Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русская литература
1 кл
20.02.2019
Данная методическая разработка поможет учителю в планировании программного материала по литературному чтению в 1 классе на весь учебный год. Разработана на основе авторской. Предназначена для УМК "Школа России". Соответствует нормам и требованиям ФГОС. Разделы разграничены. Даст возможность педагогу определять своевременность изучения программного материала.
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс КЛИМАНОВА.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Посудичская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО Зам. Директора по УВР
______(Буртолик Н.А.) ______ (Дудина И.А)
Протокол № ___ от Приказ № ____ от
« ___» ______ 2015 г. « ___» _______ 2015 г. « ___» ________ 2015 г.
Рабочая программа
по литературному чтению
для 1 класса
на 2015 – 2016 учебный год
Учитель: Титоренко Надежда Николаевна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе: Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, основной образовательной программы, планируемых результатов начального
общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального
образования. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом,
пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему
развитию ребёнка. Наряду с русским языком он формирует функциональную
грамотность, способствует общему развитию и духовно нравственному и эстетическому
воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного обучения обеспечивает
результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского
кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно – творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование
эстетического отношения к искусству слова и ; овладение первоначальными навыками
работы с учебными и научно – познавательными текстами;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного
текста; формирование нравственных чувств и представлений о добре и зле, дружбе,
правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к культуре народов многона
циональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое
значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями,
духовно – нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства,
сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств,
соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и
других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и
выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге,
использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень
коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать
собственное мнение, строить монолог, работать с различными видами текстов,
самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в
словарях, справочниках.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность,
помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к
использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская
компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания
прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их
самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных
произведений. Внимание начинающегося читателя обращается на словесно – образную
природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему
миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся
чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является
формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как
грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская
компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания
прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением и самостоятельно
выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве мира и
самопознания.
Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс
литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание
интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного
читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения
младшего школьника по другим предметам.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов,
ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире.
В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические
высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят
информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное
мнение на основе прочитанного и услышанного.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в
художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как
особого вида искусства; формированию умения определять его художественную
ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего
школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния
на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое
значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник
осваивает основные нравственноэтические ценности взаимодействия с окружающим
миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев,
событий.
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным
интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность примерно 23
учебные недели, по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку
и литературному чтению). После обучения грамоте начинается раздельное изучение
литературного чтения и русского языка.
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные
линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо
(культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие
аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя
культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) это умение слушать и слышать, т. е. адекватно
воспринимать на слух звучащую речь высказывание собеседника, чтение различных
текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных
по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с
использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений (логического и др.),
соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста
определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту,
создавать монолог (с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать
изобразительновыразительные средства языка для создания собственного устного
высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах,
выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании
авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение
обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного
произведения): текст повествование, текст описание, текст рассуждение; создание
собственных минисочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.
Раздел « Виды читательской деятельности» включает в себя работу с
разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих
аналитических умений: воспринимать изобразительновыразительные средства языка
художественного произведения, научнопопулярного текста (без использования
терминологии); воссоздать картины жизни, представленные автором; устанавливать
причинноследственные связи в художественном, учебном и научнопопулярном текстах;
понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль теста (с
помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребёнка
младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и
формировании библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге
(учебной, художественной, справочной) по её элементам, знакомство с разными видами и
типами книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных
предпочтений.
В разделе « Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания
чтения младшего школьника. Этот отбор обеспечивает формирование мотивированного
выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской
деятельности, компетентности в области детской литературы: учёт эстетической и
нравственной ценности текстов, их жанровог7о и тематического разнообразия,
доступности для восприятия детьми 610 лет, читательских предпочтений младших
школьников. В предполагаемом содержании представлены малые и большие
фольклорные формы; литературные произведения разных жанров отечественных и
зарубежных писателей, классиков детской литературы ХІХХХ вв., а также современных
авторов.
