Материал содержит : оглавление, пояснительную записку,подробное календарно-тематическое планирование с прописанными УУД,учебно-тематический план,Содержание тем учебного курса ,Требования к уровню подготовки обучающихся,Перечень учебно- методического обеспечения,Материально- техническое и информационно- техническое обеспечение,Список литературы. Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года), Пример¬ной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Оглавление.
1. Пояснительная записка 34
2.Учебнотематический план 5
3.Содержание тем учебного курса 613
4. Требования к уровню подготовки обучающихся 1415
5.Перечень учебнометодического обеспечения 16
6. Материальнотехническое и информационнотехническое обеспечение 16
7. Календарнотематическое планирование 17125
8.Список литературы 126Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе
Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010
года), Примерной программы начального общего образования по литературному
чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы
общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.
Головановой «Литературное чтение. 14 классы» (учебнометодический комплект
«Школа России»),
Курс «Литературное чтение» отличается широким видожанровым и
тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного
материала и способов его систематизации ведущей задаче четвёртого года обучения
формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
Программа направлена на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым умением в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение
работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной
читательской деятельности;
развитие художественнотворческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,
формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех
видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и
рассказывать, импровизировать;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами
художественной литературы;
воспитание эстетического отношения к искусству слова,
формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром
художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование
представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие
нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и
других стран.
Программа нацелена на решение следующих задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,
выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное
мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и
особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
2 формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к
литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений
словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об
окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к
классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений
различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных
по содержанию и тематике, обогащать нравственноэстетический и познавательный
опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения
и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является
формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя
как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности
как средства самообразования.
Работа по формированию читательской компетенции реализуется по
следующим направлениям:
формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение
основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое,
просмотровое);
начитанность: знание изученных произведений, представление о
литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и
произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для
каждого класса;
умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам,
темам и т.д.); знание элементов книги;
навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие
восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения
как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам
уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение учебного
предмета «Литературное чтение» в четвёртом классе отводится 136 часов в год, 4
часа в неделю (при 34 учебных неделях).
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., М.В. Голованова М.В. и др. Литературное
чтение. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2х частях М.:
Просвещение, 2014.
3Учебнотематический план
№ Наименование разделов и
Всего часов Теория Практика Контрольные
1
тем
Вводный урок по курсу
литературного чтения
1
2 Летописи, былины, жития
3 Чудесный мир классики
4 Поэтическая тетрадь
5 Литературные сказки
6
7
8 Поэтическая тетрадь
Делу время – потехе час
Страна детства
11
22
12
16
9
8
5
9 Природа и мы
10 Поэтическая тетрадь
11 Родина
12 Страна Фантазия
13 Зарубежная литература
Итого
12
8
8
7
17
136 часов
1
9
20
10
14
8
6
4
9
7
6
6
15
1
1
1
1
работы
1
2
2
1
1
2
1
2
1
1
1
2
4Содержание тем учебного курса (136 часов)
№ Наименование разделов и тем.
программного
Часы Универсальные учебные действия
1
1
Содержание
материала.
Вводный урок по курсу
литературного чтения
Знакомство с учебником по
литературному чтению.
Система
условных обозначений. Содержание
учебника. Словарь. Рассматривание
иллюстраций
оформление
учебника.
и
Прогнозировать содержание раздела.
Ориентироваться в учебнике по
литературному чтению. Знать и
применять систему условных
обозначений при выполнении
заданий. Находить нужную главу и
нужное произведение в содержании
учебника; знать фамилии, имена и
отчества писателей, произведения
которых читали в 13 классах..
Предполагать на основе названия
содержание главы. Пользоваться
словарём в конце учебника.
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке.
Понимать ценность и значимость
литературы для сохранения русской
культуры.
Читать отрывки из
древнерусских летописей, былины,
жития о Сергии Радонежском.
Находить в тексте летописи данные
о различных исторических фактах.
Сравнивать текст летописи с
художественным
текстом.
