Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными по¬ложениями ФГОС нового поколения.
Данная рабочая программа ориентирована на со¬держание авторской программы и на учебник-хресто¬матию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Корови¬на (М.: Просвещение, 2014).
Литература _5 кл_ФГОС_2015-2016.doc
я 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы
основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на
учебникхрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2014).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с
высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная
литература. В основу курса школьной литературы положены принципы связи искусства с жизнью,
единства формы и содержания, а также историзма, традиций новаторства. Задачей курса является
осмысление историкокультурных сведений, нравственноэстетических представлений, усвоение
основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать
художественные произведения, овладение богатейшими выразительными средствами русского
литературного языка.
•
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения,
гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям оте
чественной культуры;
•
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического
мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств,
потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и
письменной речи учащихся;
•
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных
историколитературных сведений и теоретиколитературных понятий;
•
овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением
базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявления в произведениях конкретноисторического и общечеловеческого содержания;
грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных
устных и письменных высказываний.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным
учреждением основной образовательной программы основного общего образования
предусматривает решение следующих основных задач:
•
•
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования;
•
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, дости
жение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми
обучающимися, в том числе детьмиинвалидами и детьми с ограниченными возможностями здо
ровья;
•
установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образо
вательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к
обеспечению индивидуального психологопедагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образовательного базиса с учетом не только знаний, но и соответствующего
культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации
образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
• взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной
программы с социальными партнерами;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через
систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в
том числе социальной практики, с использованием учреждений дополнительного образования
детей;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического
творчества, проектной и учебноисследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в создании и развитии внутришкольной социальной среды,
школьного уклада;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной
среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и
действия;
• социальное и учебноисследовательское проектирование, профессиональная ориентация
обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов в сотрудничестве с
базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профес
сиональной работы;
• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системнодеятельностный
подход, который предполагает:
•
воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, иннова
ционной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на
основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального,
поликультурного и поликонфессионального состава;
•
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития
обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе
разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
•
ориентацию на достижение основного результата образования — развитие на основе
освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося,
его активной учебнопознавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию
и непрерывному образованию;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной
деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития
обучающихся;
• учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении обра зовательного процесса и определении образовательновоспитательных целей и путей их
достижения;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие
каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детейинвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным
произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием
отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе
состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной
культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную
правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у
человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания
художественных произведений и теоретиколитературных понятий:
• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
• выразительное чтение художественного текста;
• различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с
творческим заданием);
• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
• анализ и интерпретацию произведения;
• составление планов и написание отзывов о произведениях;
• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
• целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с
ними;
• индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
В этой возрасте формируются представления о специфике литературы как искусства слова,
развивается умение осознанного чтения, способность общения с художественным миром
произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные
особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях
произведения. Теоретиколитературные понятия связаны с анализом внутренней структуры
художественного произведения — от метафоры до композиции.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан
с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников
обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков.
Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической
функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой
единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 59 классы)
охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.
Курсы литературы в 58 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко –
хронологического и проблемно – тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс
на историко – литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII века –
литература первой половины XIX века), который будет продолжен в старшей школе. В 9 классе
активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идет
углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в
целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические
документы, более филологическую направленность получает проектная деятельность учащихся.
Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной
литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие,
прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).
В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем (например в 5 классе – внимание к
книге; в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе –
особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема
литературы; в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе – начало курса на историко
– литературной основе).
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII века.
4. Русская литература XIX века.
5. Русская литература XX века.
6. Литература народов России.
7. Зарубежная литература.
8. Обзоры.
9. Сведения по теории и истории литературы.
Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
3. Описание места учебного предмета, курса в УП
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает
ресурс учебного времени в объёме: 442 в 5 классе – 102 часа, 6 классе – 102 часа, 7 классе – 68
часов, в 8 классе – 68 часов, в 9 классе – 102 часа.
4. Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения
конкретного учебного предмета, курса
Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных,
предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых
познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
умение определять понятия,
создавать обобщения,
устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания.
Предметные результаты:
• Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX – XX
веков, литературы народов России и зарубежной литературы.
• Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных
в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
• Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный
пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений.
• Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно –
выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно – художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
• Приобщение к духовно – нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно – нравственными ценностями других народов.
• Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка.
• Собственная интерпретация изученных литературных произведений.
• Понимание авторской позиции и своё отношение к ней.
• Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие.
• Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
• Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и
общекультурные темы.
• Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.
• Понимание русского слова и его эстетической функции, роли изобразительно –
выразительных средств в создании образов литературных произведений.
5. Содержание тем учебного курса
5 класс ВВЕДЕНИЕ
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения
другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели
книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в
духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных
произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский
фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный
и философский характер сказок.
«Царевналягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты
волшебницы... Иванцаревич — победитель житейских невзгод. Животныепомощники. Особая
роль чудесных противников — Бабыяги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь
сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. Герои народных сказок в
оценке писателей.
