Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
чтение
1 кл—4 кл
16.03.2018
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы по программе "Школа России" разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Общая характеристика курса, место курса в учебном плане, ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение», результаты изучения учебного предмета, содержание курса, учебно-тематическое планирование учебного курса, материально-техническое обеспечение учебного предмета, источники.
Литературное чтение 14-18.doc
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка...........................................................................................
2. Общая характеристика учебного предмета, курса................................................
3. Место курса в учебном плане.................................................................................
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»..................
5. Результаты изучения учебного предмета..............................................................
6. Содержание учебного предмета, курса................................................................
7. Учебнотематическое планирование......................................................................
8. Материально техническое обеспечение образовательного процесса. .. .... ......
9. Приложение к программе..........................................
1 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования МКОУ
по учебной дисциплине "Литературное чтение"
Чистополянской ООШ
разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми
документами:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа
Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643).
2. Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373».
3. Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О
внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные
учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N
1312».
4. Примерные программы,
созданные на основе федерального
государственного образовательного стандарта.
5. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ
по разработке рабочих программ.
6. Приказ
МОиН РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
7. Концепция учебно методического комплекса "Школа России".
8. Методические рекомендации и письма МОиН РФ по контролю и
оценке результатов обучения в 1 4 классах.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
25.12.2013 г. № 72 г. Москва "О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.282110
"Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях".
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки
младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную
грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность
2 изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения
по другим предметам начальной школы.
Изучение курса литературного чтения в начальной школе обучения
направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как
базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование
читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской
деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
приобретения умения работать с разными видами информации;
развитие художественнотворческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,
формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение
первоначальными навыками работы с учебными научнопознавательными
текстами.
воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта
младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие
нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Система педагогических мер, направленных на исправление, ослабление
или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ОПФР в
данной программе планируется
использование современных
педагогических технологий: игровую технологию, технологию сотрудничества,
педагогической поддержки, деятельностного подхода, проектную технологию и
приёмов коррекционно развивающего обучения.
через
В реализации рабочей программы используется УМК "Школа России",
полное
построенный на единых концептуальных основах и имеющий
программно методическое обеспечение. Учебно методический комплекс
реализует ФГОС НОО, охватывает все предметные области учебного плана,
ориентирован на планируемые результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования и являются надежным инструментом
их достижения.
2. Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса
сразу после обучения грамоте.
Курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих
задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;
воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает,
прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к
процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы),
который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по
3 другим предметам, т.е.
в результате освоения предметного содержания
литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно
читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами
текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об
окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в
диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и
личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы,
самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят
информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности,
отраженной в художественной литературе. Решение этой задачи способствует
пониманию
художественного произведения как особого вида искусства;
формированию умения определять его художественную ценность и анализировать
(на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать
искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка);
находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных
средств.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса
младшего школьника; понимания духовной сущности произведений. В
процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает
основные нравственноэтические взаимодействия с окружающим миром, получает
навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий
произведения способствуют воспитанию адекватного эмоционального состояния
как предпосылки собственного поведения.
Раздел «Виды речевой деятельности» включает
следующие
содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура
речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого
раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их
единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и
письменного).
Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, т.е. адекватно
воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение
различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения
доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор
вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное
чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений – логического и
др., соответствующих смыслу текста.
4 Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов
определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать
вопросы по тексту, создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно
выразительные средства языка для создания собственного устного
высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе,
выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном
высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое
освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления
художественного произведения): текстповествование, текст описание, текст
рассуждение; создание собственных минисочинений (рассказ по картинке),
отзыв.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с
разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих
аналитических умений: воспринимать изобразительновыразительные средства
языка художественного произведения, научнопопулярного текста (без
использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные
автором; устанавливать причинноследственные связи в художественном,
учебном и научнопопулярном текстах, выделять главную мысль текста (с
помощью учителя). Настоящая рабочая программа предусматривает знакомство
ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида
информации и формирование библиографических умений по работе с книгой:
ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по её
элементам, знакомство с разными видами и типами книг, выбор книги на основе
рекомендованного списка или собственных предпочтений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуется принципы отбора
содержания чтения младшего школьника. Этот отбор обеспечивает
формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса
ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в
области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности
текстов, их жанровое и тематическое разнообразие, доступность для восприятия
детьми 6 – 10 лет, читательские предпочтения младших школьников. В
содержании представлены малые и большие фольклорные формы; литературные
произведения разных жанров отечественных и зарубежных писателей, классиков
детской литературы XIX – XX веков, а также современных авторов.
