Рабочая программа по литературе для 5 класса
Оценка 5

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русская литература
5 кл
13.11.2017
Рабочая программа по литературе для 5 класса
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования и ориентирована на преподавание по учебнику «Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2015». В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Общая характеристика учебного предмета Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
5 класс. Литература. Лакина Е.Н..doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ташаринская средняя общеобразовательная школа» Мошковского района                 Рассмотрено на заседании МО Протокол №___ От «___» «____________»2017 года Руководитель МО  ________________/Е.Н.Лакина   «Утверждаю» Директор МКОУ Ташаринская СОШ ________________/ О.Х. Логинова/ «___» «_____________» 2017 года «Согласовано» Заместитель директора по УВР  ________________/Г.В.Шаталова «___» «____________» 2017 года Рабочая программа по литературе для 5 класса 2017 – 2018 учебный год Учитель  Лакина Елена Николаевна Высшая категория Педстаж 14 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   составлена   на   основе   основной   образовательной   программы   основного   общего   образования   и   ориентирована   на преподавание по учебнику «Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2­х ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2015». В рабочей программе  учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Общая характеристика учебного предмета Как   часть   образовательной   области   «Филология»   учебный   предмет   «Литература»   тесно   связан   с   предметом   «Русский   язык».   Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.  Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая  изучает это искусство. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими   высокими   художественными   достоинствами,   выражающими   жизненную   правду,   общегуманистические   идеалы   и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Курс   литературы   опирается   на   следующие   виды   деятельности   по   освоению   содержания   художественных   произведений   и   теоретико­ литературных понятий: • • • • • • • • • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; анализ и интерпретация произведения; составление планов и написание отзывов о произведениях; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Лакина Е.Н. Страница 2 Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета ­ важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5­9 класс и 10­11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5­6 класс, 7­8 класс и 9 класс.  5 ­ 6 классы В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности   учащихся,   интерес  которых  в  основном  сосредоточен  на  сюжете  и  героях   произведения.  Теоретико­литературные   понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII,  XIX,  XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5­6 классах это освоение различных жанров фольклора,   сказок,   стихотворных   и   прозаических   произведение   писателей,   знакомство   с   отдельными   сведениями   по   истории   создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс. Одним из признаков правильного понимания текста   является   выразительность   чтения   учащимися.   Именно   формированию   навыков   выразительного   чтения   способствует   изучение литературы в 5­6 классах. Авторская программа  под ред. В.Я. Коровиной в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения дополнительные произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна»;   А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о мёртвой царевне и   о семи богатырях»; А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь­Робинзон». Лакина Е.Н. Страница 3 В рабочую программу из вышеперечисленных включены для изучения произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна»;  А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о мёртвой царевне и  о семи богатырях»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь­Робинзон», сказка А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Учитывая   рекомендации,   изложенные   в   «Методическом   письме   о   преподавании   учебного   предмета   «Литература»   в   условиях   введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения. В   программу   включён   перечень   необходимых   видов   работ   по   развитию   речи:   словарная   работа,   различные   виды   пересказа,   устные   и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Федеральный   компонент   государственного   стандарта   основного   общего   образования   второго   поколения   отводит   в   год   ­   105   часов   для изучения   учебного   предмета   «Литература»   в   5   классе.   Программа   рассчитана   на   3   часа   в   неделю.   Из   них   уроков   развития   речи   ­15, контрольных работ ­ 2.  ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Важнейшее   значение   в   формировании   духовно   богатой,   гармонически   развитой   личности   с   высокими   нравственными   идеалами   и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью,   единства   формы   и   содержания,   историзма,   традиций   и   новаторства,   осмысления   историко­культурных   сведений,   нравственно­ эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: • • • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие   эмоционального   восприятия   художественного   текста,   образного   и   аналитического   мышления,   творческого   воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других   искусств,   потребности   в   самостоятельном   чтении   художественных   произведений;   развитие   устной   и   письменной   речи учащихся; освоение   текстов   художественных   произведений   в   единстве   формы   и   содержания,   основных   историко­литературных   сведений   и теоретико­литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений   по   истории   литературы;   выявления   в   произведениях   конкретно­исторического   и   общечеловеческого   содержания;   грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.  Лакина Е.Н. Страница 4 На  основании  требований  Государственного     образовательного  стандарта   второго  поколения  в  содержании    календарно­   тематического планирования  предполагается реализовать актуальные  в настоящее время компетентностный , личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые  определяют задачи обучения: • приобретение     знаний   по   чтению   и   анализу   художественных   произведений   с   привлечением   базовых   литературоведческих   понятий   и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного   пересказа   подробному,   выборочному,   сжатому,     от   другого     лица,   художественному)   небольшого   отрывка,   главы,   повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений; научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; ­освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями. • • • • • • • ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Личностные результаты  должны отражать:  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,   осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;   формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню   развития   науки   и   общественной   практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, Лакина Е.