Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса
Оценка 5

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Оценка 5
Образовательные программы
docx
чтение
1 кл
11.02.2019
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе требований ФГОС, примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской программы «Литературное чтение» для начальной школы, разработанной Л.А.Ефросининой в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова), 2013 г.
РП лит чтение.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №39» Согласовано: Председатель методического совета _____________М.Н.Титова «___» __________  2015 г.                       Утверждаю:                       Директор МБОУ «СШ №39»                         _____________В.В.Кабакова              «___» ____________ 2015 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРТУРНОМУ ЧТЕНИЮ  (уровень начального общего образования, базовый) Класс:  1 «А» Срок реализации данной программы:   2015­2016 уч. год Учитель:   г. Норильск 1 2015 Пояснительная записка Рабочая   программа   составлена   на   основе   требований   Федерального   государственного образовательного   стандарта   начального   общего   образования   (2009г.),  примерной   программы начального общего образования по литературному чтению,  авторской программы «Литературное чтение» для начальной школы, разработанной Л.А.Ефросининой в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова), 2013г. Цели и задачи Основная  цель  курса  литературного  чтения  – помочь ребёнку стать читателем: подвести осознанию   богатого   мира   отечественной   и   зарубежной   детской   литературы,   обогатить читательский опыт.  Развитие   читательских   умений   предполагает   овладение   основными   видами   устной   и письменной   литературной   речи:   способностью   воспринимать   текст   произведения,   слушать   и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах ­ подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Задачи курса «Литературное чтение»: • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы; • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя); • систематически   отрабатывать   умения   читать   вслух,   молча,   выразительно;   пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым); • включать   учащихся   в   эмоционально­творческую   деятельность   в   процессе   чтения,   учить работать в парах и группах; • формировать литературоведческие представлении, необходимые для понимания литературы как искусства слова; • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения   смысловым   чтением   и   формирования   универсальных   учебных   действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на   уроке   (даны   в   учебнике),   для   дополнительного   чтения   (в   учебной   хрестоматии),   для самостоятельного чтения по изучаемым теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов). 2 Общая характеристика учебного предмета Данный   курс   литературного   чтения   построен   с   учётом   слегших   концептуальных положений: • изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма); • в   результате   обучения   формируется   читательская   деятельность   школьников,   компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия; • дифференцированное   обучение   обеспечивает   учёт   индивидуальных   возможностей   каждого ребёнка.  Характерной чертой данной программы является «нерасчленность» и «переплетённость» обучения   работе   с   произведением   и     книгой.   При   изучении   произведений   постоянно   идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному   чтению.   В   программе   не   выделяются   отдельно   уроки   обучения   чтению   и работе с   книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно   решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно­ этического воспитания, так как чтение для ребёнка ­ и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Принципы построения курса Использование   системно­деятельностного   подхода   предполагает   преемственность   с дошкольными образовательными учреждениями, постепенное формирование у детей основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо). В основу построения курса «Литературное чтение» в системе учебников «Начальная школа XXI век» были положены следующие принципы: • системности  ­  обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего   школьника,   а   также   создания   литературного   пространства   на   основе взаимодействия   и   интеграции   различных   форм   дополнительного   образования   (кружки, факультативы,   библиотечные   часы,   а   также   самостоятельная   работа   с   книгой   в   группе продлённого дня); • эстетический ­ обусловливает требования к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения.   Постоянное   общение   младших   школьников   с   лучшими   образцами   детской литературы   создаёт   условия   для   формирования   их   эстетического   вкуса   и   читательских предпочтений; • эмоциональности  ­   учитывает   воздействие   литературного   произведения   и   книги   на эмоционально­чувственную   сферу   начинающего   читателя   (развитие   его   эмоциональной отзывчивости,   способности   воспринимать   художественный   мир   автора,   сопереживание чувствам героев); 3 • преемственности ­ обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков   литературного   чтения   с   уроками   русского   языка,   окружающего   мира,   музыки, изобразительного искусства. При конструировании курса литературного чтения с учётом принципа системности были сформулированы следующие требования к его содержанию: • содержание   учебников   представлено  блоками  (разделами),   построенными   по   жанрово­ тематпческому, жанровому и авторскому принципам.  