пропедевтика» содержит
круг
литературоведческих понятий для их практического освоения обучаемыми для
ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах
литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Литературоведческая
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных
произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа
литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в
5 системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос
полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую
деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование,
драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм
интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа;
созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст
по аналогии).
3. Место курса в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом МКОУ Чистополянской
ООШ на изучение предмета «Литературное чтение» отводится 544 ч: в 1
классе — 40 ч (10 учебных недель после освоения учебного курса "Обучение
грамоте"), во 2—4 классах — по 140 ч (35 учебных недель в каждом классе).
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»
Концептуальной особенностью данного курса является осознанная
установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем.
Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:
обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с
писателем посредством чтения);
внимание к личности писателя;
бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе,
трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и
интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной,
эстетической).
5. Результаты изучения учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в ходе реализации модели общения
«АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» обеспечиваются условия для
достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное
отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
6 — Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла
учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и
управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового
характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность
средства
представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач.
знаковосимволические
использовать
— Использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора,
обработки, организации и передачи информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры
компьютера, анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и
выступать с аудио, видео и графическим сопровождением.
Овладение начальным уровнем культуры пользования словарями.
— Овладение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации
установления
аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения
к известным понятиям.
родовидовым
признакам,
по
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
7 Предметные результаты
Формирование положительной мотивации к чтению.
Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от
чтения художественной литературы.
Развитие воссоздающего воображения.
Обучение адекватному восприятию читаемого.
Обогащение читательского опыта посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной
окраске, тематике, видожанровой специфике.
Совершенствование всех сторон навыка чтения.
Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором
литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и
о ком он написал.
Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего
отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.
Обучение основам литературного анализа художественных произведений
разной видожанровой принадлежности.
Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих
ориентироваться в доступном круге чтения.
Формирование умения определять
художественную ценность
литературного произведения и анализировать средства выразительности (на
доступном уровне).
Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и
адекватно читать литературное произведение в соответствии с его
особенностями.
Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного
характера.
Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и
энциклопедиях, в Интернете.
Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами
искусства (живописью, театром, кино, музыкой).
Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового
содержания.
Развитие литературных способностей.
6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание
собеседника, чтение разных текстов). Адекватное понимание содержания
звучащего речи, умение отвечать на вопросы по содержанию произведения;
определение последовательности событий,
осознание цели речевого
8 высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно
познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения.
Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему
осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передачи
их с помощью интонирования.
Чтение «про себя». Осознание смысла произведения при чтении про себя
доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения.
Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое,
выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание
особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и
др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах
текстов: художественных, учебных, научнопознавательных и их сравнение.
Определение целей и задач создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы текста, главной мысли; структуры; деление
текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными
видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на
вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы
по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно
изобразительных материалов.
Библиографические культура. Книга как особый вид искусства, как
источник необходимых знаний. Книга: учебная, художественная, справочная.
Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация,
сведения о художникахиллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в
книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги).
Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание
сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари,
энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки,
открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия
произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос:
«Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей
художественного текста:
своеобразие выразительных средств языка
(синтаксическое построений предложений, единство или контрастность
9 описаний), жанр, народное или авторское произведение. Самостоятельное
воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка:
последовательное воспроизведение эпизода (по вопросам учителя), пересказ,
рассказ по иллюстрациям.
Характеристика героя произведения с использованием художественно
выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.
Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского
отношения к герою. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и
речь. Характеристика исторического героя – защитника отечества. Осознания
понятия «Родина». Проявление характера в поступках: преодоление
собственных недостатков, воспитание нравственных принципов.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий пересказ. Подробный пересказ текста: определение
главной мысли фрагмента, выделение «опорных» или «ключевых» слов,
озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части,
определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание
каждой части и всего текста, составление плана – в виде назывных предложений
из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного
высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту:
характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов,
выражений в тексте, позволяющих составить данное описание). Вычленение и
сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций,
эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научнопознавательными текстами. Понимание
заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на
вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение
особенностей учебного и научнопопулярного текста (передача информации).
Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение
микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение
алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с
опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий
пересказ текста (отбор главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида
речи. Особенности диалогического общения: понимать, отвечать и задавать
вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой
форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению
(учебному, научнопознавательному, художественному тексту). Использование
норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.
