Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Технологическая карта урока литературного чтения
Дата: 22.03.16
Урок 4
Дидактическое обоснование: «Литературное чтение», 1 класс Л.А.Ефросинина, УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: К. Ушинский «Играющие собаки». Л. Толстой «Косточка». И. Северянин «Её питомцы».
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «К. Ушинский «Играющие собаки». Л. Толстой «Косточка». И.
Северянин «Её питомцы».
Задачи:
Образовательные:
1)
ознакомить с содержанием литературных произведение К.Ушинского «Играющие собаки», Л. Толстого «Косточка», И. Северянина
«Её питомцы;
Развивающие:
2) создать условия для формирования умения выражать свое отношение к героям произведения, для развития умений выделять фамилию
автора и заголовок, называть произведение, выделять главную мысль, развития умений читать целыми словами доступные тексты
художественных произведений;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка; воспитание
усидчивости, уверенности в своих возможностях; способствовать овладению техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и
прослушанного произведения, воспитанию культуры речи, воспитания бережного отношения к окружающему миру.
Тип урока: урок открытия нового знания.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;
метапредметные: р е г у л я т и в н ы е – принимают и сохраняют учебную задачу; п о з н а в а т е л ь н ы е – осуществляют поиск
необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме,
выделяют существенную информацию из текстов, составляют несложные монологические высказывания о героях, владеют техникой чтения,
приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; к о м м у н и к а т и в н ы е – описывают объект: передают внешние
характеристики, используя выразительные средства языка; выбирают вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с
поставленной целью;
предметные: научатся правильно называть произведение, определять и называть жанр и тему, работать с несложными таблицами;
получат возможность научиться определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям, дополнять недостающими данными
готовую таблицу.
1Оборудование: «Литературное чтение» А.О. Евдокимова
Методы работы: иллюстративнословесные, частичнопоисковые, словесные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Х о д у р о к а
I. Повторение произведений раздела «Учимся умуразуму».
− Рассмотрите разделы «Учимся умуразуму» в учебной хрестоматии.
1. Л и т е р а т у р н а я и г р а «Вспомните и назовите».
1) «…Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно.
Подошел к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку,
который пришел из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жует, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот.
Получилась забавная картинка…» (В. Железников «История с азбукой».)
2) «…Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я – это не я, ты – не ты, она – не
она и что вообще «я» – это только буква?..» (Л. Пантелеев «Буква „ты”».)
3) …Я часто думаю о нем.
И он, поди, грустит.
В большую перемену, днем,
Я знаю, прилетит.
− Привет, чивчив, я тут, я жив,
Давно тебя ищу! −
И я в ответ ему: «Чивчив» −
Тихонько просвищу…
Я. Аким. «Мой верный чиж»
2. Р а б о т а с р а с с к а з о м К. Ушинского «Играющие собаки». Первичное целостное восприятие (читает учитель, дети следят по
тексту).
− Константин Ушинский по образованию был юристом. Но всю свою жизнь он посвятил воспитанию детей. Он считал, что дети должны
хорошо освоить родной язык, чувствовать и понимать народную мудрость, переданную через пословицы, загадки, сказки.
Б е с е д а .
− Прочитайте название рассказа. (К. Ушинский «Играющие собаки».)
− О ком рассказ? О чем? Кто его написал? Как озаглавил?
− С каким произведением будем работать? (Мы будем работать с рассказом К. Ушинского «Играющие собаки». Этот рассказ – о
детях и для детей.)
В ы п о л н е н и е заданий 1–4 в учебнике и в тетради.
П о д р о б н ы й п е р е с к а з по плану − словесному (а) или модельному (б).
а)
2Наблюдения
Володи
Собаки
Отец
и Володя
II. Введение в тему урока.
− Когда люди краснеют или бледнеют? Бывало ли с вами такое?
− Сегодня вы послушаете рассказ о мальчике, который сначала покраснел, а потом побледнел. Познакомитесь с другими произведениями
других авторов.
З н а к о м с т в о с б и о г р а ф и е й п и с а т е л я .
− Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, больше 100 лет назад. Всю
жизнь Толстой, который прожил 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался
музыкой и рисованием.
Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их.
Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди
всего мира.
