Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)
Оценка 4.7

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
чтение
4 кл
29.05.2017
Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования «Школа России» (из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г.. Пособие для учителей образовательных учреждений, авторской программы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Литературное чтение», к завершенной предметной линии учебников « Литературное чтение» ( автор Климанова Л.Ф.).Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования «Школа России» (из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011 г.. Пособие для учителей образовательных учреждений, авторской программы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. «Литературное чтение», к завершенной предметной линии учебников «Литературное чтение» ( автор Климанова Л. Ф.).
Программа по литературному чтению 4 класс.docx
Пояснительная записка                     Рабочая   программа   по   литературному   чтению   разработана   на   основе   федерального государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования,   Концепции   духовно­ нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основной образовательной   программы   начального   общего   образования   «Школа   России»  (из   сборника   рабочих программ     «Школа   России»   М.:   «Просвещение»,   2011г..   Пособие   для   учителей   образовательных учреждений, авторской программы:     Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Литературное чтение», к завершенной предметной линии учебников  « Литературное чтение»        ( автор  Климанова Л.Ф.).                    Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно­нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность   изучения   курса   литературного   чтения   обеспечивает   результативность   по   другим предметам начальной школы.    Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; развитие   художественно­творческих   и   познавательных   способностей,   эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование   нравственных   представлений   о   добре,   дружбе,   правде   и   ответственности; воспитание   интереса   и   уважения   к   отечественной   культуре   и   культуре   народов многонациональной России и других стран. Литературное чтение как учебный предмет влияет на решение следующих задач:                              1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.                2.Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.                 3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.                              4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения Знакомство  учащихся  с   доступными  их   возрасту  художественными   произведениями,  духовно­ нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует   формированию   личных   качеств,   соответствующих   национальным   и   общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с   этическими   принципами   поведения   культурного   человека,   формирует   навыки   доброжелательного сотрудничества. Важнейшим   аспектом   литературного   чтения   является   формирование   навыка   чтения   и   других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.                        В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Для проверки освоения программы используются: тестовые, проверочные, контрольные работы, тексты для проведения диагностики чтения, а также проверки уровня начитанности учащихся. Организации   учебного   процесса   учащихся по курсу «Литературного чтения»   проводится в форме: беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, подготовки творческих работ,   тестирования,   систематической   проверки   навыка   чтения,   индивидуальных   бесед   по   вопросам самостоятельного чтения учащихся. Рабочая   программа   ориентирована   на   использование   авторской   учебной   программы  Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной и др. «Литературное чтение».  Авторская программа не изменена. УМК «Школа России» включает в себя: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Л.А. Виноградской. 4 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014 год; рабочую тетрадь к учебнику «Литературное чтение». Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, 4 класс. – М.: Просвещение, 2014 год.              Формы, методы и технологии  организации урока по учебному предмету: чтение по ролям, читательская конференция,   устное   словесное   рисование,   драматизация,   инсценировка,   декламация,   рассказ,   мини­сочинение (творческая деятельность); беседа по вопросам самостоятельного чтения, пересказ, экскурсия, наблюдение за текстом произведения (литературоведческая пропедевтика), проблемное обучение, информационно­коммуникативные и игровые технологии, здоровьесберегающий подход, педагогика сотрудничества.         Курс литературного чтения побуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений, формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем. Общая характеристика  учебного предмета      Литературное чтение ­ один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно­нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Содержательные линии по предмету:  «Круг детского чтения»  (знакомство с книгой как источником различного вида информации, формирование библиографических умений).  «Виды   речевой   и   читательской   деятельности»  (совершенствование   коммуникативных   навыков   (навык чтения), устной речи (умение слушать и говорить), представления о текстах (работа с текстом художественного произведения) и литературоведческая пропедевтика).            «Опыт творческой деятельности» (раскрытие способов и приёмов деятельности по адекватному восприятию художественного произведения, чтобы научить учащегося проявлять собственные творческие способности).             Развитие навыка чтения предполагает на четвёртом  году обучения – продолжить наращивание скорости и Класс      4      I полугодие Осознанное,   правильное   чтение целыми   словами   с   соблюдением   пауз   и интонаций,   посредством   которых   ученик выражает   понимание   смысла   читаемого текста.  Темп чтения ­ не менее  75 – 80  слов в минуту.           II полугодие    Осознанное,   правильное   чтение целыми   словами   с   соблюдением   пауз   и интонаций,   посредством   которых   ученик выражает   понимание   смысла   читаемого текста.  Темп чтения ­ не менее 100 слов в минуту.   овладение рациональными приёмами чтения.            На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет  эмоциональное восприятие произведения,   которое   формирует  эмоциональную   грамотность.  Система   духовно­нравственного   воспитания   и развития,   реализуемая   в   рамках   урока   литературного   чтения,   формирует  личностные   качества  человека, характеризующие его отношение к другим людям и к Родине. Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не только  с поиском, обработкой, представлением  новой информации, но и с созданием информационный объектов (проектная деятельность). Описание места учебного предмета в учебном плане          Курс «Литературное чтение» в учебном плане школы рассчитан на 414 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится    40 часов, во 2 – 3   классах   по   136 учебных часов в год (4 часа   в неделю), в 4 классе – 102 часа (3 часа в неделю)                     Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Одним   из   результатов   обучения   литературного   чтения   является   осмысление   и   присвоение учащимися системы ценностей. Ценность   жизни –   признание   человеческой   жизни   величайшей   ценностью,   что   реализуется   в отношении к другим людям и к природе. Ценность   добра   – направленность   на   развитие   и   сохранение   жизни   через   сострадание   и милосердие как проявление любви. Ценность   свободы,   чести   и   достоинства как   основа   современных   принципов   и   правил межличностных отношений. Ценность   природы основывается   на   общечеловеческой   ценности жизни,   на   осознании   себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно­популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность   истины   – это   ценность   научного   познания   как   части   культуры   человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само ­познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально­позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность   труда   и   творчества. Труд   –   естественное   условие   человеческой   жизни,   состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность   гражданственности   – осознание   себя   как   члена   общества,   народа,   страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность   патриотизма. Любовь   к   России,   активный   интерес   к   её   прошлому   и   настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового   сообщества,   для   существования   и   прогресса   которого   необходимы   мир,   сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Цели:      овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;  развитие интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта средствами художественной литературы; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной. Задачи:  формировать   читательский   кругозор   и   опыт   в   выборе   книг   и   самостоятельной   читательской  деятельности; развивать   художественно­творческие   и   познавательные   способности, отзывчивость при чтении художественных произведений;   эмоциональную  формировать эстетическое отношение к слову и умения понимать художественное произведение;  формировать нравственные чувства и представления о добре, дружбе, правде и ответственности. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета                Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.          Личностные результаты: 1)   формирование   чувства   гордости   за   свою   Родину,   её   историю,   российский   народ,   становление гуманистических   и   демократических   ценностных   ориентации   многонационального   российского общества; 2)   формирование   средствами   литературных   произведений   целостного   взгляда   на   мир   в   единстве   и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно­эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4)   развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной   отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5)   формирование   уважительного   отношения   к   иному   мнению,   истории   и   культуре   других   народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;  7)   принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов   учебной   деятельности   и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9)  развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных   социальных   ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10)  наличие   мотивации   к   творческому   труду   и   бережному   отношению   к  материальным   и   духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.      Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной   задачей   и   условиями   её   реализации,   определять   наиболее   эффективные   способы достижения результата; 4)   формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной   деятельности   и   способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково­символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7)   использование   различных   способов   поиска   учебной   информации   в   справочниках,   словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9)   овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения,   классификации   по родовидовым признакам, установления причинно­следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль  в  совместной  деятельности,  общей  цели  и  путей  её  достижения,  осмысливать  собственное поведение и поведение окружающих; 12)   готовность   конструктивно   разрешать   конфликты   посредством   учёта   интересов   сторон   и сотрудничества. Предметные результаты: 1)   понимание   литературы   как   явления   национальной   и   мировой   культуры,   средства   сохранения   и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание  значимости  чтения  для личного развития;  формирование  представлений  о Родине и  её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3)   достижение   необходимого   для   продолжения   образования   уровня   читательской   компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных,   научно­познавательных   и   учебных   текстов   с   использованием   элементарных литературоведческих понятий; 4)   использование   разных   видов   чтения   (изучающее   (смысловое),   выборочное,   поисковое);   умение осознанно  воспринимать  и  оценивать   содержание  и   специфику   различных   текстов,  участвовать  в   их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для   понимания   и   получения   дополнительной   информации,   составляя   самостоятельно   краткую аннотацию; 6)   умение   использовать   простейшие   виды   анализа   различных   текстов:   устанавливать   причинно­ следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7)   умение   работать   с   разными   видами   текстов,   находить   характерные   особенности   научно­ познавательных,   учебных   и   художественных   произведений.   На   практическом   уровне   овладеть некоторыми видами  письменной  речи (повествование – создание  текста по аналогии,  рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8) развитие художественно­творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению   4 класс Личностными  результатами четвероклассников являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве   познания   мира   и   самого   себя;   знакомство   с   культурно­историческим   наследием   России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное   восприятие   художественной   литературы;   эмоциональная   отзывчивость   на   прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Метапредметными  результатами   четвероклассников являются: освоение приёмов поиска нужной информации;   овладение   алгоритмами   основных   учебных   действий   по   анализу   и   интерпретации художественных   произведений   (деление   текста   на   части,   составление   плана,   нахождение   средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах   поведения,   принятых   в   обществе;   овладение   основами   коммуникативной   деятельности,   на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. Предметными  результатами четвероклассников  являются:   формирование необходимого уровня читательской   компетентности;   овладение   техникой   чтения,   приёмами   понимания   прочитанного   и прослушанного   произведения;   элементарными   приёмами   интерпретации,   анализа   и   преобразования художественных,   научно­популярных   и   учебных   текстов;   умение   самостоятельно   выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как   грамотного   читателя,   способного   к   творческой   деятельности;   умение   составлять   несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и опи­ сания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.          