10 Монолог как форма речевого высказывания. Отражение основной мысли
текста в высказывании. Передача впечатлений (из повседневной жизни,
художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе
(описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана
собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств
языка (синонимы,
сравнение) с учетом особенностей
монологического высказывания.
антонимы,
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных
его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи:
соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия,
характера героев), использование в письменной речи выразительных средств
языка (синонимы, антонимы, сравнение) в минисочинениях (повествование,
описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения.
Произведения устного народного творчества. Произведения классиков
отечественной литературы, XIX – XX веков; классиков детской литературы,
произведения современной отечественной (с учетом многонационального
характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия
младшими школьниками.
Произведения, хорошо знакомые детям по дошкольному опыту.
предназначенные для младшего школьного возраста.
Произведения,
Произведения, изучение которых предполагается в средней школе.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая,
фантастическая, научнопопулярная, справочноэнциклопедическая; детские
периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения:
произведения о Родине, о природе, о детях, о братьях наших меньших, о добре и
зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений,
метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,
художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер),
рассуждение (монолог или диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь:
узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения
(ритм, рифма).
Историколитературные понятия: фольклор и авторские
художественные произведения (различение).
11 Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы
(колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание,
различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые,
волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение
(композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, пьеса, стихотворение, басня, очерк – общее представление о жанре,
особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных
произведений).
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
инсценирование,
деятельности учащихся:
драматизация; устное словесное рисование,
изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии).
по ролям,
чтение
7. УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
544 часа
Содержание курса
Тематическое планирование
Характеристика деятельности
учащихся
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи,
адекватное понимание содержания
звучащего текста, умение отвечать на
вопросы по содержанию услышанного
определение
произведения;
последовательности
развития
сюжетного
(основных
сюжетных линий),
особенностей
поведения героев и описания их
автором;
жанра
художественных произведений
действия
определение
Слушание фольклорных произведений:
основная сюжетная линия.
Характеристика героя сказки
(положительный или отри
цательный). Описание героя.
Слушание поэтических про
изведений:
эмоциональное
состояние слушателя.
Слушание
прозаических
произведений: основной сюжет,
главные герои.
Жанры
произведений.
Восприятие учебного текста: цель,
осмысление системы заданий.
Восприятие научнопопулярного
текста:
основное содержание
(информация)
художественных
учащихся,
Воспринимать на слух фольклорные
произведения, поэтические и про
художественные
заические,
(в исполнении
произведения
учителя,
мастеров
художественного слова); отвечать
на вопросы по содержанию текста,
отражать главную мысль, оценивать
свои эмоциональные реакции.
Воспринимать
учебный текст:
определять цель, конструировать
алгоритм
(моделировать)
выполнения учебного
задания
(выстраивать
последовательность
учебных действий), оценивать ход и
результат выполнения задания.
Характеризовать
особенности
прослушанного художественного
произведения: определять жанр,
раскрывать последовательность
развития сюжета, описывать геро
ев.
Сравнивать
свои ответы с
ответами одноклассников и
оценивать своё и чужое высказыва
12 скорость
чтения
Постепенный переход от слогового к
плавному
осмысленному
правильному чтению целыми словами
вслух;
в
соответствии с индивидуалыным тем
пом чтения; постепенное увеличение
скорости чтения; орфоэпически и
интонационно верное прочтение
предложений при смысловом по
нимании разных по виду и типу
текстов; интонирование простого
предложения на основе знаков
препинания. Чтение художествен
ного произведения с переходом на
постепенное выразительное испол
нение: чтение с выделением смыс
ловых пауз, интонации.
части;
Участие
Практическое освоение умения
отличать текст от набора предло
жений; выделение способов орга
низации текста: заголовок, абзац,
автор. Прогнозирование содержания
книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы
текста, главной мысли, структуры
текста (главы,
сборник
произведений); деление текста на
смысловые части, их озаглавливание.
Понимание заглавия произведения;
адекватное соотнесение с его
характером (ответ на вопрос:
«Почему автор так назвал своё
произведение?»).
в
коллективном обсуждении: умение
отвечать на вопросы, выступать по
теме,
выступление
товарищей, дополнять ответы по
ходу
используя
художественный текст. Привлечение
справочных
иллюстративно
изобразительных материалов.
