Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")
Оценка 4.8

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
чтение
2 кл
24.01.2017
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")
Документ Microsoft Office Word.docx
Пояснительная записка. Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе: 1. ФЗ «Об Образовании в РФ» 2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению 3. на   основе  авторской   программы   О.В.Кубасовой   «Литературное   чтение»,  рекомендованной   Департаментом   общего   среднего образования МО РФ /Москва «Просвещение», 2013 год.         Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества. Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач: 1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.) 2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.) 3. Формирование   способности   к   полноценному   (адекватному   и   всестороннему)   восприятию   литературного   текста.   (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.) 4. Усвоение   различных   способов   творческой   интерпретации   художественного   текста:   выразительного   чтения   по   книге   и   наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др. 5. Обучение   практическим   умениям   преобразования   текста:   определению   главного   и   второстепенного,   нахождению   опорных   слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др.  6. Обогащение   читательского   опыта   посредством   накопления   и   систематизации   литературных   впечатлений,   разнообразных   по эмоциональной   окраске,   тематике,   видо­жанровой   принадлежности,   и   на   этой   базе   практическое   освоение   элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.) 7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней. Учебный материал книг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно­тематическом, видо­жанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки. Общая характеристика учебного курса. С целью достижения названных задач были выработаны принципиальные подходы к построению учебного курса, изложенные ниже. 1.   Приоритетной   задачей   предмета   «Литературное   чтение»   является   духовно­нравственное   воспитание   обучающихся,   для   чего   в Программу   включены   художественные   произведения,   обладающие   мощным   нравственным   и   духовным   потенциалом:от   небольших поучительных  басен Эзопа до философской сказочной  повести  Антуана де Сент­Экзюпери «Маленький  принц». Сформировать у детей духовно­нравственные ориентиры помогает не только целенаправленный подбор литературных произведений, но и методический аппарат учебников. 2. С целью реализации принципа преемственности данный курс по литературному чтению для начальной школы дополняют пособия для дошкольников и учебники по литературе для 5, 6 и 7 классов основной школы. 3.  Учебный   материал,  реализующий   даннуюПрограмму,   подобран   в   соответствии   с   рекомендациями   ФГОС   и   отвечает   критериям художественной   и   познавательной   ценности,   сочетания   классики   и   современности,   доступности,   тематического   и   видо­жанрового разнообразия. Он отличается следующими особенностями: • широким видо­жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений; •  соответствием учебного материала и способов его систематизации  ведущим задачамкаждого года обучения. (В 1 классе, когда важно вызвать интерес детей к чтению и к урокам чтения, произведения сгруппированы в разделы, тематика которых максимально близка жизненным и читательским интересам первоклассников. Во 2 классе, когда ведущей задачей становится формирование базовых читательских компетенций, литературныепроизведения систематизированы по методической цели обучения чтению. В 3 классе, поскольку в это время ещё большее, чем прежде, внимание уделяется духовно­нравственному воспитанию детей, в учебнике доминируют разделы с произведениями нравственной тематики. В 4 классе, в большей степени, чем предыдущие, ориентированном на подготовку к дальнейшему систематическому изучению литературы, усилена литературоведческая пропедевтика, в связи с чем произведения сгруппированы по видо­жанровой специфике. Таким образом и учебный материал, и структура учебников направлены на создание благоприятных методических условий формирования приоритетных для каждой ступени обучения компетенций и личностных качеств.) 4.   В   основе  методического   аппарата  учебников   лежит   современная   практико­   и   личностно­ориентированная   педагогическая технология: методический аппарат программирует процесс обучения, «ведёт» за собой, учит мыслить, включая детей в логику осмысления произведений разных литературных родов и жанров. В большинстве случаев учебники не дают готовых решений, а подводят к нахождению правильных   ответов,   а   значит   к   правильному   осмыслению   прочитанного.   Особую   группу   составляют  задания,   формирующие универсальные учебные действия учащихся.  Методический   аппарат   содержит   материалы   для   формирования   всех   видов   УУД:   личностных   и   метапредметных   (регулятивных, познавательных,   коммуникативных)   с   приоритетом   (из­за   специфики   предмета)   развития   личностных   (прежде   всего   ценно­смысловых), познавательных и коммуникативных. С целью формирования читательской самостоятельности учащихся с 1 класса регулярно даются задания, привлекающие детей к деятельности с книгами. Во 2 классе этому посвящён специальный раздел «В мире книг». Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др. Ценностные ориентиры учебного предмета. Литературное  чтение   как   учебный   предмет  в   начальной   школе   имеет   большое   значение   в   решении   задач  не   только   обучения,   но  и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно­нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно­эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно­нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.  Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане. Согласно базисному учебному (образовательному) плану ОУ РФ всего на изучение предмета в начальной школе выделяется во 2 классе 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели). Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета «Литературное чтение». Предметные результаты освоения программы. Выпускники начальной школы научатся: осознавать  значимость чтения для своего развития,  для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни; читать   осознанно,   правильно,   бегло   (целыми   словами   вслух   –   не   менее   90   слов  вминуту,   про   себя   –   не   менее   120   слов   в   минуту)   и выразительно доступные по содержанию и объему произведения;  применять различные способы чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, выборочное); полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное; знанию основных моральных норм; ориентироваться   в   нравственном   содержании   прочитанного,   оценивать   поступки   персонажей   с   точки   зрения   общепринятых   морально­ этических норм;  работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности; определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; устанавливать причинно­следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев; находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, художественный повтор, звукопись) и понимать их  роль в тексте; выделять основные элементы сюжета, определять их роль в развитии действия; сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два­три существенных признака; отличать поэтический текст от прозаического;                               распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.); соотносить   произведения   с   изученными   жанрами   художественной   литературы   (миф,   былина,   рассказ,   повесть,   литературная   сказка, стихотворение, басня), основываясь на их признаках;  владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;   осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.); делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; цитировать (устно); передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики художественного, научно­популярного, учебного текстов;  применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте общепознавательные и коммуникативные универсальные учебные действия; высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста; вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета; составлять несложные монологические высказывания о произведениях; составлять аннотацию и делать отзыв на литературное произведение или книгу; определять   порядок   действий   при   поиске   и   выборе   книги,   при   поисковом   и   выборочном   чтении,   при   подготовке   к   обсуждению   или выступлению, при заучивании наизусть; создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта; осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно­популярном текстах; ориентироваться в специфике научно­популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности; пользоваться алфавитным каталогом; ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке;      пользоваться справочно­энциклопедическими изданиями. Выпускники начальной школы получат возможность научиться: осознавать основные духовно­нравственные  ценности человечества;                           воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии; применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;   испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю; уважать культуру народов многонациональной России и других стран; бережно и ответственно относиться к окружающей природе; воспринимать художественную литературу как вид искусства; соотносить литературу с другими видами искусства; испытывать эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой; развивать   способность   к   эмпатии   и   сопереживанию,   эмоционально­нравственной   отзывчивости   (на   основе   сопереживания   литературным героям); определять сходство и различие произведений разных жанров;  осознанно  выбирать виды чтения (ознакомительное, детальное (изучающее), поисковое, выборочное) в зависимости от цели  чтения; использовать полученную при чтении научно­популярного и учебного текста информацию в практической деятельности; выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями; высказывать и пояснять свою точку зрения; применять правила сотрудничества; работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;  находить в художественном произведении такие средства языковой выразительности, как метафора и гипербола, понимать их роль в тексте; понимать особенности некоторых типов композиции;  выделять в тексте опорные (ключевые) слова; цитировать (письменно); осуществлять такие формы творческой интерпретации текста, как составление диафильма, воображаемая экранизация; писать изложения; создавать   прозаический или поэтический текст по аналогии с авторским текстом, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста); делать устную презентацию книги (произведения); пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;   работать с детской периодикой; расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт  самостоятельной читательской деятельности. Личностные качества: положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг;  нравственно­этическая ориентация; формирование эстетических чувств и представлений; развитие эмпатии и эмоционально­личностной  децентрации; развитие дружеского отношения к другим детям. Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия;  прогнозировать; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или  письменной; осуществлять  самоконтроль при чтении. Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова,  интересоваться их значением; выделять главное; составлять небольшой план; ориентироваться в книге  по обложке, титульному листу,  аннотации и по содержанию (оглавлению); ориентироваться в книгах; устанавливать элементарную логическую причинно­следственную связь событий и действий героев  произведения; выполнять действия  анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать  персонажей одного произведения и разных  произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; анализировать особенности языкового  оформления текста; ранжировать книги и произведения; обосновывать свои утверждения. Коммуникативные УУД: согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные  правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; способность к созданию небольшого текста по образцу или по иллюстрации;  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической  и  диалогической формами речи. Содержание учебного предмета (курса). Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказываний, художественных текстов). Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.  Осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению. Чтение. Чтение вслух. Планомерный   переход   от   слогового   к   плавному   осмысленному   беглому   чтению   целыми   словами.   Установка   на   нормальный   для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Формирование способа чтения «по догадке». Воспроизведение написанного без искажений звуко­буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.