Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования и авторской программы «Литературное чтение» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой (Образовательная система «Школа 2100»), с учётом требований и содержания основной образовательной программы начального общего образования.Рабочая программа по литературному чтению (Образовательная система «Школа 2100»)
Рабочая программа по литературному чтению .rtf
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, на основе
примерной программы начального общего образования и авторской
программы «Литературное чтение» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой
(Образовательная система «Школа 2100»), с учётом требований и
содержания основной образовательной программы начального общего
образования МБОУ СОШ № 2 (приказ № 364 от 30.08.13 г.)
Цель:
Задачи:
формирование
школьника.
читательской
компетенции младшего
1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа
текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное
развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений,
нравственноэтических ценностей; воспитание личности со свободным и
независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное
обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной куль
турой; развитие творческих способностей детей;
4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию
того, что
делает литературу художественной, – через введение
элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и
практическое ознакомление с отдельными теоретиколитературными
понятиями.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение литературного чтения в 1м классе начинается вводным
интегрированным курсом «Обучение грамоте».
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные
линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с предметом «Русского языка»:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и
текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и
письменной речи.
Линии, специфические для предмета «Литературное чтение»:
4)
отношения к прочитанному;
эмоциональнооценочного
определение
анализа
и
объяснение
своего
1 5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе,
книгах, писателях.
если
В программе за основу взят традиционный тематический принцип
группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои
особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.
Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения,
природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения,
действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных
детских писателей. В 1м классе дети читают об игрушках и играх, о
друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что
человек может делать интересные открытия,
научится
вглядываться в окружающий его мир.
Во 2м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется.
Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки,
былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские
сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное про
странство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время
един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора
разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились тру
долюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила
чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глу
пость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены,
например, сказки разных народов, имеющие сходные названия,
сюжет, главную мысль.
В 3м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения –
фольклором и современной детской литературой, открывают для себя
мир литературы во всем его многообразии и читают произведения
детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы,
повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения,
поэму, пьесусказку. Здесь
находят свою реализацию принцип
жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения
произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг
детского чтения
из литературы «взрослой». Произведения,
включённые в учебник для 3го кл., позволяют показать детям мир
литературы во всём его многообразии: классику русской и зару бежной
детской литературы, произведения русских писателей и поэ тов XX в.,
доступные для детского чтения; современную детскую литературу.
В 4м классе дети получают целостное представление об истории русской
детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жан рах.
Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–
XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в
хронологической последовательности, для того чтобы у детей воз никло
первоначальное представление об истории литературы как про цессе, о
связи содержания произведения со временем его написания, с личностью
автора и его жизнью, о соотношении конкретно исторического и
общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система
2 вопросов и заданий позволяют повторить и системати зировать
прочитанное в 1–4м классах, составить представление о многообразии
творчества писателей. Так, например, в 1м классе дети читают стихи
С.Я. Маршака для малышей, во 2м классе – его переводы народных
песенок и сказки Ивана Франко; в 3м классе – пьесу, в
4м классе – статьюэссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной
поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из
ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо
названных выше, является монографический принцип. За 4 года обу
чения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведе
ниям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А.
Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С.
Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю.
Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А.
Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г.
Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произ
ведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тема
тике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4м классе
дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской
литературы.
Такова внутренняя логика системы чтения.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивиро
ванностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализо вать
принцип идейно художественной значимости для ребёнка того, что
он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами,
интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью
«сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного
чтения в форме эвристической беседы.
В 1м классе героями учебника становятся первоклассники Катя и Вова
и их друг Петя Зайцев. Петя младше всех в классе, и друзья помогают
ему: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию
учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет
объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей»,
дети учатся не
и понятно объяснять,
аргументированно рассуждать, общаться и взаимодействовать. Таким
образом, мотивированными
вежливости,
включённые в учебник, и последовательность разделов, и порядок
расположения текстов внутри них: Петя и его друзья познают себя и
окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания,
предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объясни ли?»,
«Помогите малышу и расскажите...» и т.п.
Во 2м классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и
сказочный человечек Афанасий. Афанасий – знаток и любитель
книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию
вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рас сказывает,
читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки.
Таким образом, система уроков литературного чтения во
только читать,
уроки
но
становятся
и
3 этот
принцип одина
не позволила реализовать
2м классе – это играпутешествие.
