К. Ушинский «Играющие собаки». Л. Толстой «Косточка»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 4.docx
Технологическая карта урока литературного чтения Дата: 22.03.16 Урок 4 Дидактическое обоснование:    «Литературное чтение», 1 класс Л.А.Ефросинина,   УМК «Начальная школа 21 века» Тема:    К. Ушинский «Играющие  собаки».  Л. Толстой «Косточка». И. Северянин «Её питомцы». Цель:  организовать   деятельность   обучающихся   по   изучению   темы:   «К.   Ушинский   «Играющие     собаки».     Л.   Толстой   «Косточка».   И. Северянин «Её питомцы». Задачи: Образовательные: 1)  ознакомить с содержанием литературных произведение К.Ушинского «Играющие  собаки»,  Л. Толстого «Косточка», И. Северянина «Её питомцы; Развивающие: 2) создать условия для формирования умения выражать свое отношение к героям произведения, для развития умений выделять фамилию автора   и   заголовок,   называть   произведение,   выделять   главную   мысль,   развития   умений   читать   целыми   словами   доступные   тексты художественных произведений; Воспитательные: 3)   создание   благоприятного   психологического   климата   для   возможности   раскрытия   потенциала   каждого   ребёнка;   воспитание усидчивости,   уверенности   в   своих   возможностях;   способствовать   овладению   техникой   чтения,   приёмами   понимания   прочитанного   и прослушанного произведения, воспитанию культуры речи, воспитания бережного отношения к окружающему миру. Тип урока: урок открытия нового знания. П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы   о б р а з о в а н и я : личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;  метапредметные:  р е г у л я т и в н ы е   –   принимают   и   сохраняют   учебную   задачу;  п о з н а в а т е л ь н ы е   –   осуществляют   поиск необходимой   информации   для   выполнения   учебных   заданий;   осознанно   и   произвольно   строят   речевые   высказывания   в   устной   форме, выделяют существенную информацию из текстов, составляют несложные монологические высказывания о героях, владеют техникой чтения, приёмами   понимания   прочитанного   и   прослушанного   произведения;  к о м м у н и к а т и в н ы е   –   описывают  объект:   передают   внешние характеристики,   используя   выразительные   средства   языка;   выбирают  вид   пересказа   (полный,   краткий,   выборочный)   в   соответствии   с поставленной целью;  предметные:  научатся  правильно называть произведение, определять и называть жанр и тему, работать с несложными таблицами; получат возможность научиться  определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям, дополнять недостающими данными готовую таблицу. 1Оборудование: «Литературное чтение» А.О. Евдокимова Методы работы: иллюстративно­словесные, частично­поисковые, словесные, наглядные, практические.  Формы работы:   фронтальная, индивидуальная. Х о д   у р о к а I. Повторение произведений раздела «Учимся уму­разуму». − Рассмотрите разделы «Учимся уму­разуму» в учебной хрестоматии. 1. Л и т е р а т у р н а я   и г р а  «Вспомните и назовите». 1) «…Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно. Подошел к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришел из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жует, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка…» (В. Железников «История с азбукой».) 2) «…Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я – это не я, ты – не ты, она – не она и что вообще «я» – это только буква?..» (Л. Пантелеев «Буква „ты”».) 3) …Я часто думаю о нем. И он, поди, грустит. В большую перемену, днем, Я знаю, прилетит. − Привет, чив­чив, я тут, я жив, Давно тебя ищу! − И я в ответ ему: «Чив­чив» − Тихонько просвищу…  Я. Аким. «Мой верный чиж» 2. Р а б о т а   с   р а с с к а з о м  К. Ушинского «Играющие собаки». Первичное целостное восприятие (читает учитель, дети следят по тексту). − Константин Ушинский по образованию был юристом. Но всю свою жизнь он посвятил воспитанию детей. Он считал, что дети должны хорошо освоить родной язык, чувствовать и понимать народную мудрость, переданную через пословицы, загадки, сказки.  Б е с е д а . − Прочитайте название рассказа. (К. Ушинский «Играющие собаки».)  − О ком рассказ? О чем? Кто его написал? Как озаглавил? − С каким произведением будем работать? (Мы будем работать с рассказом К. Ушинского «Играющие собаки». Этот рассказ – о детях и для детей.) В ы п о л н е н и е  заданий 1–4 в учебнике и в тетради. П о д р о б н ы й   п е р е с к а з  по плану − словесному (а) или модельному (б). а) 2Наблюдения Володи Собаки Отец и Володя II. Введение в тему урока. − Когда люди краснеют или бледнеют? Бывало ли с вами такое? − Сегодня вы послушаете рассказ о мальчике, который сначала покраснел, а потом побледнел. Познакомитесь с другими произведениями других авторов. З н а к о м с т в о   с   б и о г р а ф и е й   п и с а т е л я . − Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, больше 100 лет назад. Всю жизнь Толстой, который прожил 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира. III. Работа по теме урока. 