Сравнивать
и
прозаический текст былины.
Пересказывать былину от лица её
героя.
Определять героя былины и
характеризовать его с опорой на
Сравнивать былины и
текст.
поэтический
2 Летописи. Былины. Жития.
11
Из летописи:
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование
содержания
раздела. Из летописи: «И повесил
Олег щит свой на вратах Царьграда».
События летописи – основные
события Древней Руси. Сравнение
текста летописи и исторических
источников.
«И
вспомнил Олег коня своего».
Летопись источник исторических
фактов, Сравнение текста летописи с
текстом произведения А.С.Пушкина
«Песнь о вещем Олеге». Поэтический
текст былины.
«Ильины три
поездочки».
Сказочный характер
былины. Прозаический текст былины
Н.Карнауховой.
в
пересказе
5В.
Клыков.
поэтическою
Сравнение
и
прозаического текстов. Герой былины
защитник государства Российского.
Картина В. Васнецова «Богатыри».
Сергий Радонежский святой земли
русской.
Памятник
Сергию Радонежскому.
Житие Сергия Радонежского.
.Детство Варфоломея.
Юность
Варфоломея. Рассказ о битве на
Куликовом поле на основе опорных
слов и репродукций известных
картин.
3 Чудесный мир классики
22
П.П.Ершов
Знакомство с названием раздела.
содержания
Прогнозирование
раздела.
«Конёк
горбунок». Сравнение литературной
и народной сказок. Мотивы народной
сказки в литературной. События
литературной сказки. Герои сказки.
Младший брат Иван настоящий
герой сказки. Характеристика героя.
Сравнение
и
изобразительного искусства. А. С.
Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча».
«Унылая пора! очей очарованье...».
Авторское
к
Интонация
изображаемому.
Сравнение
стихотворения.
произведений
и
изобразительного
искусства.
Заучивание наизусть. «Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях»
мотивы народной сказки в
словесного
словесного
отношение
6
об
высказывать
Участвовать
информацию
волшебные сказки. Находить в
тексте слова, описывающие внешний
вид героя, его характер и поступки.
Составлять рассказ по репродукции
картин известных художников.
Описывать скульптурный памятник
известному человеку.
Находить
об
интересных фактах из жизни святого
человека.
Описывать характер
человека;
своё
отношение.
известном
Рассказать
историческом событии на основе
опорных слов и других источников
информации.
в
проектной деятельности. Составлять
летопись современных важных
событий (с помощью учителя).
Договариваться друг с другом;
принимать позицию собеседника,
проявлять к нему внимание.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижение при
работе с текстом,
используя
обобщающие вопросы учебника.
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке.
на
Воспринимать
слух
художественное
произведение;
читать текст в темпе разговорной
речи, осмысливая его содержание.
Наблюдать за развитием событий в
сказке. Сравнивать начало и конец
сказки.
Составлять самостоятельно план.
Пересказывать большие по объёму
произведения. Понимать позицию
писателя,
его отношение к
окружающему миру, своим героям.
Характеризовать героев разных
жанров.
Сравнивать произведения разных
жанров. Сравнивать произведения
словесного и изобразительного
искусства.
за
выразительностью литературного
языка в произведениях лучших
НаблюдатьГерои эстонской
литературной.
сказки.
Характеристика героев
сказки, отношение к ним. Деление
сказки на части. Составление плана.
Пересказ основных эпизодов сказки.
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».
Картины природы в стихотворении.
Выразительное чтение.
«Ашик
Кериб». Турецкая сказка. Сравнение
мотивов русской и турецкой сказки.
Герои
сказки.
Характеристика героев, отношение к
ним.
Л.Н.Толстой «Детство».
События рассказа. Характер главного
героя рассказа Л. Толстого. Басня.
«Как мужик камень убрал».
Особенности басни. Главная мысль.
А. П. Чехов «Мальчики». Смысл
названия рассказа. Главные герои
рассказа герои своего времени.
Характер героев художественного
текста. Оценка достижений.
