ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 40, курса «Литературное чтение» для четырехлетней начальной школы и обеспечена УМК авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой и др .
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Педагогические задачи:
1. Формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.
2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса.
3. Развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.
4. Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Исходя из уровня развития способностей обучающихся, в результате изменения темпов освоения учебного материала, рабочая программа может корректироваться в течение учебного года.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития обучающихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.
Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.
В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения,
поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.
В 4-м классе ученики получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности для того, чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе ребята видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.
Такова внутренняя логика системы чтения. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
В 1-м классе героями учебника становятся первоклассники Катя и Вова, их друг Петя Зайцев. Петя младше всех в классе, и друзья помогают ему: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся не только читать, но и понятно объяснять, аргументированно рассуждать, общаться и взаимодействовать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежливости, включённые в учебник, и последовательность разделов, и порядок расположения текстов внутри них: Петя и его друзья познают себя и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объяснили?», «Помогите малышу и расскажите...» и т.п.
Во 2-м классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе – это игра-путешествие.
В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.
При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.
В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.
Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
2. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
3. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся.
2. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
3. Выявление совпадений первоначальных предположений обучающихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
4. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
5. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
6. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
7. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности обучающихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Место предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и примерной основной образовательной программой предмет «Литературное» изучается с 1 по 4 класс. Общий объём учебного времени составляет 448 часов. В 1 классе – 4 часа в неделю (всего 132 часа)
Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета
1-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
2-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст.
3 – 4-й классы
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –
своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
В результате изучения курса выпускник начальной школы осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У него будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
Младший школьник будет учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Он получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями и воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства.
Младший школьник полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Выпускник начальной школы приобретет первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будет находить и использовать информацию для практической работы.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Выпускники овладеют техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Они научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.
Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники научатся приемам поиска нужной информации, овладеют алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), научатся высказывать и пояснять свою точку зрения, познакомятся с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, получат представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Содержательная линия |
Результаты освоения ООП НОО |
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» |
Выпускник научится: • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации); • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту; • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос; • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения; • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас; • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности; • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию; • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык; • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного); • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу; • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Выпускник получит возможность научиться: • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение; • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя); • писать отзыв о прочитанной книге; • работать с тематическим каталогом; • работать с детской периодикой. |
Раздел «Творческая деятельность» |
Выпускник научится: • читать по ролям литературное произведение; • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана); • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Выпускник получит возможность научиться: • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; • способам написания изложения. |
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» |
Выпускник научится: • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака; • отличать прозаический текст от поэтического; • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы). Выпускник получит возможность научиться: • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); • определять позиции героев и автора художественного текста; • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста). |
Содержание предмета
№ п/п |
Название раздела |
Кол-во час |
Элементы содержания |
Планируемый предметный результат |
Круг детского чтения 1 класс - 40 ч |
||||
1 |
«Попрыгать, поиграть...» |
12 |
Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях. |
Осмысленно, правильно читать целыми словами. Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного. Подробно пересказывать текст. Составлять устный рассказ по картинке. Заучивать наизусть небольшие стихотворения. Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений. Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. Различать рассказы и стихотворения. |
2 |
Наш дом |
8 |
Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестрёнках и братишках и отношении к ним. |
|
3 |
Ребятам о зверятах |
12 |
Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребёнка на мир природы. |
|
4 |
Маленькие открытия |
13 |
Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова. |
|
2-й класс – 136 ч
|
||||
1 |
«Там, на неведомых дорожках...» |
23 |
Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки. |
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами. Понимать смысл заглавия произведения. Выбирать наиболее подходящее заглавие из данных. Самостоятельно озаглавливать текст. Делить текст на части, озаглавливать части. Выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных. Подробно и выборочно пересказывать текст. Составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану. Размышлять о характере и поступках героя; Относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка. Различать народную и литературную (авторскую) сказку. Находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы. Относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи). Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. |
2 |
Сказочные человечки |
27 |
Сказочные повести Т. Янссон, Дж.Р.Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои. |
|
3 |
Сказочные богатыри |
13 |
Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов. |
|
4 |
«Сказка мудростью богата...» |
20 |
Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева. |
|
5 |
«Сказка – ложь, да в ней намёк...» |
21 |
Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки. |
|
6 |
«Самое обыкновенное чудо» |
31 |
Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова. |
|
3-й класс – 136 ч
|
||||
1 |
Прощание с летом |
6 |
Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете. |
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
Осознанно, правильно, выразительно читать вслух.
Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.
Самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу.
Делить текст на части, составлять простой план.
Самостоятельно формулировать главную мысль текста.
Находить в тексте материал для характеристики героя.
Подробно и выборочно пересказывать текст.
Составлять рассказ-характеристику героя.
Составлять устные и письменные описания.
По ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам.
Различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора.
Видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения.
Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
|
2 |
Летние путешествия и приключения |
19 |
Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений. |
|
3 |
Природа летом |
9 |
Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы. |
|
4 |
Уроки и переменки |
13 |
Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках. |
|
5 |
«Глухая пора листопада...» |
8 |
Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок. |
|
6 |
И кот ученый свои мне сказки говорил...» |
18 |
Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве. |
|
7 |
«Поет зима, аукает...» |
12 |
Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике. |
|
8 |
Животные в нашем доме |
7 |
Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных. |
|
9 |
Мы с мамой и папой |
12 |
Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях. |
|
10 |
«Наполним музыкой сердца...» |
9 |
Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека. |
|
11 |
День смеха |
4 |
Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора. |
|
12 |
«О, весна, без конца и без краю...» |
8 |
Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе. |
|
13 |
День Победы |
5 |
Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве. |
|
14 |
Родная земля |
6 |
Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле. |
|
4-й класс –136 ч
|
||||
1 |
Произведения современной детской литературы разных жанров |
9 |
Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
|
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
Осознанно, правильно, выразительно читать вслух.
Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения.
Самостоятельно находить ключевые слова.
Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения).
Формулировать основную мысль текста.
Составлять простой и сложный план текста.
Писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой.
Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции.
Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма.
Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).
Относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.).
Соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы.
Относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам.
Видеть языковые средства, использованные автором.
|
2 |
У истоков русской детской литературы |
20 |
Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей. |
|
3 |
Детская литература XIX в. |
46 |
Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова - внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров. |
|
4 |
Детская литература XX в. |
61 |
Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Бар- то, романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки). Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы. |
|
Виды речевой деятельности |
||||
1 |
Аудирование (слушание) |
30-40 |
Техника чтения. Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста (формулирование главной мысли, высказывание своего отношения к прочитанному) |
Воспринимать на слух стихотворения в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать учебный текст. Характеризовать особенности прослушанного произведения. |
2 |
Чтение |
190-225 |
Читать вслух слоги, слова, предложения, плавно читать целыми словами. Читать текст с интонационным выделением. Читать выразительно литературные произведения. Читать по ролям. Читать про себя. |
|
3 |
Говорение |
100-110 |
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них. Конструировать монологические высказывания. |
|
4 |
Письмо |
20-25 |
Конструировать письменные высказывания, отзывы, мини-сочинения на заданную тему. |
|
Виды читательской деятельности |
|
Работа с разными видами текстов |
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности. Развитие умения разъяснять заглавие текста, Прогнозировать содержание; понимать значение каждого отдельного слова; внимание к оттенкам лексического значения; отвечать на вопросы учителя по содержанию; озаглавливание частей, составление плана, пересказ. |
|
Литературоведческая пропедевтика |
|
Стихотворение, рифма, ритм, рассказ, герои рассказа |
Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений. Называть жанры, характеризовать их особенности. Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах. Наблюдать особенности жанров. |
|
Творческая деятельность |
|
Развитие устной и письменной речи (развитие устной речи: ответы на вопросы, пересказ заучивание наизусть, инсценирование, иллюстрирование) |
Конструировать устное и письменное сочинение. Инсценировать художественные произведения. |
Тематическое планирование
Обучение грамоте
№ п/п
|
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Планируемые предметные результаты |
Планируемая деятельность обучающихся |
Примечание |
|
план |
факт |
||||||
1
|
|
|
Вводный урок. Календарь и календарные праздники.
