Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
чтение
1 кл—4 кл
28.04.2017
Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс
Программа разработана на основе примерной программы учебного предмета русский язык, включённой в содержательный раздел примерной образовательной программы начального общего образования на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
программа литература.docx
Посёлок  Синегорск муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №18  муниципального образования Абинский район                                                                                                          УТВЕРЖДЕНО                                                                                     решением      педагогического совета                                                                                      от ________ 20__ года протокол № 1                                                                                      Председатель _______  Н.Ю. Форопонова РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА По литературному чтению Уровень образования (класс)  начальное общее   1 – 4 класс      Количество часов 523 Учитель    Новосёлова Светлана Витальевна   Программа  разработана  на основе примерной программы учебного предмета русский язык, включённой в содержательный раздел примерной  образовательной программы начального общего образования  на основе  требований к результатам освоения  основной образовательной программы  начального общего образования и программы формирования универсальных  учебных действий  в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта. Пояснительная записка. Рабочая   программа   по   предмету   «Литературное   чтение»   разработана   на   основании нормативных актов и учебно­методических документов:   ­федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования (с изменениями);     ­примерной  основной   образовательной   программой   начального   общего   образования (решение   федерального   учебно­   методического   объединения   по   общему   образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) ( сайт ФГОС реестр);  ­Программа ООП НОО МБОУ СОШ№18. Литературное   чтение   –   один   из   основных   предметов   в   системе   подготовки   младшего школьника.   Наряду   с   русским   языком   он   формирует   функциональную   грамотность, способствует   общему   развитию   и   воспитанию   ребенка.   Успешность   изучения   курса литературного   чтения   обеспечивает   результативность   обучения   по   другим   предметам начальной школы. Приоритетнойцелью  обучения   литературному   чтению   в   начальной   школе   является формирование   читательской   компетенции   младшего   школьника,   осознание   себя   как грамотного   читателя,   способного   к   использованию   читательской   деятельности   как средства   самообразования.   Читательская   компетентность   определяется   владением техникой   чтения,   приёмами   понимания   прочитанного   и   прослушанного   произведения, знанием   книг   и   умением   их   самостоятельно   выбирать,   сформированностью   духовной потребности в книге и чтении. Изучение   литературного   чтения   в   образовательных   учреждениях   с   русским   языком обучения направлено на достижение следующих целей: •  овладение  осознанным,   правильным,   беглым   и   выразительным   чтением   как базовым   навыком   в   системе   образования   младших   школьников;   формирование читательского   кругозора   и   приобретение   опыта   самостоятельной   читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; •  развитие  художественно­творческих   и   познавательных   способностей, эмоциональной   отзывчивости   при   чтении   художественных   произведений,   формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно­ познавательными текстами;  •  обогащение  нравственного   опыта   младших   школьников   средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Задачи: ­   формирование   общей   культуры,   духовнонравственное,  гражданское,   социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья; ­ обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником  целевых  установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей; ­ становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости; ­ обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; ­ выявление и развитие способностей обучающихся; ­ предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы; ­   включение   обучающихся   в   процессы   познания   и   преобразования   внешкольной социальной среды. ­ освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста;  ­ воспитание интереса к чтению и книге; ­ овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой; ­ воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. 1. Планируемые результаты  освоения учебного предмета. Выпускники   начальной   школы   осознáют   значимость   чтения   для   своего   дальнейшего развития и  успешного обучения по другим предметам  на основе осознания и развития дошкольного   и   внешкольного   опыта,   связанного   с   художественной   литературой.   У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания   мира   и   самого   себя.   Младшие   школьники   будут   с   интересом   читать художественные,   научно­популярные   и   учебные   тексты,   которые   помогут   им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор. Учащиеся   получат   возможность   познакомиться   с   культурно­историческим наследием   России   и   общечеловеческими   ценностями   для   развития   этических   чувств   и эмоционально­нравственной отзывчивости. Младшие   школьники   будут   учиться   полноценно   воспринимать   художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы,эмоционально отзываться на  прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение  собеседника. Они   получат   возможность   воспринимать   художественное   произведение   как   особый   вид искусства, соотносить  его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических   потребностей   и   чувств,познакомятся   с   некоторыми   коммуникативными   и эстетическими   возможностями   родного   языка,   используемыми   в   художественных произведениях,  научатся   соотносить   собственный   жизненный   опыт   с   художественными впечатлениями. К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучениюи систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия,   отражающие   учебную   самостоятельность   и   познавательные   интересы,   основы элементарной оценочной деятельности. Выпускники   овладеют   техникой   чтения  (правильным   плавным   чтением, приближающимся   к   темпу   нормальной   речи),   приемами   понимания   прочитанного   и прослушанного   произведения,   элементарными   приемами   анализа,   интерпретации   и преобразования   художественных,   научно­популярных   и   учебных   текстов.   Научатся самостоятельно   выбирать   интересующую  литературу,   пользоваться   словарями   и справочниками,   осознают   себя   как   грамотного   читателя,   способного   к   творческой деятельности. Школьники   научатся   вести   диалог   в   различных   коммуникативных   ситуациях, соблюдая   правила   речевого   этикета,   участвовать   в   обсуждении   прослушанного (прочитанного)   произведения.   Они   будут   составлять   несложные   монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану;   составлять   небольшие   тексты   повествовательного   характера   с   элементами рассуждения   и   описания.   Выпускники   научатся   декламировать   (читать   наизусть) стихотворные   произведения.   Они   получат   возможность   научиться   выступать   перед знакомой   аудиторией   (сверстников,   родителей,   педагогов)   с   небольшими   сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно­популярной   литературой,   будут   находить   и   использовать   информацию   для практической работы. Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы. Виды речевой и читательской деятельности Выпускник научится: – осознавать   значимость   чтения   для   дальнейшего   обучения, саморазвития;   воспринимать   чтение   как   источник   эстетического,   нравственного, познавательного   опыта;   понимать   цель   чтения:   удовлетворение   читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; – прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; – – читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; различать   на   практическом   уровне   виды   текстов   (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; – читать   (вслух)   выразительно   доступные   для   данного   возраста прозаические   произведения   и   декламировать   стихотворные   произведения   после предварительной подготовки; – использовать   различные   виды   чтения:   изучающее,   выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); – ориентироваться   в   содержании   художественного,   учебного   и научно­популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):  –   для художественных текстов: определять главную  мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную   мысль   текста;   находить   в   тексте   требуемую   информацию   (конкретные сведения,   факты,   описания),   заданную   в   явном   виде;   задавать   вопросы   по содержанию   произведения   и  отвечать  на  них,  подтверждая  ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; – для   научно­популярных   текстов:   определять   основное  содержание текста;   озаглавливать   текст,   в   краткой   форме   отражая   в   названии   основное содержание   текста;   находить  в   тексте   требуемую   информацию   (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;  – использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: – для   художественных   текстов:  устанавливать  взаимосвязь   между событиями,   фактами,   поступками   (мотивы,   последствия),   мыслями,   чувствами героев, опираясь на содержание текста;  – для   научно­популярных   текстов:   устанавливать   взаимосвязь   между отдельными   фактами,   событиями,   явлениями,   описаниями,   процессами   и   между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;  – – использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для   художественных   текстов:   формулировать   простые   выводы, основываясь   на   характеристику персонажа;интерпретировать   текст,   опираясь   на   некоторые   его   жанровые, структурные,   языковые   особенности;   устанавливать   связи,   отношения,   не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;  содержании   текста; составлять     – для   научно­популярных   текстов:   формулировать   простые   выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; – ориентироваться   в   нравственном   содержании   прочитанного, самостоятельно   делать   выводы,   соотносить   поступки   героев   с   нравственными нормами (толькодля художественных текстов); – различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно­популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); – передавать   содержание   прочитанного   или   прослушанного   с   учетом специфики   текста   в   виде   пересказа   (полного   или   краткого)   (для   всех   видов текстов); – участвовать   в   обсуждении   прослушанного/прочитанного   текста (задавать   вопросы,   высказывать   и   обосновывать   собственное   мнение,   соблюдая правила   речевого   этикета   и   правила   работы   в   группе),   опираясь   на   текст   или собственный опыт (для всех видов текстов). Выпускник получит возможность научиться: – осмысливать   эстетические   и   нравственные   ценности художественного текста и высказывать суждение; – осмысливать   эстетические   и   нравственные   ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; – высказывать   о   прочитанном (прослушанном)   произведении,   доказывать   и   подтверждать   его   фактами   со ссылками на текст;   собственное   суждение – устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;  – составлять   по   аналогии   устные   рассказы   (повествование, рассуждение, описание). Круг детского чтения (для всех видов текстов) Выпускник научится: осуществлять   выбор   книги   в   библиотеке   (или   в   контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; – – вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; – составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу. Выпускник получит возможность научиться: – – – форме). работать с тематическим каталогом; работать с детской периодикой; самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов) Выпускник научится: – распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений   (на   примерах   художественных  образов   и   средств   художественной выразительности); отличать   на   практическом   уровне   прозаический   текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; различать   художественные   произведения   разных   жанров   (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; – находить   средства   художественной   выразительности   (метафора, олицетворение, эпитет). Выпускник получит возможность научиться: – воспринимать   художественную   литературу   как   вид  искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; – сравнивать,   сопоставлять,   делать   элементарный   анализ   различных текстов, используя ряд литературоведческих  понятий  (фольклорная  и авторская литература,   структура   текста,   герой,   автор)   и   средств   художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); – определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста. Творческая деятельность (только для художественных текстов) Выпускник научится: создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; восстанавливать   текст,   дополняя   его   начало   или   окончание   или Выпускник получит возможность научиться: – вести   рассказ   (или   повествование)   на   основе   сюжета  известного литературного произведения, дополняя и/или  изменяя его содержание, например, рассказывать   известное   литературное   произведение   от   имени   одного   из действующих лиц или неодушевленного предмета; писать   сочинения   по   поводу   прочитанного   в   виде   читательских аннотации или отзыва; создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; – – – – – – – – пополняя его событиями; на основе личного опыта; составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или составлять   устный   рассказ   на   основе   прочитанных   произведений   с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). – создавать   проекты   в   виде   книжек­самоделок,   презентаций   с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; – работать   в   группе,   создавая   сценарии   и   инсценируя   прочитанное (прослушанное,   созданное   самостоятельно)   художественное   произведение,   в   том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма). – Развитие   системы   универсальных   учебных   действий   в   составе личностных,   регулятивных,   познавательных   и   коммуникативных   действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках   нормативно­возрастного   развития   личностной   и   познавательной   сфер ребёнка.   Процесс   обучения   задаёт   содержание   и   характеристики   учебной деятельности   ребёнка   и   тем   самым   определяет   зону   ближайшего   развития указанных   универсальных   учебных   действий   (их   уровень   развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства. – Универсальные   учебные   действия   представляют   собой   целостную систему,   в   которой   происхождение   и   развитие   каждого   вида   учебного   действия определяются   его   отношениями   с   другими   видами   учебных   действий   и   общей логикой возрастного развития. Из общения и сорегуляции развивается способность ребёнка   регулировать   свою   деятельность.   Из   оценок   окружающих   и   в   первую очередь оценок близкого взрослого  формируется  представление  о себе и своих возможностях,   появляется   самопринятие   и   самоуважение,  т. е.   самооценка   и Я­концепция   как   результат   самоопределения.   Из   ситуативнопознавательного   и внеситуативнопознавательного   общения   формируются   познавательные   действия ребёнка. – Содержание,   способы   общения   и   коммуникации   обусловливают развитие   способности  ребёнка   к  регуляции   поведения   и  деятельности,   познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношения к себе. Именно поэтому  становлению коммуникативных универсальных учебных действий в программе  развития  универсальных учебных действий следует уделить  особое внимание.    – По   мере   становления   личностных   действий   ребёнка (смыслообразование   и   самоопределение,   нравственноэтическая   ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевают значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я­концепции. – Познавательные   действия   также  являются  существенным  ресурсом достижения   успеха   и   оказывают   влияние   как   на  эффективность   самой деятельности   и   коммуникации,   так   и   на   самооценку,   смыслообразование   и самоопределение обучающегося. Личностные   универсальные   учебные   действия  обеспечивают   ценностносмысловую ориентацию   обучающихся   (умение   соотносить   поступки   и   события   с   принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.  – Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:  личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает   к   деятельности,   ради   чего   она   осуществляется.   Ученик   должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь   на   него   отвечать;   нравственно­этическая   ориентация,   в   том   числе   и оценивание   усваиваемого   содержания   (исходя   из   социальных   и   личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.  1 класс ­ Формирование  чувства гордости  за свою  Родину, российский  народ и историю России. ­ Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. ­ Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Формирование   умения   соотносить   поступки   и   события   с   принятыми   этическими принципами.  2 класс ­Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. ­   Принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов   учебной деятельности   и   формирование   личностного   смысла   учения.Формирование   знаний моральных   норм   и   умения   выделить   нравственный   аспект   поведения)   и   ориентацию   в социальных ролях и межличностных отношениях. 3 класс ­ Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной   деятельности,   на   основе   представлений   о   нравственных   нормах, социальной справедливости и свободе. ­ Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.                              ­ Форирование   умения   соотносить   поступки   и   события   с   принятыми   этическими принципами,   Формирование   знаний   моральных   норм   и   умения   выделить   нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. 4 класс ­   Развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. ­ Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. ­ Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду,   к   работе   на   результат,   бережному   отношению   к   материальным   и   духовным ценностям.­ Форирование умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,   Формирование   знаний   моральных   норм   и   умения   выделить   нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Метапредметные результаты Регулятивные   универсальные   учебные   действия  обеспечивают   обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: ­   целеполагание   как   постановка   учебной   задачи   на   основе   соотнесения   того,   что   уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно; ­   планирование —   определение   последовательности   промежуточных   целей   с   учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; ­ прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны ´х характеристик; ­ контроль в форме соотнесения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; ­ коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, другими обучающимися; ­ оценка — выделение и осознание обучающимся того, что им уже усвоено и что ему ещё нужно   усвоить,   осознание   качества   и   уровня   усвоения;   объективная   оценка   личных результатов работы; ­   саморегуляция   как   способность   к   мобилизации   сил   и  энергии,     волевому   усилию (выбору   в   ситуации   мотивационного   конфликта)   и   преодолению   препятствий   для достижения цели. 1 класс ­Овладение способностью принимать и сохранять цели  и задачи  учебной  деятельности, поиска средств её осуществления. ­   Формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствии  с поставленной задачей  и условиями  её реализации,  определять  наиболее эффективные способы достижения результата. ­ Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 2 класс ­Овладение   способностью   ставить   под   руководством   учителя     цели   и   задачи   учебной деятельности, поиска средств её осуществления. ­   Внесение   необходимых   дополнений   и   корректив   в   план   и   способ   действия   в   случае расхождения   эталона,   реального   действия   и   его   результата   с   учётом   оценки   этого результата самим обучающимся, учителем, другими обучающимися. ­ Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. ­ Овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных   стилей   и   жанров   в соответствии   с   целями   и   задачами:   осознанно   строить   речевое   высказывание   в соответствии   с   задачами   коммуникации   и   составлять   тексты   в   устной   и   письменной формах.­ Выделение и осознание обучающимся того, что им уже усвоено и что ему ещё нужно усвоить. 3 класс ­Овладение способностью самостоятельно ставитть  цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. ­ Овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам,   установления   аналогий   и   причинно­ следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. ­ Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны´х характеристик; ­ Осознание качества и уровня усвоения. ­ Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных   точек   зрения   и   права   каждого   иметь   свою,   излагать   своё   мнение   и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. ­ Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций   и   ролей   в   совместной   деятельности;   осуществлять   взаимный   контроль   в совместной   деятельности,   адекватно   оценивать   собственное   поведение   и   поведение окружающих. 4 класс ­ Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. ­ Составление плана и последовательности действий. ­ Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. ­ Контроль в форме соотнесения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. ­ Объективная оценка личных результатов работы. ­ Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений   действительности   в   соответствии   с   содержанием   учебного   предмета «литературное чтение». ­ Овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями,   отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. ­   Умение   работать   в   материальной   и   информационной   среде   начального   общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение».                                                                            ­ Способность   к   мобилизации   сил   и  энергии,     волевому   усилию   (выбору   в   ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий для достижения цели.   учебного     с Коммуникативные   универсальные   учебные   действия  обеспечивают   социальную компетентность и учёт позиции  других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:                                                             ­ планирование сверстниками  — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; ­ постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; ­   разрешение   конфликтов —   выявление,   идентификация  проблемы,   поиск   и   оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; ­ управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; ­ умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи   в   соответствии   с   грамматическими   и   синтаксическими   нормами   родного   языка, современных средств коммуникации.   учителем   и   сотрудничества 1 класс ­  Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками под руководством учителя.                                                                                                                   ­ Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. ­ Разрешение конфликтов.  ­   Формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствии  с поставленной задачей  и условиями  её реализации,  определять  наиболее эффективные способы достижения результата. ­ Использование знаково­символических средств представления информации. ­ Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. ­ Умение выражать свои мысли под руководством учителя. 2 класс ­ Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. ­  Определение цели, функций участников, способов взаимодействия. ­ Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. — Выявление, идентификация проблемы.  ­ Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий. ­ Овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных   стилей   и   жанров   в соответствии   с   целями   и   задачами:   осознанно   строить   речевое   высказывание   в соответствии   с   задачами   коммуникации   и   составлять   тексты   в   устной   и   письменной формах. ­ Умение  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  ­ Владение монологической и диалогической формами речи под руководством учителя. 3 класс ­ Постановка вопросов.  ­ Поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта.  ­   Овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам,   установления   аналогий   и   причинно­ следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. ­ Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных   точек   зрения   и   права   каждого   иметь   свою,   излагать   своё   мнение   и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. ­ Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций   и   ролей   в   совместной   деятельности;   осуществлять   взаимный   контроль   в совместной   деятельности,   адекватно   оценивать   собственное   поведение   и   поведение окружающих.­   Умение   с   достаточной   полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли   в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                            ­  Владение монологической и диалогической формами речи . 4 класс.                                    — Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. ­ Принятие решения и его реализация. ­ Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. ­ Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений   действительности   в   соответствии   с   содержанием   учебного   предмета «литературное чтение». ­ Овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями,   отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. ­   Умение   работать   в   материальной   и   информационной   среде   начального   общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета . ­   Владение   монологической   и   диалогической   формами   речи   в   соответствии   с «Литературное     чтение». грамматическими   и   синтаксическими   нормами   родного   языка,   современных   средств коммуникации. ­   свободная   ориентация   и   восприятие   текстов   художественного,   научного,  Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. К общеучебным универсальным действиям относятся: ­ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ­   поиск   и   выделение   необходимой   информации,   в   том   числе   решение   практических   и познавательных  задач с  использованием  общедоступных  в начальной  школе  источников информации (в том числе справочников, энциклопедий, словарей) и инструментов ИКТ; ­ структурирование знаний; ­ осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ­ выбор наиболее эффективных способов решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий; ­   рефлексия   способов   и   условий   действия,   контроль   и   оценка   процесса   и   результатов деятельности; ­ смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  ­ извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;  ­ определение основной и второстепенной информации;    публицистического и официальноделового стилей;  ­  понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаковосимволические действия: ­ моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные   характеристики   объекта   (пространственнографическая   или   знаково­ символическая модели); ­   преобразование   модели   с   целью   выявления   общих   законов,   определяющих   данную предметную область. К логическим универсальным действиям относятся: ­ анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); ­ синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; ­ выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; ­ подведение под понятие, выведение следствий; ­ установление причинноследственных связей, представление цепочек объектов и явлений; ­ построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; ­ доказательство; ­ выдвижение гипотез и их обоснование. К постановке и решению проблемы относятся: ­ формулирование проблемы; ­   самостоятельное   создание  алгоритмов   (способов)  деятельности   при   решении  проблем творческого и поискового характера. 1 класс ­ Выделение и формулирование познавательной цели под руководством учителя. ­ Поиск и выделение необходимой информации под руководством учителя. ­ Выбор при помощи учителя наиболее эффективных способов решения  практических и познавательных задач.  ­ Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров под руководством учителя. ­   Свободная   ориентация   и   восприятие   текстов   художественного, публицистического и официальноделового стилей;  ­  Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;   научного, 2 класс ­ Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. ­   Решение   практических   и   познавательных   задач   с   использованием   общедоступных   в начальной школе источников информации.  ­ Формирование позитивного отношения к правильной устной  речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. ­ Овладение первоначальными представлениями о нормахи правилах речевого этикета.  ­ Осознание безошибочного, беглого, выразительного чтения,   как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение выразительности и правил постановки знаков препинания при разговорной речи.  ­   Рефлексия   способов   и   условий   действия.контроль   и   оценка   процесса   и   результатов деятельности. ­ Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. ­ Определение основной и второстепенной информации под руководством учителя. ­   Ориентация   и   восприятие   текстов   художественного,   научного,   публицистического   и официальноделового стилей под руководством учителя.  ­   Преобразование   модели   с   целью   выявления   общих   законов,   определяющих   данную предметную область под руководством учителя. ­   Анализ   объектов   с   целью   выделения   признаков   (существенных,   несущественных)   под руководством учителя. ­ Подведение под понятие, выведение следствий. ­ Представление цепочек объектов и явлений. ­ Анализ истинности утверждений. ­ Выдвижение гипотез и их обоснование. 3 класс ­ Формирование  умения ориентироваться  в целях,  задачах,  средствах  и условиях   выбирать   адекватные   языковые   средства   для   успешного   решения общения, коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний. ­   Решение   практических   и   познавательных   задач   с   использованием   общедоступных   в начальной школе  инструментов ИКТ.  ­ Структурирование знаний. ­ Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.  ­ Выбор наиболее эффективных способов решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий.                                       ­ Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. ­ Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.   ­ Определение основной и второстепенной информации.  ­   Ориентация   и   восприятие   текстов   художественного,   научного,   публицистического   и официальноделового стилей. ­  Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; ­   Преобразование   модели   с   целью   выявления   общих   законов,   определяющих   данную предметную область. ­ Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). ­ Установление причинноследственных связей.   ­ Построение логической цепочки рассуждений. ­ Доказательство и выдвижение гипотез и их обоснование. ­ Формулирование проблемы.  