турецкой
4 Поэтическая тетрадь
12
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование
содержания
раздела. Ф. И. Тютчев «Ещё земли
печален вид…», «Как неожиданно и
ярко…».
средств
художественной выразительности для
создания картины природы. Ритм,
порядок слов, знаки препинания как
отражение особого настроения в
лирическом тексте.
Фет
А.А.
Отбор
7
в
русских писателей.
Выражать своё отношение к мыслям
автора, его советам и героям
произведений.
Высказывать
суждение о значении произведений
русских классиков для России и
русской культуры.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения на
основе диагностической работы,
учебнике.
представленной
Определять
средства
художественной выразительности в
лирическом тексте. Наслаждаться
поэзией, понимать и любить её.
Определять
самостоятельно
интонацию, которая больше всего
содержанию
соответствует
произведения.
лирического
Определять по тексту,
как
отражаются переживания автора в
его стихах.
Размышлять, всегда ли совпадают
они с собственными,
личными
переживаниями и отношениями к
жизни, природе, людям.
Высказывать своё мнение о герое
стихотворных
произведений;
определять, принадлежат ли мысли,
чувства, настроение только автору,
или они выражают личные чувства
других людей.
Читать
выразительно,
передавая изменения в настроении,
выраженные автором.
Самостоятельно оценивать своё
чтение.
Прогнозировать содержание раздела.
Готовиться к уроку, подбирая стихи
русских писателей. Воспринимать на
слух художественное произведение;
читать выразительно стихи русских
поэтов, воспроизводить их наизусть.
Определять
средства
художественной выразительности в
лирическом тексте. Наслаждаться
поэзией, понимать и любить её.
Определять
самостоятельно
стихиприроде,
интонацию, которая больше всего
соответствует
содержание
произведения.
Определять по
тексту, отражаются переживания
автора в его стихах. Размышлять,
всегда ли совпадают они с
собственными,
личными
переживаниями и отношениями к
жизни,
людям.
Высказывать своё мнение о герое
стихотворных
произведений;
определять, принадлежат ли мысли,
чувства, настроение только автору
или они выражают личные чувства
других людей.
Читать стихи
выразительно, передавая изменения
в настроении, выраженных автором.
Самостоятельно оценивать своё
чтение.
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке.
Читать и воспринимать на слух
прочитанное. Сравнивать народную
и литературную сказки. Определять
виды текстов. Знать отличительные
особенности литературной сказки.
Рассказывать о герое с опорой на
текст сказки. Определять главную
мысль произведения и смысл
заглавия. Делить текст на части.
Составлять план сказки с опорой на
главные события. Пересказывать
сказку по плану подробно и
выборочно.
Придумывать свой
вариант
используя
сказки,
литературные приёмы. Составлять
рекомендованный
список
литературы. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
паузы,
«Весенний дождь»,
«Бабочка».
Картины природы в лирическом
стихотворении. Ритм стихотворения.
Интонация (тон,
темп)
стихотворения. Е. А. Баратынский.
Передача настроения и чувства в
стихотворении. А.Н. Плещеев «Дети
и птичка». Ритм стихотворения. И.С.
Никитин «В синем небе плывут над
полями…».
Изменение картин
природы в стихотворении. Н. А.
Некрасов «Школьник», «В зимние
сумерки…». Выразительное чтение.
И. А. Бунин «Листопад». Картина
осени в стихах. И. А. Бунин. Слово,
как средство художественной
выразительности.
Сравнение,
эпитеты. Оценка достижений.
5
16
на
плана
текста
Литературные сказки
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование
содержания
раздела. В. Ф. Одоевский «Городок в
табакерке». Особенности данного
литературного жанра. Заглавие и
главные герои литературной сказки.
Деление
части.
Составление
сказки.
Подробный пересказ.
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
Особенности данного литературного
жанра. Сказка или рассказ. Текст
описание
в
содержании
художественного
произведения.
Герои литературного текста. Главная
мысль произведения. П. П. Бажов
«Серебряное копытце».
Мотивы
народных сказок в авторском тексте.
Заглавие. Герои художественного
произведения. Авторское отношение
к героям произведения. Мотивы
народных сказок в литературном
тексте.