Объём   и  содержание произведений каждого блока отобраны с  учётом  возрастных и психологических особенностей учащихся начальной   школы,   произведения   способствуют   приобщению   младших   школьников   к культурному опыту своего и других народов; • развитие   основных   видов   речевой   деятельности   (слушание,   чтение,   устная   и   письменная литературная   речь)   входит  содержательной   линией   в   каждый   изучаемый   раздел   и   носит практико­ориентированный характер; • введение   в   каждый   раздел   и   последовательное   знакомство   с   литературоведческими понятиями на пропедевтическом уровне служит литературному развитию и формированию читательской компетентности; • системная работа по формированию самостоятельной читательской деятельности проходит в каждом разделе каждого класса и усложняется от класса к классу; • система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности учащихся; • умение   работать   с   информацией   (находить   информацию   в   тексте   произведения,   в   формируется   энциклопедиях   и   доступных   интернет­ресурсах) справочниках, последовательно во всех классах начальной школы. Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе: • сочетание   работы   над   собственно   чтением:   техническими   навыками   и   читательскими умениями; • работа   с   текстом   как   речеведческой   единицей,   а   с   литературным   произведением   как искусством слова с учётом специфики его структуры и жанровых особенностей; • одновременная работа над языком произведения и речью детей; • сочетание   работы   над   художественным   произведением   и   детской   книгой   как   особым объектом изучения; • различение художественных и научно­популярных произведений; • формирование   литературоведческих   понятий,   обеспечивающих   полноценное   восприятие произведения; • освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.  Место литературного чтения в учебном плане Изучение   литературного   чтения   в   1   классе   начинается   в   курсе   «Обучение   грамоте», продолжительность   которого   зависит   от   уровня   готовности   класса,   темпа   обучения, профессиональной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В 4 этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 ч в неделю, из которых 1 ч отводится  на литературное слушание. После периода обучения грамоте идёт раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология». На изучение литературного чтения со 2 по 4 класс отводится по 4 ч в неделю (136 ч в год). Ценностные ориентиры содержания Специфика   литературного   чтения   заключается   в   том,   что   предметом   изучения   является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огром­ ное влияние на становление личности учащегося: духовно­нравственное развитие, формирование основ   гражданской   идентичности,   понимание   и   усвоение   моральных   норм   и   нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т. п.). Результаты освоения курса «Литературное чтение» Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит уни­ версальный   метапредметный   характер.   Данная   программа   обеспечивает   достижение необходимых  личностных,   метапредметных,   предметных  результатов   освоения   курса, заложенных в ФГОС НОО: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1)формирование   основ   российской   гражданской   идентичности,   чувства   гордости   за   свою Родину,   российский   народ   и   историю   России,   осознание   своей   этнической   и   национальной принадлежности;   формирование   ценностей   многонационального   российского   общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3)формирование  уважительного  отношения   к иному  мнению, истории  и  культуре  других народов; 4)овладение начальными навыками адаптации в  динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5)принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов   учебной деятельности и формировании личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8)развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9)развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных   социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 5 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные  результаты  освоения   основной   образовательной   программы начального общего образования должны отражать: 1) овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной   деятельности, поиска средств её осуществления; 2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3)формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её   реализации;   определение   наиболее эффективных способов достижения результата; 4) формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной   деятельности   и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном   пространстве   сети   Интернет),   сбора,   обработки,   анализа,   организации,   пе­ редачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио­, видео­ и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных   стилей   и   жанров   в соответствии   с   целями   и   задачами;   осознанное   построение   речевого   высказывания   в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах; 10)овладение   логическими   действиями   сравнения,   обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;   анализа,   синтеза, 11)готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность   признавать   возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий; 12)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих; 13)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; 14)овладение   начальными   сведениями   о   сущности   и   особенностях   объектов,   процессов   и явлений   действительности   (природных,   социальных,   культурных,   технических   и   др.)   