Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Оценка 5
Образовательные программы
doc
чтение
3 кл
11.02.2017
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 3 класса разработана на
основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от
26. 11. 2010г. № 1241),
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об
утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241, от
22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования»,
Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования. № 17.
сентябрь 2009,
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная
школа/ состав. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 204с. (Стандарты второго поколения).
– ISBN 978509022564 – 9,
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова
Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, реализующего ФГОС
второго поколения
Данная программа составлена на основе авторской программы по литературному чтению
В.А.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф.Шанько «Литературное чтение». Сборник рабочих программ
«Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В.
Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011, учебника Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3
класс. В 2 ч. М.: «Просвещение», 2012г.
Формирование функционально – грамотных людей – одна из важнейших задач
современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах,
где идѐт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму,
говорению и слушанию.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников.
Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к
чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно
нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по
другим предметам начальной школы.
Рабочая программа реализует следующую цель обучения: развитие художественнотворческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения
к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог,
выразительно читать и рассказывать, импровизировать; овладение осознанным, правильным,
беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших
школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной
читательской деятельности; воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к
чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение
нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле,
справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов
многонациональной России.
Изучение предмета способствует решению следующих задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,
сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,
выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление
учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения,
развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и ,особенно, ассоциативное
мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений
изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному
творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и
природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике
художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня
сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственноэстетический и познавательный опыт
ребенка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые
умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Общая характеристика учебного предмета
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции
с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в
котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением
родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка
чтения,
формированию читательской
самостоятельности.
развитию восприятия литературного текста, Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается
интегрированным курсом «Обучение грамоте». В курсе различаются три периода: добуквенный
– подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса
«Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного
чтения.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора
школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к
самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются
художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую,
познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде
рекомендаций для свободного чтения.
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение
деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской
самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является
обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных
видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.
Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке, для
дополнительного чтения, для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу. В третьем
классе проводятся уроки слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной и
справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
Данный курс носит интегрированный характер, что обеспечивает синтез знаний, полу
ченных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира,
русского языка, технологии, музыки), и позволяет реализовать их в интеллектуально
практической деятельности ученика:
•
на уроках русского языка: составление и запись предложений и минитекстов (рас
сказов, сказок) о героях литературных произведений;
•
на уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений,
оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
•
на уроках музыки: слушание музыкальных отрывков по теме изученных произве
дений;
•
на уроках технологии: изготовление книгсамоделок, ремонт книг, практическое
знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка по изу
ченным произведениям или разделам);
•
на уроках окружающего мира: рассматривание изучаемых предметов и явлений с
позиций ученого и художника.
В программе представлено пять основных содержательных линий.
Основные содержательные линии
Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения
которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.
Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание
формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она
раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший
школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия,
которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности
школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая
обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование):
восприятие на слух звучащей речи;
адекватное понимание содержания звучащей речи;
умение отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прослушанного произведения;
определение последовательности событий;
развитие умения наблюдать за выразительностью речи.
Чтение:
формирование коммуникативноречевых умений и навыков;
переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами;
постепенное увеличение норм чтения;
соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения;
развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя;
осознание смысла произведения при чтении про себя;
умение находить в тексте нужную информацию.
Работа с разными видами текста:
иметь общее представление о видах текста;
умение ориентироваться в нравственном содержании худ. произведений;
прогнозирование содержания книги по еѐ названию и оформлению;
участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, слушать выступления
товарищей, дополнять ответы.
Библиографическая культура:
знать элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрация;
самостоятельно выбирать книги на основе рекомендательного списка, алфавитного и
тематического каталога;
самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной
литературой. Работа с текстом:
понимание заглавия текста, его соотношение с содержанием;
анализ поступков героев с точки зрения норм морали; характеристика героев, нахождение в
тексте слов и выражений, характеризующих героев;
освоение разных видов пересказа; развитие наблюдательности при чтении поэтических
текстов.
Умение говорить:
осознание диалога как вида речи;
умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;
использование норм речевого этикета;
знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений;
целенаправленное пополнение словарного запаса. Круг детского чтения:
произведения устного народного творчества разных народов;
знакомство с творчеством классиков отечественной и зарубежной литературы (А. С. Пушкин,
М. Ю. Лермонтов, Г. Х. Андерсен, Ш. Перро и др);
детские периодические издания;
произведения разных видов: художественные, приключенческие, юмористические, басни.
Характеристика организации учебного процесса
• При организации учебного процесса используются:
•
•
•
•
•
•
•
•
информационно коммуникационные технологии;
проблемнодиалогическая технология;
проектноисследовательская деятельность.
технология личностноориентированного обучения,
организации учебного сотрудничества;
технология уровневой дифференциации;
элементы здоровьесберегающих технологий;
игровые технологии.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных (урокигра,
уроксказка, урокКВН, уроквикторина, урокисследование, урокипутешествия, творческие
лаборатории, защита проектов) уроков, обобщающих уроков
Используется коллективная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах
Формы организации учебной деятельности обучающихся
разные виды анализа текста
творческие пересказы (например, с изменением лица пересказчика)
дописывание сюжета
составление структурных схем
рисунок (в т. ч. устное словесное рисование)
дидактические игры
инсценирование
•
•
•
•
•
•
•
Методы организации учебного процесса
методы организации учебнопознавательной деятельности:
– словесные, наглядные, практические;
– проблемнопоисковый, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение
различных способов познания окружающего: наблюдения за явлениями природы и общественной
жизни; выполнение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера;
– методы самостоятельной работы и работы под руководством;
– методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание
эмоциональнонравственных ситуаций);
– методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований,
«упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания);
методы контроля и самоконтроля
интерактивные методы обучения
методы стимулирования и мотивации: Формы контроля
Организационно контроль строится в соответствии с его формой – индивидуальной или
фронтальной. А также видом проверяемого чтения – вслух или про себя.