Герои
художественного текста. Деление
текста на части. Составление плана.
Выборочный пересказ
сказки.
Словесное иллюстрирование. Оценка
достижений.
Заглавие.
8С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
6 Делу время потехе час
9
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном
Нравственный смысл
времени».
Инсценирование
произведения.
произведения.
В.Ю.Драгунский
«Что любит
«Главные реки».
Мишка».
Особенности
юмористического текста. Авторское
отношение
к изображаемому.
Пересказ текста от лица героев.
Юмористические рассказы В. Ю.
Драгунского.
Голявкин
«Никакой я горчицы не ел». Смысл
Герои произведения.
заголовка.
Инсценирование
произведения.
Оценка достижений.
В.
В.
7
8
Страна детства
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование
содержания
раздела. Б.С.Житков «Как я ловил
человечков». Особенности развития
сюжета.
Герой произведения.
К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми
шишками». Особенности развития
событий: выстраивание их в тексте.
Герои произведения. Музыкальное
сопровождение произведения. М. М.
Зощенко
Герои
произведения. Составление плана.
«Ёлка».
9
значение
как
Прогнозировать содержание раздела.
Объяснять смысл пословицы,
определяющей тему раздела.
на
cлyx
Воспринимать
произведение.
художественное
Читать без ошибок в темпе
разговорной речи.
Определять
нравственный смысл произведения.
Определять жанр произведения.
Анализировать
заголовок
произведения, соотносить его с
темой и
главной мыслью
произведения. Определять прямое и
переносное
слов.
Понимать,
поступки
характеризуют героев произведения;
определять их нравственный смысл.
произведения,
Инсценировать
распределяя роли,
выбирать
режиссёра. Пересказывать текст от
лица автора или одного из героев.
Узнавать, что произведения могут
рассказать о своём авторе.
необходимую
Находить
справочной
информацию
подготовки
литературе
сообщения о творчестве изучаемого
писателя.
Готовить сообщение о писателе.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Подбирать книги по теме,
ориентируясь
авторские
произведения.
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке.
Подбирать книги по теме,
рассказывать об их содержании.
Воспринимать
художественное
читать выразительно диалоги.
Находить смешные эпизоды из
юмористических
рассказов;
определять отношение автора к
героям. Определять, что важное и
серьёзное скрывается за усмешкой
автора.
на
слух
произведение,
в
для
наПересказ. Оценка достижений.
8
5
Поэтическая тетрадь
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование
содержания
раздела. В. Я. Брюсова «Опять сон»,
«Детская».
Тема стихотворений.
Развитие чувства в лирическом
стихотворении.
Выразительное
А. Есенин «Бабушкины
чтение.
сказки».
Тема стихотворений.
Развитие чувства в лирическом
стихотворении.
М. И. Цветаева
«Бежит тропинка с бугорка…»,
«Наши царства». Тема детства в
произведениях.
Цветаевой.
Сравнение произведений разных
поэтов на одну и ту же тему. Конкурс
чтецов. Оценка достижений.
М.
9 Природа и мы
12
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование
содержания
Н.
раздела.
МаминСибиряк
Д.
«Приёмыш».
Анализ заголовка.
Подготовка выборочного пересказа.
Отношение человека к природе. А. И.
Куприн «Барбос и Жулькa». Герои
произведения о животных. Поступок
как
героя
произведения.
Пришвин
«Выскочка». Анализ заголовка, герои
произведения. Характеристика героя
на основе поступка. Е. И. Чарушин
«Кабан».
Герои произведения.
Характеристика героев на основе их
поступков.
Астафьев
характеристика
М.
П.
В.
М.
10
Анализировать возможные заголовки
произведений. Использовать в своей
речи средства художественной
выразительности
(сравнения,
эпитеты). Придумывать музыкальное
сопровождение к прозаическому
тексту. Составлять план текста.
Пересказывать текст на основе
плана.
Придумывать смешные
рассказы о школьной жизни, не
обижая своих друзей. Проверять
себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Прогнозировать содержание раздела.