Н. Страница 5 языку,   вере,   гражданской   позиции,   к   истории,   культуре,   религии,   традициям,   языкам,   ценностям   народов   России   и   народов   мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и   общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;  развитие   морального   сознания   и   компетентности   в   решении   моральных   проблем   на   основе   личностного   выбора,   формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;     формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности;  формирование   ценности   здорового   и   безопасного   образа   жизни;   усвоение   правил   индивидуального   и   коллективного   безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;  формирование   основ   экологической   культуры   соответствующей   современному   уровню  экологического   мышления,   развитие  опыта экологически ориентированной рефлексивно­оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие   эстетического   сознания   через   освоение   художественного   наследия   народов   России   и   мира,   творческой   деятельности эстетического характера.        Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; владение  основами  самоконтроля,  самооценки,  принятия  решений  и  осуществления   осознанного выбора  в учебной  и  познавательной деятельности; умение   определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,    самостоятельно выбирать основания и критерии   для   классификации,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить   логическое   рассуждение,   умозаключение Лакина Е.Н. Страница 6 компетенции); Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:          (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;  умение  организовывать   учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;     работать  индивидуально и в группе:  находить   общее   решение   и   разрешать   конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учёта   интересов;   формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  умение   осознанно   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с   задачей   коммуникации   для   выражения   своих   чувств,   мыслей   и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;   формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования   информационно­коммуникационных   технологий   (далее   ИКТ– понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19­20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы; понимание   связи   литературных   произведений   с   эпохой   их   написания,   выявление   заложенных   в   них   вневременных,   непреходящих нравственных ценностей и их  современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определять   в   произведении   элементов   сюжета,   композиции,   изобразительно   —   выразительных   средств   языка,   понимание   их   роли   в раскрытии   идейно   —   художественного   содержания   произведения   (элементы   филологического   анализа);   владение   элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;  формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;     собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; Лакина Е.Н. Страница 7    написание   изложений   и   сочинений   на   темы,   связанные   с   тематикой,   проблематикой   изученных   произведений;   классные   и   домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; понимание   образной   природы   литературы   как   явления   словесного   искусства;   эстетическое   восприятие   произведений   литературы; формирование эстетического вкуса; понимание   русского   слова   в   его   эстетической   функции,   роли   изобразительно   —   выразительных   языковых   средств   в   создании художественных образов литературных произведений. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА № п/п 1 2 Наименование раздела Количество часов по программе внеклассное чтение В том числе развитие речи контрольные работы Введение Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения   другому.   Структурные   элементы   книги   (обложка.,   титул,   форзац, сноски,   оглавление);   создатели   книги   (автор,   художник,   редактор,   корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним. Устное народное творчество Фольклор   –   коллективное   устное   народное   творчество.   Преображение действительности   в   духе   народных   идеалов.   Вариативная   природа   фольклора. Исполнители   фольклорных   произведений.   Коллективное   индивидуальное   в фольклоре. Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество. Малые   жанры   фольклора.   Детский   фольклор   (колыбельные   песни,   пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) Русские народные сказки Сказки   как   вид   народной   прозы.   Сказки   о   животных,   волшебные,   бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение. «Царевна­лягушка» Народная мораль  в характере  и поступках героев.  Образ  невесты­волшебницы. Иван­царевич   –   победитель   житейских   невзгод.   Животные­помощники.   Особая 1 11 2 9 4 ­ ­ ­ ­ ­ ­ 2 ­ 2 ­ ­ ­ ­ ­ ­ Лакина Е.Н. Страница 8 роль чудесных противников – Бабы­яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван ­ крестьянский сын и чудо­юдо» Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» 3 Из древнерусской литературы 4 Начало   письменности   у   восточных   славян   и   возникновение   древнерусской литературы.   Культурные   и   литературные   связи   Руси   с   Византией. Древнехристианская книжность на Руси. Теория литературы. Летопись. «Повесть временных лет» «Подвиг отрока­киевлянина и хитрость воеводы Претича» Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Из русской литературы XVIII века Михаил Васильевич Ломоносов.  «Случились вместе два астронома в пиру…» Краткий   рассказ   о   жизни   писателя.   Ломоносов   –   ученый,   поэт,   художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория   литературы.   Роды   литературы:   эпос,   лирика,   драма.   Жанры литературы. 5 Из литературы XIX века  Русские басни Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке. Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце.  4 1 2 1 1 1 1 44 1 4 ­ ­ ­ ­ ­ ­ 5 ­ 1 ­ 2 ­ ­ ­ ­ ­ 7 ­ 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 ­ ­ ­ Лакина Е.Н. Страница 9 «Ворона и Лисица»  «Свинья под дубом» Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» Отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ   и   мораль   в   басне.   