Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. Система Занкова.
Оценка 4.9

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. Система Занкова.

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
чтение
4 кл
02.04.2017
Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. Система Занкова.
Программа составлена на основе Программы начального общего образования, авторской программы В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение». Данный материал поможет учителям начальных классов при составлении рабочих программ для учащихся 4 класса, обучающихся по системе Занкова. В рабочую программу входит пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение».
рабочая программа.doc

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В. Нечаева, С. В. Бухалова – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011; авторской программы В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение» утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования. и обеспечена учебником Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 4 класса: в 2 ч. / В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом Фёдоров, 2013 г.

          Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения литературного чтения в 4 классе  отводится 136 часов из расчета 4 часа в неделю.

 

Цель курса:

·        осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества

Задачи курса:

·        расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

·        воспитание культуры восприятия  художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём;

·                     создание  условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического использования

 

Система оценки   достижения планируемых  результатов освоения предмета

Оценка предметных результатов

Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:

1.Стартовая диагностика:

·  входная контрольная работа (работа с текстом)

·  проверка техники чтения

2. Текущая аттестация:

·         устный  опрос;

·         письменная самостоятельная работа;

·         тренировочные и контрольные тесты;

·         работа с информацией;

·         творческая работа;

·         разноуровневые самостоятельные и проверочные работы;

·        диагностическая  работа, формирующая самоконтроль и самооценку учащегося;

·         комплексные контрольные работы (на межпредметной основе).

3. Промежуточная аттестация:

· работа с текстом

4. Итоговая  аттестация:

· комплексная  работа;

· проверка осознанного чтения

 

 

Для контроля  и оценивания планируемых  образовательных результатов проводится:

текущий контроль: на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, составление плана текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), рассказ по иллюстрации, чтение по ролям, выразительное чтение наизусть или с листа  осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме; выполнение творческих заданий; письменных работ; самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением; тестовые задания;

промежуточный, итоговый контроль: контрольных  работ – 2,  за I и  II полугодие  (Яковлева С.Г. Контрольные и проверочные работы: Сборник в 2 частях.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом: «Федоров», 2013,  стр. 51-56 в 1ч;  стр.62-68 во 2 ч.). Итоговые проверки навыка чтения (оценка техники чтения) проводится два раза в год:/в конце I и II полугодий.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по литературному чтению, а также участие в предметной неделе начальной школы, участие в предметных олимпиадах,  участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, активность в проектах и программах внеурочной деятельности, творческий отчет.

Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале и учитываются при определении итоговой оценки учащихся 4 класса, а также в форме накопительной оценки –  портфолио  достижений. По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция дальнейшего процесса обучения.

 

Оценка личностных результатов

Оценка  личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних мониторинговых исследований.

Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

           -самоопределение: «Лестница успеха», «Карта достижений»,

-цветовая оценка результатов: «Светофорик», «Дневник настроения»

-поощрительные наклейки, рисунки за достижения в учёбе: «Поляна успеха»,

-диагностика в конце каждого года обучения.

 

Оценка метапредметных результатов

            Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

 - решение задач творческого и поискового характера (работа с тестами, анкетирование, стартовая и  итоговая диагностика, работа с эталонами, работа в паре, группе, защита проектов, взаимопроверка, интеллектуальная разминка, дистанционные викторины, участие в интеллектуальном марафоне),

 - учебное проектирование,

 - итоговые проверочные работы,

 - комплексные работы на межпредметной основе,

 - мониторинг достижения образовательных результатов.

             Сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной) работе.

              Мониторинг сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного процесса. Для этих целей используем как Портфолио достижений, так и таблицы «Оценка метапредметных результатов обучения». Таблицы содержат перечень универсальных учебных действий, формируемых на каждом этапе обучения (в течение года). Здесь же учитель фиксирует успешность выполнения каждым учеником заданий проверочных и контрольных работ, нацеленных на проверку регулятивных и познавательных УУД. Заполненные таблицы позволяют провести качественный анализ индивидуальных достижений учащихся, выявить пробелы и скорректировать  работу по освоению УУД.

             Оценивание уровня сформированности  метапредметных результатов (целеполагание, планирование) может основываться на устных и письменных ответах учащихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в групповой и парной  работе. Здесь очень важную роль играет самооценка учащегося. Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.

Для диагностики УУД используется:

·      учебно-методический комплекс развивающей системы Л.В.Занкова. Авторы  Беглова Т.В. «Школьный старт», Т.В.Меркулова «Учимся учиться и действовать», Методические рекомендации. Уровень сформированности УУД определяется согласно предложенным методикам. Данные вносятся в таблицы, по которым отслеживается продвижение каждого ученика.

·                     Комплексные работы,  за счёт которых осуществляется комплексный подход к оценке результатов образования (оценка   предметных, метапредметных и личностных результатов образования);

Формы  представления планируемых  результатов:

  • Табель успеваемости по предметам;
  • Тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
  • Устная оценка учителем успешности результатов, достигнутых учащимся, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • Портфолио  достижений;
  • Результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных, личностных качеств обучающегося, УУД.
  • Электронный дневник

 

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

 

Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:

- беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно изостальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка   "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" -  читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" - допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.    Своевременно начинать читать свои слова

2.    Подбирать правильную интонацию

3.    Читать безошибочно

4.    Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4 класс. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Литературное чтение». Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

Раздел

Содержание

Планируемые   результаты  (исходя  из  уровня  подготовленности класса)

Предметные

Метапредметные и личностные

Виды речевой и читательской деятельности

 

      Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос к учебному тексту, научно-познавательному и художественному произведениям.

        Чтение вслух. Чтение про себя. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Постепенное увеличение скорости чтения. Установка  на нормальный для  читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения  (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение  находить в тексте необходимую информацию.

      Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее развитие навыков свободного владения  устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного доказательного высказывания; творческого отношения к устной и письменной речи.

        Умение вести диалогическое общение: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях в неучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монологическое речевое высказывание по предложенной теме или в виде ответа на вопрос. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача  впечатлений  из  повседневной жизни,  художественного произведения, изобразительного искусства,  в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, короткий рассказ на заданную тему. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование  в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение): мини-сочинения (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

       Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного  текста.