Четвероклассник научится  Четвероклассник получит возможность научиться       воспринимать   художественную ­ литературу как вид искусства; ­   осмысливать эстетические и нравственные ценности   художественного   текста   и высказывать собственное суждение; ­     осознанно   выбирать   виды   чтения (ознакомительное,   изучающее,   выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; ­     определять   авторскую   позицию   и высказывать   своё   отношение   к   герою   и   его поступкам; ­  доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение; ­     на   практическом   уровне   овладеть некоторыми   видами   письменной   речи (повествование   —   создание   текста   по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя); ­   писать отзыв о прочитанной книге; ­  работать с тематическим каталогом; ­   работать с детской периодикой. Виды речевой и читательской деятельности ­     осознавать   значимость   чтения   для   дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского   интереса   и   приобретение   опыта чтения,   поиск   фактов   и   суждений,   аргументации, иной информации); ­   осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя,   при   прослушивании)   содержание   различных видов   текстов,   выявлять   их   специфику   научно­популярный, (художественный,   учебный, справочный),   определять   главную   мысль   и   героев произведения,  отвечать  на  вопросы   по  содержанию произведения,   определять   последовательность событий,   задавать   вопросы   по   услышанному   или прочитанному   учебному,   научно­популярному   и художественному тексту; ­ оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос; ­   вести   диалог   в   различных   учебных   и   бытовых ситуациях   общения,   соблюдая   правила   речевого этикета;   участвовать   в   диалоге   при   обсуждении прослушанного/прочитанного произведения; ­     работать   со   словом   (распознавать   прямое   и переносное   значение   слова,   его   многозначность, определять   значение   слова   по   контексту), целенаправленно   пополнять   свой   активный словарный запас; ­   позволяющей   осознавать   прочитанного; ­   читать   осознанно   и   выразительно   доступные   по объёму произведения; ­   ориентироваться   в   нравственном   содержании прочитанного,   осознавать   сущность   поведения героев,   самостоятельно   делать   выводы,   соотносить поступки героев с нравственными нормами; ­ ориентироваться в построении научно­популярного и   учебного   текста   и   использовать   полученную информацию в практической деятельности; ­     использовать   простейшие   приёмы   анализа различных видов текстов: устанавливать причинно­ следственные   связи   и   определять   главную   мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их;   составлять   простой   план;   находить   различные средства (сравнение, определяющие олицетворение,   отношение автора к герою, событию; ­   использовать   различные   формы   интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных   частях   текста   детали   сообщения; устанавливать   связи,   не   высказанные   в   тексте   читать   (вслух   и   про   себя)   со   скоростью,   смысл выразительности   метафора), (понимать) напрямую,   объяснять   (пояснять)   их,   соотнося   с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь   на   тексте,   простые   выводы;   понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; ­     передавать   содержание   прочитанного   или прослушанного   с   учётом   специфики   научно­ популярного, учебного и художественного текстов; передавать   содержание   текста   в   виде   пересказа (полного или выборочного); ­   коллективно   обсуждать   прочитанное,   доказывать собственное   мнение,   опираясь   на   текст   или собственный опыт;  ­ ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно   и   целенаправленно   осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; ­   составлять   краткую   аннотацию   (автор,   название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу; ­     самостоятельно   пользоваться   алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Творческая деятельность ­ читать по ролям литературное произведение; ­   использовать   различные   способы   работы   с деформированным   (устанавливать причинно­следственные   связи,   последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана); ­создавать   собственный   текст   на   основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Литературоведческая пропедевтика ­сравнивать,   сопоставлять,   делать   элементарный анализ различных текстов,  выделяя два­три существенных признака; ­отличать прозаический текст от поэтического; ­распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы). текстом   ­   творчески   пересказывать   текст   (от   лица героя, от автора), дополнять текст; ­   создавать   иллюстрации,   диафильм   по содержанию произведения; ­ работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; ­ способам написания изложения.   сравнивать,   сопоставлять,   делать ­ элементарный   анализ   различных   текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная   и   авторская   литература, структура   текста,   герой,   автор)   и   средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); ­определять позиции героев художественного текста,   позицию   автора   художественного текста;  ­ создавать прозаический или поэтический   текст   по   аналогии   на   основе авторского  текста,   используя   средства художественной   выразительности   (в   том числе из текста). Содержание учебного курса,  4­й класс    (3 часа в неделю, всего – 102 ч) № Наименование  разделов  Количество  часов (авторская программа) Количество  часов (рабочая программа) Вводный урок Летописи, былины, жития Чудесный мир классики Поэтическая тетрадь Литературные сказки Делу время – потехе час Страна далекого детства Поэтическая тетрадь Природа и мы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Поэтическая тетрадь 11. 12. 13. 14. Родина Страна Фантазия Зарубежная литература Резерв  9 18 8 11 6 6 5 10 4 4 6 14 1 9 18 8 11 6 6 5 10 4 4 6 14 1 Итого:      136 ч.     102 ч. Былины. Летописи. Жития (9 ч) Вводный  урок.О   былинах. «Ильины   три   поездочки».  Летописи.  Жития.  «И   повесил  Олег   щит   свой   на  вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского». Чудесный мир классики (18 ч)  П. П. Ершов. «Конек­горбунок» (отрывок); А. С. Пуш кин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик­Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики». Поэтическая тетрадь (8 ч) Ф.   