Подбирать любимые стихи к теме.
Воспринимать
слух
на
художественное
произведение;
размышлять над его содержанием.
Сравнивать стихотворения разных
поэтов.
тему,
объединяющую разные произведения
творчества.
поэтического
Определять
особенности
поэтического творчества разных
поэтов, выражать своё отношение.
Рассказывать об эпизодах из своего
детства. Участвовать в конкурсе
чтецов со своим любимым
произведением.
Определять
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке.
Воспринимать
слух
на
художественное
произведение;
высказывать своё мнение. Читать
текст вслух и про себя, понимать
смысл прочитанного.
Анализировать
произведения.
героя
произведения на основе поступка.
Определять отношение автора к
героям на основе текста. Наблюдать,
как авторы передают красоту
природы с помощью слова.
Объяснять нравственный смысл
рассказа.
Характеризовать
заголовок«Стрижонок Скрип». Герои рассказа.
Деление текста на части Составление
плана. Выборочный пересказ.
10 Поэтическая тетрадь
8
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование
содержания
раздела. Б. Л. Пастернак «Золотая
осень». Картины осени в лирическом
произведении б Пастернака.
С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б.
Кедрин «Бабье лето». Картины весны
и лета в их произведениях. Н.М.
Рубцов «Сентябрь». Изображение
природы в сентябре в лирическом
произведении.
Есенин
«Лебёдушка». Мотивы народного
творчества
авторском
произведении. Оценка достижений.
А.
С.
в
11 Родина
8
слух
Знакомство с названием раздела.
Подбирать книги по теме. И. С.
Никитин «Русь». Образ Родины в
поэтическом тексте. Воспринимать
на
художественное
произведение. Ритм стихотворения.
С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское
отношение к изображаемому. А. В.
Жигулин «О, Родина! В неярком
Тема стихотворения.
блеске...».
Авторское
к
изображаемому. Поэтический вечер.
отношение
11
тему,
стихи
Определять
которая
объединяет рассказы в разделе,
формулировать основную мысль
темы. Делить текст на части.
Пересказывать текст подробно и
выборочно. Находить необходимую
информацию в разных источниках
для подготовки выступления по
теме. Составлять самостоятельно
текст для энциклопедического
словаря.
Читать выразительно
диалоги из текста. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Прогнозировать содержание раздела.
Подобрать сборники стихов к
выставке книг. Заучивать стихи
наизусть. Воспринимать на слух
произведение,
художественное
читать
выразительно.
Определять настроение поэта и
лирического героя. Наблюдать за
оформления
особенностями
стихотворной речи.
Находить
средства
художественной
выразительности; сравнивать их,
самостоятельно
дополнять.
Сравнивать произведения живописи,
музыки и литературы, определять
общее настроение. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
основе
достижения
диагностической
работы,
представленной в учебники.
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать
работу на уроке,
подбирать книги по теме. Читать
стихи выразительно,
передавая
чувство гордости за своих предков.
Понимать особенности поэтического
текста.
Рассказывать о своей
используя прочитанные
Родине,
произведения.
Предполагать
содержание произведения по его
названию. Участвовать в работе
группы, читать cтихи друг другу.
Писать сценарий поэтического
вечера. Составлять рассказы о
нав
роли,
характеризовать
Родине, передавая свои чувства,
своё отношение к Родине.
Участвовать
проекте:
распределять
находить
нужную информацию, представлять
её в соответствии с заданной
тематикой.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Прогнозировать содержание раздела.
Читать и воспринимать на слух
произведение.
художественное
Определять
особенности
фантастического жанра. Сравнивать
и
героев
произведения.
Придумывать
фантастические истории (с помощью
учителя или самостоятельно).
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке.
Подготовить к выставке книги
зарубежных писателей. Читать и
на
воспринимать
слух
художественное
произведение,
читать диалоги выразительно.
Пересказывать самые интересные
эпизоды из произведений от лица
героев произведений. Составлять
рассказ
используя
авторский текст. Высказывать своё
мнение
прочитанном
произведении.