В 3м классе последовательность текстов и тем, в которые они
объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» –
третье
классницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учеб
ник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и
думают ученики.
При составлении учебника для 3го класса в большей мере, чем во всех
остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения.
Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим
календарём. Логика системы чтения в целом, о кото рой шла речь
выше,
ково
последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно
оправданно.
В учебнике 4го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно
действующих героев – профессоралитературоведа Николая Алек
сандровича Рождественского и близнецовчетвероклассников Игоря и
Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по
страницам истории русской детской литературы, видят не только
реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают
вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный матери ал:
биографические сведения о писателях, воспоминания современ ников,
отрывки из писем и дневников.
Программа
организацию самостоятельного
предусматривает
домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное
отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с
учебникомхрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность
системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в
рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного
раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный
раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия худо
жественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся
после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и
темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого
учебника приводится примерный список книг для самостоятельного
чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения,
включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предло
жений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и
объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю
слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по
собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология
формирования типа правильной читательской деятельности (технология
продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской
компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
и
4 помощью беседы, фиксации
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего
чтения).
эмоциональной направ
Определение смысловой, тематической,
ленности текста, выделение его героев по названию произведения,
имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстра ции
с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотиваци
онной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к
работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или
чтениеслушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в
соответствии с особенностями текста, возрастными и индивиду
альными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с
первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с
содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение
(всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы:
диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по
прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного.
Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам
текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное
обсуждение прочитанного,
Соотнесение
читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с
авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи
текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности
писателя. Работа
учебника, дополнительными
источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения
художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какуюлибо сферу чита
тельской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление
содержания, художественной формы).
с материалами
дискуссия.
Описание места учебного предмета в учебном плане
5 В соответствии с федеральным базисным учебным планом и при
мерными программами начального общего образования предмет
«Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в
неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов.
В 1 классе – 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели). Курс обучения
грамоте составляет 92 часа (23 недели по 4 часа в неделю). Литературное
чтение – 40 часов (10 недель по 4 часа в неделю).
2 4 классы 136 часов в год (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей цен ностью,
что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через
сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных
принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни,
на осознании себя частью природного мира. Любовь к при роде – это и
бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание
чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и
бережного отношения к природе через тексты художественных и
научнопопулярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через
приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность
стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части
культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания
закономерностей, лежащих в основе
социальных явлений.
Приоритетность знания, установления истины, само познание как
ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи.
Семья – первая и самая значимая для развития
социальная и образовательная среда. Содержание литературного
образования способствует формированию эмоциональнопозитивного
отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаим ной
ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой
жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую
роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В
процессе её организации средствами учебного пред мета у ребёнка
развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность,
6 страны,
представителя
самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в
целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества,
народа,
государства; чувство ответ
ственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через
содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку,
культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её
прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только граж
данином России, но и частью мирового сообщества, для существова ния
и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толе
рантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
1й класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное
чтение» являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зре ния
общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступ ки
как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведе
ний, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных
произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника
(диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4ю линию
развития – эмоциональнооценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чте
ние» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помо
щью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология
продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в
условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
7 – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: под
робно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты
учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1ю линию
развития – формирование функциональной грамотности (первич
ных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о пра
вилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит техно
логия продуктивного чтения и организация работы в парах и малых
группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чте
ние» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихот
ворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
–
соотносить автора, название и
героев прочитанных
произведений;
– различать рассказ и стихотворение.
2й класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное
чтение» являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки
как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
–
героям прочитанных
отношение к
высказывать
своё
произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литератур
ных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника
(диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4ю линию
развития – эмоциональнооценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное
чтение» является формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД:
8 – определять и формулировать цель деятельности на уроке с
помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология
продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в
условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: под
робно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты
учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1ю линию
развития – формирование функциональной грамотности (первич
ных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о
правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит техноло
гия продуктивного чтения и организация работы в парах и малых
группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное
чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее под
ходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения
данных;
по плану;
– размышлять о характере и поступках героя;
– относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица,
загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную
(авторскую) сказку;
– находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и
другие сказочные приметы;
– относить сказочных героев к одной из групп (положительные,
отрицательные, героипомощники, нейтральные персонажи);
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
9 3–4й классы
Личностными результатами изучения предмета «Литературное
чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других
людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы,
бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту худо
жественного слова, стремиться к совершенствованию собственной
речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности,
ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважитель
ное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –
своих и окружающих людей;
морального поведения.