Самостоятельное воспроизведение
сюжета
использованием
художественновыразительных
языка:последовательное
средств
воспроизведение
с
использованием специфической для
данного произведения лексики по
вопросам учителя, пересказ, рассказ
по иллюстрациям. Высказывание
своего
к
отношения
слушать
эпизода
беседы,
с
ния по поводу художественного
произведения.
Чтение
Чтение вслух и про себя.
слов,
Чтение вслух слогов,
предложений,
постепенный
переход от слогового к плавному,
осмысленному,
правильному
чтению целыми словами.
Чтение про себя текстов разных
жанров.
Выразительное чтение про
заических и стихотворных
произведений.
Использование выразительных
средств: интонации, темпа речи,
тембра голоса, паузы.
Чтение наизусть стихотворе
ний.
текст.
Текст
Работа с разными видами
текста
и набор
Текст.
Художественный
предложений.
текст. Научнопопулярный текст.
Учебный
Отличие
художественного текста от
научнопопулярного.
Заголовок в тексте Антиципация
заголовка: предположение, о чём
будет рассказываться в данном
тексте.
Цель и назначение
заглавия произведения. Выбор
предложенных
заголовка из
учителем.
Подбор заголовка
текста учащимися класса.
Тема текста Определение темы
текста (о животных, о природе, о
детях, о войне, о людях) сначала с
помощью
затем
самостоятельно. Уточнение темы
текста (на основе содержания
произведения: об участии детей в
Великой Отечественной войне, о
пробуждении природы весной, о
взаимоотношениях взрослых и де
тей).
Главная
текста
Обсуждение главной мысли
произведения (коллективно,
в
парах, в группах, сначала с
помощью
затем
что хотел
самостоятельно):
учителя,
учителя,
мысль
слоги,
Читать вслух
слова,
плавно читать
предложения;
целыми словами.
Постепенно
увеличивать скорость чтения в со
ответствии с индивидуальными
возможностями учащихся. Читать
текст с интонационным выделением
знаков препинания.
выразительно
Читать
литературные
произведения,
используя интонацию, паузы, темп
в соответствии с особенностями
художественного текста. Читать
художественное произведение (его
фрагменты) по ролям.
Читать про себя: осознавать
прочитанный текст, выделять в
тексте основные логические части;
отвечать на вопросы, используя
текст.
текст:
Характеризовать
предполагать
представлять,
(антиципировать)
текст
по
заголовку, теме, иллюстрациям; оп
ределять тему, главную мысль
произведения; находить в тексте
доказательства отражения мыслей
и чувств автора.
Сравнивать тексты (учебный,
художественный, научнопопуляр
ный): определять жанр, выделять
особенности,
анализировать
структуру,
образные средства.
Сравнивать произведения разных
жанров.
Объяснять
заглавия
произведения; выбирать заголовок
произведения из предложенных
учителем, учащимися класса.
смысл
13 гипербола)
художественному произведению.
Характеристика героя произведения
с использованием художественно
выразительных средств (эпитет,
сравнение,
данного
текста. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя
и событие. Анализ (с помощью
учителя) причины поступка персо
нажа. Сопоставление поступков ге
роев по аналогии или по контрасту.
Выявление авторского отношения к
герою на основе имени, авторских
помет.
Характеристика героя по пред
ложенному плану.
Оценивание
поступка героя с опорой на личный
опыт.
Подробный пересказ
текста
(определение главной мысли фраг
мента, выделение опорных или
ключевых слов,
озаглавливание,
подробный пересказ эпизода; деле
ние текста на части, определение
главной мысли каждой части и всего
текста, озаглавливание каждой части
и всего текста, составление
плана в виде назывных предложений
из текста, в виде вопросов, в виде
самостоятельно сформулированного
высказывания).
Самостоятельное
свободное
использование
выборочного пересказа по заданному
фрагменту, по собственному выбору:
характеристика героя произведения
(выбор в тексте слов, выражений,
позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия
(выбор в тексте слов, выражений,
позволяющих составить данное
описание на основе текста).
Вычленение и сопоставление эпизо
дов из разных произведений по
общности ситуаций, эмоциональной
характеру поступков
окраске,
героев.
текста:
художественные, учебные, научно
популярные. Практическое сравнение
различных видов текста. Подробный
и краткий (передача основных мыс
лей текста) пересказ учебного и
научнопопулярного
текстов.
произведение,
книгасборник,
собрание сочинений, периодическая
печать,
издания
(справочники,
энцикло
педии). Виды информации: научная,
художественная (с опорой на
внешние показатели книги,
её
справочноиллюстративный мате
справочные
словари,
Виды
плана
опорных
пересказ
опорных
чем хотел
сказать автор,
поделиться.
