Рабочая программа разработана на основе Концепции Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по литературному чтению, авторской программы В.А.Лазаревой с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Литературное чтение.doc
0
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Концепции Федерального
государственного образовательного стандарта второго поколения, требований
к результатам освоения основной общеобразовательной программы
начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего
образования, примерной программы по литературному чтению, авторской
программы В.А.Лазаревой с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших
школьников умения учиться и приказа Министерства образования и науки
РФ от 31.12.2015 г. Программа направлена на достижение планируемых
результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных
действий.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа разработана в соответствии с базисным учебным
учебного плана МКОУ
планом общеобразовательных учреждений,
«Прогимназия № 13 г. Майского» на 20162017 учебный год.
На изучение литературного чтения в 3 классе отводится по 4 часа в неделю.
Количество часов в год – 136.
УМК
1. Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 ч
.Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров»2014.г
2.
.Лазарева В.А. Методические рекомендации к учебнику
«Литературное чтение» 3 кл. Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров».,2014г
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение»
являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои
эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
0 1
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно
относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного
слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности,
ответственности по отношению к своим близким;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное
отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и
окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального
поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных
произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги
постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология
продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной
текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
1 2
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»
является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию,
фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить
словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
подробно и выборочно пересказывать текст;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то,
составлять рассказхарактеристику героя;
составлять устные и письменные описания;
что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том
числе к художественной стороне текста (что понравилось из
прочитанного и почему);
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по
определённым признакам;
различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Обучающиеся должны уметь:
менять темп и способ чтения в зависимости от задач;
2 3
ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание,
рассуждение;
пересказывать текст кратко и с его творческой обработкой;
объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать
свою личностную оценку;
передавать в выразительном чтении изменение эмоционального
состояния героя и свое внутреннее видение картины, нарисованной
автором;
овладеть терминами: миф, былина, басня, сказ, пьеса, сюжет, пейзаж,
эпитет;
иметь нравственное представление: о защите Родины, патриотизме,
героизме, отваге и смелости, об ответственности человека за свою
судьбу, о сметливости, талантливости и щедрости русского человека, о
великодушии и совестливости.
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса
отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Круг детского чтения.
Техника чтения.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и
слушании, виды читательской деятельности.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы
анализа текста.
Литературоведческая пропедевтика.
Творческая деятельности учащихся (на основе литературных
произведений). Развитие устной и письменной речи.
В итоге третьего года обучения учащиеся должны овладеть следующими
терминами: миф, былина, сказ, басня, пьеса, сюжет, пейзаж, эпитет.
Анализируя народные сказки, дети осознают, что главными достоинствами
русского человека наш народ всегда считал доброту и трудолюбие.
Развиваются и совершенствуются навыки написания творческих работ
учащихся на литературные темы. Учащиеся осваивают такие формы
письменных работ, как сочинение рассуждение о нравственной проблеме,
сказка, сочиненная «в заданном ключе» по Дж. Родари, сочинение по картине,
отзыв на книгу и др.
Увеличивается норма заучивания стихотворений (не менее 20), вводятся
прозаические отрывки для заучивания.
I. Круг чтения
Содержание учебного предмета
3 4
Осенние странички
1. Народные сказки
2. Былины
3. Мифы
4. Сказки, написанные авторами
5. Басни
6. Сказы
7. Рассказы
8. Поэзия
9. Пьесы
10.Летние странички
II.Техника чтения
Правильное, сознательное чтение вслух со скоростью ориентировочно 6070
слов, про себя ориентировочно 8090 слов в минуту; изменение темпа и
способа чтения в зависимости от задач;
формирование углубленного и осознанного понимания текста.
III. Развитие речи, формирование речевой творческой деятельности. Работа
над сочинениямиописаниями и сочинениямирассуждениями. Сочинение
небольших сказок и рассказов по самостоятельно разработанному плану.
Краткий пересказ. Пересказ текста его творческой обработкой. Составление
рассказа по картине художника
Тематическое планирование
Тема
№
п/п
Дата.