И.   Тютчев.   «Еще   земли   печален   вид...»,   «Как   не   ожиданно   и   ярко...»; А.   А.   Фет. «Весенний   дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над ноля ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад». Литературные сказки (11 ч) В.   Ф.   Одоевский.   «Городок   в   табакерке»;   П.   П.   Бажов.   «Серебряное   копытце»;   С.   Т.   Аксаков.   «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Делу время — потехе сейчас (6 ч) Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Дра гунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». Стран детства (6 ч)   Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паус товский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка». Поэтическая тетрадь (5 ч) В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь». Природа и мы (10 ч)  Д.   Н.   Мамин­Сибиряк.   «Приемыш»;   А.   И.   Куприн.   «Барбос   и   Жулька»;   М.   Пришвин.   «Выскочка»;   К.   Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Ка бан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Поэтическая тетрадь (4 ч) Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»;   С. А. Клычков. «Весна в лесу»;   Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»;  С. А. Есенин. «Лебедушка». Родина (4 ч)  И. С.  Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане». Страна Фантазия (6ч) Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы». Зарубежная литература (14 ч)  Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андер сен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете». Оценка достижений Литературное   чтение. Количество   часов  в  неделю  ­  3 ( 102 часа  в  год) № п / п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Дата 4а 4б Тема урока Основные виды учебной деятельности Летописи, былины, жития (9 часов) Знакомство   с   учебником по литературному чтению  Летописи.  «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И   вспомнил   Олег   коня своего»  Былина   –   жанр  устного народного  творчества. «Ильины три поездочки» Три   поездочки   Ильи Муромца»   «Житие Сергия Радонежского» ­  памятник древнерусской литературы  14.09 14.09 Житие 15.09 15.09   Сергия Радонежского.   Детство     и юность Варфоломея.   «Житие Радонежского». Тест №1  Стартовая диагностическая работа Сергия 20.09     достижений. 20.09 Оценка «Создание Проект: календаря   исторических событий»  Обобщение   по «Летописи.   Жития».  разделу Былины. Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу   и   нужное   произведение     в   содержании учебника. Понимать   условные   обозначения,   использовать их   при   выполнении   заданий.   Пользоваться словарем в конце учебника. Читать   отрывки   из   древнерусских   летописей. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.  Читать отрывки из древнерусской летописи. Сравнивать   текст   летописи   с   художественным текстом  Читать древнерусскую былину. Чувствовать и понимать язык былинного сказа.  Читать отрывки из древнерусской былины. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст  Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека  Описывать   характер   человека;   выражать   своё отношение. Рассказывать   о   битве   на   Куликовом   поле   на основе опорных слов и репродукций известных картин Описывать характер человека. Высказывать своё отношение. Рассказывать   об   известном   историческом событии   на   основе   опорных   слов   и   других источников информации. Описывать   скульптурный   памятник   известному человеку. Проверять себя и оценивать свои достижения  Участвовать в проектной деятельности. Составлять   летопись   современных   важных событий (с помощью учителя)  Составлять   рассказ   по   репродукции   картин известных художников. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Проверка навыка чтения  достижения   при   работе   с   текстом,   используя обобщающие вопросы учебника  П.П. Ершов. Подготовка   сообщения   о П.П. Ершове  «Конёк­ Горбунок» П.П.Ершов «Конёк­ Горбунок»  П.П. Ершов «Конёк­ Горбунок»    раздела.   содержание Чудесный мир классики (18 часов) Прогнозировать Планировать работу на уроке  Воспринимать   на   слух   художественное произведение Читать сказку вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Наблюдать за развитием событий. Выразительно  читать,   использовать  интонации, соответствующие смыслу текста.Читать  текст  в темпе   разговорной   речи,   осмысливая   его содержание. Наблюдать за  развитием событий в сказке  Характеризовать героев произведения.  Иллюстрировать   сказку   и   объяснять   роль иллюстрации в понимании произведения.  Участвовать   в   диалоге   при   обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.  Ставить   вопросы   по   содержанию   прочитанного текста, отвечать на них. Объяснять   мотивы   поведения   героев,   своё   и авторское отношения к событиям и персонажам  Рассказывать о А.С. Пушкине  Наблюдать   за   выразительностью   литературного языка. Читать   выразительно,   использовать  интонации, соответствующие смыслу текста. Наблюдать   связь   произведений   литературы   с другими видами искусств.  Составлять   рассказ   по   репродукции   картин известных художников  Сравнивать   произведения   словесного   и изобразительного   искусства.   Наблюдать   за выразительностью   литературного   языка   в поэтических произведениях. А.С.Пушкин. Подготовка   сообщения   о А.С. Пушкине  А.С. «Туча», Очей Очарованье!..».   Пушкин   «Няне»,  «Унылая   пора!   Пушкин   «Туча», А.С. «Унылая   пора!   Очей Очарованье!..».   Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства. А.С. Пушкин.  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»  А.С. Пушкин.  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»  А.С. Пушкин.  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»  А.С. Пушкин. «Сказка о  мертвой царевне и о семи  богатырях»  Характеризовать героев произведения. Воспринимать   и   понимать   их   эмоционально­ нравственные переживания. Наблюдать   за   выразительностью   литературного языка  Участвовать   в   диалоге   при  прослушанного (прочитанного) произведения.  Ставить   вопросы   по   содержанию  прочитанного, отвечать на них  Определять тему, главную мысль. Описывать события, последовательность сказки  обсуждении Различать   эмоциональное   состояние   человека   в различных ситуациях. Устанавливать   взаимосвязи   смысловых   частей текста. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о  М.Ю. Лермонтове  «Дары Терека»  М.Ю. Лермонтов «Ашик­ Кериб»  М.Ю. Лермонтов «Ашик­ Кериб»  М.Ю. Лермонтов «Ашик­ Кериб»  Л.Н. Толстой. Подготовка  сообщения о Л.Н. Толстом «Детство» Л.Н.Толстой «Как мужик  камень убрал» А.П. Чехов. Подготовка сообщения о  А.П. Чехове А.П. Чехов «Мальчики». Тест №2 Обобщение по разделу  «Чудесный мир классики». Контрольная работа № 1 Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений  Рассказывать о М.Ю. Лермонтове  Наблюдать   за   выразительностью   литературного языка. Воспринимать   и   понимать   эмоционально­ нравственные переживания героя  Наблюдать   за   выразительностью   литературного языка. Читать по ролям.  