«Иван — крестьянский сын и чудоюдо». Волшебная богатырская сказка героического
содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как
выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Литература и
изобразительное искусство.
Сказки о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».
Народное представление о справедливости, добре и зле. Литература и изобразительное искусство.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные
эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность
народных сказок (начальное представление). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.
Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрокакиевлянина и
хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и
их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов —
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме.
Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы
(начальное представление).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце.
«Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков — грубой силы, жадности,
неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне;
патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен
(«Зеркало и Обезьяна»), инсценирование. Проект.
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное
представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский
Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.
Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои
баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление)
Александр Сергеевич Пушкин
Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти,
скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная
картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского
произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими
народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм;
«бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и
падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной
пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность красота внешняя и
внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность,
музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и
прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский
Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Сходство и различие литературной сказки и народной. Мир детства в изображении писателя. Проект.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» — отклик на 25летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).
Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового
участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных
интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений),
метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь
Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и
лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие
представлений).
Николай Алексеевич Некрасов
Краткий рассказ о поэте.
«Мороз, Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях...»). Поэтический образ
русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских
детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни
крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев
Краткий рассказ о писателе.
Реальная основа повести «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права.
Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим,
великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой
(начальное представление).
Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму».
Афанасий Афанасьевич Фет
Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней
природы.
Лев Николаевич Толстой
Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и
Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей
из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное
представление). Антон Павлович Чехов
Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь
персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной»,
«Как весел грохот летних бурь»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Зимняя ночь в
деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотво
рений. Проект.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального
состояния, настроения.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение.
Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих
людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев.
Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного
произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин
Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»
— поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как
изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Теория литературы. Эпитет, олицетворение, метафора, ритм, фольклорный образ,
пейзаж.
Павел Петрович Бажов
Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность,
трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства.
Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и
сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский
Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в
сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак
Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» — пьесасказка. Положительные и отрицательные герои. Победа
добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесысказки. Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса
сказка.
Андрей Платонович Платонов
Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой,
одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и
грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы.
Фантастика в литературном произведении (развитие
представлений).
Виктор Петрович Астафьев
Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа. Бесстрашие, терпение, любовь к природе
и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу, основные
черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя
через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное
представление).
Поэты о Великой Отечественной войне.
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор
привез мальчишку на лафете». А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети —
трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе
И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер...»,
А.А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Б. Кедрин «Аленушка»; Н.М. Рубцов «Родная деревня»;
ДонАминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.
Проект.
Писатели улыбаются
Саша Черный.
Краткий обзор биографии и творчества. «Кавказский пленник», «ИгорьРобинзон».
Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Юлий Черсанович Ким. Краткий обзор биографии и творчества. «Рыбакит».
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон
Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо
Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен
Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Соотношение реального и фантастического. Противопоставление
красоты внешней и внутренней Герда и Снежная королева. Победа добра, любви и дружбы над
злом.
Марк Твен
Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость,
предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки,
их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу,
заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество,
изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в трудных жизненных
обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Итоговая контрольная работа
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД
Распределение учебных часов по разделам программы
Введение. Книга в жизни человека — 1 ч .
Устное народное творчество — 10 ч.
Из древнерусской литературы — 2 ч.
Из русской литературы XVIII века 2ч .
Из русской литературы XIX века — 41 ч
Из русской литературы XX века — 29 ч
Из зарубежной литературы 17 ч
Произведения для заучивания наизусть
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья...»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях...», отрывок из стихотворения
«Крестьянские дети» («Однажды в студеную зимнюю пору...»).
Ф.И. Тютчев. «Весенние воды».
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1—2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1—2 стихотворения.
6 класс ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Введение
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к
герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки,
веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного
обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества.
Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.
Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры
фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных
идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Русские басни
Пиан Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.
« Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью
и хвастовством. Смех над ленью и хвастовством.
Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе баснописце. Самообразование
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей».
Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня
«Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и
Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, к произведениям истинного
искусства.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.
Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народнопоэтический колорит стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.
Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения.
Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы
— помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла,
нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
"Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование
от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышнякрестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации
повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции
повести. (Для внеклассного чтения.)
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский старший и Троекуров. Протест
Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение
произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви
Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет,
метафора,
композиция (развитие понятий).
Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэтаиз гнанника к оставляемой им Родине.
Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека
с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль,
амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация
(начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы
мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин
природы в рассказе.
Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие
представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».
Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые
чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении
природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный
полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у
них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение
прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый
психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и
взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий
прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки
в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии
(развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и
материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие
композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и
фантастических картин. Диалог – спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы: Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа
(начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.
Особенности языка произведения.
Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма
повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония
(начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация.
Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Я. Полонский.
«По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е.
Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся
над омутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворении о родной природе.
Художественные средства, передающие
различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр
(развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».
Реальная основа и
содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.
Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные
представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота
главных героев. Отношение автора к героям.
