Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений Литература. 5-11 классы. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2011.
Реализуется учебник «Литература» авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский, 9 класс, в двух частях, М.: Просвещение, 2014.Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений
рабочая программа по литературе 6 класс.doc
Ростовская область Куйбышевский район село Лысогорка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лысогорская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Лысогорской СОШ
__________________Карпова И.Н.
Приказ №176 ОД от 31.08.2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе
Уровень общего образования (класс) основное общее образование, 6 класс
Количество часов 102 часа в год (3 часа в неделю)
Учитель: Одинцова Татьяна Алексеевна
Программа разработана на основе авторской программы по литературе для 511 классов под
ред
акцией
К оровиной В.Я. М., «Просвещение», 20
11 г. Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и программы общеобразовательных учреждений Литература. 511 классы. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С.
Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2011.
Реализуется учебник «Литература» авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский, 9 класс, в двух частях, М.: Просвещение,
2014.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены Федеральным государственным стандартом общего
образования.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании
образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью,
историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать
её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая
Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы
основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьмиинвалидами и детьми с
ограниченными возможностями здоровья;
• установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психологопедагогического сопровождения каждого
обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне
развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его
участников;
• взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про граммы с социальными партнерами;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной
деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования
детей;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества, проектной и учебноисследовательской
деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для
приобретения опыта реального управления и действия;
• социальное и учебноисследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов,
психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами
профессиональной работы;
• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Раздел II.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Россиии мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы
XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно
художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при
анализе литературного произведения;
приобщение к духовнонравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовнонравственными ценностями других
народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на
вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие
работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование
эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов
литературных произведений.
Раздел III. Содержание тем учебного предмета «Литература»
Введение.
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни.
Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл
пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и
хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателебаснописце. Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня
«Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение
невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народнопоэтический колорит стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль
антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика),
навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышнякрестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов.
Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровскийстарший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и
несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви
Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэтаизгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения.
Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в
лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления).
Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность,
впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.
Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства
в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в
лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм.
Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир
истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной
лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в
жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог
спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект,
создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация.
Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
еория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный
град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в
пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.
Михаил Михайлович Пришвин. Сказкабыль «Кладовая солнца». Образы главных героев. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная
чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие
чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность,
доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности
использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Геройповествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного
достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Геройповествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и
природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство
юмора гак одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной
бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с
эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев«чудиков», правдоискателей,
праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям
своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов
судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его
язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид » .
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита
Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость
(хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических
подвигах, мужественных героях
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ.
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы.
Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантесароманиста. Дон
Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой,
отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над
цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена с использованием программы для общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена с использованием программы для общеобразовательных учреждений.
Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как
величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Раздел IV.Тематическое планирование. Содержание
Введение.
Устное народное творчество.
Из древнерусской литературы.
Из русской литературы ХVIII века
Из русской литературы XIX века.
Из русской литературы XX века.
Зарубежная литература.
Повторение пройденного.
Всего часов
Колво часов
1
4
2
1
54
28
11
1
102
Раздел V. Календарнотематическое планирование.
№
Тема урока
Дата
Количество
часов
Характеристика видов
деятельности учащихся
1
2
3
4
5
6
Писатели –создатели, хранители и
любители книги. В дорогу зовущие.
Обрядовый фольклор. Календарно
обрядовые песни
Пословицы, поговорки .
Контрольная работа №1 по теме:
«Устное народное творчество».
«Повесть временных лет». «Сказание о
белгородском киселе». Исторические
события и вымысел. Отражение народных
идеалов.
Русская басня. И. И. Дмитриев. Слово о
04.09
05.09
07.09
11.09
12.09
14.09
1
1
1
1
1
1
Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и
письменное высказывание.
Решение частных задач осмысление, конкретизация и отработка
способа действия при решении задач. Проект.
Постановка и решение учебной задачи: отличие пословиц от
поговорок, в чем заключается их народная мудрость.
Письменное сочинениерассуждение Контроль знаний учащихся
по теме: «Устное народное творчество».
Формирование разных способов и форм действия оценки.
Анализ басни. Осуждение безделья, лени, хвастовства , узнать, №
Тема урока
Дата
Количество
часов
Характеристика видов
деятельности учащихся
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
баснописце. «Муха». Развитие понятия
об аллегории.