план факт
Раздел I. Осенние странички
Тема 1. Вводный урок. Ты – читатель. С.3 чит. Рис.
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», Ф. Тютчев «Сентябрь холодный
бушевал». Стр. 5, наиз. Рисунок.
Г.А. Ладонщиков «Верная примета», А.К. Толстой «Осень. Осыпается..». с. 6.
рис
Изображение осени в стихотворении поэта С.А. Есенина «Нивы сжаты…».
С. 7
Изображение осени в стихотворении поэта Ф.И. Тютчева «Есть в осени
первоначальной…» С.8
Нахождение эпитетов в стихах Пушкина, Тютчева, Есенина и Ладонщиков
Работа над картиной И.С.Остроухова «Золотая осень». Сочинения
миниатюры. С. 9 составление устных рассказов.
Золотая осень в живописи.
Обсуждение творческих работ
4 Раздел II. Народные сказки
Вхождение в мир русской народной волшебной сказки. А.С.Пушкин «У
лукоморья дуб зелёный». С. 1012 наизусть
Русская народная сказка «Баба Яга». С. 1318..
Волшебные сказки. Особенности волшебной сказки. Образ главной героини
сказки «Бабаяга» С. 1318
Русская народная сказка «Сивкабурка». С.1825 прочитать, сост. план
Волшебные сказки.
Составление характеристики героев сказки «СивкаБурка» С.1825
Анализ волшебных сказок. Особенности их построения, основные признаки
Сюжет русской народной сказки «Бой на калиновом мосту». Составление
плана. С.2629, чит. пересказ.
Волшебные сказки. Составление сравнительной характеристики главных
героев сказки «Бой на Калиновом мосту» с. 2634
Обобщение материала о волшебных сказках. Образные языковые средства
волшебных сказок
Бытовые сказки. «Дочьсемилетка» с. 3541 чит. ответить на вопросы..
Бытовые сказки «Дочьсемилетка» Характеристика персонажей. С. 3541
Рус. народ. сказка «Каша из топора» с. 4143 чит. пересказ.
Театрализованная игра «В мире есть такое чудо». С. 4344, придумай сказку
Сказки других народов. Литовская сказка «Бедняк и богач». С. 4547.
пересказ
Сказки других народов. Ненецкая сказка «Кукушка». С. 4850 пересказ.
Сказки других народов. Узбекская сказка «Ах» и «Ох». С. 5152 пересказ.
Сказки других народов. Японская сказка «Земляника под снегом». С.5357,
пересказ.
Сравнение сказок разных народов Японская сказка «Земляника под снегом».
С.5761 краткий пересказ
Раздел III. Преданья старины глубокой
Преданья старины глубокой. Картина Васнецова «Богатыри». С. 6263
составь рассказ по картине.
Особенности былинного жанра. «Илья Муромец и Соловейразбойник» с.64
65 чит. выраз.
Особенности былинного жанра. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» С. 62
63 Сочинение по картине.
Мифы Древней Греции. С. 6768 чит. пересказ
Мифы Древней Греции. Лернейская гидра. С. 6970, чит., пересказ.
Славянский БогРод. Нарисуй родословное древо твоей семьи
Отражение в мифах жизни и нравственных представлений древ
них людей.(проектная деятельность)
Изучение славянской мифологии. «Святогордревний хранитель мира».
С.72. сделать рисунок
Изучение славянской мифологии. Перунсын Сварога. С. 73.придумай миф
Придумай миф. Работы учеников
Ладабогиня любви и красоты. С. 73 составь кроссворд по мифам
5
5 Обожествление славянами природы. Духи –хозяева. С. 74, чит. . переск.
Урокпраздник. Составлять и отвечать на вопросы по изученным
произведениям.
Музейная страничка. Защита проекта «Музей старинных вещей».
Раздел IV. Зимние странички
Анализ контрольной работы. А.С.Пушкина «Евгений Онегин». С.80
81,отрывок наиз.
Зимние картины природы. Т. Авлова «..Снег по области пройдет..»с. 8283
читать, ответит на вопросы.