|
|
•знакомство с понятием звуки и буквы;
•характеристика звуков русского языка
(гласные ударные/безударные;
согласные твердые/мягкие, парные/непарн твердые и мягкие;
согласные звонкие/глухие, парные/непарн звонкие и глухие);
• знание:
Последовательности букв в русском алфавите, умение пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
•участие в диалоге, понимание вопросов собеседника и ответы на них в соответствии с правилами речевого общения; •осознание роли языка и речи в жизни людей; Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей
|
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости или мягкости. предшествующего согласного. Читать слоги с изменением буквы гласного. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Соотносить прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы. |
|
2 |
|
|
Животные и растения вокруг нас. Слово. Схемы слов. Слова названия. |
|
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
|
||
3
|
|
|
Природа вокруг нас. Знакомство с предложением |
|
|||
4
|
|
|
Летом в деревне. Составление предложений. |
|
|||
5 |
|
|
Кто помогает человеку в саду и в огороде? Знакомство с текстом.
|
|
|||
6
|
|
|
Звуки речевые и неречевые. Составление текста с опорой на рисунки. |
|
|
|
|
7 |
|
|
Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста. |
|
|
||
8 |
|
|
На рыбалке. Составление рассказа по сюжетным картинкам. |
|
|
||
9 |
|
|
Сказочные герои и предметы. Предложение. Текст |
|
· различие звуков и букв;
•характеристика звуков русского языка
(гласные ударные/безударные;
согласные твердые/мягкие, парные/непарн твердые и мягкие;
согласные звонкие/глухие, парные/непарн звонкие и глухие);
• знание последовательности букв в русском алфавите, умение пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
|
· проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико- графического (звуко-буквенного) разбора слов.
· соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю,родителям и др.). |
|
10 |
|
|
Театр. Повторение основных понятий. Составление текста рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц |
|
|||
11 |
|
|
Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков |
|
|
||
12 |
|
|
На уроке труда. Ударение.
|
|
|
||
13 |
|
|
Деление слов на слоги. Ударение. Наблюдение над значением слова. |
|
|
||
14 |
|
|
Деление слов на слоги. Ударение. Наблюдение над значением слова. |
|
|
||
15
|
|
|
Звуки, обозначаемые буквами и,г,п,т,р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква». |
|
|||
16 |
|
|
Звуки, обозначаемые буквами и,г,п,т,р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква». |
|
|
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.). |
|
17 |
|
|
Гласный звук (о).
|
|
|
||
18 |
|
|
Заглавная буква О в именах людей. Упражнения в чтение слогов и слов.
|
|
|
||
19 |
|
|
Гласный звук (а).
|
|
|
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю,родителям и др.). |
|
20 |
|
|
Гласный звук (ы), буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. |
|
|||
21
|
|
|
Чтение слогов и слов с буквами и,г,п,т,р. |
|
Умение различать звуки и буквы;
• характеристика звуков русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
• знание последовательности букв в русском алфавите,
Умение пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Умение применять правила правописания (в объеме содержания курса); |
• проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико- графического (звуко-буквенного) разбора слов.
· соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
· осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; • подбирать примеры с определенной орфограммой
• создавать тексты по предложенному заголовку; |
|
22
|
|
|
Заглавные буквы Г,П,Т,Р. Заглавная буква в географических названиях.
|
|
|||
23 |
|
|
Заглавная буква И.
|
|
|
||
24 |
|
|
Согласные звуки (н), (н),буква н. |
|
|
||
25 |
|
|
Согласные звуки (к), (к), буква к. |
|
|
||
26 |
|
|
Упражнение в чтение. Знакомство с местоимениями он, она, оно, они. |
|
|
||
27 |
|
|
Чтение слогов и слов с буквой У,у |
|
|
||
28
|
|
|
Работа над интонацией. Точка, восклицательный, вопросительный знаки в конце предложения. Проверочная работа |
|
|
||
29 |
|
|
Звуки (с), (с), буква с. |
|
умение самостоятельно озаглавливать текст
|
|
|
30 |
|
|
Упражнение в чтении. Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как? |
|
|
||
31 |
|
|
Согласные звуки (л),(л),(м),(м), буквы л,м. |
|
|||
32 |
|
|
Заглавные буквы К,Н. Употребление заглавной буквы в географических названиях. |
|
|
|
|
33 |
|
|
Упражнение в чтении. Наблюдение над однокоренными словами. Заглавная и строчная буквы С с. |
|
|
|
|
34 |
|
|
Упражнение в чтении. Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения-многоточием |
|
|
||
35
|
|
|
Заглавные буквы Л, М Работа с деформированным предложением |
|
|
||
36 |
|
|
Урок развития речи. Упражнение в чтении и анализе текста. |
|
|
||
37 |
|
|
Урок развития речи. Анализ текста. Проверка техники чтения. |
|
|
|
|
38 |
|
|
Согласный звук (ш), буква ш |
|
Умение различать звуки и буквы;
|
|
|
39 |
|
|
Согласный звук (ш), буква ш |
|
|
||
40 |
|
|
Заглавная буква Ш Чтение слов с изученными буквами. |
|
|
||
41 |
|
|
Формирование навыка различия звуков (с), (ш) при чтении. Проверочная работа |
|
|
||
42 |
|
|
Заглавная буква А Чтение слов и предложений. |
|
|
|
|
43 |
|
|
Проверка техники чтения.
