 4 Итого:   70 часов 6 Учебно­тематический план                                    по ____русскому языку_________________________                                                                              предмет Классы   __8____________________________________ Учитель _____Бородусова Талшин Мухитовна_________________________________ Количество часов: Всего _105____ час; в неделю _______час. Плановых контрольных уроков _______, зачетов ______, тестов_____ч.; Административных контрольных уроков _____ ч. Планирование составлено на основе ____________________________________________                                                                                          программа Учебник ____________________________________________________________________________ название, автор, издательство, год издания 7 №  п\п №  урока Наименование разделов  и тем программы Дата План Факт Введение. 1 ч Литература и история.  Интерес русских  писателей к истории  своего народа Устное народное  творчество 2 ч Устное народное  творчество. Отражение  жизни народа в народных  песнях, частушках,  преданиях    Предания: «О Пугачёве»,  «О покорении Сибири  Ермаком». Особенности  их содержания и  1 2 3 1 2 8 Основные  понятия,  термины   Самостоятельная и  практическая  деятельность  учащихся Использов ание ИКТ Примечание    Ответы на вопросы:  ­В каком столетии  историческая наука  выделялась в  самостоятельную  отрасль знания? ­Назовите характерные  черты русской  литературы. ­Что такое историзм?    Народная песня, частушка Проект «Пословица  недаром молвится».  Создание частушек на  школьные темы   Предание  Сообщение учащихся о  различных видах  преданий. Работа с  дополнительным      Презентаци и учащихся художественной формы  Из древнерусской  литературы  2ч Житийная литература как особый жанр  древнерусской  литературы. «Житие  Александра Невского»  (фрагменты)     «Шемякин суд» как  сатирическое  произведение 17 века Из литературы 18 века   2 ч +1 ч РР Д.И.Фонвизин. Слово о  писателе. «Недоросль»  (сцены). Сатирическая  направленность комедии.  Понятие о классицизме   материалом. Работа со  словарём архаизмов.  Подготовить устную  или письменную  характеристику (по  выбору) А.Невского.  Составить словарь  устаревших слов.  Доп.задание: прочитать  «Житие Сергея  Радонежского» и  сопоставить с «Житие  А.Невского»  Инсценировка. Выразительное чтение      Летопись Древнерусская  воинская  повесть  Житие  Сатирическая  повесть   Классицизм  Выразительное и  комментированное  чтение. Анализ эпизода комедии  Д.И.Фонвизина  «Недоросль»: «Экзамен    Аналитический подбор  цитат из текста,  характеризующих    Презентаци я учителя  «А.Невски й»       Презентаци я  «Д.И.Фонв изин.  Жизнь и  творчество »   4 5 6 7 3 4 9 Митрофанушки»    Р. Р.Подготовка  к  домашнему сочинению­ рассуждению  «Только ли  смешон Митрофанушка?» Из русской литературы  19 века 29 ч + 2 ч к.р. +3  ч Р.Р.  И.А.Крылов. Басни:   «Лягушки, просящие  Царя», «Обоз». Развитие представлений о басне, ее морали,  аллегории 8 9 5 10   Митрофанушку.    Сообщение  «Постановка  «Недоросля» на сцене  Российских театров Подтверждение своих  тезисов Составить сложный  план «Образ  Митрофана» и  подготовить устное  сочинение. Дать развёрнутый ответ на вопрос:  «Встречаются ли  Митрофанушки в нашей жизни?»  Басня, мораль,  аллегория   Презентаци я  «Творчеств о  И.А.Крыло ва» Сообщение учащихся  «Дебют Крылова в  жанре басни».   Беседа по  впечатлениям, ответы  на вопросы после  чтения басни  «Лягушки, просящие  Царя». 1.О чём эта басня? 2.Что происходит в басне? 3.Почему нам смешно и грустно одновременно? Ответы на вопросы  после чтения басни  «Обоз». 1.О чём эта басня? 2.Сообщение учащегося по материалам  учебника на с . 73  Написать небольшой  рассказ на любую тему,  закончив его моралью  басни «Обоз».  По желанию сделать  рисунки к басням. Презентации учащихся: 1.Крылов­журналист. 2.Крылов­музыкант. 3.Крылов­философ   Выразительное чтение    Анализ лирического  произведения.  Краткое сообщение: 1.Лицейские годы  А.С.Пушкина   2. А.  Керн     Презентаци я  «А.С.Пушк ин. Жизнь  и  творчество » 10 11 12 И.А.Крылов ­ поэт и  мудрец. Анализ басен  К.Ф.Рылеев. Слово о  поэте. Понятие о думе.  «Смерть Ермака» А.С.Пушкин. Основные  мотивы лирики поэта     Дума    11 13 14 15 16 Анализ стихотворений  А.С.Пушкина: «19  октября», «Туча», «Я  помню чудное  мгновенье…» А.С.Пушкин «История  Пугачёвского бунта"  На подступах  к  роману  «Капитанская дочка»  А.С.Пушкин  «Капитанская дочка».  История создания. Герои  и их исторические  прототипы  Гринёв: жизненный путь  героя. Формирование  характера. Подготовка к домашнему  сочинению 12   Работа с текстом,  составление вопросов     Роман, реализм Электронн ый альбом  иллюстрац ий к  роману   Работа с текстом,  составление вопросов  Исследование:  определить по словарю  смысл терминов  «честь», «честолюбие»   Пересказ отрывка  Проект «Капитанская  дочка» ­ книга­  юбиляр»  Составление  хронологической  таблицы событий.  