И. А. Крылов. «Листы и корни»,
«Ларчик».
И. А. Крылов. «Осел и Соловей».
18.09
19.09
Контрольная работа №2 по теме «Басни» 21.09
А.С.Пушкин. Лицей в жизни поэта.
Лицейская лирика..
А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» »
как выражение вольнолюбивых
устремлений поэта.
Тема и поэтическая идея стихотворения
А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее
утро».
А. С. Пушкин. Тема дружбы в
стихотворении «И. И. Пущину».
Лирика Пушкина
А. С. Пушкин.
«Барышнякрестьянка»
Образ автораповествователя в повести
«Барышнякрестьянка».
Контрольная работа по повести
А.С.Пушкина «Барышнякрестьянка»
Анализ к/р. Изображение русского
барства в повести А.С.Пушкина
«Дубровский»
Дубровский –старший и Троекуров в
повести А.С.Пушкина «Дубровский»
25.09
26.09
28.09
02.10
03.10
05.10
09.10
10.10
12.10
16.10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
что такое аллегория и мораль в басне. Определить собенности
языка 18 века.
Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в
форме "карты знаний".
Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и
систематизация знаний.
Контроль знаний учащихся.
Вводный урок постановка учебной задачи. Обучение
выразительному чтению.
Чтение учебника, научиться анализу стихотворения
Решение частных задач осмысление, конкретизация и отработка
нового способа действия при решении практических задач.
Обучение анализу одного стихотворения.
Развернутое предъявление результатов освоения способа действия
и его применения в практических ситуациях.
Обучение анализу одного стихотворения Коррекция знаний и
способов действий.
Вводный урок постановка учебной задачи. Чтение рассказа
«Барышня – крестьянка».
Речевая и портретная характеристика героярассказчика.
Контроль. Контрольное списывание
Анализ эпизода «Ссора двух помещиков», роль эпизода в повети.
Работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.
Решение частных задач осмысление, конкретизация и отработка
нового способа действия . Определение авторского отношения к
героям. Развитие понятия о композиции худ. произведения. №
Тема урока
Дата
Количество
часов
Характеристика видов
деятельности учащихся
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Протест Владимира Дубровского против
произвола и деспотизма в повести
А.С.Пушкина «Дубровский».
Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина
«Дубровский
Осуждение пороков общества в повести
А.С.Пушкина «Дубровский»
Защита чести, независимости личности в
повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Романтическая история любви
Владимира Дубровского и Маши
Троекуровой.
Авторское отношение к героям повести
«Дубровский»
17.10
19.10
23.10
24.10
25.10
06.11
Обобщение по теме «Дубровский».
07.11
Контрольная работа №4 по повести А.
С. Пушкина «Дубровский».
09.11
Анализ сочинения, работа над ошибками
13.11
Чувство одиночества и тоски в
стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи».
14.11
Тема красоты и гармонии с миром в
стихотворении М.Ю.Лермонтова
«Листок», «На севере диком…»
Особенности выражения темы
одиночества в стихотворениях
М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»
16.11
20.11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Решение учебной задачи поиск и открытие нового способа
действия. Роль эпизода «Пожар в Кистеневке» в повести
«Дубровский»
Коррекция знаний и способов действий. Образы крестьян в
повести.
Формирование разных способов и форм действия оценки. Анализ
образов судьи, присяжных, обывателей.
Работа над образом Владимира Дубровского.
Формирование разных способов и форм действия оценки. Анализ
эпизода «Последняя встреча Маши и Дубровского»
Коррекция знаний и способов действий. Образ повествователя и
автора.
Обобщение и систематизация знаний. Понятие «открытый финал»
Написание сочинениярассуждения на поставленный вопрос.
Обобщение и систематизация знаний. Проводят анализ способов
решения
Знакомство с биографией поэта. Основное настроение и
композиция стихотворения. Вводный урок постановка учебной
задачи.
Решение учебной задачи поиск и открытие нового способа
действия. Антитеза как основной композиционный прием в
данных стихотворениях
Решение частных задач осмысление, конкретизация и отработка
нового способа действия при решении конкретных задач.
Двусложные и трехсложные размеры стиха №
Тема урока
Дата
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
Контрольная работа по стихотворениям
М.Ю.Лермонтова
Анализ к\р. И.С.Тургенев.
Литературный портрет писателя.