4 класс ­Овладение   учебными   действиями   с   языковыми   единицами   и   формирование   умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. ­   Поиск   и   выделение   необходимой   информации,   в   том   числе   решение   практических   и познавательных  задач с  использованием  общедоступных  в начальной  школе  источников информации (в том числе справочников, энциклопедий, словарей) и инструментов ИКТ; ­Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре литературного чтения, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи. ­Формирование   умений   употреблять   языковые   единицы   адекватно   ситуации   речевого общения. ­   Рефлексия   способов   и   условий   действия,   контроль   и   оценка   процесса   и   результатов деятельности. ­   Моделирование —   преобразование   объекта   из   чувственной   формы   в   модель,   где выделены   существенные   характеристики   объекта   (пространственнографическая   или знаковосимволическая модели). ­ Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. ­ Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. ­ Установление причинноследственных связей, представление цепочек объектов и явлений. ­ Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. ­ Доказательство. ­ Выдвижение гипотез и их обоснование. ­   Самостоятельное   создание  алгоритмов   (способов)  деятельности   при   решении  проблем творческого и поискового характера. 2.Содержание   учебного   предмета   «Литературное   чтение».Наименование   разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий. Обучение грамоте. Фонетика.  Звуки   речи.   Осознание   единства   звукового   состава   слова   и   его   значения. Установление   числа   и   последовательности   звуков   в   слове.   Сопоставление   слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение   гласных   и   согласных   звуков,   гласных   ударных   и   безударных,   согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Графика.  Различение   звука   и   буквы:   буква   как   знак   звука.   Овладение   позиционным способом   обозначения   звуков   буквами.   Буквы   гласных   как   показатель   твердости   – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение.  Формирование   навыка   слогового   чтения   (ориентация   на   букву,   обозначающую гласный   звук).   Плавное   слоговое   чтение   и   чтение   целыми   словами   со   скоростью, соответствующей   индивидуальному   темпу   ребенка.   Осознанное   чтение   слов, словосочетаний,   предложений   и   коротких   текстов.   Чтение   с   интонациями   и   паузами   в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство   с   орфоэпическим   чтением   (при   переходе   к   чтению   целыми   словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Слово и предложение.  Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Систематический курс. Виды речевой и читательской деятельности. Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное   понимание   содержания   звучащей   речи,   умение   отвечать   на   вопросы   по содержанию   услышанного   произведения,   определение   последовательности   событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно­познавательному и художественному произведению. Чтение Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения),   постепенное   увеличение   скорости   чтения.   Установка   на   нормальный   для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.   Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Чтение про себя.  Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое,   выборочное).   Умение   находить   в   тексте   необходимую   информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа   с   разными   видами   текста.  Общее   представление   о   разных   видах   текста: художественных,   учебных,   научно­популярных   –   и   их   сравнение.   Определение   целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное   определение   темы,   главной   мысли,   структуры;   деление   текста   на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Алфавитный   каталог. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать   выступления   товарищей,   дополнять   ответы   по   ходу   беседы,   используя   текст. Привлечение справочных и иллюстративно­изобразительных материалов. Библиографическая культура.  Книга   как  особый  вид  искусства.  Книга   как  источник необходимых   знаний.   Первые   книги   на   Руси   и   начало   книгопечатания   (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или   оглавление,   титульный   лист,   аннотация,   иллюстрации.   Виды   информации   в   книге: научная,   художественная   (с   опорой   на   внешние   показатели   книги,   ее   справочно­ иллюстративный материал). Типы   книг   (изданий):   книга­произведение,   книга­сборник,   собрание   сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам   в   библиотеке.   Самостоятельное   пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное   соотношение   с   содержанием.   Определение   особенностей   художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание   нравственного   содержания   прочитанного,   осознание   мотивации   поведения героев,   анализ   поступков   героев   с   точки   зрения   норм   морали.   Осознание   понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере   народов   России).   Схожесть   тем,   идей,   героев   в   фольклоре   разных   народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика   героя   произведения   с   использованием   художественно­выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.   Анализ   (с   помощью   учителя),   мотивы   поступка   персонажа.   Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение   разных   видов   пересказа   художественного   текста:   подробный,   выборочный   и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Работа с учебными, научно­популярными и другими текстами.  Понимание заглавия произведения;   адекватное   соотношение   с   его   содержанием.   Определение   особенностей учебного   и   научно­популярного   текста   (передача   информации).   Понимание   отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно­следственных связей. Определение главной мысли текста. повествование). Деление   текста   на   части.   Определение   микротем.   Ключевые   или   опорные   слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Говорение (культура речевого общения) Осознание   диалога   как   вида   речи.   Особенности   диалогического   общения:   понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая,   собеседника   и   в   вежливой   форме   высказывать   свою   точку   зрения   по обсуждаемому   произведению   (учебному,   научно­познавательному,   художественному тексту). Доказательство собственной  точки зрения с опорой  на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог   как   форма   речевого   высказывания.   Монологическое   речевое   высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа   на   вопрос.   Отражение   основной   мысли   текста   в   высказывании.   Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно­популярного, учебного   и   художественного   текста.   Передача   впечатлений   (из   повседневной   жизни, художественного   произведения,   изобразительного   искусства)   в   рассказе   (описание, рассуждение,   Самостоятельное   построение   плана   собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Письмо (культура письменной речи) Нормы   письменной   речи:   соответствие   содержания   заголовку   (отражение   темы,   места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка   (синонимы,   антонимы,   сравнение)   в   мини­сочинениях   (повествование,   описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв. Круг детского чтения Произведения   устного   народного   творчества   разных   народов   России.   Произведения классиков   отечественной   литературы   XIX–ХХ   вв.,   классиков   детской   литературы, произведения   современной   отечественной   (с   учетом   многонационального   характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Представленность   разных  видов  книг:   историческая,   приключенческая,  фантастическая, научно­популярная,   справочно­энциклопедическая   литература;   детские   периодические издания (по выбору). Основные   темы   детского   чтения:   фольклор   разных   народов,   произведения   о   Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Общее   представление   о   композиционных   особенностях   построения   разных   видов рассказывания:   повествование   (рассказ),   описание   (пейзаж,   портрет,   интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). Прозаическая   и   стихотворная   речь:   узнавание,   различение,   выделение   особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными   способами   работы   с   деформированным   текстом   и   использование   их (установление  причинно­следственных  связей, последовательности  событий: соблюдение этапности   в   выполнении   действий);   изложение   с   элементами   сочинения,   создание собственного   текста   на   основе  художественного   произведения   (текст   по   аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. 