        Самостоятельное определение темы главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

       Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения;  соотношение его с содержанием. Определение особенностей учебного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей  научно-популярных текстов. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

      Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его  соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).

       Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода, рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста:  подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, подробный пересказ эпизода. Характеристика  героя произведения,  отбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить рассказ о герое, описание места действия,  выбор

в тексте слов, выражений, позволяющих составить рассказ о герое. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста.       Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Виды информации в книге:  научная,  художественная (с опорой на ее внешние показатели, справочно-иллюстративный материал). Типы книг: книга-  произведение, книга-сборник,  периодическое издание, справочные издания       (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка,  открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Литература вокруг нас. Разно­образие книг. Домашняя библиотека. Пуб­личные библиотеки. Практическое ознаком­ление. Как найти нужное. Знакомство со словарями и справочниками, детскими жур­налами и другими периодическими издания­ми. Любимая книга. Любимый писатель.

Основные виды учебной деятельности:

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.

 Пересказывать произведение выборочно, кратко.

Выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения.

Объяснять смысл названия произведения.

Выявлять основную мысль произведения. Сочинять рассказы, записывать их.

Создавать групповые и индивидуальные  проекты.

Знать писателей родного края, познакомиться с их произведениями.

 

 

Обучающийся научится:

- читать свободно, бегло, выразительно вслух и про себя, со скоростью , позволяющей понимать смысл прочитанного;

- выразительно читать наизусть стихотворения  разных авторов по выбору ученика (в том числе стихотворения любимого поэта;

- эмоционально и осознанно воспринимать (при чтении вслух,  про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, определять тему произведения;

- кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;

- выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;

- сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;

- давать характеристику литературному произведению: народное или авторское,  определять жанр,(сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение) ;

- находить художественные средства выразительности;

- отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом;

- осознавать  прочитанное и  услышанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы;

- самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя.

Обучающийся  получит возможность научиться:

- воспринимать художественную литературу как вид искусства;

- осмысливать нравственные ценности художественного произведения, выражать своё мнение о герое произведения и его поступках;

- вычленять систему образов произведения, основные сюжетные линии, особенности композиции произведения;

- самостоятельно читать тексты большого объёма;

- осознавать деление  литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;

- воспринимать юмор, иронию в литературе;

- воспринимать оттенки чувств  в  поэтическом произведении

- воспринимать многообразные способы выражения авторского отношения в разных видах повествования.

 

Личностные универсальные учебные действия

 

У обучающегося  будут сформированы:

- заинтересованное  отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;

- интерес к различным видам художественной деятельности ( декламации, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения;

- основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;

- чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям её граждан;

- основы для приятия культурных традиций своей страны;

- основы моральной самооценки, ориентации на моральные нормы и их выполнение;

- осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения;

- умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов.

 

Обучающийся  получит возможность для формирования:

- потребности в чтении как средстве познания мира и самосознания, интереса к литературе и другим видам искусства;

- осознание искусства и литературы как значимой сферы жизни, как нравственного и эстетического ориентира;

- ориентации в системе личностных смыслов;

- ответственности человека за себя и близких, о необходимости высших чувств любви, внимания, заботы;

- способности осмысливать свою принадлежность к определённой эпохе, культуре, части человечества;

     

 

Регулятивные универсальные учебные действия

 

 Обучающийся научится:

-осознавать этапы организации учебной работы;

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения;

- вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от её результатов;

-осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

- строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи.

 

Обучающийся   получит возможность

 для формирования:

- самостоятельно работать с книгой(учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой;

- осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;

- проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;

- осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учётом поставленных задач;

- осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои   действия и действия других.

 

Познавательные универсальные учебные действия

 

Обучающийся научится:

- полно и адекватно воспринимать художественный и научно – познавательный текст;

- обобщать сведения, делать выводы проводить сравнения на различном текстовом материале;

- осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое  пространство Интернета;

- отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

- осознано и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- устанавливать аналогии между литературными  произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.

 

Обучающийся  получит возможность научиться:

- строить  логическое   рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных      (творческих) задач, в подготовке сообщений;

-находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нём, телевизионной передачи и.д., а также в контролируемом пространстве Интернета);

- соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

 

Обучающийся научится:

- выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;

-использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи  своих чувств и впечатлений;

- учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусств;

-сотрудничать с учителем и сверстниками;

-грамотно формулировать вопросы;

-используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседника;

- принимать участие в коллективных проектах.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознанно и произвольно строить сообщения устной и письменной форме, творчески выражать свои мнение о явлениях жизни, отражённых в литературе;

- открыто выражать своё отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;

- проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;

-адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающей содержание условия коллективной деятельности;

- использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.

 

 

Круг детского чтения

 

Устное народное творчество

      Малые жанры устного народного твор­чества: колыбельная, потешка, прибаутка, небылица, считалка, скороговорка, послови­ца, поговорка. Педагогическое мастерство народа, мудрость, смекалка, юмор. Вырази­тельные средства малых жанров фольклора. Наблюдение за ритмом. Загадка. Практи­ческое освоение приема сравнения, олице­творения, метафоры (без термина) на при­мере загадки. Сочинение потешек, прибау­ток, небылиц, считалок, загадок, скорогово­рок, частушек.

      Сказка о животных. Герои-животные, характерные для русских народных сказок. Традиционные характеры героев-животных.

      Волшебная сказка. Особенности сказоч­ного жанра. Характерные герои сказок. Вы­разительные средства в описании положи­тельных и отрицательных персонажей: по­стоянные эпитеты, особенности описания внешности, речи. Нравственные ценности в народной сказке. За что вознаграждается герой, а за что наказывается. Два мира волшебной сказки. Волшебные помощники, волшебные предметы, чудеса. Магия числа и цвета. Некоторые черты древнего вос­приятия мира, которые отразились в вол­шебной сказке (возможность превращения человека в животное, растение, явление при­роды).