Слова, словосочетания в тексте,
отражающие мысли,
чувства
автора.
Работа с текстом
Составление
текста
Определение главной мысли
текста. Определение темы каждой
части: деление текста на части.
Выделение опорных слов части
текста. Озаглавливание частей
текста (сначала с помощью
учителя, затем самостоятельно).
Подробный пересказ текста
Определение главной мысли.
Определение темы каждой части:
деление текста на части.
Выделение
слов
фрагмента. Пересказ фрагмента
текста.
Пересказ текста. Краткий или
сжатый
текста
Определение главной мысли.
Определение темы каждой части:
деление текста на части.
Выделение
слов
фрагмента. Слова, выражения
текста для устного высказывания.
Сокращение текста.
Краткий
Выборочный
пересказ текста.
пересказ текста
Характеристика героя про
изведения: слова, выражения из
текста, характеризующие героя
произведения (выбор их в тексте с
помощью учителя). Составление
текста на основе отобранных
языковых средств (сначала с
помощью
затем
самостоятельно). Рассказ о герое
по коллективно составленному
плану.
Рассказ о герое произведения по
самостоятельно составленному
плану.
Пересказ фрагмента текста: отбор
слов, выражений из текста для
характеристики места действия,
самого напряжённого момента в
развитии
героев произведения,
действия.
Составление текста на основе
отобранных языковых средств по
коллективно
составленному
плану (с помощью учителя).
Рассказ по иллюстрации к тексту
Анализ
(кто
где) при
изображён,
иллюстрации
начала
учителя,
когда,
(сжато,
кратко
Составлять план текста: делить
текст на части, озаглавливать
каждую часть, выделять опорные
слова, определять главную мысль
произведения (сначала с помощью
учителя, затем самостоятельно).
Пересказывать
текст
художественного произведения:
подробно (с учётом всех сюжетных
линий);
с
выделением основных сюжетных
(отдельный
линий);
фрагмент,
героев
произведения).
Сравнивать темы произведений
авторов — представителей разных
народов России. Анализировать
нравственноэстетические стороны
и особенности фольклорных и
художественных
произведений
разных народов (на примере сказок,
рассказов о детях, семье, труде и
др.).
выборочно
описание
Наблюдать:
рассматривать
иллюстрации, соотносить их сюжет
с соответствующим фрагментом
текста: озаглавливать иллюстрации.
Анализировать текст: выделять
опорные слова для рассказа по
иллюстрациям; составлять план.
книгу:
структуру
титульный лист,
Характеризовать
анализировать
(обложка,
иллюстрации, оглавление).
Выбирать книгу в библиотеке (по
14 риал). Выходные данные; структура
книги: автор, заглавие, подзаголовок,
оглавление, аннотация, предисловие
и послесловие; иллюстрации.
Выбор книг на основе рекомен
дованного списка, картотеки, от
крытого доступа к детским книгам в
библиотеке
Диалог, особенности диалогического
общения: понимать вопросы, отвечать
на них и задавать вопросы по тексту;
выслушивать, не перебивая, собеседника
и в вежливой форме высказывать свою
точку зрения по обсуждаемому произ
ведению. Нормы и формы речевого
общения.
Монолог как форма речевого
высказывания: отбор и использование
изобразительновыразительных средств
языка (синонимы, антонимы, сравнение,
олицетворение,
для
собственного устного
создания
высказывания;
воплощение своих
жизненных впечатлений в словесном
образе; самостоятельное построение
композиции собственного высказыва
ния; анализ авторского замысла;
передача основной мысли текста в
высказывании.
Устное сочинение как продолжение
прочитанного
произведения,
отдельных его сюжетных линий,
короткий рассказ по рисункам, на
заданную тему
гипербола)
ряда
помощи учителя. Подбор со
ответствующего
фрагмента
текста. Озаглавливание иллю
страции. Выделение опорных слов
текста для рассказа по
иллюстрации,
составление
рассказа (с помощью учителя, по
коллективно
составленному
плану, самостоятельно).
Работа с книгой. Знакомство с
книгой (обложка, титульный лист,
иллюстрации, оглавление).
Выбор книги с помощью учителя
из
предложенных.
Аннотация книги. Знакомство с
библиотекой.
Алфавитный
каталог. Каталожная карточка, её
назначение.
Выбор книги по рекомендо
ванному списку. Отзыв на книгу.