Выразительное чтение с соблюдением логических ударений и пауз, мелодики, верного темпа и ритма; передача эмоционального тона реплик персонажей, эмоционального характера произведения в целом. Чтение «про себя». Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений,  осмысление цели чтения.  Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте и в книге необходимую информацию.   Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текстов: художественных и научно­познавательных, их сравнение. Определение целей создания этих  видов   текста.   Развитие   способности   к   антиципации.Самостоятельное   определение   темы   текста,   главной   мысли;   деление   текста  на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным и вербальным планом. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.  Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение заглавия с содержанием текста. Определение темы и идеи произведения.  Определение, от какого лица  ведется повествование (осознание образа рассказчика),  способность представлять образ автора на основе его произведения. Выявление роли авторского присутствия в произведении. Осознание роли пейзажа и портрета в художественном произведении. Характеристика героя произведения с использованием художественно­выразительных средств читаемого текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту. Выявление авторского отношения к герою. Определение собственного отношения к поступкам персонажей. Выявление особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средства языка, структура (композиция), жанр, народное или авторское произведение. Выделение   опорных   (ключевых)   слов.   Деление   текста   на   части,   озаглавливание,   составление   картинного   и   вербального   плана. Воспроизведение   текста   с   использованием   выразительных   средств   языка:   пересказ   (частичный,   подробный,   творческий),   рассказ   по иллюстрациям.  Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Работа с научно­познавательными текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей научно­познавательного текста (передача информации). Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части.  Определение микротем.  Опорные (ключевые) слова. Выделение главного в содержании текста. Схема, модель текста. Воспроизведение текста с опорой на план, ключевые слова, схему. Подробный, частичный и выборочный пересказ текста.  Библиографическая культура. Книга:   учебная,  художественная,   справочная.   Книга   как   особый   вид   искусства   и   источник   знаний.   Элементы  книги:   содержание (оглавление),   титульный   лист,   аннотация,  сведения   о   художниках­иллюстраторах,   иллюстрации.   Виды   информации   в   книге:   научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно­иллюстративный материал). Типы   книг   (изданий):   книга­произведение,   книга­сборник,   периодическая   печать,   справочные   издания   (справочники,   словари, энциклопедии).  Умение составлять представление о книге по обложке (прогнозировать тему, жанр, характер текста); умение ориентироваться в одной книге и в группе книг (5–6 книг). Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Говорение (культура речевого общения). Осознание и освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: способность понимать, отвечать и самостоятельно задавать   вопросы;   выслушивать,   не   перебивая,   собеседника   и   в   вежливой   форме   высказывать   свою   точку   зрения   по   обсуждаемому произведению. Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения. Построение плана собственного высказывания с помощью учителя. Умение отбирать и использовать изобразительно­выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания (монолога).  Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в устном сообщении (описание, рассуждение, повествование).  Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по картине либо на заданную тему.  Круг чтения. Второклассники знакомятся с литературными произведениями по всем основным темам детского чтения: о родине, о подвигах, о детях, о природе (о растениях и животных, о временах года).   Во   втором   классе,   где   приоритетным   является   формирование   навыка   чтения,   литературные   произведения   сгруппированы   по методической цели обучения.  Те тексты, при работе над которыми основное внимание уделяется формированию осознанности чтения, входят в раздел под названием «Читая — думаем».  Произведения, при чтении которых необходима специальная работа над правильностью чтения (по предупреждению орфоэпических ошибок, а также на искажение звукобуквенного состава), включены в раздел под названием «Читаем правильно».  В раздел «Читаем быстро» входят такие произведения, при чтении которых целесообразно применение беглого чтения. Это, например, скороговорки   (народные   и   литературные),   «бесконечные»   стихи   и   небольшие   по   объему   и   доступные   по   содержанию   прозаические произведения, в основном, современных авторов, написанные в разговорном стиле. При чтении произведений, расположенных в разделе «Читаем выразительно», проводится целенаправленная работа над интонационной выразительностью речи. В силу этого сюда, в первую очередь, включены эмоционально окрашенные стихотворения и басни, а также сказки и рассказы, содержащие диалоги.  Таким   образом,   во   втором   классе   при   акценте   на   активном   формировании   навыка   чтения   дети   накапливают   разнообразные литературные впечатления ­ о темах, жанрах, авторах. Учимся читать: Читая — думаем (29 ч.) М. Бородицкая «Первое сентября»; В. Берестов «Читалочка»; К. Ушинский «Наше Отечество»; В. Орлов «Родное»*; П. Воронько «Лучше нет родного края»; Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; О. Дриз «Загадка»; Б. Заходер «Два и три»; Р. Сеф «Считалочка»*; М. Юдалевич, «Три плюс пять»; В. Левин «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня веселый снег...», «Зимой Ваня сделал кормушку...»; А. Шибаев «Кто слово найдет»; В. Берестов «Если хочешь пить»*, «Гололедица»; Б. Заходер «Как Волк песни пел»; С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы   испугали   Серого   Волка»;  B.  Зотов   «За   двумя   зайцами»;   Э.   Шим   «Жук   на   ниточке»,   «Очень   вредная   крапива»;   Л.   Н.   Толстой «Косточка»; C. Прокофьева «Когда можно плакать?»; В. Сухомлинский «Пусть будут Соловей и Жук»; С. Козлов «В сладком морковном лесу»; В. Осеева «Сторож», «Кто наказал его?»; А. Барто «Рыцари»; В. Осеева «Плохо»; Д. Хармс «Удивительная кошка»; русская народная сказка «Лиса и журавль»; индийская сказка «Ссора птиц»; В. Берестов «Посадили игрушку на полку...», Э. Мошковская «Всего труднее дело...»