Характеризовать
поступки героев произведения.
Пользоваться
списком
рекомендательной литературы для
выбора книги. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
о герое,
о
12 Страна Фантазия
7
С.
Знакомство с названием раздела.
содержaния
Прогнозирование
Е.
раздела.
Велтистов
«Приключения
Электроника».
Особенности фантастического жанра.
Необычные герои фантастического
рассказа. Кир Булычёв «Путешествие
Алисы».
Особенности
фантастического жанра. Сравнение
героев фантастических рассказов.
13 Зарубежная литература
18
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование
содержaния
раздела.
Планирование работы
учащихся и учителя по усвоению
содержанию раздела.
Д. Свифт
«Путешествие Гулливера». Особое
развитие сюжета в зарубежной
литературе. Герои приключенческой
литературы.
Особенности их
характеров.
Андерсен
«Русалочка».
Авторская сказка.
Рассказ о Русалочке. Марк Твен
«Приключения Тома Сойера».
Особенности повествования. Герои
приключенческой
литературы.
Сравнение героев, их поступков.
Сельма Лагерлёф «Святая ночь», «В
Назарете». Оценка достижений.
Г.Х.
12Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу изучения в четвёртом классе курса «Литературное чтение» будет
сформирована готовность, обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут
необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого
развития.
Четвероклассники научатся:
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения
другим предметам и в дальнейшей жизни;
бегло, выразительно читать текст;
ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и
точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не
менее 90 слов в минуту);
понимать содержание прочитанного понимать содержание прочитанного
произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между
частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её
своими словами;
передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного,
творческого пересказа;
придумывать начало повествования или его возможное продолжение и
завершение;
составлять план к прочитанному;
вводить в пересказы повествования элементы описания, рассуждения и
цитаты из текста;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые
описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику
основным действующим лицам произведения;
называть названия, темы и сюжеты 23 произведений больших фольклорных
жанров, а также литературных произведений писателей классиков;
читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и
зарубежной литературы;
называть не менее 67 народных сказок, уметь их пересказывать;
называть более 10 пословиц, 23 крылатых выражения, понимать их смысл и
объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить;
13 полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого
учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро
схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил
ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил
свой ответ;
давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного
задания.
оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Четвероклассники получат возможность научиться.
осознавать основные духовнонравственные ценности человечества;
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном
возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
развивать способность к эмпатии, эмоциональнонравственной отзывчивости
(на основе сопереживания литературным героям);
определять сходство и различие произведений разных жанров;
использовать полученную при чтении научнопопулярного и учебного текста
информацию в практической деятельности;
высказывать и пояснять свою точку зрения;
применять правила сотрудничества;
выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
делать устную презентацию книги (произведения);
пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
работать с детской периодикой;
расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт
самостоятельной читательской деятельности.
14Перечень учебно методического обеспечения
1. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1/(сост. Л.Ф. Климанова,
В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская)
2. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2/(сост. Л.Ф. Климанова,
В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская, М.В. Голованова)
3. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс.
Материально техническое и информационно техническое обеспечение
1. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
2. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
3. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие
содержанию обучения (по возможности).
4. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок
5. Телевизор.
6. Видеоплейер.
7. Компьютер.
15№ п/п Дата проведения
План
Факт
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
Глоссарий урока
Колво
часов
Тип урока
Элементы
содержания
Требования к уровню
подготовки
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч.)
1 четверть (36 часов)
Вид
контроля.
Измерител
и
Прим
ечани
е
Содержани
е материала
учебника.
Домашнее
задание
1/1
2/1
Знакомство с
учебником. Работа
со вступительной
статьей.
Обложка,
оглавление,
титульный лист,
иллюстрация,
аннотация.
1
УУНЗ
Осознавать
структуру учебника,
систему условных
обозначений.
Пользоваться
оглавлением,
словарём. Различать
элементы книги.
Беседа.