|
|
|
|
|
44
|
|
|
Согласные звуки (д), (д). Буква д. наблюдение над однокоренными словами. |
|
|
||
45 |
|
|
Наблюдение над словами с парными согласными звуками на конце; над однокоренными словами. |
|
|
||
46 |
|
|
Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова.
Знакомство с суффиксом ушк.
|
|
• характеристика звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные 5звонкие и глухие);
|
• проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико- графического (звуко-буквенного) разбора слов.
|
|
47 |
|
|
Строчная гласная буква е. Работа стекстом. |
|
|
||
48 |
|
|
Строчная буква ё. Наблюдение над однокоренными словами; суффиксами. |
|
|
||
49
|
|
|
Знакомство с приставками. Внеклассное чтение |
|
|
||
50 |
|
|
Заглавные буквы Е и Ё. |
|
• знание последовательности букв в русском алфавите, умение пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
• умение самостоятельно озаглавливать текст; • умение различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
• умение определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; выявлять слова, значение которых требует уточнения; |
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала); • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.). - осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; • подбирать примеры с определенной орфограммой • создавать тексты по предложенному заголовку; • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); • оценивать уместность использования слов в тексте;
|
|
51
|
|
|
Чтение диалога, наблюдение над суффиксами в словах. Работа с текстом |
|
|
||
52 |
|
|
Развитие умения видеть в слове его части.
|
|
|
||
53 |
|
|
Согласные звуки (б), (б), буква б. |
|
|
||
54 |
|
|
Работа с текстом. |
|
|
||
55
|
|
|
Чтение слов, текста с заглавной буквой Б. |
|
|
||
56 |
|
|
Согласные звуки (з), (з), буква з |
|
|
||
57 |
|
|
Заглавная буква З. Повторение парных звонких и глухих согласных. |
|
|
||
58 |
|
|
Строчная гласная буква я и ее звуки. |
|
|||
|
|
|
Заглавная буква Я. |
|
|
|
|
59 |
|
|
Работа с текстом |
|
проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова
самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико- графического (звуко-буквенного) разбора слов.
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
|
|
|
60 |
|
|
Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Я |
|
Умение различать звуки и буквы; |
|
|
61 |
|
|
Согласные (х), (ц). Слова междометия. |
|
|
||
62 |
|
|
Согласный звук (ж), буква ж. слова с буквосочетаниями жи-ши |
|
|
||
63 |
|
|
Заглавные буквы Х, Ж |
|
|
||
64 |
|
|
Развитие речи. Работа с текстом. |
|
Умение характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие); самостоятельно озаглавливать текст;
|
|
|
65 |
|
|
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? |
|
|
||
66 |
|
|
Согласный звук (ч) буква ч. Буквосочетания ча-ща |
|
|
||
67 |
|
|
Слова, отвечающие на вопрос кто? что? |
|
|
||
68 |
|
|
Согласные звуки (ц), (щ), буквы ц, щ. Слова, отвечающие на вопросы кто?, что? |
|
|
||
69-70 |
|
|
Заглавные буквы Ц, Щ.. |
|
|
||
71 |
|
|
Чтение слов, предложений с изученными буквами. Работа с текстом. |
|
|
||
72 |
|
|
Согласные звуки (ф), (ф), буква ф.
|
|
|
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.). |
|
73 |
|
|
Заглавная буква Ф |
|
|
|
|
74 |
|
|
Гласный звук (э), буква э.