*; русская народная сказка «Самое дорогое», С. Баруздин «Кузнец»; Б. Заходер «Петя мечтает»; русская народная сказка «Два Мороза». Учимся читать: Читаем правильно (10 ч.) В. Бардадым «Мы читаем!»; В. Гусев «Вот так кот»; И. Бурсов «Кот и крот»; Д. Биссет «Орел и овечка»; В. Драгунский «Заколдованная буква», «Когда я был маленький», «Не пиф, не паф!»; Н. Носов «Находчивость»; Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков»; Б. Заходер «Муравей». Учимся читать: Читаем быстро (8 ч.) Скороговорки; И. Мазнин «Шла лисица»; Е. Благинина «У Вари на бульваре...»; М. Бородицкая «Были галчата в гостях у волчат...»; Р. Сеф «Бесконечные стихи»*; Э. Мошковская «Болельщик»; Ю. Ермолаев «Угодили»; В. Осеева «Просто старушка»; В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка учится»; дагестанская сказка «Храбрый мальчик». Учимся читать: Читаем выразительно (20 ч.) А.   Прокофьев   «Как   на   горке,   на   горе»;   А.   Фет   «Чудная   картина...»*;   С.   Воронин   «Храбрый   клоун»;   С.   Маршак   «Жадина»;   О. Григорьев «Яма»; Э. Успенский «Всё в порядке»; В. Осеева «Три товарища»; Н. Матвеева «Девочка и пластилин»; Ю. Ермолаев «Два пирожных»; Э. Мошковская «Обида», «Трудный путь»; Е. Благинина «Посидим в тишине»*; И. Дик «Красные яблоки»; А. Барто «Перед сном»; С. Козлов «Заяц и Медвежонок»; И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка»; К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерет нос кверху»; Н. Юсупов «Серый волк»; Дж. Родари «Рыбы»; Б. Заходер «Кискино горе»; Э. Мошковская «Говорящая кошка»*; А. Фройденберг «Великан и мышь»; Д. Биссет «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски»; К. Ушинский «Спор деревьев». Учимся работать с текстом: Автор и его герои (21 ч.) В. Голявкин «Про веселую книжку»; С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»; Л. Пантелеев «Карусели», «Как поросенок говорить научился»; В. Голявкин «В шкафу»; А. Гайдар «Совесть»; Б. Юнгер «Белая роза»; Г. Цыферов «Град»; Г. Горбовский «Розовый слон»*; Ф. Кривин «Родная коробка»; В. Чаплина «Мушка»; Л. Пантелеев «Две лягушки»; Е. Пермяк «Волшебные  краски»; С. Михалков «Аисты и лягушки»; С. Козлов   «Вольный осенний ветер»; Л. Н. Толстой «Зайцы»; Н. Рубцов «Про зайца»; русская народная сказка «Заяц­хваста». Учимся работать с текстом: Слова, слова, слова... (9 ч.) Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку»; Шотландская песенка*; Б. Шергин «Рифмы»; В. Даль «Кузовок»; А. Барто «Игра в слова»; И. Токмакова «Лягушки»; В. Берестов «Курица»; Б. Заходер «Дырки в сыре»; А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову»; Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже...»; Г. Цыферов «Что такое звезды?»; А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»*; «Колокольчики мои...»; С. Есенин «Черемуха»; М. Исаковский «Ветер»; В. Рахманов «Одуванчики». Учимся работать с текстом: План и пересказ (19 ч.) Н. Сладков «Медведь и Солнце»; В. Осеева «Добрая хозяюшка»; Б. Житков «Храбрый утенок»; Э. Мошковская «Жадина»; русская народная сказка «Мена»; В. Сухомлинский «Вьюга»; Н. Носов «На горке»; В. Осеева «Хорошее»; Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»;   В.   Гаршин   «Лягушка­путешественница»;   С.   Михалков  «Бараны»;   К.   Ушинский   «Два   козлика»;   С.   Козлов   «Черный   Омут»;   М. Пляцковский «Как Утенок свою тень потерял»; Е. Карганова «Как Цыпленок голос искал»; немецкая сказка «Русалочка». В мире книг (20 ч.) К. Ушинский «Два плуга»; Л. Н. Толстой «Филипок»; В. Авдеенко «Маленькая Баба­Яга»; русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»; Д. Мамин­Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»; Н. Сладков «Бежал ежик по дорожке»; М. Пришвин «Еж»; Б. Заходер «Птичья школа»; Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа»; Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное»; Н. Носов «Фантазеры»; Б. Емельянов «Зеленая букашина»; Кир Булычев «Путешествие Алисы» (Глава 1. Преступница Алиса). Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Расширение базы видо­жанровых и тематических литературных впечатлений. Осознание условности литературного творения, его отличия от реальности (прежде всего, в силу внимания к личности автора). Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,  искусство слова, автор (рассказчик),  сюжет, тема, идея; персонаж (его портрет, речь, мысли, поступки, мотивы поведения), лирический герой произведения, отношение автора к герою. Нахождение в тексте и определение значения в художественной речи средств выразительности: звукописи, эпитетов, художественных повторов, сравнений, олицетворений.  Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Жанровое   разнообразие   произведений:   народная   и   литературная   (авторская)   сказка,   рассказ,   стихотворение,   басня   –   общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.  Творческая деятельность (на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация;   словесное,  графическое  и   музыкальное   рисование,   творческий   пересказ,  создание   собственного   текста   на   основе художественного произведения (текст по аналогии) и по картине, продолжение прочитанного. Внеурочная деятельность на основе прочитанного на уроках литературного чтения. Пополнение и структуризация классной библиотечки (уголка чтения). Участие в подготовке и проведении викторин по творчеству В. Ю. Драгунского, А.Л. Барто, В.А. Осеевой. Создание поделок и рисунков по прочитанным сказкам. Участие в конкурсе чтецов. Участие в работе кружка «Речевой этикет (культура   речи)». Участие в работе кружка «Юный театрал». Создание эскизов костюмов для сказочных персонажей. Создание спектакля по сказке «Два мороза» или «Морозко». Создание сборника произведений о родине. Создание сборника произведений о зайцах. Создание сборника любимых стихотворений. Сочинение собственных произведений в жанре рассказа, сказки. Участие в конкурсе «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». Участие  в  конкурсах  рисунков  «С чего начинается   родина?»  (после  чтения  стихотворений  о  родине),  «Улица  сказочных  домиков»  (по мотивам сказки Г.А. Цыферова «Как Цыпленок впервые сочинил сказку»). Участие   в   читательской   конференции   по   теме   «С   чего   начинается   родина?»   (Образ   родины   в   произведениях   писателей   и   в   картинах художников). Тематическое планирование по предмету с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.  (29 ч) Учимся читать: Читая — думаем    М. Бородицкая «Первое сентября»; В. Берестов «Читалочка»; К. Ушинский «Наше Отечество»; В. Орлов «Родное»*; П. Воронько «Лучше нет родного края»; Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; О. Дриз «Загадка»; Б. Заходер «Два и три»; Р. Сеф «Считалка»*; М. Юдалевич «Три  плюс пять»; В. Левин «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня весёлый снег...», «Зимой Ваня сделал кормушку...»; А. Шибаев «Кто сло во найдёт?»; В. Берестов «Если хочешь пить...»