Понимать основное содержание произведения  Излагать   устно   текст   по   плану.   Участвовать  в диалоге   при   обсуждении   прослушанного (прочитанного) произведения   Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Анализировать поступки  героев Рассказывать о Л.Н. Толстом  Наблюдать   за   выразительностью   литературного языка. Называть произведения классической литературы. Определять жанры литературных произведений.  Осознанно, выразительно читать текст  Определять тему, главную мысль. Характеризовать последовательность.  Наблюдать   за   выразительностью   литературного языка  Рассказывать о А.П. Чехове    устанавливать   события, Понимать   позицию   писателя,   его   отношение   к окружающему миру, к своим героям. Понимать   основное  содержание   услышанного. Характеризовать героев произведения. Наблюдать   за   выразительностью   литературного языка  Сравнивать произведения разных жанров. Характеризовать героев разных жанров. Высказывать суждение о значении произведений русских   классиков   для   России   и   русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Поэтическая тетрадь (8 часов) Ф.   И.   Тютчев  «Еще земли печален   вид...»,   «Как неожиданно и ярко…»  Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать   на   слух   художественное произведение;   читать   выразительно   стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять самостоятельно интонацию, которая больше   всего   соответствует   содержанию произведения. Определять   по   тексту,   как   отражаются переживания автора в его стихах. Самостоятельно оценивать своё чтение  Читать   выразительно   стихотворение,   передавая настроение автора.  Наблюдать   за   повторением   ударных   и безударных   слогов   в   слове   (ритмом),   находить рифмующиеся слова.  Использовать   приёмы   интонационного   чтения (определить   силу   голоса,   выбрать   тон   и   темп чтения).  Определять выразительности в лирическом тексте  Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений;   определять,   принадлежат   ли мысли,   чувства,   настроение   только   автору   или они выражают личные чувства других людей. Читать   выразительно   стихотворение,   передавая настроение автора  художественной средства       средства художественной Читать   стихотворение,   передавая   с   помощью интонации настроение поэта.  Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.  Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Определять выразительности в лирическом тексте  Читать   выразительно   стихотворение,   передавая настроение автора.  Использовать   приёмы   интонационного   чтения (выразить   радость,   определить   силу   голоса, выбрать тон и темп чтения).  Иллюстрировать стихотворение. Определять связь произведений литературы с другими видами искусств   Читать   стихотворение,   передавая   с   помощью интонации настроение поэта.  Наблюдать   за   повторением   ударных   и безударных   слогов   в   слове   (ритмом),   находить рифмующиеся слова.  Использовать приёмы интонационного чтения  Читать   выразительно   стихотворение,   передавая настроение автора.  Использовать   приёмы   интонационного   чтения (определить   силу   голоса,   выбрать   тон   и   темп чтения). Определять выразительности в лирическом тексте  художественной средства       Фет. А.А. дождь»  «Бабочка»   «Весенний Е.А.   Баратынский  «Весна, весна! Как воздух чист!..»    «Где сладкий шепот...»  А.Н.   Плещеев   «Дети   и птичка»  И.С.   Никитин   «В   синем небе плывут над полями...» 29 30 31 32 33 34     Некрасов Н.А. «Школьник»   «В   зимние сумерки нянины сказки...» И.А. Бунин «Листопад». Читать   выразительно   стихотворение,   передавая настроение автора.  Использовать   приёмы   интонационного   чтения (выразить   радость,   определить   силу   голоса, выбрать тон и темп чтения)   Читать   выразительно   стихотворение,   передавая Тест № 3 Обобщение   по «Поэтическая тетрадь».   разделу Контрольная работа № 2  настроение   автора.   Использовать   приёмы интонационного   чтения   (выразить   радость, определить   силу   голоса,   выбрать   тон   и   темп чтения).  Иллюстрировать стихотворение  Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.  Иллюстрировать стихотворения.  Проверить свои знания.  Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения  В.Ф. Одоевский «Городок  в табакерке»  В.Ф. Одоевский «Городок  в табакерке»  В.М. Гаршин «Сказка о  жабе и розе»      содержание Литературные сказки (11 часов) Прогнозировать раздела. Планировать   работу   на   уроке,   выбирать   виды деятельности.  Читать осознанно текст, понимать прочитанное.  Участвовать   в   работе   группы.   Отвечать   и задавать вопросы.Пересказывать сказку по плану подробно   и   выборочно.Придумывать   свой вариант сказки, используя литературные приёмы  Читать   сказку   вслух   и   про   себя,   использовать приёмы выразительного чтения.  Определять нравственный смысл сказки.  Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.  Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова  Воспринимать   на   слух   тексты   литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.  Читать   сказку   вслух   и   про   себя,   использовать приёмы     при перечитывании.  Сравнивать народной   и литературной   сказок;   определять   нравственный смысл сказки.  Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.  Сравнивать   героев   в   литературной   сказке, характеризовать их, используя текст сказки  Читать сказку вслух и   про себя , использовать приёмы выразительного чтения.  Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке  Читать   осознанно   текст   художественного произведения   анализировать особенности речи героев произведения  Читать осознанно текст, понимать прочитанное.  Участвовать в работе группы.  Отвечать и задавать вопросы    про   себя    выразительного   содержание чтения     В.М.   Гаршин   «Сказка   о жабе и розе»  В.М.   Гаршин   «Сказка   о жабе и розе»  П.П.   Бажов   «Серебряное копытце»  П.П.   Бажов   «Серебряное Воспринимать   на   слух   тексты   литературных 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 копытце»  П.П.   Бажов   «Серебряное копытце»  С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»  С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»  КВН сказки»   «Литературные  разделу Обобщение   по «Литературные сказки».  Проверка навыка чтения  Контрольная работа №3                 к чтения авторское содержание содержание выразительного   про   себя   ,  сказок, высказывать своё мнение, отношение.  Читать   сказку   вслух   и   про   себя,   использовать приёмы     при перечитывании.  Сравнивать народной   и литературной   сказок;   определять   нравственный смысл сказки.  Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.  Сравнивать   героев   в   литературной   сказке, характеризовать их, используя текст сказки  Определять отношение изображаемому.  Сравнивать народной   и литературной   сказок;   определять   нравственный смысл сказки.  Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке  Читать   осознанно   текст   художественного произведения   анализировать особенности речи героев произведения Читать   сказку   вслух   и   про   себя,   использовать приёмы выразительного чтения.  