Аллегория.   Выразительное   чтение   басен (инсценирование). Василий Андреевич Жуковский  Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна» Сходные   и   различные   черты   сказки   Жуковского   и   народной   сказки.   Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок» Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). «Няне» Поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…» ­ пролог к поэме «Руслан и Людмила» Пролог к поэме «Руслан и Людмила» ­ собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая   царевна»,   со   сказками   братьев   Гримм;   «бродячие   сюжеты»). Противостояние   добрых   и   злых   сил   в   сказке.   Царица   и   царевна,   мачеха   и падчерица.   Помощники   царевны.   Елисей   и   богатыри.   Соколко.   Сходство   и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность   –   красота   внешняя   и   внутренняя,   победа   добра   над   злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской 1 1 3 2 1 7 1 2 4 ­ ­ ­ ­ ­ 1 ­ 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ 2 ­ ­ 2 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Лакина Е.Н. Страница 10 сказки. Теория   литературы.   Стихотворная   и   прозаическая   речь.   Рифма,   ритм, строфа, способы рифмовки. Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» Краткий рассказ о писателе. Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание. Всеволод Михайлович Гаршин  «Attalea Princeps» Героическое   и   обыденное   в   сказке.   Трагический   финал   и   жизнеутверждающий пафос произведения. Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино» Краткий   рассказ   о   поэте.   Отклик   на   25­летнюю   годовщину   Бородинского сражения   (1837).   Историческая   основа   стихотворения.   Воспроизведение исторического   события   устами   рядового   участника   сражения.   Мастерство Лермонтова   в   создании   батальных   сцен.   Сочетание   разговорных   интонаций   с патриотическим пафосом стихотворения. Теория   литературы.   Сравнение,   гипербола,   эпитет,   метафора,   звукопись, аллитерация. Николай Васильевич Гоголь Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» Повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика. Юмор. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николай Алексеевич Некрасов Краткий рассказ о поэте. «Мороз, красный нос» (отрывок из поэмы) 2 2 2 3 2 ­ 2 1 ­ ­ ­ 1 ­ 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Лакина Е.Н. Страница 11 Поэтический образ русской женщины. «Крестьянские дети» Картины   вольной   жизни   крестьянских   детей,   их   забавы,   приобщение   к   труду взрослых.   Мир   детства   –   короткая   пора   в   жизни   крестьянина.   Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет. Иван Сергеевич Тургенев «Муму» Краткий рассказ и писателе. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой. Афанасий Афанасьевич Фет «Чудная картина» Краткий рассказ о поэте. Радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник» Краткий рассказ о писателе. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение. Сюжет. Антон Павлович Чехов «Хирургия» Краткий рассказ и писателе. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор. Поэты XIX века о Родине и родной природе Выразительное чтение стихотворений. 1 6 1 5 2 3 ­ ­ ­ ­ 1 1 ­ 2 ­ 2 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Лакина Е.Н. Страница 12 Стихотворный   ритм   как   средство   передачи Теория   литературы. эмоционального состояния, настроения. Ф.И.   Тютчев   «Зима   недаром   злится»,   «Как   весел   грохот   летних   бурь», «Весенние воды» А.Н. Плещеев «Весна» И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»(отрывок) А.Н. Майков «Ласточки» И.З. Суриков «Зима»(отрывок) 6 Из литературы XX века Иван Алексеевич Бунин «Косцы» Краткий рассказ о писателе. Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе.   Кровное   родство   героев   с   бескрайними   просторами   русской   земли, душевным   складом   песен   и   сказок.   Рассказ   «Косцы»   как   поэтическое воспоминание о Родине. Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе» Краткий рассказ о писателе. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие   окружающих   людей   к   беднякам.   Вася,   Валек,   Маруся,   Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения. Сергей Александрович Есенин «Я покинул родимый дом…» «Низкий дом с голубыми ставнями…» «С добрым утром!» Рассказ о поэте. Поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики. Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка» 1 1 33 1 5 2 3 ­ ­ 2 ­ ­ ­ 1 ­ ­ 6 ­ 1 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Лакина Е.Н. Страница 13 Реальность   и   фантастика. Краткий   рассказ   о   писателе.   Честность, добросовестность,   трудолюбие   и   талант   главного   героя.   Стремление   к совершенному   мастерству.   Тайны   мастерства.   Своеобразие   языка,   интонации сказа. Теория   литературы.   Сказ   как   жанр   литературы.   Сказ   и   сказка   (общее   и различное). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. «Теплый хлеб» «Заячьи лапы» Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев» Краткий рассказ о писателе. Пьеса­сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы­сказки. Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса­сказка Андрей Платонович Платонов «Никита» Краткий рассказ о писателе. Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра   и   зла,   смена   радости   и   грусти,   страдания   и   счастья.   Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении. Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро» Краткий   рассказ   о   писателе.   Бесстрашие,   терпение,   любовь   к   природе   и   ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.   основные   черты   характера   героя.   «Открытие»   Васюткой   нового   озера. Становление   характера   юного   героя   через   испытания,   преодоление   сложных жизненных ситуаций. 4 3 1 4 2 3 ­ ­ ­ 1 ­ ­ 1 1 ­ ­ ­ 1 ­ ­ ­ ­ ­ Лакина Е.Н. Страница 14 Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения. Поэты о Великой Отечественной войне (1941­1945) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов  «Майор привез мальчишку на лафете» А.Т. Твардовский  «Рассказ танкиста» Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе Конкретные пейзажные зарисовки ­ обобщенный образ России. И.Бунин  «Помню долгий зимний вечер…» А. Прокофьев  «Аленушка» Д.Кедрин  «Аленушка» Н. Рубцов  «Родная деревня» Дон­Аминадо  «Города и годы» Писатели улыбаются Саша Черный Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор. «Кавказский пленник» «Игорь­Робинзон» Юлий Черсанович Ким «Рыба – кит» Краткий рассказ о писателе. Стихотворение­шутка. Теория литературы. Стихотворения­песни. Песни­шутки. Песни­фантазии. 3 1 1 3 1 ­ 1 3 1 1 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 ­ ­ 1 ­ 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Лакина Е.