*, «Гололедица»; Б. Заходер «Как Волк песни пел»; С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали  Серого Волка»; B. Зотов «За двумя зайцами»; Э. Шим «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива»; Л. Н. Толстой «Косточка»; C.  Прокофьева «Когда можно плакать?»; Е. Пермяк «Как Маша стала большой»; В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук»; С. Козлов «После долгой разлуки...»; В. Осеева «Сторож», «Кто наказал его?»; А. Барто  «Рыцари»; В. Осеева «Плохо»; Д. Хармс «Удивительная кошка»; русская народная сказка «Лиса и журавль»; индийская сказка «Ссора птиц»;  В. Берес тов «Посадили игрушку на полку...»; Э. Мошковская «Всего труднее дело...»*; русская народная сказка «Самое дорогое»; С.  Баруздин «Кузнец»; Б. Заходер «Петя мечтает»; русская народная сказка (10 ч)  (8 ч) «Два Мороза»; белорусская сказка «Краденым сыт не будешь»; братья Гримм «Звёздные талеры». Учимся читать: Читаем правильно    В. Бардадым «Мы читаем!»; В. Гусев «Вот так кот»; Н. Бурсов «Кот и крот»; Д. Биссет «Орёл и овечка»; В. Драгунский «Заколдованная  буква», «Когда я был маленький», «Не пиф, не паф!»; Н. Носов «Находчивость»; Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков»; Б.  Заходер «Муравей»; Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». Учимся читать: Читаем быстро    Скороговорки; И. Мазнин «Шла лисица»; Р. Сеф «Апчхи!»; М. Яснов «Чучело­мяучело»; Р. Сеф «Бесконечные стихи»*; Э. Мошковская  «Болельщик»; Ю. Ермолаев «Угодили»; В. Осеева «Просто старушка»; В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка  учится»; дагестанская сказка «Храбрый  мальчик»; Г. Балл «Москвичок, который не знал правил уличного движения». Учимся читать: Читаем выразительно    А. Прокофьев «Как на горке, на горе»; А. Фет «Чудная картина...»*; С. Воронин «Храбрый клоун»; С. Маршак «Жадина»; О. Григорьев  «Яма»; Э. Успенский «Разгром»; В. Осеева «Три товарища»; Н. Матвеева «Девочка и пластилин»; Ю. Ермолаев «Два пирожных»; Э.  Мошковская «Обида», «Труд­ ный путь»; Е. Благинина «Посидим в тишине»*; И. Дик «Красные яблоки»; А. Барто «Перед сном»; В. Орлов «Светлячок­маячок»; С. Козлов  «Заяц и Медвежонок»; И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка»; К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху»; Н. Юсупов  «Серый волк»; Дж. Родари «Рыбы»; Б. Заходер «Кискино горе»; Э. Мошковская «Говорящая кошка»*; А. Фройденберг «Великан и мышь»; Д.  Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски»; К. Ушинский «Спор деревьев». Учимся работать с текстом: Автор и его герои    В. Голявкин «Про весёлую книжку»; С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»; Л. Пантелеев «Карусели», «Как  поросёнок говорить  научился»; В. Голявкин «В шкафу»; А. Гайдар «Совесть»; Б. Юнгер «Белая роза»; Г. Цыферов «Град»; Г. Горбовский «Розовый слон»*; Ф.  Кривин «Родная коробка»;  В. Чаплина «Мушка»; Л. Пантелеев «Две лягушки»; Е. Пермяк  «Волшебные краски»; С. Михалков «Аисты и  лягушки»; С. Козлов «Вольный осенний ветер»; Л. Н. Толстой «Зайцы»; Н. Рубцов «Про зайца»; русская народная сказка «Заяц­хваста».  (21 ч)  (20 ч)  (9 ч) Учимся работать с текстом: Слова, слова, слова...    Г. Цыферов «Как цыплёнок впервые сочинил сказку»; шотландская песенка*; Б. Шергин «Рифмы»; М. Бородицкая «Разговор с пчелой»; В.  Даль «Кузовок»; А. Барто «Игра в слова»; И. Токмакова «Лягушки»; В. Берестов «Курица»;  Б. Заходер «Дырки в сыре»; А. Шибаев  «Переполох», «Прислу­ шайся к слову»; Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже...»; Г. Цыферов «Что такое звёзды?»; А. К. Толстой «Вот уж снег  последний в  поле тает...»*; И. Пивоварова «Картинка на земле»; А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…»; А. К. Толстой «Колокольчики мои...»; С.  Есенин «Черёмуха»; М. Исаковский  «Ветер»; В. Рахманов «Одуванчики». Учимся работать с текстом: План и пересказ    Н. Сладков «Медведь и Солнце»; В. Осеева «Добрая хозяюшка»; Б. Житков «Храбрый утёнок»; Э. Мошковская «Жадина»; русская народная  сказка «Мена»; В. Сухомлинский «Вьюга»;  (19 ч) (20 ч) Ю. Ермолаев «Проговорился»; Н. Носов «На горке»; В. Осеева «Хорошее»; Д. Биссет «Про поросёнка, который учился летать»; В. Гаршин  «Лягушка­путешественница»; С. Михалков «Бараны»*; К. Ушинский «Два козлика»; С. Козлов «Чёрный Омут»; М. Пляцковский «Как  Утёнок свою тень поте рял»; Е. Карганова «Как Цыплёнок голос искал». В мире книг    К. Ушинский «Два плуга»; Л. Н. Толстой «Филипок»; В. Авдеенко «Маленькая Баба­Яга»; русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»;  Д. Мамин­Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»; Н. Сладков «Бежал ёжик по дорожке»; М. Пришвин «Ёж»; Б. Заходер «Птичья школа»; Н.  Носов «Затейники», «Живая шляпа»; Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное»; Н. Носов «Фантазёры»; Б. Емельянов «Зелёная  букашина»; Кир Булычёв «Путешествие Алисы».  Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Расширение базы видо­жанровых и тематических литературных впечатлений. Осознание условности литературного творения, его отличия от реальности (прежде всего в силу внимания к личности  автора). Ориентировка в литературных понятиях: художественное  произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема, идея; персонаж  (его портрет, речь, мысли, поступки, мотивы поведения), лирический герой произведения, отношение  автора к герою. Нахождение в тексте и определение значения в художественной речи средств выразительности: звукописи, эпитетов, художественных  повторов, сравнений, олицетворений. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм,  рифма). Жанровое разнообразие произведений: народная и литературная (авторская) сказка, рассказ, стихотворение, басня. Общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Творческая деятельность (на основе литературных  произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: выразительное чтение, чтение  по ролям,  драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование, творческий пересказ, создание собственного  текста на основе  художественного произведения (текст  по аналогии) и по картине, продолжение прочитанного. Внеурочная деятельность на основе прочитанного  на уроках литературного чтения Пополнение и структуризация классной библиотечки (уголка чтения). Участие в подготовке и проведении викторин по творчеству В. Ю. Драгунского, А. Л. Барто, В. А. Осеевой. Создание поделок и рисунков по прочитанным сказкам. Участие в конкурсе чтецов. Участие в работе кружка «Речевой этикет (культура речи)». Участие в работе кружка «Юный театрал». Создание эскизов костюмов для сказочных персонажей. Создание спектакля по сказке «Два Мороза» или «Морозко». Создание сборника произведений о Родине. Создание сборника произведений о зайцах. Создание сборника любимых стихотворений. Сочинение собственных произведений в жанре рассказа, сказки. Участие в конкурсе «Всех скороговорок не переговоришь  и не перевыговоришь». Участие в конкурсах рисунков «С чего начинается Родина?» (после чтения стихотворений о Родине), «Улица сказочных домиков» (по  мотивам сказки Г. М. Цыферова «Как цыплёнок впервые сочинил сказку»). Участие в читательской конференции по теме «С чего начинается Родина?» (образ Родины в произведениях писателей  и в картинах  художников). Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение образовательного процесса.         Основными рекомендуемыми компонентами материального обеспечения курса «Литературное чтение» (дополнительно к учебникам)  являются следующие: программно­методические материалы, рабочие тетради для учащихся, сборники тестовых заданий, хрестоматии для домашнего чтения, классная библиотечка (содержащая художественные и познавательные книги, детские журналы, энциклопедии и  справочники, толковый словарь), фонохрестоматия, репродукции картин русских и зарубежных художников; портреты русских и зарубежных  писателей, а также технические средства обучения.         Основным материальным обеспечением реализации настоящей программы является комплект следующих изданий. Учебники и учебные пособия для учащихся (Издательство: «Ассоциация ХХI век», Смоленск)  Кубасова О. В. Учебник по литературному чтению для 1 класса. – 2011 и послед.  Кубасова О. В. Тетрадь с печатной основой к учебнику для 1 класса. – 2011 и послед.  Кубасова О. В. Я хочу читать: Книга для чтения. 1 класс. – 2007 и послед.  Кубасова О. В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику для 1 класса. – 2009 и послед.  Кубасова О. В. Учебник по литературному чтению для 2 класса. В 3 ч. – 2011 и послед.  Кубасова О. В. Тетрадь с печатной основой к учебнику для 2 класса. В 2 ч. – 2011 и послед.  Кубасова О. В. Я хочу читать: Книга для чтения. 2 класс. – 2007 и послед.  Кубасова О. В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику для 2 класса. – 2009 и послед.  Кубасова О. В. Учебник по литературному чтению для 3 класса. В 4 ч. – 2012 и послед.  Кубасова О. В. Тетрадь с печатной основой к учебнику для 3 класса. В 2 ч. – 2012 и послед.  Кубасова О. В. Я хочу читать: Книга для чтения. 3 класс. – 2007 и послед.  Кубасова О. В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику для 3 класса. – 2009 и послед.  Кубасова О. В. Учебник по литературному чтению для 4 класса. В 4 ч. – 2012 и послед.  Кубасова О. В. Тетрадь с печатной основой к учебнику для 4 класса. В 2 ч. – 2013 и послед.  Кубасова О. В. Я хочу читать: Книга для чтения. 4 класс. – 2007 и послед.  Кубасова О. В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику для 4 класса. – 2009 и послед.  Кубасова О. В. Итоговые проверочные работы по литературному чтению. 1–4 классы. – 2013 и послед. Пособия для учителя  Кубасова О. В. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 и послед.  Кубасова О. В. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012 и послед.  Кубасова О. В. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013 и послед.  Кубасова О. В. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013 и послед.  Кубасова О. В. Литературное чтение: Методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам для 1–4 классов   общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация  XXI век, 2009 и послед.  Кубасова О. В. Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Литературное чтение» в рамках образовательной  системы «Гармония». – 2013 и послед.  Кубасова О. В. Выразительное чтение. – М.: Академия, 1998 и послед.  Кубасова О. В. Как помочь ребёнку стать читателем. – Тула: Родничок; М.: АСТ, Астрель, 2005. Электронные приложения к учебникам, тетрадям и методическим пособиям • Материалы для учащихся • Материалы для учителя Норма техники чтения учащихся начальной школы класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Количество слов в минуту не менее 25 – 30 слов в минуту не менее 40 слов в минуту не менее 65 слов в минуту не менее 90 слов в минуту Оценивание и интерпретация итоговой проверочной работы  по литературному чтению  (по О.В.Кубасовой) 1 класс Предметные умения оцениваются: 23 – 26 (30) баллов – «5» 18 – 22 балла – «4» 11 – 17 баллов – «3» менее 11 баллов – «2» Если ученик набрал 23 – 26 (30) баллов, овладение проверявшимися УУД находится на высоком уровне; 18 – 22 балла – на хорошем  уровне; 11­17 баллов – на удовлетворительном; учащиеся, получившие менее 11 баллов, пока не достигли уровня, определённого  стандартом начального образования.  2 класс Предметные умения оцениваются: 23 – 26 (28) баллов – «5» 18 – 22 балла – «4» 11 – 17 баллов – «3» менее 11 баллов – «2» Если ученик набрал 23 – 26 (28) баллов, овладение проверявшимися УУД находится на высоком уровне; 18 – 22 балла – на хорошем  уровне; 11­17 баллов – на удовлетворительном; учащиеся, получившие менее 11 баллов, пока не достигли уровня, определённого  стандартом начального образования. 3 класс Предметные умения оцениваются: 1 часть 30 – 34 (40) баллов – «5» 23 – 29 балла – «4» 15 – 22 балла – «3» менее 15 баллов – «2» Если ученик набрал 30 – 34 (40) баллов, овладение проверявшимися УУД находится на высоком уровне; 23 – 29 балла – на хорошем  уровне; 15­22 баллов – на удовлетворительном; учащиеся, получившие менее 15 баллов, пока не достигли уровня, определённого  стандартом начального образования Вся работа ( 2 части) Предметные умения оцениваются: 60 – 68 (80) баллов – «5» 46 – 59 баллов – «4» 30 – 45 баллов – «3» менее 30 баллов – «2» Если  за выполнение двух частей работы ученик набрал 29 баллов и менее, то учащийся имеет недостаточную предметную подготовку по  литературному чтению. от 30  до 59 баллов, то подготовка ученика соответствует базовому уровню достижения планируемых результатов. При получении более 59 баллов за выполнение всей работы ученик демонстрирует способность свободно работать с доступными возрасту  художественными и научно­популярными текстами. 