Сочувствие к крестьянским детям в
рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
Портреты и рассказы мальчиков в
рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
Роль картин природы в рассказе «Бежин
луг».
Проект «Составление электронного
альбома «Словесные и живописные
портреты русских крестьян» (по
рассказам из цикла «Записки
охотника»).
Ф. И. Тютчев. Литературный портрет
писателя.
Природа в стихотворениях Ф. И.
Тютчева «Неохотно и несмело...»,
«Листья».
Противопоставление судеб человека и
коршуна: земная обреченность человека
в стихотворении Ф.И.Тютчева «С
поляны коршун поднялся...».
Жизнеутверждающее начало в
стихотворениях А. А. Фета «Ель
рукавом мне тропинку завесила...», .
«Еще майская ночь», «Учись у них – у
дуба, у березы…»
Краски и звуки в пейзажной лирике
А.А.Фета
21.11
23.11
27.11
28.11
30.11
04.12
05.12
07.12
1
1
1
1
1
1
1
1
11.12
.1
12.12
14.12
1
1
Количество
часов
Характеристика видов
деятельности учащихся
Контроль. Художественный анализ стихотворения
Вводный урок постановка учебной задачи. Изучение биографии,
чтение рассказов Тургенева «Записки охотника»
Решение учебной задачи поиск и открытие нового способа
действия. Чтение, анализ.
Решение частных задач осмысление, конкретизация и отработка
нового способа действия при задач. Портреты героев как
средство изображения их характеров.
Коррекция знаний и способов действий. Тургенев – мастер
портрета и пейзажа
Обобщение и систематизация изученного. Постановка и решение
учебной задачи, открытие нового способа действий.
Вводный урок постановка учебной задачи. Особенности
изображения природы. Роль антитезы в стихотворении
Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа
действий. Выразительное чтение и анализ стихотворения
Потребность в самовыражении и самореализации, социальном
признании.
Решение частных задач осмысление, конкретизация и отработка
нового способа действия при решении конкретнопрактических
задач.
Решение учебной задачи поиск и открытие нового способа
действия. №
Тема урока
Дата
Количество
часов
Характеристика видов
деятельности учащихся
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
Н. А. Некрасов. Стихотворение
«Железная дорога». Картины
подневольного труда.
Народ –созидатель в стихотворении
Н.А.Некрасова «Железная дорога».
Мечта поэта о прекрасной поре в жизни
народа ценностей в стихотворении
Н.А.Некрасова «Железная дорога»
Своеобразие языка и композиции в
стихотворении Н.А.Некрасова
«Железная дорога»
Сочетание реалистических и
фантастических картин в
стихотворении Н.А.Некрасова
«Железная дорога»
Контрольная работа №6 по
произведениям поэтов XIX века.
Н.С. Лесков. Литературный портер
писателя.
Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе
«Левша».
Особенности языка повести Н.С.
Лескова «Левша».
Комический эффект, создаваемый
народной этимологией, игрой слов в сказе
Н.С.Лескова «Левша»
Сказовая форма повествования.
Контрольная работа №7 по
18.12
19.12
21.12
25.12
26.12
28.12
09.01
11.01
15.01
16.01
18.01
22.01
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Вводный урок постановка учебной задачи. Анализ
стихотворения. Роль пейзажа.
Решение учебной задачи поиск и открытие нового способа
действия. Величие народасозидателя. Тема, идея, сюжет и
композиция стихотворения.
Решение частных задач осмысление, конкретизация и отработка
нового способа действия при решении конкретнопрактических
задач. Выяснение особенности поэтических интонаций в
стихотворении.
Развернутое предъявление результатов освоения способа
действия и его применения в конкретнопрактических ситуациях.
Особенности поэтического языка, разные ритмы в произведении.
Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение
и систематизация знаний. Сочетание реальности и фантастики в
произведении
Контроль. Тестирование + творческое задание
Вводный урок постановка учебной задачи. Знакомство с
творчеством писателя. Понятие о сказе
Решение учебной задачи поиск и открытие нового способа
действия. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из
народа
Решение частных задач осмысление, конкретизация и отработка
нового способа действия при решении конкретнопрактических
задач. Лексическая работа с текстом.
Коррекция знаний и способов действий. Составление толкового
словаря. Проект.
Представление результатов самостоятельной работы.