Личностные:
адекватная мотивация
Метапредметные:
ориентироваться в
учебнике
«Литературное чтение»,
стремиться к
приобретению
эстетических
потребностей и
духовных ценностей,
задавать вопросы и
отвечать на них
Предметные:
пользоваться
учебником, соблюдать
гигиенические
требования посадки при
чтении
Летописи, былины, жития (11 часов)
Летописи.
«И повесил Олег
щит свой на вратах
Царьграда».
1
УУНЗ
Понимать значение
выражений
«рукописные книги»,
«летопись».
Личностные:
адекватная мотивация
внутренняя позиция и
самооценка
Устный
опрос.Стартовая
диагностическая
работа
Летопись
3/2
«И вспомнил Олег
коня своего»
1
Урок
путешествие
в прошлое
Понимать, что
события летописи –
основные события
Древней Руси.
Сравнивать текст
летописи с текстом
произведения
А.С.Пушкина
«Песнь о вещем
Олеге»
формулировать
учебную задачу и
удерживать ее,
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
Метапредметные:
уметь обращаться за
помощью к соседу,
учителю
Предметные: понимать
различия между
предложением и
словом,
классифицировать
слова
Личностные:
адекватная мотивация,
договариваться друг с
другом; принимать
позицию собеседника,
проявлять уважение к
чужому мнению
Метапредметные:
применять
установленные правила,
осуществлять поиск и
выделение
необходимой
информации,
задавать вопросы и
обращаться за помощь
Предметные: умение
Фронтальн
ый опрос.4/3
«И вспомнил Олег
коня своего»
1
Урок
исследовани
е
Читать отрывки из
древнерусской
летописи
Фронтальн
ый.
Читать
летописи,
былины,
сказания.
Подготови
ть
выраз.чтен
ие
отрывка.
ставить ударение,
использовать
фотографии, рисунки
как объекты для
получения
необходимой
информации
Личностные:
адекватная мотивация
Метапредметные:
формулировать
учебную задачу,
применять
установленные правила,
осуществлять поиск
необходимой
информации,
уметь обращаться за
помощью в решении
образовательных задач
Предметные:
понимать ценность и
значимость
литературы для
сохранения русской
культуры.
Осознанно и полно
воспринимать
содержание читаемого
учителем или
одноклассником
произведения
5/4
Былина – жанр
УУНЗ
Читать отрывки из Личностные:
Фронталь Найтиустного народного
творчества. «Иль
ины три
поездочки»
Былина
древнерусской
былины.
Определять героя
былины и
характеризовать его
с опорой на текст
ный
Пушкина
«Песнь о
вещем
Олеге»
прочитат
ь с
родителя
ми
адекватная мотивация
оценивание своей
работы на уроке
Метапредметные:
формулировать
учебную задачу и
удерживать ее,
осуществлять решение
учебной задачи под
руководством учителя,
уметь обращаться за
помощью в решении
образовательных задач
Предметные:
Понимать ценность и
значимость литературы
для сохранения
русской культуры.
Самостоятельно или с
помощью учителя
давать простейшую
характеристику
основным
действующим лицам
произведения
6/5
1
КУ
«Ильины
три
поездочки»
Фронтальн
ый.
Сравнивать
поэтически
й и
прозаическ
ий текст
былины.
Составлять
рассказ по
репродукц
Личностны
е:
адекватная
мотивация,
учебное
сотрудниче
ство с
учителем и
сверстникаии картин
известных
художнико
в
ми.
Метапредм
етные:
ориентиров
ать в
разнообраз
ии
способов
решения
задач,
различать
предмет и
слово, его
называюще
е,
использова
ть речь для
регуляции
своего
действия
Предметны
е:
Выделять
языковые
средств
выразитель
ности.
Участвова
ть в
диалоге
при
обсуждени
и
прослушан
ного(прочи
танного)
произведен
ия.
Ставить
вопросы по
содержа
нию
прочитанно
го,
отвечать на
них.
Определя
ть своё и
авторское
отношения
к событиям
и
персонажа
м.
Индивидуа
льный и
групповой.
Пересказыв
ать былину
от лица её
героя.
Находить в
тексте
слова,
описывающ
ие внешний
вид героя,
его
характер и
поступки.