в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 6 16) умение   работать   в   материальной   и   информационной   среде   начального   общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области „Филология", должны отражать: • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; • формирование   представлений   о   мире,   российской   истории   и   культуре,   первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потреб­ ности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам; • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,   поисковое);   умение   осознанно   воспринимать   и   оценивать   содержание   и специфику   различных   текстов,   участвовать   в   их   обсуждении,   давать   и   обосновывать нравственную оценку поступков героев; • достижение   необходимого   для   продолжения   образования   уровня   читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно­популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; • умение   самостоятельно   выбирать   интересующую   литературу;   пользоваться   справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».  Достижение   вышеперечисленных   результатов   освоения   образовательной   программы характеризуется сформированностью у выпускника начальной школы умения учиться — овладе­ ние им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи. Структура программы Программа состоит из пяти разделов: «Виды речевой и читательской деятельности», «Круг чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)», «Чтение: работа с информацией». В разделы программы входят основные   содержательные   линии:   круг   чтения,   примерная   тематика,   жанровое   разнообразие произведений,   ориентировка   в   литературоведческих   понятиях,   развитие   навыка   чтения, восприятие   литературного   произведения,   творческая   деятельность,   межпредметные   связи. Кроме того, в программе дано тематическое планирование по классам, планируемые результаты к концу каждого года обучения, материально­техническое обеспечение реализации программы, варианты   комплексных   проверочных   работ   по   итогам   каждого  года   обучения   и   примерное поурочное планирование. Развитие навыков чтения Основные содержательные линии программы Развитие навыков чтения идёт от громко­речевой формы чтения вслух до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирование целостных (синтетиче­ 7 ских)   приёмов   чтения   слов   (чтение   целыми   словами),   интонационное   объединение   слов   в словосочетания   и   предложения,   на   втором   году   обучения  ­  увеличение   скорости   чтения   и введение   чтения   молча.   В   3­4   классах   ­   наращивание   темпа   чтения   молча   и   использование приёмов выразительного чтения (понимание задачи чтения и умение отобрать в соответствии с ней   интонационные   средства   выразительности).   Учитывая   разный   темп   обучаемости   детей, необходимо организовать индивидуальную работу с детьми, как с теми, кто пришёл в школу хорошо   читающими,   так   и   с   теми,   кто   отстаёт   в   овладении   процессом   чтения.   Для   этого   в средствах обучения представлены задания разной степени сложности. Развитие восприятия произведения Литература не может выполнять только иллюстративную роль и не должна использоваться только как наглядный пример к какому­то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту присущую литературе ценность ребёнок­читатель постепенно осознаёт, развивая свой духовный мир. Именно поэтому характер и полнота восприятия произведения зависят от читательского опыта,   сформированное   умения   воссоздать   словесные   образы,   соответствующие   авторскому замыслу. Формирование полноценного читательского восприятия является одной из важнейших задач данного курса литературного чтения. В   1   классе,   пока   навык   чтения   у   детей   отсутствует   или   недостаточно   сформирован, читательское восприятие формируется на уроках литературного слушания. Во 2 классе уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай». Многие дети уже владеют навыком чтения и могут самостоятельно работать с текстом, но опыт показывает, что   начинающий   читатель   с   большим   интересом   самостоятельно   читает   прослушанное произведение. Уже во 2 классе вводится аналитическое чтение (выстраивание цепочки событий, выделение героев  и их  поступков). Учитель ставит  перед  детьми вопросы:  «Как  начинается произведение?», «Что было дальше?», «Какие события вас взволновали?», «Как произведение закончилось?». Рассматривается форма произведения: определяется жанр, жанровые признаки, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев. В 3­4 классах начинается собственно литературное чтение школьника в полном объёме: умение читать вслух и молча, воспринимать содержание произведения на слух и читая самостоя­ тельно,   слушать   и   слышать   текст   произведения,   отвечать   на   вопросы   и   задавать   вопросы, работать с текстом произведения. Во   всех   классах   один   раз   в   неделю   в   рамках   изучаемого   раздела   проводятся   уроки слушания   и   обучения   работе   с   детскими   книгами,   что   позволяет   расширять   читательское пространство и обогащать читательский опыт учащихся, формировать полноценное читательское восприятие и читательскую компетентность. Знакомство с литературоведческими понятиями В   1­2   классах   учащиеся   практически   знакомятся   с   жанрами   и   темами   произведений, узнают   основные   признаки   сказки,   стихотворения,   рассказа.   Накапливаются   представления школьников об авторах произведений разных жанров. В 3­4 классах на пропедевтическом уровне вводятся литературоведческие понятия,  выделяются особенности произведений разных жанров, в соответствии с этим расширяется круг детского чтения, усложняются произведения. Знакомство с литературоведческими понятиями и представлениями   в   данном   курсе   литературного   чтения   носит   практико­ориентированную направленность. Развитие речевых умений 8 В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, понимать его значение (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) выбрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его прямое и переносное, образное значение, а затем использовать н собственной речи. Развивается один из основных видов речевой деятельности  ­  говорение (устная речь). Практическое зна­ комство   с   диалогом   и   монологом   (выделение   в   тексте,   чтение   н   лицах,   ведение   диалога   о прочитанном). Формулирование высказываний о своём отношении к произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений. Развитие творческой деятельности Добиться хорошего уровня литературного развития учащихся, научить их выразительно читать и понимать прочитанное можно, только вовлекая детей в самостоятельную творческую деятельность.   