Рабочая учебная программа дисциплины Литература предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалиста среднего звена (далее ППССЗ) по специальности СПО 31.02.03 Лабораторная диагностика на базе основного общего образования
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОУД.02 Литература
код, наименование специальности 34.02.01 Сестринское дело
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
1.
Область применения программы
Рабочая учебная программа дисциплины Литература предназначена для
изучения литературы в профессиональных образовательных организациях СПО,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения программы подготовки специалиста среднего звена (далее
ППССЗ) по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Рабочая учебная программа дисциплины может быть использована
другими профессиональными образовательными организациями, реализующими
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
ППССЗ СПО на базе основного общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалиста
среднего звена:
Дисциплина изучается в общеобразовательном цикле дисциплин, направлена на
формирование общих компетенций ОК 113
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Цели дисциплины литература:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в
современном мире; формирование гуманистического мировоззрения,
национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других
искусств, культуры читательского восприятия художественного текста,
понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности
литературного процесса;
образного и аналитического мышления,
1эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов,
художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве
содержания и формы, основных историколитературных сведений и
теоретиколитературных понятий; формирование общего представления об
историколитературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного
произведения как художественного целого в его историколитературной
обусловленности с использованием теоретиколитературных знаний;
написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и
использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Освоение содержания дисциплины Литература обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность
и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
− готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
− эстетическое отношение к миру;
− совершенствование духовнонравственных качеств личности,
воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного
отношения к русской литературе, культурам других народов;
− использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словарей, энциклопедий, Интернет
ресурсов и др.);
• метапредметных:
− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать
материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
выделять причинноследственные связи в устных и письменных
высказываниях, формулировать выводы;
− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность,
2оценивать ее, определять сферу своих интересов;
− умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
− владение навыками познавательной, учебноисследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
• предметных:
− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений
за собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− знание содержания произведений русской, родной и мировой
классической литературы, их историкокультурного и нравственно
ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
− сформированность умений учитывать исторический, историко
культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа художественных произведений с учетом
их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка
художественной литературы.
В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен
уметь
применять знания норм русского литературного языка в речевой
практике;
осуществлять самоанализ и самооценку на основе наблюдений за
собственной речью;
анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров;
осуществлять самоанализ и самооценку на основе наблюдений за
3собственной речью;
учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе анализа художественного
произведения;
выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать своё отношение к ним в развернутых аргументированных
устных и письменных высказываниях;
анализировать художественное произведение с учетом их жанрово
родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания.
В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен
знать/представлять
нормы русского литературного языка;
содержание произведений русской и мировой классической
литературы, их историкокультурное и нравственноценностное влияние
на формирование национальной и мировой классической литературы;
систему стилей языка художественной литературы;
изобразительновыразительные возможности русского
языка.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
другие виды самостоятельной работы
Промежуточная аттестация в форме экзамена
Объём часов
42.2. Тематический план и содержание дисциплины Литература
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
Объем
часов
Наименование
разделов и тем
1
3
8
2
1
2
2
РАЗДЕЛ 1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX в
Тема 1.1.
Развитие русской
литературы и
культуры в первой
половине XIX в.
Содержание учебного материала
1 Введение. Историкокультурный процесс и периодизация русской
литературы. Специфика литературы как вида искусства.
Взаимодействие русской и западноевропейской литературы.
Самобытность русской литературы (с обобщением ранее
изученного материала). Значение литературы при освоении
специальности медработника.
2 Историкокультурный процесс рубежа XVIII — XIX веков.
Романтизм. Особенности русского романтизма.
3 Литературные общества и кружки. Зарождение русской
литературной критики.
Становление реализма в русской литературе. Русское искусство.
4 Теория литературы. Художественная литература как вид
искусства. Периодизация русской литературы XIX—XX веков.
Романтизм, романтический герой. Реализм.
Тема 1.2.
Александр
Сергеевич
Пушкин.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1
Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением
ранее изученного). Детство и юность. Петербург и вольнолюбивая
лирика. Южная ссылка и романтический период творчества.
Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие
творчества.
Становление реализма в творчестве Пушкина.
Роль Пушкина в становлении русского литературного языка.
Болдинская осень в творчестве Пушкина. Пушкинмыслитель.
Творчество А. С. Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь
произведений Пушкина в других видах искусства.
«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина: мечты о «вольности
святой». Душевное благородство и гармоничность в выражении
любовного чувства.
Поиски смысла бытия, внутренней свободы. Отношения человека с
Богом. Осмысление высокого назначения художника, его миссии
пророка. Идея преемственности поколений. Осмысление
исторических процессов с гуманистических позиций. Нравственное
решение проблем человека и его времени.
Теория литературы. Лирический герой и лирический сюжет.
Элегия. Поэма. Трагедия. Конфликт. Проблематика.
Психологическая глубина изображения героев
2
3
4
5
6
7
Самостоятельная работа обучающихся:
1
52
1
2
1
42
2
Тема 1.3. Михаил
Юрьевич
Лермонтов
Тема 1.4.