Объяснять   значения   разных   слов   с   опорой   на текст,   с   помощью   словаря   в   учебнике   или толкового словаря  Читать   сказку   вслух   и   про   себя,   использовать приёмы выразительного чтения.  Объяснять   значения   разных   слов   с   опорой   на текст,   с   помощью   словаря   в   учебнике   или толкового словаря  Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Составлять рекомендованный список литературы Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы  Читать осознанно текст, понимать прочитанное.  Участвовать в работе группы.  Отвечать и задавать вопросы  Е.Л. Шварц «Сказка   о   потерянном времени»      содержание Делу время – потехе час (6 часов) Прогнозировать раздела. Планировать   работу   на   уроке,   выбирать   виды деятельности.  Характеризовать главных героев в сказке. Участвовать   в   диалоге   при прочитанного. Читать сказку по ролям. Характеризовать произведения, воспринимать   и   понимать   их   эмоционально­ нравственные переживания. Определять   главную   мысль   произведения   и смысл заглавия   обсуждении героев 48 49 50 51 52 53 54 Е.Л. Шварц «Сказка   о   потерянном времени»  В.Ю. Драгунский «Главные реки»  В.Ю.   Драгунский   «Что любит Мишка»  В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»  Обобщение   по   разделу «Делу время – потехе час». Контрольная работа № 4  Объяснять поучительный смысл сказки. Составлять   монологическое   высказывание   с опорой на авторский текст. Находить   необходимую   информацию   в справочной   литературе   для   подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе  Определять   жанр   произведения.   Определять идею   произведения,   отношение   автора   и собственное   отношение   к   литературному персонажу.  Понимать юмористический смысл рассказа.  Определять основную мысль рассказа. Находить   необходимую   информацию   в справочной   литературе   для   подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе  Определять   жанр   произведения.   Понимать нравственный   смысл   рассказа.   Определять основную мысль рассказа  Понимать   нравственный   смысл   рассказа. Определять основную мысль рассказа.  Участвовать   в   обсуждении.   Высказывать   свои собственные   впечатления   о   прочитанном произведении. Находить   необходимую   информацию   в справочной   литературе   для   подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение  о писателе  Рассказывать   о герое,   подбирая   в   произведении   слова­ определения,   характеризующие   его   поступки   и характер.  Высказывать   свои   собственные   впечатления   о прочитанном произведении. Читать выразительно по ролям Оценивать   свой   ответ,   планировать   возможный вариант исправления допущенных ошибок. Подбирать   книги   по   теме,   ориентируясь   на авторские произведения  Страна далекого  детства (6часов) Б.С. Житков «Как я ловил человечков»  Б.С. Житков «Как я ловил человечков»  Прогнозировать содержание раздела.  Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.  Определять основную мысль рассказа  Воспринимать   на   слух   художественное произведение;   читать   вслух   и   про   себя, осмысливая содержание.  Отвечать   на   вопросы   по   содержанию произведения; определять главную мысль  Пересказывать   текст   подробно   и   кратко, выборочно.  Определять характеристики героев произведения 55 56 57 58 59 60 61 62 К.Г. Паустовский «Корзина   с   еловыми шишками»  К.Г. Паустовский «Корзина   с   еловыми шишками»  с опорой на текст.  Воспринимать   на   слух   художественное произведение;   читать   вслух   и   про   себя, осмысливая содержание.  Объяснять смысл названия произведения.  Отвечать   на   вопросы   по   содержанию произведения; определять главную мысль. Характеризовать   героев   произведения,  их восприятие   и   понимание   эмоционально­ нравственных переживаний   Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте.  Характеризовать героев произведения. Придумывать   заглавия   к   каждой   части произведения  Последовательно   воспроизводить  рассказа. Анализировать   музыкальное   сопровождение произведения Участвовать   в   диалоге   при   обсуждении произведения.  Участвовать прослушанного (прочитанного) произведения.  Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Составлять план, пересказывать произведение  Подбирать книги по теме. Придумывать   смешные   рассказы   о   школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения  Поэтическая тетрадь (5 час)  в   диалоге   при   обсуждении содержание  разделу М.М. Зощенко «Елка». Тест № 4 Обобщение   по «Страна детства». Контрольная работа № 5  В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»  С.А.   Есенин   «Бабушкины сказки»    Цветаева   «Бежит  с   бугорка» М.И. тропинка «Наши царства»   Цветаева   «Бежит  с   бугорка» М.И. тропинка «Наши царства»     раздела.   средства различные содержание Прогнозировать Планировать работу на уроке. Читать   стихотворение   выразительно,   выражая авторское настроение.  Использовать   приёмы   интонационного   чтения (выразить   радость,   определить   силу   голоса, выбрать тон и темп чтения)  Определять   выразительности.  Наблюдать   за   жизнью   слов   в   художественном тексте.  Наблюдать   за   повторением   ударных   и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте  Следить   за   выражением   и   развитием   чувства   в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.    Использовать   приёмы   интонационного   чтения (выразить   радость,   грусть,   определить   силу голоса, выбрать тон и темп чтения).  Иллюстрировать стихотворение 63 64 65 66 67 68 69 70 71   Мамин­Сибиряк Д.Н. «Приёмыш»    Мамин­Сибиряк Д.Н. «Приёмыш»  А.И. Куприн «Барбос и Жулька»  Поступок как  характеристика героя  произведения. М.М. Пришвин «Выскочка» Характеристика героя на  основе поступка. Е.И. Чарушин «Кабан»  Е.И. Чарушин «Кабан»  В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»  Деление текста на части.  Составление плана. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Тест № 5 Обобщение   по «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа № 6   разделу Участвовать   в   конкурсе   чтецов   со   своим любимым стихотворением. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения  Природа и мы (10 часов)     содержание Прогнозировать раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.  Понимать нравственный смысл рассказа.  Определять основную мысль рассказа  Определять жанр произведения.  Определять   идею   произведения,   отношение автора   и   собственное   отношение   к литературному персонажу.  Понимать нравственный смысл рассказа.  Определять основную мысль рассказа. Пересказывать текст выборочно  Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.  Определять главных героев произведения.  Давать   характеристики   героев.   Участвовать   в обсуждении  Понимать нравственный смысл рассказа.  Определять основную мысль рассказа.  Сравнивать   свои   наблюдения   за   жизнью животных с рассказом автора.  Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова­определения,   характеризующие   его поступки и характер.  Пересказывать произведение на основе плана Участвовать   в   диалоге   при   обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.  Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Характеризовать героев на основе их поступков  Участвовать   в   диалоге   при   обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.  Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Характеризовать героев на основе их поступков  Определять жанр произведения.  Определять   идею   произведения,   отношение автора   и   собственное   отношение   к литературному   Понимать нравственный смысл рассказа.  Определять основную мысль рассказа  Составлять план произведения.  Рассказывать   от   имени   героя,   подбирая   в произведении слова­определения, характеризующие его поступки и характер.  Сравнивать   свои   наблюдения   за   жизнью животных с рассказом автора.  персонажу. 72 73 74 75 76 77 Проект «Природа и мы»  Обобщение   по «Природа и мы». Контрольная работа № 7  разделу Проверять   составленный   план,   сверяя   его   с текстом  Находить   необходимую   информацию   в   разных источниках   для   подготовки   выступления   по теме. Составлять   самостоятельно   текст   для энциклопедического словаря  Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Поэтическая тетрадь (4 часа) Б.Л.   Пастернак   «Золотая осень»   С.А.   Клычков «Весна в лесу» Д.Б. Кедрин «Бабье лето»  Н.М. Рубцов «Сентябрь С.А. Есенин «Лебедушка»  Проверка навыка чтения  Путешествие в мир поэзии  Обобщение по разделу  «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа № 8         содержание Прогнозировать раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.  Наблюдать   за   особенностями   оформления стихотворной речи. Находить художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.  Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства.  Выразительно   читать,   используя   интонации, соответствующие смыслу текста  Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.  средства Наблюдать картины осени в произведении. Читать   выразительно   стихотворение,   передавая настроение автора.  Использовать   приёмы   интонационного   чтения (определить   силу   голоса,   выбрать   тон   и   темп чтения)  Выражать   личное  отношение   к   прочитанному, аргументировать  свою   позицию   с   привлечением текста произведения.  Выразительно   читать   с   использованием   интона­ ций, соответствующих смыслу текста  Читать   выразительно   стихотворение,   передавая настроение автора.  Использовать   приёмы   интонационного   чтения (выразить   радость,   определить   силу   голоса, выбрать тон и темп чтения).  Иллюстрировать стихотворение.  Читать наизусть (по выбору) стихотворение. Выражать личное отношение к прочитанному. Наблюдать   за   особенностями   оформления стихотворной речи. Находить художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.  Наблюдать связь произведений литературы   с   другими  видами   искусства Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения  средства     Родина (4 часа) 78 79 80 81 82 83 84 85 И.С. Никитин «Русь»  С.Д. Дрожжин «Родине»  А.В. Жигулин  «О, Родина! В неярком блеске»  Обобщение по разделу Проект:   «Они   защищали Родину»  Прогнозировать содержание раздела.  Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.  Воспринимать   на   слух   художественное произведение;   читать   вслух   и   про   себя, осмысливая содержание.  Объяснять смысл названия произведения  Отвечать   на   вопросы   по   содержанию произведения; определять главную мысль Воспринимать   на   слух   художественное произведение;   читать   вслух   и   про   себя, осмысливая содержание.  Отвечать   на   вопросы   по   содержанию произведения; определять главную мысль  Определять жанр произведения.  Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова­определения.  Понимать нравственный смысл произведения.  Определять основную мысль рассказа  Участвовать   в   проекте:   распределять   роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой.  Понимать содержание высказывать своё отношение.  Использовать   приёмы   интонационного   чтения (выразить   радость,   удивление,   определить   силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Составлять   рассказы   о   Родине,   передавая   свои чувства, своё отношение к Родине  прочитанного,     Страна Фантазия ( 6 часов)   С. Е.   «Приключения Электроника»  Велтистов Е.С. Велтистов  «Приключения  Электроника»  Е.С. Велтистов  «Приключения  Электроника» Кир Булычёв  «Путешествие Алисы»  Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание   раздела.   Планировать   работу   с произведением   на   уроке   с   использованием условных обозначений.  Воспринимать   на   слух   художественное произведение;   читать   вслух   и   про   себя, осмысливая содержание.  Объяснять смысл названия произведения.  Определять особенности фантастического жанра Воспринимать   на   слух   художественное произведение;   читать   вслух   и   про   себя, осмысливая содержание.  Объяснять смысл названия произведения.  Отвечать   на   вопросы   по   содержанию произведения; определять главную мысль  Определять   особенности   фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев повести. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.  Воспринимать   на   слух   художественное произведение;   читать   вслух   и   про   себя, осмысливая содержание.  Объяснять смысл названия произведения. 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96   Кир «Путешествие Обобщение   по «Страна Фантазия». Булычёв   Алисы»  разделу Обобщение   по «Страна Фантазия».  разделу Определять особенности фантастического жанра Воспринимать   на   слух   художественное произведение;   читать   вслух   и   про   себя, осмысливая содержание.  Объяснять смысл названия произведения.  Отвечать   на   вопросы   по   содержанию   определять   главную   мысль произведения; .Понимать   особенности   фантастических произведений. Соотносить произведения Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. содержанием   название с     Д. Свифт «Путешествие Гулливера»  Д. Свифт «Путешествие Гулливера»  Г.Х. Андерсен «Русалочка» Деление произведения на  части. Г.Х. Андерсен «Русалочка» Рассказ о Русалочке.  Г.Х. Андерсен «Русалочка»       содержание Зарубежная литература (14 часов) Прогнозировать раздела. Планировать   работу   на   уроке.   Читать   и воспринимать   на   слух   художественное произведение  Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.  Воспринимать   на   слух   художественное произведение;   читать   вслух   и   про   себя, осмысливая содержание  Читать и воспринимать на слух художественное произведение.  Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя)   Читать и воспринимать на слух художественное произведение.  Отвечать   на   вопросы   по   содержанию произведения; определять главную мысль    Отвечать   на   вопросы   по   содержанию произведения; определять главную мысль    Проверка предметных и универсальных учебных умений Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.  Воспринимать   на   слух   художественное произведение;   читать   вслух   и   про   себя, осмысливая содержание  Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.  Воспринимать   на   слух   художественное произведение;   читать   вслух   и   про   себя, осмысливая содержание  Воспринимать   на   слух   художественное произведение;   читать   вслух   и   про   себя, осмысливая содержание.  