Раздел « Литературоведческая пропедевтика» содержит круг
литературоведческих понятий для практического освоения обучаемыми с целью
ознакомления их с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о
средствах выразительности языка. Раздел « Творческая деятельность учащихся ( на основе литературных
произведений)» является ведущим звеном содержания начального этапа литературного
образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и
речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в
самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка живых картин,
чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию
различных форм интерпритации текста: устное словесное рисование, разные формы
пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения
(текст по аналогии). С учётом особенностей художественной литературы, её
нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение
этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным
произведением младший школьник осваивает основные нравственноэтические ценности
взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и
отрицательных действий героев, событий.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется
в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и
милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил
межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании
себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как
среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и
научнопопулярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение
ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к
идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе
социальных явлений.
Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач
образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и
образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоциональнопозитивного отношения к семье, близким, чувства любви,
благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,
состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии
трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации
средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность,
целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное
отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа,
представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее
своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории,
языку,
культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и
настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и
частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество, уважение к многообразию иных культур.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений
РФ на изучение предмета « Литературное чтение» в начальной школе выделяется 540
часов, в 1 классе 132 ч (4ч в неделю, 33 учебных недели).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения в начальной школе являются:
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
самого себя;
знакомство с культурно – историческим наследием росс, общечеловеческими
ценностями;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
полноценное восприятие художественной литературы;
эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
полноценное восприятие художественной литературы;
эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и
уважение мнения собеседника. Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:
освоение приёмов поиска нужной информации;
– овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации
художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение
средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою
точку зрения;
освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне
осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются:
формирование необходимого уровня читательской компетентности;
элементарными приёмами интерпритации, анализа и преобразования художественных,
научно – популярных и учебных текстов;
умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение
пользоваться словарями и справочками;
осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях,
событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты
повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении
учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научнопопулярных и учебных текстов;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; –
подробно пересказывать текст; –
составлять устный рассказ по картинке; –
заучивать наизусть небольшие стихотворения; –
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворение.
умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед
знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими
сообщениями. умения
самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться
словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к
творческой деятельности;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному
учебному, научнопознавательному и художественному произведению.
ЧТЕНИЕ
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка
на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения
высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественном, учебном, научнопопулярном и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование
содержания книги по её названию и оформлению. Участие в коллективном обсуждении:
умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей,
дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и
иллюстративноизобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник
необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее
представление). Книга учебная, художественная, справочная.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение содержанием. Определение особенностей
художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью
учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных
правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения
героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия
«родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на
примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств
языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической
для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям,
пересказ.
Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту.
Характеристика героя произведения: портрет, характер героя, выраженные через
поступки и речь.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),
описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить
данное описание на основе текста).
Работа с учебными, научнопопулярными и другими текстами. Понимание
заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение
особенностей учебного и научнопопулярного текста (передача информации), Понимание
отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов
(по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа
различных видов текста: установление причинноследственных связей. Определение
главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или
опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный
пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи.
Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и само
стоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в
вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению
(учебному, научнопознавательному, художественному тексту). Доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм
речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями
национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание
небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде
(форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача
содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научнопопулярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни,
художественного произведения, изобразительного истина) в рассказе (описание,
рассуждение, повествование).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств
языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини – сочинениях (повествование, описание,
рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения
классиков отечественной литературы XIXXX вв., классиков детской литературы,
произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера
России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине,
природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя)
средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, ги
пербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный
образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его
портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер),
рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни,
потешки, пословицы и поговорки, загадки) узнавание, различение, определение
основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные
особенности сказок: лексика (композиция). Литературная (авторская) сказка. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся:
чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и
использование их (установление причинноследственных связей, последовательности
событий: соблюдение этапности при выполнении действий, создание собственного текста
на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин
художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
3 четверть (8ч)
1
Вводный урок.
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система
учебных обозначений. Словарь.
Жили – были буквы (7ч)
2
3
4
5
В. Данько «Загадочные буквы»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание
раздела.
И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».
Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий
пересказ.
С. Чёрный «Живая азбука». Ф.Кривин «Почему «А»
потися, а «Б» нет.
Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев.
Выразительное чтение опорой на знаки препинания.