Необходимо   вводить   такие   виды   работы   с   произведением   (книгой),   которые побуждают   ребёнка   вносить   элементы   творчества,   выражать   своё   отношение   к   герою (произведению), по­своему интерпретировать текст. Методы и приёмы, используемые на уроках литературного   чтения,   имеют   широкий   спектр:   комментирование,   интерпретация,   анализ содержания   и   формы,   выразительное   чтение   и   драматизация   произведения.   В   данном   курсе широко используются практические действия учащихся при выполнении заданий к изучаемому произведению   в   тетради   (подчёркивание,   пометы,   перегруппировка   текста),   изобразительная деятельность   (рисование,   раскрашивание,   оформление   обложек),   игровые   приёмы   (работа   с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения)   и   различные   формы   устной   речи   (составление   высказываний,   описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах). Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, парные, групповые. Содержание курса В   1   и   2   классах   используются   тематический   и   жанрово­тематический   принципы систематизации   материала,   информация   об   изучаемых   произведениях   (детском   фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах. В   3­4   классах   произведения   группируются   по   жанровому   и   авторскому   принципу.   В учебники включены произведения, вошедшие в золотой фонд классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей. Использование   жанрового   и   авторского   принципов   позволяет   сравнить   произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разде­ лы, посвящённые творчеству Л. Толстого, помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя:   художественные   сюжетные   рассказы,   рассказы­описания   природы,   рассказы   о животных, сказки, былины, басни, научно­популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом. В программе заложены принципы эмоционально­эстетического восприятия произведения и   духовно­нравственного   воспитания.   Они   реализуются   в   том,   что   произведение   (книга) воздействует   на   эмоционально­чувственную   сферу   начинающего   читателя,   развивает   у   него 9 эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует   представления   о   нравственности.   Кроме   указанных   принципов,   учтены   и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности. Как осуществляется процесс обучения литературному чтению в 1­4 классах? В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания   ­   слушать   и   воспринимать   художественные   произведения.   Во   втором   полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами,   получают   начальные   представления   о   литературоведческих   понятиях   (жанр,   тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение). Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, воспринимать содержание  читаемого   произведения,   различают   доступные   им   жанры,   знают   имена   детских   писателей, авторов книг и отдельных произведений. В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах,   углубляются   литературные   познания   ученика,   обогащается   его   читательский   опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится  более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определённые отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров. В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами, новыми именами писателей и попов. Продолжается работа над структурой художественного про­ изведения   (компонентами   сюжета)   и   сравнением   произведений   разных   жанров.   Усложняются сами произведения и способы работы с ними. Особенностью   данного   курса   являются   уроки   литературного   слушания   и   условно­ символическое моделирование. С 1 по 4 класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела. 1 класс В период обучения грамоте 1 ч в неделю проводится урок литературного слушания, после обучения грамоте ­ 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слуша­ ния   и   работы   с   детскими   книгами.   Общее   количество   часов   зависит   от   продолжительности букварного периода. Если букварный период заканчивается в первом полугодии, то общее число уроков 84 (16 уроков литературного слушания в первом полугодии и 68 ч литературного чтения и   слушания   во   втором   полугодии).   Возможны   и   другие   варианты,   зависящие   от   готовности класса. Виды речевой и читательской деятельности Аудирование   (слушание).   Восприятие   литературного   произведения.   Умение   слушать   и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится  ­  не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлён и пр.),   сравнение   действий   и   поступков   героев.   Умение   узнавать   произведения   разных   жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора). Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение с интонациями, соответствую­ 10 щими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2­ 3 предложения). Работа   с   текстом.  Практическое   отличие   текста   от   набора   предложений.   Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка,   умение   видеть   последовательность   событий.   Озаглавливание   текста   (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.  • • • • • • • • • • Универсальные учебные действия (УУД): воспринимать   прослушанные   или   прочитанные   произведения   разных   жанров,   слушать   и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников; читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения; понимать учебную задачу; отвечать на вопросы (по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями   произведений,   побуждающие   давать   оценку   событиям   и   поступкам   героев, требующие   от   обучающегося   поставить   себя   на   место   героя   произведения,   выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений); выделять положительных и отрицательных героев; овладевать   алгоритмом   учебных   действий   (подготовка   выразительного   чтения,   чтения наизусть, чтения по ролям, пересказа подробного и краткого, характеристики героя, произ­ ведения, книги); строить высказывания, учитывающие различные коммуникативные задачи; ориентироваться в книге по названию, оглавлению, определять жанр и тему произведения; осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений; различать произведения разных жанров (стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку); • сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности; • прогнозировать содержание произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; определение темы и жанра); • составлять модели (моделирование обложек к произведению). Круг чтения Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры   фольклора;   сравнение   км   произведений   фольклора   разных   народов.   Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов­классиков XX в., произведения детских поэтов и писателей,   раскрывающие   разнообразие   тематики,   жанров,   национальные   особенности   лите­ ратуры. Юмористические произведения. Примерная  тематика.  Произведения  фольклора  и  авторские  произведения  о  Родине,  о природе,  о детях,  о человеке  и  его отношении  к другим  людям,  к  животным,  к  природе;  о дружбе, правде, добре и зле. Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки. Литературоведческая пропедевтика Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица,   поговорка,   потешка,   стихотворение,   комикс,   автор,   заглавие,   тема,   литературный герой, абзац. Универсальные учебные действия (УУД): 11 • распознавать произведения фольклора по жанрам; • усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия; • использовать в устной речи изученные литературоведческие понятия. Творческая деятельность учащихся  (на основе литературных произведений) Проявление   интереса  к   словесному   творчеству,  участие  в   коллективном   сочинении небольших   сказок   и   историй.  Разыгрывание  небольших   литературных   произведений,   чтение текста   по   ролям,   участие   в   театрализованных   играх.  Сочинение  историй   с   литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев. Универсальные учебные действия (УУД): • понимать и формулировать творческую задачу; • инсценировать сцены из сказок и рассказов; •  создавать истории с героями изученных произведений. Чтение: работа с информацией Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица   и   схема.  Чтение   данных   в   таблице,   заполнение   под   руководством   учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге. Универсальные учебные действия (УУД): • находить информацию о героях произведения; • вычленять основные события в произведении и устанавливать их последовательность; • моделировать отношения между героями произведений. Межпредметные связи: • с уроками  письма (русского языка):  запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; • с уроками  изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге; • с   уроками  технологии:   изготовление   книг­самоделок,   групповые   творческие   работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.). 2 класс (136 ч) Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения.  Восприятие на слух произведений   из   круга   чтения,   умение   слушать   и   слышать   художественное   слово.   Создание условий   для   развития   полноценного   восприятия   произведения.   Эмоциональная   реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного про­ I введения, а также различных   произведений   (сказок   разных   народов,  героев   народных   сказок,   выявление   их сходства   и   различий).   Оценка   эмоционального   состояния   героев,   их   нравственных   позиции. Понимание отношения автора к героям произведения. Чтение.  Осознанное   правильное   плавное   чтение   вслух   с   переходом   на   чтение   целыми словами вслух небольших по объёму текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших  текстов или отрыв­ 1 ов.  Формирование  умения самоконтроля и самооценки навыка чтения. 12 Работа   с   текстом.  Понимание   слов   и   выражений,   употребляемых   в   тексте.   Различие простейших   случаев   многозначности,   выделение   сравнений.   Деление   текста   на   части   и составление   простейшего   плана   под   руководством   учителя;   определение   основной  мысли произведения при помощи учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам тексту произведения. Универсальные учебные действия (УУД): воспринимать прослушанное или прочитанное произведение; читать самостоятельно небольшие произведения и детские книги объёмом 1­2 страницы; • • • овладевать умениями читать вслух, молча, выразительно; • понимать   роль   чтения   и   использовать   умение   читать   для   решения   познавательных   и • коммуникативных задач; воспринимать духовно­нравственные, эстетические и морально­этические ценности и идеалы (на   примерах   поступков   героев   литературных   произведений,   входящих   в   круг   чтения второклассников); • понимать учебную задачу, определять способы её решения; • анализировать   тексты   произведений   разных   жанров   (определять   тему,   понимать   главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план); выделять положительных и отрицательных