Отвечать   на   вопросы   по   содержанию произведения;   определять   главную   мысль Проверка предметных и универсальных учебных умений  М. Твен «Приключения  Тома Сойера»  Сравнение героев, их  поступков. М. Твен «Приключения  Тома Сойера»  Особенности  повествования М. Твен «Приключения  Тома Сойера»  Проверка навыка чтения  С. Лагерлеф «Святая ночь» Определять нравственный смысл произведения (с помощью   учителя).Воспринимать   на   слух 97 98 99 100 101 102 С. Лагерлеф «Святая ночь» Понимать прочитанное   и   отвечать   на   вопросы   по содержанию      содержание прочитанного, высказывать   своё   отношение.Объяснять   смысл названия произведения.  Отвечать   на   вопросы   по   содержанию произведения; главную мысль.Участвовать в работе группы  определять     С. Лагерлеф «В Назарете»  Определять нравственный смысл произведения (с помощью   учителя).Воспринимать   на   слух прочитанное   и   отвечать   на   вопросы   по содержанию  С. Лагерлеф «В Назарете»  Понимать     содержание прочитанного, высказывать   своё   отношение.Объяснять   смысл названия произведения.  Отвечать   на   вопросы   по   содержанию произведения; определять главную мысль. Участвовать в работе группы  Самостоятельно оценивать свои достижения  Подбирать   книги   по   теме,   ориентируясь   на авторские   произведения.   Выражать   свое отношение   к   мыслям   автора,   его   советам   и героям   произведений.     Пользоваться   списком рекомендованной литературы для выбора книги. Находить   необходимую   информацию   в   разных источниках   для   подготовки   выступления   по теме. Обобщение по разделу  «Зарубежная литература» Урок­отчёт «Путешествие  по дорогам любимых  книг». Урок­игра   «Литературные тайны» Резервный урок. Описание материально­технического обеспечения образовательного процесса 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2010 г. 2. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. и др. Литературное чтение. Рабочие программы. 1­4 классы. – М.: Просвещение, 2011 г. 3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014 г. 4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч 1. под ред. Г.С. Ковалевой. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения). 5. Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева и др./ под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).  6. Рябущкина И.В., Стефаненко Н.А. Аудиоприложение к учебнику литературного чтения: 4 класс. – М.: Просвещение, 2014 г. ://   uchi  .  ucoz        https    ://   uchportal  ://   it  ­  n  .  ru  ­   Сеть   творческих   учителей;  https 7.  Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2014 г.  .  ru  ­   Первый 8.   Интернет   ресурсы:   учительский портал; https  .  ru ­ Учительский портал; https://openclass.ru – «Открытый класс» ­   образовательные   сообщества;  https://metodisty.ru  ­   Профессиональное   сообщество   педагогов; http://nsc.1september.ru/ ­ Еженедельник издательского дома «Первое сентября» «Начальная школа»; https://pedsovet.su ­ Сообщество взаимопомощи учителей;   http://school­collection.edu.ru/catalog/pupil ­ Единая   коллекция   Цифровых   образовательных   ресурсов;  https://zavuch.info  ­  ЗАВУЧ.инфо   ­ Методическая   библиотека; ­   Электронные   образовательные   ресурсы;; https://www.rsl.ru ­ Российская государственная библиотека.    Технические средства обучения   Компьютер с программным обеспечением.   Мультимедийный проектор. Магнитная доска    https://eor­np.ru  Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование. Содержание программы «Литературное чтение» полностью соответствует авторской программе Климановой Л.Ф.,  Виноградской Л.А., Горецкого В.Г., изменения внесены в учебно­тематический план.                                                              В теме “Летописи, былины, жития” произошли следующие изменения: с 10 часов до 8 часов произошло сокращение за  счет:  сокращения до 1 часа на знакомство с учебником (вводный урок) и знакомство с понятием “летопись,  т.к дети  знают из 3 класса это понятие, то на одном уроке лучше и познакомить с учебником, вспомнив о летописях, и  начать работу над произведением «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»; введения понятия “житие”, знакомство с отрывком из “Житие Сергия Радонежского” не на 3х уроках, а на 2х,  так как более подробно этот материал изучается на уроках ОРКСЭ  В теме “Чудесный мир классики” произошло сокращение  на 1 час  на произведение Ершова “Конек – Горбунок” по программе отведено 4 часа, сокращаем до 3 часов: на 1 уроке  знакомство с автором, со сказкой, работа над иллюстрациями к произведению и составление плана 1 части сказки, дома учащиеся читают 2 часть и так же составляют план; ­ на 2 уроке работа над 3 частью сказки, анализ поступков  и характеров героев. С поэтической тетрадью по программе знакомятся на протяжении 25 часов, произошло сокращение до 19 часов за  счет:      объединения в 1 урок стихотворений Ф.Ф.Фета; объединения в 1 урок стихотворений Е.А.Баратынского; объединения в 1 урок стихотворений М.И.Цветаевой; объединения в 1 урок произведений Д.Б.Кедрина и Н.М.Рубцова; изучение произведения С А. Есенина «Лебёдушка» с 2 часов до 1 часа. В теме «Литературные сказки» сокращение 1 часа за счет объединения квн и обобщение материала В теме «Делу время – потехе час» произошло сокращение часов с 9 до 6 за счет сокращения:    изучения произведений В.Ю.Драгунского «Главные реки» и «Что любит Мишка» с 4 часов до 2 часов; изучения произведения В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел» с 2 часов до 1 часа. В теме «Природа и мы» сокращение 1 часа за счет объединения обобщающего урока с контролем знаний.  В теме «Родина» произошло сокращение часов с 8 до 4 за счет сокращения:  изучения произведения И.С. Никитина «Русь» с 2 часов до 1 часа; произведение Б.А. Слуцкого «Лошади в океане» рекомендовано для самостоятельного ознакомления; обобщение и защита проектов объединены в 1 урок В теме «Страна Фантазия» произошло сокращение с 7 часов до 4 за счет:      сокращения изучения произведения Е. С. Велтистова «Приключения Электроника» с 3 часов до 2;  сокращения изучения произведения Кира Булычёва «Путешествие Алисы» с 3 часов до 2, куда вошёл и  обобщающий урок. Тема “Зарубежная литература” сокращена с 15 часов до 10 часов.   знакомство с творчеством Свифта “Путешествие Гулливера” сокращено с 3 уроков до 2, так, как с этим  произведением знакомились в 3 классе на внеурочной деятельнгости изучение произведения Г. Андерсена “Русалочка” сокращено на 2 часа .  произведение Марка Твена “Приключение Тома Сойера” сокращено на  1 час. Рабочая   программа   по   литературному   чтению   для   4   класса   составлена   на   основе   федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373), в соответствии с  Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования (приказ № 253 от 31.03.2014) и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов на основе учебного плана МБОУ «…………..» на 2014 – 2015 учебный год  и в соответствии с Положением о рабочей программе по предмету (от 27.08.2013) и Годовым календарным учебным графиком на 2014 – 2015 учебный год.

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017