Г. Сапгир «Про медведя», М.Бородицкая «Разговор с
пчелой», И.Гамазкова « Кто как кричит?».
Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики
героев. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника
заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова.
Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно вслух стихотворение.
его содержание. Отвечать на вопросы по содержанию. Описывать характер героев.
Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационный конец предложения.
прогнозировать его содержание. Описывать характер героев. Определять главную мысль текста и соотносить её с содержанием произведения.
Изображать героев с помощью жестов, мимики. Отличать авторскую сказку от народной. Пересказывать текст, придумывая его продолжение.
Выразительно читать по слогам и целыми словами, передавая интонационный конец предложения.
прогнозировать его содержание. Описывать характер героев(выбирать из предложенного списка слова для характеристики ).
вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.
Определять главную мысль и соотносить её с содержанием. Сравнивать произведения разных авторов на одну тему.
Выразительно читать по слогам и целыми словами, передавая интонационный конец предложения.
прогнозировать его содержание. Описывать характер героев(выбирать из предложенного списка слова для характеристики ).
вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.
Определять главную мысль и соотносить её с содержанием. Сравнивать произведения разных авторов на одну тему. 6
7
8
С.Маршак « автобус номер двадцать шесть».
Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев.
Выразительное чтение опорой на знаки препинания.
Из старинных книг
Повторение и обобщение по теме « Жили – были буквы».
Выставка книг по теме. Творческая работа: волшебные
превращения. Проекты «Буквы – герои сказок», «Создаём
город букв».
помощью жестов, мимики.
Выразительно читать по слогам и целыми словами, передавая интонационный конец предложения.
прогнозировать его содержание. Описывать характер героев(выбирать из предложенного списка слова для характеристики ).
вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.
Определять главную мысль и соотносить её с содержанием.
Выразительно читать по слогам и целыми словами, передавая интонационный конец предложения.
прогнозировать его содержание. Описывать характер героев( выбирать из предложенного списка слова для характеристики ).
героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.
Определять главную мысль и соотносить её с содержанием.
Выразительно читать по слогам и целыми словами, передавая интонационный конец предложения.
Анализировать их. Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику;
начале, потом, чем закончит выступление.
4 четверть (32ч)
Сказки, загадки, небылицы (7ч)
9
Е.Чарушин « Теремок».
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание
раздела. Выставка книг по теме.
10
11
12
Русская народная сказка «Рукавичка».
Сказки авторские и народные. Герои сказок. Рассказывание
сказок на основе картинного плана.
Загадки. Песенки.
Тема загадок. Сочинение загадок. Русские народные песенки.
Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение.
Выразительное чтение песенок.
Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги
« Рифмы Матушки гусыни».
Выразительные средства языка. Выразительное чтение
Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги.
событий в сказке. Отвечать на вопросы по содержанию; называть героев сказки и оценивать их поступки.
текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Различать народную и литературную сказки.
темой раздела. Выбирать нужную книгу по заданным параметрам.
Читать выразительно плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги.
по содержанию; называть героев сказки и оценивать их поступки. Соотносить
картинный план и рассказывать сказку на основе картинного плана. Различать
одну тему.
Различать жанры устного народного творчества. Сравнивать произведения малых и больших жанров:
на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.
Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения.
Различать жанры устного народного творчества. Выразительно читать фольклорные произведения. Заучивать небольшие произведения наизусть.
Анализировать и сравнивать произведения устного народного творчества; объединять
совершаемых ими поступков. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. 13
14
15
диалогов. Чтение по ролям. Герои потешек.
Сказки А.С.Пушкина. Выставка книг. Выбирать нужную
книгу по заданным параметрам. Герои сказок. Рассказывание
сказки на основе картинного плана. Главная мысль сказки.
Русская народная сказка
« Петух и собака».
.Герои сказок. Рассказывание сказки на основе картинного
плана. Главная мысль сказки.
Сравнение народной и литературной сказок.
Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «
сказки, загадки, небылицы».
достижения
Читать выразительно плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги,
событий в сказке. Отвечать на вопросы по содержанию; называть героев сказки и оценивать их поступки.
отрывку. Определять главную мысль сказки. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков,
Инсценирование отрывков из сказки.