героев, сравнивать героев произведений; • определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям; • • отвечать на вопросы (по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие дать оценку событиям и поступкам героев, требующие от обучающегося поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений); • формулировать высказывание (о произведении, о героях); • планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей (выразительное чтение, чтение   наизусть   и   по   ролям,   подробный   пересказ)   и   контролировать   этапы   выполнения задачи; • использовать   знаково­символическое   моделирование   для   решения   читательских   задач (определения темы, жанра и авторской принадлежности произведения и книги); • группировать книги по темам, жанрам, авторской принадлежности; • объяснять значения слов, подбирать синонимы к словам из произведения, сравнивать прямое и контекстное значения слова; • сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности; • составлять   модели,   использовать   готовые   модели,   дополнять   и   сравнивать   модели   (на примере моделирования обложек к произведению). Круг чтения Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей ­ классиков, произведения современных детских   писателей.   Произведения   о   жизни   детей   разных   народов   и   стран.   Приключенческая детская   книга.   Научно­популярные   произведения;   сказка,   рассказ;   справочная   детская литература: книги­справочники, словари. Примерная   тематика.  Произведения   о   Родине,   о   родной   природе,   о   человеке   и   его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи. 13 Жанровое разнообразие.  Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины. Работа   с   книгой.  Элементы   книги:   обложка,   переплёт,   титульный   лист,   оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения. Литературоведческая пропедевтика Ориентировка   в   литературоведческих   понятиях:  литературное   произведение,   фольклор, произведения   фольклора,   народная   сказка,   стихотворение,   рассказ,   история,   быль,   былина, бытовая   сказка,   сказка   о   животных,   волшебная   сказка,   присказка,   зачин,   небылица,   потешка, шутка,   скороговорка,   герой   произведения,   события   реальные   и   вымышленные,   название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация. Универсальные учебные действия (УУД): • усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия; • группировать пословицы и загадки по темам и видам; • характеризовать жанры и темы изучаемых произведений; • использовать  в  речи   литературоведческие   понятия   (жанр,  тема,  диалог,  обращение,   автор произведения, герой произведения). Творческая деятельность учащихся  (на основе литературных произведений) Проявление интереса  к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй.  Рассказывание  сказок от лица одного из её персонажей.  Придумывание  продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.). Подготовка и проведение уроков­сказок, уроков­утренников, уроков­ конкурсов, уроков­игр. Универсальные учебные действия (УУД): • понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения (через выразительное чтение, творческий пересказ); • читать   выразительно   по   ролям,   инсценировать   небольшие   произведения   или   отдельные эпизоды; • создавать истории о героях произведений. Чтение: работа с информацией Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема. Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе»,   «От   автора»).   Составление   таблиц   (имена   героев,   действия,   позиция   автора,   мнение читателя).  Чтение  данных   в   таблице   и   использование   их   для   характеристики   героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.      Универсальные учебные действия (УУД): • искать, находить и выделять нужную информацию о героях и их поступках, о произведении или книге; • слушать   ответы   одноклассников   на   вопросы   по   изучаемому   произведению;   дополнять   и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения; • понимать   информацию,   данную   в   тексте,   и   на   её   основе   дополнять   таблицы   и   схемы недостающей информацией. 14 Межпредметные связи: • с   уроками  русского   языка:  составление   и   запись   предложений   и   мини­текстов • с   уроками  (рассказов, сказок) о героях литературных произведений; изобразительного   искусства:  иллюстрирование   отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям; • с   уроками  музыки:  слушание   музыкальных   произведений   по   теме   изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни); с уроками  технологии:  изготовление книг­самоделок, ремонт книг, практическое знакомство   с   элементами   книги,   уроки   коллективного   творчества   (аппликация,   лепка, легоконструкции к изученным произведениям или разделам). • 3 класс (136 ч) Виды речевой и читательской деятельности Аудирование   (слушание).   Восприятие   литературного   произведения.   Восприятие произведений разных жанров из кругл чтения; понимание главной мысли. Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности про 113ведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя.   Выявление   авторской   позиции   и   формирование   своего   отношения   к   произведению   и героям. Чтение.  Чтение вслух и молча небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок. Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам. Работа   со   структурой   текста.  