Н. Страница 15 7 Из зарубежной литературы Роберт Льюис Стивенсон  «Вересковый мед» Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада. Даниэль Дефо «Робинзон Крузо» Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева» Краткий рассказ о писателе. «Символический   смысл   фантастических   образов   и   художественных   деталей   в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Краткий   рассказ   о   писателе.   Том   и   Гек.   Дружба   мальчиков.   Игры,   забавы, находчивость,   предприимчивость.   Черты   характера   Тома,   раскрывающиеся   в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Джек Лондон «Сказание о Кише» Краткий   рассказ   о   писателе.   Сказание   о   взрослении   подростка,   вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость,   мужество,   изобретательность,   смекалка,   чувство   собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. 8 Повторение изученного в 5 классе Итого 8 1 2 2 2 1 5 105 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 7 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 15 ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 2 Лакина Е.Н. Страница 16 Тема урока № п/ п Дата прове­ дения н а л п т к а ф Тип урока Форма контроля Характеристика основных деятельности учащихся Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) предметные УУД личностные 2 1 ВВЕДЕНИЕ – 1 ч. 1. Введение.  Роль книги в  жизни  человека 3 4 5 6 7 8 9 10 Урок  «открытия»  нового  знания. Мини­ размышление,  уровень  знаний по  предмету,  личное  наблюдение  учителя,  дневники  достижений,  ответы на  вопросы. Чтение вводной  статьи учебника;  пересказ научного текста статьи  учебника, ответы  на вопросы;  составление плана статьи «К  читателям»;  работа со  словами. Положительно  относится к  учению,  познавательной  деятельности;  желает приобретать новые знания,  умения,  совершенствовать  имеющиеся. Знать, что такое  художественная и  учебная  литература,  структурные  элементы учебной книги; понимать  значение книги, ее роль в жизни  человека и  общества,  особенности  литературы как  учебного  предмета и вида  искусства,  значение  предисловия,  послесловия,  оглавления,  сносок; Регулятивные: принимает  и сохраняет учебную  задачу; планирует (в  сотрудничестве с учителем  и одноклассниками или  самостоятельно) необходимые действия,  операции, действует по  плану. Познавательные: осознает  познавательную задачу,  читает и слушает, извлекает нужную информацию а  также самостоятельно  находит ее в материалах  учебника, рабочих  тетрадях. Коммуникативные: задает  вопросы, слушает и  отвечает на вопросы  других; формулирует  Лакина Е.Н. Страница 17 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ­  11 ч. 2. Русский  фольклор.  Малые жанры фольклора Урок  общемето­ дической  направлен­ ности.  Стартовая  проверочная  работа,  дневники,  достижений,  ответы на  вопросы.  уметь находить в  учебнике­ хрестоматии  «Литература»  необходимый для  занятия материал,  отвечать на  вопросы по  прочитанному  тексту, составлять его план. Знать малые  жанры фольклора: пословицы,  поговорки,  загадки;  понимать язык  произведений  УНТ (сжатость и  мудрость  народной речи),  многозначность  смысла пословиц  и поговорок,  объяснять смысл  прямой и  аллегорический;  понимать, как  собирают  Чтение статьи  учебника;  «Литературное  лото» ­ ответы на  вопросы  репродуктивного  характера;  создание  собственного  высказывания с  использованием  поговорки или  пословицы,  наблюдение над  поэтикой малых  жанров. собственные мысли,  высказывает и  обосновывает свою точку  зрения. Испытывает  положительное  отношение к  учению,  познавательной  деятельности,  желание  приобретать новые  знания, умения,  совершенствовать  имеющиеся. Регулятивные: принимает  и сохраняет учебную  задачу; планирует (в  сотрудничестве с учителем  и одноклассниками или  самостоятельно)  необходимые действия,  операции, действует по  плану. Познавательные: осознает познавательную задачу,  читает и слушает, извлекает нужную информацию а  также самостоятельно  находит ее в материалах  учебника, рабочих  тетрадях. Коммуникативные:  Лакина Е.Н. Страница 18 фольклор, почему  он не исчез с  появлением  письменной  литературы;  уметь отгадывать  загадки, давать  определение  малым жанрам,  отличать друг от  друга малые  жанры фольклора, различать  пословицы и  поговорки. Знать жанры  детского  фольклора;  понимать  принципы  построения или  создания  произведений  каждого жанра;  уметь объяснить  принадлежность  конкретного  текста к  определенному  жанру,  строит небольшие  монологические  высказывания,  осуществляет совместную  деятельность в парах и  рабочих группах с учетам  конкретных учебно­ познавательных задач. Формирование  целостного,  социально  ориентированного  взгляда на мир в  единстве и  разнообразии  природы, народов,  культур и религий. Регулятивные: выполняет  учебные действия в громко  речевой и умственной  формах, использует речь  для регуляции своих  действий. Познавательные: умеет  осмысленно читать и  объяснять значение  прочитанного, выбирать  текст для чтения в  зависимости от  поставленной цели. Коммуникативные:  строит монологические  3. Детский  фольклор Урок  общемето­ дической  направлен­ ности. Создание  считалок,  небылиц, загадок;  анализ текстов  всех жанров  детского  фольклора. Мини­ размышление,  уровень  знаний по  предмету,  личное  наблюдение  учителя,  дневники  достижений,  ответы на  вопросы. Лакина Е.Н. Страница 19 4. Сказка как  особый жанр  фольклора Урок  общемето­ дической  направлен­ ности. Коллективная работа с  литературове д­ческим  портфолио,  проектирова­ ние способов  выполнения  домашнего  задания. Чтение и  составление плана статьи учебника;  ответы на  вопросы,  сказывание  любимых сказок,  работа с кратким  словарем  литературоведчес ких терминов;  сопоставление  текстов с  иллюстрациями. Испытывает  желание усваивать  новые виды  деятельности,  участвовать в  творческом  созидательном  процессе; осознает  себя как  индивидуальность и одновременно как  член общества. самостоятельно  создать считалку,  небылицу, загадку Знать жанровые  особенности, виды сказок;  традиционных  персонажей  волшебных  сказок, присказки  ­небылицы,  характерные для  сказок обороты  речи (постоянные  эпитеты,  сказочные зачины  и концовки);  понимать  особенности  народных сказок,  особенности  сказывания  сказок, в чем  заключается  мастерство  сказителей; знать  известных русских исполнителей  УНТ, собирателей сказок; уметь  определять  высказывания, овладевает  умениями диалогической  речи.  Регулятивные: принимает и сохраняет учебную  задачу; планирует (в  сотрудничестве с учителем  и одноклассниками или  самостоятельно)  необходимые действия,  операции, действует по  плану. Познавательные:  понимает информацию,  представленную в  изобразительной,  схематичной, модельной  форме, использует знаково­ символические средства  для решения различных  учебных задач. Коммуникативные:  строит небольшие  монологические  высказывания,  осуществляет совместную  деятельность в парах и  рабочих группах с учетом  конкретных учебно­ познавательных задач. Лакина Е.