С.Я.Маршак «Как поработала зима». М.В Добужинский «Домик в
Петербурге». С. 8485, стих.наиз.
А. Фет. Печальная береза. С. Есенин. Береза. С. 8687, творческое задание
по выбору с. 87.
Зимние картины природы в поэтических произведениях. Обобщение. Дома:
Читать стихи по выбору.
Раздел V. Авторские сказки
Авторские сказки. Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».с. 8891
выполни з.1.
Сочетание чудесного и реального в сказке. С. 9295 чит. поделить на части,
озаглавить.
Работа над образами сказочных героев сказки Г.Х. Андерсена «Стойкий
оловянный солдатик» С. 8896
Обобщающий урок по сказке
Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» С. 8896
Позиция автора в литературной сказке. С. 9697 творческое задание с. 98
Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне». С98104 читать,
рисовать
Любовь главная сила в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне» С.
98117
Немецкая сказка «Белоснежка».
Главная героиня в сказке «Белоснежка» С. 105117
Сравнение сказки Пушкина со сказкой «Белоснежка». С. 105117 выполни
задание 9, 11.
А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне».. С.98117 читать выполи з.6.
Наблюдение за авторской позицией в ходе повествования сказки А.С.
Пушкина «Сказка о мёртвой царевне» С. 98117
Любовь главная сила в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне» С.
98117
Нравственные уроки сказки Паустовского «Тёплый хлеб». С.119122читать
ответить на вопрос.
Художественный анализ произведения К.Д. Паустовского «Тёплый хлеб»
С.119133
Значение картин природы в произведении. С.131134 отрывок наизусть.
Обобщающий урок по теме «Авторские сказки». Проверь себя. С.135137
Контрольная работа по чтению. С.135137 выполни з.4 с.136.
Раздел VI. Весенние странички
6
6 Изображение весны. А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами».с.34 стих.
наиз.
Изображение весны. Ф. Тютчев «Зима недаром злится».с.5вып.з.3 на с.5
. С. Есенин «Черёмуха». С. 67 рисунок
И.С.Микитов «Грачи», А.К.Саврасов «Грачи прилетели».с.89 сост. рассказ
А.А. Блок «Ворона». с. 10 задание2.
Творческая работа. Письмо сочинения от имени тех, кто пробуждается
весной
Раздел VII. Рассказы
Рассказ литературный жанр. В. Железников «Три ветки мимозы».с.1115
Характеристика главного героя и анализ его поступка. С. 1115
В. Железников «Три ветки мимозы». Сопоставление системы образов
героев. Оценка поступка героя
Б.С Житков «Как я ловил человечков». С. 1620. Сост. план
Б.С Житков «Как я ловил человечков». Идейная направленность
произведения. С. 2025 напиши продолжение
Способы выражения в рассказе чувств, переживаний и внутреннего мира
героя.
Б.С. Житков «Как я ловил человечков» С.1624
Нравственные испытания героя. Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка».с. 2535
Композиция рассказа Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка».. С.2527, чит. з.3
Эволюция развития главного героя в рассказе Ю. Яковлева «Полосатая
палка».
Сила благородного поступка. В.К. Железников «Рыцарь». С.3640 задан.1.
Железняков «Рыцарь». Соотношение главной мысли и названия
произведения. Творческая работа.
Изображение автором внутренних переживаний героя. С.Г.Георгиев
«Дедушка». С. 4044 пересказ
Характеристика главных героев. С.Г.Георгиев «Дедушка». С.4448 пересказ
С.Г.Георгиев «Дедушка». С.4852 придумай продолжение с.53
К.Паустовский «Кот – ворюга». С.5359
Всепобеждающая сила доброты. К.Паустовский «Кот –ворюга». С.5359,з.3
Идея произведения К.Паустовский «Кот –ворюга». С.5359 выучи
отрыв.наиз
Влияние доброго поступка. К.Паустовский «Кот –ворюга». С.5359
Урокпраздник. Составлять и отвечать на вопросы по изученным.С4459
Подготовка к сочинению по произведениям В. Крапивина. С. 6061
Написание рассказа учащимися. С. 6061
Анализ работ. Представление проекта «Музей старинных вещей». С.6263
Раздел VIII. Басни
Басни. Эзоп. «Пчёлы и Зевс»,»Дровосеки и дуб», «Львица и лиса»
Выразительное чтение.