Читать выразительно плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги,
событий в сказке. Отвечать на вопросы по содержанию; называть героев сказки и оценивать их поступки.
текста; пересказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки. С
Определять главную мысль сказки. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков,
Читать выразительно плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги,
событий в сказке. Отвечать на вопросы по содержанию; называть героев сказки и оценивать их поступки.
Анализировать и сравнивать произведения больших и малых жанров. Отгадывать и сочинять загадки, небылицы.
друг с другом, проявлять внимание. Проверять чтение друг друга, оценивать
Апрель, апрель. Звенит капель…(5ч)
16
А.Майков «Ласточка примчалась…», « Весна». А.Плещеев
«Сельская песенка». Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержание раздела. Выставка книг по теме.
Лирические стихотворения. Настроение. Средства
художественной выразительности.
Т.Белозёров «Подснежники», С.Маршак « Апрель».
Плавное выразительное чтение целыми словами. Сравнение
стихотворений разных поэтов. Настроение. Средства
художественной выразительности.
Стихи – загадки писателей И.Токмаковой, Л.Ульяницкой,
Л.Яхнина, Е.Трутневой.
Литературная загадка. Сочинение загадок. Запоминание
загадок.
Проект « составляем сборник загадок».
Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. произведения из
17
18
19
Прогнозировать содержание раздела. Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела.
передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.
помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать
рисунок произведений. Сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему.
Читать с выражением лирические произведения, выражая голосом важные мысли и слова.
наблюдать как меняется настроение автора. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения,
Находить в слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.
Читать с выражением лирические произведения, выражая голосом важные мысли и слова.
наблюдать, как меняется настроение автора. Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим
свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых слов. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике
договариваться друг с другом, проявлять внимание. Проверять чтение друг друга,
Читать с выражением лирические произведения, выражая голосом важные мысли и слова. старинных книг.
Чтение наизусть стихотворений. Ритмический рисунок
стихотворного текста.
Повторение и обобщение по теме « Апрель, апрель. Звенит
капель».
20
наблюдать, как меняется настроение автора. Читать и объяснять смысл пословицы;
стихотворения и декламировать их. Читать с выражением лирические произведения, выражая голосом важные мысли и слова.
разных поэтов на одну и ту же тему; наблюдать, как меняется настроение автора.
Читать с выражением лирические произведения, выражая голосом важные мысли и слова.
наблюдать как меняется настроение автора. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения,
Находить в слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. О
Защищать проекты.
И в шутку и в серьёз (6ч + 1 ч из резерва)
21
И.Токмакова « мы играли в хохотушки», Я.Тайц « Волк»,
Г.Кружков « РРРЫ!».
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание
раздела. Выставка книг по теме. Весёлые стихи для детей.
Звукопись как средство выразительности.
Н. Артюхова «Саша – дразнилка».
Заголовок – «входная дверь»в текст. Подбор другого
заголовка. Герой юмористического рассказа. Рассказывание.
К.Чуковский « Федотка», О.Дриз «Привет», О.Григорьев «
Стук».
Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как
средство выразительности.
И.Токмакова « Разговор лютика и Жучка», И.Пивоварова
« Кулинаки – пулинаки», К.Чуковский « Телефон».
Нравственно – этические представления. Соотнесение
содержания произведения с пословицами.
М. Пляцковский« Помощники». Сравнение рассказа и
стихотворения Заголовок – «входная дверь» в текст. Подбор
другого заголовка.
22
23
24
25
Прогнозировать содержание раздела. Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела,
с коллективно составленным планом. Читать выразительно юмористические произведения, передавая их
произведения; находить слова, отражающие характер героя. Находить черты юмористического текста.
посвящённой одной тематике; находить сходства и различия. Оценивать свои достижения.
Читать выразительно юмористические произведения, передавая их настроение. Объяснять
отражающие характер героя. Находить черты юмористического текста. Сравнивать
находить сходства и различия. Читать выразительно целыми словами. Работать
придумывать свои заголовки. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.
Читать выразительно юмористические произведения, передавая их настроение. Объяснять
отражающие характер героя. Находить черты юмористического текста. Сравнивать
находить сходства и различия. Обсуждать с друзьями, что такое настоящая дружба, кого можно назвать другом, приятелем. О
доброжелательного и необидного способа общения. Определять тему и главную мысль произведения.