Работа с толковым  словарём,  художественный  пересказ  самостоятельно  отобранного  фрагмента, анализ  эпизода, поэтапное  составление  характеристики героя. Написать сочинение  «Образ Гринёва» по  произведению 17 Семья капитана  Миронова. Маша  Миронова, её душевная  красота и сила     18 19  Пугачёв и народное  восстание в романе и в  историческом труде  Пушкина. Народное  восстание в авторской  оценке  Гуманизм и историзм  А.С.Пушкина в романе  «Капитанская дочка».  Художественные  особенности  произведения  13 А.С.Пушкина  «Капитанская дочка»    Графическое  изображение  становление характера  героини. Выразительное чтение  отрывка с  последующим  анализом, составление  характеристики Маши  Мироновой,  индивидуальные  письменные задания. Характеристика  Пугачёва от лица  Савельича, Маши,  Гринёва (на выбор). Работа с толковым  словарём  и справочной  литературой.   Сравнительный анализ  интерпретации образа в  произведениях разных  авторов и различных  видов искусства. А.С.Пушкин «Пиковая  дама». Проблемы  человека и судьбы. Образ  Петербу                               рга. Композиция повести  Контрольная работа по  творчеству А.С.Пушкина М.Ю.Лермонтов. Слово о  поэте. Воплощение  исторической темы в  творчестве  М.Ю.Лермонтов  «Мцыри». История  создания, тема, идея,  композиция, своеобразие  поэмы Особенности композиции  поэмы М.Ю.Лермонтова  «Мцыри». Образ Мцыри в  поэме  20 21 22 23 24 14     Поэма,  романтический  герой Раскрыть композицию  повести: смысл,  названия, эпиграфов,  символических и  фантастических  образов, эпилога Работа над текстами. Анализ эпизодов. Тестирование.  Письменный  анализ  миниатюры «Синие  горы Кавказа».  Выразительное чтение  наизусть стихотворения «Кавказ»  Работа над вопросом:  что делал Мцыри на  свободе? Запись тезисов,  сопоставительный  анализ. Подготовить рассказ  «Жизнь Мцыри в  монастыре. Характер и  мечты юноши­ послушника».  Чтение наизусть  отрывка.  Составление  характеристики Мцыри Выписать цитаты,  характеризующие      Презентаци я «Жизнь и творчество  М.Ю.Лерм онтова» любовь Мцыри к жизни  и природе, его жажду  подвигов и борьбы, его  стремление к свободе и  тоске по родине.      Составление  плана. Презентации  «Слово о  писателе. Судьба  Н.В.Гоголя»,    «История создания  комедии «Ревизор».   «Премьера комедии  «Ревизор» (написать  афишу)   Индивидуальное  сообщение «История  создания комедии  «Ревизор». Составить таблицу  «Чиновники уездного  города» по образцу,  записанному в  тетрадях: 1)Имя чиновника. 2)Сфера городской  жизни. 3)Положение дел в       Презентаци я  «Творчеств о  Н.В.Гоголя » Уроки  Кирилла и  Мефодия   Комедия, сатира, юмор 25 26 27 Р.Р.Образная  характеристика Мцыри.  Р.р.Обучающее сочинение  по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри  Н.В.Гоголь. Слово о  писателе. Его отношение к  истории, исторической  теме в художественном  творчестве  Н.В.Гоголь. Ревизор» как  социальная комедия «со  злостью и солью». История создания комедии и её  первые постановки  15 Разоблачение нравственных и социальных пороков  чиновничества в комедии  «Ревизор». Страх перед  ревизором как основа  развития действия в  комедии   Хлестаков. Понятие о  «миражной интриге».   Хлестаковщина как  нравственное явление.  Исследование  «положительный герой  комедии» Р.Р.Особенности  композиционной структуры комедии. Подготовка к    сочинению «Роль эпизода в  драматическом  произведении»  Н.В.Гоголь «Шинель».  Мотив обиды. Образ  «маленького человека» в  28 29 30 31 16  Ремарка        данной сфере. 4)Характеристика  героя по тексту. Текстуальное  подтверждение мыслей, подбор цитат. Выписать ремарки,  определяющие  поведенческую линию  Городничего и  Хлестакова в их  диалоге.    Объяснить смысл  фамилии Хлестакова.  Что такое  Хлестаковщина в вашем понимании(обратить  внимание на монолог  «Я везде…»)   Подготовить на выбор  устную характеристику  Городничего или  Хлестакова.      Электронн ый альбом  иллюстрац ий Презентаци я учащихся «Положите льный  герой  комедии»     Ответ на вопрос:  Каково ваше  представление о герое? 32 33 литературе Мечта и реальность в  повести  «Шинель». Образ Петербурга в  повести    М.Е. Салтыков­Щедрин.  Слово о писателе,  редакторе, издателе.  «История одного города»  (отрывок)  Гипербола,  гротеск Эзопов язык 34 Р.Р.Обучение анализу  эпизода из романа  «История одного города»    17 Подготовить  подробный пересказ  отрывка «Новая шинель у чиновника».  Выступление учащихся: рассказ о вещах,  которые дороги. Решение проблемного  вопроса: почему  Н.В.Гоголь даёт два  финала повести? Написать сочинение по  теме «Образ  маленького человека» в повести Н.В.Гоголя  «Шинель».   Работа с текстом  произведения, анализ  отрывка. Составление таблицы  «Сатирические приёмы  Салтыкова­Щедрина»   Составление  кластеров.  Составить  характеристику  основных героев  (глуповцев).    Письменно ответить:  «Что я открыл для  себя, прочитав отрывок Контрольная работа по  М.Ю.Лермонтова и  Н.В.Гоголя, М. Е.  Салтыкова – Щедрина   Н.С.Лескова. Слово о  писателе. Нравственные  проблемы рассказа  «Старый гений»  Л.Н.