Басни. «Дровосеки и дуб», «Львица и лиса»с.6466. придумать историю к
морали.
7
7 Мораль в басне. Басни Крылова. «Лебедь, Щука и Рак», С.66 наиз.
Мораль в басне. Басни Крылова «Квартет»С.6768 наиз.
Басни современных авторов. С.В. Михалков «Дальновидная Сорока» С.69
70 по ролям
Обобщающий урок по темам «Рассказы», «Басни». Проверь себя. С.7172
Контрольная работа. Проверь себя. С.7172
Раздел IX. Поэзия
Поэзия. А.С.Пушкин «Зимнее утро». С. 74 наиз.
Картины пробуждающей природы. И.С.Никитин «Утро». С.75.чит.выраз.
Сравнение картины А. Герасимова со стихотворением А.Фета. Еще
светло..с.7677чит.
Размышления над жизнью.А.А.Ахматова «Цветов и неживых вещей…»с. 78
Идея произведения. Д.Самойлов. Осень. Н.Рубцов. Хлеб. Ю.Коваль. Вот
шагает гражданин. С.7982, вып.з. с.81
Чтение стихов Р.Сеф, Н.Н Матвеевой и Г.Б.Остера.с.8385
Чувство как главное событие лирического текста. Стихи В.Н. Соколова,
Д.С. Самойлова, Н.М. Рубцова. С.7981
Из русского фольклора. Фольклор КБР. с.8687
Из английского и французского фольклора, Э. Лир « Лимерики» с. 8788
Юмористические стихи поэтов. Ю.И Коваль «Сундук», О.Е Григорьева
«Полотёр». с.9092
Юмористические стихи поэтов. «Ночь» Ф.Кривин.с. 92
Юмористические стихотворения устного народного поэтического
творчества. С.8689
Секреты юмористических стихов. Ю.Д.Владимиров «Ниночкины покупки».
С.9394
Секреты юмористических стихов. Э.Н.Успенский «Неудачник». С.9598
Способы создания потешных стихотворений по К.И.Чуковскому. С.8889
Раздел X. Пьесы
Пьесы. Е.Л.Шварц «Красная шапочка». С. 99105
Е.Л.Шварц «Красная Шапочка». Путь вхождения в образ героя. С.105110
Е.Л.Шварц «Красная Шапочка». Роль способ анализа произведения. с. 110
114
Сравнение сказки Ш.Перро и пьесы Шварца с. 114118
Объяснение и оценка поступков героев Е.Л.Шварц «Красная Шапочка».
С.118123
Оценка поступков героев Е.Л.Шварц «Красная Шапочка». С.123126
Урокконцерт. Работа по картине. С. 99126
Контрольная работа. Проверь себя. С. 99126
Внеклассное чтение. Пьесы.
Летние картины. С.Есенин «с Добрым утром» В.В Маяковский «Тучкины
Раздел XI. Летние странички
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
8
8 124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
штучки» с. 127128 наиз
В.В Маяковский «Тучкины штучки» с. 129 рис по стих.
Р.Г. Гамзатов «С целым миром спорить я готов»
Соотношение литературного образа с живописным. С.П.Щипачёв
«Подсолнух» с. 131
Образ лета в литературе и живописи. И.А Бунин «Детство». С. 132133
Работа с картиной И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»
Анализ творческих работ
Красота вечна Ф.И.Тютчев «В небе тают облака». А.Прокофьев «Месяц»
Внеклассное чтение. Произведения о лете.
С.Я.Маршак «Пожелания друзьям»
Проверка техники чтения( тестирование)
Урокпраздник. Составлять и отвечать на вопросы по изученным
произведениям.
Заключительный урок.
Заключительный урок. Повторение изученного.
9
9
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.