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы
Средством достижения этих результатов служат тексты
литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские
тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология
продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное
чтение» является формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с
учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью,
корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология
продуктивного чтения и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотро
вым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной
10 формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинноследственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника
и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом
речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач; владеть монологической и
диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку
зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное
чтение» является сформированность следующих умений:
3й класс
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию,
фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить
словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказхарактеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать
(рисовать) то, что представили;
– высказывать и аргументировать своё отношение к прочитан
ному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось
из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по
определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и
автора;
–
олицетворения;
видеть
в художественном тексте сравнения,
эпитеты,
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
4й класс
11 – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя,
задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов,
самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
–
материале
сочинение
писать
на
предварительной подготовкой;
прочитанного
с
к
–
аргументированно
высказывать
своё
отношение
прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере
письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно
относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты
характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное
отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определённому периоду
(XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его
произведения со временем их
создания; с тематикой детской
литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести
по определённым признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.
Формы организации учебного процесса
Применяемые формы:
индивидуальная;
групповая;
фронтальная (общеклассная).
Применяемые технологии
Применяемые технологии:
проблемный диалог;
продуктивное чтение;
оценивание учебных успехов;
ИКТ.
Формы контроля
12 В оценочной деятельности используются три вида оценивания:
Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга
общей готовности первоклассников к обучению.
Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение,
самооценку и самоанализ) и объективные методы, основанные на
анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся,
результатов тестирования.
Итоговое оценивание происходит в конце обучения в 1 классе в
форме целенаправленного сбора данных, в том числе, по итогам
комплексной работы для 1 класса.
Оценивание предметных умений происходит через систему
проверочных работ, включенных в тетради по литературному
чтению. Работы проводятся после завершения чтения произведений
каждого раздела учебника с 1 по 4 классы.
Также разработаны и включены в тетради по литературному чтению
комплексные итоговые работы по проверке читательских умений.
Учебно – тематический план
№
Раздел
Количество
Проверочные
часов
работы
1
2
3
4
5
6
Обучение грамоте
Добуквенный период.
«Говорим, рассказываем…»
Букварный период.
«Учим буквы – учимся читать и
писать»
Литературное чтение
«Попрыгать, поиграть...»
Наш дом
Ребятам о зверятах
Маленькие открытия
Итого
16
76
11
7
10
12
132
1
1
1
1
4
13 Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса
отражает основные направления работы и включает следующие
разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и
слушании, виды читательской деятельности.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.
Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика.
6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных
произведений). Развитие устной и письменной речи.
1. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
1й класс – 132 ч. (4 часа в неделю)
Обучение грамоте и развитие речи (92 ч.)
Добуквенный период (16 ч.)
Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей,
умения вычленять звуки из слова, производить слогозвуковой и звуковой
анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе
обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и
говорения.
Букварный период (76 ч.)
В букварный период ведётся работа по обучению чтению, развитию речи,
развитию интереса к чтению.
Литературное чтение (40 ч.)
«Попрыгать, поиграть...» (11 ч). Стихи и маленькие рассказы А.
Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю.
Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н.
Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.
Наш дом (7 ч). Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я.
Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М.
Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их
взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестрён
ках и братишках и отношении к ним.
Ребятам о зверятах (10 ч). Стихи и маленькие рассказы Б.
Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е.
Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и живот ных,
о взгляде взрослого и ребёнка на мир природы.
Маленькие открытия (12 ч). Стихи и небольшие рассказы о мире
природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает
человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения
Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Ток
маковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.
14 2й класс –136 ч (4 часа в неделю)
«Там, на неведомых дорожках...» (24 ч). Волшебные сказки,
народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский,
П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных
сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»).
Русские народные скороговорки.
Сказочные человечки (28 ч). Сказочные повести Т. Янссон, Дж.Р.Р.
Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.
Сказочные богатыри (14 ч). Сказки и былины об Илье Муромце и
других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.