|
|
умение различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; |
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
|
|
75 |
|
|
Заглавная буква Э. |
|
Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Умение определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
|
подбирать примеры с определенной орфограммой
создавать тексты по предложенному заголовку; различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
|
|
76
|
|
|
Внеклассное чтение. Н. Сладков «Лесные сказки». |
|
|
||
77 |
|
|
Строчная гласная буква ю. |
|
|
||
78
|
|
|
Заглавная буква Ю. |
|
|||
79 |
|
|
Буква ь знак. Употребление ь знака для обозначения мягкости согласных |
|
|
||
80 |
|
|
Разделительный ь 27знак. |
|
|
||
81 |
|
|
Буква Ъ разделительный знак. |
|
Умение знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. применять правила правописания (в объеме содержания курса);
|
оценивать уместность использования слов в тексте; |
|
82 |
|
|
Алфавит |
|
|
||
83 |
|
|
Повторение Знаки препинания в конце предложения. |
|
|
||
84-85 |
|
|
Повторение . Заглавная буква в именах, кличках животных, географических названиях |
|
|
||
86-87 |
|
|
Повторение Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? |
|
|
||
88 |
|
|
Выразительное чтение вслух подготовленного текста |
|
Умение выявлять слова, значение которых требует уточнения; |
|
|
89 |
|
|
Чтение стихотворения К. Льдова «Господин учитель Жук» |
|
|
||
90 |
|
|
Повторение Чтение вслух. |
|
|
||
91 |
|
|
Проверка техники чтения |
|
|
||
92 |
|
|
Резерв |
|
|
|
|
Литературное чтение
1 класс
№ |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Планируемые предметные результаты |
Планируемая деятельность обучающихся |
Примечание |
|
план |
факт |
||||||
|
|
|
Раздел I. «Поиграть, попрыгать…» |
|
|
|
|
1. |
|
|
Обращение авторов учебника к первоклассникам. Урок вежливости «Как надо здороваться» |
|
Знание приемов ориентирования в учебнике; Умение различать элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация Знание названий, основного содержания изученных литературных произведений, их авторов; Умение: читать осознанно и выразительно стихи, заучивать наизусть, определять тему и главную мысль произведения; Знание названия, основного содержания литературного произведения; Умение определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить на части; Знание содержания произведения; Умение строить рассказ по опорным картинкам, уметь находить в тексте логически законченные части; озаглавливать части; Умение работать со стихотворным текстом, выразительно читать, находить ответы на вопросы в тексте; Знание содержания произведения; Умение работать с иллюстрациями, читать с комментированием, отвечать на вопросы; Знание содержание литературного произведения; Умение читать и комментировать прочитанное, пересказывать, читать по ролям, выполнять лексическую работу; Уметь участвовать в диалоге; слушать, высказывать свое мнение, доказывать его |
Уметь осознанно читать текст, определять главную мысль теста. |
|
2. |
|
|
Введение понятия «строфа». Стихотворения А. Барто «Я выросла», Я.Аким «Мой конь», С.Чёрный «Про девочку, которая нашла своего мишку». |
|
|||
3. |
|
|
Обучение чтению в режиме «диалог с автором». В.Драгунский «Друг детства» |
|
|||
4. |
|
|
Чтение по ролям стихотворения В.Берестова «Про машину». Стихотворения А. Барто «Кукла», «С утра на лужайку», С.Маршак «Цирк – шапито». |
|
|||
5. |
|
|
Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Подготовка и чтение фрагмента по ролям. |
|
|||
6. |
|
|
Г.Остер «Вредные советы», А.Барто «Малыши среди двора», И.Демьянов «Скакалочка». Урок вежливости «Как выбрать подарок». Работа по серии сюжетных картинок. |
|
|||
7. |
|
|
Чтение рассказа Е.Чарушина «Никита – охотник» и озаглавливание частей. |
|
|
||
8. |
|
|
Г.Остер «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать - поиграть», А.Барто «Игра в слова», И.Токмакова «Плим», «Динь-дон…». Урок вежливости «Как нужно играть?» - работа по серии сюжетных картинок. |
|
|||
9 |
|
|
Э.Успенский «Удивительное дело», фрагмент из книги Н.Носова «Приключение Незнайки». Введение понятия «рифма». |
|
|||
10 |
|
|