Николай Васильевич
Гоголь.
Содержание учебного материала
1 Личность и жизненный путь М. Ю. Лермонтова
2 Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова
3 Жанровое и художественное своеобразие творчества М. Ю.
Лермонтова петербургского и кавказского периодов.
4 Тема одиночества в лирике Лермонтова. Трагизм любовной лирики
Лермонтова.
Развитие понятия о романтизме. Антитеза. Композиция.
5 Поэт и общество.
6
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением
2.
ранее изученного).
«Петербургские повести»: проблематика и художественное
своеобразие.
3. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н. В. Гоголя в
русской литературе
4. Теория литературы. Литературный тип. Деталь. Гипербола.
Гротеск. Юмор. Сатира.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Культурноисторическое развитие России середины XIX века.
РАЗДЕЛ 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века
Тема
2.1. Особенности
развития русской
литературы
во второй
половине XIX
века
второй половины XIX века. (И. К. Айвазовский, В. В. Верещагин, В.
М. Васнецов, Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, В. Г. Перов, И. Е. Репин, В.
И. Суриков). Мастера русского реалистического пейзажа
(И.И.Левитан, В.Д.Поленов, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, Ф. А.
Васильев, А. И. Куиджи).
Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии.
Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество.
2 Укрепление реалистического направления в русской живописи
3 Содружество русских композиторов «Могучая кучка» (М. А.
Балакирев, М. П. Мусоргский, А. И. Бородин, Н. А. Римский
Корсаков)
4. Малый театр — «второй Московский университет в России». М.
С.Щепкин —основоположник русского сценического реализма.
Первый публичный музей национального русского искусства —
Третьяковская галерея в Москве.
5 Литературная критика и журнальная полемика 1860х годов о
«лишних людях» и «новом человеке» в журналах «Современник»,
«Отечественные записки», «Русское слово». Газета «Колокол»,
общественнополитическая и литературная деятельность А. И.
Герцена, В. Г. Белинского. Развитие реалистических традиций в
прозе (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, Ф. М.
Достоевский, Н. С. Лесков и др.).
6Тема
2.2. Александр
Николаевич
Островский
Тема 2.3. Драма
«Гроза»
Тема 2.4. Иван
Александрович
Гончаров
Тема 2.5. Роман
«Обломов»
6 Новые типы героев в русской литературе. Нигилистический и
антинигилистический роман
7 Драматургия А. Н. Островского и А. П. Чехова и ее сценическое
воплощение.
8 Поэзия «чистого искусства» и реалистическая поэзия.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1 Жизненный и творческий путь А. Н. Островского (с обобщением
ранее изученного).
2 Социальнокультурная новизна драматургии А. Н. Островского.
3 Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А. Н.
Островского.
4 Драма «Бесприданница». Социальные и нравственные проблемы в
драме. Лариса и ее окружение. Художественные особенности драмы
«Бесприданница». Основные сюжетные линии драмы. Тема
«маленького человека» в драме «Бесприданница».
5 Малый театр и драматургия А. Н. Островского.
6 Теория литературы. Драма. Комедия.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие.
Художественные особенности драмы.
2. Калинов и его обитатели (система персонажей). Самобытность
замысла, оригинальность основного характера, сила трагической
развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы.
3. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.
Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной
народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив
своеволия и свободы в драме.
4. Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Позиция
автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Жизненный путь и творческая биография И. А. Гончарова.
2. Роль В. Г. Белинского в жизни И. А. Гончарова.
3. Роман «Обрыв». Отражение смены эпох в обществе и нравах.
Многообразие типов и характеров в романе. Трагическая судьба
незаурядного человека в романе.
4. Гончаров — мастер пейзажа. Тема России в романах Гончарова
5. Теория литературы. Социальнопсихологический роман.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра
произведения. Проблема русского национального характера в
7
1
2
1
2
1
2
1
2романе.
2. Сон Ильи Ильича как художественнофилософский центр романа.
3
Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова.
Обломов как представитель своего времени и вневременной образ.
Типичность образа Обломова.
Тема 2.6. Иван
Сергеевич Тургенев
Тема 2.7. Роман
«Отцы и дети»
Тема 2.8. Тема
любви в романе
4 Эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов. Прошлое и
будущее России.
5 Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих
отношений (Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына).
6. Оценка романа «Обломов» в критике (Н. Добролюбова, Д. И.
Писарева, И. Анненского и др.).
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева (с обобщением ранее
изученного).
2. Психологизм творчества Тургенева.
3. Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И. С.
Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в
прозе»). Их художественное своеобразие.
4. Тургеневроманист (обзор одногодвух романов с чтением
эпизодов). Типизация общественных явлений в романах И. С.
Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева
романиста.
5. Теория литературы. Социальнопсихологический роман.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Смысл названия романа. Отображение в романе общественно
политической обстановки 1860х годов.
2. Проблематика романа. Особенности композиции романа.
3. Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и пародия на
нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на
искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в
раскрытии идейноэстетического содержания романа.
2. Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей».
3. Значение заключительных сцен романа в раскрытии его идейно
эстетического содержания. Авторская позиция в романе.
4. Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д. И. Писарев, Н. Страхов,
М. Антонович).
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 2.9. Николай Содержание учебного материала
8
1
2
1
2
1
2
1
2Гаврилович
Чернышевский
Тема
2.10. Николай
Семенович
Лесков
Тема
2.11. Михаил
Евграфович
Салтыков
Щедрин
Тема 2.12. Федор
Михайлович
Достоевский
1 Краткий очерк жизни и творчества Н. Г. Чернышевского.
2 Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе.
Особенности жанра и композиции романа. Утопические идеи в
романе Н. Г. Чернышевского. Нравственные и идеологические
проблемы в романе.
3 «Женский вопрос» в романе. Образы «новых людей». Теория
«разумного эгоизма». Образ «особенного человека» Рахметова.
Противопоставление «новых людей» старому миру. Теория
«разумного эгоизма» как философская основа романа.
4 Роль снов Веры Павловны в романе. Четвертый сон как социальная
утопия. Смысл финала романа.
5 Теория литературы. Утопия. Антиутопия.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Сведения из биографии Н.С.Лескова (с обобщением ранее
изученного).
2. Художественный мир писателя. Праведники Н. С. Лескова.
Творчество Н. С. Лескова в 1870е годы (обзор романа «Соборяне»).
3. Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и
жанра. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы
талантливого русского человека. Смысл названия повести.
Особенности повествовательной манеры Н. С. Лескова.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Жизненный и творческий путь М. Е. СалтыковаЩедрина (с
обобщением ранее изученного). Мировоззрение писателя.
2. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е.
СалтыковаЩедрина. Своеобразие фантастики в сказках М. Е.
СалтыковаЩедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск,
аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок.
3. Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие
жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы
антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической
фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык.
4. Роль СалтыковаЩедрина в истории русской литературы.
5. Теория литературы. Развитие понятия сатиры. Понятия об
условности в искусстве (гротеск, эзопов язык).
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного).
2. Роман «Униженные и оскорбленные». Жанровое своеобразие
романа. Особенности сюжета. Боль за униженных, угнетенных в
произведении. Сложный, богатый внутренний мир «маленького
человека». Развитие гуманистических традиций Пушкина и Гоголя.
9
1
2
1
2
1
2Тема 2.13. Роман
«Преступление и
наказание».
Р.Раскольников и
его теория
Тема
2.14.Драматичность
характера и судьбы
Родиона
Раскольникова.
Тема
2.15.Символические
образы в романе
Тема 2.16.
Лев Николаевич
Толстой
3. Роман «Идиот». Жанровое своеобразие романа. Особенности
сюжета. Философская глубина, нравственная проблематика романа.
4 Трагичность взаимоотношений героев с внешним миром. Князь
Мышкин как «идеальный герой».
5 Настасья Филипповна — один из лучших женских образов
Достоевского.
6. Теория литературы. Полифонизм романов Ф. М. Достоевского.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Своеобразие жанра. Особенности сюжета.
2. Отображение русской действительности в романе. Социальная и
нравственно философская проблематика романа.
3. Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл
теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы»,
«твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1 Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию
высоких истин и нравственных ценностей.
2 Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны
Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции
романа. Эволюция идеи «двойничества».
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1 Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе.
Символическое значение образа «вечной Сонечки».
2 Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда»
Раскольникова и «правда» Сони.
3 Петербург Достоевского. Библейские мотивы в произведении.
Споры вокруг романа и его главного героя
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Жизненный путь и творческая биография (с обобщением ранее
изученного). Духовные искания писателя.
2. «Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах
писателя на жизнь в севастопольский период. Война как явление,
противоречащее человеческой природе. Сила духа русского народа
в представлении Толстого.
3. Настоящие защитники Севастополя и «маленькие Наполеоны».
Контраст между природой и деяниями человека на земле.
Утверждение духовного начала в человеке. Особенности поэтики
Толстого.
4. Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого.
5. Краткий обзор творчества позднего периода: «Крейцерова соната»,
10
1
2
1
2
1
2
1
2Тема 2.17. Роман
эпопея «Война и
мир»
Тема
2.18.Духовные
искания героев
Тема 2.19. Тема
войны в романе
Тема 2.20. Антон
Павлович Чехов
«Хаджи Мурат».
6. Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой и
культура XX века.
7. Теория литературы. Понятие о романеэпопее.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной
структуры романа.
2. Художественные принципы Толстого в изображении русской
действительности: следование правде, психологизм, «диалектика
души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего.
3. Символическое значение понятий «война» и «мир».
4. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его
бездуховности и лжепатриотизма.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи
Ростовой.
2. Авторский идеал семьи в романе.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Правдивое изображение войны и русских солдат — художественное
открытие Л. Н. Толстого.