«Сказка мудростью богата...» (21 ч). Сказки разных народов о
мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народ
ные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.
«Сказка – ложь, да в ней намёк...» (23 ч). Сказки разных народов о
сказок. Современная
животных. Аллегорический
сказкасценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко,
Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.
смысл
«Самое обыкновенное чудо» (26 ч). Сказки А. де СентЭкзюпери,
Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.
3й класс –136 ч (4 часа в неделю)
Прощание с летом (6 ч). Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта,
рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения (19 ч). Стихи Ю. Кима,
рассказы и отрывки из повестей К.
Паустовского, С.
Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и
походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр
и приключений.
Природа летом (9 ч). Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б.
Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А.
Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии
летней природы.
Уроки и переменки (13 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева,
отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о
школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных
уроках.
«Глухая пора листопада...» (8 ч). Стихи А. Пушкина, Ф.
Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К.
Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии
осенних красок.
«И кот ученый
свои мне сказки говорил...» (18 ч). Русские
народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.X. Андерсена,
А. Волкова, пьесасказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
«Поет зима, аукает...» (12 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б.
Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А.
Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней при
роды, её красках и звуках, о новогоднем празднике.
Животные в нашем доме (9 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г.
Сапгира, рассказы Д. МаминаСибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В.
15 Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и
животных.
Мы с мамой и папой (12 ч). Стихи А. Барто, С. Маршака, Э.
Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о
семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании
в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
«Наполним музыкой сердца...» (9 ч). Стихи для детей О.
Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В.
Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о
музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влия
нии музыки на душу человека.
День смеха (4 ч). Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю.
Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского,
отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о
чувстве юмора.
«О весна, без конца и без краю...» (8 ч). Стихи Ф. Тютчева, А.
Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б.
Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о
весне, о весенней природе.
День Победы (5 ч). Стихиразмышления А. Ахматовой, А.
Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о
человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ
В. Драгунского о военном детстве.
Родная земля (6 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и
других писателей о России, о любви к родной земле.
4й класс –136 ч (4 часа в неделю)
Произведения современной детской литературы разных жанров
(9 ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести
Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы (20 ч). Отрывки из русских
летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи
для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого,
Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.:
проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское
чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова.
Нравоучительный
назидательность
произведений для детей.
характер
Детская литература XIX в. (46 ч). Басни И. Крылова. Первая
литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные
жите ли» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А.
Пушкина и
«Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля.
Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образ
ность произведений для детей, постепенно приходящая на смену пря
мой назидательности. Появление темы природы в детском чтении.
Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багровавнука». Стихи
А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского
чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
прямая
и
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого.
Разнообразие жанров, познавательный характер произведений
16 Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца
XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа,
мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (61 ч). Отрывки из повести Лидии
Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литера тура
1920х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги
К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930х гг.
Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А.
Введенского, Ю.
Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских
стихов. Весёлый тон и юмор
стихов обэриутов. Богатство и
многообразие жанров дет ской литературы: сказки Е. Шварца и
А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи
В. Маяковского и А. Бар то. романа Ю. Олеши «Три Толстяка»
(отрывки).
Детская литература 1930–1950х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и
его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы
Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.етская
литература 1960–1990х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е.
Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н.
Матвеевой и др., пьесасказка С. Козлова, сказочные миниатюры
Г. Цыферова.
исателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские
журналы.
творчеством детских
Знакомство с
2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
На
момент завершения начального образования достигаются
следующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением
норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего
темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением
необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи
точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также
читать
уметь
осознанно текст про себя.
1й класс
Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов,
предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению
целыми словами.
2й класс
Переход к осознанному правильному чтению целыми словами.
Формирование осознанного чтения про себя.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с
соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громко сти
речи.
3й класс
17 Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чте
ние целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответ
ствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости,
логического ударения.
4й класс
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдени
ем всех необходимых норм, с использованием средств выразительности
устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.
Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ
ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ,
ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1й класс
Развитие умения разъяснять заглавие текста.
Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллю
страциям, ключевым словам.
Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, сло
восочетания; семантизация незнакомых слов.
Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.
Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанно
го и прослушанного текста.
Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению
простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.
2й класс
Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с
содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию
скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий,
выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия,
иллюстрации и ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения,
нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы
высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопро
сы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту
по ходу чтения.
ливать части.
Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглав
Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей
текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
3й класс
Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление
его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием,
главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение автор
18 ского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе
заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному приду
мыванию заглавий.
Развитие умений:
– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанав
ливать связь ключевых слов и главной мысли;
– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части;
выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом
(с помощью учителя и самостоятельно);
– составлять простой план (варианты простого плана: пункты пла
на – повествовательные предложения; план из вопросов; план из пред
ложений текста);
– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или
составленным учениками;
– самостоятельно составлять план рассказа о герое;
– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи
теля по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозиро
вать содержание по ходу чтения или слушания;
– использовать выборочное чтение для подтверждения какойлибо
мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
Развитие умений:
– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию,
иллюстрации;
– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы:
самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста,
прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно
составлять простой план в разных его вариантах, составлять слож
ный план с помощью учителя и самостоятельно;
– находить в тексте материал для составления рассказа на опреде
ленную тему.
Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных
им художественных текстов овладевают правильным типом чита
тельской деятельности, а именно могут:
– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллю
страций, ключевых слов;
– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно фор
мулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
– формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– пересказывать текст по плану.
4. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ
ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.
19 1й класс
Учитель создаёт необходимые условия для эмоционального «про
живания» текста детьми, для выражения эмоций. Учитель показыва
ет особенности авторского употребления слов, выражений; красоту,
яркость и точность слова в художественном тексте (например, раз
личные случаи употребления слов в переносном значении). Дети
наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.
Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передаёт
через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и
через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читате
лям автор, для чего он написал это произведение). Результатом пони
мания характеров и поступков героев является формулирование
главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают своё отноше
ние к прочитанному.
2й класс
Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений
(что почувствовали, о чём захотелось подумать).
Развитие умения находить в тексте слова, предложения для харак
теристики событий, места действия и т.д., материал для
характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его
жилища; речь героя, как она помогает понять его характер,
размышлять над поступками героя, над авторским отношением к
нему.
Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте,
размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов
именно это слово, как автор рисует словами.
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произ
ведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
3й класс
Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и про
заическом тексте слова и выражения, которые использует автор для
описания или характеристики.
Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рас
– речь героя как средство его характеристики;
– отношение автора к герою;
– собственное отношение к герою, его обоснование.
Развитие внимательного отношения к языку художественных
выражения,
произведений,
использованные в нем, умения представить картину, нарисованную
автором.
понимать
образные
умения
Высказывание своего отношения к написанному автором (не толь
20
сказывает автор о герое:
– портрет;
– детали биографии (что известно о его жизни);
– черты личности (какой он?).
проявляются в поступках, мыслях, словах;
Как эти свойства личности ко к тому, что написано, но и к тому, как написано).
Высказывание и аргументирование
своего отношения к
прочитанному.
4й класс
Развитие умения определять основную тему и главную мысль про
изведения.
Продолжение работы над образами литературных героев .
Ознакомление детей
с историей создания литературного
произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его
биографией. Место произведения в истории русской детской
литературы.
Наблюдение над языком художественных произведений.
Аргументированное высказывание своего отношения к
прочитанному.
5. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
1й класс
Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении.
Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор.
Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка,
скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного
творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные
повторы, постоянные эпитеты.
Литературная (авторская) сказка; повестьсказка.
Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация,
особенности употребления слов).
Тема и основная мысль произведения.
Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их
причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя;
как писатель создаёт (рисует) характер героя: портрет героя, его
речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение
автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты,
мумитролли и др.).
Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений
(какие картины нарисованы, какие слова использует автор).
3й класс
Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.
Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор».
Повесть, её отличие от рассказа.
Пьеса. Признаки драматического произведения.
Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.
Закрепление на новом литературном материале понятий,
введенных во 2м классе.
21 Детская
литература,
произведений детской литературы.
4й класс
история детской литературы,
темы
Пролог и эпилог в художественном произведении.
Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).
Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность,
нравоучительный смысл).
Баллада – рассказ в стихах.
Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести.
Юмор и сатира в произведениях детской литературы.
6. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
(НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Развитие устной речи:
1й класс
22 герое;
ний из текста;
заданному плану.
– устному словесному рисованию с использованием слов, выраже
– составлению устных рассказов от имени одного из героев по
– обучение ответам на вопросы по содержанию текста
(формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);
– обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам,
составлению устных рассказов по картинкам (комиксам);
– работа над грамматически правильным построением устного
высказывания;
– показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение
выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации,
громкости речи, темпа речи.