Культура речевого общения
Диалог. Слушание вопросов собе
седника. Ответ на вопрос со
беседника.
Правила речевого
общения. Вежливость первое
правило общения. Как задать
вопрос собеседнику:
правила
постановки вопроса. Выражение
сомнения, огорчения,
просьбы в
вопросе.
Монолог. Определение главной
мысли высказывания на заданную
тему (что важное я хотел бы
сказать). Выразительные средства
языка для высказывания. Структура
высказывания.
Презентация
высказывания окружающим.
Устный рассказ. Определение
прочитанного
темы
произведения,
рассмотренной
о чём хотел
иллюстрации (то,
рассказать автор).
Определение
главной мысли произведения (что
самое главное хотел сказать автор).
Определение темы и главной мысли
устного сочинения. Выразительные
средства языка для высказывания.
Структура
высказывания.
Презентация своего высказывания
окружающим
Нормы письменной речи: соот
ветствие содержания заголовку
(отражение темы, места действия,
характера героев, жанра произве
дения), использование в письменной
речи выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнение) в
типа текста
минисочинениях
повествования,
текстаописания,
Культура письменной речи
темы
своего
Определение
высказывания.
Определение
главной мысли высказывания (что
самое важное в моём рассказе).
Выразительные средства языка для
письменного высказывания. Типы
высказываний: текстповествование,
текстрассуждение,
текст
описание. Структура письменного
рекомендованному списку); объ
яснять назначение каталожной
карточки;
составлять краткий
отзыв о прочитанной книге
Участвовать в диалоге: понимать
вопросы собеседника и отвечать на
них в соответствии с правилами
речевого этикета. Учитывать в
диалоге уровень владения собесед
никами русским языком. Брать на
себя роль помощника детям другой
национальности в выполнении
речевых заданий на русском языке.
Формулировать
вопросительные
предложения с использованием во
просительного слова,
адекватного
ситуации (как? когда? почему?
зачем?).
Конструировать монологическое
высказывание (на заданную тему):
логично и последовательно строить
высказывание,
формулировать
главную
отбирать
доказательства.
Создавать
(устно)
текст
отзыв,
(небольшой рассказ,
рассуждение) с учётом особенностей
слушателей
мысль,
Создавать
письменный текст
(рассказ, отзыв и др.): определять
тему своего будущего письменного
высказывания (о чём бы я хотел
сказать).
тип высказывания
Определять
(текстповествование,
текст
рассуждение, текстописание), от
15 текстарассуждения,
заданную тему, отзыва
рассказа на
высказывания. Устное сочинение в
форме рассказа, отзыва.
бирать
целесообразные
выразительные средства языка в
соответствии с типом текста.
Круг детского чтения
С.
А.
Произведения устного народного
творчества. Произведения классиков
отечественной литературы Х1ХХХ
вв. (например, В. А. Жуковский, А. С.
Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. А.
Крылов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет,
Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, А. П.
Чехов, А. Н. Толстой,
В. В.
Маяковский,
Есенин),
классиков детской литературы.
Произведения современной оте
чественной (с учётом многона
ционального характера России) и
зарубежной литературы, доступные
для
младших
школьников.
Историческая, при
ключенческая литература, фантас
тика.
Научнопопулярная,
справочноэнциклопедическая
литература.
периодические издания.
восприятия
Детские
Основные темы детского чтения:
произведения о Родине, природе,
детях, животных, добре и зле,
юмористические и др.
сказки,
загадки,
легенды,
Произведения устного народного
творчества русского и других
народов России. Малые формы
устного народного творчества:
песенки,
считалки,
пословицы и поговорки. Большие
народного
формы устного
творчества:
былины.
Классики детской литературы.
Классики русской литературы
Х1ХХХ вв.
Произведения
отечественной и зарубежной
авторской литературы: рассказы,
сказки, стихотворения, пьесы.
Мифы,
библейские
рассказы (на ознакомительном
Детские
уровне,
журналы:
природе,
художественноразвлекательные,
художественнопублицистические.
Справочник для учащихся
начальной школы. Энциклопедия
«Про всё на свете».
Темы детского чтения
Произведения о детях, природе,
людей,
взаимоотношениях
животных,
при
ключенческая литература, фан
тастика. Детская литература на
родов России (наиболее известные
авторы и произведения)
Родине,
отрывки).