      Традиционная композиция сказок. Осо­бенности построения волшебной сказки. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации, развязки.  Стиль  повествова­ния.  «Бродячие сюжеты» в сказках народов мира.

Бытовая сказка. Герои бытовой сказ­ки - люди и животные. Сюжеты древних бытовых сказок (конфликт или дружба между человеком и животным).

Авторская литература

Литература и фольклор. Использование авторской поэзией жанровых и компози­ционных особенностей народной поэзии. Вол­шебная авторская сказка и ее связь с народ­ной сказкой. Сказка в стихах. Использова­ние сюжетов народных сказок. Использо­вание композиционных особенностей народ­ной сказки (троекратные повторы, цепочка событий), особого ритма, характерного для народного творчества (повтор речевых кон­струкций и слов), сюжетных линий, харак­терных для народных волшебных сказок. Дна мира: земной и волшебный; волшеб­ный помощник, волшебный цвет и волшеб­ное число. Неповторимая красота авторско­го языка.

       Волшебная сказочная повесть. Сосущест­вование двух жанров: волшебной сказки и рассказа. Авторское отношение к проис­ходящему, внимание к внутреннему миру ге­роя, современные нравственные проблемы.

       Художественная, научно-популярная, научная литература. Жанры художествен­ной литературы. Поэзия и проза. Вырази­тельные средства поэзии и прозы. Средства выражения авторского отношения в художе­ственной литературе. Заглавие и его смысл. Герои произведения, их имена и портреты. Характеры героев, выраженные через их поступки и речь.

        Наблюдение роли композиции. Практи­ческое знакомство с простейшими видами тропов: сравнение, эпитет, гипербола, лито­та, антитеза, олицетворение. Наблюдение за неточными рифмами. Наблюдение за рит­мом как чередованием ударных и безудар­ных слогов.

Жанр рассказа. Жанровые особенности рассказа: жизненность изображаемых собы­тий, достоверность и актуальность рассмат­риваемых нравственных проблем, возмож­ность вымысла. Нравственная коллизия, оп­ределяющая смысл рассказа.

Роль названия и композиции рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы вы­ражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помога­ющем обнаружить красоту и смысл окружа­ющего мира: мира природы и человеческих отношений.

Способность поэзии выражать разнооб­разные чувства и эмоции. Способность поэ­зии выражать самые важные переживания: красоты окружающего мира, дружбы, взаи­мопонимания, любви. Способность поэзии создавать фантастические и юмористические образы. Поэтическое мировосприятие, выра­женное в прозе.

Практическое освоение художественных приемов: сравнение, эпитет (определение), гипербола (преувеличение), литота, контраст, олицетворение, звукопись.

Устное народное творчество

Малые жанры фольклора: считалки, за­гадки, заклички, пословицы, поговорки.

Мифологические сюжеты Древней Гре­ции. Подвиги Геракла.

Былины

«Как Илья из Мурома богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор  и Илья Муромец»*, «Никита Кожемяка», «Садко»*.

Русские народные волшебные и бытовые сказки

«Иван-царевич и серый волк», «Летучий корабль», «Марья-Моревна»*, «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо»*, «Семь Си­меонов»*, «Что дальше слышно», «Кашица из топора», «Как Иван - дурак дверь стерег», «Мена»*, «Как мужик гусей делил»*, «Петухан Куриханыч»*.

Классики русской и зарубежной литературы

А. Пушкин,  М. Лермонтов, В. Жуков­ский, А. Баратынский, Ф. Тютчев, А. Фет, А.Блок*, С. Есенин*, К. Бальмонт, В. Хлеб­ников, И. Бунин,  М. Цветаева,  А. Ахматова, А.Маяковский*, Саша Черный, Н. Асеев,  Д. Кедрин,  Н. Рыленков*.

И. Крылов «Слон и Моська»; М. Лер­монтов «Бородино»; Н. Некрасов «Крестьян­ские дети»; А.К. Толстой «Илья Муромец».

А.Чехов «Ванька», «Белолобый», «Каштанка»*; А. Толстой «Детство Никиты»*; Л. Андреев  «Петька на даче»;  А. Куприн «Мысли  Сапсана о людях, животных, предметах и событиях», «Слон»; Саша Чер­ный «Дневник фокса Микки»;  Л. Чарская «Сказки»*.

В.Гюго «Гаврош»*; М. Метерлинк «Ра­зум цветов»*; Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец»*.

Русские и зарубежные авторские сказки и сказочные повести

Братья Гримм «Маленькие человечки»*; Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солда­тик», «Гадкий утенок»*, «Русалочка»*, «Ел­ка»*; Э. Т. А. Гофман «Щелкун­чик и Мышиный Король»; В. Гауф «Кар­лик Нос»*; Уайльд «Мальчик-звезда»*.

В.Маршак «Двенадцать месяцев»; П. Ба­жов «Огневушка - Поскакушка»;  С. Про­кофьева «Лоскутик и Облако».

Современная русская и зарубежная литература

С. Маршак, Б. Заходер, Ю. Мориц*, М. Бородицкая, В. Берестов, Тим Собакин*,  Н. Матвеева, Д. Самойлов*, В. Соколов*, Б. Окуджава*, Ю. Левитанский*, К. Некрасова*, В. Солоухин.

М. Пришвин «Земля показалась», «Ста­рый гриб»*; К. Паустовский «Барсучий нос»*, «Резиновая лодка»*; Г. Скребицкий «Счастливый жучок»*; Ю. Яковлев «Мама»; В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!», «Куриный бульон»; Н. Носов «Федина за­дача»; Ю. Коваль «Самая легкая лодка в мире»; С. Козлов «Как Ежик с Медвежон­ком протирали звезды», «Лисичка»; Ф. Кривин «Часы, минуты, секунды»; Л. Петрушевская «Сказки»*; Ф. Искандер «Рассказы»*.

Дж. Родари «Джельсомино в Стране лжецов»*; О. Пройслер «Маленькое Приви­дение»*; Т. Янссон «Ель», «Приключения Муми-Тролля»*.

Японские трехстишия.