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»; Д. С. Самойлов.
Произведения о Великой Отечественной войне
«Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной
памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за
неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало
творческого пути).
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные
годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности
использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой
повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало
творческого пути).
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда
знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою.
Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика
произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Геройповествователь
(развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек
и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.
Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и
дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях
поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в
стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.
Рассказы «Чудик» и «Критики».
Особенности шукшинских героев – «чудиков»,
правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.
Образ «странного» героя в литературе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему
родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека.
Книга – «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».
Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные
поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа,
нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт – вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна) :«Скотный двор царя
Авгия», «Яблоки Гесперид»
Геродот «Легенда об Арионе».
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы.
Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны н
м ир н о й жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного.
Храбрость, сметливость (хитроумие). Одиссея. Одиссея – мудрый правитель, любящий муж и отец.
На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший
воображаемый мир и живущий в нём Пародия на рыцарские романы. Освобождение от
искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни.
Мастерство Сервантесароманиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для
внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и
своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий
личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной,
«простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными
нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент – Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном
отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение
всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
СЕДЬМОЙ КЛАСС
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы.
Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его
позиция, отношение к несовершенству мира стремлении к нравственному и эстетическому идеалу. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях.
«Воцарение Ивана Грозного», «Сороки ведьмы», «Петр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа
народного языка.
Теория литературы. Афористические жанры фольклора (развитие представлений).
ЭПОС НАРОДОВ МИРА
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных
свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих
качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства,
физическая сила).
доброта, щедрость,
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловейразбойник». Бескорыстное служение
Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты
характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина ни выбору.) (Для внеклассного чтения.).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое
различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание
былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения).
«Калевала» карело – финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его
национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма
Лоухи как представители светлого и темного миров карело – финских эпических песен. (Для
внеклассного чтения).
«Песнь о Роланде»
(фрагменты). Французский средневековый героический эпос.
Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в
эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие
представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Героический
эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные
представления).
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и
выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и
различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористический жанры фольклора. Пословицы,
поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок),
«Повесть о Петре и Февронии
Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности
Народнопоэтические мотивы в повести.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Поучение (начальные представления). Житие (начальные
представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг» Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея
Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
(отрывок).Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к
миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем
стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, осудьбе.
Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных
волн…»), «Песнь о вещем Олеге».
Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в
изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение
чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение
к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие
языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов
Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского
писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца и нравственном подвиге. Истина как
цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как
художественный прием. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ
рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его
положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и
гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для
понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном
Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до
конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров.
Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках,
оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с
красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность
ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на
земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и
самоотверженность Тараса и его товарищей запорожцев в борьбе за освобождение
родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления.
Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная о с н о в а произведения. Роды
литературы: эпос (развитие понятия)
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным.
Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности
рассказа.
Стихотворение в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка.
Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и
человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные
представления).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа
русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные
особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие
некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения).
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие
понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные
представления).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов»
«Князь Михайло Репнин».
Воспроизведение исторического колорит эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского
«рыцарства» противостоящего самовластию.
и
Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления).
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»
Михаил Евграфович СалтыковЩедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки
общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности
мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения).
Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие
представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало
литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др.
Взаимоотношения детей и взрослых. Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ
собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие
понятия). Герой – повествователь (развитие понятия).
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия
рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова.
(Для чтения и обсуждения).
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край…» обзор
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин «Родина»; А.К. Толстой. «Край ты мой,
родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение
авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и
взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения).
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство» Автобиографический характер повести. Изображение «Свинцовых ценностей
жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок,
Хорошее дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль». («Легенда о Данко»), «Челкаш». (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,
словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина
и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о
ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.
Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожее на окружающих людей, душевная
щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим
сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и
ценность каждой человеческой личности.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим
зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
На дорогах войны (обзор)
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественно! войны. Героизм, патриотизм,
самоотверженность, трудности радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников
войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и
образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные
представления).
Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно экологические проблемы, поднятые
в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутреннее духовной красоты человека.
Протест против равнодушия, без духовности, безразличного отношения к окружающим людям
природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе.
Взаимосвязь природы и человек
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь взаимовыручка. Особенности
характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг
мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина» (обзор)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственно восприятии окружающего (В.
Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение
душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и
индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…».
Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная». (главы из книги). Духовное напутствие
молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как
публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе.
Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века.
А. Вертинский «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской
дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть
переживаний.
Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления)
Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей
Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста,
зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей.
Особенности художественной образности аварского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бёрнс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно –
поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с
жизнью, с окружающим миром. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская
литература.
Японские хокку (трехстишия). Изображения жизни природы и жизни человека в их
нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная
одним – двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.
Смешное и возвышенное в рассказе.
Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления).
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рэя Брэдбери как
выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
Введение
ВОСЬМОЙ КЛАСС
Русская литература и история. Интерес русских писателе к историческому прошлому своего
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.