Контроль. Сочинение – рассуждение №
Тема урока
Дата
Количество
часов
Характеристика видов
деятельности учащихся
произведениям Н.А.Некрасова и
Н.С.Лескова.
А.П. Чехов. Литературный портер
писателя.
Речь героев рассказа Чехова «Толстый и
тонкий». Юмористическая ситуация.
Разоблачение лицемерия в рассказе
«Толстый и тонкий».
Я. Полонский «По горам две хмурых
тучи…», «Посмотри – какая мгла…»
Е.А. Баратынский. «Весна, весна!
Как воздух чист...», «Чудный град порой
сольется...»
А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом
лозы...».
Контрольная работа №8 по
стихотворениям поэтов 19 века
М.М.Пришвин. Сказкабыль «Кладовая
солнца»
Тема трудолюбия в сказкебыли
«Кладовая солнца»
А.П.Платонов. Литературный портрет
писателя.
А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».
Жестокая реальность и романтическая
мечта в повести А.С.Грина «Алые
паруса»
Душевная чистота главных героев в
повести А.С.Грина «Алые паруса»
23.01
25.01
29.01
30.01
01.02
05.02
06.02
08.02
12.02
13.02
15.02
19.02
20.02
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Вводный урок постановка учебной задачи. Составление
презентации «Рассказ о писателе».
Решение учебной задачи поиск и открытие нового способа
действия. Речь героев и художественная деталь как источник
юмора
Решение частных задач осмысление, конкретизация и отработка
нового способа действия при решении конкретных задач. Роль
художественной детали.
Вводный урок постановка учебной задачи. Чтение, анализ.
Развернутое предъявление результатов освоения способа
действия и его применения в конкретных ситуациях. Особенности
пейзажной лирики Баратынского
Решение учебной задачи поиск и открытие нового способа
действия. Анализ стихотворения.
Контроль. Художественный анализ стихотворения.
Вводный урок постановка учебной задачи. Реальная основа и
содержание рассказа
Решение учебной задачи поиск и открытие нового способа
действия. Образ главного героя в рассказе
Вводный урок постановка учебной задачи. Знакомство с
творчеством писателя.
Решение частных задач осмысление, конкретизация и отработка
нового способа действия при решении практических задач.
Вводный урок постановка учебной задачи. Победа
романтической мечты над реальностью жизни. Чтение, пересказ.
Решение учебной задачи поиск и открытие нового способа
действия. ТЛ: понятие феерии №
Тема урока
Дата
Количество
часов
Характеристика видов
деятельности учащихся
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
Отношение автора к героям повести
«Алые паруса»
К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша,
дороги Смоленщины...»
Д.С. Самойлов. «Сороковые».
22.02
26.02
27.02
Картины жизни и быта сибирской деревни
в послевоенные годы в рассказе В. П.
Астафьева «Конь с розовой гривой».
Яркость и самобытность героев рассказа.
Юмор в рассказе.
01.03
05.03
Контрольная работа №9 по рассказу
В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Отражение трудностей военного времени
в повести В.Г.Распутина «Уроки
французского»
Роль учителя Лидии Михайловны в
жизни мальчика.
Нравственные проблемы рассказа В.Г.
Распутина «Уроки французского».
Тема дружбы и согласия в сказкебыли
М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Образ природы в сказкебыли М.М.
Пришвина «Кладовая солнца».
06.03
12.03
13.03
15.03
19.03
20.03
А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно
за окном...»
22.03
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Решение частных задач осмысление, конкретизация и отработка
нового способа действия. Обобщение и систематизация
изученного
Вводный урок постановка учебной задачи. Солдатские будни в
стихотворениях о войне.
Решение учебной задачи поиск и открытие нового способа
действия. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и
о войне
Вводный урок постановка учебной задачи. . Нравственные
проблемы рассказа. Чтение, пересказ, анализ.
Решение частных задач осмысление, конкретизация и отработка
нового способа действия при решении практических задач.
Самобытность героев рассказа
Контроль. Письменный ответ на вопрос.
Вводный урок постановка учебной задачи. Слово о писателе.
Чтение и анализ произведения.
Решение учебной задачи поиск и открытие нового способа
действия. Нравственная проблематика повести.
Решение частных задач осмысление, конкретизация и отработка
нового способа действия Обобщение и систематизация
изученного
Вводный урок постановка учебной задачи. Нравственная суть
взаимоотношения Митраши и Насти. Чтение рассказа.