Приключения и фантастика

В. Крапивин «Старый дом»; В. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»*; Е. Велтистов «Приключения Электроника»; А. Мошковский «Пятеро в звездолете»; Ю. Сотник*, В. Железников*, Л. Кассиль*, Л. Лагин «Старик Хоттабыч»*; К. Булычев «Приключения Алисы»*.

М. Твен «Приключения Тома Сойера»*; Д. Дефо «Робинзон Крузо»*; Д. Свифт «Путешествие Гулливера»*; Р. Брэдбери «Р - значит ракета»*.

Основные виды учебной деятельности:

 

Определять особенности жанра.

Читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика, в том числе стихотворения любимого поэта. Подтверждать собственное высказывание словами из текста. Сравнивать героев произведений.

Оценивать действия героев.

 Создавать рассказ по циклу картинок.

Пересказывать от лица персонажа. Определять идею произведения. Создавать сказки на определённую тему. Сопоставлять нравственную позицию создателей разных сказок.

Работать в паре: выслушивать мнение партнёра, оценивать его, вырабатывать общую позицию. Выявлять отношение автора к персонажам.

Проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе.

Знать писателей родного края, познакомиться с их произведениями.

 

 

Обучающийся научится:

- ориентироваться в книге по названию, оглавлению и другим элементам книги;

- отличить сборник произведений от книги одного автора;

- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение  по заданному образцу;

- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Обучающийся  получит возможность научиться:

- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

- определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

- писать отзывы и аннотации на прочитанные книг: вести читательский дневник;

- работать с тематическим каталогом;

- работать с детской периодикой.

 

Литературоведческая пропедевтика

 

       Литература - вид искусства. Литература в ряду других видов искусства: живопись, музыка, скульптура, архитектура, театр, ки­но. Отличие искусства от науки. Отличие литературы от других видов искусства. Общность разных видов искусства.

      Отличие художественного текста от науч­ного (наличие сюжета, развития действия, выражение авторского отношения к опи­сываемым событиям, использование худо­жественных приемов для создания образа в художественном тексте).

       Как создается литература. Кто такой пи­сатель. Зачем пишет писатель. О чем и как говорит литература. Представление о теме литературного произведения. Выражение словом красоты мира, разнообразия чувств, опыта человека.

       Изображение окружающего мира. Пей­заж в литературе. Изображение животного мира. Сочинение устных и письменных за­рисовок на тему мира природы. Природа и человек. Образ человека, характер чело­века. Событие как предмет внимания писа­теля. Чувства, переживания и их изобра­жение. Авторский взгляд, новый аспект видения, понятие о точке зрения автора. Художественный вымысел и его смысл.

       Как читает читатель. Всегда ли читатель правильно понимает прочитанное. Как глуб­же и точнее понять, что хотел выразить пи­сатель. Собственное изображение словом. Зарисовки с натуры, изображение реальнос­ти. Фантазия на основе реальности.

Основные виды учебной деятельности:

Выразительно читать стихотворения.

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Привлекать жизненный опыт при анализе художественного произведения.

Сочинять рассказ, загадку на задуманную тему.

Находить сравнения в тексте произведения.

 Выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге.

Находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.

Соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.

 Знать писателей родного края, познакомиться с их произведениями.

Обучающийся  научится:

- отличать художественные произведения разных жанров (сказки, басни, былины,  и др.);

- находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке;

- распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).;

- практически различать прозаические, поэтические и драматические произведения и показать особенности каждого вида повествования;

Обучающийся получит возможность научиться:  

- самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя;

- различать средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись, повтор);

- видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении;

- видеть развитие настроения;

- создавать собственные небольшие тексты с использованием некоторых средств художественной выразительностей по аналогии с изученными произведениями;

- знать о существовании «бродячих» сюжетов в мировой литературе;

- понимать особенности жанра басни, былинного повествования;

- эмоционально воспринимать и определять язык, напевность, ритм былин;

- называть основных героев русских былин.

 

 

Творческая деятельность

 

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирова­ние, драматизация; устное словесное рисо­вание, установление причинно-следствен­ных связей в тексте, последовательности со­бытий; изложение, создание собственного текста на основе художественного произве­дения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

 

Основные виды учебной деятельности:

Выразительно читать литературное произведение.

Описывать внешний вид персонажа.

Читать по ролям художественный текст.

Делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план произведения.

Сопоставлять персонажей разных произведений.

 Продолжать сказку, создавать сказки по заданной теме в устной и письменной форме.

 Выделять нужный эпизод, пересказывать фрагмент текста.

Передавать в рисунке впечатление, произведенное литературным произведением.

Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку.

Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета.

 Знать писателей родного края, познакомиться с их произведениями.

Обучающийся научится:

-выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров;

- участвовать в чтении по ролям литературных произведений;

-пользоваться основными средствами  интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;

-реконструировать текст, восстанавливая последовательность событий;

- передавать своё впечатление о литературном произведении в творческой форме, в том числе создавая иллюстрации;

- описательно рассказать о любимом писателе, поэте;

- писать небольшие по объёму сочинения на основе литературных впечатлений;

- писать небольшие по объёму сочинения по картине.

Обучающийся  получит возможность научиться:

- пересказывать текст, передавая при этом чувства героя и главную мысль автора произведения;

- самостоятельно определять интонационные средства выразительности чтения, участвовать в конкурсе чтецов;

- участвовать в инсценировках литературных произведений;

- писать сочинения–рассуждения на свободную тему, сочинения–описания природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование курса «Литературное чтение»                                                                                                                     

            в 4  классе на 2016-20167 учебный год

 

№п/п

Кол-во часов

Дата

Наименование разделов и тем

Форма организации

учебных занятий

Методы контроля

 

ГЛАВА 1. Волшебная старина       25 ч.

1.

1

01.09

Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. «Крутим барабан времени». Путешествие во времени с помощью произведений искусства: С.Я. Маршак «И поступь, и голос у времени тише…», картина М. Шагала «Часы с синим крылом».

Урок-путешествие

Устный опрос

2.

1

02.09

Древнее восприятие человеком хода времени через жизнь природы. Пословицы и поговорки о времени и природе. Портрет В..И. .Даля кисти В. Перова

Урок развития речи

Творческая работа

3

1

05.09

Знакомство с народной сказкой «Иван-царевич и серый волк». Признаки волшебной сказки

Урок-сказка

Устный опрос

4

1

07.09

Законы волшебной народной сказки в сказке «Иван -царевич и серый волк».