4  класс Предметные умения оцениваются: 1 часть 35 – 40 (48) баллов – «5» 27 – 34 балла – «4» 18 – 26 балла – «3» менее 18 баллов – «2» Если ученик набрал 35 – 40 (48) баллов, овладение проверявшимися УУД находится на высоком уровне; 27 – 34 балла – на хорошем  уровне; 18­26 баллов – на удовлетворительном; учащиеся, получившие менее 18 баллов, пока не достигли уровня, определённого  стандартом начального образования 2 часть 30 – 34 (40) баллов – «5» 23 – 29 балла – «4» 15 – 22 балла – «3» менее 15 баллов – «2» Если ученик набрал 30 – 34 (40) баллов, овладение проверявшимися УУД находится на высоком уровне; 23 – 29 балла – на хорошем  уровне; 15 ­ 22 баллов – на удовлетворительном; учащиеся, получившие менее 15 баллов, пока не достигли уровня, определённого  стандартом начального образования Вся работа ( 2 части) Предметные умения оцениваются: 65 – 74 (88) баллов – «5» 49 – 64 баллов – «4» 33 – 48 баллов – «3» менее 33 баллов – «2» Если  за выполнение двух частей работы ученик набрал  менее 29 баллов, то учащийся имеет недостаточную предметную подготовку по  литературному чтению.  от 29  до 64 баллов, то подготовка ученика соответствует базовому уровню достижения планируемых результатов. При получении более 64  баллов за выполнение всей работы ученик демонстрирует способность свободно работать с доступными возрасту  художественными и научно­популярными текстами Критерии оценки по чтению во       II­IV      классах.     В I классе в конце года дети должны читать 25—30 слов в минуту при слоговом, плавном, правильном чтении. В I классе используется  только устная оценка результатов. отметки класс 1 класс «5» «4» «3» 1 полугодие 1 полугодие 2 полугодие Не менее 30  слов 2 полугодие Не менее 25  слов 1 полугодие 2 полугодие Не менее 20  слов 1 полугодие «2» 2 полугодие Не менее 15  слов 2 класс 3 класс 4 класс Не  менее 35 слов Не  менее 50 слов Не  менее 30 слов Не   менее 45 слов Не   менее 25 слов Не   менее 40 слов Не   менее 20 слов Не менее 30 слов Не менее 60 слов Не менее 80 слов Не менее 75 слов Не менее 95 слов Не менее 55 слов Не менее 75 слов Не менее 70 слов Не менее 90 слов Не менее 50 слов Не менее 70 слов Не менее 65 слов Не менее 85 слов До 35 слов До 50 слов До 60 слов До 75 слов Объём прочитанного на оценку текста должен быть не менее: ­  во втором классе­ 1/4 страницы; ­  в третьем классе­ 1/3 страницы; ­  в четвёртом классе ­ 1/2 страницы учебной книги для чтения. Контрольная проверка навыка чтения проводится в конце каждой четверти, у учащегося, оценка выставляется, в классный журнал по следующим критериям: ­ осмысленность, беглость (темп), правильность, выразительность. "5" ­ ставится, если выполнены все 4 требования; "4" ставится, если не выполнено одно из перечисленных требований; "3" ставится, если не выполнено два из перечисленных требований; "2" ставится, если не выполнены: три требования. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости   на   небольшое   количество   слов,   ставится   положительная   отметка   «4»,   и   если   не   уложился   в   норму   по   беглости   на   большое количество, то ­ «3». Нормы оценки уровня литературного развития учащихся на начальной ступени обучения   Оценка "5" верное определение темы, идейного содержания произведения; способность к целостному представлению о произведении (во втором классе и в первом полугодии третьего класса на эмоциональном уровне), к пониманию его основного конфликта; адекватный эмоциональный отклик на общий настрой текста, способность верной оценки оттенков чувств, их динамики; способность к проведению аналогий между описанной в тексте ситуацией и реальной жизненной ситуацией; достаточный   словарный   запас,   позволяющий   вербально   делиться   своими   эмоциями,   мыслями,   рассуждать   по   поводу   прочитанного; оперирование в речи изобразительно­выразительными средствами языка; осознание логики событий в тексте, способность устанавливать причинно­следственные связи; способность   верной   оценки   мотивов   поведения   литературных   персонажей   с   обоснованием   собственной   точки   зрения,   стремление   к осмыслению характеров персонажей; стремление к осознанию авторской позиции; внимательное отношение к тексту произведения, потребность в обращении к тексту, его художественным деталям, эпизодам с целью более глубокого осмысления; составление вопросов проблемного характера, направленных на осмысление литературного произведения, мотивов поведения персонажей; наличие мотивации в работе над текстом; способность к размышлению над прочитанным; определённый уровень обобщения прочитанного на уровне эмоциональной оценки; достаточно высокий уровень воссоздающего воображения; способность практического применения литературоведческих знаний при анализе произведения; высокая   степень   готовности   к   литературному   творчеству,   способность   к   проявлению   личностной   позиции,   использованию   в   процессе творческой работы изобразительно­выразительных средств языка; достаточно высокий уровень читательского кругозора.   Оценка "4»  верное определение темы произведения, по возможности правильное определение идейного содержания; стремление к осмыслению текста в целом; способность к адекватной эмоциональной реакции на общий настрой текста при отсутствии чёткого различения оттенков и динамики чувств; способность к соотнесению описанной в тексте ситуации с реальной жизненной ситуацией; определенный объём словарного запаса для передачи своих мыслей, эмоций, однако недостаточный для передачи полноценной картины ощущений; осознание логики событий в целом, допущение неточностей в установлении причинно­следственных связей; способность правильной оценки мотивов поведения персонажей; невнимание   к   роли   автора   в   произведении,   нечеткое   представление   авторской   позиции   (при   правильной   организации   работы   возможно осмысление перечисленных критериев); возникновение потребности в использовании материала текста при его анализе; составление вопросов оценочного характера; стремление к размышлениям по поводу развития действия, к обоснованию своих ответов; недостаточно высокий уровень обобщения прочитанного; недостаточный уровень развития воссоздающего воображения, замена его конкретным перечислением эпизодов, событий, поступков, деталей; определённый уровень знаний по теории литературы, умение применять их при анализе произведения; активное стремление к творческой деятельности с высокой степенью эмоциональной отдачи; определённый уровень читательского кругозора.   