2. Бородинская битва — величайшее проявление русского
патриотизма, кульминационный момент романа.
3. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы
Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне.
4. Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской
оценке.
5. Проблема русского национального характера. Осуждение
жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма».
Патриотизм в понимании писателя.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
2. Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества.
Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство
Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в
журналах. Чеховрепортер.
3. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов.
Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип
рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения
«маленького человека» в прозе А. П. Чехова.
11
1
2
2
1
2
1
24. Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр.
Театр Чехова — воплощение кризиса современного общества. Роль
А. П. Чехова в мировой драматургии театра.
5. Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух).
6. Теория литературы. Развитие понятие о драматургии (внутреннее и
внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок, пауз,
переклички реплик и т. д.).
Тема
2.21. "Вишневый
сад"
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Драматургия Чехова.
2. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система
персонажей. Сложность и многозначность отношений между
персонажами.
3. Разрушение дворянских гнезд в пьесе.
4. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад».
Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад».
5. Смысл названия пьесы. Особенности символов.
Самостоятельная работа обучающихся:
Контрольная работа
РАЗДЕЛ 3. Поэзия второй половины XIX века
Тема 3.1. Поэзия
второй половины
XIX века
Содержание учебного материала
1. Обзор русской поэзии второй половины XIX века.
2. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской
литературы.
3. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики
второй пол. XIX века.
4. Теория литературы. Фольклор, фольклорные образы и мотивы в
Тема 3.2. Федор
Иванович Тютчев и
Афанасий
Афанасьевич Фет
поэзии.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева (с обобщением ранее
изученного).
2. Философская, общественнополитическая и любовная лирика Ф. И.
Тютчева. Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева.
3. Жизненный и творческий путь А. А. Фета (с обобщением ранее
изученного).
4. Эстетические взгляды поэта и художественные особенности
лирики А. А. Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие
лирики А. А. Фета.
5. Теория литературы. Жанры лирики. Авторский афоризм.
Тема 3.3. Алексей
Константинович
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Жизненный и творческий путь А. К. Толстого.
12
1
2
1
1
8
2
1
2
1
22. Идейнотематические и художественные особенности лирики А. К.
Толстого.
Толстой
3. Многожанровость наследия А. К. Толстого. Сатирическое
мастерство Толстого.
Тема 3.4. Николай
Алексеевич
Некрасов
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова (с обобщением
ранее изученного).
Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник»
2.
3. Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н. А. Некрасова 1840
—1850х и 1860—1870х годов.
4 Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н. А.
Некрасова.
5 Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр,
композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская
позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья.
Сатирические портреты в поэме. Языковое и стилистическое
своеобразие произведений Н. А. Некрасова.
Теория литературы. Народность литературы. Стилизация.
6
Самостоятельная работа обучающихся:
Обернихина Г.А. Литература М., "Академия", 2015 стр.205222,
вопросы 510, 2131
Содержание учебного материала
1.
РАЗДЕЛ 4. ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА. Особенности развития литературы и других
видов искусства в начале XX века
Тема
4.1.Особенности
развития
литературы и
других видов
искусства
в начале XX века
Серебряный век как культурноисторическая эпоха.
Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской
религиознофилософской мысли. Кризис гуманизма и религиозные
искания в русской философии.
Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в
литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация
реализма (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. С.
Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма.
Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция
на кризис реализма. Журналы сатирического направления
(«Сатирикон», «Новый Сатирикон»).
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
2. Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А.
Тема 4.2. Иван
Алексеевич
Бунин. Александр
Иванович Куприн
2.
3.
Бунина. Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной
природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость
передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И. А.
Бунина. Особенности поэтики И. А. Бунина.
13
1
2
1
10
2
1
2Тема
4.3.Серебряный
век русской
поэзии.
Символизм
Акмеизм.
Футуризм.
Новокрестьянская
поэзия
3. Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» — характерная
особенность стиля И. А. Бунина. Судьбы мира и цивилизации в
творчестве И. А. Бунина. Русский национальный характер в
изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов
«Темные аллеи». Тема любви в творчестве И. А. Бунина, новизна ее
в сравнении с классической традицией.
4. Повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся».
Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А. И.
Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А. И.
Куприна. Трагизм любви в творчестве А. И. Куприна. Тема
«естественного человека» в творчестве Куприна (повесть
«Олеся»). Поэтическое изображение природы, богатство духовного
мира героев.
5 Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна.
Осуждение пороков современного общества.
6. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о
сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести.
Трагический смысл произведения. Любовь как великая и вечная
духовная ценность. Трагическая история любви «маленького
человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как
лейтмотив произведений А. И. Куприна о любви.
Теория литературы. Повесть. Автобиографический роман.
7
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX —
начала XX века. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей
Белый, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева,
Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил
Кузмин, Габдулла Тукай и др. Общая характеристика творчества
(стихотворения не менее трех авторов по выбору).
2. Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века.
Формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов,
акмеистов, футуристов.
3 Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».
Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм,
акмеизм, футуризм (общая характеристика направлений).
1
2
4. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М.
5.
6.
И. Цветаева.
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской
философии и поэзии на творчество русских символистов.
Философские основы и эстетические принципы символизма, его
связь с романтизмом.
Понимание символа символистами (задача предельного
расширения значения слова, открытие тайн как цель нового
искусства).
147.
8.
9.
Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой
легенды”. Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я.
Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А.
Белый, А. А. Блок).
Философские основы и эстетические принципы символизма, его
связь с романтизмом.
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева
«Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами
красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности»,
создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта
ремесленника.
10. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как
миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией,
абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над
содержанием, в оржение грубой лексики в поэтический язык,
неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты
футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин),
кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга»
(Б. Л. Пастернак).
11. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого”
12.
13
слова, приоритет формы над содержанием, в оржение грубой
лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж.
Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы
футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В.
Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии.
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской
поэзии XIX века в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм.
14
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1.
2. М. Горького как ранний образец социалистического реализма.
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Тема 4.4. Максим
Горький
3.
4.
5
Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в
романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика
романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и
сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.
Новаторство Горькогодраматурга. Горький и МХАТ.
Горькийроманист.
Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее
философский смысл
Герои пьесы. Спор о назначении человека.
Авторская позиция и способы ее выражения.
Теория литературы. Развитие понятия о драме.
6
7
8
Самостоятельная работа обучающихся:
1
2
1
152
1
6
2
Тема 4.5.
Александр
Александрович
Блок
Содержание учебного материала
1.
2.
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема
исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за
судьбу России в лирике Блока.
Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального
характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Композиция,
лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.
Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность
финала, образ Христа в поэме.
Теория литературы. Развитие понятия о художественной
образности (образсимвол). Развитие понятия о поэме.
3.
4.
5.
Содержание учебного материала
1.
Самостоятельная работа обучающихся:
РАЗДЕЛ 5. Особенности развития литературы 1920х годов
Тема
5.1.Особенности
развития
литературы 1920
х годов. Владимир
Владимирович
Маяковский.
Противоречивость развития культуры в 1920е годы.
Литературный процесс 1920х годов. Литературные группировки и
журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту»,
«Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области
литературы в 1920е годы.
Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и
мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М.
Цветаева, О. Мандельштам,В. Ходасевич, В. Луговской, Н.
Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).
Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой
эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэтыобериуты).
Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы
братья», «Кузница» и др.).
Разнообразие идейнохудожественных позиций советских
писателей в освещении темы революции и Гражданской войны.
Сведения из биографии В.В.Маяковского (с обобщением ранее
изученного).
Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание,
гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты
и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности,
несовершенства мира в лирике поэта.
Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о
любви.
Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».
Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии
Маяковского. Образ поэтагражданина.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Теория литературы. Традиции и новаторство в литературе. Новая
система стихосложения. Тоническое стихосложение.
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 5.2. Сергей Содержание учебного материала
1
2
16Александрович
Есенин
1.
2.
3.
4.
Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного).
Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы
родины как выражение любви к России.
Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий
лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений,
цветопись, принцип пейзажной живописи, народнопесенная основа
стихов.
Теория литературы. Развитие понятия о поэтических средствах
художественной выразительности.
Тема 5.3.Александр
Александрович
Фадеев
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1.
2.
3.
4.
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа.
Долг и преданность идее. Проблема человека и революции.
Новаторский характер романа. Психологическая глубина
изображения характеров. Революционная романтика.
Полемика вокруг романа.
Теория литературы. Проблема положительного героя в литературе.
5
6
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1.
РАЗДЕЛ 6. Особенности развития литературы 1930 — начала 1940х годов
Тема
6.1.Особенности
развития
литературы 1930
начала 1940х
годов
Становление новой культуры в 1930е годы. Поворот к
патриотизму в середине 1930х годов (в культуре, искусстве и
литературе). Первый съезд советских писателей и его значение.
Социалистический реализм как новый художественный метод.
Противоречия в его развитии и воплощении.
Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация
социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л.
Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс.
Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В.
Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.
Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А.
Чапыгина.
Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е.
Петров, М. Булгаков).
5.
Развитие драматургии в 1930е годы.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1.
2.
Тема 6.2.
Марина Ивановна
Цветаева.
Сведения из биографии М.Цветаевой
Идейнотематические особенности поэзии М. И. Цветаевой,
конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные
особенности поэзии М. И. Цветаевой.
Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике
Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
2.
3.
4.
3.
17
1
2
1
14
2
1
21
2
1
2
1
2
1
2
Тема 6.3.
Осип Эмильевич
Мандельштам
Тема 6.4.
Андрей Платонов
Тема 6.5.
Исаак
Эммануилович
Бабель
Тема 6.6.
Михаил
Афанасьевич
Булгаков
3.
2.
3.
4.
5
1
2.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
Сведения из биографии О.Э. Мандельштама
Идейнотематические и художественные особенности поэзии О. Э.