Наиболее четкое представление о навыках чтения каждого ученика создается при
индивидуальной проверке в процессе рубежного контроля, который проводится в начале года, в
конце полугодия и в конце учебного года. Данная проверка проводится по специальным текстам,
отвечающим требованиям стандарта, а, следовательно, и официальной учебной программе.
Наряду с индивидуальной проверкой практикуются некоторые виды фронтальной
проверки, которые также могут быть текущими и рубежными. С технологией проведения данных
проверок дети знакомы с первого класса. Также контроль усвоения знаний осуществляется с
помощью наблюдения, беседы, фронтального опроса, опроса в парах, тестирования, сочинений на
заданную тему, сочинений на произвольную тему, через иллюстрированные «авторские» работы
детей и т.п.
Место курса в учебном плане
Учебный курс «Литературное чтение» во 3 классе соответствует образовательной области
«Филология» базисного учебного плана.
Программа рассчитана на 472 часа за 4 года обучения.
В 3 классе 136 учебных часов в год (34 учебные недели), 4 часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в
отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и
милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил
межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя
частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде
обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание
любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научнопопулярных
произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к
литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных
явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из
задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная
среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально
позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной
ответственности. Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние
нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка
играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у
ребёнка
ответственность,
самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному
труду в частности.
развиваются организованность,
целеустремлённость,
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны,
государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через
содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её
народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему,
готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью
мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление
гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского
общества;
• формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и
•
•
разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественноэстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов,
•
•
•
•
•
выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав
нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным
ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД
• Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями
темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно,
целыми словами, без искажений и пр.).
• Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы.
Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать
выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале
и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по
совместно выработанным критериям.
• Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме в минигруппе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок,
разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам,
проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
• Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал,
формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение
позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке,
проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
• Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в
учебнике для передачи информации.
• Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно
познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение
образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного
рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное
в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и
литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с
фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и
поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью
вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или
доказательство своей точки зрения) по теме урока из 56 предложений.
• Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А.
Крылова как часть русской национальной культуры.
• Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание
текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно
познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
• Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок,
составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и
инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения
нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
• Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную
информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры
текста и пр.).
Коммуникативные УУД
• Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 56 предложений, проявлять
активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе,
задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 56 предложений по предложенной теме.
• Оформлять 12 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания.
• Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и
идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать
конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
• Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных
героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные
средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/
безнравственно и др.).
• Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать
в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в
совместной деятельности.
• Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать
по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со
своим поведением в различных ситуациях.
• Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения
конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить
примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений,
описываемых конфликтную ситуацию.
• Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари,
справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию
(56 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта,
озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные результаты:
•
•
•
•
•
•
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и
передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и
её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о
добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов
с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение
осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать
в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто
ятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно
следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, •
•
озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать
произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно
познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть
некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии,
рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение
написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественнотворческих способностей, умение создавать собственный текст на
основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на
основе личного опыта
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована
готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их
читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Третьеклассники научатся:
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам
и в дальнейшей жизни;
читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 70 75 слов в минуту) и
выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании)
художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на
прочитанное;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с
точки зрения общепринятых моральноэтических норм;
работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам;
устанавливать причинноследственные связи и определять жанр, тему и главную мысль
произведения; характеризовать героев;
отличать поэтический текст от прозаического;
распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы,
небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламации,
драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного,
выборочного, краткого) с учётом специфики текстов;
высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе
художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта;
осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно
популярном текстах;
ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке.
Третьеклассники получат возможность научиться:
осознавать основные духовнонравственные ценности человечества;
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте
личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
развивать способность к эмпатии (осознанное сопереживание эмоциональному состоянию
другого человека), эмоциональнонравственной отзывчивости (на основе сопереживания
литературным героям);
определять сходство и различие произведений разных жанров;
использовать полученную при чтении научнопопулярного и учебного текста информацию в
практической деятельности;
высказывать и пояснять свою точку зрения;
применять правила сотрудничества;
выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
делать устную презентацию книги (произведения);
пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
работать с детской периодикой;
расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной
читательской деятельности.
Обучающиеся 3 класса должны знать/понимать:
•
названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также
литературных произведений писателейклассиков;
знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой
жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Обучающиеся 3 класса должны уметь:
•
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми
словами при темпе громкого чтения не менее 70 75 слов в минуту;
устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную
мысль и выражать ее своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с
изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
читать художественные произведения по ролям;
отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие
устное высказывание;
воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану;
ориентироваться в учебной книге с помощью содержания, уметь пользоваться заданиями и
вопросами, помещенными в учебнике.
Содержание курса (472 ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) Школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.