Толстой. Слово о  писателе. Социально­ нравственные проблемы в  рассказе «После бала».  Образ рассказчика.  Главные герои      Рассказ,  художественная  деталь  Антитеза,  композиция Мастерство Л.Н.Толстого  в рассказе «После бала».  Особенности композиции.  Антитеза, портрет, пейзаж,    «История…» Письменный опрос  (тест). Аналитическая беседа. Определение  особенности характера  героев рассказа. Мини­сочинение – рассуждение: «В чём  смысл эпиграфа и  названия  произведения?»   Провести  наблюдение  над языковыми  средствами. Выписать  эпитеты в обрисовке  праздника у  губернаторского  предводительства;  выписать эпитеты,  используемые в сцене  наказания 2.Сопоставить  полковника и  наказываемого          Уроки  Кирилла и  Мефодия   35 36 37 38 18 внутренний монолог как  приём изображения  внутреннего состояния  героев   Вн. чт. Нравственные  проблемы повести л.Н.  Толстого «Отрочество» Поэзия родной природы в  творчестве А.С.Пушкина,  М.Ю.Лермонтова, Ф.И.  Тютчева, А.А.Фета,  А.Н.Майкова А.П.Чехов. Слово о  писателе. Рассказ «О  любви» (из трилогии) как  история об упущенном  счастье. Психологизм  рассказа Из русской литературы   20 века 18ч+1к.р.+ 1ч Р.Р. И.А.Бунин. Слово о  писателе. Проблема  рассказа «Кавказ».  Мастерство И.А.Бунина –  прозаика  39 40 41 42 6 19      Психологизм      Презентаци я «Родная  природа в  лирике,  живописи,  музыке»       Презентаци я  «А.П.Чехо в. Жизнь и  творчество » Выразительное  чтение, анализ  стихотворений Комментированное  чтение эпизодов Составить план – характеристику на  героя: Что изменилось,  когда герой полюбил?  Какие вопросы  тревожили его         Выразительное чтение отдельных эпизодов  рассказа.  Составление цитатного плана по рассказу. Составить кластер  «Любовь по Бунину». А.И.Куприн. Слово о  писателе. Нравственные  проблемы рассказа «Куст  сирени». Представление о  любви и счастье в семье.       Сюжет,  фабула Урок­диспут «Что значит  быть счастливым?».  Подготовка к   сочинению  по творчеству  Н.С.Лескова,  Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна. А.А.Блок. Слово о поэте.  Историческая тема в его  творчестве.«Россия».      Стихотворный цикл «На  поле Куликовом» С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» – поэма на  историческую тему. Образ  предводителя восстания        Драматическая  поэма Наблюдение над  сюжетом, героями  произведения. Работа с  текстом. Сжатый  пересказ.   Выбрать цитаты из  текста рассказа к  сравнительной  характеристике  Николая и Веры  Алмазовых.,  подготовить таблицу.  Составление плана  сочинения Работа с текстом.. Выразительное чтение с комментариями Устные ответы на  вопросы, составление  плана о творчестве,  сравнительная  характеристика  Пугачёва. Выписать из  произведения внешние      43 44 45 46 20 47 48 49 50 51 52 53   Образ Пугачёва в  фольклоре, произведениях  А.С.Пушкина,  С.А.Есенина.  И.С.Шмелёв. Слово о  писателе «Как я стал  писателем».­ вспоминание  о пути к творчеству  Журнал «Сатирикон».  «Всеобщая история,  обработанная  «Сатириконом» (отрывки).  Сатирическое изображение исторических событий.  Тэффи «Жизнь и  воротник».  М.М.Зощенко «История  болезни» М.А.Осоргин. Слово о  писателе. Сочетание  реальности и фантастики в  рассказе «Пенсне»  Контрольная работа по  творчеству Л.Н.Толстого,  А.П.Чехова, И.А.Бунина,  М.Горького, А.А.Блока,  С.А.Есенина  А.Т.Твардовский Слово о  писателе. Поэма «Василий  21      Сатира  Юмор    данные героя.   Проект «Образ  Пугачёва в фольклоре,  произведениях  А.С.Пушкина,  С.А.Есенина» Работа с текстом. Сочинение­рассказ  «Как я писал первое  сочинение?»  Ответы учащихся на  вопросы. Выразительное чтение  фрагментов текста.      Чтение текста Анализ сатирического  произведения Тестирование                Фольклоризм  литературы,  Выразительное чтение,  характеристика героев,       Презентаци Тёркин». Картины  фронтовой жизни в поэме.  Тема честного служения  Родине  Василий Тёркин –  защитник родной страны.    Правда о войне в поэме  Твардовского  Композиция и язык поэмы  «Василий Тёркин». Юмор.  Фольклорные мотивы.  Авторские отступления  А.П.Платонов. Слово о  писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе  «Возвращение».  Нравственная  проблематика и гуманизм  рассказа    Стихи и песни о ВОВ.  Боевые подвиги и военные  будни в творчестве  М.Исаковского,   Б.Окуджава,А.Фатьянова,  Л.Ошанина   54 55 56 57 22 авторские  отступления                 сообщение о писателе.  Обсужденеи  прочитанного, анализ  эпизодов Анализ глав,  монологические  выступления, чтение  наизусть, сопоставление со сказочным  персонажем Анализ глав Письменно ответить на  вопрос: «Чем мне  нравится Василий  Тёркин?»  Раскрыть смысл  эпизода с женщиной в  ватнике, которой хотел  помочь Иванов.  Пересказ отдельных  эпизодов  Выразительное чтение  стихотворений.  Выявление  художественно.­ изобразительных  средств. Анализ  я  «Тёркин… Кто же он  такой?»          Презентаци я «Песни  военных  лет.  «Эх.дороги », Песенка  фронтовог о  шофёра»»            Презентаци я «Песни  военных  лет» 58 59 60 61 62 В.П.