1. Р а б о т а   с   р а с с к а з о м  Л. Толстого «Косточка». Обсуждение прочитанного. − Прочитайте значения устаревших слов. (Горница, сочла.) − Сколько действующих лиц в рассказе? Кто главный герой? − Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Почему? Ване понравилась слива? − Вы смеетесь над Ваней или вам его жалко? (Ответы детей.) − Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман? Почему вы так думаете? – Л. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумал и в этом случае с Ваней. − Подумайте, к какому жанру отнес Л. Н. Толстой свой рассказ «Косточка». (Быль.) Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далеком прошлом. Меняется наша жизнь, новые предметы появляются (компьютер), а другие уходят из нашей жизни. А вместе с ними уходят и слова, которыми их называли. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а . 3− Перечитайте один из рассказов, изученных на уроке; выполните задание к рассказу Л. Толстого «Косточка». − Что вы можете сказать о Ване? Отчего Ваня заплакал? Выберите правильный ответ: а) Ему стало страшно, что он умрет. б) Ему хотелось еще слив. в) Ему стало стыдно, что он сказал неправду. г) Он съел косточку. д) Ему не понравились сливы. − Докажите словами из текста. − Что плохого сделал Ваня? Почему Л. Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»? У ч и т е л ь . Слово это серьёзное, главное, важное. То, что значит оно, очень нужно для каждого. В нём забота и ласка, тепло и любовь. В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь. Это качество в сердце у многих живёт И о боли других позабыть не даёт. И оно поважнее, чем лица красота. Догадались, что это? Сердец доброта*. − Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Ч т е н и е  одновременно с ведущим т е к с т о в   н а   с л а й д а х . С л а й д   1.   Доброта   –   отзывчивость,   сочувствие,   дружеское   расположение   к   людям;   всё   положительное,   хорошее,   полезное.  (Л. Толстой.) С л а й д   2. Доброта – вещь удивительная. Она сближает как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. (В. Розов.) − Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу, настроение у вас хорошее, деловое. Итак, за работу. Р а б о т а   с   т а б л и ц е й  (под руководством учителя). Фамилия  автора Ушинский Толстой Заглавие «Играющие собаки» «Косточка» Герои  рассказа Володя, отец,  Мопс и Полкан Ваня, отец 4 О чём рассказ? О детях. О бережном отношении  к младшим, маленьким О детях. О том, что нужноВ ы р а з и т е л ь н о е   ч т е н и е    по  ролям  подготовленного  рассказа  (по желанию детей). 2. П о д р о б н ы й   п е р е с к а з  рассказа К. Ушинского «Играющие собаки». 3. Р а б о т а   с о   с т и х о т в о р е н и е м  И. Северянина «Её питомцы». Чтение вслух учащимися. − Тему доброты продолжит стихотворение И. Северянина «Её питомцы».                                               ФИЗМИНУТКА говорить правду, быть честным И н ф о р м а ц и я   д л я   у ч и т е л я . Игорь Северянин (1887−1941) – литературное имя (псевдоним) русского поэта­футуриста Игоря Васильевича Лотарева. Поэт родился в Санкт­Петербурге в семье военного инженера. Стихи начал писать очень рано. Первая публикация состоялась в 1904 году. − Говорят: «Жизнь, достойная человека, – это жизнь, построенная на доброте». Каждый день нам даётся шанс быть добрым человеком. Кто из героев произведения, мальчик или девочка, знают об этом? − С кем из ребят вам хочется познакомиться и подружиться?  В ы п о л н е н и е  з а д а н и й  в учебнике и тетради. С л а й д  6. Обращение А. Чехова к молодому поколению: «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!» Добрые сердца – сады. Добрые слова – это корни. Добрые мысли – цветы. Добрые дела – плоды. − Заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро! З а у ч и в а н и е  стихотворения наизусть. П р о б н о е  выразительное ч т е н и е   н а и з у с т ь . С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а .   Подготовить  выразительное чтение рассказа В. Осеевой «Кто наказал его?» или стихотворения  И. Северянина «Её питомцы»; задание «Проба пера» в учебнике. IV. Итог урока. С л а й д  7. Пословицы на тему «Спеши делать добро». •  Добрые дела красят человека. •  Худо тому, кто добра не делает никому. •  Не ищи красоты, а ищи доброты. •  Красоту уносят годы, доброту не унесут. − Какая пословица может быть выводом к нашему уроку? 5− Вспомните основную мысль рассказа К. Ушинского. (Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.)  – Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, иметь силу воли, быть честными.) 6