Мандельштама.
Противостояние поэта «векуволкодаву». Поиски духовных опор в
искусстве и природе. Теория поэтического слова О.
Мандельштама.
Теория литературы. Развитие понятия о средствах поэтической
выразительности.
3.
4.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1.
2.
Сведения из биографии.
Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного
и эстетического. Труд как основа нравственности человека.
Принципы создания характеров. Социальнофилософское
содержание творчества А. Платонова, своеобразие
художественных средств (переплетение реального и
фантастического в характерах героевправдоискателей,
метафоричность образов, язык произведений Платонова).
Традиции русской сатиры в творчестве писателя.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1.
2.
3.
Сведения из биографии писателя.
Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля.
Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов
«Конармия».
Сочетание трагического и комического, прекрасного и
безобразного в рассказах Бабеля.
Теория литературы. Развитие понятия о стиле писателя.
4.
5.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1.
Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее
изученного материала).
Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны.
Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных
людей. Отношение автора к героям романа. Честь — лейтмотив
произведения. Тема Дома как основы миропорядка.Женские
образы на страницах романа.
Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».
Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра.
Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы.
Москва 1930х годов.
Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой
181
2
1
4
2
Тема 6.7. Михаил
Александрович
Шолохов
3.
4.
5.
7.
жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое
в романе. Любовь и судьба Мастера
Традиции русской литературы (творчество Н. В. Гоголя) в
творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.
Теория литературы. Разнообразие типов романа в советской
литературе.
6
7.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее
изученного).
2. Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических
обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика
раннего творчества М. Шолохова.
Романэпопея «Тихий Дон». Романэпопея о судьбах русского
народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие
жанра. Особенности композиции.
Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство
психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.
Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в
поворотный момент истории, ее смысл и значение.
6. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость
повествования.
Традиции Л. Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие
художественной манеры писателя.
Теория литературы. Развитие понятия о стиле писателя.
8.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1.
РАЗДЕЛ 7. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны
и первых послевоенных лет
Тема
7.1.Особенности
развития
литературы
периода Великой
Отечественной
войны и первых
послевоенных лет.
Анна Андреевна
Ахматова
Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись
А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни
военных лет (С. СоловьевСедой, В. ЛебедевКумач, И.
Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.
Лирический герой в стихах поэтовфронтовиков (О. Берггольц, К.
Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер,
Ю. Друнина, М. Джалиль и др.).
Публицистика военных лет (М. Шолохов, И. Эренбург, А.
Толстой).
Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе:
рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М.
Шолохова и др.
Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы:
«Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.
2.
3.
4.
5.
196.
Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого
бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства
созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В.
Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.
7. Жизненный и творческий путь А.А.Ахматовой (с обобщением
ранее изученного).
Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта.
Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны:
судьба страны и народа.
Личная и общественная темы в стихах революционных и первых
послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, Родине,
России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к
Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема
поэтического мастерства в творчестве поэтессы.
10. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы.
Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы.
Своеобразие лирики Ахматовой.
11. Теория литературы. Проблема традиций и новаторства в поэзии.
Поэтическое мастерство.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1.
2.
Сведения из биографии.
Основные мотивы лирики Б. Л. Пастернака. Связь человека и
природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля.
Формальносодержательные доминанты поэтического стиля Б. Л.
Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской
концепции поэта.
Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа.
Жанровое своеобразие и художественные особенности романа.
Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе Б. Л.
Пастернака. Особенности композиции романа «Доктор Живаго».
Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Тема творческой
личности, ее судьбы. Тема любви как организующего начала в
жизни человека. Образ Лары как носительницы основных
жизненных начал.
Символика романа, сквозные мотивы и образы. Роль поэтического
цикла в структуре романа.
Теория литературы. Стиль. Лирика. Лирический цикл. Роман
6.
Самостоятельная работа обучающихся:
1
2
1
14
2
Тема 7.2. Борис
Леонидович
Пастернак
8.
9.
3.
4.
5.
2.
РАЗДЕЛ 8. Особенности развития литературы 1950—1980х годов
Тема
8.1.Особенности
развития
литературы 1950
—1980х годов
Общественнокультурная обстановка в стране во второй половине
XX века. Развитие литературы 1950—1980х годов в контексте
культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма.
Литература периода «оттепели».
Содержание учебного материала
1.
20Тема
8.2. Творчество
писателей
прозаиков в 1950
—1980е годы
Тема
8.3.Творчество
поэтов в 1950—
1980е годы
4.
5.
2.
3.
4.
5.
6
7.
2.
3. Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш
современник»
Реалистическая литература. Возрождение модернистской и
авангардной тенденций в литературе. Многонациональность
советской литературы.
Теория литературы. Художественное направление.
Художественный метод.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1.
Основные направления и течения художественной прозы 1950—
1980х годов. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в
произведениях прозаиков. Художественное своеобразие прозы В.
Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В. Распутина.
Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование
природы подвига и предательства, философский анализ поведения
человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой
Отечественной войне в воспитании патриотических чувств
молодого поколения.
Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность
духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей.
Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение
опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить
современную жизнь с позиций предшествующих поколений.
Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о
роли личности в истории, взаимоотношениях человека и власти.
Автобиографическая литература.
Публицистическая направленность художественных произведений
1980х годов. Обращение к трагическим страницам истории,
размышления об общечеловеческих ценностях. Журналы этого
времени, их позиция («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.).
Развитие жанра фантастики. Многонациональность советской
литературы.
Теория литературы. Литературная традиция. Новаторство. Роман.
Повесть. Рассказ. Новелла. Тематика и проблематика
литературного произведения.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1.
Развитие традиций русской классики и поиски нового
поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980х годов.
Лирика поэтовфронтовиков. Творчество авторов, развивавших
жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в
поэзии 1950—1980х годов.
Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие
лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония
человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова.
21
1
2
1
23.
4.
5.
Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие
лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова.
Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р.
Гамзатова.
Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа,
своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и
Арбата в поэзии Б. Окуджавы.
Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания
образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений
А. Вознесенского.
Теория литературы. Лирика. Авторская песня.
6.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1.
Особенности драматургии 1950—1960х годов. Жанры и жанровые
разновидности драматургии 1950—1960х годов. Интерес к
молодому современнику, актуальным проблемам настоящего.
Социальнопсихологические пьесы В. Розова. Внимание
драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема
войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и
предательства, чести и бесчестия.
Пьеса А. Салынского «Барабанщица» (1958). Тема любви в драмах
А. Володина, Э. Радзинского. Взаимодействие театрального
искусства периода «оттепели» с поэзией.
Влияние Б. Брехта на режиссуру Ю. Любимова. Тематика и
проблематика драматургии 1970— 1980х годов. Обращение
театров к произведениям отечественных прозаиков. Развитие
жанра производственной (социологической) драмы.
Драматургия В. Розова, А. Арбузова, А. Володина в 1970—1980х
годах. Тип «средненравственного» героя в драматургии А.
Вампилова. «Поствампиловская драма».
Теория литературы. Драма. Жанр. Жанровая разновидность.
6.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1
Сведения из биографии А. Т. Твардовского (с обобщением ранее
изученного).
Обзор творчества А. Т. Твардовского. Особенности поэтического
мира. Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического
героя, конкретноисторический и общечеловеческий аспекты
тематики. «Поэзия как служение и дар».
Поэма «По праву памяти». Произведение лироэпического жанра.
Драматизм и исповедальность поэмы. Образ отца как
композиционный центр поэмы. Поэма «По праву памяти» как
«завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и
забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности».
А. Т. Твардовский — главный редактор журнала «Новый мир».
Теория литературы. Стиль. Лирика. Лироэпика. Лирический цикл.
22
Тема
8.4. Драматургия
1950—1980х
годов
Тема
8.5.Александр
Трифонович
Твардовский
2.
3.
4.
5.
2
3
4
5
1
2
1
22.
4.
5.
6.
Тема
8.6.Александр
Исаевич
Солженицын
Тема
8.7. Александр
Валентинович
Вампилов
Поэма.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1.
Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына (с обобщением
ранее изученного).
Сюжетнокомпозиционные особенности повести «Один день Ивана
Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов
истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения
авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого.
Проблема ответственности поколений.
3. Мастерство А. Солженицынапсихолога: глубина характеров,
историкофилософское обобщение в творчестве писателя.
Литературные традиции в изображении человека из народа в
образах Ивана Денисовича и Матрены.
«Лагерная проза» А. Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ»,романы
«В круге первом», «Раковый корпус».
Публицистика А. И. Солженицына.
Теория литературы. Эпос. Роман. Повесть. Рассказ. Литературный
герой. Публицистика.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Обзор жизни и творчества А. Вампилова.
2. Проза А. Вампилова
3. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в
Чулимске», «Старший сын».
4. Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер
главного героя. Система персонажей, особенности
художественного конфликта. Пьеса «Провинциальные анекдоты».
Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные
анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия — главный
пафос драматургии А. Вампилова.
Теория литературы. Анекдот. Драма. Герой. Система персонажей.
Конфликт.
5.
6.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1.
РАЗДЕЛ 9. Русское литературное зарубежье 1920—1990х годов (три волны
эмиграции)
Тема 9.1. Русское
литературное
зарубежье 1920—
1990х годов
(три волны
эмиграции)
Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты
литературы русского зарубежья 1920—1930х годов. Творчество
И.Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского
Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта
сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в
литературе. Творчество Б. Ширяева, Д. Кленовского, И. Елагина.
Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения
в СССР. Творчество И. Бродского, А. Синявского, Г. Владимова.
23
2.
3.
1
2
1
2
1
2
21
6
2
1
2
1
2
4.
Теория литературы. Эпос. Лирика.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1.