Астафьев. Слово о  писателе. Проблемы  рассказа «Фотография, на  которой меня нет».  Отражение военного  времени в рассказе   Р.Р.Сочинение «Великая  Отечественная война в  литературе 20 века»    Стихи русских поэтов о  Родине, родной природе     Поэты Русского  зарубежья об  оставленной ими Родине.  Мотивы воспоминаний,  грусти, надежды Зарубежная литература 5 ч У.Шекспир. Слово о  писателе. «»Ромео и  Джульетта» Поединок  семейной вражды и  любви   Герой­ повествователь      Конфликт  63 Сонеты У. Шекспира.     Сонет  7 23 стихотворения  «Дороги». Проект «Истории  создания песен военных лет» Письменно ответить на  вопрос: «Чем интересен и полезен этот рассказ  нашим  современникам?»  Сбор материала,  составление плана  сочинения Выразительное чтение   Выразительное чтение         Нарисовать  иллюстрации.  Эссе «Это произведение не оставило меня  равнодушным»    Сообщения учащихся:  Электронн ый альбом  иллюстрац ий Классицизм.  комедия    Исторический  роман 1.Сонет ­ как форма  лирической поэзии 2.Русский сонет Чтение произведения,  ответы на вопросы. Выразительно читать  эпизоды (по ролям).    Чтение отрывков,  Конспектирование,  сопоставление фактов Сопоставления романа  «Айвенго» с романом  Пушкина «Капитанская дочка» (история,  литература). Работа с  текстами произведений. Проект «Составление  рекламы на  полюбившиеся  произведения».          Воспевание поэтом  любви и дружбы. Сонет  как форма лирической  поэзии Ж.­Б.Мольер «Мещанин  во дворянстве» (сцены).  Сатира на дворянство и  невежественных буржуа.  Черты классицизма в  комедии Мольера Дж. Свифт. Слово о  писателе. «Путешествие  Гулливера» как сатира на государственное  устройство В.Скотт. Слово о  писателе. «Айвенго» как  исторический роман  Литература и история в  произведениях,  изученных в 8 классе.  Итоги года и задание на  лето Резервный урок 64 66 67 68 69 70 24 РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА Введение Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков  русской литературы. Устное народное творчество В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты  ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика  частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и  формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений). Из древнерусской литературы Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его  духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные  герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления).  Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления). Из литературы XVIII века 25 Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания  истинного гражданина. Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении. Из литературы XIX века Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.­Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора  Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности,  безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения  русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая  Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде  писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и  беспощадный» (А. Пушкин). Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова —  нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель­ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм  Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в  «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.  Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и  26 символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов­персонажей, сочетание в них реального и символического планов,  значение образа Петербурга. Идейно­композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его  место в философской концепции повести. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.  «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему 00 ществе. Свободный, мятежный,  сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтичс ски­условный  историзм поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные предстаи ления), романтическая поэма (начальные  представлс ния). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной  теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из  характеров» (В. И. Немирович­Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие).  Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­ злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном  произведении. Михаил Евграфович Салтыков­Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно­политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя­гражданина,  бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз­пи те представлений). Литературная пародия (начальны!! представления). Эзопов язык (развитие  понятия). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в  рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия  конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. 27 Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в  композиции произведений. Поэзия родной природы А. С. Пушкин.    «Цветы   последние   милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А.  Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Из русской литературы XX века Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина­рассказчика.  Психологизм прозы пистеля. Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженноси. и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула. Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в  фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления). Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально­биографическими  (мемуары, воспоминания, дневники). Писатели улыбаются Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое  изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о  прошлом. М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи­I .поле. 28 «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание). Для самостоятельного чтения. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой  Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина —­ сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни  воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы.  Восприятие поэмы читателями­фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма  тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша»,  «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и  др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно­воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного  детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой­повествователь (развитие представлений). Русские поэты о Родине, родной природе И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.  Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и  есть»; Дон­Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Из зарубежной литературы Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в  творчестве Шекспира. 29 Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира —  «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер —  великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности  классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз­питие понятий). Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»:  мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.   30 РАЗДЕЛ 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ  Учащиеся должны знать:  — авторов и содержание изученных художественных произведений;  — основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное  представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы  (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений);  прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза,  композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета  драматического произведения, со­ нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное  представление); герой­повествователь (развитие представлений).  Учащиеся должны уметь:  — видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;  — обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;  — видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;  — комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;  — различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;  — определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;  — сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;  — выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего  жанра;  осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;  — видеть конкретно­историческое и символическое значение литературных образов;  31 — находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;  — сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;  — выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произёедении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли  актерами, режиссерской интерпретацией;  — редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.                                                                 РАЗДЕЛ 5.  ПЕРЕЧЕНЬ  УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ для учащихся:  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2010.  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.:  Просвещение, 2008.  3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СО­ЕОМ 1 Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. — М: Просвещение,  2008.  для учителя:  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. — М.: Просвещение, 2008.  2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2010.  3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.  4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.  5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.  6. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — М.: Русское слово, 2007.  7. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия. 8. ЦОРы Сети Интернет 9. Мультимедийные презентации 32

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса

Рабочая программа по литературе 8 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2017