Н. Страница 20 характерные для  сказок обороты  речи в  самостоятельно  прочитанных  сказках,  использовать при  сказывании  сказок,  сопоставлять  эпизоды сказок,  сказочных героев  с их  изображением в  живописи и  графике Знать, к какому  виду сказок  относится сказка  «Царевна­ лягушка»;  понимать: общее  движение сюжета,  идею сказки и  характеры ее  героев; что такое  художественный  пересказ,  находить отличия  в вариантах  сказки; уметь  Регулятивные: принимает  и сохраняет учебную  задачу; планирует (в  сотрудничестве с учителем  и одноклассниками или  самостоятельно)  необходимые действия,  операции, действует по  плану. Познавательные:  понимает информацию,  представленную в  изобразительной,  схематичной, модельной  форме, использует знаково­ Испытывает  желание усваивать  новые виды  деятельности,  участвовать в  творческом  созидательном  процессе; осознает  себя как  индивидуальность и одновременно как  член общества. Страница 21 5. «Царевна­ лягушка» ­  встреча с  волшебной  сказкой Урок  «открытия»  нового  знания. Мини­ размышление,  уровень  знаний по  предмету,  личное  наблюдение  учителя,  дневники  достижений,  ответы на  вопросы. Чтение сказки;  выборочный  пересказ  отдельных  эпизодов, ответы  на вопросы;  устное словесное  рисование;  сопоставление  иллюстраций  художников с  текстом сказки. Лакина Е.Н. определять  особенности  фольклорной  волшебной сказки, истолковывать  смысл  «необычайных  ситуаций», читать  волшебную  сказку,  пересказывать ее,  сохраняя  напевность  сказки,  сопоставлять  иллюстрации  художников с  текстом сказки Знать героев  сказки; уметь  формулировать  мораль сказки,  находить  отраженные в ней  народные идеалы,  развивать  воображение,  мотивировать  ответ. символические средства  для решения различных  учебных задач. Коммуникативные:  строит небольшие  монологические  высказывания,  осуществляет совместную  деятельность в парах и  рабочих группах с учетом  конкретных учебно­ познавательных задач. Регулятивные: принимает  и сохраняет учебную  задачу; планирует (в  сотрудничестве с учителем  и одноклассниками или  самостоятельно)  необходимые действия,  операции, действует по  плану. Познавательные:  понимает информацию,  представленную в  изобразительной,  Осваивает новые  виды деятельности,  участвует в  творческом  созидательном  процессе; осознает  себя как  индивидуальность и одновременно как  член общества. Страница 22 6. Народная  мораль в  характерах и  поступках  героев.  Образ невесты­ волшебницы Урок  общемето­ дической  направлен­ ности. Выразительное  чтение,  выборочный    пересказ,  рассмотрение  репродукции  картины  В.Васнецова  «Пир» Мини­ размышление,  уровень  знаний по  предмету,  личное  наблюдение  учителя,  дневники  достижений,  ответы на  вопросы. Лакина Е.Н. схематичной, модельной  форме, использует знаково­ символические средства  для решения различных  учебных задач. Коммуникативные:  строит небольшие  монологические  высказывания,  осуществляет совместную  деятельность в парах и  рабочих группах с учетом  конкретных учебно­ познавательных задач. Регулятивные: формирует ситуацию рефлексии и  самодиагностики. Познавательные: умеет  строить сообщение  исследовательского  характера в устной форме. Коммуникативные:  умеет проявлять активность для решения  коммуникативных и  познавательных задач. Формирование  этических чувств,  доброжелательност и и эмоционально­ нравственной  отзывчивости. 7. Иван­царевич  – победитель  житейских  невзгод.  Животные­ помощники.   Особая роль  чудесных  противников  Урок  общемето­ дической  направлен­ ности. Самостоятель ­ная работа с  литературове д­ческим  портфолио,  лабораторная  работа в  парах  сильный­ слабый. Пересказ с  изменением лица  рассказчика  (устами Ивана­ царевича); чтение  по ролям,  создание  собственных  рассказов о  сказочных героях; сопоставление  иллюстраций ху­ дожников с текста ми сказки; ответы  на вопросы,  наблюдение над  языком сказки Понимать тайны  сказочной  поэтики,  народную  мудрость,  переданную в  сказке, как  совокупность  художественных  приемов и  изобразительно­ выразительных  средств помогают  раскрыть и  воплотить  замысел сказки;  характеры героев;  Лакина Е.Н. Страница 23 8. Изобразитель ­ный характер формул  волшебной  сказки.   Поэтика  волшебной  сказки.  Вариативност ь народных  сказок Урок  рефлексии. Пересказ сказки,  сообщение  учащихся о  художниках,  беседа, чтение  статьи учебника  Работа в  парах  сильный­ слабый по  алгоритму  выполнения  задачи,  лабораторная  работа по  образцу. иметь  представление о  системе образов  сказки и приемах  ее создания;  уметь составлять  рассказ о  сказочном герое  (портрет, речь,  поступки,  поведение,  отношение к  окружающим). Понимать тайны  сказочной  поэтики,  народную  мудрость,  переданную в  сказке, как  совокупность  художественных  приемов и  изобразительно­ выразительных  средств помогают  раскрыть и  воплотить  замысел сказки;  характеры героев;  Формирование  ценностного  отношения к  происходящим  событиям. Регулятивные: умеет  планировать алгоритм  ответа. Познавательные:  самостоятельно делает  выводы, перерабатывает  информацию. Коммуникативные:  умеет формулировать и  высказывать свою точку  зрения на события и  поступки героев. Лакина Е.Н. Страница 24 9. «Иван –  крестьянский  сын и чудо­ юдо».  Волшебная  богатырская  сказка  героического  содержания Пересказ. Чтение. Ответить на  вопросы. Урок  «открытия»  нового  знания.  Мини­ размышление,  уровень  знаний по  предмету,  личное  наблюдение  учителя,  дневники  достижений,  ответы на  вопросы. уметь находить  отличия в  вариантах сказки. Знать, к какому  виду сказок  относится сказка  «Иван –  крестьянский сын  и чудо­юдо»;  уметь видеть  жанровые  признаки  волшебной сказки  и пересказывать  ее фрагменты. Осваивает новые  виды деятельности,  участвует в  творческом  созидательном  процессе; осознает  себя как  индивидуальность и одновременно как  член общества. Регулятивные: принимает  и сохраняет учебную  задачу; планирует (в  сотрудничестве с учителем  и одноклассниками или  самостоятельно)  необходимые действия,  операции, действует по  плану. Познавательные:  понимает информацию,  представленную в  изобразительной,  схематичной, модельной  форме, использует знаково­ символические средства  для решения различных  учебных задач. Коммуникативные:  строит небольшие  монологические  высказывания,  осуществляет совместную  деятельность в парах и  рабочих группах с учетом  конкретных учебно­ познавательных задач. Лакина Е.Н. Страница 25 10. Особенности  сюжета  сказки.  