Решение частных задач осмысление, конкретизация и отработка
нового способа действия при решении конкретнопрактических
задач. Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе» .
Особенности композиции и смысл названия сказки.
Вводный урок постановка учебной задачи. Средства создания
поэтических образов. Чувство радости и печали, любви к родной №
Тема урока
Дата
Количество
часов
Характеристика видов
деятельности учащихся
81
82
83
84
85
86
87
88
89
С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и
дали...», «Пороша».
Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда
полей», «Листья осенние», «В
горнице».
Контрольная работа №10 по
стихотворениям о природе поэтов XX
века.
Особенности героев «чудиков» в
рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и
«Критик».
Человеческая открытость миру как
синоним незащищенности в рассказах
В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал».
Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг
Геракла».
Юмор как одно из ценных качеств
человека в рассказе Ф.
Искандера «Тринадцатый подвиг
Геракла»
Геройповествователь в рассказе Ф.
Искандера «Тринадцатый подвиг
Геракла»
Г.Тукай «Родная деревня»,
«Книга».Любовь к малой родине и
своему народу.
02.04
03.04
05.04
09.04
10.04
12.04
16.04
17.04
19.04
1
1
1
1
1
1
1
1
природе.
Решение частных задач осмысление, конкретизация и отработка
нового способа действия при решении конкретнопрактических
задач. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным
состоянием лирического героя
Решение учебной задачи поиск и открытие нового способа
действия Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его
«тихой» лирике.
Контроль. Художественный анализ стихотворения.
Вводный урок постановка учебной задачи. Слово о писателе.
Чтение и анализ произведений.
Решение учебной задачи поиск и открытие нового способа
действия. Особенности использования народной речи в
художественном произведении. Роль речевых характеристик в
создании образов героев.
Вводный урок постановка учебной задачи. Влияние учителя на
формирование детского характера
Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа
действий. Приемы юмористического изображения в прозаическом
тексте
Контроль и коррекция формирование всех видов действия
контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их
устранения. Характеристика образа. Обобщение и
систематизация изученного.
. Чтение и анализ произведений №
Тема урока
Дата
Количество
часов
Характеристика видов
деятельности учащихся
90
91
92
93
94
95
96
97
К. Кулиев «Когда на меня навалилась
беда...», «Каким бы ни был малым мой
народ...».
Мифы Древней Греции. Подвиги
Геракла: «Скотный двор царя Авгия»
Мифы Древней Греции. Подвиги
Геракла: «Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе».
А. С. Пушкин «Арион». Отличие от
мифа.
Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и
«Одиссея» как героические эпические
поэмы.
М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот».
Проблема истинных и ложных идеалов.
Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».
Романтизм и реализм в произведении.
98
99
100
П. Мериме. Новелла «Маттео
Фальконе».
А. де СентЭкзюпери. «Маленький
принц» как философская сказкапритча.
101 Итоговый тест. Выявление уровня
литературного развития учащихся.
Задания для летнего чтения
23.04
24.04
26.04
30.04
07.05
08.05
1
1
1
1
1
1
14.05
1
15.05
17.05
21.05
22.05
24.05
1
1
1
1
Решение учебной задачи поиск и открытие нового способа
действия. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия
Вводный урок постановка учебной задачи. Понятие о мифе.
Фантастика и реальность в мифе.
Решение частных задач осмысление, конкретизация и отработка
нового способа действия при решении практических задач.
Фантастика и реальность в мифе.
Вводный урок постановка учебной задачи. Слово о писателе и
истории.
Решение учебной задачи поиск и открытие нового способа
действия. Сопоставительный анализ
Вводный урок постановка учебной задачи. Хитроумный
Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе
Решение частных задач осмысление, конкретизация и отработка
нового способа действия при решении практических задач.
Чтение, анализ.
Решение учебной задачи поиск и открытие нового способа
действия. Проблемы благородства, достоинства и чести
Нравственные проблемы произведения
Представление результатов самостоятельной работы. Конфликт
естественной жизни и цивилизованного общества.
Решение учебной задачи поиск и открытие нового способа
действия. Вечные истины в сказке. Понятие о притче. Мечта о
естественных отношениях между людьми.
Обобщение и систематизация знаний. РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла
________________ Лядская Т.В.
Протокол № ___ от 30 августа 2018 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора школы по УР
МБОУ Лысогорской СОШ
_________________ Светличная М.И.
30 августа 2018 г.
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.