Фрагмент из книги Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Творческое задание (работа в группах) – раскрашивание домика Дружбы. |
|
|||
11 |
|
|
Обобщение. Проверочная работа по разделу «Попрыгать, поиграть». |
|
|||
12 |
|
|
Устные рассказы детей о своих игрушках по плану. Стихи и рассказы А.Барто, С.Маршака, И.Токмаковой, Ю.Мориц, Э.Успенского, В.Драгунского, Н.Носова об увлекательных занятиях, об играх и игрушках, в которые играют дети. |
|
|||
|
|
|
Наш дом |
|
|
||
13 |
|
|
Работа с серией картинок. Г.Цыферов «А что у вас во дворе?». Составление плана стихотворения из рисунков, коллективный пересказ. |
|
|
Уметь читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы по прочитанному. |
|
14 |
|
|
В.Драгунский «Сестра моя Ксения». Составление характеристики главного героя. |
|
|||
15 |
|
|
А.Барто «Две сестры глядят на братца», Я.Аким «Мой брат Миша» |
|
Знание о жанре «рассказ»; Умение различать жанры произведений; анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту; Знание значение понятий «выдуманный» и «невыдуманный» рассказ; Умение анализировать прочитанное, умение соотносить текст и иллюстрации к нему; Знание произведения раздела; Уметь ответить на вопросы по содержанию раздела; Умение соотносить иллюстрацию и название рассказа; Знание о творчестве авторов и содержание произведений; Умение создавать словесную картину, читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию; Умение формулировать и высказывать свое отношение к прочитанному; Знание о творчестве Н. Сладкова и его произведения; Умение соотносить содержание с иллюстрацией и заглавием; озаглавливать части текста, выразительно читать; Знание понятия «жанр», «декламация»; Умение определять темп, тон, громкость речи, читать текст по частям и высказывать мнение о прочитанном, отвечать на вопросы; Знать содержание данных произведений; Умение воспринимать на слух и понимать художественное произведение; Умение по иллюстрации и названию предполагать, о чем рассказ; Знать о творчестве К. Паустовского; произведения отечественной литературы; Уметь составлять устный рассказ по иллюстрациям, читать рассказ про себя с целью выбора необходимого тона, темпа, интонации; Знание о творчестве М. Пришвина и его произведениях; Умение пересказывать рассказ с использованием иллюстраций; соотносить заголовки с частями рассказа; Знание о творчестве Ю. Мориц; Умение выразительно читать, находить главную мысль, определять тему; строить монологические высказывания, находить в тексте ответы на вопросы; Знание пройденный материал 1 класса; Умение выполнять проверочную работу, обобщать материал; |
||
16 |
|
|
А.Барто «Разлука», «Одиночество», Г.Граубин «Окно». Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. |
|
|||
17 |
|
|
Урок вежливости «Правила гигиены». Работа с серией рисунков. Г.Остер «Вредные советы», стихи И.Демьянова. |
|
|||
18 |
|
|
Б.Заходер «Два и три», М.Зощенко «Глупая история». Восстановление последовательности событий рассказа. |
|
|||
19 |
|
|
Стихи В.Бирюкова, О.Григорьева. Проверочная работа по разделу «Наш дом». |
|
|||
20 |
|
|
Подробный пересказ рассказа М.Зощенко «Глупая история» с опорой на план и ключевые слова. Стихи А.Барто, Б.Заходера, рассказы В.Драгунского, М.Коршунова о детях и родителях, дружбе и взаимопонимании в семье, о совместных делах, увлечениях, труде и отдыхе детей и родителей. |
|
|
||
|
|
|
Ребятам о зверятах |
|
|||
21 |
|
|
Работа с серией картинок. Б. Заходер «Мохнатая азбука» |
|
|||
22 |
|
|
Б. Заходер «Мохнатая азбука». Составление своей азбуки (птичья, цветочная и др.) |
|
|||
23 |
|
|
Г.Граубин «У ручья», «Беспокойные мыши», С.Черный «Слоник, слоник»). Урок вежливости «Как вести себя в гостях у природы». Работа с комиксами. |
|
|||
24 |
|
|
Обучение чтению в режиме «диалог с автором». Е.Чарушин «Томкины сны». Составление характеристики главного героя. |
|
|||
25 |
|
|
С.Михалков «Щенок». Пересказ сюжета от имени щенка. |
|
|||
26 |
|
|
Обучение приёмам выразительной речи и чтения с различными речевыми задачами: посочувствовать герою, улыбнуться ему, посмеяться вместе с ним: Ю.Коваль «Дик и черника», А.Шибаев «Без ужина». |
|
|
||
27 |
|
|
Обучение чтению в режиме «диалог с автором». М.Коршунов «Рисунок с натуры» |