Начало,   развитие,   концовка;   деление   текста   на   части   и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текс­ та (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту   Универсальные учебные действия (УУД): • понимать   роль   чтения   и   использовать   умение   читать   для   решения   познавательных   и коммуникативных задач; • понимать и ставить учебную задачу, определять способы её решения, проводить самоконтроль и самооценку сравнивая результат своей работы с образцом, находить неточности и ошибки; корректировать ­ вносить исправления, дополнения и изменения по результатам оценки своей деятельности; выбирать вид чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от учебной задачи; воспринимать содержание различных видов текста при чтении (вслух и молча) и слушании (определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать авторский замысел, отвечать на вопросы по содержанию); • • 15 • выделять главную и дополнительную информацию (о произведении, героях и их поступках) при составлении плана;  • передавать содержание прочитанного или прослушанного текста с учётом его специфики, • • пользуясь разными видами пересказа; объяснять значения слов, подбирать синонимы к словам из произведения, сравнивать прямое и контекстное значения слова; воспринимать духовно­нравственные, эстетические и морально­этические ценности и идеалы (на   примерах   поступков   героев   литературных   произведений),   понимать   позицию   автора текста и выражать свою точку зрения (при анализе литературного произведения); • произвольно и аргументированно строить высказывания, полно и точно выражать свои мысли с учётом цели высказывания и особенностей слушателя; участвовать в диалоге или дискуссии (о произведении, героях и их поступках), проявляя уважение к мнению собеседника; выявлять   мотивы   поведения   героев,   формировать   собственную   позицию   в   отношении показанных   в   произведении   норм   морали   и   нравственности;   давать   оценку   морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественных произведений;  осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений; читать"   самостоятельно   произведения   и   книги   по   заданной   теме,   жанру   или   авторской принадлежности;  классифицировать произведения и книги по темам, жанрам и авторской принадлежности. • • • • • Круг чтения Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и   прозаические   произведения  отечественных   и   зарубежных   писателей.   Художественные  и научно­популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги­справочники. Примерная тематика.  Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных   основах   взаимоотношений   (добро,   зло,   честь,   долг,   совесть,   любовь,   ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.). Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые и 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы,   басни,   былины,   сказы,   легенды,   стихотворные   произведения   (наблюдение   и ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой). Народная сказка: замедленность действия за счёт повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных  прекращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. 11дея победы   добра   над   злом,   правды   над   кривдой.   Реальность   п   нереальность   событий.   Герои положительные и отрицательные. Былина:   особенности   изображения   персонажей   (гиперболизация),   особенности   былинного стиха, повторы. Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания. Художественные  рассказы:  изображение  явлений  и  героев;  наличие  диалогической  речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений. 16 Рассказы­описания  (научно­художественные   рассказы)   ­   промежуточный   жанр   между художественными и научно­популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание об­ разов природы в художественной форме и наличие фактической информации. Литературоведческая пропедевтика Ориентировка   в   литературоведческих   понятиях:  литература,   фольклор,   литературное произведение. Литературные жанры: сказка,  былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихо­ творение, басня, пьеса­сказка, быль. Присказка,   зачин,   диалог,   произведение   (.художественное   произведение,   научно­ художественное, научно­популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза,, темп, ритм. Универсальные учебные действия (УУД): • сравнивать фольклорные и авторские произведения с «бродячим» сюжетом, указывать их сходство и различия; • отличать прозаический текст от стихотворного, научно­популярный от художественного; • сравнивать   тексты   малых   жанров   фольклора   по   структуре;   пользоваться   изученными литературоведческими понятиями. Творческая деятельность учащихся  (на основе литературных произведений) Развитие интереса  к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произ­ ведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов. Коллективная  творческая  работа  по изученным  произведениям  во внеурочное  время (в группе продлённого дня, в твор ческой мастерской, в литературном кружке или на факультатив­ ных   занятиях):   «Дорога   сказок»,   «Город   героев»,   «Сказочный   дом»   и   т.   д.  Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков­отчётов. Универсальные учебные действия (УУД): • понимать и формулировать самостоятельно творческую учебную задачу; • распределять   роли   и   функции   участников   при   выполнении   коллективных   творческих проектов; • интерпретировать текст произведения (рассказывать от лица одного из героев произведения или от первого лица); восстанавливать деформированный план по тексту; • инсценировать художественные произведения, моделировать «живые картины»; • создавать   по   аналогии   произведения   разных   жанров;   сочинять   стихотворные   тексты   по заданным строфам и рифмам. Чтение: работа с информацией Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги  ( титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «Об   авторе»,   «От   автора»).   Умение   пользоваться   справочниками  и   словарями,   находить информацию о героях, произведениях и книгах. Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.  Использование  готовых   таблиц   с   информацией   для   характеристики   героев,   книг, произведений. 17

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2019