о
Средства выразительности
(на
практическом уровне): сравнение,
звукопись, олицетворение,
мета
фора, гипербола, повтор. Выделение
их в тексте, определение значения в
художественной речи (с помощью
учителя). Литературные понятия:
художественное
произведение,
художественный образ, искусство
слова, автор, сюжет, тема. Герой
произведения: его портрет, речь, по
ступки, мысли, отношение автора к
герою, рассказчик.
Композиционные формы речи (на
уровне практического знакомства,
без
терминов):
повествование, описание (пейзаж,
портрет, интерьер), монолог героя,
диалог героев. Прозаическая и
стихотворная
Основы
стихосложения:
рифма
(смысл).
Историколитературные
понятия: фольклор и авторские худо
употребления
ритм,
речь.
сказки.
России).
считалки,
Литературоведческая пропедевтика
Малые жанры фольклора:
загадки,
песенки,
пословицы и поговорки (разных
Жанры
народов
сти
произведений: рассказы,
хотворения,
Прозаи
ческая и стихотворная речь.
Тема произведения.
Главная
мысль произведения. Развитие
действия
(сюжетная линия
текста).
Герой произведения.
Характер героя. Средства вы
разительности.
Сравнение.
Метафора. Гипербола
сказки
разных
жанровым
Сравнивать малые фольклорные
жанры,
жанры художественных
произведений; называть жанры,
характеризовать их особенности.
Сравнивать
народов по теме,
особенностям, языку.
Ориентироваться
в
литературоведческих понятиях и
терминах (в рамках изученного).
Наблюдать:
выделять
особенности разных жанров
художественных произведений.
Наблюдать:
сравнения,
метафоры, гиперболы
находить в тексте
олицетворения,
16 песни,
жественные произведения.
Жанровое разнообразие произведения
малые формы
для чтения:
(колыбельные
потешки,
пословицы и поговорки, загадки);
большие фольклорные формы
(былины, сказания, мифы и ле
генды); сказки (о животных, бы
товые, волшебные), басни.
Литературная (авторская) сказка.
Художественные особенности сказок:
лексика, структура (композиция).
Рассказы,
сти
хотворения, басни, очерки, статьи
детской периодики произведения
классиков отечественной и зарубежной
литературы Х1ХХХ вв.
повести,
пьесы,
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Освоение различных позиций в тексте:
постановка живых картин, чтение по
инсценирование,
ролям,
драматизация.
Создание различных
форм интерпретации текста: устное
словесное рисование, разные формы
пересказа (подробный, выборочный,
краткий,
художественный,
создание собственного
творческий),
текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии)
Инсценировать
художественное
произведение (его части): читать по
ролям, участвовать в драматизации;
передавать особенности героев,
используя различные выразительные
средства (тон,
тембр,
интонация речи, мимика, жесты);
намечать мизансцены.
темп,
Конструировать устное сочинение:
передавать замысел автора, главную
мысль произведения, выразительные
средства языка.
Презентовать устное сочинение
Постановка живых картин.
Определение фрагмента для
постановки живых картин. Ос
воение различных ролей в тексте.
Выразительные средства для
инсценировки (мимика, жесты).
Постановка живых картин.
Чтение по ролям. Определение
фрагмента для чтения по ролям.
Освоение различных ролей в
тексте.
Выразительные средства
(тон,
темп, интонация) для чтения по
ролям. Чтение по ролям..
Определение
Инсценирование.
фрагмента для
инсценирования.
Освоение ролей для инсценирования.
Выразительные средства (мимика,
жесты, интонация) для инсце
нирования. Инсценирование.
Устное словесное рисование.
Определение фрагмента для устного
словесного рисования.
Слова,
отражающие
словосочетания,
содержание этого
фрагмента.
Презентация фрагмента.
Устное сочинение. Отражение в
устном
темы
прочитанного произведения (то, о
чём хотел
сказать автор).
Определение
главной мысли
произведения (что главное хотел
сказать автор). Определение темы
и главной мысли устного выска
зывания. Выразительные средства
языка для высказывания. Структура
высказывания. Презентация устного
сочинения
сочинении
Резерв
17 УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КЛАССАМ
1 класс 40 часов (10 нед./4 ч)
Наименование разделов и тем
Вводный урок
Жили были буквы
Сказки, загадки, небылицы
Апрель, апрель. Звенит капель!