III. Работа по теме урока.
1. Р а б о т а с р а с с к а з о м Л. Толстого «Косточка». Обсуждение прочитанного.
− Прочитайте значения устаревших слов. (Горница, сочла.)
− Сколько действующих лиц в рассказе? Кто главный герой?
− Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Почему? Ване понравилась слива?
− Вы смеетесь над Ваней или вам его жалко? (Ответы детей.)
− Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман? Почему вы так думаете?
– Л. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумал и в этом случае с Ваней.
− Подумайте, к какому жанру отнес Л. Н. Толстой свой рассказ «Косточка». (Быль.)
Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далеком прошлом. Меняется наша жизнь, новые предметы появляются
(компьютер), а другие уходят из нашей жизни. А вместе с ними уходят и слова, которыми их называли.
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а .
3− Перечитайте один из рассказов, изученных на уроке; выполните задание к рассказу Л. Толстого «Косточка».
− Что вы можете сказать о Ване? Отчего Ваня заплакал? Выберите правильный ответ:
а) Ему стало страшно, что он умрет.
б) Ему хотелось еще слив.
в) Ему стало стыдно, что он сказал неправду.
г) Он съел косточку.
д) Ему не понравились сливы.
− Докажите словами из текста.
− Что плохого сделал Ваня? Почему Л. Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»?
У ч и т е л ь .
Слово это серьёзное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка, тепло и любовь.
В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живёт
И о боли других позабыть не даёт.
И оно поважнее, чем лица красота.
Догадались, что это? Сердец доброта*.
− Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире.
Ч т е н и е одновременно с ведущим т е к с т о в н а с л а й д а х .
С л а й д 1. Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное. (Л.
Толстой.)
С л а й д 2. Доброта – вещь удивительная. Она сближает как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и
непрошеных обид. (В. Розов.)
− Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу, настроение у вас хорошее, деловое. Итак, за работу.
Р а б о т а с т а б л и ц е й (под руководством учителя).
Фамилия
автора
Ушинский
Толстой
Заглавие
«Играющие
собаки»
«Косточка»
Герои
рассказа
Володя, отец,
Мопс и Полкан
Ваня, отец
4
О чём рассказ?
О детях. О бережном отношении
к младшим, маленьким
О детях. О том, что нужноВ ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е по ролям подготовленного рассказа (по желанию детей).
2. П о д р о б н ы й п е р е с к а з рассказа К. Ушинского «Играющие собаки».
3. Р а б о т а с о с т и х о т в о р е н и е м И. Северянина «Её питомцы». Чтение вслух учащимися.
− Тему доброты продолжит стихотворение И. Северянина «Её питомцы».
ФИЗМИНУТКА
говорить правду, быть честным
И н ф о р м а ц и я д л я у ч и т е л я .
Игорь Северянин (1887−1941) – литературное имя (псевдоним) русского поэтафутуриста Игоря Васильевича Лотарева. Поэт родился в
СанктПетербурге в семье военного инженера. Стихи начал писать очень рано. Первая публикация состоялась в 1904 году.
− Говорят: «Жизнь, достойная человека, – это жизнь, построенная на доброте». Каждый день нам даётся шанс быть добрым человеком.
Кто из героев произведения, мальчик или девочка, знают об этом?
− С кем из ребят вам хочется познакомиться и подружиться?
В ы п о л н е н и е з а д а н и й в учебнике и тетради.
С л а й д 6. Обращение А. Чехова к молодому поколению: «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!»
Добрые сердца – сады.
Добрые слова – это корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
− Заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами!
Спешите делать добро!
З а у ч и в а н и е стихотворения наизусть. П р о б н о е выразительное ч т е н и е н а и з у с т ь .
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а . Подготовить выразительное чтение рассказа В. Осеевой «Кто наказал его?» или стихотворения И.
Северянина «Её питомцы»; задание «Проба пера» в учебнике.
IV. Итог урока.
С л а й д 7. Пословицы на тему «Спеши делать добро».
• Добрые дела красят человека.
• Худо тому, кто добра не делает никому.
• Не ищи красоты, а ищи доброты.
• Красоту уносят годы, доброту не унесут.
− Какая пословица может быть выводом к нашему уроку?
5− Вспомните основную мысль рассказа К. Ушинского. (Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.)
– Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, иметь силу воли, быть честными.)
6