Урок-сказка

Тестовые задания

5

1

08.09

Художественные особенности волшебной народной сказки в сказке «Иван-царевич и серый волк».

Урок-сказка

Проверочная работа

6

1

09.09

Проникновение элементов конкретного исторического времени в сказку. В Васнецов «Иван-царевич на сером волке»

Урок-сказка

Самостоятельная работа

7

1

12.09

Проникновение элементов конкретного исторического времени в сказку. Русская народная сказка «Летучий корабль»

Урок-сказка

Устный опрос

8

1

14.09

Волшебные помощники в русской народной сказке «Летучий корабль»

Урок-сказка

Графическая работа

     9

1

15.09

 Испытания сказочного героя. Русская народная сказка «Летучий корабль».

Урок-сказка

Тестовые задания

10

1

16.09

Пословицы и поговорки о качествах человека: ум, смекалка, доброта, трудолюбие, честность.

Урок-КВН

Творческая работа

11

1

19.09

Мифы о подвигах Геракла. Скульптурное изображение Геракла.

Урок-презентация

Творческая работа

12

1

21.09

Подвиги Геракла, героя, который постепенно освобождается от власти богов и власти Природы (по древнегреческим мифам о Геракле в учебнике).   Яблоки  Гесперид.

Комбинированный урок

 

Письменный опрос

13

1

22.09

Подвиги Геракла. Образ Кербера.

Комбинированный урок

 

Тестовая работа

14

1

23.09

Подвиги Геракла.    

Мотивы мифов, позднее отразившиеся в волшебных сказках.  (Хрестоматия)

Комбинированный урок

 

Устный опрос

15

1

26.09

Подвиги русских богатырей. Знакомство с жанром былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал». Картина В. Васнецова «Гусляры».

Урок-презентация

Творческая работа

16

1

28.09

Особенности былинного повествования. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»   Черты древней сказки и исторические подробности в былине. Сравнительный анализ картин художников М. Врубеля «Богатырь» и В. Васнецова «Богатыри». (Картинная галерея)

Урок исследовательской деятельности

Творческая работа

17

1

29.09

Композиция и особенности языка, красота и своеобразие русской былины. «Илья Муромец и Святогор» (Хрестоматия).

Комбинированный урок

 

Устный опрос

18

1

30.09

 Мотивы былины в художественном произведении А.К. Толстого «Илья Муромец».

Комбинированный урок

 

Устный опрос

19

1

03.10

 Приметы исторического времени в былине «Никита Кожемяка».

Комбинированный урок

 

 

20

1

05.10

 Жанр бытовой сказки: время возникновения, проблематика. Отличие бытовых сказок от волшебных на примере русских народных сказок «Что дальше слышно», «Как Иван дурак дверь стерег».

Урок-сказка

Творческая работа

21

1

06.10

 Мотивы бытовой сказки в художественном произведении. С.Я. Маршак «Сказка про короля и солдата». Сравнение со сказкой «Кашица из топора».

Урок-сказка

Самостоятельная работа

22-23

2

07.10

Особенности авторской сказки. Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Урок исследовательской деятельности

Творческая работа

24

1

10.10

 Комплексная работа

 

 

25

1

12.10

 Обобщение  по  теме «Волшебная старина» Защита проекта «Сборник материалов о былинах».

Урок - проект

Творческая работа

ГЛАВА 2. Пленительные напевы 40 ч.

 

26

1

13.10

Понятие «классическая» поэзия. Анализ портрета А.С. Пушкина работы О. Кипренского. Особенности художественного мира, созданного в стихотворении В.А. Жуковского «Там небеса и воды ясны!».

Комбинированный урок

 

Творческая работа

27

1

14.10

Разные образы родины. А.С. Пушкин «Москва… Как много в этом звуке…». Картина А. Лентулова «Василий Блаженный»

Комбинированный урок

 

Устный опрос

28

1

17.10

Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Образ рассказчика в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Художественные особенности стихотворения

Урок-путешествие

Творческая работа

29

1

19.10

Диагностическая работа № 1

 

Урок- диагностика

Диагностическая

 работа

30

1

20.10

Позиция автора, «спрятанная» за иносказанием. Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок исследовательской деятельности

Творческая работа

31

1

21.10

Выразительность поэтического образа, созданного Н.А. Некрасовым. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети».

Комбинированный урок

Самостоятельная работа

32 -33

2

24.10

26.10

Судьба твоего ровесника, жившего в XIX веке. Два мира Ваньки Жукова (по рассказу А.П. Чехова «Ванька»)

Урок-  исследование

Творческая работа

34

1

27.10

Эмоциональный тон и характер воспоминаний о детстве лирического героя стихотворения И.А. Бунина «Детство».

Комбинированный урок

Самостоятельная работа

35

1

28.10

Сравнительный анализ картин А. Венецианова «Жнецы» и В. Маковского «Свидание».

Урок исследовательской деятельности

Творческая работа

36

1

07.11

Художественный мир рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче». Композиция, система героев.

Комбинированный урок

Письменный опрос

37

1

09.11

Два мира в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче».

Урок исследовательской деятельности

Творческая работа

38

1

10.11

Главный герой рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче»: его возрождение и возвращение

Комбинированный урок

Устный опрос

39

1

11.11

Главный герой рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче»: предположительное будущее героя. Сравнительный анализ картин М. Добужинского «Окно парикмахерской» и М. Шагала «Окно».

Урок  - экскурсия

Творческая работа

40

1

14.11

Особое восприятие реального времени в стихотворении Ф.И. Тютчева «Смотри, как роща зеленеет...».

Комбинированный урок

Самостоятельная работа

41

1

16.11

Образ реального мира в волшебной сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (по материалам Хрестоматии или книги из библиотеки).