3. Тематическое планирование.  Согласно базисному (образовательному)     учебному   плану образовательных учреждений РФ всего на изучение литературного чтения в начальной школе выделяется 523 часа, из них в 1 классе 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2 – 3 классах по 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе), в 4 классе 119 часов.  На основании приказа   МОН   КК   от   17   июня   2013   года   №   3793   «О   примерных   учебных   планах   для общеобразовательных учреждений Краснодарского края» в I полугодии в 4 классе учебный предмет «Литературное чтение» преподаётся 3 часа в неделю, а во II полугодии – 4 часа в неделю.  Обучение грамоте. №  п/п 1. 2. 3. 4. 5 Разделы, темы. Фонетика. Графика. Чтение. Слово и предложение. Развитие речи. Итого: Литературное чтение. №  п/п Разделы, темы. Количество часов. Примерная  программа. Рабочая программа   1 класс 6 5 58 17 10 96   6 5 58 17 10 96 Количество часов. Примерн ая  програм ма Рабоча я  програ мма Рабочая программа по классам. 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. 1. Аудирование  Содержание учебного предмета,  курса. (слушание). 2. Чтение. 3. 4. Культура речевого  общения. Культура письменной  речи. Круг детского чтения. 5. 6. Литературоведческая  Звуки речи. Осознание  пропедевтика.   7. Творческая  Обучение грамоте. (96ч) деятельность  учащихся (на основе  литературных  единства звукового состава  произведений). слова и его значения.  Итого: Установление числа и  последовательности звуков в  слове. Сопоставление слов,  различающихся одним или  несколькими  звуками.Различение гласных и  согласных звуков, гласных  ударных и безударных,  согласных твердых и мягких,  звонких и глухих.Слог как  минимальная произносительная  единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. 39 30­40 Тематическое  планирование. 209 190­225 100­110 20­25 96 21 33 12 3 14 8 ­ 8 ­ 36  427  Фонетика. 17 3 Первоначальное  представление о слове как  единстве значения и  звучания. Звуки речи.  Смыслоразличительная  функция звуков.  Интонационное выделение  звука на фоне слова.  Звуковой анализ слова с  выделением, называнием  каждого звука в слове,  фиксацией звуков фишками.  Число и последовательность  звуков в слове.  Сопоставление слов,  различающихся одним  звуком (мак—рак).  Особенность гласных звуков. Особенность согласных  звуков. Различение гласных и согласных звуков.  Смыслоразличительная  функция твердых и мягких  согласных звуков.  Различение твердых и  мягких согласных звуков.  Моделирование звукового  состава слова с отражением  в модели качественной  характеристики (гласные, твердые и мягкие  согласные). Слог как  минимальная  произносительная единица.  Слогообразующая функция  гласных звуков. Деление  слов на слоги. Ударение.  звука  8 21 Количество  65 часов. 77 32 2 8 5 4 1 6 2 23 11 8 4 3 4 4 136 136 7 Характеристи 53 ка основных   видов  33 деятельности  ученика на  8 уровне  9 учебных  действий  3 6 Воспроизводит ь заданный  учителем  119 образец  интонационного  выделения звука в слове. Группировать  (классифициро вать) слова по  звукам.  Подбирать  слова с  заданным  звуком. Наблюдать:  находить в  стихотворении  слова с  заданным  звуком. Определять  место заданного звука в слове. Моделировать  звуковой состав слова. Сравнивать:  соотносить  слова со  схемами.  Подбирать слова к заданной  схеме.Классиф ицировать  слова по Способы его выделения.  Слогоударные схемы. 5 Графика. Звук и буква. Буква как знак  звука. Буквы, обозначающие  гласные звуки. Выбор буквы  гласного звука в зависимости от твердости или мягкости  предшествующего  согласного. Функции букв,  обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение  гласного звука и указание на  твердость или мягкость  предшествующего  согласного. Функции букв е, ё, ю, я.  Буквы, обозначающие согласные  Различение звука и  буквы: буква как знак звука.  Овладение позиционным  способом обозначения звуков  буквами. Буквы гласных как  показатель твердости –  мягкости согласных звуков.  Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости  предшествующего согласного  звука.ьЗнакомство с русским  алфавитом как  последовательностью букв звуки. Разные способы  обозначения буквами звука  [й’]. Функция букв ь и ъ.  Русский алфавит. Название  букв русского алфавита.  Алфавитный порядок слов Формирование навыка  слогового чтения (ориентация  на букву, обозначающую  гласный звук). Плавное  слоговое чтение и чтение  целыми словами со скоростью,  58 Чтение.  Воспроизведение звуковой  формы слова по его  буквенной записи. Овладение способом чтения прямого  слога. Отработка техники  чтения. Работа над  количеству  слогов и месту  ударения.  Анализировать : делить слова на слоги,  определять  количество  слогов в слове.  Подбирать слова с заданным  количеством  слогов.   Сравнивать:  соотносить звук  и  соответствующу ю ему букву.  Характеризова ть функцию  букв,  обозначающих  гласные звуки в  открытом слоге: буквы гласных  как показатель  твердости  мягкости  предшествующи х согласных  звуков. Воспроизводи ть алфавит.        Осознавать  алфавит как  определенную последовательн ость букв. Восстанавливат ь алфавитный порядок слов Воспроизводит ь звуковую  форму слова по его буквенной  записи.  Наблюдать: соответствующей  индивидуальному темпу  ребенка. Осознанное чтение  слов, словосочетаний,  предложений и коротких  текстов.чтение с интонациями и паузами в соответствии со  знаками препинания. Развитие  осознанности и выразительности чтения на материале небольших  текстов и стихотворений.  Знакомство с орфоэпическим  чтением (при переходе к чтению целыми словами).  Орфографическое чтение  (проговаривание) как средство  самоконтроля при письме под  диктовку и при списывании. Восприятие слова как  объекта изучения, материала  для анализа. Наблюдение над  значением слова.Различение  слова и предложения. Работа с  предложением: выделение слов,  изменение их порядка. 17 осознанностью чтения слов  предложений, коротких  текстов. Чтение с  интонациями, паузами в  соответствии со знаками  препинания.  Орфографическое чтение как средство самоконтроля при  письме под диктовку и  списывании. Орфоэпическое  чтение как воспроизведение  звуковой формы слова по его буквенной записи с учётом  орфоэпических правил при  переходе к чтению целыми  словами. Слово и предложение. Слово как объект изучения,  материал для анализа.  Различение слова и  обозначаемого им предмета.  Значение слова. Слова,  называющие предметы.  Слова, называющие действия. Слова, называющие признаки. Активизация и расширение  словарного запаса.  Наблюдение над значением  слов. Понимание значения  слова в контексте.  Включение слов в  предложение. Наблюдение  над родственными словами  (без введения терминологии). Работа с предложением:  выделение слов, изменение  их порядка. Коррекция  предложений, содержащих  смысловые и грамматические ошибки Понимание прочитанного текста при самостоятельном  чтении вслух и при его  прослушивании. Составление  Развитие речи. 10 Составление рассказов по  серии сюжетных картинок.  Использование  прочитанных слов для  построения связного  соединять  начало и конец  предложения.  Подбирать  пропущенные в  предложении  слова,  ориентируясь  на смысл  предложения.  Читать  предложения и  небольшие  тексты.  Анализировать  текст. Классифициров ать слова в  соответствии с их значением.   Группировать  слова, сходные по значению и  звучанию.  Моделировать  предложение.  Наблюдать:  определять   количество слов в предложении.  Списывать  деформированны й текст.  