Нравственное превосходств о главного  героя. Тема  мирного  труда и  защиты  родной земли Пересказ, беседа   по содержанию,  составление плана  сказки, словесное  рисование. Урок  развивающег о контроля. Мини­ размышление,  уровень  знаний по  предмету,  личное  наблюдение  учителя,  дневники  достижений,  ответы на  вопросы. Осваивает новые  виды деятельности,  участвует в  творческом  созидательном  процессе; осознает  себя как  индивидуальность и одновременно как  член общества. Знать  особенности  сюжета сказки;  уметь видеть  нравственное  превосходство  главного героя;  составлять план;  устно описывать  иллюстрацию;  осмысливать  содержание  сказки; развивать  навыки  художественного  пересказа. Регулятивные: принимает  и сохраняет учебную  задачу; планирует (в  сотрудничестве с учителем  и одноклассниками или  самостоятельно)  необходимые действия,  операции, действует по  плану. Познавательные:  понимает информацию,  представленную в  изобразительной,  схематичной, модельной  форме, использует знаково­ символические средства  для решения различных  учебных задач. Коммуникативные:  строит небольшие  монологические  высказывания,  осуществляет совместную  деятельность в парах и  рабочих группах с учетом  конкретных учебно­ познавательных задач. Лакина Е.Н. Страница 26 Урок  «открытия»  нового  знания. 11. Сказка о  животных  «Журавль и  цапля».  Бытовая  сказка  «Солдатская  шинель»  Групповая  работа по  алгоритму  выполнения  задачи,  коллективное  проектирован ие способов  выполнения  домашнего  задания. Осмысление  сюжета сказок,  ответы на  вопросы; чтение  по ролям;  сопоставление  бытовых сказок и  сказок о  животных с  волшебными  сказками; чтение  и обсуждение  статьи учебника  Из рассказов о  сказочниках» 12. Русские  народные  сказки.  Обучение  сочинению по  теме  «Сказки» Урок  развивающег о контроля. Практикум,  создание  текстов  определенног о жанра и  проблематики . Уровень знаний по предмету, личные  наблюдения  учителя,  контрольные  срезы. Лакина Е.Н. Понимать  жанровые  особенности  сказки о  животных,  иносказательный  смысл бытовых  сказок (сюжеты,  реальная основа);  уметь объяснять  отличие сказки о  животных  (животные не  помощники, а  главные герои) и  бытовой сказки  (отражен быт),  повседневная  жизнь) от  волшебной. Знать: основные  нормы русского  литературного  языка Уметь: создавать  письменные   высказывания,  осуществлять  выбор и  использование  выразительных  Формирование  навыков  исследования  текста с опорой не  только на  информацию, но и  жанр, композицию,  выразительные  средства. Регулятивные: умеет  оценивать и формулировать то, что уже освоено. Познавательные: умеет  выделять и формулировать  познавательную цель. Коммуникативные:  умеет моделировать  монологическое  высказывание,  аргументировать свою  позицию и координировать  её с позициями партнёров  при выработке общего  решения в совместной  деятельности. Регулятивные: адекватно  оценивает свои достижения, осознает возникающие  трудности, осуществляет  поиск причин и пути  преодоления. Познавательные:  выполняет учебно­ познавательные действия в  материализованной и  умственной форме;  Осознает свои  трудности и  стремится к их  преодолению,  проявляет  способность к  самооценке своих  действий,  поступков. Страница 27 средств языка в   соответствии с  коммуникативной  задачей. осуществляет для решения  учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения, классификации,  устанавливает причинно­ следственные связи, делает  обобщения, выводы. Коммуникативные:  строит небольшие  монологические  высказывания,  осуществляет совместную  деятельность в парах и  рабочих группах с учетом  конкретных учебно­ познавательных задач. Чтение статьи  учебника, чтение  художественного  текста и его  полноценное  восприятие;  ответы на  вопросы; чтение  по ролям. Мини­ размышление,  уровень  знаний по  предмету,  личное  наблюдение  учителя,  дневники  достижений,  ответы на  вопросы. Знать  определение  понятия  «летопись»;  понимать, когда  возникла  древнерусская  литература;  основную мысль  «Повести  временных лет»,  одной из ее частей «Подвиг  Регулятивные: принимает  и сохраняет учебную  задачу; планирует (в  сотрудничестве с учителем  и одноклассниками или  самостоятельно)  необходимые действия,  операции, действует по  плану. Познавательные: осознает познавательную задачу,  читает и слушает, извлекает нужную информацию, а  Положительно  относится к  учению,  познавательной  деятельности;  желает приобретать новые знания,  умения,  совершенствовать  имеющиеся. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ­ 2 ч. 13. Возникновен Урок  «открытия»  нового  знания. ие  древнерусско й  литературы.   «Повесть  временных  лет»  Лакина Е.Н. Страница 28 14. «Подвиг  отрока­ киевлянина и  хитрость  воеводы  Претича».   Отзвуки  фольклора в  летописи Урок  общеметоди­ ческой  направлен­ ности. Самостоятель ­ная работа с  литературове д­ческим  портфолио,  работа в  парах по  алгоритму  выполнения  задачи. Составление  цитатного плана;  сопоставление  текста с  репродукцией  картин А. Ивано­  ва; чтение статьи  учебника (с.47),  ответить на  вопросы (с. 51) отрока…»; уметь  коротко передать  содержание статьи учебника,  объяснять  жанровые  особенности  летописи  (краткость,  напевность,  отношение автора  к героям). Уметь определять черты фольклора  в летописи,  сопоставлять  текст с  репродукциями  картин. также самостоятельно  находит ее в материалах  учебника, рабочих  тетрадях. Коммуникативные:  задает вопросы, слушает и  отвечает на вопросы  других; формулирует  собственные мысли,  высказывает и  обосновывает свою точку  зрения. Регулятивные: умеет  осознавать усвоенный  материал, качество и  уровень усвоения. Познавательные: умеет  искать и выделять  необходимую информацию  в предложенных текстах. Коммуникативные:  ставит вопросы, обращается за помощью, формулирует  свои затруднения. Формирование  уважительного  отношения к  истории и культуре  славянских народов (наших предков). Лакина Е.Н. Страница 29 ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА ­ 1 ч. 15. М.В.Ломонос ов  «Случились  вместе два  Астронома в  пиру…» Урок   общеметоди­ ческой  направлен­ ности. Мини­ размышление,  уровень  знаний по  предмету,  личное  наблюдение  учителя,  дневники  достижений,  ответы на  вопросы. Чтение статьи о  Ломоносове,  художественного  текста, статьи  «Роды и жанры  литературы»;  ответы на  вопросы;  выразительное  чтение  стихотворения. Проявляет желание  осваивать новые  виды деятельности,  участвует в  творческом,  созидательном  процессе; осознает  себя как  индивидуальность и одновременно как  член общества. Понимать  значимость  личности  М.В.Ломоносова,  смыслом жизни  которого было  «утверждение  наук в отечестве»; знать  определение  теоретико­ литературных  понятий: роды  литературы (эпос,  лирика, драма),  литературные  жанры; уметь  оперировать ими в речи, объяснять  смысл  прочитанного  стихотворения  (чему  противопоставлен  житейский,  практический  Регулятивные: принимает  и сохраняет учебную  задачу; планирует (в  сотрудничестве с учителем  и одноклассниками или  самостоятельно)  необходимые действия,  операции, действует по  плану. Познавательные: осознает познавательную задачу,  читает и слушает, извлекает нужную информацию а  также самостоятельно  находит ее в материалах  учебника, рабочих  тетрадях. Коммуникативные:  строит небольшие  монологические  высказывания,  осуществляет совместную  деятельность в парах и  рабочих группах с учетом  конкретных учебно­ познавательных задач. Лакина Е.