|
|||
28 |
|
|
Д.Хармс «Удивительная кошка», И.Токмакова «Котята». Творческое задание – рисование диафильма по сюжету стихотворения. |
|
|||
29 |
|
|
Ю.Мориц «Ворона», В.Вересаев «Братишка». Урок вежливости «Как содержать домашних животных», |
|
|||
30 |
|
|
Выразительное перечитывание любимых стихотворений, отрывков прозы. Проверочная работа по разделу «Ребятам о зверятах». |
|
Работать со стихотворным текстом, выразительно читать, находить ответы в текстах, декламировать стихотворения, участвовать в диалогах с автором по ходу чтения или слушания текста. |
||
|
|
|
Маленькие открытия |
|
|||
31 |
|
|
Обучение приёмам выразительной речи и чтения. Г. Граубин «Сон». «Шишкопад», В. Бирюкова «Сентябрь, Т. Золотухина «Лужи – зеваки» |
|
|||
32 |
|
|
Выработка умений убыстрять и замедлять темп речи и чтения в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания В. Песков «Листья падают с клёнов». И. Токмакова «Осень», «Туман» |
|
|||
33 |
|
|
Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении. Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?». Проверка техники чтения. |
|
|
||
34 |
|
|
Обучение приёмам выразительной речи и чтения. Е. Благинина «Улетают, улетели», Т. Золотухина «Метель», И.Токмакова «Медведь». |
|
|||
35 |
|
|
Н.Сладков «Песенка подо льдом». |
|
|||
36 |
|
|
Обогащение опыта детей непосредственным наблюдением за состоянием природы, развитие способностей радоваться и удивляться в процессе общения с природой. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Н.Сладков «Шапки долой!», И.Токмакова «Весна» |
|
|||
37 |
|
|
К. Паустовский «Приточная трава». Составление текста-описания. |
|
|||
38 |
|
|
М. Пришвин «Берестяная трубочка». Самостоятельное проведение обучающимися «диалога с автором». |
|
|
||
39 |
|
|
А. Александров «Лесные шорохи», Г. Скребицкий «Лесной голосок» |
|
|||
40 |
|
|
Ю.Мориц «Что над чем», С.Козлов, Г.Цыферов из книги «Где живет солнце». Письмо авторов к читателям. |
|
Учебно-методическое обеспечение
Для обучающихся:
учебник для первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина);
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева«Литературное чтение». Учебники. 1, 2, 3, 4-й классы;
Для учителя:
УМК по литературному чтению издательства «Баласс»
Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются:
• учебником для первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина);
• комплектом прописей «Мои волшебные пальчики» (автор О.В. Пронина);
• «Тетрадью для печатания» (авторы О.В. Пронина, Е.П. Лебедева, О.Ю. Мальцева);
• комплектом наглядных пособий;
• методическим пособием для учителя «Уроки обучения грамоте по учебнику "Букварь" и прописям "Мои волшебные пальчики"» (под ред. Е.В. Бунеевой).
Обучение литературному чтению обеспечиваетсяучебниками и пособиями:
• Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева«Литературное чтение». Учебники. 1, 2, 3, 4-й классы;
• Е.В. Бунеева«Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2, 3, 4-го классов;
• Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева«Литературное чтение». Рабочая тетрадь. 1, 2, 3, 4-й классы;
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева«Литературное чтение». Толковый словарик. 3, 4-й классы;
• Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова«Литературное чтение», 1, 2, 3, 4 класс. Методические рекомендации для учителя.
Печатные пособия
• Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме). • Словари (по возможности всех типов). • Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). • Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения. • Портреты поэтов и писателей. • Хрестоматии. Интернет-ресурсы • Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов: http://skool- collection.edu.ru/ • Презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193 • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) http://nsc.1september.ru/urok • Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»: http://www.school2100.ru Образовательный портал «Учеба»: www.uroki.ru
Материально-техническое обеспечение
Игры и игрушки
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.