Придумывать  предложения с  заданным словом Составлять  текст по серии  сюжетных  картинок. Описывать небольших рассказов  повествовательного характера  по серии сюжетных картинок,  материалам собственных игр,  занятий, наблюдений. рассказа. Практическое  овладение диалогической  формой речи. Работа над  речевым этикетом в  ситуациях учебного и  бытового общения:  приветствие, прощание,  извинение, благодарность,  обращение с просьбой.  Сочинение небольших  рассказов  повествовательного  характера по материалам  собственных игр, занятий,  наблюдений Литературное чтение (427 часов) Аудирование (слушание) (39 ч.) 3 8 21 7 Восприятие на слух звучащей  речи (высказывание собеседника,  чтение различных текстов).  Адекватное понимание содержания  звучащей речи, умение отвечать на  вопросы по содержанию услышанного произведения, определение  последовательности событий,  осознание цели речевого  высказывания, умение задавать  вопрос по услышанному учебному,  научно ­ познавательному и  художественному произведению. Слушание  фольклорных  произведений:  основная  сюжетная линия.  Характеристика  героя сказки.  Описание героя.  Слушание  поэтических  произведений,  прозаических  произведений.  Жанры  художественных  произведений.  Восприятие  учебного текста:  цель, осмысление  системы заданий.  Восприятие  научно­ популярного  текста. случаи из  собственной  жизни, свои  наблюдения и  переживания. Участвовать в  учебном  диалоге. Включаться в  групповую  работу,  связанную с  общением. Задавать  учителю и  одноклассника м  познавательные вопросы. Воспринимать на слух  фольклорные  произведения,  поэтические и  прозаические,  художественные  произведения.  Конструировать  алгоритм  выполнения  учебного  задания.  Характеризовать особенности  прослушанного  произведения.   Чтение вслух. Постепенный  переход от слогового к плавному  осмысленному правильному чтению  Чтение вслух и  про себя.  Использование  Читать вслух  слоги, слова,  предложения,  Чтение.(209 ч.) 14 77 65 53 целыми словами вслух (скорость  чтения в соответствии с  индивидуальным темпом чтения),  постепенное увеличение скорости  чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости,  позволяющий ему осознать текст.  Соблюдение орфоэпических и  интонационных норм чтения. Чтение  предложений с интонационным  выделением знаков препинания.  Понимание смысловых особенностей  разных по виду и типу текстов,  передача их с помощью  интонирования. Чтение про себя. Осознание смысла  произведения при чтении про себя  (доступных по объему и жанру  произведений). Определение вида  чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение  находить в тексте необходимую  информацию. Понимание  особенностей разных видов чтения:  факта, описания, дополнения  высказывания и др. Работа с разными видами текста.  Общее представление о разных видах  текста: художественных, учебных,  научно­популярных – и их сравнение.  Определение целей создания этих  видов текста. Особенности  фольклорного текста.Практическое  освоение умения отличать текст от  набора предложений.  Прогнозирование содержания книги  по ее названию и  оформлению.Самостоятельное  определение темы, главной мысли,  структуры; деление текста на  смысловые части, их озаглавливание.  Умение работать с разными видами  информации.Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на  вопросы, выступать по теме, слушать  выступления товарищей, дополнять  ответы по ходу беседы, используя  текст. Привлечение справочных и  выразительных  средств:  интонации, темпа  речи, тембра  голоса, паузы.  Чтение наизусть  стихотворений.  Работа с разными  видами текста.  Текст. Текст и  набор  предложений.  Художественный  текст. Научно­ популярный  текст. Учебный  текст. Отличие  художественного  текста от научно­ популярного.  Заголовок в  тексте. Цель и  назначение  заглавия  произведения.  Выбор заголовка  из предложенных  учителем.  Определение темы текста.  Обсуждение  главной мысли  произведения.  Слова,  словосочетания в  тексте,  отражающие  мысли, чувства  автора.  Составление  плана текста. Подробный  пересказ текста. Краткий и сжатый пересказ текста. Выборочный  пересказ текста.  Рассказ о герое  произведения по  самостоятельно  плавно читать  целыми словами. Читать  выразительно  литературные  произведения.  Читать про себя. Характеризовать текст.  Сравнивать  тексты,  определять  жанр. Объяснять смысл заглавия  произведения.  Составлять план  текста.  Пересказывать  текст  художественного произведения:  подробно,  кратко,  Наблюдать:  рассматривать  иллюстрации.  Анализировать  текст.  Характеризовать книгу. Выбирать  книгу в  библиотеке,  объяснять  назначение  каталожной  карточки,  составлять отзыв о прочитанной  книге  (выборочно).  Характеризовать текст:  представлять,  предполагать  текст по  заголовку, теме,  иллюстрациям,  определять тему, главную мысль  произведения;  находить в  тексте  доказательства. Сравнивать  тексты,  определять  жанр, выделять  особенности,  анализировать  структуру.  Сравнивать  произведения  разных жанров. Объяснять  смысл заглавия  произведения;  выбирать  заголовок  произведения. Составлять план  текста: делить  текст на части,  озаглавливать  каждую часть,  выделять  опорные слова,  определять  главную мысль  произведения. составленному  плану. Рассказ по  иллюстрации к  тексту. Работа с книгой.  Выбор книги с  помощью учителя  из ряда  предложенных.  Аннотация книги.  Знакомство с  библиотекой.  Алфавитный  каталог. Выбор  книги по  рекомендованном у списку. Отзыв  на книгу. иллюстративно изобразительных  материалов. Библиографическая культура.  Книга как особый вид искусства.  Книга как источник необходимых  знаний. Первые книги на Руси и  начало книгопечатания (общее  представление). Книга учебная,  художественная, справочная.  Элементы книги: содержание или  оглавление, титульный лист,  аннотация, иллюстрации. Виды  информации в книге: научная,  художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно­ иллюстративный материал).Типы  книг (изданий): книга­произведение,  книга­сборник, собрание сочинений,  периодическая печать, справочные  издания (справочники, словари,  энциклопедии).Выбор книг на основе  рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам  в библиотеке. Алфавитный каталог.  Самостоятельное пользование  соответствующими возрасту  словарями и справочной  литературой.Работа с текстом  художественного произведения.  Понимание заглавия произведения,  его адекватное соотношение с  содержанием. Определение  особенностей художественного  текста: своеобразие выразительных  средств языка (с помощью учителя).  Осознание того, что фольклор есть  выражение общечеловеческих  нравственных правил и  отношений.Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание  мотивации поведения героев, анализ  поступков героев с точки зрения  норм морали. Осознание понятия  «Родина», представления о  проявлении любви к Родине в  литературе разных народов (на  примере народов России). Схожесть  тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с  использованием выразительных  средств языка: последовательное  воспроизведение эпизода с  использованием специфической для  данного произведения лексики (по  вопросам учителя), рассказ по  иллюстрациям,  пересказ.Характеристика героя  произведения с использованием  художественно ­ выразительных  средств данного текста. Нахождение  в тексте слов и выражений,  характеризующих героя и событие.  Анализ (с помощью учителя), мотивы  поступка персонажа. Сопоставление  поступков героев по аналогии или по  контрасту. Выявление авторского  отношения к герою на основе анализа  текста, авторских помет, имен героев. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.Освоение  разных видов пересказа  художественного текста: подробный,  выборочный и краткий (передача  основных мыслей).Подробный  пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение  опорных или ключевых слов,  озаглавливание, подробный пересказ  эпизода; деление текста на части,  определение главной мысли каждой  части и всего текста,  озаглавливаниекаждой части и всего  текста, составление плана в виде  назывных предложений из текста, в  виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного  высказывания.Самостоятельный  выборочный пересказ по заданному  фрагменту: характеристика героя  произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить  рассказ о герое), описание места  действия (выбор слов, выражений в  тексте, позволяющих составить  данное описание на основе текста).  