самостоятельно оценивать свои достижения.
Читать произведения, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном.
содержание произведения с пословицами. Сотавлять план рассказа. Сравнивать
настоящая дружба, кого можно назвать другом, приятелем. Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения.
в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.
Читать выразительно юмористические произведения, передавая их настроение. Объяснять
отражающие характер героя. Находить черты юмористического текста. Сравнивать
находить сходства и различия. Составлять план рассказа. Придумывать заголовки и объяснять 26
27
Из старинных книг.
Проект: « Наш класс – дружная семья». Создание летописи
класса.
Повторение и обобщение по теме « и в шутку и всерьёз».
Оценка достижений.
коллективно составленному плану. Оценивать свои достижения.
Читать выразительно юмористические произведения, передавая их настроение. Объяснять
отражающие характер героя. Находить черты юмористического текста. Сравнивать
находить сходства и различия. Работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться
работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять
Читать выразительно юмористические произведения, передавая их настроение. Объяснять
отражающие характер героя. Находить черты юмористического текста. Сравнивать
находить сходства и различия. Оценивать свои достижения. Ориентироваться
Я и мои друзья ( 5ч + 2 ч из резерва)
28
29
30
31
32
Ю.Ермолаев « лучший друг», Е.Благинина «Подарок».
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание
раздела. Планирование учащихся и учителя по освоению
содержания раздела. Выставка книг по теме.
В.Орлов « Кто первый?», С.Михалков «Бараны».
Тема произведения. Главная мысль. Нравственно этические
представления. Соотнесение содержания произведения с
пословицами.
Р.Сеф «Совет», В.Берестов «В магазине игрушек», В.Орлов
«Если дружбой дорожить…», И.Пивоварова «Вежливый
ослик», Я.Аким «Моя родная».
Анализ текста и деление его на части. Тема произведения.
Главная мысль. Нравственно этические представления.
Соотнесение содержания произведения с пословицами.
С.Маршак «Хороший день».
Умение прогнозировать содержание произведения.
Выразительное чтение. Заучивание наизусть.
М.Пляцковский « Сердитый дог Буль», Ю. Этин «Про
дружбу».
Тема произведения. Главная мысль. Нравственно этические
Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием шмуцтитула. Анализировать
Прогнозировать содержание раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.
произведения, отражая настроение автора. Высказывать своё мнение о прочитанном.
суждения о дружбе, друзьях, правилах общения. Сравнивать произведения двух авторов по одной тематике.
Выразительно читать произведения, отражая настроение автора. Высказывать
текста. Высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения. Сравнивать
содержание произведения с пословицами, сравнивать стихотворения и рассказы.
Выразительно читать произведения, отражая настроение автора. Высказывать
текста. Высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения. Сравнивать
содержание произведения с пословицами, сравнивать стихотворения и рассказы.
стихотворения и рассказы. . Работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться
образцом. Ориентироваться в прочитанных произведениях.
Выразительно читать произведения, отражая настроение автора. Высказывать
Высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения. Сравнивать произведения двух авторов по одной тематике.
произведения с пословицами, сравнивать стихотворения и рассказы. Сравнивать
договариваться друг с другом. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.
Выразительно читать произведения, отражая настроение автора. Высказывать
Высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения. Сравнивать произведения двух авторов по одной тематике.
произведения с пословицами, сравнивать стихотворения и рассказы. Сравнивать 33
34
представления. Соотнесение содержания произведения с
пословицами
Из старинных книг. Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки»,
«Находка».
Анализ текста и деление его на части. Тема произведения.
Главная мысль. Нравственно этические представления.
Соотнесение содержания произведения с пословицами.
Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья».
Проект: «Наш класс – дружная семья». Создание летописи
класса.
Оценка достиженией.
договариваться друг с другом. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.
Выразительно читать произведения, отражая настроение автора. Высказывать
текста. Высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения. Сравнивать
содержание произведения с пословицами, сравнивать стихотворения и рассказы.
стихотворения и рассказы. . Работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться
образцом.
Выразительно читать произведения, отражая настроение автора. Высказывать
текста. Высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения. Сравнивать
содержание произведения с пословицами, сравнивать стихотворения и рассказы.