Творческие работы: иллюстрации к прочитанному, инсценирование.
2й класс
Обучение:
– подробному пересказу небольших произведений или отдельных
эпизодов с соблюдением логики изложения;
– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном
Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочине
нияминиатюры о сказочных героях.
Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрыв
ков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и
громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллю
стрирование, инсценирование.
3й класс
Обучение:
– подробному и краткому пересказу текста по плану;
– выборочному пересказу текста;
– словесному рисованию картин к художественным текстам;
– составлению устных рассказов о героях произведений с исполь
зованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи
и самостоятельно составленного плана;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев;
– составлению устных и письменных описанийминиатюр.
Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и
небольших отрывков прозы с использованием соответствующей
интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения
каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки
к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование
главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное состав
ление плана).
Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, сти
хотворений; иллюстрирование, инсценирование.
4й класс
Обучение:
– подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план)
повествовательного текста с элементами описания или рассуждения; – составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно
собранного материала;
– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изме
нением лица рассказчика, с продолжением, с включением
элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на
заданные темы,
современный русский язык, сочинения на
самостоятельное
рассказов,
стихотворений.
сочинение
описаний,
сказок,
№
1
2
3
Контроль уровня обученности
Раздел
тема
Дата
план.
факт.
Обучение грамоте Добуквенный период.
«Говорим, рассказываем…»
Букварный период.
«Учим буквы – учимся читать и писать»
Упражнение в чтении.
чтения.
Литературное чтение
«Попрыгать, поиграть...»
Как найти настоящих друзей? Э.Успенский.
Проверка техники 4
5
6
«Крокодил Гена и его друзья».
Проверочная работа №1.
Наш дом
Внеклассное чтение по тематике раздела 2.
Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева.
Проверочная работа №2.
Ребятам о зверятах
Развитие речи. Выразительное чтение любимых
стихотворений. Обобщение по разделу 3.
Проверочная работа №3.
Маленькие открытия
.«Эту чудную картину я увидел из окна...».
Ю. Мориц «Что над чем».
Проверочная работа №4.
Учебно – методическое и материальнотехническое
обеспечение образовательного процесса
1. Авторская программа «Литературное чтение» Бунеева Р.Н.,
Бунеевой Е. В. (Образовательная система «Школа 2100».
2. Примерная основная образовательная программа. В 2х
книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное
образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. М.: Баласс,
2011. 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт.
Учебники: 1 класс Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Капельки солнца: книга для
1.
чтения в первом классе». – М.: Баласс, 2011.
2. 2 класс Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Маленькая дверь в большой
мир» (2 части). – М.: Баласс, 2011.
3. 3 класс Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «В одном счастливом
детстве» (2 части). – М.: Баласс, 2012.
4. 4 класс Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «В океане света» (2 части). –
М.: Баласс, 2012.
5. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Букварь». М. :Баласс, 2011.
Тетради:
1. 1 класс Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В Тетрадь по чтению к учебнику
«Капельки солнца». – М.: Баласс, 2011.
2. 2 класс Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Тетрадь по литературному
чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир». – М.:
Баласс, 2011.
3. 3 класс Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном
счастливом детстве». – М.: Баласс, 2012.
4. 4 класс Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В океане
света». – М.: Баласс, 2012.
5.
Методические пособия:
1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Уроки литературного чтения в 1
классе по учебнику «Капельки солнца». Методические
рекомендации для учителя. М. :Баласс, 2010.
2. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Уроки литературного чтения в 2
классе по учебнику «Маленькая дверь в большой мир».
Методические рекомендации для учителя. М. :Баласс, 2010.
3. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Уроки литературного чтения в 3
классе по учебнику «В одном счастливом детстве».
Методические рекомендации для учителя. М. :Баласс, 2010.
4. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Уроки литературного чтения в 4
классе по учебнику «В океане света». Методические
рекомендации для учителя. М. :Баласс, 2010.
5. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Уроки обучения грамоте по учебнику
«Букварь». Методические рекомендации для учителя. М.
:Баласс, 2010.
Интернетресурсы 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.
:http://schoolcollection.edu.ru
2. Официальный сайт Образовательной системы «Школа
2100». http:// www.school2100.ru
Техническое обеспечение:
1. Интерактивная доска
2. Компьютер
3. Проектор 25
**
*
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.