Вычленение и сопоставление  эпизодов из разных произведений по  общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Работа с учебными, научно­ популярными и другими текстами.  Понимание заглавия произведения;  адекватное соотношение с его  содержанием. Определение  особенностей учебного и научно­ популярного текста (передача  информации). Понимание отдельных,  наиболее общих особенностей  текстов былин, легенд, библейских  рассказов (по отрывкам или  небольшим текстам). Знакомство с  простейшими приемами анализа  различных видов текста:  установление причинно­следственных связей. Определение главной мысли  текста. Деление текста на части.  Определение микротем. Ключевые  или опорные слова. Построение  алгоритма деятельности по  воспроизведению текста.  Воспроизведение текста с опорой на  ключевые слова, модель, схему.  Подробный пересказ текста. Краткий  пересказ текста (выделение главного  в содержании текста). Культура речевого общения  (96 ч.) 8 32 23 33 Осознание диалога как вида  речи. Особенности диалогического  общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать  вопросы по тексту; выслушивать, не  перебивая, собеседника и в вежливой  форме высказывать свою точку  зрения по обсуждаемому  произведению (учебному, научно­ познавательному, художественному  тексту). Доказательство собственной  точки зрения с опорой на текст или  собственный опыт. Использование  норм речевого этикета в условиях  внеучебного общения. Знакомство с  особенностями национального  этикета на основе фольклорных  произведений.Работа со словом  (распознавать прямое и переносное  Диалог. Слушание вопросов  собеседника.  Правила речевого  общения.  Вежливость –  первое правило  общения. Монолог.  Определение  главной мысли  высказывания на  заданную тему.  Выразительное  средство языка  для высказывания. Презентация  высказывания. Устный рассказ.  Участвовать в  диалоге.  Формулировать  вопросительные  произведения.  Конструировать  монологическое  высказывание.  Создавать  (устно) текст,  отзыв,  рассуждение с  учётом  особенностей  слушателей. значения слов, их многозначность),  целенаправленное пополнение  активного словарного запаса.Монолог как форма речевого высказывания.  Монологическое речевое  высказывание небольшого объема с  опорой на авторский текст, по  предложенной теме или в виде  (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в  высказывании. Передача содержания  прочитанного или прослушанного с  учетом специфики научно­ популярного, учебного и  художественного текста. Передача  впечатлений (из повседневной жизни,  художественного произведения,  изобразительного искусства) в  рассказе (описание, рассуждение,  повествование). Самостоятельное  построение плана собственного  высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка  (синонимы, антонимы, сравнение) с  учетом особенностей  монологического высказывания.  Устное сочинение как продолжение  прочитанного произведения,  отдельных его сюжетных линий,  короткий рассказ по рисункам либо  на заданную тему. Культура письменной речи (21 ч.) Нормы письменной речи:  соответствие содержания заголовку  (отражение темы, места действия,  характеров героев), использование в  письменной речи выразительных  средств языка (синонимы, антонимы,  сравнение) в мини­сочинениях  (повествование, описание,  рассуждение), рассказ на заданную  тему, отзыв. Определение темы прочитанного  произведения.  Определение темы и главной мысли  устного  сочинения.  Структура  высказывания.  Презентация  своего  высказывания. ­ 2 11 8 Создавать  письменный  текст.  Определять тип  высказывания,  отбирать  выразительные  средства языка. Определение темы своего  высказывания.  Определение  главной мысли  высказывания.  Выразительные  средства языка  для письменного  высказывания.  Типы  высказываний.  Устное сочинение  в форме рассказа,  отзыва. Круг детского чтения (33 ч.) 8 8 8 9 Произведения устного  народного творчества разных народов России. Произведения классиков  отечественной литературы XIX–ХХ  вв., классиков детской литературы,  произведения современной  отечественной (с учетом  многонационального характера  России) и зарубежной литературы,  доступные для восприятия младших  школьников. Представленность  разных видов книг: историческая,  приключенческая, фантастическая,  научно­популярная, справочно­ энциклопедическая литература;  детские периодические издания (по  выбору).Основные темы детского  чтения: фольклор разных народов,  произведения о Родине, природе,  детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения. Произведения  устного народного творчества.  Песенки, загадки,  считалки,  пословицы и  поговорки.  Сказки, былины.  Мифы, легенды,  библейские  рассказы. Детские журналы.  Справочник для  учащихся  начальных  классов. Темы детского  чтения.  Произведения о  детях, природе,  взаимоотношения х людей,  животных,  Родине,  приключенческая  литература,  фантастика.  Детская  литература  народов России. Литературоведческая пропедевтика (12 ч.) ­ 5 4 3 Нахождение в тексте,  определение значения в  художественной речи (с помощью  учителя) средств выразительности:  синонимов, антонимов, эпитетов,  сравнений, метафор,  гипербол.Ориентировка в  литературных понятиях:  художественное произведение,  художественный образ, искусство  слова, автор (рассказчик), сюжет,  тема; герой произведения: его  портрет, речь, поступки, мысли;  отношение автора к герою.Общее  представление о композиционных  особенностях построения разных  видов рассказывания: повествование  (рассказ), описание (пейзаж, портрет,  интерьер), рассуждение (монолог  Малые жанры  фольклора:  загадки, считалки, песенки,  пословицы и  поговорки. Жанры произведений:  рассказы,  стихотворения,  сказки.  Прозаическая и  стихотворная  речь. Тема  произведения.  Главная мысль  произведения.  Развитие  действия. Герой  произведения.  Сравнивать  малые  фольклорные  жанры.  Сравнивать  сказки разных  народов.  Ориентироватьс я в  литературоведче ских понятиях и  терминах.  Наблюдать:  выделять  особенности  разных жанров  художественных  произведений. Характер героя.  Средства  выразительности.  Сравнение.  Метафора.  Гипербола. героя, диалог героев).Прозаическая и  стихотворная речь: узнавание,  различение, выделение особенностей  стихотворного произведения (ритм,  рифма).Фольклор и авторские  художественные произведения  (различение).Жанровое разнообразие  произведений. Малые фольклорные  формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) –  узнавание, различение, определение  основного смысла. Сказки (о  животных, бытовые, волшебные).  Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).  Литературная (авторская)  сказка.Рассказ, стихотворение, басня  – общее представление о жанре,  особенностях построения и  выразительных средствах. Творческая деятельность обучающихся (на основе  литературных произведений) (17 ч.) 3 4 4 6 Постановка  живых картин. Чтение по ролям. Инсценирование. Устное словесное  рисование. Устное сочинение. Презентация  устного  сочинения. Проекты. Интерпретация текста литературного  произведения в творческой  деятельности учащихся: чтение по  ролям, инсценирование,  драматизация; устное словесное  рисование, знакомство с различными  способами работы с  деформированным текстом и  использование их (установление  причинно­следственных связей,  последовательности событий:  соблюдение этапности в выполнении  действий); изложение с элементами  сочинения, создание собственного  текста на основе художественного  произведения (текст по аналогии),  репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению  или на основе личного опыта. Инсценировать  художественное  произведение.  Конструировать  устное  сочинение.  Презентовать  устное  сочинение. СОГЛАСОВАНО                                                      Директор___________Н. Ю. Форопонова ______ августа  2016г.                                      СОГЛАСОВАНО Протокол заседания   методического объединения  учителей начальных классов  от  28 августа  2016г. №1                                         Руководитель МО                                                     __________С. В. Новосёлова

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.