И в шутку, и всерьез
Я и мои друзья
О братьях наших меньших
Резерв учебного времени
Итого:
2 класс 140 часов (35 н./4 ч)
Наименование разделов и тем
Вводный урок по курсу литературного чтения
Самое великое чудо на свете
Устное народное творчество
Люблю природу русскую. Осень
Русские писатели
О братьях наших меньших
Из детских журналов
Люблю природу русскую. Зима
Писатели детям
Я и мои друзья
Люблю природу русскую. Весна
И в шутку, и всерьез
Литература зарубежных стран
Резерв учебного времени
Итого:
3 класс – 140 часов (35 н./4 ч)
Наименование разделов и тем
18
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
№
п/
п 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Вводный урок по курсу литературного чтения
Самое великое чудо на свете
Устное народное творчество
Поэтическая тетрадь
Великие русские писатели
Поэтическая тетрадь
Литературные сказки
Были небылицы
Поэтическая тетрадь
Люби живое
Поэтическая тетрадь
Собирай по ягодке наберешь кузовок
По страницам детских журналов
Зарубежная литература
Итого:
4 класс 140часов (35 н./4 ч)
Наименование разделов и тем
Вводный урок по курсу литературного чтения
Летописи, былины, жития
Чудесный мир классики
Поэтическая тетрадь
Литературные сказки
Делу время потехе час
Страна детства
Поэтическая тетрадь
Природа и мы
Поэтическая тетрадь
Родина
Страна Фантазия
Зарубежная литература
Резерв учебного времени
Итого:
8. Материальнотехническое обеспечение учебного предмета
Для характеристики количественных показателей используются следующие
обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
19 К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух
учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 56
человек).
Наименование объектов и средств материально
Примечание
Количество
технического обеспечеия
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Библиотечный фонд комплектуется на
основе
перечня
учебников,
рекомендованных
(допущенных) Минобрнауки РФ
федерального
Многоразового использования.
К
Учебнометодические комплекты (УМК) для 1 – 4
классов (программа, учебники, рабочие тетради,
дидактические материалы и др.)
1. Сборник рабочих программ "Школа России". 1
4 классы/под руководством А.А. Плешакова. М.:
Просвещение. 2011.
2. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.
В. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2
частях
3. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В.
Голованова. Литературное чтение: Учебник: 2
класс: В 2 ч.
4. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В.
Голованова. Литературное чтение: Учебник: 2
класс: В 2 ч.
5. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,
М.В.
Голованова Литературное чтение: Учебник: 4
класс: В 2 ч.
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с те
матикой, определённой в примерной программе
по литературному чтению (в том числе в цифровой
форме)
Словари по русскому языку: толковый словарь,
словарь фразеологизмов, морфемный и
словообразовательный словари.
Репродукции картин и художественные
фотографии в соответствии с содержанием
обучения по русскому языку и литературному
чтению (в том числе в цифровой форме).
Детские книги разных типов из круга детского
чтения.
Портреты поэтов и писателей
Д
Ф
Д
Д/К
Д
Компьютерные и информационнокоммуникативные средства
Цифровые информационные инструменты и
источники (по основным темам программы):
электронные справочные и учебные пособия.
П
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для
крепления таблиц.
Магнитная доска.
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Сканер, принтер лазерный (струйный, струйный
цветной),
цифровая
видеокамера со штативом.
цифровая фотокамера,
Д
Д
Д
Д
Д
Д/П
Д
Д
При
технических условий
наличии
необходимых
Размер не менее 150×150 см
С диагональю не менее 72 см.
При наличии необходимых средств
20 Экранно – звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения из
учаемых произведений.
Видеофильмы, соответствующие содержанию
обучения (по возможности).
Слайды (диапозитивы), соответствующие содер
жанию обучения (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные
ресурсы, соответствующие содержанию обучения
(по возможности)
Настольные развивающие игры, литературное
лото, викторины
Д
Д
Д
Д
Игры
Ф
Ф
Ф
При наличии технических средств
При наличии необходимых условий и
средств.
Источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа
Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643).
2. Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373».
3. Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О
внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные
учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N
1312».
4. Примерные программы по учебным предметам. – М.: Просвещение,
2010.
5. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по
разработке рабочих программ.
6. Приказ МОиН РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования».
7. Концепция учебно методического комплекса "Школа России".
8. Сборник рабочих программ "Школа России". 1 4 классы/под
руководством А.А. Плешакова. М.: Просвещение. 2011.
9. Примерные программы, созданные на основе федерального
государственного образовательного стандарта.
10. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ
по разработке рабочих программ.
21 11.Методические рекомендации и письма МОиН РФ по контролю и
оценке результатов обучения в 1 4 классах.
10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
25.12.2013 г. № 72 г. Москва "О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.282110
"Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях".
22
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.