Сравнивать
Личностны
е:
адекватная
мотивация
Метапредм
етные:
ориентиров
аться в
разнообраз
ии
способов
решении
задач,
использова
7/6
«Ильины
1
КУ
три
поездочки»былины и
волшебные
сказки
8/7
«Житие
1
УУНЗ Читать
ть общие
приёмы
решения
задач.
Предметны
е:
Размышля
ть над
содержани
ем
произведен
ия,
выражать
свое
отношение
к
прослушан
ному.Опре
делять
тему и
главную
мысль
произведен
ия,
пересказыв
ать текст,
использова
ть приоб
ретённые
умения для
самостояте
льного
чтения
книг.
Личностн
с. 1719,Сергия
Радонежск
ого»
памятник
древне
русской
литературы
Фронтальн
ый.
выраз.чте
ние, найти
объяснени
е
незнакомы
х слов
отрывки из
жития о
Сергии
Радонежск
ом.Находи
ть
информаци
ю об
интересных
фактах из
жизни
святого
человека
ые:
адекватная
мотивация
Метапредм
етные:
выбирать
наиболее
эффективн
ые способы
решении
задач,
ориентиров
аться в
разнообраз
ии
способов
решении
задач,
формулиро
вать
собственно
е мнение и
позицию
Предметны
е:
Понимать
ценность и
значимость
литературы
для
сохранения
русской
культуры.
Анализировать язык
произведен
ия,
оценивать
мотивы
поведения
героев,
пересказыв
ать
доступный
по объему
текст,
делить
текст на
смысловые
части,
составлят
ь его про
стой план
Личностны
е:
договарива
ться друг
с другом;
принимать
позицию
собеседник
а,
проявлять
к нему
внимание
Метапредм
етные:
выбирать
наиболее
Описывать
характер
человека;
выражать
своё
отношение.
Рассказыва
ть о битве
на
Куликовом
поле на
основе
опорных
слов и
репродукц
ий
Фронтальн
ый.
Найти
материал
о Сергии
Радонежс
ком
9/8
1
КУ
«Житие
Сергия
Радонежск
ого
Житиеизвестных
картин
эффективн
ые способы
решения
задач,
ориентиров
аться в
разнообраз
ии
способов
решения
задач,
формулиро
вать
собственно
е мнение,
задавать
вопросы
Предметны
е:
Составля
ть рассказ
по
репродукц
ии картин
известных
художнико
в. Ста
вить
вопросы по
содержани
ю
прочитан
ного текста
, отвечать
на них10/9
«Житие
Сергия
Радонежск
ого».
Тест №1
Индивидуа
льный.
с. 2228,
прочитат
ь
выразител
ьно
1
УСиОНМ Рассказыва
ть об
известном
историческ
ом событии
на основе
опорных
слов и
других
источников
информаци
и.
Описывать
скульптурн
ый
памятник
известному
человеку.
Проверять
себя и
оценивать
свои
достижени
я
Личностны
е:
адекватная
мотивация
учебное
сотрудниче
ство с
учителем и
сверстника
ми
Метапредм
етные:
принимать
учебную
задачу
урока;
рефлексия
способов и
условий
действия,
осуществля
ть поиск
необходим
ой
информаци
и,
использова
ть речь для
регуляции
своего
действия
Предметны
е:
воспроизво
дить11/10
1
Урок
проект
Проект:
«Создание
календаря
историческ
их
событий»
Фронтальн
ый.
Повторит
ь
материал
раздела, с.
32 – темы
проекта
Участвоват
ь в
проектной
деятельнос
ти.
Составлять
летопись
современн
ых важных
событий (с
помощью
учителя)
содержание
текста с
элементами
описания
вида героя,
особенност
ью речи,
выявлять
мотивы
поведения
Личностны
е:
адекватная
мотивация
установка
на
здоровый
образ
жизни,
личную
ответствен
ность за
свои
поступки
Метапредм
етные:
создавать
алгоритмы
деятельнос
ти при
решении
проблем
различного
характера,
понимать