Оценка "3" возможно верное определение темы произведения, однако осознание его идейного содержания даётся с трудом; низкий уровень целостного представления о произведении при достаточно хорошем запоминании событий, воспроизведении описанных в тексте ситуаций с высокой степенью соответствия; определённая степень эмоциональной реакции на общий настрой текста при неспособности различения оттенков и динамики чувств; не всегда удачные попытки соотнесения описанной в тексте ситуации с реальной жизненной ситуацией; небольшой объём словарного запаса; неспособность установления причинно­следственных связей при ярко выраженном стремлении к осознанию логики событий в тексте; стремление к оценке мотивов поведения персонажей произведения при низком уровне способности к выражению своего мнения о них; неверная оценка авторской позиции, непонимание роли автора в произведении; отсутствие потребности в обращении к материалу текста при его анализе; частичная мотивация в работе над текстом, попытки обосновать свои ответы; способность составления вопросов ретроспективного характера, не затрагивающих проблематики текста; низкий уровень обобщения прочитанного, замена его пересказом сюжета; недостаточно развитое воображение; недостаточное осмысление литературоведческих, терминов, изучаемых согласно программе; при попытках применения теоретических знаний во время анализа произведения часто допускаются ошибки; проявление интереса к творческой деятельности, частичные успехи в создании собственных текстов различного характера; недостаточный уровень читательского кругозора.   Оценка "2" неспособность определить тему и идею произведения; отсутствие целостного представления о произведении, сосредоточение внимания на отдельных событиях; отсутствие связи эмоционального восприятия произведения с конкретными ситуациями, описанными в тексте; неумение провести параллель между ситуацией текста и реальной жизненной ситуацией; ограниченный словарный запас, недостаточный для выражения собственных ощущений; неспособность устанавливать причинно­следственные связи; непонимание причин поступков литературных героев, неспособность выразить своё мнение о персонаже; непонимание или неверная оценка авторской позиции; нежелание и неумение обращаться к тексту произведения при его анализе; отсутствие мотивации в работе над произведением, нежелание выполнять задания учителя; составление ограниченного количества вопросов буквального характера, воспроизводящих начало текста, реже ­ эпизод из произведения; неспособность к обобщению прочитанного; слабое воображение; незнание литературоведческих терминов, изучаемых согласно программе; отсутствие интереса к творческой деятельности; низкий уровень или отсутствие читательского кругозора.              Чтение наизусть «5» ­  твердо,  без   подсказок,  знает   наизусть, выразительно читает; «4» ­ знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. «3»  ­ читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста, читает без выражения; «2»  ­ нарушает  последовательность  при  чтении,  не полностью воспроизводит текст.   Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению: Правильная постановка логического ударения. Соблюдение пауз. Правильный выбор темпа. Соблюдение нужной интонации. Безошибочное чтение. «5» ­ выполнены правильно все требования; «4» ­ не соблюдены 1­2 требования; «3» ­допущены ошибки по трем требованиям; «2» ­ допущены ошибки более, чем по трем требованиям.   Чтение по ролям Требования к чтению по ролям: Своевременно начинать читать свои слова. Подбирать правильную интонацию. Читать безошибочно. Читать выразительно. «5» ­ Выполнены все требования «4» ­ допущены ошибки по одному какому­то требованию «3» ­ допущены ошибки по двум требованиям «2» ­допущены ошибки по трем требованиям               Пересказ «5» ­ пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков; «4» ­ допускает 1­2 ошибки, неточности, сам исправляет их; «3» ­ пересказывает при   помощи   наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки; «2» ­ не может передать Критерии  оценок  устного  ответа Характеристика цифровой оценки (отметки) "5" ("отлично") ­ уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок,  как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;   "4"   ("хорошо") ­   уровень   выполнения   требований   выше   удовлетворительного:   использование   дополнительного   материала,   полнота   и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2­3 ошибок или 4­6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок иди 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;   "3" ('удовлетворительно") ­ достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4­6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3­5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;   "2"   ("плохо") ­   уровень   выполнения   требований   ниже   удовлетворительного;   наличие   более   6   ошибок   или   10   недочетов   по   текущему материалу; более 5 ошибок пли более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса. отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Рекомендуемыми общими критериями  оценивания результативности обучения чтению  являются следующие: индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное   слоговое, целыми словами, плавное слитное); сформированность навыков ознакомительного, поискового и выборочного чтения; индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного; индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания,  интонационная передача  в соответствии с характером текста   эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики,  темпа и громкости); индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом; умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться; ориентировка  в книге,   в группе книг, в  мире детских книг; интерес к чтению художественной, познавательной и справочной   литературы, расширение круга чтения. Рекомендуемыми способами оценивания результативности обучения чтению  являются: замер скорости чтения  (желательно в скрытой для детей форме);                    ответы   обучающихся   на   вопросы   по   содержанию,   структуре,   языковому   оформлению     и   жанровой   принадлежности   литературных произведений; выразительность   чтения   (умение   передать   общий   характер   текста   с   помощью   интонационных   средств   –   мелодики,   темпоритма,   пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);  выполнение заданий  на составление  плана, пересказа, собственного высказывания;  выполнение заданий по ориентировке в книгах; наблюдение   учителя   за   продуктивностью   участия   детей   в   коллективной   творческой   деятельности   (в   составлении   книжных   выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);  наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы; наблюдения за читательской деятельностью учащихся; анализ  читательского дневника; анализ  отзывов  учащихся  о прочитанном,  презентаций; анализ творческих работ  учащихся  (в том числе – входящих в рабочие тетради и  в   портфель достижений).

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ("Гармония")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017