РАЗДЕЛ 10. Особенности развития литературы конца 1980—2000х годов
Тема
10.1. Особенности
развития
литературы конца
1980—2000х
годов
Общественнокультурная ситуация в России конца ХХ — начала
ХХI века.
Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров.
Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990х
годов.
2.
3.
Тема 10.2.
«Задержанная» и
«возвращенная»
литература
Тема 10.3.
Проза, поэзия,
драматургия
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1.
2.
«Задержанная» и «возвращенная» литература.
Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В.
Дудинцева, В. Войновича.
Отражение постмодернистского мироощущения в современной
литературе.
Основные направления развития современной литературы.
3
4
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1
Проза А. Солженицына, В. Распутина, Ф. Искандера, Ю. Коваля, В.
Маканина, С. Алексиевич, О. Ермакова, В. Астафьева, Г.
Владимова, Л. Петрушевской, В. Пьецуха, Т. Толстой и др.
Развитие разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной,Т. Бек, Н.
Горбаневской, А. Жигулина, В. Соколова, О. Чухонцева, А.
Вознесенского, Н. Искренко, Т. Кибирова, М. Сухотина и др.
Духовная поэзия С. Аверинцева, И. Ратушинской, Н. Горбаневской
и др.
Развитие рокпоэзии.
Драматургия постперестроечного времени.
Теория литературы. Литературное направление. Художественный
метод. Постмодернизм.
2
3
4.
5.
6.
Самостоятельная работа обучающихся:
Обобщающее
занятие
2
2
Итого
176
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материальнотехническому
3.1.
обеспечению реализации программы
Реализация рабочей учебной программы дисциплины требует наличия
учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
241. Доска классная
2. Стол преподавателя
3. Стул для преподавателя
4. Столы для студентов
5. Стулья для студентов
6. Шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала.
7. Учебнонаглядные пособия:
7.1. Схемы.
7.2. Иллюстрации (фотографии, рисунки).
Технические средства обучения:
Компьютер.
Мультимедиасистема.
Телевизор.
Учебные компьютерные программы.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Основные источники:
Интернетресурсов,
1. Обернихина Г.А. Литература – М., «Академия», 2015
2. Лебедев Ю.В. Литература 10 класс. Часть 1. – М., «Просвещение», 2015
3. Лебедев Ю.В. Литература 11 класс. Часть 2. – М., «Просвещение», 2015
4. Агеносов В.В. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. М., «Дрофа»,
2015
Дополнительные источники:
5. Журавлев В.П.. Литература 11 класс. Часть 1. – М., «Просвещение»,
2012
6. Журавлев В.П... Литература 11 класс. Часть 2. – М., «Просвещение»,
2012
Интернетресурсы
www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания
помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и
навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и
редактирования текста).
www. krugosvet. ru (универсальная научнопопулярная онлайнэнциклопедия
«Энциклопедия Кругосвет»).
www. schoolcollection. edu. ru (сайт «Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов»).
www. spravka. gramota. ru (сайт «Справочная служба русского языка»).4.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
25Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Литература
осуществляется преподавателем путем оценки результатов ответов на
вопросы, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий:
заданий по работе с текстом, составлению плана (конспекта, тезисов),
подготовки докладов, сообщений, составления таблиц по заданию
преподавателя, выразительного чтения наизусть.
Коды
формируемых
общих
компетенций
ОК 113
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
В результате изучения учебной дисциплины
«Литература» обучающийся должен
уметь
применять знания норм русского
литературного языка в речевой практике;
осуществлять самоанализ и самооценку
на основе наблюдений за собственной
речью;
анализировать текст с точки зрения
наличия в нём явной и скрытой, основной
и второстепенной информации;
представлять тексты в виде тезисов,
рефератов,
аннотаций,
конспектов,
сочинений различных жанров;
осуществлять самоанализ и самооценку
на основе наблюдений за собственной
речью;
учитывать исторический, историко
культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения;
выявлять в художественных текстах
образы, темы и проблемы и выражать своё
отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных
высказываниях;
анализировать художественное
произведение с учетом их жанрово
родовой
осознание
картины жизни,
художественной
созданной в литературном произведении,
в единстве эмоционального личностного
специфики;
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Формы контроля:
– оценка домашнего задания в
виде вопросов проблемного
характера по учебнику;
–оценка выполнения задания
по работе с текстом
произведения, документами,
дополнительной литературой
для составления понятийного
словаря;
оценка выразительного
чтения наизусть;
–
практического задания по
работе
информацией,
документами, литературой, в
том числе: составление плана,
конспекта, тезисов.
–
индивидуальных и групповых
заданий.
оценка
оценка
с
26восприятия
понимания.
и
интеллектуального
В результате освоения программы
обучающийся
дисциплины
должензнать/представлять
нормы русского литературного языка;
содержание произведений русской и
мировой классической литературы, их
историкокультурное и нравственно
ценностное влияние на формирование
национальной и мировой классической
литературы;
систему стилей языка художественной
литературы;
изобразительновыразительные
возможности русского языка.
27