стихотворения и рассказы. . Работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться
образцом. Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить
найденную информацию группе.
О братьях наших меньших (5ч + 1 ч из резерва).
35
С. Михалков «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак…».
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание
раздела. Планирование учащихся и учителя по освоению
содержания раздела. Выставка книг по теме.
36
37
38
В.Осеева « Собака яростно лаяла», И. Токмакова
« Купите собаку». Стихотворения о животных. Сравнение
стихотворения и рассказа.
М.Пляцковский « Цап Царапыч», Г.Сапгир « Кошка».
В.Берестов « Лягушата», В.Лунин «Никого не обижай», С.
Михалков « Важный совет».
Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием шмуцтитула. Анализировать
Прогнозировать содержание раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.
выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно – популярные тексты;
Высказывать своё суждение по поступкам героев. Рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; у
проблемных ситуаций.
Осознанно и выразительно читать произведения с опорой на знаки препинания;
тексты; характеризовать героев и их поступки; Высказывать своё суждение по поступкам героев.
вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.
Осознанно и выразительно читать произведения с опорой на знаки препинания;
тексты; характеризовать героев и их поступки; Высказывать своё суждение по поступкам героев.
вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.
Осознанно и выразительно читать произведения с опорой на знаки препинания;
тексты; характеризовать героев и их поступки; Высказывать своё суждение по поступкам героев.
вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций. Рассказывать
Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; 39
40
Д.Хармс «Храбрый ёж», Н.Сладков « Лисица Ёж»,
С.Аксаков « Гнездо».
Художественные и нааучно – популярные тексты. Их сходство
и различие.
Повторение и обобщение по теме « О братьях наших
меньших»
Оценка достижений.
Осознанно и выразительно читать произведения с опорой на знаки препинания;
тексты; характеризовать героев и их поступки; Высказывать своё суждение по поступкам героев.
вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций. Рассказывать
Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом;
Выразительно читать произведения, отражая настроение автора. Высказывать
текста. Высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения. Сравнивать
содержание произведения с пословицами, сравнивать стихотворения и рассказы.
стихотворения и рассказы. . Работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться
образцом. Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить
найденную информацию группе.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Наименование объектов и средств
материально – технического обеспечения
Примечание
Книгопечатная продукция
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие
программы. 14 классы.
Учебники
1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч.
Ч. 1/ сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская).
2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч.
Ч. 2/ сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская).
В программе определены цели и ценностные ориентиры
начального курса литературного чтения; рассмотрены подходы к
структурированию учебного материала и к организации
деятельности учащихся; представлены результаты изучения
предмета, основное содержание курса, тематическое
планирование с характеристикой основных видов деятельности
учащихся; описано материально – техническое обеспечение.
Методический аппарат учебников организует ориентировку
учащихся при формировании важнейших учебных действий
( читать выразительно, делить текст на части, выделять главную
мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план) и
обеспечивает их поэтапную отработку. Многие задания
ориентированы на коммуникативное взаимодействие учащихся к
сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных
произведений. Текстовой материал способствует духовно –
нравственному развитию младших школьников, осознанию ими
важнейших нравственно – этических понятий (дружба, доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, любовь к родителям).
Рабочие тетради и пособия (серия «Успешный старт»)
1.Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.
2. Климанова Л.Ф. Читалочка.
В пособиях рассматриваются теоретические основы обучения
чтению, основные положения программы «Литературное чтение»
в начальной школе, даются общие рекомендации по организации
уроков литературного чтения и поурочные разработки к
учебникам.
Методические пособия
1. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные
разработки. 1 класс
Книги для учителя
1. Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую
активность. 2. Чутко Н.Г. Формирование
познавательной активности у младшего школьника.
В книгах рассматриваются требования к обучению творческому
чтению и подходы к формированию читательской активности
младших школьников.
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой,
определённой программой.
Словари по русскому языку. Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты
поэтов и писателей.
Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт
и таблиц
Телевизор
Видеомагнитофон
Персональный компьютер
Экранно – звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых
произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию
обучения
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины
Оборудование класса Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, пособий, дидактических
материалов. Настенная доска для вывешивания
демонстрационного материала. Подставки для книг.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.