Урок-сказка

Графическая работа

42

            1

17.11

Реальное и чудесное в волшебной сказке Э.Т.А .Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

         Урок-сказка

Письменный опрос

43

1

18.11

Какие мотивы сказки Гофмана напомнили народные сказки. Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

Комбинированный урок

 

Устный опрос

44

1

21.11

Разные сюжетные линии. Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

Комбинированный урок

 

 

45

1

23.11

«Сказка  о твердом орехе». Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

Урок-сказка

Творческая работа

46

1

24.11

Решающий поединок – кульминация сказки .Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

Комбинированный урок

 

Письменный опрос

47

1

25.11

Финал сказки. Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

Комбинированный урок

 

Самостоятельная работа

48

1

28.11

 Чувства и эмоции главной героини. М.Я. Бородицкая «В школу»

Комбинированный урок

 

Устный опрос

49

1

30.11

Особый род литературы – драма. С.Я. Маршак  «Двенадцать месяцев»

Комбинированный урок

 

Устный опрос

50

         1

01.12

Действующие лица драмы. Характер и особенности поведения героев. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Комбинированный урок

 

Тестовые задания

51

1

02.12

Создание комического эффекта. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Комбинированный урок

 

Самостоятельная работа

52

1

05.12

Особенности поведения и речи героев. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Комбинированный урок

 

Устный опрос

   53

1

07.12

Символический смысл огня. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Комбинированный урок

 

Самостоятельная работа

54

1

08.12

За что месяцы наградили Падчерицу. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Комбинированный урок

 

Письменный опрос

55

1

09.12

Сила и смысл волшебных предметов. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Комбинированный урок

 

Графическая работа

56

1

12.12

Указания на приближающийся праздник. С.Я .Маршак «Двенадцать месяцев»

Комбинированный урок

 

Проверочная работа

57

1

14.12

Сложное чувство единения со всем миром, понимание, приятие, любовь по стихотворению Саши Чёрного «Рождественское».

Комбинированный урок

Устный опрос

58

1

15.12

Классики мировой детской литературы. Туве Янсон. «Ель».

Чувства, мысли, поступки  героев. Туве Янсон. «Ель»

Комбинированный урок

 

Устный опрос

59

1

16.12

Диагностическая работа № 2

 

Урок- диагностика

Диагностическая

 работа

 

1

19.12

Открытие тайны Рождества.

Туве Янсон. «Ель»

Урок  - экскурсия

Творческая работа

61

1

21.12

Отношение древнего человека к природе.

Туве Янсон. «Ель»

Комбинированный урок

Графическая работа

62

1

22.12

Детали сюжета или описания. Тайна текста. Туве Янсон. «Ель»

Комбинированный урок

 

Тестовая работа

63

1

23.12

Как просто сделать чудо самому. «Чудо - мультик»

Урок - игра

Творческая работа

64

1

26.12

Основные мотивы произведений главы. Комплексная работа .

Урок контроля

Письменный опрос

65

1

11.01

Проект Составление «Литературного словаря классика»

Урок - проект

Творческая работа

Глава 3.  Огонь волшебного рассказа   38 ч.

 

66

1

12.01

Волшебство авторского повествования. Д.Б. Кедрин  « Я не знаю…»

Комбинированный урок

 

Устный опрос

67

1

13.01

Риторические вопросы автора.

В. Торчинский «В лесу автобус ни к чему»

Комбинированный урок

 

Тестовая работа

68

1

16.01

Присутствие автора в произведении.

П.П. Бажов «Огневушка - Поскакушка»

Урок-путешествие

Творческая работа

69

1

18.01

Характеристика главных героев произведения.

П.П. Бажов «Огневушка - Поскакушка»

Комбинированный урок

 

Письменный опрос

 

70

1

19.01

Рассказ, сказка, «побывальщина».

П.П Бажов «Огневушка - Поскакушка»

Комбинированный урок

 

Проверочная работа

71

1

20.01

Третья встреча мальчика с Огневушкой. П.П .Бажов «Огневушка - Поскакушка»

Комбинированный урок

 

Устный опрос

72

1

23.01

Сходство со сказкой «Двенадцать месяцев». Развязка событий.

П.П. Бажов «Огневушка - Поскакушка»

Комбинированный урок

 

Тестовая работа

73

1

25.01

Сказ – особый жанр, в котором есть и реальность, и сказка.

П.П Бажов «Огневушка - Поскакушка»

Комбинированный урок

 

Устный опрос

74

1

26.01

Писатели, творившие в жанре сказа. Тестирование.

Урок - игра

Тестовые задания

75

1

27.01

Три вида рифмовки. А. С .Пушкин «Зимняя дорога».

 

 

76

1

30.01

А. С .Пушкин – первый русский поэт, сумевший объединить все виды рифмовки в одной строфе. «Зима!..»

Урок  - экскурсия

Графическая работа

77

1

01.02

Внутренний мир героя произведения. А.П. Чехов «Белолобый»

Комбинированный урок

 

Устный опрос

78

1

02.02

Характеристика главной героини произведения. А.П. Чехов «Белолобый»

Комбинированный урок

 

Тестовая работа

 

 

79

1

03.02

 

Сказочные мотивы в рассказе. А.П. Чехов «Белолобый»

Комбинированный урок

 

Проверочная работа

 

1

06.02

Особенности рифмовки каждой строки.

А.С .Пушкин « Зимнее утро».

Урок  - экскурсия

Творческая работа

80

1

08.02

Необычный рассказчик.

А.И. Куприн «Мысли Сапсана о людях…»

Комбинированный урок

 

Устный опрос

81

         1

09.02

Характеристика главного героя  произведения.

А.И .Куприн «Мысли Сапсана о людях…»

Комбинированный урок

 

Письменный опрос

82

          1

10.02

Разговор о серьезных вещах, но не назидательно.

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»

Комбинированный урок

 

Устный опрос

 

83 - 84

2

13.02

15.02

.Художественные особенности повествования. Главный герой. Его характер Саша Черный «Дневник  Фокса Микки» Событийный план повести.

Урок-  исследование

Творческая работа

85

1

16.02

Самое большое волшебство литературы. А.И. Куприн «Слон»

Комбинированный урок

 

Устный опрос

86

1

17.02

Главная мысль произведения. Составление плана рассказа  А.И. Куприн «Слон»

Урок-  исследование

Творческая работа

87

1

20.02

Характеристика главных героев произведения. А.И .Куприн «Слон»

Урок развития речи

Творческая работа

88

1

22.02

Откровение для современников.

Репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

Комбинированный урок

 

Творческая работа

 

89

1

24.02

Необычная точка зрения. Н.Н. Асеев « Февраль».

Комбинированный урок

 

Устный опрос

90

         1

27.02

Чудесное весеннее пробуждение.

А.А. Ахматова «Перед весною бывают дни такие…»

      Урок-КВН

Творческая работа

91

1

28.02

Чудеса совершаются везде, всюду и во всякую минуту нашей жизни. М.М. Пришвин «Земля показалась»

Комбинированный урок

 

Устный опрос

92

1

01.03

Красота растворена в окружающем нас мире.

Ю.Я. Яковлев «Мама».

Комбинированный урок

 

Графическая работа

93

1

02.03

Сочинение-рассуждение на тему «Родина начинается с семьи».

Урок развития речи

Творческая работа

94

1

03.03

Все, что нам дорого. В.Д. Берестов «Семейная фотография».

Урок-  исследование

Творческая работа

95

1

06.03

Книги писателей 19 и 20 века о понимании и любви, о взаимопомощи и поддержке, о настоящих друзьях.

Урок-презентация

Творческая работа

96

1

07.03

Радость открытия ярче, если ты можешь  разделить их с другом. В.Д. Берестов «Разлука».

Комбинированный урок

 

Устный опрос

97

1

09.03

Сочинение рассказа с названием «Эврика!»

Урок развития речи

Творческая работа

 

 

98

1

10.03

Жизнь по всем правилам.

В.Ю. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»

Комбинированный урок

 

Устный опрос

99

1

13.03

Составление аннотации на книгу М. Твена

«Приключение Тома Сойера».

Урок развития речи

Творческая работа

100

 

1

15.03

Возможность попробовать себя во взрослом деле. Н.Н. Носов «Федина задача».

Урок - игра

Письменный опрос

101

1

16.03

Сочинение на тему «Один школьный день»

Урок развития речи

Творческая работа

Глава 4. Все, что сердцу мило    33 ч.

 

102

1

17.03

Диагностическая работа № 3

 

Урок- диагностика

Диагностическая

 работа

103

1

20.03

Художники слова по-особому воспринимают мир. А.А .Фет «Это утро…». Стихи современных авторов. Н.Н. Матвеева «В лощинах снег…»

Комбинированный урок

 

Проверочная работа

104

1

22.03

Постарайся беречь то, что рядом. С.Г .Козлов «Как ежик с медвежонком протирали звезды».

Комбинированный урок

 

Графическая работа

105

1

23.03

Волшебное цветное стеклышко искусства.   С.Г. Козлов «Лисичка».

Комбинированный урок

 

Устный опрос

106

1

24.03

В чем секрет творчества. К.Д. Бальмонт «Как я пишу стихи».

Урок исследовательской деятельности

Творческая работа

107

1

03.04

Поэтические метафоры. М.И. Цветаева «Красною кистью».

Урок-  исследование

Творческая работа

108

1

05.04

Призвание говорить о жизни правду.

Хокку.

Урок развития речи

Творческая работа

109

1

06.04

Легкая улыбка повествования.

Ю.И. Коваль «Писатель-путешественник».

Комбинированный урок

 

Устный опрос

110

1

07.04

Мотивы поиска, душевного непокоя, жажда перемен. М.Ю Лермонтов «Парус».

Урок-  исследование

Творческая работа

111

1

10.04

Фантастические произведения. В.П. Крапивин «Старый дом».

Комбинированный урок

 

Устный опрос

112

1

12.04

Сюжет произведения. В.П Крапивин «Старый дом».

Комбинированный урок

 

Письменный опрос

113

1

13.04

Характеристика главных героев произведения.

В.П. Крапивин «Старый дом».

Комбинированный урок

 

Тестовые задания

114

1

14.04

Составление плана рассказа.

В.П. Крапивин «Старый дом».

Урок развития речи

Творческая работа

115

1

17.04

Пересказ произведения с другой точки зрения.

В.П. Крапивин «Старый дом»

Урок развития речи

Творческая работа

116

 

1

19.04

Свойства поэтического вдохновения.

Е.А. Баратынский «Чудный град».

Комбинированный урок

 

Устный опрос

117

1

20.04

Образ прекрасного города.   А.А. Фет «Воздушный город».

Комбинированный урок

 

Урок - праздник

118

1

21.04

Необычность созданного образа.

Б.В. Заходер «Воздушные замки». Микалоюс Чюрленис «Корабли».

Урок - игра

Графическая работа

119

1

24.04

Сказочные повествования.

С.Л. Прокофьева «Лоскутик и Облако».

Урок-сказка

Устный опрос

120

1

26.04

Смысл названия повести-сказки.

С.Л. Прокофьева «Лоскутик и Облако».

Урок-сказка

Устный опрос

121

         1

27.04

Эпитеты и детали описания пейзажа.

С.Л. Прокофьева «Лоскутик и Облако».

           Урок-сказка

Письменный опрос

122

1

28.04

Характеристика главных героев произведения.

С.Л. Прокофьева «Лоскутик и Облако».

Урок-сказка

Творческая работа

123

1

02.05

Главная тайна, которую предстоит разгадать героям сказки. С.Л. Прокофьева «Лоскутик и Облако».

Урок-сказка

Графическая работа

124

1

03.05

Превращение в сказку рассказа о ветре.

Урок - игра

Творческая работа

125

1

04.05

Создание ощущения страшного переполоха.

С.Л. Прокофьева «Лоскутик и Облако».

Комбинированный урок

 

Устный опрос

126

1

05.05

Лирическая интонация предложений произведения. С.Л. Прокофьева «Лоскутик и Облако».

Комбинированный урок

 

Устный опрос

127

1

10.05

Творческий взгляд на окружающие предметы.

Н.Н Матвеева «Я мечтала о морях и кораллах».

Т.М. Белозеров «Кладовая ветра».