Н. Страница 30 ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА – 45 ч. 16. Русские  басни.  Басня  и ее  родословная.  Басня как  литературный жанр Урок  «открытия»  нового  знания. опыт простого  человека), читать  выразительно. Лабораторная работа, работа в парах  сильный­ слабый,  коллективное  проектирован ие способов  выполнения  домашнего  задания. Чтение статьи  учебника  «Русские басни»;  выступление с  сообщениями о  баснописцах  (Эзопе,  Сумарокове,  Лафонтене,  Майкове,  Хемницере);  чтение по ролям  басен, сравнение  басни и сказки Знать жанровые  особенности  басни, знать  определение  понятий «басня»,  «мораль»,  «аллегория»,  «олицетворение»,  истоки басенного  жанра (имена  родоначальников  басенного жанра,  имена  отечественных  баснописцев);  уметь определять, Регулятивные: принимает  и сохраняет учебную  задачу; планирует (в  сотрудничестве с учителем  и одноклассниками или  самостоятельно)  необходимые действия,  операции, действует по  плану. Познавательные:  понимает информацию,  представленную в  изобразительной,  схематичной, модельной  форме, использует знаково­ символические средства  Демонстрирует  желание осваивать  новые виды  деятельности,  участвует в  творческом,  созидательном  процессе; осознает  себя как  индивидуальность и одновременно как  член общества. Лакина Е.Н. Страница 31 17. И.А.Крылов.  Слово о  баснописце.  Басня «Волк  на псарне» Урок   общеметоди­ ческой  направлен­ ности.  Комплексное  повторение,  работа в  парах  сильный­ слабый по  алгоритму  выполнения  задачи,  лабораторная  работа. Чтение басни и ее  полноценное  восприятие;  ответы на  вопросы; чтение  по ролям;  установление  ассоциативных  связей с  произведениями  живописи. к какому роду  литературы  относятся басни,  находить  жанровые  особенности  басни, объяснять  отличие басни от  сказки Знать творческую историю басни,  понимать ее  драматический  конфликт,  исторический  контекст и мораль басни; уметь  выразительно  читать, при  помощи  интонации  выражать чувства  героев (лицемерие Волка, мудрость  Ловчего). 18. И.А.Крылов.  Басни  Урок   общеметоди­ Самостоятель ная работа,  Чтение басен;  устное словесное  Понимать, что  высмеивает  для решения различных  учебных задач.  Коммуникативные:  строит небольшие  монологические  высказывания,  осуществляет совместную  деятельность в парах и  рабочих группах с учетом  конкретных учебно­ познавательных задач. Регулятивные: применяет  метод информационного  поиска, в том числе с  помощью компьютерных  средств. Познавательные: умеет  узнавать, называть и  определять объекты в  соответствии с  содержанием (формировать  умение работать по  алгоритму). Коммуникативные:  формирует навыки  выразительного чтения,  коллективного  взаимодействия. Регулятивные: принимает  и сохраняет учебную  Формирование  мотивации к  самосовершенствов а­нию. Положительно  относится к  Лакина Е.Н. Страница 32 «Ворона и  Лисица»,  «Свинья под  дубом» ческой  направлен­ ности. понимание и  интегрирован ие  информации в имеющийся  запас знаний с учетом  решаемых  задач. рисование,  инсценирование;  комментированно е чтение,  сопоставление с  иллюстрацией;  анализ текста,  сопоставление с  басней Эзопа  «Ворона и  Лисица». Крылов в баснях,  их общую  интонацию, их  смысл, находить  аллегорию,  мораль, объяснять их, использовать  поговорки,  пословицы,  афоризмы из  басен Крылова в  речи; уметь  устанавливать  ассоциативные  связи с  произведениями  живописи,  сопоставлять  басни Крылова с  баснями других  авторов. 19. Жанр басни.  Повествовани е и мораль в  басне Урок  развивающег о контроля. Мини­ размышление,  уровень  знаний по  предмету,  личное  наблюдение  Сочинение басни  на основе  моральной  сентенции одной  из понравившихся  басен. Знать  художественные  особенности  басни; уметь на  основе морали  одной из басен  задачу; планирует (в  сотрудничестве с учителем  и одноклассниками или  самостоятельно)  необходимые действия,  операции, действует по  плану. Познавательные: осознает познавательную задачу,  читает и слушает, извлекает нужную информацию а  также самостоятельно  находит ее в материалах  учебника, рабочих  тетрадях. Коммуникативные:  строит небольшие  монологические  высказывания,  осуществляет совместную  деятельность в парах и  рабочих группах с учетом  конкретных учебно­ познавательных задач. Регулятивные: принимает  и сохраняет учебную  задачу; планирует (в  сотрудничестве с учителем  и одноклассниками или  самостоятельно)  необходимые действия,  учению,  познавательной  деятельности;  желает приобретать новые знания,  умения,  совершенствовать  имеющиеся. Положительно  относится к  учению,  познавательной  деятельности;  желает приобретать новые знания,  Лакина Е.Н. Страница 33 учителя,  дневники  достижений,  ответы на  вопросы. 20. Басенный мир Ивана  Андреевича  Крылова Урок  внеклассног о чтения. Коллективное проектирован ие способов  выполнения  домашнего  задания,  комментирова ­ние  выставленных  оценок. Выразительное  чтение любимых  басен, участие в  конкурсе «Знаете  ли вы басни  Крылова?»,  инсценирование  басен,  презентация  иллюстраций;  сопоставление  басен сочинить свою,  выбрать сюжет,  действующие  лица, включить  диалог между  ними, раскрыть в  диалоге  стремления  героев, их  характеры,  использовать  олицетворение,  аллегорию,  создавая басню;  понимать, что  басня не только  эпический, но и  сатирический  жанр. Знать основные  мотивы  творчества  Крылова;  понимать  близость басни к  УНТ, ее  иносказательный и обобщенный  смысл,  анализировать  операции, действует по  плану. Познавательные: осознает познавательную задачу,  читает и слушает, извлекает нужную информацию а  также самостоятельно  находит ее в материалах  учебника, рабочих  тетрадях. Коммуникативные:  строит небольшие  монологические  высказывания,  осуществляет совместную  деятельность в парах и  рабочих группах с учетом  конкретных учебно­ познавательных задач. Регулятивные: принимает  и сохраняет учебную  задачу; планирует (в  сотрудничестве с учителем  и одноклассниками или  самостоятельно)  необходимые действия,  операции, действует по  плану. Познавательные: осознает познавательную задачу,  читает и слушает, извлекает умения,  совершенствовать  имеющиеся. Положительно  относится к  учению,  познавательной  деятельности;  желает приобретать новые знания,  умения,  совершенствовать  имеющиеся. Лакина Е.