Комбинированный урок

 

Устный опрос

128

1

11.05

Диагностическая работа № 4

 

Урок- диагностика

Диагностическая

 работа

129

1

12.05

Как название картины помогает понять настроение художника. В. Поленов «Московский дворик». Поэтическое кредо: В. Хлебников «Мне мало надо!..», Т.М. Белозеров «Кладовая ветра».

Комбинированный урок

 

Устный опрос

Творческая работа

130

1

15.05

Юмористический рассказ. В.Ю. Драгунский «Куриный бульон».

Урок - игра

Творческая работа

131

1

16.05

Смешные семейные истории. Итоговое тестирование.

Урок-презентация

Творческая работа

132

1

17.05

Гуляем по просторам Интернета: знакомство с интернет - ресурсами: литературным журналом «Кукумбер», электронными библиотеками

Урок-путешествие

Творческая работа

133

1

18.05

Твое место в мире школы, города, страны (на материале фантастических произведений Е.С. Велтистова, А.И. Мошковского).

Урок исследовательской деятельности

Творческая работа

134

1

19.05

Размышления об истории, о времени и о себе (на материале притчи Ф.Д. Кривина «Часы, минуты, секунды»). Образ времени в скульптурах С. Дали. (Картинная галерея)

Урок-путешествие

Творческая работа

135

          1

22.05

Нельзя терять высоту. Духовно-нравственный урок притчи В.А. Солоухина. Стихотворение «Мерцают созвездья...».

Комбинированный урок

 

Устный опрос

136

1

24.05

Итоговый урок  Комплексная работа.

Урок - проект

Творческая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое и материально-техническое сопровождение программы:

 

1. Работа по данному курсу обеспечи­вается УМК, а также дополнительной литературой: 

Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 4 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 1, 2, 3, 4 кл. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

Самыкина С.В. Литературное чтение: Тетрадь для практических работ. 2-4 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература.

Волшебный мир картины: Иллюстративный материал (компакт-диск). - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

             Даль В.И.  Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. Под ред. Л.В. Беловинского – М.: ОЛМА-ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2010. – 700с.

             Локшина С.М.  Краткий словарь иностранных слов. Изд. 5-е, стереотип. М.: «Русский язык», 2007. – 351с.

             Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Под ред. Л.А.Чешко. изд. 4-е,репрод. М.: «Русский язык», 2005. – 600с.

 

2. Специфическое сопровождение (оборудование):

  • классная доска
  • магнитная доска
  • экспозиционный экран
  • персональный компьютер
  • мультимедийный проектор

·        иллюстрации к литературным произведениям;

·        портреты писателей;

·        репродукции произведений живописи;

 

    Мультимедийные образовательные ресурсы:

·        Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010

·        Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010

·        Аудиокнига. Библиотека сказок. Том 1

·        Аудиокнига. Библиотека сказок. Том 3

·        Мультимедийные презентации.

      Интернет-ресурсы:

 

·        Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступ а: http://school-collection.edu.ru

·        Курс ЦДО (начальная школа). – Режим доступа : www.lyceum8.pp.ru

·        Начальная школа Кирилла и Мефодия. – Режим доступа : http://www.nachalka.info

·        Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа : http://uroki.ru

·        Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л. В. Занкова. – Режим доступа :    http://zankov.ru

·        Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа : http://festival. 1september/ru


·        Скачано с www.znanio.ru

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» разработаны на основе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» разработаны на основе

I и II полугодие ( Яковлева

I и II полугодие ( Яковлева

Здесь же учитель фиксирует успешность выполнения каждым учеником заданий проверочных и контрольных работ, нацеленных на проверку регулятивных и познавательных

Здесь же учитель фиксирует успешность выполнения каждым учеником заданий проверочных и контрольных работ, нацеленных на проверку регулятивных и познавательных

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Литературное чтение»

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Литературное чтение»

Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания

Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания

Типы книг: книга- произведение, книга-сборник, периодическое издание, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии)

Типы книг: книга- произведение, книга-сборник, периодическое издание, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии)

Интернета; - отбирать, систематизировать и фиксировать информацию; - осознано и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - устанавливать аналогии между литературными произведениями разных…

Интернета; - отбирать, систематизировать и фиксировать информацию; - осознано и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - устанавливать аналогии между литературными произведениями разных…

Интернета); - соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей

Интернета); - соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей

Обучающийся получит возможность научиться: - осознанно и произвольно строить сообщения устной и письменной форме, творчески выражать свои мнение о явлениях жизни, отражённых в литературе; -…

Обучающийся получит возможность научиться: - осознанно и произвольно строить сообщения устной и письменной форме, творчески выражать свои мнение о явлениях жизни, отражённых в литературе; -…

Обучающийся научится: - ориентироваться в книге по названию, оглавлению и другим элементам книги; - отличить сборник произведений от книги одного автора; - самостоятельно и целенаправленно…

Обучающийся научится: - ориентироваться в книге по названию, оглавлению и другим элементам книги; - отличить сборник произведений от книги одного автора; - самостоятельно и целенаправленно…

Творческая деятельность Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Творческая деятельность Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Творческая деятельность

Творческая деятельность

Календарно-тематическое планирование курса «Литературное чтение» в 4 классе на 2016-20167 учебный год №п / п

Календарно-тематическое планирование курса «Литературное чтение» в 4 классе на 2016-20167 учебный год №п / п

Природы (по древнегреческим мифам о

Природы (по древнегреческим мифам о

Понятие «классическая» поэзия.

Понятие «классическая» поэзия.

Щелкунчик и мышиный король» (по материалам

Щелкунчик и мышиный король» (по материалам

Классики мировой детской литературы

Классики мировой детской литературы

А. С .Пушкин – первый русский поэт, сумевший объединить все виды рифмовки в одной строфе

А. С .Пушкин – первый русский поэт, сумевший объединить все виды рифмовки в одной строфе

Сочинение-рассуждение на тему «Родина начинается с семьи»

Сочинение-рассуждение на тему «Родина начинается с семьи»

Мотивы поиска, душевного непокоя, жажда перемен

Мотивы поиска, душевного непокоя, жажда перемен

Диагностическая работа № 4

Диагностическая работа № 4

Методическое и материально-техническое сопровождение программы: 1

Методическое и материально-техническое сопровождение программы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017