Н. Страница 34 басни с  одинаковым  сюжетом, отмечая в них общее и  различное;  уметь оценивать  отношение автора  к героям,  увлекательность и сценичность  басенного сюжета, разговорную  интонацию  стихотворного  повествования,  мастерство  антитезы и  афористичность  речи; сравнивать  басни  прозаические и  поэтические,  использовать  пословицы,  афоризмы из  басен Крылова в  собственной речи. Знать сведения о  поэте, историю  создания сказки,  сюжет и героев;  нужную информацию а  также самостоятельно  находит ее в материалах  учебника, рабочих  тетрадях. Коммуникативные:  строит небольшие  монологические  высказывания,  осуществляет совместную  деятельность в парах и  рабочих группах с учетом  конкретных учебно­ познавательных задач. Регулятивные: формирует навыки самоконтроля,  выполняет учебные  действия. Осваивает новые  виды деятельности,  участвует в  творческом  Страница 35 21. В.А.Жуковск ий –  сказочник.  Сказка  Лакина Е.Н. Урок  «открытия»  нового  знания. Работа в  парах  сильный­ слабый с  Чтение статьи о  поэте, чтение  сказки,  восприятие «Спящая  царевна» последующей  взаимопровер­ кой  лабораторная  работа по  теме. художественного  произведения;  ответы на  вопросы;  установление  ассоциативных  связей с  произведениями  живописи. уметь  сопоставлять  литературную и  фольклорную  сказки. Познавательные: умеет  конструировать осознанное  и произвольное сообщение в устной форме. Коммуникативные:  умеет читать вслух,  комментирует прочитанное. созидательном  процессе; осознает  себя как  индивидуальность и одновременно как  член общества. 22. «Спящая  царевна».  Сходные и  различные  черты сказки  Жуковского и народной  сказки. Урок   общеметоди­ ческой  направлен­ ности. Проблемные  задания,  выполнение  поисковых  или  проблемных  заданий в  малых  группах. Чтение сказки,  ответы на  вопросы,  сопоставление  сказки народной и литературной,  выявление общих  и отличительных  черт Овладевает  техникой  художественного  пересказа. Знать сюжет и  героев  литературной  сказки; понимать  отличие сказки  литературной от  народной; уметь  сопоставлять  литературную и  фольклорную  сказки, выявлять  общее и  отличительное. Регулятивные: принимает  и сохраняет учебную  задачу; планирует (в  сотрудничестве с учителем  и одноклассниками или  самостоятельно)  необходимые действия,  операции, действует по  плану. Познавательные:  понимает информацию,  представленную в  изобразительной,  схематичной, модельной  форме, использует знаково­ символические средства  для решения различных  учебных задач. Лакина Е.Н. Страница 36 23. Баллада  В.А.Жуковск ого «Кубок». Урок  «открытия»  нового  знания. Чтение баллады,  полноценное ее  восприятие;  ответы на  вопросы; чтение  по ролям;  выразительное  чтение. Мини­ размышление,  уровень  знаний по  предмету,  личное  наблюдение  учителя,  дневники  достижений,  ответы на  вопросы. Знать историю  создания баллады, определение  понятия  «баллада», ее  жанровые  особенности;  понимать  поступки героев,  определять  реальные события  и фантастические, отношение автора  к героям; уметь  выразительно  читать балладу. Овладевает  техникой  выразительного  чтения баллады. Коммуникативные:  строит небольшие  монологические  высказывания,  осуществляет совместную  деятельность в парах и  рабочих группах с учетом  конкретных учебно­ познавательных задач. Регулятивные: принимает  и сохраняет учебную  задачу; планирует (в  сотрудничестве с учителем  и одноклассниками или  самостоятельно)  необходимые действия,  операции, действует по  плану. Познавательные: осознает познавательную задачу,  читает и слушает, извлекает нужную информацию а  также самостоятельно  находит ее в материалах  учебника, рабочих  тетрадях. Коммуникативные:  строит небольшие  монологические  высказывания,  осуществляет совместную  Лакина Е.Н. Страница 37 24. Роберт Льюис Стивенсон.  Баллада  «Вересковый  мед». Урок  общеметоди­ ческой  направленно ­сти. Чтение статьи о  писателе, чтение  баллады; ответы  на вопросы;  выразительное  чтение  Комплексное  повторение,  самостоятель­ ная и  групповая  работа с  последующей  взаимопровер­ кой при  консультатив ной помощи  учителя. Знать сведения о  жизни писателя,  события, о  которых  рассказывается в  балладе;  понимать, какие  черты характера  прославляет  автор; уметь  находить признаки жанра баллады в  «Вересковом  меде»  Р.Л.Стивенсона 25. А.С.Пушкин.  Слово о  поэте.  Стихотворени Лакина Е.Н. Урок   общеметоди­ ческой  направленно Самостоятель ­ная работа с  литературове д­ческим  Чтение и  полноценное  восприятие  художественного  Знать: сведения о детстве и детских  впечатлениях  деятельность в парах и  рабочих группах с учетом  конкретных учебно­ познавательных задач. Регулятивные: выполняет  учебные действия, умеет  планировать алгоритм  ответа, корректировать  ответ. Познавательные:  овладевает навыком  смыслового чтения,  формирует навыки  выразительного чтения,  развивает навыки анализа  художественного текста,  выдвигает гипотезы при  работе с текстом и  обосновывает их. Коммуникативные:  формирует навыки  комментированного чтения, умеет строить  монологическое  высказывание ,  формулирует свою точку  зрения и позицию. Регулятивные: формирует ситуацию рефлексии –  самодиагностики и  Формирование  познавательного  интереса к  творчеству  зарубежных  писателей,  воспитание  личностных  ценностей на основе образов героев  произведения. Формирование  уважения к  культурному  наследию нашей  Страница 38 е «Няне».   ­сти. текста;  выразительное  чтение, устное  словесное  рисование портфолио,  работа в  парах  сильный­ слабый по  алгоритму  выполнения  задачи. 26. «У  лукоморья… » ­ пролог к  поэме  «Руслан и  Людмила» ­  собирательна я картина  сюжетов,  образов и  событий  народных  Лакина Е.Н. Урок   общеметоди­ ческой  направленно ­сти. Лабораторная работа по  теме,  коллективное  проектирова­ ние способов  выполнения  домашнего  задания. Чтение учебных  текстов,  понимание и  интегрирование  информации в  имеющийся запас  знаний,  преобразование,  структурирование , воспроизведение  и применение с  учетом решаемых  поэта, о влиянии  на него сказок  няни; уметь  выразительно  читать  стихотворение,  оценивать  отношение поэта к няне, определять  роль эпитетов и  метафор в  создании  словесной  картины,  доказывать  принадлежность  стихотворения к  лирике как роду  литературы Знать: о  лицейских и  детских годах  жизни писателя,  поэтические  средства  художественной  выразительности,  содержание поэмы «Руслан и  Людмила» Уметь:  Родины. самокоррекции  коллективной деятельности. Познавательные: умеет  объяснять особенности  стихотворной речи, учится  слышать ритм  стихотворного текста. Коммуникативные:  умеет обсуждать разные  точки зрения и  вырабатывать общее  мнение. Формирование  познавательного  интереса. Регулятивные: умеет  выделять то, что уже  усвоено и что ещё подлежит усвоению. Познавательные: умеет  объяснять особенности  стихотворной речи,  слышать ритм стихотворной речи. Коммуникативные:  умеет обсуждать разные  Страница 39

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2017